Перспективы развития цифровой экономики в республике казахстан

Справедливые реформы, углеродная нейтральность и цифровое развитие Казахстана стали одними из главных тем на проходящей в г. Нур-Султан V конференции  Astana Finance Days 2022, посвящённой вопросам устойчивого развития, социальной ответственности и роста.

Организатором конференции выступил Международный финансовый центр «Астана» при поддержке компаний Huawei Technologies Kazakhstan, Visa, Chevron и других ведущих отраслевых компаний.

На мероприятии эксперты из Казахстана и зарубежных стран представили и обсудили с коллегами результаты происходящих сейчас изменений в области устойчивого развития, цифровой модернизации и государственной трансформации.

«Как крупнейшая и одна из самых быстрорастущих экономик в Центральной Азии Казахстан нацелен на открытую, инновационную, конкурентоспособную экономическую модель. Наша задача – обеспечить пропорциональный рост экономики для повышения благосостояния граждан, – подчеркнул глава государства Касым-Жомарт Токаев в своём видеозаявлении при открытии пленарной сессии. – Казахстан приложит все усилия для достижения целей устойчивого развития, установленных ООН».

«По прогнозам Всемирного банка, темпы роста мировой экономики замедлятся до 4,1% в 2022 году с 5,5% в 2021 году и далее снизятся до 3,2% в 2023 году. 65% мирового экономического производства в 2022 году будет тесно связано с цифровизацией. На форуме «Цифровой мост» в 2021 году, где президент лично председательствовал на круглом столе, я предложил, чтобы Huawei помогла Казахстану в создании цифрового хаба, – рассказал президент компании Huawei в регионе Евразия Дэниел Чжоу. – Цифровой центр охватывает четыре аспекта. Первый – Центр связи, включающий национальную широкополосную связь, проект Каспийского оптического кабеля и развитие 5G. Второй уровень – Облачный хаб на основе безопасности данных и эффективности работы правительства. На третьем уровне находится ИКТ-хаб талантов с их привлечением и поддержкой. Четвёртый уровень составляет Хаб экосистем с высокоскоростным соединением, стабильными облачными услугами и построением комплексных промышленных цепочек для повышения уровня занятости».

Модернизация промышленного сектора является одной из отправных точек развития цифровой экономики. Диджитал-трансформация сегодня сопровождается значительными структурными сдвигами, связанными с заменой технологически устаревших инструментов новыми решениями, повышением качества и эффективности коммуникаций, реструктуризации бизнес-процессов. Своевременное внедрение ИКТ-инноваций позволяет очерчивать новые контуры государства и общества с развитой цифровой экосистемой нового поколения.

«Казахстан является частью информационного Шёлкового пути. Как отметил в своей речи наш коллега из компании Huawei Дэниел Чжоу, прокладывание оптоволокна повышает финансовую, цифровую, физическую и инфраструктурную связанность. Это также и вопрос создания новых рабочих мест, и это нужно делать», – отметил управляющий Международным финансовым центром «Астана» Кайрат Келимбетов.

В докладах участников также особое внимание было уделено вопросам достижения изменения климата и достижению чистого нулевого уровня выбросов. Казахстан, как и другие страны-участницы Парижского соглашения, взял обязательства перейти  на углеродную нейтральность до 2060 года. По мнению экспертов, потребуется масштабная цифровая трансформация энергетической отрасли, которая позволит снизить объём выбросов углерода. Внедрение углеродно нейтральных информационно-коммуникационных технологий играет немаловажную роль в достижении декарбонизации и может нивелировать негативное влияние разных отраслей на окружающую среду. Одним из примеров эффективного сокращения выбросов углеводорода в атмосферу считается внедрение стандарта 5G – самого экологичного и высокопроизводительного стандарта в истории сотовой связи.

«4G – меняет жизнь, 5G – меняет общество. Китай является лидером в построении смарт-городов на основе технологии 5G, сегодня уже 20 объектов пользуются данной технологией, в разработке – более 1500. Согласно нашим исследованиям 5G помогла увеличить эффективность производства в КНР на 20%. Компания Huawei может предложить стране цифровое управление городами, а в средне- и долгосрочной перспективе мы можем работать с вертикальными промышленными партнёрами для собственного производства оборудования 5G, которое можно применять в шахтах и месторождениях», – отметил генеральный директор Huawei Technologies в Казахстане Чжао Сюй.

Повышение технологического стандарта промышленной автоматизации, производства и логистики на уровне страны требует комплексного подхода к построению каналов связи и современной сетевой инфраструктуры. Стандарт связи 5G открывает новые важные перспективы в данном направлении. Максимальная скорость 5G – до 10 гигабит в секунду против 100 мегабит в секунду у LTE, средняя – около 1 Гбит/c. Однако обновление инфраструктуры связи должно включать в себя решения для потребностей отраслевых предприятий в производственных системах на основе облачных и интеллектуальных технологий. Синергия сети и «облака» – суть новой ИКТ-инфраструктуры.

«Huawei продемонстрировала новейшие технологии в самых различных областях, в том числе и по облачным решениям. При посещении выставочной зоны Huawei на прошедшем не так давно Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне были продемонстрированы цели, которые компания ставит в КНР: 1 гигабит каждому человеку», – отметил председатель правления холдинга «Зерде» Арман Абдрасилов.

Касым-Жомарт ТОКАЕВ принял участие в международном технологическом форуме Digital Bridge-2022 в Астане. Глава государства подчеркнул, что Казахстан сегодня входит в топ-30 рейтинга самых оцифрованных государств ООН, более 90 процентов госуслуг население может получать в электронном формате. Тем не менее цифровизацию нужно продолжать. Основные приоритеты предстоящей работы в сфере развития IT-отрасли президент обозначил в своей речи.

Выступая на пленарном заседании форума, глава государства, ссылаясь на прогнозы экспертов, отметил, что через десять лет до 70 процентов продаж и услуг в мире будут базироваться на цифровых платформенных моделях. В этих условиях Казах­стан поставил перед собой стратегическую задачу — стать одним из крупнейших цифровых хабов на евразийском пространстве. Сегодня наша страна, подчеркнул Токаев, входит в топ-30 рейтинга самых оцифрованных государств ООН, опережая многие развитые страны. Тем не менее предстоит большая работа по дальнейшей цифровой трансформации, приоритеты которой президент обозначил в своей речи. Один из них — развитие человекоцентричности.

— Цифровые технологии нужны государству прежде всего для обеспечения конкурентоспособности экономики, освоения новых видов товаров и услуг, внедрения финтеха и индустрии 4.0. Однако одним из важных приоритетов является также сфера Government to citizens, то есть оказание услуг гражданам. С помощью цифровых технологий мы намерены максимально облегчить повсе­дневную жизнь граждан и добиться равенства возможностей для всех, — заявил Токаев.

— Широкий массив мер и решений, принимаемых государством, невидим для гражданина, он видит только конкретный результат. Поэтому все государственные услуги максимально переводятся в электронный формат, исключаются все бюрократические процедуры, — отметил Касым-Жомарт Токаев.

— Сегодня Казахстан является одной из немногих стран, полноценно внедривших цифровые документы. В результате нашим гражданам не требуется иметь при себе и предъявлять удостоверение личности, водительские права, диплом об окончании учебного заведения, свидетельство о браке и еще пятнадцать видов документов. Эта работа, безусловно, продолжится. Государство в своих взаимоотношениях с гражданами и бизнесом будет действовать проактивно, — сказал президент.

Вторым приоритетом Касым-Жомарт Токаев назвал создание благоприятных условий для IT-отрасли. Это касается как регуляторной базы, так и специальных площадок с уникальными режимами и инструментами для развития бизнеса.

— Недавно в США я провел встречи с руководством таких компаний, как Microsoft, Epam, Coursera. Были достигнуты конкретные договоренности об углублении сотрудничества и локализации в Казахстане. Наряду с этим Казахстан продолжит масштабную модернизацию IT-инфраструктуры, — отметил президент.

— Для нашей страны, в которой около 40 процентов населения проживает в сельской местности, актуальным вопросом является обеспечение всех граждан доступным и качественным интернетом. Министерству цифрового развития следует активизировать работу по покрытию самых отдаленных сел сетями низкоорбитальных спутниковых систем SpaceX и OneWeb, — распорядился Касым-Жомарт Токаев.

По его словам, приоритетом станет также развитие цифровой экономики и индустрии 4.0. Отметив, что мир и технологии не стоят на месте, президент поручил правительству своевременно адаптировать меры поддержки для дальнейшего развития цифровой экономики.

Глава государства отдельно остановился на вопросах укрепления человеческого капитала. Он сообщил, что два года назад мировой IT-рынок нуждался в 30 миллионах специалистов, сегодня потребность составляет уже 100 миллионов, а к 2025 году возрастет до 200 миллионов. Поэтому Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости подготовить к 2025 году как минимум 100 тысяч высококвалифицированных IT-специалистов.

Токаев подчеркнул, что в условиях современного информационного общества и цифровой экономики беспрепятственный обмен знаниями важен как никогда преж­де. Новые идеи и прорывные проекты способны возникнуть только в свободном и гармоничном социуме.

— Расцвет информационной цивилизации уже породил такой феномен, как цифровые кочевники. Современные диджитал-номады активно осваивают глобальное кибер- и физическое пространство, создают новые продукты и рынки. Уверен, продуктивный обмен мнениями на сегодняшнем форуме позволит очертить контуры цифрового будущего региона, заложить основы для реализации новых прорывных начинаний на пространстве Евразии, — подытожил президент.

Читать также:  Интернет-маркетинг и электронное управление проектами

В ходе форума Касым-Жомарту Токаеву рассказали о деятельности IT-экосистемы Astana Hub, реализации совместной программы с Google for Startups, презентовали проект школы программирования Alem и фонда “Қазақстан Халқына”.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Постановлением правительства Казахстана от 28 марта 2023 года утверждена Концепция цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023 — 2029 годы, сообщает Zakon.kz.

Задачами концепции являются указание оптимальных путей решения насущных вопросов в области оказания государственных услуг для населения и бизнес-сообщества, трансформация государственного управления и дальнейшее развитие отраслей экономики с использованием возможностей цифровых технологий согласно приоритетам Национального плана до 2025 года и другим документам.

Обеспечение реализации стратегической цели осуществляется с учетом следующих принципов:

  • Человекоцентричность. Основной целью концепции является улучшение качества жизни человека. Услуги и трансформация будут исходить из потребностей человека и проблем, с которыми он сталкивается. Переход на предоставление государственных услуг посредством мобильных устройств (смартфоны, планшеты).
  • Прозрачность. Прозрачность деятельности государственных органов и их процессов, возможность совместного принятия решений с общественностью, цифровые инструменты прямой связи между гражданами и государством.
  • Фокус на результат (impact-oriented). Ориентированность на результат посредством системных изменений. Трансформация с использованием возможностей цифровых технологий.
  • Сервисный подход. Правительство рассматривает качественный сервис как неотъемлемую ценность. Граждане и бизнес имеют возможность для легкой оценки работы государственных органов через цифровые инструменты.
  • Гибкость. Изучение трендов и прогресса в достижении задач, их корректировка в зависимости от вызовов и приоритетов социально-экономического развития.
  • Прагматизм. Исключение размножения и дублирования информационных систем.
  • Переход на горизонтальные иерархические системы.
  • Передача открытых данных для использования рынком. Предоставление государственных услуг игроками рынка.
  • Доверие. Защита частной жизни и персональных данных, мониторинг цифровой безопасности.
  • Конфиденциальность. Основное свойство, разрешающее доступ к информации исключительно юридически правомочным субъектам: клиентам, платформам (программам), процессам. Конфиденциальность – это самый исследованный, проработанный аспект ИБ.
  • Целостность. Один из элементов информации, гарантирующий ее стабильность при намеренном (ненамеренном) преобразовании или уничтожении определенных данных.
  • Доступность. Это признак, разрешающий пользователям в определенных случаях беспрепятственно получить интересующую их информацию. Например, доступными являются материалы, которые может получить каждый человек: покупка билетов, услуги в банках, оплата коммунальных платежей.

Предусматривается, что реализация концепции поспособствует комплексному развитию инновационного потенциала страны, а также усилению отечественной инновационной системы и ее переходу на качественно новый уровень, обеспечив значительное повышение конкурентоспособности казахстанской экономики на международном рынке.

Кроме того, эффективная реализация государственной технологической политики позволит достигнуть цели РК по построению диверсифицированной экономики, качественно повысив устойчивость экономики на глобальной арене.

Как ожидается, по результатам реализации документа будет создана Единая платформа «электронного правительства», предусматривающая сквозную межведомственную цифровизацию процессов и создание комплексной организационно-технической инфраструктуры как для предоставления услуг, так и для обеспечения деятельности системы государственного управления.

«Внедрение платформенной модели позволит построить эффективный государственный аппарат, направленный на решение жизненных ситуаций граждан наиболее удобным путем, а также максимизация и агрегация актуальных онлайн данных для возможности применения инструментов искусственного интеллекта при моделировании сценариев и принятия решений», — говорится в документе.

Будет создана национальная система искусственного интеллекта на базе Smart Data Ukimet, которая позволит прогнозировать и принимать решения на основе достоверных данных.

С учетом урбанизации и экономической целесообразности будет проработано подключение к интернету оставшихся сел с численностью населения менее 250 человек.

Во всех областях страны появятся опорные центры обработки данных. Учитывая, что инфраструктура мобильной связи 5G позволяет работать по принципу «всегда онлайн», при этом характеризуется низким потреблением энергии и вкупе с анализом больших данных (BigData) и интернетом вещей (IoT) призвана стать одной из основ и главной движущей силой цифровой экономики.

Для транзита данных и участия в глобальном рынке развития цифровых услуг будут осуществлены строительство и размещение дата-центров. Будет развиваться многостороннее партнерство с операторами связи соседних государств с созданием современной, производительной и масштабируемой транспортной инфраструктуры, способной обеспечить телекоммуникационный трафик в направлениях России, Китая и Центральной Азии.

Среди достижений на сегодняшний день разработчики концепции отмечают, что 99% населения охвачено интернетом, более 90% государственных услуг доступны онлайн, доля крупных и средних предприятий, использующих элементы Индустрии 4.0, составила 5%, расширена инфокоммуникационная инфраструктура и начато внедрение технологии мобильной связи следующего поколения 5G, доля электронной коммерции выросла с 2,2% до 5,2% в 2020 году, созданы цифровые фермы по обработке криптовалют, продолжается работа по созданию модельных фабрик и интеллектуальных месторождений.

На начало 2022 года в Казахстане в IT-сфере действовало 10 989 IT-компаний. На конец 2022 года количество информационно-технологических стартапов, поддерживаемых технопарками, инкубаторами и акселераторами, достигло 1014, а общее количество действующих информационно-технологических компаний на рынке превысило 7 тысяч.

Сумма уплаченных информационно-технологическими компаниями налогов в 2021 году составила 122 млрд тенге.

Вместе с тем постановление правительства РК от 30 декабря 2021 года «Об утверждении Концепции развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и цифровой сферы» признано утратившим силу.

В 2017 году понятие «Индустрия 4.0» прочно вошло в обиход казахстанских чиновников, экономистов и предпринимателей. Президент страны Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости технологической модернизации экономики с упором на цифровизацию и создание новых отраслей. И Министерство по инвестициям и развитию РК, ответственное за промышленность, сразу взялось за внедрение в Казахстане элементов индустрии 4.0.

Informburo.kz рассказывает, что это такое, на каких казахстанских предприятиях «цифровая индустрия» уже внедряется и к чему это может привести.

Индустриализация с «цифрой»

Впервые задача по цифровизации промышленности была поставлена главой государства в 2017 году в Послании народу. В послании следующего, 2018 года Президент поручил сделать третью пятилетку индустриализации «инновационной».

Перспективы развития цифровой экономики в республике казахстан

Нурсултан Назарбаев во время общенационального телемоста 6 декабря 2017 года / Фото с сайта akorda.kz

Министерство по инвестициям и развитию ещё в феврале 2017-го заявило о работе над планом действий по модернизации промышленности. В самом ведомстве считают, что «Индустрия 4.0» позволит Казахстану снизить влияние факторов маленького внутреннего рынка, больших расстояний при отсутствии выхода к морю и дефицита квалифицированной рабочей силы на развитие экономики.

Что же такое «Индустрия 4.0»? Этот термин обычно используют как синоним четвёртой промышленной революции, то есть массового внедрения киберфизических систем в быт и труд, а также всё большую автоматизацию абсолютно всех процессов на производстве. Основные технологии, которые внедряются в рамках «Индустрии 4.0», это большие данные, интернет вещей, виртуальная и дополненная реальность, 3D-печать, квантовые вычисления, блокчейн и роботизация. Об их перспективах и важности сейчас говорят повсюду и на всех уровнях: от футурологов и предпринимателей до первых государственных чинов.

Как измерить «Индустрию 4. 0»?

Точных данных об использовании цифровых технологий в казахстанской промышленности пока нет – эта тема для экономики нова. Однако в Министерстве по инвестициям и развитию РК в ответ на запрос Informburo.kz сообщили, что пока значительное число производств до четвёртой революции не дотягивает.

Если говорить точнее, то по итогам анкетирования почти 600 компаний стало понятно, что более 80% предприятий обрабатывающей и 60% предприятий добывающей промышленности находятся на уровне «Индустрии 2.0» – это полу-автоматизированное производство или этап перехода к автоматизированному производству. При этом предприятия горнодобывающей отрасли оказались более подготовленными по уровню технологического развития по сравнению с другими. И это объяснимо: им приходится конкурировать на международном уровне, что требует следования последним технологическим трендам.

Для демонстрации преимуществ «Индустрии 4.0» казахстанскому бизнесу в МИР РК решили выбрать семь предприятий и сделать из них «модельные цифровые фабрики». На этих производствах будут внедрять разные передовые технологии для повышения конкурентоспособности.

Вместе с экспертами из немецкого Института Фраунгофера специалисты МИР РК изучили порядка 600 компаний на предмет их готовности к цифровизации. В итоге составили «длинный» список наиболее подготовленных к технологической трансформации, а потом на основе дополнительных критериев сократили его до семи. Этими предприятиями стали АО «Кентауский трансформаторный завод», АО «Eurasian Foods», ТОО «Алматинский вентиляторный завод», АО «Химфарм», ТОО «Karlskrona», АО «АК «Алтыналмас» и ТОО «Бал Текстиль».

Перспективы развития цифровой экономики в республике казахстан

Предприятие АО «Eurasian Foods» / Фото с сайта efc.kz

Теперь перед ними поставили цель достичь уровня «прозрачной фабрики» по шкале «модели зрелости». Для этого они будут развивать инновационную культуру персонала и повсеместно использовать цифровые технологии (датчики и сенсоры на оборудовании, промышленные роботы, различные производственные системы), обрабатывать и анализировать большие данные.

Читать также:  Климченя Л. совместно с учебным заведением

К примеру, в рамках этого проекта компания «Евразиан фудс», выпускающая масложировую продукцию в Караганды, до конца 2018 года планирует открыть центр для обучения и системной подготовки квалифицированных кадров на своём предприятии, и даже для отрасли в целом. Большинство отобранных компаний, сообщили в МИР РК, до конца текущего года будут разрабатывать или актуализировать свои стратегии цифровизации, адаптируя их под поставленные задачи.

Ещё один инструмент для стимулирования предприятий на их пути к цифровизации – «Рейтинг инновационных компаний». Его составляют Национальное агентство по технологическому развитию и бизнес-инкубатор MOST в партнёрстве с АО «Астана Innovations».

«Цель рейтинга – стимулирование инноваций среди компаний и выявление быстроразвивающихся компаний с активной инновационной деятельностью. Также рейтинг – это один из факторов, который может помочь компаниям повысить свою репутацию. Попадая в такой топ, они потенциально увеличивают привлекательность для клиентов. Топ-5 рейтинга получат билеты уровня Gold на инновационный бизнес-конгресс в Маниле. Победители смогут получить ценную информацию от ведущих специалистов международного уровня, познакомиться с отраслевыми партнёрами и увидеть новейшие разработки», – рассказал журналисту Informburo.kz эксперт центра стимулирования инновационной активности НАТР Нурсултан Абдулхалим.

Перспективы развития цифровой экономики в республике казахстан

Участники рейтинга инновационных компаний 2017 года / Фото с сайта natd.gov.kz

Первый рейтинг составили в 2017 году. Заявки подавали сами компании, в анкетах нужно было указать цели проектов, их преимущества по сравнению с имеющимися на рынке аналогами и технологический уровень. В итоге из более чем 30 поданных заявок эксперты выбрали топ-10. Первое место заняла «Евразийская группа», второе – компания KunTech, третье – «Самрук-Энерго». С полным списком можно ознакомиться здесь.

В этом году составляют новый рейтинг, казахстанские компании подали более 30 заявок. Однако в 2018-м условия несколько изменились. Организаторы доработали методологию и включили в неё новые критерии отбора: экономический эффект от производства новой продукции и технологическую оснащенность предприятия.

Кроме того, теперь оценку проектам будут давать вместе независимые эксперты и эксперты НАТР. Каждый из них выставит баллы заявкам, после чего всё сведут в один рейтинг. Его огласят на форуме Qazaqstan Technology Forum 12 октября в Астане.

Новые проекты для старой индустрии

Хотя большинство казахстанских предприятий находится в начале пути к внедрению элементов «Индустрии 4.0», некоторые компании уже вышли на технологическую «передовую». В Министерстве по инвестициям и развитию РК сообщили, что шесть системообразующих предприятий в горно-металлургическом комплексе реализуют 14 проектов по цифровизации.

Ожидаемый экономический эффект от их внедрения может составить 239 млрд тенге валовой добавленной стоимости (это разница между стоимостью произведённых товаров и стоимостью товаров и услуг, которые пришлось использовать в ходе производства) до 2025 года.

В числе первых цифровые технологии начали внедрять в «Евразийской группе». В декабре 2017 года на «Соколовско-Сарбайском горно-обогатительном производственном объединении» приступили к реализации проекта «Умный карьер».

Перспективы развития цифровой экономики в республике казахстан

Транспорт в карьере / Фото пресс-службы АО «ССГПО»

Как это работает. Modular отслеживает движение всех машин, которые занимаются перевозкой руды, и выстраивает для них оптимальное время поездок. Если какой-то из автомобилей неожиданно остановился, система запрашивает у водителя причину простоя. Если это поломка или заправка топливом, то на погрузку отправят другой, свободный транспорт.

Перспективы развития цифровой экономики в республике казахстан

Экран системы Modular / Фото пресс-службы АО «ССГПО»

Благодаря такому контролю растёт эффективность производства, говорит начальник технического департамента АО «ССГПО» Евгений Калюжный.

«Это один из компонентов «Умного карьера». На Качарском карьере мы хотим запустить полностью автоматизированную систему диспетчеризации дорожно-строительной техники и буровых станков и построить новый инновационный фабричный комплекс по переработке руды. Всё это в целом и должно быть «Умным карьером», – рассказал Калюжный.

Перспективы развития цифровой экономики в республике казахстан

Диспетчер отслеживает работу системы / Фото пресс-службы АО «ССГПО»

После внедрения диспетчеризации буровые станки можно будет выставлять на карьере с точностью до 2 сантиметров. Это расширение на Качарском карьере планируют уже в 2019 году, а ввод в эксплуатацию инновационной фабрики – в 2023-м. На остальных карьерах – Куржункульском, Соколовском и Сарбайском – планируют внедрить Modular на транспортной технике в 2019-м.

Со специалистами проблем, по словам Евгения Калюжного, не было: представители компании Modular обучили диспетчеров ССГПО. Последние теперь не только работают, но и учат других работников.

Ещё одним пионером в цифровизации промышленности стала национальная атомная компания «Казатомпром». В 2016 году одна из «дочек» компании – «Kazatomprom – SaUran» запустила пилотный проект «Цифровой рудник».

Перспективы развития цифровой экономики в республике казахстан

Предприятие «Kazatomprom – SaUran» / Фото с сайта sauran.kazatomprom.kz

Эта информационная система обеспечивает оптимальный производственный процесс, следит за расходованием реагентов, сокращает простои оборудования, оперативно выявляет и устраняет внештатные ситуации. К 2025 году экономический эффект от её работы должен составить более 12 млрд тенге.

Перспективы развития цифровой экономики в республике казахстан

Система сама обеспечивает оптимальный производственный процесс и контролирует использование реагентов при добыче природного урана / Фото с сайта sauran.kazatomprom.kz

Также на этом предприятии идёт роботизация линии затарки готовой продукции. После запуска засыпать урановый продукт в ёмкости, взвешивать его и отгружать будет не персонал, а роботизированный комплекс.

«Ульбинский металлургический завод», ещё одно дочернее предприятие «Казатомпрома», разрабатывает технологии 3D-печати. С помощью 3D-принтеров здесь планируют запустить выпуск имплантов из тантала, хорошо совместимого с организмом человека. Кроме того, эти технологии позволят печатать детали оборудования для уранового производства. По итогам внедрения технологий к 2020 году ожидается экономический эффект в 2 млрд тенге.

Другая горнорудная компания – «Казцинк» – внедряет сразу семь проектов по цифровизации. В компании считают, что инновационные разработки позволят создать единую базу информации по всем производственным данным, а также планировать деятельность рудников и карьеров на несколько лет вперёд.

Первыми среди проектов стали система автоматизации деятельности подземного рудника Pitram и система идентификации персонала в шахте. Их внедрили на Малеевском руднике в Зыряновске Восточно-Казахстанской области.

Перспективы развития цифровой экономики в республике казахстан

В руднике / Фото с сайта kazzinc.com

Pitram решает задачи оперативного управления производством. В кабинах погрузочно-доставочных машин установлены бортовые компьютеры, в них машинисты в реальном времени вносят данные о погрузке руды, транспортировке и разгрузке. Система автоматически вычисляет производительность машиниста за смену и через точку доступа Wi-Fi передаёт информацию на сервер, а затем обрабатывает.

Перспективы развития цифровой экономики в республике казахстан

Рабочий рудника / Фото с сайта kazzinc.com

Система идентификации персонала, в свою очередь, даёт возможность в реальном времени контролировать передвижения сотрудников и оборудования. Датчики устанавливают на шахтёрские фонари.

В целом же, по данным СМИ, «Казцинк» намерен потратить на цифровизацию 112 млрд тенге до 2025 года.

Что дальше?

Необходимость цифровизации в казахстанской экономике объявлена на самом высоком уровне, и в ближайшие года она будет оставаться приоритетом для государства. Для этих целей Правительство разработало отдельную госпрограмму, которая получила название «Цифровой Казахстан». Под неё уже распланировали финансирование: всего до 2022 года из бюджета выделят более 141 млрд тенге, не считая инвестиций из частного сектора.

К концу реализации программы в 2022-м её авторы ожидают рост производительности труда в горнодобывающей промышленности на 38,9%, а в обрабатывающей – и вовсе на 49,8%. Ключевым факторов успеха же, очевидно, остаётся желание самого бизнеса модернизироваться.

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Хоружая Наталья Николаевна

Полесский государственный университет

Володько О. В., доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и бизнеса экономического факультета ПолесГУ. Ганчаревич Юлия Андреевна, студентка, факультет банковского дела, Полесский государственный университет

В данной статье проанализирован уровень развития цифровой экономики в Республике Беларусь и определены перспективные направления ее развития в нашей стране.

This article analyzes the level of development of the digital economy in the Republic of Belarus and identifies promising areas for its development in our country.

информационно-коммуникационные технологии; индекс развития информационно-коммуникационных технологий; индекс развития электронного правительства; безналичные расчеты.

information and communication technologies; information and communication technologies development index; e-government development index; non-cash payments.

Вопросы цифровой экономики в настоящее время активно обсуждается во всем мире, так как благодаря ее появлению и развитию видоизменяется облик и структура экономики государств, в частности Республики Беларусь: появляются новые профессии, растет число покупок населением виртуальных товаров, возрастает конкуренция внутри отраслей и др.

Актуальность данной темы связана с тем, что цифровая экономика затрагивает все аспекты деятельности человека: начиная с образования и здравоохранения, а заканчивая, цифровой промышленностью и умными городами. Старт появлению и развитию цифрового государства дали оцифровка документации, появление электронных подписей, сканирование отпечатка пальца вместо пароля, что позволило расширить перечень и ускорить предоставление государственных услуг для граждан.

Читать также:  Как зарегистрироваться и привязать к электронной коммерции Yandex?

Целью данной работы является исследование уровня развития цифровой экономики и определение перспективных направлений ее совершенствования в Республики Беларусь.

  • оценить уровень развития цифровой экономики в Республике Беларусь;
  • выявить перспективы развития цифровой экономики в Республике Беларусь.

В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие основные методы экономических исследований: методы сравнительного, логического и аналитического анализа, группировка информации, способ табличного отражения аналитических данных и др.

Научная новизна: проведенный в работе анализ уровня развития цифровой экономики позволит более точно выбрать направления и перспективы совершенствования сектора ИКТ в Республике Беларусь.

Оценка уровня развития цифровой экономики проводилась с использованием разных факторов. Одним из них является сектор информационно-коммуникационных технологии (ИКТ), представляющий собой вид деятельности, включающий в себя организации по производству благ, связанных с регистрацией, обработкой, передачей, воспроизведением и отображением в электронном виде информации.

Таблица 1. Основные социально-экономические показатели организаций сектора ИКТ Республики Беларусь за 2012-2016 годы

Количество организаций сектора ИКТ, тыс. единиц4,04,24,54,53,9

Добавленная стоимость сектора ИКТ, млрд. руб.1,862,212,503,064,26

Доля валовой добавленной стоимости сектора ИКТ в ВВП страны, %3,33,13,03,54,5

Инвестиции в основной капитал сектора ИКТ, млрд. руб.0,310,380,520,580,65

Инвестиции в основной капитал сектора ИКТ, в процентах от общего объема инвестиций в основной капитал страны2,01,82,32,83,5

Списочная численность работников организаций сектора ИКТ в среднем за год, тыс. человек92,691,792,293,385,4

Среднегодовая списочная численность работников организаций сектора ИКТ, в процентах от общей численности населения, занятого в экономике2,02,02,02,12,2

Производительность труда в секторе ИКТ по добавленной стоимости, млн. руб.20,0924,1027,1132,8049,88

Анализ таблицы 1 показал, что в 2012-2015 годах количество организаций сектора ИКТ выросло на 12,5%, но в 2016 году наблюдается существенное снижение этого показателя. В связи с оптимизацией производства в секторе ИКТ наблюдается снижение списочной численности работников в 2016 году по отношению к 2015 на 7,9 тыс. человек. Однако, списочная численность работников организаций сектора ИКТ в процентах от общей численности населения, занятого в экономике, в последние годы прирастает на 1%. Инвестиции в основной капитал и производительность труда увеличились более чем в 2 раза.

Индекс развития ИКТ представляет собой комбинированный показатель, характеризующий достижения стран мира с точки зрения развития информационно-коммуникационных технологий. В таблице 2 представлена динамика значения индекса ИКТ по отдельным странам за 2013-2017 годы.

Таблица 2 – Динамика значения индекса ИКТ за 2013-2017 годы

Значение индекса ИКТ

№Страна2013 (место)2014 (место)2015 (место)2016 (место)2017 (место)

1.Исландия8,36 (3)8,64 (4)8,86 (3)8,83 (2)8,98 (1)

2.США7,53 (17)8,02 (14)8,19 (15)8,13 (15)8,18 (16)

3.Беларусь6,11 (41)6,89 (38)7,18 (36)7,29 (32)7,55 (32)

4.Россия6,19 (40)6,70 (42)6,79 (42)6,95 (43)7,07 (45)

5.Казахстан5,74 (48)6,08 (53)6,20 (58)6,72 (51)6,79 (52)

6.Украина4,64 (68)5,15 (73)5,23 (79)5,31 (78)5,62 (79)

Таблица 3 – Динамика изменения значения индекса развития электронного правительства Республики Беларусь

Согласно данным таблицы 3 Республика Беларусь по уровню развития электронного правительства в 2018 году занимает 38 место в рейтинге ООН и входит в группу стран (топ-40) с очень высоким индексом развития электронного правительства. Это связано с успешной реализацией Национальной стратегии устойчивого развития на период до 2030 года, а также Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы.

В таблице 4 представлена динамика изменения значения индекса электронного участия Республики Беларусь за период 2005-2016 года.

Таблица 4 – Динамика изменения значения индекса электронного участия Республики Беларусь за 2005-2016 года

Согласно таблице 4 можно отметить стремительный рост значения индекса электронного участия Республики Беларусь с 2012 года: в 2018 году наблюдается резкий подъем в рейтинге стран по данному показателю по сравнению с 2016 годом (с 76 на 33 место), что связано с развитием сервисов активной коммуникации между гражданами и государством.

Также была исследована динамика безналичных расчетов, которые способствуют повышению экономического имиджа страны, сокращению наличного денежного обращения, снижению доли «теневой» экономики, обеспечению прозрачности финансовых операций субъектов хозяйствования и граждан и др.

В таблице 5 представлена динамика доли безналичных расчетов в розничном товарообороте за 2013-2017 годы.

Таблица 5 – Динамика доли безналичных расчетов в розничном товарообороте в Республике Беларусь за 2013-2017 годы

Из таблицы 5 наблюдаем положительную динамику доли безналичных расчетов в розничном товарообороте организаций торговли и общественного питания в Республике Беларусь. В среднем доля безналичных расчетов с каждым годом растет на 4%.

На современном этапе экономического развития национальная экономика Республики Беларусь предполагает осуществление новых резервов роста, связанных с развитием информационного общества и электронной составляющей национальных экономических систем.

Целью дальнейшего развития информатизации в Республике Беларусь является совершенствование условий, содействующих трансформации сфер человеческой деятельности под воздействием ИКТ, включая формирование цифровой экономики, развитие информационного общества и совершенствование электронного правительства Республики Беларусь.

Перспективными направлениями развития цифровой экономики в Республике Беларусь до 2022 года являются развитие эффективной и прозрачной системы государственного управления, развитие национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, развитие цифровой инфраструктуры и бизнеса, внедрение ИКТ в реальный сектор экономики, совершенствование социальной сферы на основе ИКТ, обеспечение информационной безопасности и др.

Таким образом, вышеуказанные направления развития цифровой экономики в Республике Беларусь до 2022 года позволят Беларуси выйти на новый уровень международного развития и страна сможет достичь следующих результатов :

  • число интернет-пользователей на 100 жителей –65,0;
  • число абонентов и пользователей стационарного (постоянного) широкополосного доступа в сеть Интернет на 100 человек населения – 36,5;
  • число абонентов и пользователей беспроводного широкополосного доступа в сеть Интернет на 100 человек населения – 85,0.
  • удельный вес инновационно-активных организаций в общем количестве организаций – 25 %.

Таким образом, цифровизация экономики в Республике Беларусь не стоит на месте: претворяются в действие новые направления развития цифровой экономики в промышленности, энергетике, торговле, сельском хозяйстве, банковской сфере, которые позволят Беларуси выйти на новый уровень международного развития и занимать лидирующие места в рейтингах стран по развитию цифровой экономики.

В ходе проведенных исследований можно сделать вывод, что цифровизация экономики в стране не стоит на месте:

  • согласно данным 2017 г. Беларусь заняла в Индексе развития ИКТ 32 место при индексе в 7,55 балла, далее – Россия (45 место), Казахстан (52 место) и другие.
  • по данным ООН, в рейтинге уровня развития электронного правительства на 2018 год Республика Беларусь поднялась на 38 место, а также значительно продвинулась в рейтинге стран по индексу электронного участия – с 76 на 33 место.

Перспективными направлениями развития цифровой экономики в Республике Беларусь до 2022 года являются развитие эффективной и прозрачной системы государственного управления, развитие национальной ИКИ, развитие цифровой инфраструктуры и бизнеса, внедрение ИКТ в реальный сектор экономики, совершенствование социальной сферы на основе ИКТ, обеспечение информационной безопасности и др.

Таким образом, поставленная цель научной работы выполнена.

На основе проведенного анализа уровня развития цифровой экономики в Республике Беларусь можно сделать вывод, что данный показатель в нашей стране с каждым годом растет. В 2017 г. Беларусь заняла в Индексе развития ИКТ 32 место при индексе в 7,55 балла. По данным ООН, в рейтинге уровня развития электронного правительства на 2018 год Республика Беларусь поднялась на 38 место, а также значительно продвинулась в рейтинге стран по индексу электронного участия – с 76 на 33 место.

Перспективными направлениями развития цифровой экономики в Республике Беларусь до 2022 года являются развитие эффективной и прозрачной системы государственного управления, развитие национальной ИКИ, развитие цифровой инфраструктуры и бизнеса, внедрение ИКТ в реальный сектор экономики, совершенствование социальной сферы на основе ИКТ, обеспечение информационной безопасности и др. Вышеуказанные направления развития цифровой экономики в Республике Беларусь до 2022 года позволят нашему государству выйти на новый уровень международного развития, а также сохранять лидирующие позиции в рейтингах как на уровне ЕАЭС, так и на уровне Союзного государства.

26.02.2019, 19:14 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья выполнена на актуальную тему и вызывает практический интерес. Материал работы хорошо структурирован, приведены теоретические выкладки как подтверждение выводов. Работа структурирована в соответствии с требованиями журнала. Аннотация соответствует содержанию статьи, равно как и её англо-русский перевод. Выводы сделаны. Даты обращения к электронным ресурсам лучше обновить. Могу рекомендовать данный материал к публикации в научном журнале в открытом доступе.

26.02.2019, 20:28 Чувикова Виктория Викторовна
Рецензия: Рекомендована к публикации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *