Налоги в цифровой экономике

Налоги на цифровые ресурсы оправданы в той же степени, в какой и на добычу и продажу полезных ископаемых. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 4 марта заявил профессор Российской экономической школы Сергей Измалков. Так он прокомментировал информацию о том, что в правительстве России обсуждают введение нового налога для международных IT-компаний.

Продолжение истории после рекламы

Вторая причина, на которую указал Измалков, честная конкуренция, так как онлайн и офлайн-сервисы конкурируют во многих сегментах, и если онлайн-сервисы не облагаются всем спектром налогов, то такая конкуренция нечестна.

«Третья причина — отсутствие явной географической привязки. Традиционно налоги в государстве завязаны на физическое присутствие экономических объектов или субъектов и физические сделки. Фирма произвела товар из определенных ресурсов и должна выплатить зарплату (с которой будет выплачен подоходный налог), сделать отчисления в пенсионный фонд, рассчитать добавленную стоимость (или прибыль) и заплатить налог с неё. В обычной экономике у фирмы есть адрес, и все транзакции можно отследить, — сказал экономист. — В цифровой экономике транзакции трансграничны. Пользователь может заплатить за просмотр фильма на платформе в другой стране, воспользоваться облачными сервисами, а большая мультинациональная компания — применить свои разработки и мощности для обработки данных из любой страны мира. Налоги в обычном смысле (хотя бы, например, начав с подсчёта добавленной стоимости) уже не посчитать».

И наконец, четвертая причина — это национальные ресурсы.

«Так же, как налоги на добычу и продажу ископаемых ресурсов оправданы тем, что ресурсы должны принадлежать гражданам страны, налоги на цифровые ресурсы также оправданы», — сказал эксперт.

При этом он уточнил, что пока с инфраструктурой для работы нового налога не все понятно, а общая компетенция государственных органов в цифровой области достаточно низкая.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, ранее директор «Центра стратегий и программ» института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Павел Рудник заявил, что цифровой налог может принести ещё больше доходов в бюджет России, чем это было бы ещё год или два назад.

Руководитель ФНС России Михаил Мишустин считает важным налогообложение цифровой экономики. Он отметил, что данный вопрос является основным на повестке дня у ОЭСР и G20. По словам Мишустина, экономика совместного потребления нуждается в новых подходах. Это касается и налогового администрирования.

Мишустин также добавил, что технологические достижения, которыми на данный момент располагает ФНС, являются плодом совместной работы правительства, Минфина и ряда других ведомств.

«Это непростая история — создать правила, инструменты, методологию для того, чтобы все работало. Мы работаем командно», — подчеркнул руководитель ФНС, добавив, что помощь также оказывают правоохранительные органы, Центробанк, Росфинмониторинг и другие.

По его словам, в РФ были созданы технологии, которые вызывают интерес иностранных администраций. Одной из них является возможность осуществлять налоговое администрирование в одной точке.

В России функционирует единый личный кабинет для налогоплательщиков. «И когда наш космонавт Павел Виноградов заплатил налог за землю с орбиты, об этом написали в Книге рекордов Гиннесса», — сказал Мишустин, отметив, что дистанционно уплачивают налоги 30 миллионов граждан.

Другая технология — это онлайн-кассы. Она вызвала удивление журналиста Financial Times. Система АСК НДС позволяет отслеживать цепочки создания добавленной стоимости. Налоговый разрыв при этом равен всего 0,6 процента. Тогда как в Европе данный показатель превышает 10 процентов.

По утверждению главы ФНС, в будущем администрирования налогов важно оставаться незаметными.

Налоговая инспекция на сегодняшний день предпринимает шаги к отмене налоговой отчетности. Введение онлайн-касс позволило упразднить всю кассовую отчетность. В середине будущего года планируется отменить отчетность для ИП на «упрощёнке» по доходам. По словам Мишустина, сделать это несложно. Касса генерирует информацию и отправляет ее в налоговые органы.

Кроме того, глава ФНС обратил внимание на новый порядок уплаты НДС при оказании цифровых услуг («налог на Гугл»). Иностранные организации обязаны отчислять НДС в российский бюджет при оказании услуг гражданам и компаниям в РФ. Более 2 тысяч зарубежных компаний уже поставлены на налоговый учет. Это способствует равной конкуренции отечественных и иностранных организаций на рынке электронных услуг. Постановку на учет можно осуществить онлайн, как и решить другие вопросы.

Как отметил Мишустин, поступления от зарубежных организаций за 3 года должны составить более 80 миллиардов рублей. При этом 70 процентов отчислений дают такие известные компании, как Google, Apple, Microsoft и другие.

В налоговой инспекции рассказали о том, как сокращался налоговый разрыв по НДС в течение последних лет. С начала запуска системы АСК НДС в 2015 году ФНС последовательно двигалась к показателю налогового разрыва в 0,6 процента, который был достигнут в нынешнем году. В результате Россия заняла лидирующие позиции по сокращению налогового разрыва во всем мире. Достичь этого удалось благодаря цифровизации налогового администрирования. Однако Мишустин подчеркнул, что это стало результатом командной работы правительства, Минфина, казначейства, таможенной службы и других ведомств.

Как заявил руководитель ФНС, на данный момент в РФ зафиксирован самый низкий в мире налоговый разрыв по НДС — меньше 0,6 процентов.

Этому способствовала работа системы АСК НДС, которая преследовала цели устранить фирмы-однодневки, уменьшить количество проверок и административную нагрузку на добросовестных налогоплательщиков. В результате налоговый разрыв, представляющий собой разницу между той суммой налогов, которая должна быть уплачена, и фактически собранными средствами, начал очень быстро сокращаться. В 2016 году он равнялся 8 процентам, а в прошлом году — уже 1 проценту.

Стоит отметить, что НДС по значимости для бюджета уступает только налогу на прибыль. Масштабная цифровизация позволила преодолеть уклонение компаний от его уплаты. В итоге динамика роста сбора НДС значительно улучшилась: за январь-октябрь 2019 года — на 16,7 процента или 3,5 триллиона рублей. Это на 0,5 триллиона рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Кроме того, по сведениям ФНС, росли поступления и других налогов.

Библиографическое описание

Непрошин, М. А. Особенности проведения налогового контроля в условиях цифровой экономики / М. А. Непрошин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93795/ (дата обращения: 17.05.2023).

Статья посвящена рассмотрению трансформации подходов к осуществлению налогового контроля в условиях цифровизации экономики. Отдельное внимание уделено работе и развитию онлайн-сервисов налоговых органов.

Ключевые слова:

налоги, налогообложение налоговый контроль, цифровая экономика, цифровизация.

Налоги направлены на формирование бюджета государства, восполнение всех расходов, понесенных для выполнения задач по созданию благоприятных условий жизнедеятельности людей, и регулирование экономики в целом. Обязанность по ведению контроля за своевременностью и полнотой уплаты установленных законодательством платежей возложена на налоговые органы. При этом как само налогообложение, так и осуществление мероприятий налогового контроля не может находиться вне тенденций развития общества, производительных сил и экономических процессов.

Главным событием ХХI века стало повсеместное внедрение цифровых технологий. Их распространение привело к тому, что специалисты стали говорить о цифровой революции, которая ведет к масштабным изменениям и преобразованиям в области ведения предпринимательства.

Цифровизация экономики ставит перед налоговым контролем множество новых вопросов, основными из которых являются:

— определение роли налоговых органов в сфере контроля в эпоху активной информатизации деятельности экономических субъектов;

— каким образом должно происходить налогообложение налогоплательщиков в новых условиях.

В настоящее время, государство ведет активную подготовку для работы в условиях цифровой экономики. В законодательстве Российской Федерации нет трактовок аппарата электронного бизнеса и цифровой коммерции, не закреплены особенности налогообложения цифровых товаров и услуг. Но уже разработаны сервисы, обеспечивающие эффективность и удобство взаимодействия налогоплательщика и налоговых органов. Эти же сервисы могут быть использованы и для реализации мероприятий налогового контроля.

Читать также:  Мой личный список из 5 лучших CRM-программ для маркетинга и электронной коммерции

На сегодняшний момент запущены и используются следующие сервисы:

— личный кабинет налогоплательщика для физических лиц;

— личный кабинет налогоплательщика — индивидуального предпринимателя;

— личный кабинет налогоплательщика — юридического лица;

— риски бизнеса: проверь себя и контрагента;

— государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

— НДС-офис интернет-компании и др.

Данные разработанные сервисы не являются исчерпывающими, в настоящее время ведется работу по дополнению данного списка. А также на законодательном уровне идет развитие нормативной базы и принятие решений по эффективности работы установленных сервисов.

1) осуществление маркировки меховых изделий. ФНС России был создан информационный ресурс, по контролю за оборотами мехов;

2) ведение налогового мониторинга (на основе удаленного доступа к информационным базам налогоплательщика);

3) развитие система автоматизированного налогового контроля за: процессом формирования НДС (внедрение в налоговые органы систем АСК «НДС-2 и 3», АСК «Реестры»).

4) осуществление контроля за оборотом торговли путем внедрения электронных чеков и новой ККТ, (обеспечивает экономию материалов и удобство передачи данных о транзакциях в ФНС);

5) контроль за оборотом и выявлением контрафактной продукции на рынке алкоголя (система ЕГАИС обеспечивает полноту и достоверность учёта производства и оборота этилового спирта, а также ведение учета специальных и акцизных марок);

6) надзор за полнотой уплаты налогов грузовыми перевозчиками (система «Платон» обеспечивает взимание платы за проезд по федеральным дорогам грузовых машин с массой больше 12 тонн);

7) развитие системы электронного взаимодействия налоговых органов с другими органами власти, выполняющими контрольно-надзорные функции, в том числе с Банком России, внебюджетными фондами, органами ЗАГС и др.

Данные системы позволяют полностью автоматизировать процессы налогового контроля, сократить время на осуществления контрольных мероприятий и сделать их более эффективными.

В условиях развития цифровой экономики важность преобразования налогового контроля и налоговой системы в целом является неоспоримым. Процедура адаптация контролируемых органов к новой среде является весьма затратной, так как разработанные системы и подходы к осуществлению контроля требуют внедрения современных технологий и повышения уровня знаний специалистов.

Таким образом, реформирование системы налогового контроля в условиях цифровой экономики является весьма необходимым. Данный уровень экономики тесно связан с сетевыми коммуникациями, какие возможности и угрозы повлечет данная инновация пока остается неизвестным. В настоящее время контролирующие органы озабочены разработкой и внедрением передовых систем информационного взаимодействия, таких как АСК «НДС-3», АСК «Реестр», ЕГАИС и других. В настоящее время данные системы активно используются в системе налогового контроля.

  • Маркова, В. Д. Цифровая экономика: учебник / В. Д. Маркова. —М.: ИНФРА-М, 2021 —186 с. — Текст: непосредственный.
  • Лапидус, Л. В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией: учебник / Л. В. Лапидус. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 479 с. — Текст: непосредственный
  • Налоговый контроль. Налоговые проверки: учебное пособие для магистратуры / под ред. О. В. Болтиновой, Ю. К. Цареградской. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 160 с. — Текст: непосредственный.
  • Ширинова, О. А. Развитие налоговых органов в условиях цифровой экономики / О. А. Ширинова. — Текст: непосредственный // Вестник Академии знаний. —2020. —№ 39. — С. 444–447.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, цифровая экономика, личный кабинет налогоплательщика, орган, время, осуществление контроля, Российская Федерация, сервис, система.

Налоги в цифровой экономике

Маркова, М. С. Налоги и налогообложение: проблемы совершенствования в условиях цифровизации / М. С. Маркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89699/ (дата обращения: 17.05.2023).

Налоги используются государством для перераспределения национального дохода и служат основным источником государственных доходов, необходимых для реализации его основных функций: содержания аппарата управления, силовых и социальных служб, финансирования системы социального обеспечения. В XXI веке все сферы общественной жизни подвергаются цифровизации. Это также касается и налогообложения. Статья посвящена рассмотрению влияния цифровых технологий на систему налогообложения, а именно выявлению плюсов и минусов совершенствования системы в условиях цифровизации.

Ключевые слова:

налоги, налогообложение, цифровизация, цифровая экономика, проблемы налогообложения.

Налоги и налоговая система возникли и развивались вместе с государством. Считается, что самым первым видом налогов на стадии возникновения государственности является жертвоприношение. С тех пор, налогообложение сформировалось в устойчивую систему. Во все времена сбор налогов осуществлялся для поддержания работы государства и государственных служащих, а также для борьбы с чрезвычайными ситуациями и войнами. Если посмотреть на формирование налогообложения в России и обратиться к истории, то нужно упомянуть, что финансовая система Руси начала складываться лишь с объединением Древнерусского государства в конце IX века и с тех пор постепенно менялась под влиянием времени и изменением условий жизни русского человека. Наверное, самый популярный и запоминающийся вид налога из истории России, который все помнят еще со школьных лет, — это «комичный» налог на бороду, введённый Петром I из-за нехватки денежных ресурсов в стране вследствие многочисленных войн и крупных преобразований. С тех пор прошло много времени, во все сферы общественной жизни активно внедряются цифровые технологии, цифровизация становится глобальной, и налоговая система также подвергается изменениям.

Таким образом, внедрение цифровых технологий имеет как положительный, так и отрицательный эффект. Минусы цифровизации, по сути, лежат на поверхности. Главная проблема внедрения цифровых технологий в сферу налогообложения — распределение налоговых прав между государствами в отношении цифровых бизнес-моделей, а также утечки данных налогоплательщиков.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая система, Россия, Российская Федерация, компания, налог, общественная жизнь, финансовая грамотность.

Сейитлиев, К. О. Налогообложение в цифровой экономике / К. О. Сейитлиев, И. Х. Байыев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — URL: https://moluch.ru/archive/466/102464/ (дата обращения: 17.05.2023).

Налоги являются основным источником доходов правительства для финансирования различных государственных услуг и проектов. Поэтому налоговые органы должны научиться корректировать свои возможности, чтобы успевать за быстрыми изменениями в сфере цифровой экономики.

Ключевые слова:

цифровая экономика, налоги, налогообложение, рост, доход.

Цифровая экономика имеет ряд последствий, о которых должны знать налоговые органы. Широко распространено мнение, что он менее регулируется и облагается налогом, чем другие секторы экономики. Это только усугубляется некоторыми скандалами, такими как Панамские документы, и расследованием некоторых цифровых компаний Европейским Союзом. Можно видеть, что среда, которая позволяет компаниям, работающим в цифровой экономике, уклоняться от уплаты минимальных налогов, искажает конкуренцию и создает неравные условия для игры, в которых такие компании имеют несправедливое преимущество. Кроме того, государство рискует своими налоговыми поступлениями, особенно если “богатая налогами” деятельность, действующая в традиционной экономике, сдерживается новой цифровой деятельностью. С другой стороны, цифровая экономика может взаимодействовать с неформальной экономикой и действовать как инструмент для формализации определенных видов деятельности, создавая новые источники налоговых поступлений.

Первый важный вопрос, касающийся налогообложения цифровой экономики, связан с мобильной и нематериальной природой цифровых товаров и услуг.

За последнее столетие традиционная экономика и связанная с ней существующая налоговая политика были основаны на четких юрисдикционных барьерах. Это напрямую связано с предположением о том, что физические местоположения, в которых производятся товары и услуги, могут означать физическое присутствие, и они могут быть использованы для определения того, где должен быть уплачен налог. В цифровой экономике тот же мыслительный процесс неприменим. Почти вся коммерция по цепочке поставок осуществляется практически без значительного физического присутствия в одной или любой другой юрисдикции, хотя у компании все еще могут быть физические магазины, фабрики или склады. Сама природа цифровой экономики означает, что для получения дохода больше не требуется постоянное место жительства в пределах национальной границы, особенно для новых бизнес-моделей, основанных на подписке, доступе или рекламе, а также новых технологиях.

Читать также:  Шесть идеальных сайтов электронной коммерции на 2022 год

Вторая проблема связана с трудностями, с которыми сталкиваются налоговые органы при сборе налога на добавленную стоимость (НДС) при трансграничной торговле услугами и нематериальными активами.

Эта проблема связана с проблемами, связанными с анонимностью и сложностью идентификации компаний в цифровой экономике, отсутствием бумажного следа, определением суммы налога и возросшей способностью скрывать доходы и активы в оффшорах, используя налоговые убежища.

Другая проблема связана с внутренним правоприменением в одноранговой экономике.

Возникают вопросы о характере налоговых последствий, например, считаются ли работники онлайн-такси, автомобильных перевозок или мобильного приложения для доставки еды, в котором водители пользуются собственными автомобилями, наемными работниками или самозанятыми независимыми подрядчиками. Неясно, как налоговые чиновники должны относиться к этим работникам. Другие актуальные проблемы включают зависимость цифровой экономики от данных, сетевые эффекты, распространение многосторонних бизнес-моделей, тенденцию к монополии или олигополии и волатильность.

Существуют также проблемы с логистикой, поскольку цифровая экономика увеличила трансграничные перемещения людей, товаров и услуг, а также число экономических агентов, работающих в системе.

Такое увеличение численности создает большую нагрузку для налоговых администраторов и вызывает вопросы об их способности эффективно применять налоговое законодательство.

Варианты налоговой политики, рассмотренные Целевой группой по цифровой экономике

.

Несколько вариантов налоговой политики были разработаны и проанализированы Целевой группой по цифровой экономике (ЦГЦЭ), которая отслеживает изменения в цифровой экономике и оценивает влияние мер РБСП (Размывание базы и смещение прибыли —

план, опубликованный ОЭСР

). К ним относятся (рис.1):

Налоги в цифровой экономике

Рисунок 1. Варианты налоговой политики

ЦГЦЭ создает платформу, на которой страны по всему миру могут обмениваться опытом в решении налоговых проблем. Поскольку в нем используется подход, основанный на консенсусе, достижение политических соглашений является сложной задачей. Это подчеркивается предложением о новой взаимосвязи, ориентированной на то, как определить “значительное присутствие в экономике” компании, работающей в цифровой экономике. Хотя все согласны с тем, что идентификация организации с цифровым присутствием необходима для того, чтобы надлежащим образом облагать ее налогом, пока нет единого мнения о том, как идентифицировать цифровое присутствие, что все еще является предметом многочисленных дискуссий.

Ведется дискуссия об использовании факторов, основанных на предложении, для определения “значительного присутствия в экономике”, которое может быть идентифицировано как представляющее собой преднамеренное намерение проникнуть в конкретную юрисдикцию и обеспечить устойчивое присутствие. Примерами могут служить локальное доменное имя веб-сайта, факторы, указывающие на локализацию платформы, такие как язык платформы, и доступность местных способов оплаты. В качестве альтернативы можно было бы использовать факторы, основанные на спросе или пользователях. Одним из примеров этого является понятие ежемесячных активных пользователей или значительной пользовательской базы, которое показывает способность организации получать значительную прибыль, например, от людей, которые платят за товары или услуги с платформы, а также от людей, которые вовлекаются в работу и используют платформу.

Эти факторы направлены на то, чтобы отразить цифровое присутствие организации в данной стране. Однако все эти факторы в совокупности по-прежнему считаются недостаточно надежными, чтобы провести различие между намеренным или непреднамеренным устойчивым взаимодействием с рынком юрисдикции, и, следовательно, их недостаточно для обеспечения налогооблагаемости. Таким образом, пока нет единого мнения о том, как определить “значительное присутствие в экономике” компании, работающей в цифровой экономике.

Вывод

.

Цифровая экономика выводит нас на новую территорию, является ли справедливое налогообложение фикцией или реальностью? Хотя преодоление многочисленных проблем будет трудной задачей для политиков, справедливое налогообложение цифровой экономики — это реальность. Хорошей новостью является то, что инновационная работа уже ведется, и существует множество возможностей для сотрудничества по всему миру, включая инклюзивную структуру РБСП. Привлечь серьезное политическое внимание и поддержку к международным налоговым вопросам сложно из-за их сугубо технического характера; однако РБСП изменила это. Поскольку в цифровой экономике доминируют лишь несколько крупных игроков, упрощение соблюдения требований для этих крупных игроков, например, с помощью рекомендаций РБСП, потенциально может захватить 60–70 % рынка. Поскольку многие малые и средние предприятия (МСП) используют эти крупные платформы для работы, соблюдение требований крупными игроками окажет негативное влияние на соблюдение требований МСП.

Взаимодействие с бизнес-сектором чрезвычайно важно, поэтому важно предоставить этим крупным игрокам достаточное время для адаптации своих систем для обеспечения соблюдения налогового законодательства. Хотя 100 %-ное соблюдение маловероятно, упрощая соблюдение, разработчики политики могут, по крайней мере, гарантировать, что крупные игроки, доминирующие в цифровой экономике, будут в состоянии соблюдать требования. Каждая страна должна проявить инициативу по взаимодействию с деловым сектором и поощрению соблюдения требований крупными игроками, действующими в их юрисдикции. Речь идет о повышении осведомленности, а также о понимании того, что когда вы пытаетесь изменить основы налоговой системы, которая существовала и развивалась веками, любые изменения потребуют значительного времени.

1 апреля 2019 г. в рамках Российской налоговой недели состоялась конференция «Налогообложение в условиях цифровой реальности: вызовы налогового администрирования и решения для бизнеса». Представители Федеральной налоговой службы РФ, Министерства экономического развития РФ, налоговые консультанты и IT-специалисты обсудили цифровую трансформацию в налоговом контроле и работу сервисов, облегчающих жизнь налогоплательщиков. По мнению организаторов мероприятия, Федеральная налоговая служба за последнее время превратилась в одну из крупнейших и наиболее эффективных IT-организаций не только в России, но и в мире. Цифровая повестка обязывает налогоплательщиков неукоснительно выполнять обязанности по исчислению и уплате налогов, и сегодня для минимизации налоговых рисков как никогда важно понимать революционные процессы в контрольно-ревизионной среде.  Открыл конференцию Аркадий Брызгалин, к.ю.н., руководитель «Налоги и финансовое право». Спикер сразу обозначил ряд юридических проблем, возникающих в связи с цифровизацией налогового администрирования: ответственность за нарушение сроков предоставления отчетности в электронном виде в результате технических сбоев, ответственность за нарушение способов и формата предоставления отчетности, правовой статус технических посредников (программистов и IT-структур), проблемные вопросы открытости цифровых данных из налоговой сферы.

Налоги в цифровой экономике

Налоги в цифровой экономике

Процесс налоговой цифровизации в России происходит в 3 этапа: 1. Модель «цифровой зрелости» (веб-сайты, персональные электронные сервисы, электронный документооборот и отчетность). 
2. «Полностью цифровая организация» процессов администрирования (мобильные приложения, индивидуальные проактивные сервисы). 
3. «Адаптивная платформа» (2025 г.), соединяющая IT-платформы ФНС и налогоплательщиков в режиме реального времени, когда исполнение налоговых обязательств происходит в автоматическом режиме и «без усилий». 
Спикер прокомментировал также заявление руководителя ФНС Михаила Мишустина, прозвучавшее 27 марта 2019 г. на Форуме по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития в Чили, о создании виртуальной транзакционной среды ‒ замкнутой цифровой экосистемы, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки, а ФНС РФ сможет автоматически исчислять и удерживать налоги в момент совершения транзакций.  
Александр Егоричев, начальник управления камерального контроля ФНС РФ, рассказал о современных инструментах налогового контроля, новых системах сбора информации, заработавших в 2018-2019 гг., и системе прослеживаемости товаров, включая механизм ее реализации и перспективы на 2020-2021 гг. Объектами налогового контроля АСК «НДС-2» сегодня становятся следующие налоговые декларации: с нарушениями НДС (1.27-1.28); с расхождениями по счетам-фактурам; с сомнительной задолженностью; поданные участниками схем «трехзвенной цепочки» или выгодоприобретателями, выявленными по результатам проведения мероприятий налогового контроля; за подписями должностных лиц, дисквалифицированных по решению суда, отказавшихся от управления деятельностью юридических лиц, «массовых подписантов»; с использованием «бумажного НДС»; с применением вычетов по счетам-фактурам до 2015 г. 
В сфере прослеживаемости товаров в РФ вводится электронный документооборот, что дает возможность перестроить систему по НДС, исходя из контроля за движением товаров. Станет проще подтверждать экспорт, документы будут заменены реестрами сведений. Завершить внедрение национального сегмента прослеживаемости товаров планируется в 2020-2021 гг. К этому времени операторы ЭДО смогут предоставлять счета-фактуры (УПД), выставленные всеми налогоплательщикам, осуществляющими покупку и продажу прослеживаемых товаров. Проект изменений в Налоговом кодексе по системе прослеживаемости устанавливает: понятийный аппарат; обязанности налогоплательщиков, операторов ЭДО и ФНС России; порядок регистрации ввоза из ЕАЭС и остатков товаров; порядок вывоза товаров в ЕАЭС; новый вид контроля; меры ответственности участников прослеживаемости. 
 О соответствии норм налогового законодательства РФ формирующейся правоприменительной практике рассказал Юрий Трунцевский, д.ю.н., ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения. По его мнению, внедрению цифровых технологий в экономике будет способствовать разработка мобильного приложения, которое включало бы в себя все налоговые данные. Сегодня многие компании плохо разбираются в качестве и точности налоговых данных, что мешает им проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов. Использование мобильного приложения, имеющего государственный статус, поможет организациям минимизировать свои риски за счет доступа к верифицированной информации о контрагентах и к обновляющейся базе законодательства. Пользователи приложения смогут получать необходимую информацию в виде консолидированных отчетов ‒ по мнению спикера, подобные отчеты и есть настоящий продукт цифровизации и автоматизации налогового администрирования.

Читать также:  Что такое e-commerce и как устроена онлайн-торговля

Налоги в цифровой экономике

Налоги в цифровой экономике

Бизнес в России сегодня делает запрос на автоматизацию всех веток документооборота и налоговых требований, число которых только растет, отметил Василий Зудин, заместитель генерального директора компании «Такском». Процессы сбора и верификации данных ускоряются, и к этому нужно быть технически готовыми. Эксперт рассказал о принципах, лежащих в основе нового электронного документооборота: полезности, удобстве, технологиях, ответственности. Новыми инструментами электронного взаимодействия компаний с государством и контрагентами становятся облачная электронная подпись, универсальный передаточный документ, договор в электронной форме. Участники конференции обсудили стратегии и модели защиты налогоплательщиков в современных реалиях налогового администрирования. Расширение практики применения процессуальных норм НК РФ без установленных регламентов их применения формирует новую налоговую реальность. Как отметил Александр Картошкин, член Палаты налоговых консультантов, начальник юридического департамента «Атомик-Аудит», технологии проведения контрольных мероприятий вызывают вопросы со стороны налогоплательщиков. Например, сегодня не ограничен по времени допрос свидетеля в ходе налогового контроля, что ущемляет права граждан. Эксперт предлагает регламентировать мероприятия налогового контроля, взяв за образец уголовно-процессуальный кодекс. Дополнительными мерами соблюсти «баланс интересов» могли бы стать разработка кодекса поведения для представителей налоговых служб в ходе проверок налогоплательщиков, расширение перечня обязанностей налогового органа и увеличение объема прав налогоплательщиков.  Сергей Кучер, член Правления Палаты налоговых консультантов, председатель Общественного совета при УФНС России по Владимирской области, посетовал на несерьезное внимание к мероприятиям камерального контроля со стороны налогоплательщиков. Сегодня налоговый контроль все больше смещается в сторону камерального контроля, в то время как количество выездных проверок неуклонно сокращается. При истребовании документов в ходе камеральных проверок налоговым консультантам необходимо активнее разъяснять проверяющим органам позицию налогоплательщика, не дожидаться окончания проверки и акта по ее итогам, составление которого может затянуться на срок до полугода и более. 
Клара Валентина Воробьева и Александра Амбрасовская (практика налогового консультирования МЭФ PKF) представили развернутый доклад о влияния фактора взаимозависимости на налоговые обязательства сторон сделки. Клара Валентина Воробьева начала свое выступление с тезиса о том, что в разных отраслях права критерии взаимозависимости отличаются, но, несмотря на это, ключевым моментом является выявление тех операций, в результате которых контроль одного лица над другим мог привести к искажению условий и результатов сделки, в отличие от того, когда эти сделки совершаются лицами не взаимозависимыми. Далее она подчеркнула, что из всех критериев в налоговом праве наиболее широкую трактовку в судебной практике имеют «иные основания» взаимозависимости, упомянутые в п.7 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ.  
В продолжение доклада Александра Амбрасовская также отметила, что Налоговый кодекс оставляет открытым перечень признаков, соответствие которым позволяет сделать выводы о взаимозависимости субъектов для целей налогообложения по «иным основаниям». Кроме того, она упомянула подмену «взаимозависимости» термином «подконтрольности», который впервые встречается в письмах ФНС в 2017 году. Его нет в налоговом законодательстве, его трактовка и соотношение с понятием «взаимозависимости» пока не имеет четких границ. При этом термин «подконтрольности» нередко встречается в судебных актах двух последних лет. 
В завершении выступления Клара Валентина Воробьева упомянула о расширении практики привлечения контролирующих лиц налогоплательщика к субсидиарной ответственности, а также подчеркнула: «При совершении сделок с взаимозависимыми лицами необходимо в первую очередь руководствоваться действительным экономическим содержанием сделки, уделять особое внимание вопросу доказательства деловой цели таких операций, соблюдать предусмотренный договором и обычаями делового оборота компании документооборот, что во многом позволит снизить риск предъявления налоговыми органами претензий в применении агрессивных методов налоговой оптимизации». Аскерхан Амирханов, руководитель «Form.One», обратил внимание на возможности использования чат-ботов в практике налоговых консультантов и преимущества самообучающихся систем для налогоплательщиков. Для получения ответов на простые вопросы чат-боты будут крайне полезны, но заменить консультации специалистов в более сложных случаях система не может. 
Елена Барвицкая, руководитель Санкт-Петербургского филиала «Такском», ответила на вопросы о модели защиты интересов налогоплательщика в эпоху цифрового налогового контроля, возможностях налоговых консультантов встроиться в цифровую реальность и следовать правилу «проверь проверяющего», новыми формами взаимодействия с налогоплательщиками. 
Необходимые возможности для налогоплательщиков и налоговых консультантов дает решение «Картотека» в линейке продуктов компании «Такском» (обработка и хранение любых форматов данных, форм и видов документов). В частности, «Картотека» поможет провести внутренний аудит документов, подготовить: 
— ответ на требование ФНС о документах,
— пакет документов для подтверждения ставки НДС 0%. 
Наталья Наталюк, ведущий юрист «Правовест Аудит», советник налоговой службы РФ II ранга, и Василий Ваюкин, адвокат и управляющий партнер «Персональный налоговый менеджмент» (TAXManager), рассказали, с чем на практике сталкиваются налогоплательщики в новой цифровой системе налогового контроля, чего не хватает для полноценной оценки налоговых рисков и проверки контрагентов. Контрольная деятельность налоговых органов сосредоточена в 3 направлениях: организация и координация проведения мероприятий налогового контроля, анализ форм и способов уклонения от налогообложения, автоматизация планирования и проведения проверок. Внешний скоринг налогоплательщиков требует от организаций применения риск-ориентированного подхода в своей деятельности и проявления осмотрительности при выборе контрагентов. При этом информация в Личном кабинете налогоплательщика и сервисы ФНС на сегодняшний день не дают полного представления о возможных рисках компании. Спикеры напомнили о существующих сервисах для проверки контрагентов (https://egrul.nalog.ru, https://kad.arbitr.ru, https://gks.ru/accounting_report и др.) и акцентировали внимание на их возможностях и недостатках. Для достижения определенного баланса в ситуации, при которой цифровизация на стороне налогоплательщика хотя бы частично могла опираться на базу данных, имеющуюся у налоговых органов, эксперты предложили создать единый удобный сервис со всей необходимой для организаций информацией, включая сведения из ИР «Риски» об аффилированности юридических лиц и пр. 
По итогам конференции будут сформированы предложения по совершенствованию норм налогового законодательства РФ в соответствии с существующей практикой налогового администрирования. Но главный вывод по итогам обсуждений можно сделать уже сейчас: налоговым консультантам стоит сосредоточиться на упреждающем консультировании, а налогоплательщикам – применять адекватные модели налогового поведения, в том числе проводить ревизию налоговых рисков в течение года (ежеквартально), чтобы упредить появление ошибок, не дожидаясь момента, когда последствия будут неотвратимы.

Налоги в цифровой экономике

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *