Решаем задачи подготовки кадров для экономического роста страны и личного успеха каждого ее жителя в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика РФ»
Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики
Центр компетенций реализует задачи федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». С 2018 года на базе Университета 2035
Ответственность Центра
Выявляет барьеры для развития системы образования
Собирает предложения и формирует план мероприятий федерального проекта
Согласовывает предложения с компаниям цифровой экономики, федеральными органами власти и проектным офисом
Выполняет план мероприятий в зоне своей ответственности
Новости Центра компетенций
Задачи экспертных групп
Выработка предложений (рекомендаций) для включения в паспорт Федерального проекта
Подготовка и экспертиза разрабатываемых решений в целях реализации результатов Федерального проекта
Участие в подготовке проектов документов, аналитических материалов в рамках результатов Федерального проекта
Направления работы экспертных групп
Приглашаем экспертов сферы образования, развития персонала и EdTech-технологий принять участие в работе над масштабным проектом трансформации рынка труда и образования в составе экспертных групп Центра компетенций.
Включайтесь в реализацию федерального проекта
Работа в экспертных группах осуществляется на общественных началах и безвозмездной основе.
- Контактная информация
- Точка кипения — Москва, Малый Конюшковский переулок, д. 2, 2 этаж
Кузнецов Н.В.
Лизяева В.В.
Прохорова Т.А.
Лесных Ю.Г.
Государственный университет управления
Кубанский государственный аграрный университет
В статье анализируется кадровая составляющая Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Показана важность наличия у людей цифровых компетенций, что обусловлено глобальной перестройкой всех общественных процессов под влиянием цифровизации. Рассмотрены основные направления и задачи федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», а также планы Правительства по подготовке новых специалистов и развитию у населения цифровых компетенций. Показано, что в российском обществе наблюдается высокий уровень готовности к использованию новых цифровых технологий. В том числе российские вузы сегодня также активно включены в программу обновления своей цифровой инфраструктуры. Рассмотрены планы по финансированию подготовки кадров. Вместе с тем был обнаружен ряд проблем, возникших при реализации заявленных планов. В частности, численность студентов, обучающихся по цифровым специальностям, пока так и не соответствует потребностям цифровой экономики. Также в некоторых случаях получаемое ими образование нуждается в модернизации с методологической и содержательной точек зрения. Кроме того, определенной трансформации должны подвергнуться и сами образовательные организации с их системами управления. Устранение возникших проблем требует активной позиции всех ведомств, курирующих образовательную сферу в нашей стране.
3. Степанов О.А. О важных аспектах подготовки кадров для развития цифровой экономики // Журнал российского права. 2018. № 11. С. 107–111.
4. Вершинина А.В., Кошкина Е.Н., Орлова Е.Р., Кошкин М.В. Анализ системы подготовки кадров для цифровой экономики в России // Тенденции развития интернет и цифровой экономики: II Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция (Симферополь-Алушта, 30 мая-01 июня 2019 г.). 2019. С. 13-15.
5. Olssen M., Peters M. Neoliberalism, higher education and the knowledge economy: From the free market to knowledge capitalism. Journal of education policy. 2005. V. 20.3. Р. 313–345.
6. Бурда А.Г., Бурда Г.П. Перспективы изучения экономической кибернетики и цифровой экономики // Высшее образование в аграрном вузе: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам учебно-методической конференции, 2018. С. 234–237.
7. Гретченко А.А., Бобровская К.А. Прогнозирование потребности цифровой экономики в квалифицированных кадрах // Наука и практика Российского экономического университета им. ГВ Плеханова. 2017. № 4. С. 131–138.
8. Шмелькова Л.В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 8. С. 1–4.
9. Аптекман А., Калабин В., Клинцов В., Кузнецова Е., Кулагин В., Ясеновец И. Цифровая Россия: новая реальность. McKinsey & Company, 2017. 133 с.
При этом появляется необходимость в применении научного подхода к анализу существующей системы подготовки кадров с целью оценки ее соответствия целям и задачам Национальной программы, определения необходимых изменений и выработки методов, направленных на повышение эффективности подготовки специалистов.
Целью исследования является оценка текущей ситуации и выявление ключевых проблем кадрового обеспечения реализации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также определение основных направлений их возможного решения.
Материалы и методы исследования
Методологическую базу данного исследования составили концептуальные представления про цифровизацию экономики как процесса массового распространения цифровых технологий в обществе, и их определяющее влияние на все социально-экономическое развитие страны, ее технологический уклад и формы общественных отношений, в том числе и на деятельность, связанную с подготовкой кадров.
Результаты исследования и их обсуждение
Национальная программа предусматривает широкий перечень мер, направленных на кадровое обеспечение поддержки процессов цифровизации в России. В частности, предполагается разработать и утвердить модели компетенций в условиях цифровой экономики и модели ускоренной подготовки специалистов по этим компетенциям; создать венчурный фон, который бы поддерживал перспективные образовательные технологии; создать общедоступный онлайн-сервис, который бы поддерживал работы интегрированных с ним образовательных платформ и других инструментов по повышению цифровой грамотности населения; внести соответствующие изменения в систему образования, в частности включение предмета «Информация и ИКТ» в перечень обязательных предметов и вступительных экзаменов, и др. Аналитическая поддержка реализации проекта, в том числе разработка плана мероприятий и контроль за его реализацией, возложена на специально созданный центр компетенций «Кадры и образование», в котором существует несколько различных рабочих подгрупп: обеспечение методологии реализации Национальной программы, поддержка непрерывного образования и подготовки кадров; поддержка образования детей; поддержка профессионального образования и технологий.
Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» предусматривает широкий перечень мер самого разного характера, которые должны реализовываться как на федеральном, так и на региональном уровнях (табл. 1).
Для реализации образовательного направления в рамках всей Национальной программы предусмотрено выделение значительных объемов финансирования (табл. 2).
В то же время, как показывает статистика, общее количество студентов-выпускников, чья специальность связана с цифровыми технологиями, со времени начала реализации Национальной программы до сегодняшнего дня показало скорее отрицательную динамику (табл. 3).
Таким образом, на данный момент ежегодно выпускается порядка ста тысяч студентов, чья специальность связана с цифровыми технологиями. Сравнивая потребности экономики и объемы выделенных бюджетных мест, можно сделать заключение, что по состоянию на 2019 г. в сфере развития образования сделано мало. При всей декларативности своих намерений государство на деле не готово в полном объеме финансировать подготовку необходимых кадров. Можно предположить, что руководство Национальной программы рассчитывает на то, что часть потенциально необходимых экономике специалистов получит образование на контрактной основе.
Кроме рассмотренных выше, среди значимых проблем, которые стоят сегодня на пути реализации кадровой составляющей Национальной программы, можно выделить также отсутствие надежной и эффективной методологической базы: постоянный пересмотр и модернизация системы стандартизации образования (в том числе и механизма аккредитации образовательных услуг) фактически не позволяет образовательным организациям сформировать устойчивые правила своей работы. Кроме того, имеется давно назревшая необходимость массового повышения цифровых компетенций самого преподавательского состава, а также управленческих кадров образовательных учреждений. Эти проблемы имеют системный характер и не могут быть решены директивным путем.
Задачи по кадровому обеспечению реализации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» определены предельно ясно, и для их реализации предусмотрено беспрецедентное финансовое обеспечение. Однако все же следует ожидать серьезных трудностей по их реализации, обусловленных, в первую очередь, институциональной неготовностью системы образования. Задача подготовки кадров для нужд цифровой экономики заключается не только в повышении эффективности использования существующего научно-образовательного потенциала, но и в его наращивании. Это означает, с одной стороны, потребность в постоянном обновлении содержательной части преподаваемых дисциплин, связанных с цифровыми компетенциями, ввиду быстрого устаревания технологий в данном направлении. А с другой – ставит задачу в кратчайшие сроки наладить выпуск специалистов по совершенно новым образовательным траекториям, что невозможно сделать без создания в стране собственной научно-методической базы в сфере цифровой экономики.
При этом важно понимать, что задачи кадрового обеспечения цифровизации экономики не удастся реализовать, опираясь на традиционную модель образовательной системы. Новая экономика требует новых компетенций, которые в свою очередь могут быть получены только в новой образовательной среде. Необходима структурная перестройка образовательного пространства (институтов, методик, форматов, программ и т.п.) на основе подходов, диктуемых цифровой средой. Это в свою очередь требует активной позиции всех ведомств, курирующих образовательную сферу в нашей стране. А также активной позиции самих образовательных организаций, направленной на внедрение цифровых технологий в тесной кооперации с научными и производственными центрами.
Публикация подготовлена по проекту № 3 «Анализ реализации разработанных планов правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в рамках договора пожертвования от 01 марта 2019 г. № 1154.
Библиографическая ссылка
Кузнецов Н.В., Лизяева В.В., Прохорова Т.А., Лесных Ю.Г. ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1.
;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29520 (дата обращения: 24.05.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)