Национальный проект «Цифровая экономика»
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июля 2022 года; проверки требуют 4 правки.
Цели и задачиПравить
- «Информационная инфраструктура»
- «Информационная безопасность»
- «Искусственный интеллект»
- «Кадры для цифровой экономики»
- «Нормативное регулирование цифровой среды»
- «Цифровые технологии»
- «Цифровое государственное управление»
Основными целями национального проекта «Цифровая экономика» являются:
- повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счёт всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом;
- создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;
- использование преимущественно отечественного программного обеспечения (ПО) государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;
Этот национальный проект создан для решения следующих задач:
- создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;
- создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
- обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;
- обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
- создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;
- внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
- преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
- создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития;
- разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств — членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.
ИсторияПравить
Почтовая марка 2021 год. Национальные проекты России. Цифровая экономика
4 марта 2019 года замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис утвердил стандарт федерального проекта «Умный город» — набор базовых и дополнительных мероприятий, которые предстоит выполнять всем городам-участникам проекта цифровизации городского хозяйства до 2024 года, сообщает пресс-служба ведомства. Мероприятия включают восемь направлений: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис.
РеализацияПравить
Куратор национального проекта «Цифровая экономика», вице-премьер Д.Н. Чернышенко
Руководитель нацпроекта «Цифровая экономика», министр связи РФ М.И. Шадаев
КритикаПравить
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 сентября 2022 года; проверки требуют 7 правок.
Цифровизация в России — в узком смысле, цифровая трансформация (ЦТ) системы государственного управления и создание «электронного правительства» в России. В более широком понимании, цифровая трансформация не только госуправления, но всего государственного сектора экономики России. И в самом широком понимании, цифровая трансформация госуправления и всех отраслей экономики России, включая госсектор и частный сектор экономики России.
История создания электронного правительства в РоссииПравить
Создание элементов «Электронного правительства» в России было инициировано ещё в 2002 году во исполнение Федеральной целевой программы «Электронная Россия», действовавшая в Российской Федерации в 2002—2010 годах.
Сегодня развитие «Электронного правительства» продолжается правительством Российской Федерации в соответствии с принятым Национальным проектом «Цифровая экономика» реализация которого рассчитанного на 2019—2024 годы.
Список ответственных госорганов за цифровизациюПравить
- Правительство Российской Федерации — реализует национальный проект «Цифровая экономика» (ответственный: вице-премьер Д.Н. Чернышенко);
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ — имеет «Департамент развития Электронного правительства» (ответственный: министр М.И. Шадаев);Министерство экономического развития РФ — имеет функцию развития «Электронного правительства» (ответственный: министр М.Г. Решетников).Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ). - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ — имеет «Департамент развития Электронного правительства» (ответственный: министр М.И. Шадаев);
- Министерство экономического развития РФ — имеет функцию развития «Электронного правительства» (ответственный: министр М.Г. Решетников).
- Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ).
Направления, цели и задачи цифровизации в РоссииПравить
Главная цель цифровизации — это реформирование и улучшение государственного аппарата: оптимизация количества чиновников в госуправлении, борьба с бюрократизмом, казнокрадством, взяточничеством и коррупцией.
«Электронное правительство» в России развивается по следующим направлениям:
Развитие «Электронного правительства» в России предполагает, что должны быть решены следующие проблемы и задачи:
- Информатизация государственного управления с использованием автоматизированных систем управления;
- Межведомственное электронное взаимодействие;
- Внедрение технологий безбумажного документооборота в органах власти и управления;
- Создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры государственных органов;
- Вопросы перехода органов власти и управления на отечественное программное обеспечение;
- Развитие государственной инфраструктуры облачных вычислений;
- Открытые данные.
Для решения этих задач в госуправлении России сегодня внедряются следующие классы ИТ-систем:
- Система электронного документооборота (СЭД) / Управление корпоративным контентом (ECM — англ. Enterprise content management);
- Учётные системы (Системы бухгалтерского учёта и другие Системы управления учётными записями);
- Бизнес-аналитика (BI — англ. );
- Управление бизнес-процессами (BPM — англ. Business process management);
- Планирование ресурсов предприятия (ERP — англ. Enterprise resource planning);
- Видеоконференцсвязь;
- Системы видеонаблюдения;
- Корпоративные порталы (англ. ).
Список цифровых государственных услуг и информационных системПравить
Список примеров в этой статье не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи.
Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае список примеров может быть удалён. (31 августа 2022)
Сбор и обработка персональных данных граждан РФ
- Единая биометрическая система;
- Электронный паспорт гражданина Российской Федерации;
- Цифровой паспорт болельщика (Fan ID);
- Портал государственных услуг Российской Федерации (ЕП Госуслуг);
- Федеральная типовая медицинская информационная система (ФТ МИС);
- Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС);
- ГИС «Похоронно-погребальная деятельность»;
Выборы, законотворчество и правосудие
Финансовые, налоговые системы и услуги
- Личный кабинет налогоплательщика — интернет-сервис ФНС России;
- АСК НДС;
- ГИИС «Электронный бюджет»;
- Единая информационная система в сфере закупок;
- Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП);
- Автоматизированная информационная система лицензирования отдельных видов деятельности (АИС ЛОД);
Градостроительные и градоуправленческие ИС
- ИСДМ-Рослесхоз;
- ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»;
- АИС «Безопасность дорожного движения»;
- Система маркировки и прослеживаемости товаров (Россия)
- Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД;
- и т. д.
- Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации (ОГАС) в СССР
- Киберсин в Чили
- Цифровая революция
- Информационная революция
- Электронное правительство
- Киберфизическая система
- Четвёртая промышленная революция
- Работа 4.0
- Дмитрий Анатольевич Медведев. Вступительное слово на заседании Президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» // Право И Безопасность. — 2008. — . — ISSN 1996-3246.
- Соколов И.А., Колин К.К.: Развитие информационного общества в России и актуальные проблемы информационной безопасности. emag.iis.ru. Дата обращения: 13 марта 2021.
- Экспертно-консультативная группа Совета при Президенте РФ по развития информационного общества. www.armit.ru. Дата обращения: 13 марта 2021.
- Переход к использованию всех форм электронного правительства может занять 5–6 лет. Портал Kremlin.ru (23 декабря 2009). Дата обращения: 31 января 2022.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р г. Москва «О государственной программе Российской Федерации „Информационное общество (2011—2020 годы)“» // «Российская газета», 16 ноября 2010
- The Big Data revolution can revive the planned economy. (Революция в больших данных может возродить плановую экономику). «Financial Times». (сентябрь 2017). Дата обращения: 31 января 2022.
- Госплан-2. В России возрождают плановую экономику. Газета «Наша версия». (8 ноября 2021). Дата обращения: 31 января 2022.
- Государственные услуги и информационные системы. Официальный сайт «Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ».. Дата обращения: 31 января 2022.
- Государственная автоматизированная информационная система «Управление» (ГАС «Управление»). Официальный сайт «Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ». (27 сентября 2016). Дата обращения: 31 января 2022.
- О национальной системе управления данными. «Habr». (3 октября 2019). Дата обращения: 31 января 2022.
- ГосТех: что известно о революции в построении госинформсистем. «CNews». (24 декабря 2021). Дата обращения: 31 января 2022.
- Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
- Алексей Кузнецов. Цифровизация всей страны. Как новые технологии ускоряют рост экономики. Сайт «Комсомольская правда». (17 сентября 2019). Дата обращения: 31 января 2022.
- Цифровизация госсектора: крупнейшие ИТ-поставщики, ключевые проекты, актуальные интервью. Сайт Seldon.News (30 декабря 2021). Дата обращения: 31 января 2022.
- Раздел: «Электронное правительство» на Официальной сайте Правительства РФ.
- Раздел: «Электронное правительство» на Официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
- «Трансформация государственного управления и госуслуг под влиянием пандемии» — раздел исследования «Цифровой поворот. Экономические последствия пандемии и новые стратегии.» // Сайт ВШГУ РАНХиГС.
Источник финансирования: Смешанный
Бюджет: 1 794 658 000 руб.
Паспорт проекта утвержден: 24 декабря 2018 года
Цели проекта
- увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом
- создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения организаций больших объемов данных, доступной для всех домохозяйств
- использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями
Задачи проекта
- Создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе к каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий
- Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок
- Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики
- Обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства
- Создание «сквозных» цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок
- Создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития
- Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей
- Разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств — членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики
Ответственные за реализацию проекта
- Куратор национального проекта: , заместитель председателя Правительства Российской Федерации
- Руководитель национального проекта: , министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
- Администратор национального проекта: , заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Показатели национального проекта
Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в валовом внутреннем продукте страны (проценты)
- 2018 год — 1,9
- 2019 год — 2,2
- 2020 год — 2,5
- 2021 год — 3,0
- 2022 год — 3,6
- 2023 год — 4,3
- 2024 год — 5,1
Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «интернет» (проценты)
- 2018 год — 75
- 2019 год — 79
- 2020 год — 84
- 2021 год — 89
- 2022 год — 92
- 2023 год — 95
- 2024 год — 97
Доля социально-значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети «интернет» (проценты)
- 2018 год — 34,1
- 2019 год — 45,2
- 2020 год — 56,3
- 2021 год — 67,5
- 2022 год — 83,7
- 2023 год — 91,9
- 2024 год — 100
Наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах (количество)
- 2018 год — 2
- 2019 год — 3
- 2020 год — 4
- 2021 год — 5
- 2022 год — 6
- 2023 год — 7
- 2024 год — 8
Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных (проценты)
- 2020 год — 1,5
- 2021 год — 2
- 2022 год — 3
- 2023 год — 4
- 2024 год — 5
Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения (проценты)
Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного программного обеспечения (проценты)
Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Цифровая экономика»
- федеральный проект «Информационная инфраструктура» — 772,4 млрд руб
- федеральный проект «Цифровые технологии» — 451,8 млрд руб
- федеральный проект «Цифровое государственное управление» — 235,7 млрд руб
- федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» — 143,1 млрд руб млрд руб
- федеральный проект «Информационная безопасность» — 30,2 млрд руб
- федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» — 1,7 млрд руб
Видео о национальном проекте «Цифровая экономика»
Встреча с президентом. ВЭБ.РФ. Цифровая экономика
Цифровая экономика России: программа развития
Главное с презентации нацпроекта «Цифровая экономика»
Спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития: что такое «Цифровая экономика»
Законодательное регулирование нацпроекта «Цифровая экономика»
Федеральные проекты национального проекта «Цифровая экономика»
Национальный проект «Жилье и городская среда»Национальный проект «Экология»Национальный проект «Международная кооперация и экспорт»Национальный проект «Культура»Национальный проект «Наука»Национальный проект «Образование»Национальный проект «Демография»Национальный проект «Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы»Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»Национальный проект «Здравоохранение»
Основная статья: Цифровая экономика России