Цифровая экономика России
Правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р, далее — Программа). Документ разработан по указанию Президента РФ, озвученному им в ежегодном Послании Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года.
Программа является логическим продолжением принятых ранее Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» (утв. пост. Правительства РФ от 28.01.2002 № 65), Государственной программы РФ «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» (утв. пост. Правительства РФ от 15.04.2014 № 313), Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212, Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 признана утратившей силу). Она ориентируется и направлена на реализацию «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203).
Как отметил на прошедшем 31 июля 2017 года совещании с вице-премьерами председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев: «Цель программы – организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни: и в экономике, и в предпринимательстве как социальной деятельности, и в госуправлении, и в социальной сфере, и в городском хозяйстве. Перевод экономики в «цифру» – вопрос нашей глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности».
Цели, задачи и направления Программы
В Программе установлены цели, задачи, направления и сроки реализации мер государственной политики по созданию необходимых правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России и ее интеграции в пространство цифровой экономики государств – членов Евразийского экономического союза. Сюда можно отнести:
– создание условий для развития общества знаний в РФ;
– повышение благосостояния и качества жизни граждан путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий;
– повышение степени информированности и цифровой грамотности населения;
– улучшение доступности и качества государственных услуг для граждан;
– обеспечение информационной безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.
Цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг («Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203))
Цели и задачи развития цифровой экономики определены до 2024 года в рамках пяти базовых направлений:
– нормативное регулирование;
– кадры и образование;
– формирование исследовательских компетенций и технических заделов
– информационная инфраструктура;
– информационная безопасность.
Цель направления нормативного регулирования — формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с использованием цифровой экономики.
Основными целями направления кадров и образования являются:
– создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
– совершенствование системы образования (она должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами);
– рынок труда должен опираться на требования цифровой экономики;
– создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.
Цель направления формирования исследовательских компетенций и технологических заделов — это создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ). Система должна обеспечивать технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий (большие данные – big data, квантовые компьютеры) и национальную безопасность.
Целями направления информационной инфраструктуры, являются:
– развитие сетей связи, обеспечивающих потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями;
– развитие системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных;
– внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан;
– создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информацией о пространственных объектах.
Целью направления, касающегося информационной безопасности, является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз. При таком состоянии будет обеспечиваться реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни, а также суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие России в условиях цифровой экономики.
Реализация Программы
Порядок и сроки реализации направлений расписаны в «дорожной карте». На ее базе будет разработан план мероприятий, необходимых для достижения конкретных задач, с указанием ответственных за их выполнение, а также источников и объемов финансирования.
План мероприятий будет утверждаться на три года, что предполагает его ежегодное обновление.
В «дорожной карте» выделены три основных этапа развития направлений цифровой экономики — 2018, 2020 и 2024 годы. По итогам каждого этапа предусмотрено достижение целевого состояния по каждому из направлений.
Также предусмотрены показатели, за счет достижения которых будет обеспечиваться реализация к 2024 году запланированных характеристик цифровой экономики.
В отношении экосистемы цифровой экономики это:
– успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках;
– успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города»);
– успешное функционирование не менее пятисот малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.
Экосистема цифровой экономики – партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан («Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203)).
В отношении кадров и образования:
– количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, –
120 000 человек в год;
– количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, –
800 000 человек в год;
– доля населения, обладающего цифровыми навыками, – 40 процентов;
В отношении формирования исследовательских компетенций и технологических заделов:
– количество реализованных проектов в области цифровой экономики (объемом не менее 100 млн. рублей) – 30 единиц;
– количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов (объемом 3 млн. долл.) в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в области цифровой экономики, – 10;
В отношении информационной инфраструктуры:
– доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к интернету (100 мбит/с), в общем числе домашних хозяйств – 97 процентов;
– во всех крупных городах (1 млн. человек и более) устойчивое покрытие 5G и выше;
В отношении информационной безопасности:
– доля субъектов, использующих стандарты безопасного информационного взаимодействия государственных и общественных институтов, – 75 процентов;
– доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента интернета, маршрутизируемая через иностранные серверы, – 5 процентов.
В заключение отметим, что реализация Программы позволит создать благоприятные условия для применения информационных и коммуникационных технологий в России. Будет усовершенствовано законодательство РФ, административные процедуры и бизнес-процессы коммерческих организаций, в частности, в электронной форме.
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение от 28 июля 2017 года №1632-р, утверждающее программу «Цифровая экономика Российской Федерации» – об этом премьер объявил на совещании со своими заместителями, состоявшемся в понедельник.
Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, говорится на сайте правительства.
Программа «Цифровая экономика» рассчитана до 2024 года. Документ со ссылкой на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы определяет цифровую экономику как «хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы».
Распоряжение от 28 июля 2017 года №1632-р. Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.
Основные сквозные технологии
Основными сквозными цифровыми технологиями, которые входят в рамки настоящей Программы, являются:
- большие данные;
- нейротехнологии и искусственный интеллект;
- системы распределенного реестра;
- квантовые технологии;
- новые производственные технологии;
- промышленный интернет;
- компоненты робототехники и сенсорика;
- технологии беспроводной связи;
- технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Перечень сквозных технологий может корректироваться в ходе исполнения программы.
Программа определяет пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года:
- нормативное регулирование;
- кадры и образование;
- формирование исследовательских компетенций и технических заделов;
- информационная инфраструктура;
- информационная безопасность.
Нормативное регулирование
Целью направления, касающегося нормативного регулирования, является формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики).
По этому направлению предполагается:
- создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики;
- снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики;
- формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;
- принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных;
- формирование политики по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, гармонизацию подходов к нормативному правовому регулированию, способствующих развитию цифровой экономики на пространстве Евразийского экономического союза;
- создание методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики.
Кадры и образование
Основными целями направления, касающегося кадров и образования, являются:
- создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
- совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;
- рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;
- создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.
Исследовательские компетенции и технологические заделы
Основной целью направления, касающегося формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, является создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность.
- формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики;
- формирование технологических заделов в области цифровой экономики;
- формирование компетенций в области цифровой экономики.
Информационная инфраструктура
Основными целями направления, касающегося информационной инфраструктуры, являются:
- развитие сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями;
- развитие системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных на условиях и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных;
- внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан;
- создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.
Информационная безопасность
Целью направления, касающегося информационной безопасности, является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях цифровой экономики, что предполагает:
- обеспечение единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации на всех уровнях информационного пространства;
- обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики;
- создание условий для лидирующих позиций России в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет национальных интересов в международных документах по вопросам информационной безопасности.
Цели программы
В программе определены следующие показатели её реализации к 2024 году.
Экосистема цифровой экономики
В отношении экосистемы цифровой экономики:
- успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках;
- успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и “умного города”);
- успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.
- количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, – 120 тысяч человек в год;
- количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, – 800 тысяч человек в год;
Ключевые решения
06.03.2017
Поручение Председателя Правительства Дмитрия Медведева по вопросу о возможности применения технологии блокчейн в системе государственного управления и экономике Российской Федерации
31.07.2017 Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Распоряжение от 28 июля 2017 года №1632-р. Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.
09.01.2018
Утверждён план мероприятий по направлению «Информационная безопасность» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Утверждён план мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Утверждён план мероприятий по направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Утверждён план мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
21.02.2018
Утверждён план мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Термины и определения
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
Распоряжение от 28 июля 2017 года №1632-р в действующей редакции
Про образование — стр. 34, п.2
Про Гиперграф и Классификаторы — стр. 60, п.4.13
Про Информационную безопасность — cтр. 65, п.5
Национальный проект «Цифровая экономика»
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июля 2022 года; проверки требуют 3 правки.
Цели и задачиПравить
- «Информационная инфраструктура»
- «Информационная безопасность»
- «Искусственный интеллект»
- «Кадры для цифровой экономики»
- «Нормативное регулирование цифровой среды»
- «Цифровые технологии»
- «Цифровое государственное управление»
Основными целями национального проекта «Цифровая экономика» являются:
- повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счёт всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом;
- создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;
- использование преимущественно отечественного программного обеспечения (ПО) государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;
Этот национальный проект создан для решения следующих задач:
- создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;
- создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
- обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;
- обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
- создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;
- внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
- преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
- создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития;
- разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств — членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.
ИсторияПравить
4 марта 2019 года замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис утвердил стандарт федерального проекта «Умный город» — набор базовых и дополнительных мероприятий, которые предстоит выполнять всем городам-участникам проекта цифровизации городского хозяйства до 2024 года, сообщает пресс-служба ведомства. Мероприятия включают восемь направлений: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис.
РеализацияПравить
Куратор национального проекта «Цифровая экономика», вице-премьер Д.Н. Чернышенко
Руководитель нацпроекта «Цифровая экономика», министр связи РФ М.И. Шадаев
КритикаПравить
МОСКВА, 19 февраля. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому утвержденная в июле 2017 года программа «Цифровая экономика Российской Федерации» признана утратившей силу. Как сообщила пресс-служба кабмина, документ подписан 12 февраля 2019 года.
В аппарате правительства напомнили, что в конце декабря 2018 года был утвержден паспорт национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».
«В связи с преемственностью национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» по отношению к ранее утвержденной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» эта ранее утвержденная программа признана утратившей силу. Таким образом, исключено дублирование программных документов в области развития цифровой экономики», — пояснили в кабинете министров.
Во исполнение нового майского указа президента РФ от 2018 года были разработаны нацпроекты в 12 сферах (демография, культура, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, малый и средний бизнес, международная кооперация и экспорт). Их планируется реализовать до 2024 года.
В частности, бюджет национального проекта «Цифровая экономика» на период с 2019 по 2024 год составит 1,63 трлн рублей. Курировать нацпроект будет вице-премьер РФ Максим Акимов. Руководителем проекта назначен министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков, а администратором — его заместитель Евгений Кисляков.
Основными целями национального проекта «Цифровая экономика» являются, в частности, увеличение внутренних затрат РФ на развитие цифровой экономики не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом, создание устойчивости и безопасности инфраструктуры связи в России. Кроме того, программа нацелена на использование преимущественно отечественного программного обеспечения госорганами, органами местного самоуправления и организациями.
Основные задачи и показатели нацпроекта «Цифровая экономика»
ТАСС-ДОСЬЕ. 11 февраля на сайте правительства РФ были информационные материалы о национальных проектах, утвержденных в рамках указа президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о нацпроекте «Цифровая экономика».
Нацпроект «Цифровая экономика» разработан в рамках реализации указа президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Его реализация началась 1 октября 2018 года. В нацпроект «Цифровая экономика» включены шесть подразделов — федеральных проектов: «Информационная инфраструктура», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление», «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики» и «Информационная безопасность». Куратор нацпроекта — вице-премьер Максим Акимов, руководитель — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков.
Всего нацпроект «Цифровая экономика» включает в себя более 10 целевых показателей. В частности, в период с 2019 года по 2024 года планируется:
— с 30 тыс. до 270 тыс. человек увеличить количество специалистов, обученных по компетенциям цифровой экономики;
— с 3 до 8 повысить количество опорных центров обработки данных в федеральных округах;
— с 48 часов до 1 часа снизить средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак.
В рамках нацпроекта «Цифровая экономика» к 2024 году, в частности, предполагается:
— создать универсальную цифровую платформу инвентаризации, учета и контроля состояния всех видов энергоресурсов имущественных комплексов;
— создать защищенную цифровую среду аудиовизуального взаимодействия государственных органов, организаций и граждан на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
— обеспечить функционирование «электронного паспорта» гражданина РФ;
— создать единую электронную картографическую основу.
Всего на исполнение нацпроекта планируется потратить 1 трлн 634,9 млрд руб. (из федерального бюджета — 1 трлн 99,6 млрд руб., из внебюджетных источников — 535,3 млрд руб.). При этом наибольшее финансирование предусмотрено для реализации федерального проекта «Информационная инфраструктура» — 772,4 млрд руб.