Введение
Современное стремительное развитие информационно-коммуникационных и цифровых технологий способствует их интеграции во все сферы национальной экономики. Начиная с 1995 года, последствия влияния цифровых технологий приводят к революционным изменениям в секторах старой экономики, что делает новую экономику более универсальным явлением. На основе цифровых технологий происходит модернизация всех отраслей национальной экономики, открывая новые возможности для ведения бизнеса и государственного управления. Тем самым формируя новое экономическое пространство, которое предоставляет возможность создавать и реализовывать конкурентоспособную продукцию, предоставлять качественные услуги и принимать эффективные управленческие решения. Так, компьютерное моделирование, например, резко сократило время и средства, необходимые для разработки и создания многих вещей, начиная с автотранспортных средств, коммерческих авиалайнеров и заканчивая небоскребами.
Основной целью национальной цифровой экономики является создание новых возможностей для развития, модернизации и оптимизации всех звеньев хозяйственной деятельности на основе цифровой инфраструктуры. Однако, этого не возможно достичь, если не будут достигнуты успехи в цифровизации всех регионов страны.
Следовательно, в настоящее время изучение различных аспектов цифровой экономики и процессов ее становления в регионах России является актуальной научно-практической задачей.
Теоретическую основу статьи составляют фундаментальные разработки по исследуемой теме, которые были представлены в трудах отечественных и зарубежных авторов, таких как А.А. Гретченко, А.А. Шакиров, Р.С. Зарипова, Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг, D. Tapscott и др. Не смотря на то, что многие авторы уделяли внимание проблемам развития цифровой экономики, отсутствуют актуальные исследования потенциала и перспектив развития цифровой экономики российских регионов, которые будут рассмотрены далее в данной статье.
Суть самого понятия «цифровизация экономики», а также ее значение для развития страны во много остаются предметом дискуссий. Однако, вне сомнения находится тот факт, что данный процесс объективен и оказывает самое непосредственное воздействие на экономику и общество. По сравнению с предыдущими формами организации общественных отношений, цифровизация экономики дает возможность существенно повысить эффективность различных видов производства. К тому же цифровизация экономики коренным образом влияет на технологическую основу производства, функционирование оборудования, а также хранение продукции, ее доставку, организацию продаж.
Следует отметить, что сама тематика цифровой экономики является сегодня весьма популярной в научной среде. Можно даже сказать, что на данный момент она одна из наиболее востребованных тематик вообще. Существует большое количество направлений, множество публикаций, в которых проблематику цифровой экономики рассматривают с самых разных позиций. Можно выделить такие направления исследований, как анализ процессов цифровизации в целом; отдельные аспекты цифровизации; ее проявления на индивидуальном уровне; цифровизация отдельных сфер жизни (например, медицины, образования и т.п.). Однако прикладные научные исследования процессов реализации Государственной программы «Цифровая экономика» в настоящий момент отсутствуют.
Основные характеристики Программы
Таблица 1 – Структура финансирования Программы
Оценка готовности регионов к реализации Программы
Препятствия, о которых говорилось выше, определяют существенное неравенство возможностей российских территорий по эффективной реализации Программы. Оно будет иметь существенное значение в ходе выполнения мероприятий дорожной карты. Особенно остро это неравенство проявляется в области распространения информационно-коммуникационных решений (технологическое неравенство), а также наличия необходимых квалифицированных кадров (кадровое неравенство). Числовая оценка этого неравенства может служить мерилом готовности регионов к реализации Программы.
На сегодняшний день безусловным лидером внедрения решений цифровизации в России является город федерального значения Москва. К настоящему моменту уже завершена реализация двух программ Правительства Москвы «Электронная Москва» и «Информационный город». Первая позволила оснастить структуры городского управления необходимыми информационными и телекоммуникационными ресурсами. Вторая позволила осуществить автоматизацию городских процессов и перевод ряда сервисов в цифровой вид. В результате были внедрены система управления оказанием медицинских услуг «Единая медицинская информационно-аналитическая система», система управления образованием «Московская электронная школа», система управления городом «Активный гражданин», система взаимодействия с бизнесом «Портал поставщиков Москвы», система государственных услуг «Мос.Ру». Успехи Москвы были по достоинству оценены не только москвичами, но и мировыми аналитиками. Так в 2015 г. Wi-Fi сеть «Московский транспорт» была признана международной ассоциацией Wireless Broadband Alliance лучшей в мире публичной сетью Wi-Fi. В 2017 г. Москва была отмечена премией Всемирной организации электронных правительств городов мира (World e-Governments Organization of Cities and Local Governments, WeGO), а в 2018 г. заняла первое место в рейтинге ООН по уровню оказания электронных услуг.
Таблица 2 – Готовность населения к реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Таблица 3 – Готовность организаций к реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Приняв характеристики Москвы в качестве эталона (кадровая готовность = 1, технологическая готовность = 1), оказывается возможным провести интегральную сравнительную оценку готовности регионов к реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (см. рисунок 1).
Рис. 1. Сравнение готовности регионов к реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Анализ показывает, что если в сфере технологического обеспечения ситуация в регионах вполне сопоставима, то в сфере кадрового обеспечения их возможности в значительной мере неравномерны. Кадровое неравенство способно в значительной мере затруднить внедрение цифровых решений. При этом источником рисков для выполнения программы цифровизации можно считать неготовность большей части российских образовательных учреждений к работе в условиях цифровой экономики. Несмотря на то, что несколько ведущих университетов страны весьма успешно внедрили цифровые технологии на всех уровнях, в основной своей массе российская система образования не готова к работе в новых условиях (это касается и среднего образования, и высшего) и не дает своим студентам должный объем необходимых цифровых компетенций.
Ключевые препятствия реализации Программы
Существенным препятствием является техническое и технологическое отставание России, проявляющееся прежде всего в повсеместном преимущественном применении импортного оборудования и программного обеспечения. Технические и программные решения для цифровой экономики сегодня представляют такие флагманы мировой IT-индустрии как Cisco Systems, Schneider Electric, Huawei, IBM, Microsoft, Google, UNIT и др. К сожалению, российские компании в перечне поставщиков практически отсутствуют. Для реализации государственной программы импортозамещения необходимо чтобы при внедрении решений цифровой экономики значительная часть заказов в обязательном порядке размещалась на российских предприятиях. Кроме того, в ряде регионов и отраслей до сих пор сохраняется недостаточная обеспеченность населения и организаций информационно-коммуникационными решениями, что также является препятствием для распространения цифровизации.
Значимым является также и тот факт, что в России большая часть населения так и не овладела цифровыми технологиями в нужной мере. Если раньше к группам населения, которые находились в «зоне риска», следовало отнести тех, кто жил в регионах, то теперь деление имеет возрастной характер. Можно утверждать, что очень большая доля пожилых людей сегодня не владеет и не овладеет цифровыми компетенциями в достаточной мере. Именно эти люди находятся в зоне риска, и их не владение цифровыми технологиями существенно сдерживает планы государства по цифровизации экономики. В первую очередь это касается создания «электронного правительства» – крайне затруднительно продвигать электронные технологии в государственном управлении, когда значительная часть населения попросту не может ими воспользоваться. Именно это будет причиной того, что еще долгое время «электронное правительство» будет сосуществовать параллельно с традиционными формами взаимодействия с населением.
Результаты исследования
В формировании современной экономики решающее значение принадлежит информационным технологиям. Распространение информационных технологий на всю экономику делает текущий период таким, который существенно отличается от предыдущих десятилетий. На информационных технологиях базируется цифровая экономика.
Существует большое разнообразие подходов к определению цифровой экономики, проанализируем отдельные теоретические подходы к трактовке данного определения.
Таким образом, цифровая экономика – это экономика, базирующаяся на компьютерных технологиях, охватывающая все сферы жизни и ориентированная на потребителя с целью улучшения предоставления услуг в торговле, транспорте, медицине, образовании, культуре и других, оперирующая данными, хранящимися в базах данных. Производителями компьютерных технологий и поставщиками услуг являются представители ИТ-индустрии, которая становится ключевой отраслью – двигателем новой четвертой технологической революции.
Внедрению цифровой экономики, как в мире, так и в России, предшествовала информационная экономика, которая подготовила информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечила доступ к обучению информационным технологиям и внедрению их во все сферы жизнедеятельности (экономику, торговлю, бизнес, управление и т. п.).
Цифровая экономика еще больше трансформирует традиционные виды экономической деятельности и стиль жизни человека, отношения в цифровом мире, акцентирует внимание на безопасности и доверии между участниками трансакций, формирует принципиально новые бизнес-модели и постоянно совершенствуется, внедряя облачные технологии, искусственный интеллект, новую виртуальную реальность, накапливает огромные объемы данных (Big Data), которые при достижении критической массы становятся важным капиталом цифровой экономики.
Регионы разрабатывают и собственные программы по развитию виртуальной экономики (Московская область, Пермский край и другие).
В настоящее время необходимо, чтобы во всех регионах России шла работа по развитию цифровой экономики, это будет способствовать повышению качества жизни людей, качества промышленного производства, сельского хозяйства, упростит для малого и среднего бизнеса доступ к клиентам, упростит доступ к информации и т.д.
Проведем исследование развития цифровой экономики в России и регионах страны.
К ведущим методам исследования проблемы статьи можно отнести анализ теоретических источников, анализ показателей статистики, сравнение.
В качестве показателей предлагается изучить уровень доступа к Интернету в домашних хозяйствах и организациях в РФ и других странах, в динамике за два или несколько лет величину расходов на цифровые технологии в РФ, индекс цифровой экономики и общества России и других стран, индекса развития электронного правительства России и других стран, доступа к Интернету в домашних хозяйствах в РФ, индекс цифровизации и долю населения, пользующуюся сетью Интернет в субъектах РФ
Рисунок 1. Динамика расходов на цифровые технологии в России за 2017-2019 гг., млрд.руб.
За 2017-2019 гг. происходил ежегодный рост расходов на цифровые технологии в России. Рисунок 1 демонстрирует в 2019 г. рост расходов населения на цифровые технологии относительно 2017 г. на 192 млрд.руб., рост затрат организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий на 292 млрд.руб., рост затрат организаций и населения на приобретение цифрового контента на 90 млрд.руб.
Рисунок 2. Динамика уровня цифровой экономики и общества за 2013-2019 гг., балл
Индекс России на протяжении 2013-2019 гг. находится на среднем уровне цифрового индекса. Как по минимальному значению, так и по максимальному заметно ежегодное увеличение рассматриваемого показателя за анализируемый период. Индекс по РФ за 6 лет вырос на 0,14, что является позитивной тенденцией.
На высоком уровне по цифровизации в РФ находятся отрасли информационно-коммуникационных технологий, образование, финансы, на более низком уровне по сравнению с развитыми странами – добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность и транспорт.
Рисунок 3. Динамика уровня развития электронного правительства за 2008-2019 гг., баллы
В сравнении с 2008 г. в 2019 г. у России заметен рост уровня развития электронного правительства, тогда как у лидера рейтинга отмечено снижение показателя. Однако, не смотря на рост, РФ имеет отставание от лидера – 0,1195 балла.
Рисунок 4. Динамику доступа населения к Интернету в РФ за 2010-2019 гг., %
За 2010-2019 гг. ежегодно растет показатель доступа населения к Интернету в РФ. Общее увеличение показателя за анализируемый период составило 31,4 п.п. В 2019 г. отмечено максимальное значение – 77,6%. То есть большая часть населения от общего числа имеет доступ к Интернету.
Рисунок 5. Уровень доступа населения к Интернету стран мира в 2019 г., %
В 2019 г. по уровню доступа населения к Интернету лидерами являются Республика Корея и Исландия. Россия, не смотря на ежегодный рост доступности Интернета, значительно отстает от лидеров по данному показателю.
Рисунок 6. Уровень доступа к Интернету организаций в 2019 г., %
В 2019 г. по уровню доступа к Интернету в организациях лидерами являются Финляндия, Франция, Швеция, Германия. Россия отстает от лидера по данному показателю на 10 п.п.
В 2019 г. в России доля организаций, в которых используется Интернет, составляет 90% от общего числа организаций; в которых пользуются широкополосным Интернетом – 87%; серверами – 60,1%; имеют вэб-сайты 48,9%; пользуются облачными сервисами 27,3%; широкополосным Интернетом со скоростью доступа 100 Мбит/с и выше – 10,7%. По всем этим показателям наблюдается ежегодный рост, что положительно характеризует развитие цифровых технологий в организациях. Цифровая экономика развивается в России за последние годы, однако ее показатели пока отстают от мировых лидеров.
Рисунок 7. Динамика индекса цифровизации российских регионов в 2017-2019 гг., балл
Уровень цифровизации экономики серьезно различается по российским регионам. Лидером среди субъектов РФ по рассматриваемому показателю являются Москва, Татарстан, Санкт-Петербург. У нижней границы рейтинга находятся Еврейская автономная область, Республика Тыва, Карачаево-Черкесская республика. За 2019 г. выросло значение показателя по всем регионам.
Рисунок 8. Динамика доли населения, пользующегося сетью Интернет в российских регионах в 2017-2019 гг., баллы
По данному показателю лидерами в России также являются Москва, Татарстан, Санкт-Петербург и по всем регионам показатель за 2018 г. повысился, что является положительным фактом.
Рисунок 9. Динамика уровня использования электронного документооборота в организациях в 2017-2019 гг., баллы
Самый высокий уровень анализируемого показателя в 2017-2019 гг. был у Республики Татарстан. Самый низкий в 2017 г. – в Еврейской автономной области, а в 2018-2019 гг. – в Республике Тыва.
Потенциал регионов в цифровой трансформации нельзя будет реализовать, если не будет развиваться цифровизация госуправления,
Рисунок 10. Анализ приоритетных услуг, предоставляемых на портале gosuslugi.ru в 2019 г., % от общего числа услуг
Выявлены существенные различия между регионами по доступности государственных услуг. Лучший показатель демонстрирует столица.
Как показал проведенный анализ, проникновение цифровых технологий в регионы идет недостаточно высокими темпами и неравномерно, что связано с различной транспортной, ресурсной, методической обеспеченностью различных субъектов Российской Федерации.
Успехов в развитии собственных проектов цифровизации в системе ЖКХ и городской транспортной инфраструктуре добились Новгородская область, Республика Северная Осетия и другие. В Новгородской области устанавливается умная система контроля приборов учета коммунальных услуг. В Северной Осетии разработан проект по созданию интеллектуальной платформы в сфере ЖКХ, которая позволит вести прозрачный учет начисления стоимости за потребленные ресурсы, оплата которых будет осуществляться через Интернет. В Рязанской области на заседаниях областного правительства в настоящее время используются планшеты вместо бумажных носителей. В Алтайском крае с помощью спутников следят за ходом полевых работ. В Новгородской области с помощью новых технологий подсчитывает количество туристов в регионе.
Выводы
В мире цифровой сектор растет с большой скоростью. Ежегодно увеличивается количество пользователей новейшими цифровыми достижениями. Передовые страны мира видят во внедрении цифровых технологий один из главных факторов инновационного развития и укрепления конкурентных преимуществ. Россия на сегодня отстает в развитии и качества коммуникационных сетей, только разрабатывает стратегии создание собственного цифрового рынка и остается сферой с нераскрытым потенциалом. Очевидно, что изменения, происходящие в мировой экономике – это, с одной стороны, серьезный вызов, а с другой – новые возможности для поиска специализации России в глобальной цифровой среде и формирования на этой основе направлений модернизации традиционной экономики.
Следует отметить, что за последние годы в российских регионах достигнуты определенные успехи в развитии цифровых технологий на уровне домашних хозяйств, предприятий и цифрового правительства.
Однако, остаются нерешенными проблемы неравномерности территориального развития, бюрократизации процесса внедрения цифровых технологий в регионах и отсутствия четко сформулированной законодательной базы в данной сфере.
С целью развития цифровой экономики в регионах необходима организация обучения региональных управленцев цифровым технологиям, создание всероссийского рейтинга цифрового развития регионов и обмен лучшими практиками, координация процесса цифровизации в регионах на федеральном уровне, выравнивание ситуации в регионах. Создание новых структур по развитию цифровизации, сотрудничество по горизонтали и вертикали между отраслями экономики, взаимодействие государства, исследовательских институтов на базе университетов и частных предприятий позволят развивать цифровую экономику в регионах.
Заключение
Само наличие программы такого уровня свидетельствует о понимании со стороны государства важности проблемы, необходимости ускоренного освоения цифровых технологий и их широкого применения во всех сферах экономической и общественной жизни. К сожалению, эта программа пока не нашла своего полного отражения в документах государственного стратегического планирования – стратегии социально-экономического развития и промышленной политике регионов, стратегии территориального развития и т.п. Очевидно, что интенсивное внедрение цифровых технологий существенно повысит уровень конкурентоспособности российской экономики в целом. С учетом того, что многие прямые конкуренты российских компаний уже прошли этот путь будет полезным проанализировать их опыт и дать оценку возможности его имплементации в российских условиях.
В целом институциональная среда в российской экономике весьма благоприятна для внедрения цифровизации – драйверов, которые положительно сказываются на данном процессе, гораздо больше, чем препятствий. Однако, с учетом того, что проекты цифровизации имеют значительное социальное значение, необходима разработка специальных механизмов их реализации с обязательным учетом реальных возможностей регионов России по реализации запланированных мероприятий. При этом одной из ключевых задач стратегии развития страны должно стать сглаживание региональной технологической и кадровой дифференциации.
Кроме того, следует отметить, что в современных экономических условиях, только небольшое число проектов может быть профинансировано государством. Для решения этой проблемы необходимо привлечение в проекты внебюджетных средств. Для этого необходимо рассмотреть возможность применения механизма государственно-частного или муниципально-частного партнерства и разработать необходимые меры государственной поддержки этих направлений (налоговые льготы, субсидии и т.п.).
- Ерешко Ф.И., Меденников В.И., Сальников С.Г. Проектирование единого информационного Интернет-пространства страны // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2016. – № 5. – С. 11–19.
- Кунцман А.А. Трансформация внутренней и внешней среды бизнеса в условиях цифровой экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2016. – № 11. – С. 93–102.
- Селиванова Е.С. Институциональная природа цифровизации российского коммуникационного пространства в системе общественно-политического и корпоративного взаимодействия // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2018. – № 45. – С. 40–48.
- Шабашев В.А., Щербакова Л.Н. Тенденции цифрового равенства/неравенства в современном мире // Социологические исследования. – 2016. – № 9. – С. 3–12.