Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р // Гарант : информ.-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/71734878/ (дата обращения: 23.06.2021).
Тикунова И. П. Библиотека в контексте Четвертой промышленной революции: основные направления цифровизации // Библиотечное дело. 2020. № 2. С. 21–26.
Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 608-р // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: https://docs.cntd.ru/document/573910950 (дата обращения: 24.06.2021).
Редькина Н. С. Эффективные веб-технологии в деятельности библиотеки // Научные и технические библиотеки. 2017. № 3. С. 15–24.
Лопатина Н. В. Библиотека в культуре информационного общества // Обсерватория культуры. 2015. № 5. С. 27–31.
Baquee A., Sevukan R. Marketing of information products and services through library websites: an analytical study of Indian Central University Library // Library Philosophy and Practice. 2019. Art. 2652. URL: https://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=6476&context=libphilprac (дата обращения: 24.06.2021).
Lane H. Augmented reality in the library – gaming Welcome Week // Information Today Europe: ILI365 blog. 2017. Nov. 2 URL: https://www.infotoday.eu/Articles/Editorial/Featured-Articles/Augmented-Reality-in-thelibrary-gaming-Welcome-Week-121498.aspx (дата обращения: 24.06.2021).
Самарин А. Ю., Тикунова И. П. Научная работа Российской государственной библиотеки: тематика и результаты // Научные и технические библиотеки. 2019. № 8. С. 5‒19.
Бирюля И. Г., Тесля Е. В. Веб-сайты библиотеки // Труды ГПНТБ СО РАН. 2016. Вып. 10. С. 129–136.
ГОСТ Р 7.0.103–2018. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения. Москва : Стандартинформ, 2018. 29 с.
Тикунова И. П. Дистанционные услуги национальных библиотек // Труды ГПНТБ СО РАН. 2021. № 1. С. 80–88.
Глоссарий по информационному обществу / под ред. Ю. Е. Хохлова. Москва : Ин-т развития информ. о-ва, 2009. 160 с.
Плотников В. А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4. С. 16–24.
Тикунова И. П. Основные направления библиотечной цифровизации // Румянцевские чтения – 2019 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (23‒24 апр. 2019 г.). Москва, 2019. Ч. 3. С. 141‒145.
Козлова Е. И. Электронные ресурсы свободного доступа в контексте формирования библиотечного фонда // Библиотечные фонды: проблемы и решения : материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск, 2019. С. 48–53.
Нещерет М. Ю. Цифровизация процессов обслуживания пользователей в библиотеках – это уже реальность // Библиосфера. 2019. № 2. С. 19–24.
Тикунова И. П. Анализ современного состояния цифровизации научно-информационной деятельности в российских библиотеках // Румянцевские чтения – 2020 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (21–24 апр. 2020 г.). Москва, 2020. Ч. 2. С. 378–383.
Агеенко А. А. Библиотека в современном пространстве социокультурной коммуникации // Румянцевские чтения – 2020 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (21–24 апр. 2020 г.). Москва, 2020. Ч. 1. С. 10–13.
Акилина М. И. Научно-методическая деятельность в электронной среде: направления и тенденции развития // Методическая служба: между молотом и наковальней : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 30 нояб. 2016 г.). Санкт-Петербург, 2016. С. 17–29.
Тикунова И. П. Цифровизация развития кадрового потенциала в библиотеке: проблемы и перспективы // Информационный бюллетень РБА. 2019. № 86. С. 98‒101.
Стукалова А. А. Проблемы поиска информации в электронных каталогах библиотек различных типов // Труды ГПНТБ СО РАН. 2019. № 4. С. 63–67.
Горбунова А. В. Электронные издания по культуре и искусству в библиотеках России (по материалам всероссийских смотров-конкурсов) // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 6. С. 658–667.
Титова А. А. От виртуальных выставок до SMM: опыт работы РГБ по раскрытию фондов в Интернете // Электронный век культуры : сб. тез. докл. XVI ежегод. Междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, 18‒22 сент. 2017 г.). Москва, 2017. С. 68‒71.
Свергунова Н. М. Библиотеки в социальных сетях: необходимость или дань моде // Научные и технические библиотеки. 2016. № 5. С. 52–58.
Тикунова И. П. Функциональная модель библиотеки общества знаний в региональном контексте // Роль библиотеки в формировании социально-культурного пространства территории. Новосибирск, 2009. С. 97–105.
Робот-библиотекарь способен передавать содержание книги через Интернет // Деловая пресса. 2003. № 49. URL: http://businesspress.ru/newspaper/article_mId_37_aId_286371.html (дата обращения: 23.06.2021).
Нещерет М. Ю. Робототехника в библиотеке: аспекты применения // Вестник Библиотечной ассоциации Евразии. 2019. № 3. С. 68‒73.
Пурник А. А. «Mobilis in Mobile». Как мобильные устройства меняют информационную среду библиотеки: ближняя и дальняя перспективы // Материалы Первых социально-экономических библиотечных чтений (Ханты-Мансийск, 23–24 ноября 2016 г.). Ханты-Мансийск, 2018. С. 138–145.
Савицкая Т. Е. Мобильные технологии в работе библиотек: зарубежный опыт // Научные и технические библиотеки. 2020. № 4. С. 115–130.
Савицкая Т. Е. Технология дополненной реальности в библиотечной практике // Библиотековедение. 2019. Т. 68, № 3. С. 249–257.
Доронина И. Н., Мурашко О. Ю. RFID-технологии: опыт продвижения от научных библиотек к муниципальным // Научные и технические библиотеки. 2020. № 5. С. 69–84.
Национальный проект «Культура»: планы и направления // Министерство культуры Российской Федерации. URL: https://www.mkrf.ru/press/news/natsionalnyy_proekt_kultura_plany_i_napravleniya/ (дата обращения: 14.09.2019).
Выхрыстюк П. Выгодное будущее: как цифровизация может привести бизнес к успеху // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/biznes/358475-vygodnoe-budushchee-kak-cifrovizaciya-mozhet-privesti-biznesk-uspehu (дата обращения: 10.09.2019).
Королёва И. С., Галанцева Е. И. Суперпользов атель: информационно- библиографическая и циф ровая грамотность в эпоху цифровой экономики. Программа на 2019–2021 гг. // Псковская областная универсальная научная библиотека. URL: http://pskovlib.ru/project/superpolzovatel/ (дата обраще ния: 14.09.2019).
Атлас новых профессий. Сколково, 2017. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 14.09.2019).
Королёва И. С. Спецкурс ««Digital–комментатор культуры» // Псковская областная универсальная научная библиотека. URL: http://pskovlib.ru/res/superpolzovatelspeckurs.pdf (дата обращения: 14.09.2019).
Королёва И. С. Обучение профессии будущего: спецкурс «Digital–комментатор культуры», СМК–2019 // Справочник руководителя учреждения культуры. URL: https://www.cultmanager.ru/article/8943-smk2019obuchenie-professii-budushchego-spetskurs-digitalkommentator (дата обращения: 15.10.2019).
Королёва И. С. Читатель – стратегический партнер библиотеки, или пространство художественных вкусов пользователей главной региональной библиотеки Псковской области // Современный читатель в зеркале исследовательских проектов общедоступных библиотек. Санкт-Петербург, 2018. С. 67–80.
Перевернутое обучение: плюсы и минусы // АctivityEdu. 2019. URL: https://activityedu.ru/Blogs/method/perevernutoe-obuchenie-plyusy-i-minusy/ (дата обращения: 14.09.2019).
Королёва И. С. «Карт-бланш»: проект СМК 2017 // Справочник руководителя учреждения культуры. URL: https://www.cultmanager.ru/article/7758-kart-blanshproekt-smk-2017 (дата обращения: 14.09.2019).
Показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека» // Псковская областная универсальная научная библиотека. URL: http://pskovlib.ru/res/pokazateli-i-kriterii.pdf (дата обращения: 14.09.2019).
Ковальчук С. К. Новые коммуникационные площадки как современное «третье пространство» // Государственное управление : электрон. вестн. 2019. № 73. С. 58–70. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/73_2019kovalchuk.htm (дата обращения: 10.12.2019).
Береславская М. В. Публичная библиотека как «третье место»: на примере проекта создания Центральной библиотеки Тёлёнлахти в Хельсинки // Библиотеки за рубежом. Москва, 2015. С. 194–203.
Rhodes T. A living, breathing revolution: how libraries can use ‘living archives’ to support, engage, and document social movements // IFLA Journal. 2014. Vol. 40, N1. P. 5–11. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0340035214526536 (дата обращения: 10.12.2019).
Разработка комплексной модели экономической эффективности регионального учреждения культуры: отчет по НИР гос. контракт № 879-01-41/06-12 от 22.05.12. Москва, 2012. 221 с. // DocPlayer. URL: http://docplayer.ru/33528308-Otchet-po-nauchno-issledovatelskoy-raboterazrabotka-kompleksnoy-modeli-ekonomicheskoyeffektivnosti-regionalnogo-uchrezhdeniya-osnovnayakniga.html (дата обращения: 10.12.2019).
Архипова О. В. Цифровые тренды культуры: опыт трансформации культурных практик // Петербургский экономический журнал. 2018. № 1. С. 70–76.
Доклад о мировом развитии «Цифровые дивиденды» 2016. Обзор Всемирного банка 2016 год // Data. gov.ru. URL: https://data.gov.ru/doklad-o-mirovom-razvitiicifrovye-dividendy-2016-obzor-vsemirnogo-banka-2016god (дата обращения: 10.12.2019).
Одним из важнейших вызовов, которые стоят перед Библиотекой сегодня – является вопрос о том, как сохранить свое место, не потерять свои преимущества и приспособить их к условиям формирующегося цифрового общества.
— в условиях цифровизации Библиотеки остаются важнейшими социальными институтами, «приносящими общественное благо»;
— благодаря своей природной гибкости, библиотеки успешно адаптируются к потребностям пользователей и новым условиям, в том числе и в цифровой среде;
— одной из базовых миссий библиотек остается образовательная, несмотря на то, что именно сфера образования наиболее активно «цифровизируется»;
— роль библиотекаря как навигатора и консультанта в цифровой среде оценивается довольно высоко;
— закрытие Библиотеки, прежде всего – публичной — воспринимается западным сообществом как ухудшение их уровня жизни, и особенно значимо для семей с детьми; признано, что публичная Библиотека оказывает влияние на семь областей: грамотность и чтение, цифровая грамотность, здоровье и благополучие, экономический рост, культура и творчество, сообщество (в т.ч. проблема миграции), обучение;
— библиотеки выгодны обществу – они возвращают вложенные в них инвестиции – на 1 затраченный доллар возвращается 2,9 доллара.
Все эти утверждения не голословны и опираются на данные серьезных многочисленных и многогранных исследований в таких странах, как США, Великобритания, Австралия, Сингапур и др, а так же на статистику.
Как известно, сегодня в мире 320 000 публичных библиотек и более миллиона парламентских, национальных, университетских, научных, школьных и специальных библиотек. Библиотеки представляют готовую надежную сеть локальных учреждений, которая может охватить все группы населения и это глубоко осознается не только на профессиональном, но и на государственном уровне. Поэтому сохранению роли Библиотеки в цифровом обществе помогает государство (государства), бизнес, общественность (фонды и т.п.).
Так, например, благодаря их помощи более 99% американских библиотек подключено к Интернету; общественный доступ к беспроводному Интернету обеспечен в 100% в библиотеках сельских районах, где проживает население с высоким уровнем бедности. Именно Библиотека предоставляет возможности Интернета тем, кто не имеет его дома.
Благодаря имеющимся возможностям Библиотеки расширяют свои услуги, связанные с использованием интернет технологий, населению: предлагают сервисы, службы, обучающие программы, электронные книги и т.д., укрепляя тем самым свои позиции в цифровом обществе.
Ряд исследователей указывают на негативные стороны чрезмерным увлечением цифровыми технологиями (и для здоровья в целом (особенно для здоровья детей), и для мыслительной деятельности, в частности) и противопоставляют этому возможности традиционной библиотеки: получение глубокого знания, полноценного общения, формирование ценностей и т.д.
Общепризнано так же, что существенным недостатком Интернета является плохая организация информации, что приводит к получению неточной, не релевантной информации, к значительному т.н. «информационному шуму». Такая ситуация характерна для всех развитых стран. И, несмотря на то, что проблемы есть, на существование и значимую роль Библиотеки в цифровом обществе никто не посягает, ее статус признается фундаментальным и незыблемым.
Недостаток средств, а так же зачастую недостаточный общий уровень культуры принимающих решения «на местах», не позволяет понять значение библиотеки как фундаментального социального и информационного, научного и просветительного института. Это делает очень соблазнительным желание «сэкономить» на ней: объявленная «модернизация» библиотечного дела приводит, как правило, к закрытию библиотек (каждый год в России закрывается около тысячи библиотек; так, в последнее время только детских библиотек закрыто 244), к мало обоснованному объединению библиотек, имеющих разные миссии и функции, к закрытию структур (факультетов, кафедр и т.п.), готовящих библиотекарей и т.п. Уменьшается государственное финансирование комплектования библиотек (в том числе, научных, университетских) новыми изданиями, подписки на периодические издания, на подключение к Интернету, на доступ к электронным ресурсам (доступ к Интернету в России имеют только две трети библиотек, а «на местах» и того меньше.) Очень скупо выделяются так же средства на ремонт, обновление интерьеров библиотек, а так же на рекламу их деятельности, на повышение квалификации сотрудников библиотек и т.п.
Необходимо отметить, что и в этих, сложных, а порой ОЧЕНЬ сложных условиях, российские библиотеки находят возможности для развития, в цифровой среде, в частности. Об этом говорит новостная лента Российской Библиотечной Ассоциации. Библиотеки с помощью различного рода благотворителей, фондов, партнеров, энтузиастов ежедневно доказывают свою востребованность не только читателями, но и населением в целом. Появляются новые услуги, новые формы предоставления информации, в том числе – цифровые и мобильные. Острейшую проблему – подготовку библиотечных кадров — в связи с совершенно необоснованным сокращением контрольных цифр приёма в вузах культуры — многие крупные библиотеки взяли «на себя» (ГПНТБ, РГДБ, РГБ и др.).
Одним из результатов проявленного внимания к проблемам библиотек явилось принятие Национальной Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, которая, однако, не охватывает проблем всех библиотек.
В обобщенном виде эти суждения могут быть сформулированы следующим образом.
а) Осмысление места и роли Библиотеки в цифровой среде должно основываться на ее природе как фундаментального социокультурного, образовательно-просветительного института и на понимании ее эволюции в течение всей истории ее существования.
б) К наиболее существенным причинам изменения роли Библиотеки в современном обществе можно отнести:
— увеличение массива документных источников и изменение форм представления информации благодаря электронным технологиям и Интернету;
— расширение информационных потребностей и возможностей в получения информации;
— возникновение новых экономических моделей распространения публикаций и прав доступа к информации;
— развитие моделей управления доступом к информации.
в) Деятельность традиционной Библиотеки в цифровой среде должна зиждиться на классических постулатах: кумуляция и сохранение научного, образовательного, культурного наследия; оперативное распространение информации; трансляция информации и т.п.
Т.е. функции Библиотеки — гуманистическая, научно-информационная, просветительская, социализирующая, сервисная, коммуникативная и т.п. должны остаться прежними, а вот технологии (открытый доступ, дистанционность, единая точка входа, навигация по большому объему ресурсов/источников/материалов; многофункциональный сервис; технологии семантического web и т.п.) и связанные с их появлением направления и формы деятельности требуют кардинального профессионального гибкого и корректного реформирования.
г) Библиотеки имеют перед Интернетом известные преимущества:
— каждая библиотека целенаправленно формирует свой фонд, ориентируясь на информационные потребности пользователей;
— все документы в библиотеке законно приобретены и достоверны;
— хранение документов организовано на основе профессиональных традиций, что способствует их быстрому нахождению;
— поиск документов и информации основан на специальном справочно-поисковом аппарате – классификаторы, словари, предметные рубрики, тезаурусы и др., что обеспечивает релевантный и точный поиск.
д) слабой стороной Библиотеки является отставание в области работы с электронными ресурсами, технологии поиска и дружелюбности интерфейса.
Библиотеке необходимо научиться использовать свои фонды
в цифровой среде: т.е. иметь возможность на законных основаниях (с учетом авторского права) переводить фонды в электронную форму и предоставлять доступ к ним через Интернет. В этом случае Библиотеки будут пользоваться предпочтительным спросом у пользователей.
Успешное развитие Библиотеки в цифровую эпоху требует ряда изменений на различных уровнях:
— идеологический уровень: формирование понимания в обществе в целом и во властных структурах, в частности, значения Библиотеки для развития не только культурного ландшафта государства, но и для его экономического, технического развития, повышения его конкурентноспособности, социальной стабильности, и, наконец, для формирования ноосферы как нового этапа развития глобального мира.
Эту задачу способны взять на себя СМИ с помощью профессионального библиотечного и экспертного сообщества. Важно показать систему библиотек, имеющихся в стране, разнообразие их функций и возможностей, избегать абстрактного обозначения «библиотека» при обращении к проблемам библиотек различного типа и вида.
Библиотеки могут и должны стать «ньюсмэйкерами» для СМИ – «бумажных» и электронных.
Необходима и перестройка сознания в профессиональном сообществе, чему должно послужить повышение квалификации, активное профессиональное общение, в том числе и с зарубежными коллегами.
— законодательный уровень:
— вывести вопросы модернизации библиотечной сети (закрытие библиотек) с местного уровня на уровень субъектов Федерации, с возможностью консультации с экспертным сообществом;
— включить темы развития библиотек, библиотечного обслуживания (особенно, социально значимых групп населения –детей, инвалидов, предпринимателей и др.) в более широкий законодательный контекст – например, в законодательство по реализации культурной ( например, «Основы культурной политики») , образовательной, социальной политики ;
— нужны новые современные нормативы/стандарты и. пересмотрены устаревшие нормативные требования. Необходимо расширить законодательные рамки. Например, необходимо включить в библиотечные нормативы виды работ, связанные с сетевыми и цифровыми ресурсами, обеспечением комфортности и оперативности доступа предоставления информации; а так же облегчить лицензирование и условия законного приобретения ресурсов для общественного использования на информационном рынке и т.д.; необходимо обновить, пересмотреть отдельные позиции авторского права, смягчив их для библиотек, как общедоступных институций, не имеющих коммерческих намерений, сделав законным приобретение ресурсов на информационном рынке и бесплатный доступ к ним; законодателям в «смежных отраслях» — культуре, образовании, науке, воспитании и др. – в обязательном порядке указывать на возможности привлечения к решению поставленных задач библиотек различного типа и вида, способствовать интегрированию библиотечных ресурсов с другими (музейными, архивными, образовательными и др.)
— организационный и технологический уровни:
— способствовать сохранению и расширению (обоснованному) библиотечной сети;
— способствовать сохранению института директорства региональных библиотек и постоянному профессиональному росту его представителей;
— обратить особое внимание на восстановление организации подготовки современных кадров для библиотек различного вида и типа с учетом изменения государственных стандартов, учебных программ, появлением новых технологий обслуживания, международных стандартов и систем организации знаний, обеспечивающих релевантность и пертинентность поиска и т.п. в рамках либо специализированного (вновь созданного) высшего учебного профессионального заведения (например, «Высшая библиотечно-информационная школа»), либо восстановив в полной мере бюджетные места на соответствующих факультетах в институтах культуры.
Одной из важнейших задач является формирование модели ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ через освоение ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НОВОГО (НООСФЕРНОГО) УРОВНЯ.
— финансовый уровень:
— обеспечить достойную зарплату сотрудникам библиотек, соответствующую уровню оплаты труда в образовательном секторе;
— обеспечить бесплатное законное подключение ВСЕХ библиотек к беспроводному Интернету;
— обеспечить комплектование фондов библиотек всех типов и видов и подписку (в том числе и на электронные издания, сетевые ресурсы, сайты, базы данных и т.п.);
— обеспечить достойный современный уровень содержания здания и помещений библиотеки, обеспечивающий комфортную среду ее пользователям, включая элементы рекреации;
— обеспечить возможность осуществления непрерывного профессионального образования, включая участие в профессиональном общении с коллегами, в том числе, с зарубежными.
— обеспечить поддержку профессиональной прессы, в том числе и в электронном формате;
— обеспечить возможность мониторинговых исследований по «узким» профессиональным проблемам.
Финансовая поддержка библиотек может складываться из средств государства, спонсоров, фондов при преимущественном участии и ответственности государства, т.к. библиотека – государственный институт.
Чрезвычайно важным является принципиальное требование — предпринять на всех уровнях — законодательном, организационном, структурном, технологическом и финансовом — для превращения библиотечной системы России (совместно с архивами и музеями) в основного поставщика культурного контента (наследия) в Интернет в рамках действующего законодательства, чтобы избежать в дальнейшем ситуации, когда Google, нелегально оцифровал практически все литературное наследие мира.
Выполнение этих условий будет способствовать укреплению роли и места в цифровой среде Библиотеки как важнейшего социального, образовательного, просветительного института, повышению общего уровня жизни народа РФ, стабилизации общественного климата, формированию более успешного молодого поколения, обладающего необходимыми компетенциями, а также достойного положения РФ в международном информационном обществе в целом.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
5. Оценка вклада общедоступных библиотек в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: итоги исследования / Департамент культуры Ханты-Манс. авт.окр. – Югры, Гос. б-ка Югры ; авт.-сост. С. Ю. Волженина. – Ханты-Мансийск, 2011. – 48 с.
Сведения об авторе
Мелентьева Юлия Петровна — член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, , зав. отделом проблем чтения НИЦ «Наука» РАН, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
От редакции
Редакция электронного научного журнала «Культура: теория и практика» сердечно поздравляет Юлию Петровну Мелентьеву с избранием в члены-корреспонденты Российской академии образования и желает творческих успехов и всего самого наилучшего.
В современных условиях цифровизации экономики на комплектование фонда научной библиотеки оказывают влияние тенденции развития науки и образования; книжного рынка; изменение структуры и количества научных учреждений; трансформация документопотоков в электронную форму; изменение законодательства в сфере распространения информации и печати; состояние финансирования информационного обеспечения научных исследований; статус библиотеки; координационные и межбиблиотечные связи в централизованной системе; источники комплектования; источники финансирования. Для решения этих задач выстраивается система сбора и анализа статистической информации, которая на новом уровне обеспечивает возможность получения нового среза данных как для дальнейшей оптимизации библиотечного фонда и повышения производительности труда библиотекаря.
Данные мониторинга показывают, что документные ресурсы по проблематике АПК, поступающие в фонд ФГБНУ ЦНСХБ, являются важнейшим компонентом информационного сопровождения научных исследований, одним из показателей развития отраслевой науки и публикационной активности исследователей. Основные критерии: количество поступлений документов в фонд, их видовая и типологическая структура, тематическая структура потока, языки и страны, источники комплектования и др. Мониторинг осуществляется на основе данных электронных каталогов, учетных документов отдела комплектования и библиотечной обработки документов. Метод дает возможность исследовать отдельные микропотоки, как наиболее важные в структуре БФ (книжный поток, журнальный поток, авторефераты диссертаций, материалы конференций, малотиражная литература и т. д).
Результаты могут быть представлены в виде диаграмм или графиков. Покажем на примере поступления в БФ авторефератов. Анализ показал, что поступление авторефератов в 2019 году на 10% ниже по сравнению с 2017 годом, но с 2018 г., всего на 2%. Это связано с одной стороны с реформой РАН, начатой еще в 2013 году, и приведшей к значительному сокращению научных учреждений АПК, с другой стороны, с повышением требований к качеству диссертаций ВАК, что привело к сокращению их числа. Данные иллюстрируют, что некоторой долей осторожности можно говорить о стабилизации этого потока документов. (Рис. 1).
Рисунок 1. Динамика поступления авторефератов диссертаций
Данные электронного каталога позволяют проследить и тематические области по основным разделам АПК, в которых ведется большинство диссертационных исследований. Наибольшее количество защит по растениеводству, животноводству, ветеринарии, механизации и электрификации сельского хозяйства (Рис.2).
Рисунок 2. Тематические области, в которых ведется большинство диссертационных исследований в 2017-2019 гг.
На этом примере, мы показали, как можно вести изучение фонда используя метод библиометрического анализа, а также использовать полученные данные при планировании поступлений на следующий год по данному виду документов. Главное заложить в электронный каталог максимально возможное количество данных, не только для пользователей, но и для библиотечной системы в целом. Стандартизация процедуры научной обработки документов, структурирование ввода данных, унификация ввода некоторых параметров документов позволяет проводить мониторинг входного потока по множеству показателей. В зависимости от выбора библиометрического объекта исследования можно получать разные динамические картины, особенно это характерно при анализе тематики.
Как любая длительно функционирующая и развивающаяся система, документный поток является множеством взаимосвязанных элементов. К числу системообразующих для документопотока взаимосвязей отнесены семантические связи между его элементами. Связь документов по содержанию, тематике является всеобщей – обязательной для всех элементов потока. Библиометрический анализ документного потока позволяет решать многие внутрисистемные задачи, связанные в первую очередь с повышением качества комплектования фондов, оптимальным использованием материальных ресурсов библиотеки, улучшением потребительских свойств создаваемых в библиотеке информационных продуктов, усилением технологической дисциплины при обработке документного потока, востребованностью конкретных видов и типов документов и хронологическими рамками спроса.
Библиотечный фонд ФГБНУ ЦНСХБ (3072900 экз.) является отраслевым фрагментом Национального информационно-библиотечного фонда. Для организации учета такого фонда необходимо иметь надежный инструмент, которым является служебный электронный каталог. Он доступен только специалистам библиотеки и имеет высокую степень защиты от несанкционированного доступа, многократное копирование на случай чрезвычайных ситуаций. Электронный каталог представляет собой совокупность библиографических и лексикографических баз данных в комплексе с системой управления базами данных и набором прикладных программ. Наличие такого каталога является репрезентативным источником для мониторинга документопотока по множеству параметров в любых хронологических границах. Весь поток документов, поступающих в библиотечный фонд, подвергается семантико-лингвистической обработке основанной на методиках содержательного анализа сведений о документах и их текстов, поток разделяется по языковому признаку, по виду документа, по типу документа, по дате издания и др. признакам. На первом этапе данные о документах создаются в служебном электронном каталоге, который одновременно является и учетным каталогом фонда (Рис.3).
Рисунок 3. Фрагмент ЭК для создания учетных данных комплектования
Интерфейс ЭК, структура библиографической записи позволяют получить достаточное количество данных для анализа документопотока, а система управления базой данных – создать дополнительные программные средства для получения отсутствующих данных. Электронный каталог хранится в базе данных Microsoft SQL Server в формате RUSMARC (Рис.4).
Рисунок 4. Фрагмент полной учетной записи в электронном каталоге
Все учетные документы комплектования при поступлении книг в БФ на уровне партий и экземпляров формируются в соответствии с «Порядком учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда» (утверждён приказом Министерства культуры Российской Федерации от 8 октября 2012 г. № 1077 и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2013 г.), также с использованием данных учетного электронного каталога автоматически.
Учет периодических изданий ведется по специальной автоматизированной технологии, разработанной в ФГБНУ ЦНСХБ. Учету подлежит каждый номер журнала, имеющий уникальный идентификатор в виде штрих-кода, а также источник поступления экземпляра (Рис.5).
Рисунок 5. Фрагмент страницы регистрации номеров журналов
Отчет по количеству зарегистрированных номеров можно получить за любой период (Рис. 6).
Рисунок 6. Пример страницы по регистрации экземпляров журналов.
Вывод. В условиях развития компьютерных технологий процессы формирования, учета и изучения библиотечного фонда приобретают совершенно новые черты, дают возможность библиотеке сформировать модель фонда, удовлетворяющей запросам пользователей, обеспечить информационное сопровождение научных исследований и разработок. Контролирующим органам предоставить в автоматизированном режиме всю информацию по комплектованию фонда.
2. Шрайберг Я.Л., Соколова Ю.В. Электронное библиотековедение – новая наука? К постановке вопроса // Научные и технические библиотеки. – 2019 . – № 12. – С. 87.
3. Нохрина В.А. Мониторинг входного потока документов в фонд библиотеки как метод оптимизации комплектования // Библиосфера – 2013 — № 4.- С. 61-67.
4. Нохрина В.А. Электронный каталог библиотеки как источник для мониторинговых исследований // Библиотечное дело – 2016: библиотечно-информационные коммуникации в поликультурном пространстве. Скворцовские чтения: материалы двадцать первой международной научной конференции (Москва, 27-28 апреля 2016). – М., 2016. — С.141-145.
Нохрина Валентина Алексеевна — кандидат исторических наук, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, заведующая отделом комплектования и библиотечной обработки документов, ФГБНУ «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека»