Ефимкин Николай ВячеславовичФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Огарёва»
АннотацияВ статье проведен сравнительный анализ развития сферы электронной коммерции в России и зарубежных странах. Выявлены и сгруппированы основные проблемы российского рынка электронной коммерции. Приведены позиции разных авторов и исследовательского агентства Data Insight по вопросу определения факторов, способствующих развитию электронной коммерции в России.
AbstractIn the article the comparative analysis of development of e-Commerce in Russia and foreign countries. Identified and grouped the main challenges of the Russian market of e-Commerce. Given the positions of different authors and research Agency Data Insight on the issue of determining the factors contributing to the development of e-Commerce in Russia.
На сегодняшний момент система коммерческих операций, осуществляемых с помощью глобальной сети, находится в центре внимания многочисленных представителей бизнес-среды. Данный факт не случаен: распространение сети Интернет как в городской, так и в сельской местности и увеличение доходов населения (по сравнению с 2000 г. ) способствует росту числа потенциальных Интернет-покупателей.
Одной из основных проблем развития электронной коммерции является замена традиционного механизма торговли. Следует отметить, что электронная коммерция – это не только применение IT-технологий в традиционной коммерции, а инновационная область коммерческой деятельности, в которой Интернет является средой функционирования коммерческой организации. В настоящее время электронная коммерция активно входит в повседневную жизнь, а в самой ближайшей перспективе такая модель организации деловых связей будет еще более распространенной.
Однако World Bank дает крайне оптимистичный прогноз динамике роста объема Интернет-торговли. Лидером в данном случае является Индия (4,7 %), а Россия занимает четвертое место (2,6 %).
Уникальность российского рынка электронной коммерции в сравнении, например, с американским состоит в том, что российские покупатели заказывают товары в Интернете потому, что для обычных магазинов характерен недостаточный ассортимент продукции, а в США потому, что это такой вид покупок существенно экономит время покупателей.
К основным проблемам развития электронной коммерции в Российской Федерации можно отнести следующие:
1) человеческий фактор как со стороны поставщиков, так и со стороны покупателей. Сюда можно отнести отсутствие качественного обслуживания доставки товаров и консерватизм большинства отечественных пользователей. Кроме этого, существует проблема недоверия к виртуальным продавцам и страх быть обманутыми.
2) технологический фактор: не повсеместное использование сети Интернет.
3) правовой фактор. Непроработанность законодательной базы (отсутствие законодательно установленной формулировки понятия «электронная коммерция» и механизмов регулирования взаимодействия между поставщиком и потребителем) существенно влияет на развитие сферы электронной коммерции.
Факторы развития электронной коммерции со стороны поставщиков:
1) развитие конкуренции в частном секторе;
2) развитие технологий;
3) расширение ассортимента продукции;
4) переход компаний из off-line-ритейла в on-line;
5) адаптация интерфейсов электронных магазинов для мобильных платформ.
6) увеличение процессов интеграции в социальные сети и сервисы.
Факторы развития электронной коммерции со стороны потребителей:
1) увеличение численности Интернет-аудитории;
2) рост популярности и аудитории социальных сетей;
3) рост платежеспособности населения;
4) увеличение числа пользователей электронных платежных систем.
1) улучшение сервиса и информационной поддержки покупателей;
2) сокращения срока доставки товара;
3) трехмерности изображения товара;
4) увеличения продажи электронных товаров;
5) выпуска мобильных версий.
Таким образом, стремительное развитие сектора электронной коммерции – вопрос времени. Исследовательское агентство, специализирующееся на рынке электронной коммерции, Data Insight выделяет следующие структурные факторы, которые обусловят устойчивый рост рынка электронной коммерции:
− электронная подпись и онлайн-платежи будут становиться все более популярными, порождая массовый спрос на новые вид услуг;
- Загайнова Е.В. Анализ факторов развития электронной коммерции в России / Е.В. Загайнова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2014. – № 4. – С. 84-91.
- Молчанова В.С. Перспективы развития электронной коммерции в мире / В.С. Молчанова // Известия Сочинского государственного университета. – 2014. – № 1 (29). – С. 88-95.
- Ушаков И.П., Дормидонтова И.М. Развитие электронной коммерции в России / И.П. Ушаков, И.М. Дормидонтова // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. – 2013. – Т. 20. – № 15. – С. 129-131.
Все статьи автора «Ефимкин Николай Вячеславович»
Правовые тонкости электронной коммерции
Файл добавлен05. 2017
Презентация. pdf (220 Кб)
Двенадцатова_эж-Юрист_Правовые тонкости электронной коммерции
Файл добавлен05. 2017
Презентация. pdf (232 Кб)
Ключевые аспекты. Специфика рынка электронной коммерции – его трансграничный характер, так как коммерческая деятельность, по сути, ведется в Интернете, который не знает границ. В связи с этим для бизнес-сообщества, особенно для зарубежного бизнеса, сегодня становится жизненно важным обозначить своего рода красные флажки ведения электронной торговли в России.
Как правило, когда речь идет об интернет-магазинах, ключевыми аспектами, которые необходимо учесть иностранному продавцу, являются:
– размещение онлайн-рекламы;
– защита персональных данных пользователей и вопросы конфиденциальности;
– статус комментариев и отзывов пользователей.
Во-вторых, наличие признаков направленности рекламы на российскую аудиторию (как, например, русскоязычный сайт, возможность оплаты в российских рублях, возможность доставки в Россию) требует дублировать всю информацию на иностранном языке на русский, без изменения содержания, контекста и формы изложения текста. При этом размещенный материал должен быть изложен ясным и понятным языком.
В-третьих, имеет смысл обратить внимание на надлежащий характер рекламы (ст. 5 Закона о рекламе). Значительная часть споров в сфере рекламы и недобросовестной конкуренции в области электронной торговли связана с некорректными сравнениями одного рекламируемого товара с другими (как правило, аналогичными) товарами иных изготовителей или продавцов. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 08. 2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что достоверной должна быть информация не только о товаре рекламодателя, но и о продукции конкурента.
Это означает, что положения Закона о рекламе не распространяются на информацию и сведения, размещаемые на веб-сайте компании с исключительно информационными целями. Безусловно, исключением будет являться информация, размещенная для привлечения внимания к тому или иному товару, к примеру всплывающие рекламные баннеры, размещенный на сайте рекламный мини-ролик. Это объясняется тем, что в данном случае сайт выполняет не только информационную, но и рекламную функцию, то есть информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Защита персональных данных пользователей и вопросы конфиденциальности. Когда речь идет об электронной торговле, защита персональных данных пользователей и вопросы конфиденциальности находятся всегда рядом. Правила обработки персональных данных пользователей – то, о чем необходимо помнить владельцам веб-сайтов и интернет-магазинов, в том числе зарубежных. Несмотря на то что Федеральный закон от 27. 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» допускает обработку персональных данных, если это нужно для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных, или для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных, ключевым правилом обработки персональных данных здесь выступает согласие субъекта на такую обработку. При этом согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным, так как обязанность по доказыванию получения такого согласия лежит на операторе.
Участники электронной торговли, претендующие выйти на российский рынок, должны учитывать и не так давно принятые правила о локализации персональных данных. Новшества законодательства о персональных данных предусматривают, что первичная обработка персональных данных российских граждан должна происходить в России. В связи с чем зарубежные компании, осуществляющие такую обработку первично, должны использовать базы данных, расположенные на территории России. Трансграничная передача персональных данных российских граждан, первичная обработка которых прошла в России, возможна при условии, что в стране, на территорию которой такие данные передаются, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.
Контроль за соблюдением требований о локализации и трансграничной передаче персональных данных осуществляет Роскомнадзор, при этом внимание уделено участникам электронной торговли, где обработка персональных данных потребителя происходит на каждом шагу посредством регистрации на сайте или в интернет-магазине, заполнения формы заказа, введения данных при оплате товара (услуги) и т.
В связи с этим рекомендуется принять ряд предупредительных мер, которые позволят минимизировать риски нарушений российского законодательства о персональных данных, особенно если зарубежная компания юридически не ведет коммерческой деятельности в России. К числу таких мероприятий можно отнести, например, разработку положения об обработке персональных данных, назначение ответственного за обработку, разработку формы согласия на обработку персональных данных, получение согласия субъекта на обработку персональных данных каждый раз, когда это предусмотрено российским законодательством.
Дополнительными обязанностями организаторов распространения информации в сети Интернет являются регистрация в реестре посредством подачи уведомления в Роскомнадзор и сотрудничество с российскими правоохранительными органами. Невыполнение требований, предусмотренных введенными в 2014 году антитеррористическими поправками, может повлечь за собой риски блокировки доступа к такому интернет-ресурсу (ст. 4 Закона № 149-ФЗ) и административную ответственность (ст. 31 КоАП РФ), которую можно будет оспорить только в судебном порядке.
Ганжа Ксения ПавловнаРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
АннотацияВ данной статье представлен обзор законодательства в сфере электронной коммерции, выявлены специфические черты правового регулирования электронной коммерции, рассмотрены основные проблемы отечественного правового регулирования электронного бизнеса.
Ganzha Ksenia PavlovnaRussian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation
AbstractThis article provides an e-Commerce legislation overview, reveals the specific features of e-Commerce legal regulation, the main problems of e-business domestic legal regulation in Russia.
На сегодняшний день практически все государства столкнулись с этой проблемой; многие провели законодательные реформы в этой области с меньшим или большим успехом. В России ситуация осложняется отсутствием законодательных основ регулирования отношений в информационной сфере и сфере электронной коммерции, а также невысокой степенью изученности данных проблем. Существующее законодательство не может разрешить подобные проблемы:
Тем не менее, к 2012 году в России сформировалась правовая, технологическая и финансовая инфраструктура для достаточно эффективного ведения электронного бизнеса.
Гражданский кодекс также содержит ряд правовых норм, допускающий возможность заключения сделок путем электронного обмена данными.
-во-первых, стороны совершили обмен документацией в электронной среде, и вся документация была подтверждена электронно-цифровой подписью участников;
В итоге складывается ситуация, при которой существующие в настоящее время правовые нормы все же позволяют функционировать электронному бизнесу, хотя и являются разрозненными и фрагментарными. Также отсутствует целый ряд необходимых законов, непосредственно регулирующих ведение электронного бизнеса.
Достаточно рассмотреть перечень законопроектов, которые до сих пор не приняты:
•«Об использовании платежных карт в Российской Федерации», 1997г
•«Об информатизации банковской деятельности РФ с использованием мировой информационной сети Интернет», 1999г
•«О предоставлении электронных финансовых услуг», 2000г
•«Об электронной торговле», 2001г
Анализируя приведенный перечень законопроектов, можно сделать вывод, что изменения в правовой среде происходят крайне медленно и во многом отстают от фактического положения дел.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что специфика электронной коммерции предопределяет существенные особенности ее правового регулирования. Главное, что необходимо учесть:
2) При разработке правовой регламентации электронной коммерции должны учитываться ее техническая природа и технологические возможности ее осуществления. При этом должны быть согласованы правоположения по упорядочению публично-правовых и частноправовых аспектов деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий.
Что касается российского законодательства, то можно говорить о том, что комплексная законодательная система по регулированию электронного бизнеса еще отсутствует, но она будет постепенно складываться в процессе создания взаимосвязанной системы норм на международном и национальном уровнях.
- Юрасов, А.В. Электронная коммерция: Учебное пособие/А.В. Юрасов. – М.: Дело, 2003. – 480 с.
- Бастрикова С.А. Интернет в системе взаимодействия государства и формирующегося гражданского общества в Российской Федерации.: Автореф. дис. канд. полит. наук. М., 2003. – 145 с.
- Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М .: Издательство НОРМА , 2009. – 383 с.
- Генеральное соглашение по торговле услугами.: Марракеш. – 15 апр. 1994.
- Соловяненко Н. Проблемы и направления правового регулирования Интернет-трейдинга //Рынок ценных бумаг. – 2000. – N 23 (182). – С. 48
- Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993. // «Российская газета» от 25 декабря 1993.
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»//Российская газета. — 2006. – Федеральный выпуск № 4131 от 29 июля
- Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ “Об электронной подписи”// Российская газета. – 2011. – Федеральный выпуск № 5451 от 8 апреля
- Гражданский кодекс Российской Федерации: глава 28, ст. 434, п. 2 – по сост. на 6 апр. 2011- М.: Проспект, 2011. – 656 с.
- Гаврилов, Л.П. Основы электронной коммерции и бизнеса/Л.П. Гаврилов. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2009. – 592 с.
Все статьи автора «Ксения Ганжа»