Национальный проект «Цифровая экономика»

Национальный проект «Цифровая экономика»

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июля 2022 года; проверки требуют 4 правки.

Цели и задачиПравить

  • «Информационная инфраструктура»
  • «Информационная безопасность»
  • «Искусственный интеллект»
  • «Кадры для цифровой экономики»
  • «Нормативное регулирование цифровой среды»
  • «Цифровые технологии»
  • «Цифровое государственное управление»

Основными целями национального проекта «Цифровая экономика» являются:

  • повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счёт всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом;
  • создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;
  • использование преимущественно отечественного программного обеспечения (ПО) государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;

Этот национальный проект создан для решения следующих задач:

  • создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;
  • создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
  • обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;
  • обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
  • создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;
  • внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
  • преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
  • создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития;
  • разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств — членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.

ИсторияПравить

Почтовая марка 2021 год. Национальные проекты России. Цифровая экономика

4 марта 2019 года замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис утвердил стандарт федерального проекта «Умный город» — набор базовых и дополнительных мероприятий, которые предстоит выполнять всем городам-участникам проекта цифровизации городского хозяйства до 2024 года, сообщает пресс-служба ведомства. Мероприятия включают восемь направлений: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис.

РеализацияПравить

Куратор национального проекта «Цифровая экономика», вице-премьер Д.Н. Чернышенко

Руководитель нацпроекта «Цифровая экономика», министр связи РФ М.И. Шадаев

КритикаПравить

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 сентября 2022 года; проверки требуют 7 правок.

Цифровизация в России — в узком смысле, цифровая трансформация (ЦТ) системы государственного управления и создание «электронного правительства» в России. В более широком понимании, цифровая трансформация не только госуправления, но всего государственного сектора экономики России. И в самом широком понимании, цифровая трансформация госуправления и всех отраслей экономики России, включая госсектор и частный сектор экономики России.

История создания электронного правительства в РоссииПравить

Создание элементов «Электронного правительства» в России было инициировано ещё в 2002 году во исполнение Федеральной целевой программы «Электронная Россия», действовавшая в Российской Федерации в 2002—2010 годах.

Читать также:  «Наша цель – цифровизация обыденности». В Прикамье представили федеральные и региональные IT-проекты

Сегодня развитие «Электронного правительства» продолжается правительством Российской Федерации в соответствии с принятым Национальным проектом «Цифровая экономика» реализация которого рассчитанного на 2019—2024 годы.

Список ответственных госорганов за цифровизациюПравить

  • Правительство Российской Федерации — реализует национальный проект «Цифровая экономика» (ответственный: вице-премьер Д.Н. Чернышенко);
    Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ — имеет «Департамент развития Электронного правительства» (ответственный: министр М.И. Шадаев);Министерство экономического развития РФ — имеет функцию развития «Электронного правительства» (ответственный: министр М.Г. Решетников).Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ).
  • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ — имеет «Департамент развития Электронного правительства» (ответственный: министр М.И. Шадаев);
  • Министерство экономического развития РФ — имеет функцию развития «Электронного правительства» (ответственный: министр М.Г. Решетников).
  • Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ).

Направления, цели и задачи цифровизации в РоссииПравить

Главная цель цифровизации — это реформирование и улучшение государственного аппарата: оптимизация количества чиновников в госуправлении, борьба с бюрократизмом, казнокрадством, взяточничеством и коррупцией.

«Электронное правительство» в России развивается по следующим направлениям:

Развитие «Электронного правительства» в России предполагает, что должны быть решены следующие проблемы и задачи:

  • Информатизация государственного управления с использованием автоматизированных систем управления;
  • Межведомственное электронное взаимодействие;
  • Внедрение технологий безбумажного документооборота в органах власти и управления;
  • Создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры государственных органов;
  • Вопросы перехода органов власти и управления на отечественное программное обеспечение;
  • Развитие государственной инфраструктуры облачных вычислений;
  • Открытые данные.

Для решения этих задач в госуправлении России сегодня внедряются следующие классы ИТ-систем:

  • Система электронного документооборота (СЭД) / Управление корпоративным контентом (ECM — англ. Enterprise content management);
  • Учётные системы (Системы бухгалтерского учёта и другие Системы управления учётными записями);
  • Бизнес-аналитика (BI — англ. );
  • Управление бизнес-процессами (BPM — англ. Business process management);
  • Планирование ресурсов предприятия (ERP — англ. Enterprise resource planning);
  • Видеоконференцсвязь;
  • Системы видеонаблюдения;
  • Корпоративные порталы (англ. ).

Список цифровых государственных услуг и информационных системПравить

Список примеров в этой статье не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи.

Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае список примеров может быть удалён. (31 августа 2022)

Сбор и обработка персональных данных граждан РФ

  • Единая биометрическая система;
  • Электронный паспорт гражданина Российской Федерации;
  • Цифровой паспорт болельщика (Fan ID);
  • Портал государственных услуг Российской Федерации (ЕП Госуслуг);
  • Федеральная типовая медицинская информационная система (ФТ МИС);
  • Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС);
  • ГИС «Похоронно-погребальная деятельность»;

Выборы, законотворчество и правосудие

Финансовые, налоговые системы и услуги

  • Личный кабинет налогоплательщика — интернет-сервис ФНС России;
  • АСК НДС;
  • ГИИС «Электронный бюджет»;
  • Единая информационная система в сфере закупок;
  • Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП);
  • Автоматизированная информационная система лицензирования отдельных видов деятельности (АИС ЛОД);

Градостроительные и градоуправленческие ИС

  • ИСДМ-Рослесхоз;
  • ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»;
  • АИС «Безопасность дорожного движения»;
  • Система маркировки и прослеживаемости товаров (Россия)
  • Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД;
  • и т. д.
  • Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации (ОГАС) в СССР
  • Киберсин в Чили
  • Цифровая революция
  • Информационная революция
  • Электронное правительство
  • Киберфизическая система
  • Четвёртая промышленная революция
  • Работа 4.0
  • Дмитрий Анатольевич Медведев. Вступительное слово на заседании Президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» // Право И Безопасность. — 2008. — . — ISSN 1996-3246.
  • Соколов И.А., Колин К.К.: Развитие информационного общества в России и актуальные проблемы информационной безопасности. emag.iis.ru. Дата обращения: 13 марта 2021.
  • Экспертно-консультативная группа Совета при Президенте РФ по развития информационного общества. www.armit.ru. Дата обращения: 13 марта 2021.
  • Переход к использованию всех форм электронного правительства может занять 5–6 лет. Портал Kremlin.ru (23 декабря 2009). Дата обращения: 31 января 2022.
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р г. Москва «О государственной программе Российской Федерации „Информационное общество (2011—2020 годы)“» // «Российская газета», 16 ноября 2010
  • The Big Data revolution can revive the planned economy. (Революция в больших данных может возродить плановую экономику). «Financial Times». (сентябрь 2017). Дата обращения: 31 января 2022.
  • Госплан-2. В России возрождают плановую экономику. Газета «Наша версия». (8 ноября 2021). Дата обращения: 31 января 2022.
  • Государственные услуги и информационные системы. Официальный сайт «Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ».. Дата обращения: 31 января 2022.
  • Государственная автоматизированная информационная система «Управление» (ГАС «Управление»). Официальный сайт «Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ». (27 сентября 2016). Дата обращения: 31 января 2022.
  • О национальной системе управления данными. «Habr». (3 октября 2019). Дата обращения: 31 января 2022.
  • ГосТех: что известно о революции в построении госинформсистем. «CNews». (24 декабря 2021). Дата обращения: 31 января 2022.
  • Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
  • Алексей Кузнецов. Цифровизация всей страны. Как новые технологии ускоряют рост экономики. Сайт «Комсомольская правда». (17 сентября 2019). Дата обращения: 31 января 2022.
  • Цифровизация госсектора: крупнейшие ИТ-поставщики, ключевые проекты, актуальные интервью. Сайт Seldon.News (30 декабря 2021). Дата обращения: 31 января 2022.
  • Раздел: «Электронное правительство» на Официальной сайте Правительства РФ.
  • Раздел: «Электронное правительство» на Официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
  • «Трансформация государственного управления и госуслуг под влиянием пандемии» — раздел исследования «Цифровой поворот. Экономические последствия пандемии и новые стратегии.» // Сайт ВШГУ РАНХиГС.
Читать также:  В ближайшие годы тенденции электронной коммерции сохранят свое значение

Источник финансирования: Смешанный

Бюджет: 1 794 658 000 руб.

Паспорт проекта утвержден: 24 декабря 2018 года

Цели проекта

  • увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом
  • создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки  и хранения организаций больших объемов данных, доступной для всех домохозяйств
  • использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями

Задачи проекта

  • Создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе к каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий
  • Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок
  • Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики
  • Обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства
  • Создание «сквозных» цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок
  • Создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития
  • Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей
  • Разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств — членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики

Ответственные за реализацию проекта

  • Куратор национального проекта: , заместитель председателя Правительства Российской Федерации
  • Руководитель национального проекта: , министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • Администратор национального проекта: , заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Читать также:  Как сделать возможной электронную коммерцию Яндекса. Работа с метриками и отчетами?

Показатели национального проекта

Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в валовом внутреннем продукте страны (проценты)

  • 2018 год — 1,9
  • 2019 год — 2,2
  • 2020 год — 2,5
  • 2021 год — 3,0
  • 2022 год — 3,6
  • 2023 год — 4,3
  • 2024 год — 5,1

Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «интернет» (проценты)

  • 2018 год — 75
  • 2019 год — 79
  • 2020 год — 84
  • 2021 год — 89
  • 2022 год — 92
  • 2023 год — 95
  • 2024 год — 97

Доля социально-значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети «интернет» (проценты)

  • 2018 год — 34,1
  • 2019 год — 45,2
  • 2020 год — 56,3
  • 2021 год — 67,5
  • 2022 год — 83,7
  • 2023 год — 91,9
  • 2024 год — 100

Наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах (количество)

  • 2018 год — 2
  • 2019 год — 3
  • 2020 год — 4
  • 2021 год — 5
  • 2022 год — 6
  • 2023 год — 7
  • 2024 год — 8

Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных (проценты)

  • 2020 год — 1,5
  • 2021 год — 2
  • 2022 год — 3
  • 2023 год — 4
  • 2024 год — 5

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения (проценты)

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного программного обеспечения (проценты)

Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Цифровая экономика»

  • федеральный проект «Информационная инфраструктура» — 772,4 млрд руб
  • федеральный проект «Цифровые технологии» — 451,8 млрд руб
  • федеральный проект «Цифровое государственное управление» — 235,7 млрд руб
  • федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» — 143,1 млрд руб млрд руб
  • федеральный проект «Информационная безопасность» — 30,2 млрд руб
  • федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» — 1,7 млрд руб

Видео о национальном проекте «Цифровая экономика»

Встреча с президентом. ВЭБ.РФ. Цифровая экономика

Цифровая экономика России: программа развития

Главное с презентации нацпроекта «Цифровая экономика»

Спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития: что такое «Цифровая экономика»

Законодательное регулирование нацпроекта «Цифровая экономика»

Федеральные проекты национального проекта «Цифровая экономика»

Национальный проект «Жилье и городская среда»Национальный проект «Экология»Национальный проект «Международная кооперация и экспорт»Национальный проект «Культура»Национальный проект «Наука»Национальный проект «Образование»Национальный проект «Демография»Национальный проект «Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы»Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»Национальный проект «Здравоохранение»

Основная статья: Цифровая экономика России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *