Основы электронной коммерции электронные учебники

Электронная коммерция является динамично развивающейся отраслью отечественной экономики. Она базируется на передовых достижениях в проведении коммерческих сделок, стандартизации, совершенствовании правовой базы, инновационных информационных технологиях. В результате этого наблюдается непрерывный рост рынка электронной коммерции как в мировом масштабе, так и в России. В курсе рассматриваются актуальные вопросы электронной коммерции с учетом современного состояния технологий, прежде всего используемых в электронной коммерции информационных технологий, технологий ведения бизнеса, социальных технологий. Курс содержит не только теоретическую часть, которая изложена в электронном (или печатном) виде, но и практическую часть, включающую тесты, задания и видео. Соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Курс ориентирован на студентов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям, и аспирантов, слушателей программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также может быть полезен всем тем, кто заинтересован в повышении своей личной эффективности. Курс включает дополнительный практический материал, размещенный на сайте urait.ru.

Учебник посвящен ключевым вопросам прикладного использования интернет-технологий для организации коммерческой работы.
Рассмотрены системы, формы и инструменты электронной коммерции, принципы информационной безопасности, методы организации оптовой и розничной электронной торговли, основные способы стимулирования продаж в Интернете, электронная коммерция в индустрии услуг. Излагаются организационные и правовые аспекты электронной коммерции.
Данный учебник предназначен для студентов, обучающихся по направлению 100700 «Торговое дело» (бакалавриат), а также будет полезен практическим работникам.

Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.

Введение

Развитие сети Интернет и появление электронной коммерции
вызывают существенные перемены в экономике и приводят к изменению традиционных положений экономической теории и практики.
Информационные и коммуникационные технологии преодолевают
границы, расстояния и время, являясь, таким образом, основной движущей силой глобализации. Иными становятся инструменты ведения
коммерческой деятельности. Технологии и стандарты передачи данных через сеть Интернет стали универсальной средой обмена коммерческой информацией и во многом определили принципы ведения
бизнеса в сфере электронной коммерции.
Информационные технологии — это повседневность современной экономики. Использование сети Интернет кардинально преобразует процессы экономического взаимодействия компаний с их клиентами, партнерами, поставщиками и даже конкурентами. Методы и
средства проведения коммерческих операций в сфере электронной
торговли несколько отличаются от аналогичных, осуществляемых в
реальном секторе экономики.
Атрибутами современной экономики являются наличие электронной среды как результата развития глобальных информационных
и коммуникационных технологий и наличие достаточно большого
количества предприятий, использующих преимущества этой среды в
своей деятельности. Современное предпринимательство активно использует возможности информационных технологий в своей практике. Создание современной информационной инфраструктуры рынка
товаров и услуг, интеграция ее в мировые рынки способны обеспечить кардинальное снижение издержек, высвобождая значительные
ресурсы для экономического роста без дополнительных затрат. Способность предприятий вести успешный бизнес все больше будет зави

Читать также:  Электронная коммерция и интернет-маркетинг

сеть от состояния информационнокоммуникационных инфраструктур и от способностей эффективно их использовать.
Коммерческие возможности Интернета высоко оцениваются специалистами в области коммерции. Интернет является не только технологической основой для бизнеса, но и выступает как новое средство маркетинговых исследований, коммуникаций с потребителем, позволяет перевести обслуживание клиентов на новый уровень. В то же
время для использования указанных возможностей недостаточно
только оснащения предприятия аппаратными и программными средствами интернеттехнологий — требуется комплексная реорганизация и функциональная реструктуризация работы всех подразделений
предприятия.
Развитие электронной коммерции предъявляет особые требования к специалистам по ведению электронного бизнеса, обладающих
глубокими знаниями и практическими навыками как в области бизнеса, так и в области новых технологий.
Задачей предлагаемого учебника является формирование системного подхода к теоретическим основам и практическим аспектам реализации электронной коммерции как интегрированному направлению деятельности, основанной на глубоких знаниях и практических
навыках как в области бизнеса, так и в области информационных технологий. Его цель — подготовка специалистов в различных областях
предпринимательства с углубленным пониманием прикладных областей информационных технологий.
Предлагаемый учебник ставит своей целью рассмотреть следующие вопросы:

• основные теоретические и практические аспекты электронной
коммерции;

• организация электронных сетей как физической среды для
электронной коммерции;

• задачи и инструменты электронной коммерции как элемента
электронного бизнеса;

• принципы обеспечения информационной безопасности;

• информационные ресурсы и особенности их использования для
решения задач электронной коммерции;

• перспективы развития информационных технологий и информационных систем в электронной коммерции, их взаимосвязь
со смежными областями;

4
Введение

Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ
КОММЕРЦИИ

1.1. Интернетэкономика и ее значение
в современном бизнесе

В последнюю четверть XX в. человечество вступило в новую стадию своего развития — стадию построения постиндустриального общества, которое является результатом происходящей в современном
мире социальноэкономической революции.
В основе каждой социальноэкономической революции лежат
свои специфические технологии, производственнотехнологические
системы и производственные отношения. Для постиндустриального
общества эту роль, прежде всего, играют информационные технологии и компьютеризированные системы, высокие производственные
технологии, являющиеся результатом новых физикотехнических и
химикобиологических принципов, и основанные на них инновационные технологии, инновационные системы и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности.
Ее конечным результатом является создание новой формы организации экономики — интернетэкономики.
Интернетэкономика представляет собой сетевую системно организованную пространственную структуру взаимоотношений между
экономическими субъектами. Можно сказать, что интернетэкономика — это среда, в которой любая компания или лицо, находящиеся
в любой точке экономической системы, могут легко и с минимальными затратами контактировать с любой другой компанией или лицом
по поводу поддержания экономических отношений. Она включает в
себя индустрию создания и использования новых информационных

Читать также:  Клуб студентов "Технарь". Уникальный сайт с дипломами и курсовыми для технарей

технологий и продуктов, телекоммуникационные услуги, электронный бизнес, электронную коммерцию, электронные рынки и другие
компоненты.
Главная особенность интернетэкономики — развитие интеллектуального капитала и его присоединение к основным факторам производства, что революционно отличает эту экономику от всех предыдущих. Интернетэкономика открывает неограниченные возможности для предпринимательства.
Термину «интернетэкономика» в специальной литературе соответствуют такие синонимичные понятия, как сетевая экономика,
цифровая экономика, новая экономика.
Существование интернетэкономики связано не с внедрением
сколь угодно большого количества компьютеров, а с коммуникациями этих компьютеров. Объединенные в единое целое многочисленные компьютеры образуют специфическую Сеть. Эта Сеть функционирует на основе принципов, которые значительно отличаются от
принципов, характерных для традиционной экономики.
Принципы сетевой экономики:
1) высокий темп роста взаимосвязей: миллиарды людей имеют
возможность связаться друг с другом;
2) с линейным ростом количества участников Сети наблюдается
экспоненциальный рост ее содержимого: каждый из участников постоянно добавляет в Сеть новое содержимое и оно становится доступным для всех;
3) даже мелкие, но ценные инициативы, будучи вовлеченными в
Сеть, могут привести к далеко идущим последствиям;
4) нововведения, преодолев некоторый барьер, начинают распространяться по Сети с высокой скоростью;
5) сетевая экономика стимулирует децентрализованное творчество, разрушая иерархическое построение общества;
6) индивидуальные качества оцениваются тем выше, чем больше
они вовлечены в Сеть;
7) в сетевой экономике особенно ценится способность отдачи результата в Сеть в момент наивысшей точки его развития и немедленного перехода к созданию нового результата;
8) все объекты и операции сетевой экономики подчиняются сетевой логике;
9) сетевая экономика находится в состоянии неравновесия и постоянно самообновляется;

1.1. Интернетэкономика и ее значение в современном бизнесе
7

10) резко увеличивается степень важности неосязаемых активов,
к которым можно отнести предпринимательский дух, системное
мышление, постоянную учебу, атмосферу творчества, нестандартность и скорость принятия решений, здоровый авантюризм, экспериментирование, командный дух, способность работать в условиях почти непрерывных изменений. Неосязаемые активы стали учитывать
при капитализации компаний, нередко оценивая их выше «осязаемых» активов;
11) значительное усиление конкуренции, при этом конкуренция
в значительной мере переносится в Интернет;
12) цена на продукты и услуги в Сети снижается по мере их доступности, в то время как их качество ценится все выше и выше;
13) происходит быстрое устаревание продуктов и технологий.
Появление в 1994 г. Глобальной паутины (WWW) и его программных компонентов — браузеров, серверов, позволяющих оперативно
создавать интернетсайты, использовать возможности мультимедиа и
средств электронных коммуникаций (электронной почты, чатов, форумов и т. п.), привело к настоящей революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Из средства автоматизации процессов телекоммуникационные системы и сети становятся
средой развития бизнеса и экономики в целом. Следствием является
как глобализация всех происходящих в мире процессов, так и влияние информационных технологий на все аспекты деятельности любой компании.
Появились не только новые направления ведения бизнеса, но
принципиально изменились уже существующие. Преобразования
коснулись как внешних отношений между компаниями, так и внутренней структуры самих компаний. Новым является также вовлечение в процесс практического использования ITтехнологий топменеджеров компаний с применением аналитической системы поддержки принятия управленческих решений. Это реальная возможность для компаний не только формировать стратегию развития бизнеса, но и обеспечить оперативный контроль за ходом ее реализации.
Таким образом, новая экономика — это экономика постоянных
перемен. Восприимчивость к переменам становится одним из основных параметров психологической оценки готовности компании или
человека к новой экономике. Характерной чертой новой экономики
является быстрота происходящих изменений как в глобальном аспекте, так и в масштабе отдельной компании.

Читать также:  Электронная коммерция электронный банкинг

8
Глава 1. Теоретические основы электронной коммерции

1.2. Электронная коммерция: основные понятия
и классификация

Общим понятием бизнесактивности в Интернете является
электронный бизнес. Электронный бизнес представляет собой форму бизнеса, реализующуюся в значительной степени посредством
внедрения в бизнеспроцессы информационных и телекоммуникационных технологий и систем. Он включает в себя покупку и продажу товаров и услуг, обслуживание потребителей, совместную работу с партнерами по бизнесу, с правительственными и государственными учреждениями, с кредитными организациями, а также
проведение электронных транзакций внутри самой компании, взаимодействие с дочерними предприятиями и внутрифирменный менеджмент.
Значительное место в бизнесе принадлежит коммерции. Электронная коммерция — это коммерческая деятельность в любой сфере
бизнеса, осуществляемая с помощью информационных и телекоммуникационных технологий и систем. Данное определение базируется
на основе понятия коммерции как вида бизнесдеятельности, связанной с торговоорганизационными операциями, направленными на
осуществление процесса куплипродажи товаров и оказание услуг с
целью получения прибыли.
Рассматривать электронную коммерцию можно с различных точек зрения:
• с точки зрения осуществления связей: электронная коммерция —
это способ доставки информации, товаров, услуг и платежей с
помощью телефонных линий, компьютерных сетей или любых
других электронных средств;
• с точки зрения процесса бизнеса: электронная коммерция — это
технология, позволяющая автоматизировать операции в бизнесе;
• с точки зрения услуг: электронная коммерция — инструмент, который позволяет компаниям, покупателям и менеджерам
уменьшить издержки и улучшить качество товаров и услуг и ускорить доставку;
• с точки зрения времени: электронная коммерция позволяет продавать и покупать товары, услуги и информацию в Интернете в
режиме реального времени (совершение сделок в течение 24 часов в сутки) онлайн;

1.2. Электронная коммерция: основные понятия и классификация
9

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *