Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. N 16)

Цели и задачиПравить

  • «Информационная инфраструктура»
  • «Информационная безопасность»
  • «Искусственный интеллект»
  • «Кадры для цифровой экономики»
  • «Нормативное регулирование цифровой среды»
  • «Цифровые технологии»
  • «Цифровое государственное управление»

Основными целями национального проекта «Цифровая экономика» являются:

  • повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счёт всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом;
  • создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;
  • использование преимущественно отечественного программного обеспечения (ПО) государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;

Этот национальный проект создан для решения следующих задач:

  • создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;
  • создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
  • обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;
  • обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
  • создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;
  • внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
  • преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
  • создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития;
  • разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств — членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.

Формирование цифровой экономики — вопрос нацбезопасности РФ

НОВО-ОГАРЕВО, 5 июля. /ТАСС/. Формирование цифровой экономики — это вопрос национальной безопасности РФ.

Об этом президент РФ Владимир Путин заявил на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

«Цифровая экономика — это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества, — отметил он. — Формирование цифровой экономики — это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний».

Глава государства напомнил, что в тесном контакте с деловым и экспертным сообществом правительство подготовило программу по развитию цифровой экономики, которая рассчитана на десятилетия. Путин подчеркнул, что за последние годы Россия заметно продвинулась по многим направлениям цифрового развития. По его данным, по динамике распространения широкополосного доступа и беспроводных сетей РФ находится на уровне ведущих стран. Он привел статистику Росстата, согласно которой с 2010 по 2016 годы число домашних хозяйств, имеющих доступ к интернету, выросло с 48,4% до 74,8%. При этом средняя скорость интернета в России в 2016 году увеличилась на 29%, что сопоставимо с Францией и Италией.

Определиться с объемом средств

Путин сравнил задачу развития цифровой экономики РФ с электрификацией страны в XX веке. По его мнению, развитие цифровой экономики — беспрецедентный по своему масштабу и влиянию проект. «Его действительно сравнивают с теми прорывными преобразованиями, которые на разных исторических этапах позволяли России сделать серьезный шаг вперед, укрепить свою позицию в мире. В их ряду — строительство железных дорог в конце XIX века или электрификация страны первой половины XX века», — сказал Путин.

Он потребовал определиться с объемами средств, выделяемых на развитие этой сферы, повысить эффективность их использования. «В текущем году только федеральные и региональные органы власти потратят на информационные технологии почти 200 млрд рублей, я прошу предложить конкретные решения по повышению эффективности использования этих денег», — заявил глава.

По его словам, также необходимо «четко определиться с источниками, механизмами и объемами финансирования программ развития цифровой экономики».

Президент также поручил определить конкретные сроки выполнения задач по развитию цифровой экономики. Путин напомнил, что, выступая в июне на Петербургском международном экономическом форуме, он указал на необходимость ликвидации правовых барьеров на пути внедрения передовых технологий, создания опорной инфраструктуры для цифровой экономики, обеспечения всеобщей цифровой грамотности и запуска поддержки отечественных IT-компаний.

Читать также:  Федоров, Алексей Владимирович и Совет по электронной торговле ТЭС РФ

Москва — в числе лидеров

Также Путин отметил, что Москва вошла в число лидеров по использованию цифровых технологий в городской среде. «Наша столица Москва входит в число мировых лидеров по применению цифровых технологий в современной городской инфраструктуре, опережая такие мегаполисы как Торонто, Токио, Гонконг, Барселона и Сидней», — отметил глава государства. Президент констатировал, что по отдельным индексам Москва входит в тройку лидеров, а, например, по уровню использования цифровых сервисов при взаимодействии государства с гражданами — на первом месте в мире.

Путин также упомянул и о создании инфраструктуры для реализации инновационных решений, где Москва находится на втором месте в мире. По созданию новых бизнес-моделей на основе массового внедрения передовых технологий российская столица — на третьем месте. «Сергей Семенович (Собянин) расскажет, как он добился этих результатов, но это значит, что у нас есть компетенции, есть возможность развивать и другие территории таким же образом», — подчеркнул Путин, отметив при этом, что все понимают, что Москва, по сравнению с другими городами страны, все же обладает рядом преимуществ.

Президент, кроме того, отметил, что к началу 2017 года российский рынок коммерческих центров хранения и обработки данных вырос до 14,5 млрд рублей. Благодаря  высокому уровню компетенций российских IT-специалистов компании РФ предлагают уникальные программные решения, которые используются в том числе и при создании «умных городов».

Задействовать все ресурсы

Путин призвал задействовать все имеющиеся у России ресурсы для того, чтобы совершить рывок в развитии цифровой экономики.

«Один из наших коллег в одной из арабских стран, бывший министр нефти, как-то сказал: «Каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии». Они появляются в мире и тот, кто опоздает в этом соревновании, мгновенно, во всяком случае очень быстро, попадет в полную зависимость от лидеров этого процесса, — сказал президент. — Россия не может ни в коем случае этого допустить и, главное, что у нас есть все шансы, все возможности, используя те факторы, о которых я уже сказал. Их нужно максимально использовать для того, чтобы обеспечить этот рывок, этот прорыв в будущее».

Российский лидер заметил, что, возможно, среди россиян есть те, кто задается вопросом: «Зачем вообще нужен переход к цифровой экономике, ведь у нас все есть: у нас есть нефть, газ, уголь, металлы, причем самые разные, и черные, и цветные, и золото, и платина, и алмазы?».

Президент также добавил, что в целом технологическое развитие идет также неплохо, имеется хорошая интеллектуальная база, «но нам нужен с вами рывок, вот что нужно, и нужно его обеспечить», — заключил глава государства.Путин предложил принять план развития цифровой экономики, предложенный правительством, с учетом прозвучавших в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам предложений и поправок.

В среду, 10 мая, президент России Владимир Путин утвердил Стратегию развития информационного общества в РФ на 2017 — 2030 годы. Соответствующий указ главы государства опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. ТАСС ознакомился с документом и сравнил его с предыдущей Стратегией, появившейся в России почти десять лет назад.

Сроки больше, задумки масштабнее

Первая Стратегия развития информационного общества РФ была утверждена на исходе второго срока Владимира Путина в феврале 2008 года (Совет безопасности одобрил ее в июле 2007 года) и действовала до 2015 года. Нынешняя Стратегия будет реализовываться в период с 2017 по 2030 год и, таким образом, охватит на шесть лет больше, чем предыдущий документ.

Согласно тексту документа, Стратегия акцентируется на вопросах развития информационного общества, формирования национальной цифровой экономики, обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов. Основными принципами подписанного указа являются обеспечение прав граждан на доступ к информации, обеспечение свободы выбора при получении данных, а также «сохранение традиционных и привычных (в отличии от цифровых)» для россиян «форм получения товаров и услуг».

Читать также:  Что такое электронная коммерция и как она функционирует

Отдельное внимание в документе уделено «критической информационной инфраструктуре» России. К ней, в частности, относятся информационные системы, телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления технологическими процессами, которые используются государственными органами, а также в сферах обороны, здравоохранения, транспорта, связи, финансов, энергетики и в различных отраслях промышленности. Эту инфраструктуру, как отмечается в Стратегии, необходимо защищать «с использованием государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы».

Известно, что над новой Стратегией работали на протяжении всего 2016 года, подготовлена она была при участии рабочей группы помощника президента РФ Игоря Щеголева «Интернет + экономика». В документ вошли предложения, которые обсуждались на самом высоком уровне, в том числе на встречах президента РФ Владимира Путина с представителями IT-индустрии, а также положения Посланий главы государства Федеральному собранию и Доктрины информационной безопасности России. Кроме того, новая стратегия резонирует с недавним премьер-министра России Дмитрия Медведева разработать к маю 2017 года программу «Цифровая экономика».

Предыдущая редакция утратила актуальность

Создатели новой Стратегии уверены: предыдущая редакция уже устарела и нуждается в переработке. По источника ТАСС в администрации президента России, в отличие от ранее действовавшей редакции, где в основном решались технические вопросы, позволившие, например, запустить механизм «Электронного правительства», в новом документе упор сделан на создание системы, обеспечивающей эффективную и оперативную передачу достоверной информации между элементами информационного общества — гражданами, организациями и госструктурами.

Стратегию-2017 года от Стратегии-2008 отличает то, что в новом документе пока не обозначен KPI (ключевые показатели эффективности). Согласно указу президента, правительству необходимо до 1 октября 2017 года утвердить перечень показателей реализации Стратегии, а также план ее реализации.

В документе от 2008 года эти показатели были таковы: ожидалось, что к 2015 году доля государственных услуг, доступных населению с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, будет доведена до 100%, а доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота — до 70%. Кроме того, предполагалось обеспечить 75% семей интернетом, однако и эта задача выполнены не была (судя по недавним , доля активной аудитории – это выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки — сейчас составляет 57% взрослых россиян).

Предыдущая Стратегия также предполагала вхождение России в двадцатку международных рейтингов в области развития информационного общества. Однако на сегодняшний день в Рейтинге развития электронного правительства ООН (E-government Development Rank) Россия занимает 35-е место, в Индексе развития ИКТ (ICT Development Index — IDI) — 45-е место, в Индексе готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index — NRI) — 41-е место. В новой Стратегии вопрос рейтингов не поднимается.

Новые цели, старые приоритеты

В качестве главной цели указано создание в России «общества знаний», то есть такого общества, «в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов РФ».

Предыдущая Стратегия своей первостепенной целью ставила повышение качества жизни (в частности, образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения) на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий. Впрочем, эти же задачи нашли отражение и в новой Стратегии — для их выполнения предлагается создать новую технологическую основу в экономике и социальной сфере.

Такие приоритеты, как обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, перекочевали из старой Стратегии в новую практически без изменений. Стратегия-2008 предполагала обеспечение 100%-го уровня доступности для граждан базовых телекоммуникационных услуг и технологий на всей территории страны, в новой Стратегии эта цель дополняется задачами по «интенсификации использования самих технологий».

Цифровая экономика без дискриминации

Для решения данных проблем документ предлагает приоритетный сценарий развития информационного общества в России, который заключается в создании государством благоприятных условий для развития отечественных разработок в сфере IT. Российские компании должны создавать прорывные технологии, а государство — обеспечивать и защищать их интересы. В свою очередь, граждане должны быть осведомлены о преимуществах использования новых сервисов и товаров и иметь к ним недискриминационный доступ (то есть независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги).

Читать также:  Реферат и электронная коммерция

Предыдущая Стратегия также предполагала создание выгодных условий для развития «конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий», причем к 2015 году доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка IT должна была составить более 50% (в действительности отечественная IT-отрасль удовлетворяет потребности российского рынка только ). Обе стратегии подразумевают привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности.

Традиционные ценности и импортозамещение

К числу принципов, на которых основана новая Стратегия, в частности, относится приоритет традиционных для России духовно-нравственных ценностей и основанных на них социальных норм при использовании технологий. Для этого в России должна быть сформирована безопасная информационная среда на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Предыдущая Стратегия также акцентировала внимание на традиционных ценностях, хоть и с другой формулировкой («пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа»).

Как следует из положений Стратегии, государство должно обеспечить формирование национальной электронной библиотеки и иных государственных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов РФ. Кроме того, необходимо «создать условия для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов».

В соответствии с новой Стратегией, компании, оказывающие услуги на территории России, должны создавать свои российские представительства в партнерстве с крупными отечественными организациями на паритетных условиях. При этом какое-либо сотрудничество в электронной сфере с иностранными компаниями предполагает хранение информации обо всех операциях и обработку данных исключительно на серверах, расположенных в России. Расчеты между сторонами должны осуществляться только через российскую платежную систему. Ничего подобного в предыдущей Стратегии прописано не было.

Наконец, в новом документе появляется приоритет на замещение импортного оборудования программного обеспечения и электронной компонентной базы, когда как в старом документе говорилось лишь о «стимулировании создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования». В Стратегии-2017 также говорится о поддержке экспорта российских информационных технологий за рубеж и поддержке уже существующих отечественных компаний в области IT.

Защита от врагов

Для предотвращения подмены, искажения или блокирования информации новая Стратегия предполагает использование российских криптоалгоритмов и средств шифрования при взаимодействии органов власти между собой, а также с гражданами и организациями. Предполагается, что для предоставления безопасных услуг и программного обеспечения в отечественных информационных и коммуникационных технологиях будут использоваться встроенные средств защиты информации.

Еще одна «новинка» — намерение государства развивать механизмы блокировки и удаления запрещенной информации, а также интернет-ресурсов, нарушающих российское законодательство. Отдельным пунктом прописано «осуществление противодействия использованию интернета в военных целях», чего также не было в предыдущей Стратегии. Кроме того, в новом документе определяется вектор на правовое регулирование деятельности соцсетей, мессенджеров, интернет-телевидения и СМИ.

Президентский указ, состоящий из 29 страниц, вступил в силу с момента подписания. В шестимесячный срок правительство РФ должно обеспечить внесение изменений в документы стратегического планирования федеральных органов исполнительной власти в соответствии с новой Стратегией.

СсылкиПравить

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июля 2022 года; проверки требуют 3 правки.

Куратор национального проекта «Цифровая экономика», вице-премьер Д.Н. Чернышенко

Руководитель нацпроекта «Цифровая экономика», министр связи РФ М.И. Шадаев

ИсторияПравить

4 марта 2019 года замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис утвердил стандарт федерального проекта «Умный город» — набор базовых и дополнительных мероприятий, которые предстоит выполнять всем городам-участникам проекта цифровизации городского хозяйства до 2024 года, сообщает пресс-служба ведомства. Мероприятия включают восемь направлений: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *