Общие проблемы в сфере информационных технологий и электронной торговли стран-членов АТЭС

На международной площадке форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), членом которой Россия стала в 1998 году, наша страна активно участвует в обсуждении проблем электронной торговли и защиты прав потребителей в этой сфере. Вот и на отраслевом региональном совещании форума, состоявшемся 4 августа текущего года, представители Федеральной службы Роспотребнадзора изучали международный опыт, а также делились отечественной практикой в данной области.

Специалисты рассказали, как в России защищают интересы потребителей в условиях цифровизации, о новом законодательстве в указанной сфере, в частности о системе онлайн-разрешения споров, а также о внедрении системы прослеживаемости товаров на основе их обязательной маркировки.

Как выяснилось во время совещания, многие проблемы, с которыми сталкиваются потребители в других странах АТЭС, общие. Например, корейская делегация представила в докладе результаты опроса покупателей, приобретавших товары в виртуальных магазинах. Оказалось, больше половины из них доверились ложным отзывам пользователей соцсетей и блогеров. Корейские потребители называли и другие проблемы манипулирования отзывами — посты с негативной оценкой найти трудно, так как оные часто не могут быть отсортированы на платформе. Законодатели страны учли эти моменты и внесли в законодательство нормы, устанавливающие запрет на удаление негативных отзывов о товарах и услугах, а также формирование ложных. К сожалению, в нашей стране эта проб-лема еще существует. Покупатели нередко жалуются, что модераторы интернет-площадок удаляют их негативные оценки. Зато много «подставных» хвалебных постов, написание которых, кстати, поощряется предоставлением разных бонусов и скидок их авторам.

На форуме озвучили и другие примеры нарушений в сфере электронной коммерции. Представитель Сингапура рассказал о манипулировании информацией о цене при бронировании билетов и гостиничных номеров на онлайн-площадках. Так, потребителям сообщают в рекламе об ограниченном количестве мест (номеров), о размере скидки, наличии мест и номеров по низким ценам. А на момент оформления стоимость услуг оказывается завышенной. Не правда ли, знакомая ситуация?

Представители стран Азиатско-Тихоокеанского региона говорили о неэффективности защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги на иностранных площадках, а также о необходимости международного сотрудничества в этой сфере.

Представители Роспотребнадзора отметили, что законодательство многих стран содержит схожие инструменты защиты интересов потребителей, приобретающих товары и услуги дистанционно. При этом, что радует, в некоторых аспектах российское право предоставляет потребителям больше гарантий в сравнении с некоторыми другими юрисдикциями. Например, в плане сроков обращения потребителя с претензией к продавцу или исполнителю услуг, бесплатного рассмотрения таких споров в суде, наличия в законодательстве презумпций по освобождению от доказывания причин возникновения недостатков и т.

Роспотребнадзор намерен и дальше изучать лучший международный опыт по защите прав потребителей и использовать его в отечественной правоприменительной практике, а также для актуализации законодательства.

Читать также:  Задачи, инструменты, сложности

Кстати, Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю на днях представило анализ обращений потребителей за 6 месяцев этого года. Среди жалоб, связанных с дистанционной торговлей, наибольшее количество поступало на несоответствие товара заявленным характеристикам, скрытые дефекты, предоставление недостоверной информации, мошеннические действия продавца, невозврат денежных средств.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) образовано в 1989 году как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры. Цель объединения — повышение экономического роста, процветания в регионе и укрепление Азиатско-Тихоокеанского сообщества. В АТЭС входит 21 страна и территория: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (Сянган, специальный административный район КНР), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

Процесс  глобализации и либерализация мировой торговли в рамках ГАТТ/ВТО оказал значительное влияние на формирование интеграционных организаций в АТР, число которых  в последние десятилетия XX века заметно выросло. Появление Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), возникшей в 1989 г. и объединившей 21 экономику региона, явилось результатом политики открытого регионализма, важным принципом которого являются принцип недискриминации и консенсуса.

В данной публикации предпринята попытка раскрыть историю, структуру, управление и правовую основу функционирования АТЭС, с акцентом на изучение  нормативно-правовых актов, определяющие и регламентирующие статус и деятельность  организации. Они позволяют всесторонне раскрыть международно-правовой характер АТЭС; сравнить АТЭС  с другими представленными в АТР торгово-экономическими организациями  и дают ясное представление о значимости форума.

Известно, что АТЭС был создан в 1989 г. по предложению тогдашнего премьер-министра Австралии Б. Хоука с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Учредителями АТЭС являлись: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к этим 12 странам присоединились КНР, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа-Новая Гвинея, Вьетнам, Перу и Россия.

Первая встреча представителей стран АТЭС состоялась в ноябре 1993 г. в американском Сиэтле. После Сиэтла проведение ежегодных саммитов АТЭС стало традицией. Результаты последующих саммитов   лежат в русле основополагающих документов богорского и осакского саммитов АТЭС 1994 и 1995 гг. В Богоре в качестве главной цели АТЭС определялось формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестиций. Для развитых стран  АТЭС срок устанавливался  2010 г. , а развивающимся – 2020 г. В Осаке была принята Программа действий форума, которая устанавливала параметры реализации намеченных целей по развитию экономического и технического сотрудничества.

Кроме того, на заседаниях рабочих групп АТЭС также могут принимать участие физические и юридические субъекты, не представляющие членов АТЭС. Их статус регламентируется Консолидированными правилами, утвержденными на совещании министров 8 ноября 1996 г.

Читать также:  Электронная коммерция

Формы деятельности рабочих групп весьма разнообразны: собрания, семинары, симпозиумы, учебные курсы. Соответственно формам деятельности определены четыре категории участников: представители членов  АТЭС; служащие Секретариата АТЭС; наблюдатели, главным образом  представители международных организаций; гости. Как правило, гостями могут быть лица, не входящие в вышеуказанные категории и они подразделяется на: представителей стран не членов сообщества; представителей соответствующих региональных международных организаций; представителей частного бизнеса, не включенных в делегации стран-членов АТЭС.

С целью создания благоприятных условий для экономической интеграции российского Дальнего Востока в АТР в РФ была разработана правительственная  Программа, наиболее важные положения которой, предусматривали расширение прав и полномочий регионов в сфере внешнеэкономической деятельности; обеспечение правительственных гарантий отечественным и иностранным инвесторам; создание современной системы информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности; развитие сотрудничества с международными экономическими и финансовыми организациями, инвестиционными фондами и эффективное использование зарубежной технической помощи.

На саммите АТЭС в 1999 г. в новозеландском Окленде  были выделены три главных направления тихоокеанского сотрудничества: укрепление рынков и их либерализацию, сохранение ведущей роли АТЭС в мировой экономике, обеспечение социальной стабильности. В Декларации придавалась ключевая роль электронной торговле в налаживании связей между экономиками АТЭС и было рекомендовано всем участникам продолжать ее развитие во взаимодействии с частным бизнесом.

Участниками саммита  в Новой Зеландии были одобрены и утверждены Принципы АТЭС по развитию конкуренции и проведению реформ в области регулирования, которые предусматривали  недопустимость разного подхода к иностранным и отечественным компаниям; широкое применение принципов конкуренции и регулирования в вопросах экономической деятельности; необходимость единой правовой базы; открытость и ответственность при их реализации.

Саммит АТЭС  2000 г. в городе Бандар-Сери-Бегаван (Бруней) ознаменовался  участием во встрече глав государств и правительств Президента России В. Путина.

Основными документами саммита АТЭС в Шанхае 2001 г. наряду с традиционными декларациями лидеров и совместным заявлением министров иностранных дел и торговли стало и заявление лидеров о борьбе с терроризмом. Тема борьбы с международным терроризмом стала превалировать и на саммите в Лос-Кабосе, Мексика, 2002 г. В 2003 году на саммите в Бангкоке лидеры АТЭС подробно обсуждали проблемы ВТО наряду с ситуацией в АТЭС.

На последующих саммитах лидеров АТЭС в Чили (2004 г. ), Республике Корея (2005 г. ), Вьетнам (2006 г. ) рассматривались плюсы и минусы возможного перехода АТЭС к обязательному выполнению согласованных решений, необходимость структурных реформ форума, а также субрегиональные и двусторонние торговые соглашения о преференциальной торговле, особую озабоченность вызывало состояние ВТО.

Читать также:  Цифровизация мышления это

В 2007 г. в Сиднее прошли мероприятия форума АТЭС, где было принято решение о проведении саммитов АТЭС в Перу (2008 г. ), Сингапуре (2009 г. ), Японии (2010 г. ), США (2011 г. ) и в России (2012 г.

По мнению ряда экспертов, прежде всего, российских, АТЭС –  плод политики США, которые подстраховались на тот случай, если уругвайский раунд ГАТТ, который длился с 1987 по 1994 гг. и закончился бы провалом и привел их к торговой войне с ЕС. Несмотря на то, что чиновники из ГАТТ не раз напоминали о том, что АТЭС – образование, выходящее за рамки региональной интеграции, дозволенной ст. XXIV ГАТТ Биллу Клинтону удалось провести в Сиэтле первый саммит АТЭС, который выступил с декларацией, либерального содержания и преследовал явную цель оказать давление на Брюссель.

Слабая экономическая эффективность АТЭС и медленный интеграционный процесс, по мнению некоторых исследователей, объясняется несколькими существенными факторами. Первый – географическая разбросанность стран-участников, которые характеризуются разным уровнем развития и принадлежат различным политическим системам и цивилизациям.

Во-вторых, интеграция в АТР протекает по  «мягкому» пути, в основе которого лежит развитие сотрудничества снизу. Данный принцип особенно важен при регулировании взаимоотношений между  развитыми и «малыми» странами-участниками по вопросам либерализации и содействия торговле и инвестициям, а также в экономическом и техническом сотрудничестве.

Особенностью АТЭС также является включение субрегиональных организаций в качестве членов и наблюдателей – Тихоокеанский экономический совет (ТЭС), Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС), Региональный форум АСЕАН (АРФ), АСЕАН.

Изложенного в интервью понимания сути организации придерживается большинство участников АТЭС. Это так называемый «азиатский подход», который предполагает существование «мягкой субстанции консультативного характера, допускающей относительную свободу трактовки этих решений и добровольность выполнения».

Необязывающий характер принимаемых решений, чувство восточноазиатского коллективизма, принцип добровольности, консенсуса и учета национальных интересов стали основой «метода АТЭС».

Феномен открытой формы нового регионализма, возникший в постбиполярный период иногда в литературе противопоставляется старому или жесткому, твердому типу регионализма, продукту эпохи «холодной войны». Анализ феномена открытого регионализма дает возможность проследить связь с глобализацией, которая также основана на либерализме. Глобализм и либеральное развитие экономик АТЭС требуют реализации политики объединения экономик региона на основе упразднения тарифных и нетарифных барьеров, ликвидации дискриминационных препятствий, экономических  границ, что в итоге приводит к интеграции.

Таким образом, изучение процессов становления и развития АТЭС,   цели и места организации в АТР и международно-правовой природы форума позволяет охарактеризовать АТЭС как международную организацию (структурное построение, характер членства, процедура принятия решений), и отнести к категории так называемых параорганизаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *