Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. N 16)

Основные сквозные технологии

Основными сквозными цифровыми технологиями, которые входят в рамки настоящей Программы, являются:

  • большие данные;
  • нейротехнологии и искусственный интеллект;
  • системы распределенного реестра;
  • квантовые технологии;
  • новые производственные технологии;
  • промышленный интернет;
  • компоненты робототехники и сенсорика;
  • технологии беспроводной связи;
  • технологии виртуальной и дополненной реальностей.

Перечень сквозных технологий может корректироваться в ходе исполнения программы.

Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. N 16)

Цифровая экономика (Digital Economy) — это экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях и инновационных решениях, которые являются базовыми производственными факторами и обеспечивают более высокую эффективность бизнеса. К области цифровой экономики относятся, главным образом, компании финансовой сферы, страхования, коммерции (в том числе e-commerce). Также Digital Economy включает в себя деятельность, связанную с предоставлением онлайн-услуг, с электронными платежами, краудфандингом, блокчейном и криптовалютой.

Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. N 16)

«Цифровая экономика» – автономная некоммерческая организация (АНО) – создана лидирующими высокотехнологичными компаниями, чтобы обеспечить продуктивный диалог бизнеса и государства при реализации одноименной национальной программы. В этом качестве организация поддержана Администрацией Президента РФ и Правительством РФ.

Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. N 16)

К 2024 году государство намерено осуществить комплексную цифровую трансформацию экономики и социальной сферы России. Для этого необходимо разработать законодательство о цифровых технологиях, модернизировать цифровую инфраструктуру, внедрить цифровые практики во всех ключевых сферах экономики и госуправлении, наладить подготовку кадров для переходного периода.

Экосистема «Цифровой экономики»

Достижение запланированных характеристик цифровой экономики обеспечивается за счет достижения к 2024 году следующих показателей:

конкурентоспособных на глобальных рынках компаний-лидеров

успешно функционирующих отраслевых цифровых платформ для основных предметных областей экономики

успешно функционирующих малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг

Цели программы

В программе определены следующие показатели её реализации к 2024 году.

Экосистема цифровой экономики

В отношении экосистемы цифровой экономики:

  • успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках;
  • успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и “умного города”);
  • успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.

Кадры и образование

В отношении кадров и образования:

  • количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, – 120 тысяч человек в год;
  • количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, – 800 тысяч человек в год;

Исследовательские компетенции и технологические заделы

В отношении формирования исследовательских компетенций и технологических заделов:

Информационная инфраструктура

В отношении информационной инфраструктуры:

Информационная безопасность

В отношении информационной безопасности:

Что такое цифровая экономика

Характерными особенностями цифровой экономики являются:

  • развитие персонифицированных сервисных моделей — производство товаров и оказание услуг отвечает требованиям и нуждам не среднестатистического пользователя, а каждого конкретного клиента, что стало реальным благодаря активному применению технологий Big Data и таргетированного маркетинга;
  • оперативное взаимодействие производителей и потребителей, позволяющее исключить посредников из цепочки отношений;
  • распространение экономики совместного пользования — замены владения товарами и услугами бартером и арендой, а также платы за предоставление информации. Плата за предоставление информации — это тренд, еще не набравший большой популярности, но предполагающий скорое появление «подключенных товаров-шпионов», стоимость которых будет намного ниже, чем у аналогов. Разница в стоимости будет компенсироваться самой компанией-производителем, которая при помощи этих продуктов будет вести сбор данных о пользователях и монетизировать информацию через таргетированный маркетинг, оказание дополнительных персонализированных сервисов (на основании собранной информации) или прямую продажу информации;
  • возрастание роли индивидуальных участников. В цифровой экономике наряду с традиционными моделями взаимодействия B2B, B2C, B2G появляются схемы C2B и C2С. Пример отношений C2B — это работа фрилансеров, выполняющих контрактные задания на аутсорсинге. Тип взаимодействий С2С — это, например, CrowdFunding стартапы (американский kickstarter.com, российский planeta.ru).

Развитие цифровой экономики способствует росту производительности труда, появлению новых рабочих мест, увеличению числа конкурентоспособных компаний и снижению затрат на производство.

Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. N 16)

В последнее время обострились и значительно активизировались общественные дискуссии и споры о проблемах и будущем росте и развитии экономики РФ, вступление России в период низких цен на мировых рынках сырья и пролонгирование секторальных санкций, контролирующих и ограничивающих доступ национальных предприятий к иностранным рынкам капитала. Появляется необходимость реализации структурных преобразований, формирующих импортонезависимое производство с целью повышения конкурентоспособности, инновационной и стратегической активности и устойчивости. Перевод экономики на новый качественный уровень развития занимает одно из главных мест в освоении не сырьевой модели роста, что подчеркивает востребованность исследования предпосылок и стабильности становления цифровой экономики и развития инновационной ориентации всех субъектов хозяйствования.

Сущность и значение цифровой экономики

Существует множество подходов к определению понятия «цифровая экономика». Цифровая экономика – это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий, определяет Всемирный банк. В Программе «Цифровая экономика» и «Стратегии развития информационного общества до 2030 г.» цифровая экономика определяется как улучшение эффективности современной экономики в основном за счет технологий обработки данных и автоматизации всех процессов. Целостная, системная, комплексная проблема нахождения той модели отношений между людьми, которая совместима с технологиями четвертой промышленной революции, т.е. с цифровыми технологиями и другими высокими технологиями XXI века и в своем формировании, развитии и реализации должна обеспечивать достижение объективно заданной цели, характеризует цифровую экономику Бондаренко В.М.

Сегмент экономических отношений, опосредованный техническими достижениями, глобальной сетью и информационными системами, по мнению Крюковой А.А. и Михаленко Ю.А. представляет собой цифровая экономика. Цифровая экономика – это автоматизированное управление хозяйством на основе передовых информационных технологий; новый экономический уклад, основанный на эффективном информационном управлении системой производства в рамках города, региона, страны, экономического содружества нескольких государств, пишет Евтянова Д.В.  Исследователь сосредотачивает внимание читателей на том, что понимать под цифровой экономикой только информационные системы и базы данных для аналитики – значит сделать шаг назад, тогда как наука уже в состоянии обеспечить создание платформ не только для хранения информации, но и для управления процессами.

Цифровая экономика характеризуется на порядок более быстрым возвратом вложенных инвестиций в конкретные проекты и более высокой доходностью по отдельным проектам, которые можно практически реализовать и, следовательно, этот вопрос затрагивает проблему вне предприятий и организаций, куда межгосударственные объединения и страны должны направить свои ресурсы, в том числе и финансовые, акцентирую внимание Намиот Д.Е. и Синягов С.А.

Бийчук А.Н. рассказывает, что ключевыми факторами в цифровой трансформации экономики, формирующими ближайшее будущее, являются информационные технологии, которые условно разделены на 4 блока: большие данные и аддитивные технологии 3D; технологии связи, квантовые и суперкомпьютерные технологии; технологии блокчейн, киберфизические системы, цифровое проектирование и моделирование интернет-вещи, в том числе индустриальные, облачные вычисления, развитие робототехники, искусственный интеллект.

Рассмотрим основополагающие инструменты цифровизации:

  • Большие данные (big data). Этот термин «большие данные» появился в 2008 году в то время как большие данные существовали и ранее. Но, с увеличением мирового потока информации возникла необходимость в обозначении такого огромного массива данных.
  • Интернет вещей. В 2008–2009 годах число присоединенных устройств к всемирной паутине превзошло численность людей, использующих Интернет. Таким образом, возникла концепция интернета вещей. Под интернетом вещей подразумевают сеть, складывающуюся из физических предметов (вещей), способных контактировать друг с другом или с внешней средой без вовлечения человека.
  • Блокчейн. Изначально технология блокчейн впервые была использована в 2009 году. Она послужила основой для безопасных анонимных транзакций с криптовалютой. Криптовалюту можно охарактеризовать как виртуальную, электронную монету, представляющую собой зашифрованную информацию, не поддающуюся копированию. Блокчейн используется почти в любой криптовалюте и гарантирует её работу. Уже сейчас создано более сотен криптовалют и это число продолжает расти. Блокчейн – это инструмент хранения информации или же цифровой кадастр операций, переводов, соглашений, договоров.
  • Интеллектуальные информационные технологии. Под интеллектуальными информационными технологиями понимают технологии, способные обрабатывать различные данные, используя алгоритмы искусственного интеллекта. С помощью ИИТ стало возможным формулировать и регулировать ситуации, которые обычно считались подвластными только интеллекту человека. Эти ситуации не могли рассмотреть в виде формальной системы или исчисления и подвергнуть автоматизации.
Читать также:  Цифровизация логистических процессов это

Систему экономических отношений, опосредованный техническими достижениями, глобальной сетью и информационными системами, представляет из себя цифровая экономика. В недалеком будущем конкурентное преимущество будет принадлежать компаниям и государствам с высоким уровнем цифровизации. Уже сейчас передовые компании мира энергично вводят цифровые инструменты в самых разных секторах экономики, финансируют строительство центров обработки данных и внедрение систем хранения сведений о бизнес-операциях и клиентах. Цифровые инструменты позволят совместить производство с индивидуальностью, сократят период от разработки инновационной идеи до реализации готовой продукции, предоставят возможность достичь эффективной кастомизации под требования потребителя.

Проблемы и перспективы цифровизации российской экономики с позиции инновационного развития

Сегодня переход на цифровую экономику один из главных приоритетов развития России, ведь именно уровень цифровизации будет показывать конкурентоспособность страны в новом технологическом укладе. Поэтому, для выхода нашей страны на новый уровень развития экономики, социальных отраслей нужны собственные научные решения и передовые разработки. Необходимо развитие страны в тех направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, другие, так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни. В декабре 2016 года президент В.В. Путин подписал указ в рамках «Стратегии научно-технологического развития РФ», который предусматривает меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровизации экономики в Российской Федерации.

В июле 2017 года Председателем Правительства РФ была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Эта Программа учитывает и комплексно дополняет цели и задачи, реализуемые в ряде принятых документов стратегического планирования, в частности прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, а также укладывается в рамки Договора о Евразийском экономическом союзе, согласно которому в ближайшей перспективе планируется создание интегрированной информационной системы Союза и трансграничного пространства доверия.

Российской Федерации нужно создать подходящие условия для модернизации нового технологического уклада, обосновать правила, способствующие конкуренции и выходу на рынок, определить навыки, позволяющие работникам выгодно использовать возможности цифровой экономики, и определить институты, подотчетные людям, для того чтобы достичь максимального эффекта. Цифровые технологии ускоряют темпы развития. Меры, которые могут сделать бизнес и государственное управление более производительным и инновационным: сокращение издержек, инвестиции в базовую инфраструктуру, связанных с ведением бизнеса, снижение торговых барьеров, содействие выходу новых компаний на рынок, усиление антимонопольных органов и поощрение конкуренции между цифровыми платформами.

Для обеспечения биологической и продовольственной безопасности нашей стране необходим переход к сельскому хозяйству нового типа, основанному на модели циркулярной (т.е. безотходной) экономики и поддерживающему принципы устойчивого развития, отмечает Сидякина Д.Э. В этом «умной» сельском хозяйстве найдут применение технологии проектирования и моделирования экологических систем, автоматизированные системы принятия решений, комплексная автоматизация и роботизация производства. Предполагается уменьшить использование внешних ресурсов (топливных, удобрений и агрохимикатов) при этом максимально и локальные факторы производства (возобновляемые источники энергии, биотопливо, органические удобрения и т.д.). Развитие электронной торговли создает благоприятные условия для производственного рынка России.

В помощь инновационному сектору нашей экономики создана достаточно разветвленная система институтов развития (государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «РОСНАНО», ОАО «Российская венчурная компания», Специальные инвестиционные контракты (СПИК), ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий»), имеющая значительные финансовые ресурсы. Так как сегодня различные меры, предпринимаемые руководством страны, существенных плодов не принесли: экономика России все еще направленна на экспорт сырья, а отсутствие стимулирующих механизмов, способствующих развитию инновационной деятельности субъектов экономики одна из основных причин отсутствия прогресса в инновационном развитии страны.

Большой потенциал развития имеют следующие новые технологии, которые уже внедряются в мире, обеспечивающие стратегическое развитие национальных экономик: компании-платформы – базовое звено новой экономики, обеспечивающее технологическую способность реализовывать value proposition для клиента на основе применения open source решений, машинного обучения, облачных технологий с заданным уровнем безопасности; новые промышленные технологии индустрии 4.0 – усиленная интеграция в заводские процессы «киберфизических систем» (CPS); новая логистика, основанная на типовых инфраструктурных решениях (Uber, кар-шеринг, беспилотники); умные контракты – возможность упростить и увеличить надежность реализации трансакций В2В, В2G; цифровые деньги и новые финансовые технологии, обеспечивающие формирование двухуровневой банковской системы; оцифровка информации и завязывание в системы (графы), конкурирующие между собой, – новая эпоха в поиске и доступе к информации; нейрокомпьютерный интерфейс; биотехнологии, генный инжиниринг, отмечают Головина Т.А., Полянин А.В. и Рудакова О.В.

Крайне необходимым является создание культурной среды цифровой экономики в виде стандартов, законов, норм и правил, одно из которых связано с решением о том, что цифровые формы официального взаимодействия должны стать первыми, а аналоговые вторыми, в том числе и на межгосударственном уровне, а также на уровнях взаимодействия государств и бизнеса, граждан и бизнеса, поставщиков и заказчиков товаров и услуг, подмечает Куприяновский В.П. Цифровые шаги к мобильности, социальности, большим данным и облачным вычислениям больше, чем просто технологии, которые будут осуществлены. Действие их связано с расширением, а в некоторых случаях полной заменой традиционных операционных моделей и процессов на цифровые.

В итоге, можно сказать, что для качественного роста экономики необходимо наличие технологий, которые позволяют максимально точно оценить текущее состояние рынков и отраслей, а также эффективно прогнозировать их развитие и обеспечить быстрое реагирование на изменения в конъюнктуре национальных и мировых рынков. Цифровизация затрагивает все основные рынки, которые существуют на данный момент, также способствует появлению новых рынков, большинство из которых будет иметь сетевую природу. Россия фокусирует внимание на тех рынках, которые дают возможность созданию отраслей нового технологического уклада, значимых с точки зрения обеспечения национальной безопасности и высокого уровня жизни граждан.

Цифровизация экономики обеспечивается за счет автоматизации всех процессов и технологий обработки данных. Такие инструменты как интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект, машинное обучение, киберфизические системы, системы мониторинга, блокчейн, нейронные сети, робототехника, 3D-моделирование, виртуальная реальность, облачные вычисления и многие другие способствуют цифровизации и интеграции всех потоков данных для создания информационного общества.

Создание цифровых платформ управления экономикой – это стратегически важная задача, решение которой способно не только восстановить материальное производство, заложить основу внедрения будущих инноваций, но и обеспечить опережающее развитие России, которая сейчас лишь догоняет передовые западные страны. Важным является развитие качественно иного уровня экономики по составу и структуре, поэтому необходимым следует признать создание и развитие новых предприятий, поддержку стартапов, которые будут ориентированы на мировой рынок и жизнеспособны в условиях глобальной цифровой конкуренции, сквозную автоматизацию всех основных производственно-экономических процессов, развитие рынка персонифицированного производства и потребления, увеличение совокупной эффективности субъектов экономической деятельности, мобилизацию знаний через обмен, создание новых рабочих мест в высокотехнологических отраслях.

По данным аналитического агентства IDC, к 2018 году мировые расходы на цифровую трансформацию составили $1,3 трлн, а к 2021 году это значение приблизится к $2,1 трлн.

Согласно данным McKinsey, цифровая экономика в России пока составляет лишь 4% от ВВП, в США – около 10%. В рейтинге ООН электронных правительств мира Россия заняла 32-е место, в 2012 году это было 59-е место. Также Россия поднялась с 34-го на 23-е место по индексу E-Participation – он показывает участие граждан в принятии государственных решений с использованием IT. Россия пока отстает от Европы и США по уровню цифровизации, но уверенно идет этим курсом. Сейчас для бизнеса самое время запрыгнуть в уходящий поезд цифровой трансформации. Если он все еще не успел этого сделать.

Читать также:  Что такое интернет-маркетинг и электронная коммерция? Каковы различные виды онлайн-бизнеса?

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение от 28 июля 2017 года №1632-р, утверждающее программу «Цифровая экономика Российской Федерации» – об этом премьер объявил на совещании со своими заместителями, состоявшемся в понедельник.

Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, говорится на сайте правительства.

Программа «Цифровая экономика» рассчитана до 2024 года. Документ со ссылкой на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы определяет цифровую экономику как «хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы».

Распоряжение от 28 июля 2017 года №1632-р. Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.

Ключевые решения

06.03.2017

Поручение Председателя Правительства Дмитрия Медведева по вопросу о возможности применения технологии блокчейн в системе государственного управления и экономике Российской Федерации

31.07.2017 Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Распоряжение от 28 июля 2017 года №1632-р. Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.

09.01.2018

Утверждён план мероприятий по направлению «Информационная безопасность» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Утверждён план мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Утверждён план мероприятий по направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Утверждён план мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

21.02.2018

Утверждён план мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Термины и определения

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

Распоряжение от 28 июля 2017 года №1632-р в действующей редакции

Про образование — стр. 34, п.2

Про Гиперграф и Классификаторы — стр. 60, п.4.13

Про Информационную безопасность — cтр. 65, п.5

Федеральные проекты Нацпрограммы

Создание условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и развития высокотехнологических бизнесов ведется по 6 направлениям:

Лидеры, которые делают «Цифровую экономику»

Работа по программе «Цифровая экономика» ведется в центрах компетенций и рабочих группах, в которые входят лучшие профессионалы в предметной сфере из числа представителей бизнеса, экспертного сообщества и органов власти

  • Руководитель центра компетенций «Кадры для цифровой экономики»Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития. Член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. Глава Совета Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия»». Координатор и соразработчик комплексной программы по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках «Национальная технологическая инициатива». Соавтор модели «Цифровая экономика». Автор программы «Глобальное образование»
  • Руководитель группы «Кадры для цифровой экономики»Советский и российский предприниматель, один из основателей компании «1C». Заведующий кафедрами «Корпоративные информационные системы» Института компьютерных технологий Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, факультета инноваций и высоких технологий Московского физико-технического института и базовой кафедры «1С» в школе бизнес-информатики Высшей школы экономики, кандидат экономических наук
  • Руководитель центра компетенций «Информационная инфраструктура»Вице-президент компании «Ростелеком». Руководитель направления «Умный город» Межведомственной рабочей группы при Минкомсвязи России по подготовке проекта федеральной программы «Цифровая экономика». Удостоен благодарности Президента Российской Федерации.
  • Руководитель группы «Информационная инфраструктура»Член совета директоров ПАО «МегаФон». Признанный эксперт в области информационного права, автор многочисленных статей в профессиональных СМИ, узнаваемый спикер крупных отраслевых форумов и конференций. Автор магистерского курса «Информационное право» МВШСЭН, валидированого Манчестерским университетом (University of Manchester)
  • Руководитель центра компетенций «Информационная безопасность»Заместитель Председателя Правления ПАО «Сбербанк». Курирует и координирует работу блока «Сервисы», Управления внутрибанковской безопасности и Секретариата. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Орденом Почета, Орденом Дружбы, орденом Александра Невского. Удостоен благодарности Президента Российской Федерации. Награжден Почетными грамотами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
  • Руководитель группы «Информационная безопасность»Президент группы компаний InfoWatch, соучредитель «Лаборатория Касперского». Член Грантового комитета фонда «Сколково», председатель правления Ассоциации Разработчиков Программных продуктов «Отечественный Софт», член Экспертного совета по российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций. Лауреат конкурса Women in Technology и других международных конкурсов. Победитель национального этапа международного конкурса «Предприниматель года» и победитель в номинации «Высокие технологии». Финалист международного конкурса «Предприниматель года – 2017». Признана российским экспертным сообществом «Персоной года 2016» в ИТ и телеком-индустрии. Входит в рейтинг «30 самых вдохновляющих бизнес лидеров» по версии журнала «Insights Success».
  • Со-руководитель центра компетенций «Цифровые технологии»Директор по особым поручениям Госкорпорации Ростех, российский предприниматель, медиаменеджер, продюсер, основатель Центра стратегических коммуникаций «Апостол». Является членом советов директоров ЦНИИ Электроника, РТ-Информ, РТ-Экспо, НЦИ, а также членом совета директоров Mail.ru Group.
  • Со-руководитель центра компетенций «Цифровые технологии»Первый заместитель генерального директора — директор Блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом», директор ОАО «Атомэнергопром». С 2000 по 2011 год занимал руководящие посты в ЗАО «РЕНОВА», ОАО «ТВЭЛ», ОАО «Атомэнергомаш». Защитил диссертацию по теме «Государственное управление: средства в экономической сфере». Кандидат юридических наук.
  • Руководитель центра компетенций «Нормативное регулирование»Председатель Правления Фонда «Сколково». Член Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса. Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Автор более 30 научных публикаций по проблемам гражданского права. Имеет государственные и ведомственные награды, благодарности Президента Российской Федерации.
  • Руководитель группы «Нормативное регулирование»Кандидат юридических наук. Член Правления — вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти и связям с общественностью ПАО «МТС». Член правления, вице-президент Объединения корпоративных юристов России (ОКЮР), старший директор Ассоциации независимых директоров. Член Комиссии Российского союза промышленников ипредпринимателей (РСПП) по связи и ИТ-технологиям, Ассоциации юристов России и Ассоциации антимонопольных экспертов. Член Совета по совершенствованию третейского разбирательства под председательством Министра юстиции РФ. Имеет государственные и ведомственные награды.

Учредители автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика»

Направления развития цифровой экономики

Основные направления развития цифровой экономики определены и закреплены национальной программой 2017 года. К ним относятся:

  • государственное регулирование — формирование на законодательном уровне условий для эффективного развития цифровой экономики в России;
  • создание информационной инфраструктуры и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) — выдача патентов на изобретения в IT-сфере, введение на федеральном и региональном уровнях налоговых льгот для компаний, занимающихся прикладными исследованиями в сфере высоких технологий;
  • проведение исследований и разработок для создания платформ для независимых участников рынка, обменивающихся продукцией или опытом;
  • подготовка кадров для цифровой экономики — создание сервисов для формирования цифровой грамотности пользователей с возможностью применения теории в практических ситуациях;
  • система информационной безопасности, которая предусматривает применение отечественных разработок при обеспечении кибербезопасности.
Читать также:  Москва трудоустройство Москва возможности трудоустройства и поиск работы

Цифровые технологии

Развитие перспективных высокотехнологичных направлений, поддержка отечественных компаний-лидеров рынка информационных технологий, а также стимулирование спроса на их решения, создание условий для развития стартапов, разрабатывающих решения в сфере информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности, технологической независимости и конкурентоспособности на глобальном уровне

Основные мероприятия федерального проекта «Цифровые технологии»:

  • Разработка прототипов квантовых процессоров
  • Серийный выпуск высокотехнологичной телекоммуникационной продукции для сетей связи 5G
  • Создание квантовых сетей связи
  • Льготное кредитование проектов по цифровой трансформации
  • Поддержка разработки цифровых платформ и программных продуктов для производства промышленной продукции
  • Грантовая поддержка проектов по разработке и внедрению российских решений в сфере ИТ
  • Льготный лизинг для проектов по внедрению цифровых технологий и платформенных решений
  • Возмещение затрат по использованию МСП российского ПО
  • Грантовая поддержка первых масштабных внедрений российских решений в сфере ИТ
  • Грантовая поддержка проектов МСП по разработке, применению и коммерциализации российских цифровых решений
  • Венчурное финансирование проектов по разработке решений в сфере ИТ

В рамках АНО «Цифровая экономика» работа ведется рабочими группами и центрами компетенций

Подготавливает предложения в проекты планов мероприятий и предложения по внесению изменений в планы мероприятий

Подготавливает заключения на проекты планов мероприятий и на предложения по внесению изменений в планы мероприятий

Участвует в проведении оценки эффективности реализации Программы

Руководитель рабочей группы

Состав рабочей группы

Лучшие профессионалы в предметнойсфере из числа представителей бизнеса, экспертного сообщества и органов власти входит в группу «Цифровые технологии»

  • Аветисян Арутюн ИшхановичДиректор Института системного программирования РАН
  • Аветисян Армен ВячеславовичВице-президент по интернету вещей и промышленной автоматизации ПАО «МТС»
  • Алимбеков Сергей СаидовичЗаместитель директора по технологическому развитию Фонда развития интернет инициатив
  • Вице-президент по правовым вопросам и взаимодействию с органами государственной власти ООО «Интернет Решения»

Полный состав рабочей группы

Календарь мероприятий направления

Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. N 16)

Обеспечивает сбор предложений в проекты планов мероприятий и предложений по внесению изменений в планы мероприятий

Подготавливает проекты планов мероприятий и предложения по внесению изменений в планы мероприятий

Направляет проекты планов мероприятий и предложения по внесению изменений в планы мероприятий в рабочую группу, АНО «Цифровая экономика», ответственный федеральный орган исполнительной власти и проектный офис

Выполняет планы мероприятий в рамках своей компетенции и предоставляют информацию о ходе их выполнения в ответственный федеральный орган исполнительной власти и проектный офис

Руководители центра компетенций

Включайтесь в реализацию программы «Цифровая Экономика»

Вы ознакомились с направлением «Цифровые технологии» и считаете, что что-то важное упущено? Вы можете поделиться своими идеями!

Направления программы

Программа определяет пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года:

  • нормативное регулирование;
  • кадры и образование;
  • формирование исследовательских компетенций и технических заделов;
  • информационная инфраструктура;
  • информационная безопасность.

Нормативное регулирование

Целью направления, касающегося нормативного регулирования, является формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики).

По этому направлению предполагается:

  • создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики;
  • снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики;
  • формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;
  • принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных;
  • формирование политики по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, гармонизацию подходов к нормативному правовому регулированию, способствующих развитию цифровой экономики на пространстве Евразийского экономического союза;
  • создание методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики.

Основными целями направления, касающегося кадров и образования, являются:

  • создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
  • совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;
  • рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;
  • создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.

Основной целью направления, касающегося формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, является создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность.

  • формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики;
  • формирование технологических заделов в области цифровой экономики;
  • формирование компетенций в области цифровой экономики.

Основными целями направления, касающегося информационной инфраструктуры, являются:

  • развитие сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями;
  • развитие системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных на условиях и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных;
  • внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан;
  • создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.

Целью направления, касающегося информационной безопасности, является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях цифровой экономики, что предполагает:

  • обеспечение единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации на всех уровнях информационного пространства;
  • обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики;
  • создание условий для лидирующих позиций России в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет национальных интересов в международных документах по вопросам информационной безопасности.

Обзор документа

Определены цели. Установлены направления развития цифровой экономики: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность.

Основополагающие принципы информационной безопасности включают использование российских технологий, отечественного программного обеспечения и оборудования, российских криптографических стандартов.

Предусмотрено формирование системы управления цифровой экономикой. Одна из важнейших ее задач — поддержка «стартапов» и субъектов малого и среднего бизнеса в области разработки и внедрения цифровых технологий.

Установлены показатели программы, которых необходимо достичь к 2024 г.

В частности, это успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров, конкурентоспособных на глобальных рынках. Предусмотрено функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города»).

Количество выпускников вузов по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, должно достичь 120 тыс. человек в год.

Доля населения, обладающего цифровыми навыками, — 40%. Доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к Интернету (100 мбит/с), должна составить 97%. Во всех крупных городах (1 млн человек и более) необходимо обеспечить устойчивое покрытие 5G и выше.

Все лечебно-профилактические учреждения должны к концу 2018 г. иметь широкополосный доступ к Интернету. К 2024 г. необходимо обеспечить доступ к Интернету образовательным учреждениям и другим общественно-значимым объектам.

Планируется экспортировать услуги по обработке и хранению данных, внедрить отечественные методы и программные средства автоматизированной обработки, распознавания и дешифрирования пространственных данных, получаемых посредством дистанционного зондирования Земли.

Необходимо стремиться к 5-процентной доле внутреннего сетевого трафика российского сегмента Интернета, маршрутизируемого через иностранные серверы.

К I кварталу 2020 г. разработают проекты нормативных актов, направленных на создание системы доверия в Интернете, гарантирующей конфиденциальность и личную безопасность пользователей, конфиденциальность их информации и исключающей анонимность, безответственность пользователей и безнаказанность правонарушителей в Интернете. В 2021 г. аналогичные проекты планируется внести в международные организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *