Депутаты приняли в первом чтении проект закона «Об электронной коммерции» в новой редакции. Документ предусматривает легализацию онлайн-продавцов, порядок импорта и экспорта цифровых продуктов и другое.
Законодательная палата Олий Мажлиса в первом чтении приняла проект закона «Об электронной коммерции» в новой редакции, сообщает Spot со ссылкой на депутата Дониёра Ганиева.
Обновлённая версия закона была разработана с целью развития сферы электронной торговли и повышения её доли в экономике Узбекистана. В документе отражён ряд дополнительных правовых аспектов, связанных с регулированием отношений в сфере онлайн-торговли.
Законопроектом предусматривается право самозанятых лиц заниматься электронной коммерцией наравне с компаниями, а также предлагается легализовать индивидуальную онлайн-торговлю (например, продавцов в соцсетях). Это предложение выдвигалось ещё в марте 2021 года.
В дополненной версии порядка составления электронных договоров теперь обозначены:
- допустимые требования оферты;
- особенности хранения электронных документов;
- порядок использования электронных систем;
- условия составления электронных документов и их юридическая сила.
Кроме этого, установлены допустимые способы проведения оплаты в электронной коммерции. Сюда входят наличные деньги, банковские переводы, оплата через платёжные системы, а также электронные деньги.
Согласно проекту закона, площадки электронной торговли будут должны создать систему безопасных платежей (эскроу-счета). Там будут храниться деньги, выплаченные покупателем, до полного выполнения условий со стороны продавца.
Кроме того, внедряется порядок продажи, импорта и экспорта цифровых продуктов (программное обеспечение, онлайн-услуги и другое), а также их таможенного оформления. Депутат отметил, что действующее законодательство не охватывает импорт-экспорт цифровых услуг и товаров. Как считают специалисты, это создаёт барьеры для торговли ими.
Законопроект также предусматривает правила для предотвращения недобросовестной конкуренции. В частности, предлагается запретить онлайн-продавцам:
- использовать поддельные интернет-ссылки и адреса;
- вступать в предварительный сговор с другими предпринимателями;
- предлагать товары и услуги с нарушением прав интеллектуальной собственности;
- давать потребителям ложную или вводящую в заблуждение информацию;
- предоставлять неправильные сравнения и аналогии.
Документ также устанавливает права покупателей в сфере электронной торговли — раньше были определены только права и обязанности продавцов.
Президент утвердил Программу развития электронной коммерции в Узбекистане на 2018−2021 годы.
Президент Шавкат Мирзиёев 14 мая подписал постановление «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции». Документом утверждена Программа развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на 2018−2021 годы.
В постановлении отмечаются проблемы и недостатки, «препятствующие созданию в стране полноценного рынка электронной коммерции, беспрепятственному выходу товаров и услуг отечественных предприятий-производителей на зарубежные рынки».
Постановлением электронные чеки, квитанции, сообщения и иные методы, позволяющие идентифицировать стороны сделки, сформированные информационными системами в ходе оказания услуг участниками электронной коммерции, выполненные в соответствии с законодательством, приравнены к квитанциям, талонам, билетам и другим документам, подтверждающим оплату товаров (услуг).
При осуществлении сделок электронной коммерции субъектами предпринимательства оплату разрешено принимать в наличной форме с обязательным направлением покупателю через виртуальные терминалы (E-POS) электронного чека или другого подтверждающего документа о принятии оплаты в наличной форме со строгим соблюдением правил инкассации денежных средств в обслуживающие банки.
Субъекты электронной коммерции при осуществлении торговли получили право принимать расчеты через корпоративные банковские карты субъектов предпринимательства с использованием платежных терминалов, а также электронных платежных систем.
Установлено, что экспорт товаров (услуг) стоимостью до 3000 долларов США, реализованных посредством электронной коммерции, осуществляется без внесения информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций и оформления грузовой таможенной декларации, в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи.
Виртуальные терминалы (E-POS) приравнены к аналогичным контрольно-кассовым машинам и расчетным терминалам.
С 1 июля субъектам предпринимательства, оказывающим услуги по доставке товаров, реализованных посредством электронной коммерции, предоставляется право принимать оплату за третьих лиц (продавцов товаров), с последующим инкассированием в установленном порядке.
С этой же даты отменяется требование по обязательной 15-процентной предоплате от общей стоимости товаров (услуг), реализуемых посредством электронной коммерции.
При осуществлении доставки товаров, реализованных посредством электронной коммерции, продавцом и доставщиком на автомобильном транспорте, принадлежащем им на праве собственности, аренды или иного права пользования, на территории Узбекистана не требуется получения лицензии на осуществление городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, за исключением случаев, установленных законодательством.
Кроме того, разрешена реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения посредством электронной коммерции при условии соблюдения требований и порядка по обеспечению их сохранности при хранении и перевозке с учетом требований законодательства.
Президент поручил Министерству внешней торговли совместно с Центральным банком в месячный срок организовать проведение переговоров с ведущими зарубежными торговыми площадками (eBay, Amazon и другими), а также платежными системами (Paypal) и по их итогам внести конкретные предложения по созданию возможностей для отечественных субъектов предпринимательства осуществлять реализацию товаров (услуг) и проведение международных расчетов с применением данных площадок и систем.
Планируется внедрить механизм финансирования социально значимых проектов государственной важности в области электронной коммерции.
Для эффективного функционирования механизма удаленной идентификации клиента с привязкой к мобильному номеру телефона абонентов до конца 2018 года должен быть утвержден порядок сохранения телефонного номера абонента мобильной сети при переходе к другому мобильному оператору.
В двухмесячный срок планируется подготовить проект постановления Кабинета Министров, предусматривающий порядок таможенного оформления (декларирования) и ведения бухгалтерского учета реализации, оформления права пользования электронными программными продуктами, информационной продукцией, в том числе услугами по подписке и приобретению «облачных технологий».
До конца года должны быть приняты меры по внедрению единых устройств по приему платежей с использованием банковских карт и наличных платежей (E-POS терминал и онлайн ККМ в одном устройстве) с учетом применения мобильных телефонов (планшетов).
В срок до 1 июля планируется создать Национальный реестр субъектов электронной коммерции. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр, будут считаться плательщиками единого налогового платежа по ставке 2%.
В реестр на добровольной и бесплатной основе включаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе осуществляющие деятельность по оказанию услуг электронных торговых площадок, доставки товаров, хранения электронных документов и сообщений в электронной коммерции, у которых доходы от реализации товаров (услуг) посредством электронной коммерции составляют не менее 80% от общего объема реализованных ими товаров (услуг).
Закон об электронной коммерции (новая редакция)
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
(Новая редакция). N 613-II от 29. 2004 г.
Статья 1. Цель настоящего Закона
Статья 2. Законодательство об электронной коммерции
Статья 3. Электронная коммерция
Статья 4. Основные принципы электронной коммерции
Статья 5. Государственная политика в области электронной коммерции
Статья 6. Государственное регулирование в области электронной коммерции
Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области электронной коммерции
Статья 8. Полномочия специально уполномоченного государственного органа
Статья 9. Юридическая сила электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции
Статья 10. Участник электронной коммерции
Статья 11. Права и обязанности участника электронной коммерции
Статья 12. Информационный посредник
Статья 13. Права и обязанности информационного посредника
Статья 14. Условия договора в электронной коммерции
Статья 15. Заключение и исполнение договора в электронной коммерции
Статья 16. Требования к оферте в электронной коммерции
Статья 17. Осуществление государственных и корпоративных закупок в электронной коммерции
Статья 18. Использование персональных данных в электронной коммерции
Статья 19. Разрешение споров
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства об электронной коммерции
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области электронной коммерции.
Законодательство об электронной коммерции состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об электронной коммерции, то применяются правила международного договора.
Электронной коммерцией является купля-продажа товаров (работ, услуг), осуществляемая в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем (далее — договор в электронной коммерции).
Основными принципами электронной коммерции являются:
- свобода осуществления предпринимательской деятельности в электронной коммерции;
- добровольность заключения договоров в электронной коммерции;
- равенство условий участия в электронной коммерции;
- защита прав и законных интересов участников электронной коммерции.
Государственная политика в области электронной коммерции направлена на создание правовых, экономических, организационных, технических и иных условий для развития электронной коммерции.
Основными направлениями государственной политики в области электронной коммерции являются:
- поддержка и стимулирование предпринимательской деятельности, осуществляемой посредством электронной коммерции;
- создание условий для привлечения в сферу предпринимательства, осуществляемого посредством электронной коммерции, инвестиций, современных технологий и оборудования;
- обеспечение субъектов предпринимательской деятельности правовой, экономической, статистической, производственно-технологической, научно-технической и иной информацией, необходимой для их деятельности в области электронной коммерции;
- стимулирование научно-технических исследований, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области электронной коммерции;
- международное сотрудничество в области электронной коммерции.
Статья 6. Государственное регулирование в области электронной коммерции
Государственное регулирование в области электронной коммерции осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан и специально уполномоченным им государственным органом в области электронной коммерции (далее — специально уполномоченный государственный орган).
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
- обеспечивает реализацию государственной политики в области электронной коммерции;
- утверждает и реализует государственные программы в области электронной коммерции;
- координирует деятельность государственных органов в области электронной коммерции;
- обеспечивает международное сотрудничество в области электронной коммерции.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Специально уполномоченный государственный орган:
- участвует в формировании и реализации государственных программ в области электронной коммерции;
- совместно с другими заинтересованными государственными органами и иными организациями, в пределах своих полномочий, разрабатывает и утверждает стандарты, нормы и правила в области электронной коммерции;
- разрабатывает предложения по созданию условий для развития электронной коммерции;
- принимает меры по защите прав и законных интересов участников электронной коммерции;
- участвует в совершенствовании законодательства об электронной коммерции и обеспечении его исполнения;
- организует исследования и мониторинг в области электронной коммерции.
Специально уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Электронные документы, а также информация, зафиксированная в электронной форме, позволяющая идентифицировать ее отправителя (далее — электронные сообщения), в электронной коммерции приравниваются к документам на бумажном носителе, подписанным собственноручно, и могут быть использованы в качестве доказательства совершения сделок.
Договор в электронной коммерции не может быть признан недействительным только на том основании, что он заключен с использованием информационных систем.
Оферта в электронной коммерции формируется в виде электронного документа.
Ответ участника электронной коммерции о принятии оферты (акцепт) может осуществляться в виде электронного документа или электронного сообщения либо путем совершения действий по выполнению условий, содержащихся в оферте.
Участник электронной коммерции — юридическое или физическое лицо, являющееся продавцом или покупателем товаров (работ, услуг) в электронной коммерции.
Продавцом товаров (работ, услуг) в электронной коммерции является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Участие в электронной коммерции не может являться основанием для установления в отношении ее участника требований или ограничений, дополнительных по отношению к предпринимательской деятельности, осуществляемой без использования информационных систем, если иное не установлено законом.
Статья 11. Права и обязанности участника электронной коммерции
Участник электронной коммерции имеет право:
- размещать (предлагать) оферту в информационных ресурсах, функционирующих в целях электронной коммерции;
- реализовывать или приобретать товары (работы, услуги) путем заключения договоров в электронной коммерции;
- передавать на хранение информационным посредникам электронные документы и электронные сообщения.
- Участник электронной коммерции — продавец товаров (работ, услуг) обязан:
- соблюдать требования законодательства о конкуренции и о защите прав потребителей при реализации товаров (работ, услуг) в электронной коммерции;
- обеспечивать хранение электронных документов и электронных сообщений в соответствии с законодательством;
- соблюдать стандарты, нормы и правила в области электронной коммерции.
Участник электронной коммерции может иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством и договором.
Информационным посредником является юридическое лицо, оказывающее услуги, связанные с оборотом электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции.
К информационным посредникам относятся:
- операторы и провайдеры сетей телекоммуникаций, оказывающие услуги по обороту электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции;
- банки, оказывающие услуги по обеспечению доступа к платежным системам и проведению платежей участников электронной коммерции;
- юридические лица, осуществляющие организацию электронных ярмарок, аукционов и конкурсов;
- юридические лица, оказывающие услуги по хранению электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции.
К информационным посредникам могут быть отнесены и иные юридические лица в соответствии с законодательством.
Статья 13. Права и обязанности информационного посредника
Информационный посредник имеет право:
- оказывать на договорной основе услуги, связанные с оборотом электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции, в пределах своей компетенции;
- определять условия оказываемых услуг участникам электронной коммерции.
Информационный посредник обязан:
- соблюдать стандарты, нормы и правила в области электронной коммерции;
- раскрывать участникам электронной коммерции информацию о своем полном наименовании, организационно-правовой форме, оказываемых услугах, условиях их оказания и стоимости (тарифах);
- не изменять содержания электронных документов и электронных сообщений, порядок их использования, за исключением случаев, предусмотренных договорами с участниками электронной коммерции;
- обеспечивать мерами защиты электронные документы, электронные сообщения и персональные данные от несанкционированного доступа;
- не передавать третьим лицам электронные документы и электронные сообщения, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
Информационный посредник не несет ответственности за правовые последствия, связанные с содержанием передаваемых им электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции.
Информационный посредник может иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством и договором.
Условия договора в электронной коммерции должны соответствовать требованиям законодательства.
Договор в электронной коммерции может содержать отдельные условия, включаемые в него путем отсылки к электронному документу, размещенному в общедоступном информационном ресурсе. В этом случае участник электронной коммерции, разместивший электронный документ, обязан обеспечить возможность свободного доступа к нему в течение срока, установленного законодательством или договором, а по истечении этого срока — обеспечить хранение данного электронного документа в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 15. Заключение и исполнение договора в электронной коммерции
Договор в электронной коммерции может заключаться путем осуществления акцепта:
- в виде электронного документа;
- в виде электронного сообщения;
- посредством совершения действий по выполнению условий, содержащихся в оферте.
Договор в электронной коммерции признается заключенным в момент получения участником электронной коммерции, направившим оферту, ее акцепта.
Документы, связанные с исполнением договора в электронной коммерции, могут быть оформлены в виде электронного документа или на бумажном носителе.
Оферта в электронной коммерции должна содержать:
- полное наименование участника электронной коммерции, делающего оферту;
- почтовый и электронный адрес участника электронной коммерции, делающего оферту;
- в случаях, предусмотренных законодательством, сведения о наличии лицензии или документа разрешительного характера (номер лицензии или документа разрешительного характера, срок действия, наименование органа, уполномоченного выдавать лицензию или документ разрешительного характера);
- порядок заключения договора в электронной коммерции;
- возможность и порядок внесения изменений и дополнений в договор в электронной коммерции при согласовании его условий;
- порядок направления и отзыва акцепта;
- условия поставки и оплаты товаров (работ, услуг), а также предлагаемые цены (тарифы) на них;
- указания на условия, включаемые в договор путем ссылки на электронный документ, размещенный в общедоступном информационном ресурсе.
Оферта в электронной коммерции может содержать и иную информацию в соответствии с законодательством.
Статья 17. Осуществление государственных и корпоративных закупок в электронной коммерции
Организация и проведение государственных и корпоративных закупок в рамках электронной коммерции осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Запрещается использование персональных данных в целях, отличных от целей договора в электронной коммерции, и их передача третьим лицам, если иное не предусмотрено соглашением сторон и (или) законодательством.
Не допускается использование персональных данных без согласия их владельца для распространения оферты и (или) рекламы, в том числе путем массовой рассылки электронных документов или электронных сообщений.
Споры в области электронной коммерции разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Лица, виновные в нарушении законодательства об электронной коммерции, несут ответственность в установленном порядке.
ПРАВИЛА осуществления электронной коммерции
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1к Постановлению КМ РУз от 02. 2016 г. N 185
- Настоящие Правила в соответствии с законами Республики Узбекистан «Об электронной коммерции», «Об электронном документообороте» и другими нормативно-правовыми актами регламентируют осуществление реализации товаров (работ, услуг) в форме электронной коммерции.
- Действие настоящих Правил не распространяется на:
- государственные закупки товаров (работ и услуг), осуществляемые в соответствии с законодательством о государственных закупках;
- сделки, совершаемые на биржах, имеющих лицензии на право осуществления биржевой деятельности, а также в информационных системах информационных посредников;
- реализацию недвижимости, а также на сделку, которая подлежит нотариальному удостоверению или государственной регистрации в соответствии с законодательством.
При реализации товаров (работ, услуг) в форме электронной коммерции применяются отдельные нормы, направленные на упрощение процедур реализации товаров (работ, услуг), указанные в приложении N 1 настоящих Правил.
При этом реализация товаров (работ, услуг) в форме электронной коммерции не исключает получение соответствующего документа разрешительного характера, если необходимость его оформления вне электронной коммерции установлена законодательством.
акцепт — ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии;
информационная система — организационно упорядоченная совокупность информационных ресурсов, информационных технологий и средств связи, позволяющая осуществлять сбор, хранение, поиск, обработку и пользование информацией;
информационный посредник — юридическое лицо, оказывающее услуги, связанные с оборотом электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции;
информационный ресурс — информация, банк данных, база данных в электронной форме в составе информационной системы;
оферта — предложение, адресованное одному лицу, нескольким конкретным лицам или неопределенному кругу лиц, содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение (оферента), заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется;
покупатель — физическое лицо или субъекты предпринимательской деятельности (резиденты и нерезиденты Республики Узбекистан), приобретающие товары (работы, услуги) с использованием информационных систем для конечного потребления, использования в коммерческих целях, собственных производственно-хозяйственных нужд;
продавец — субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий реализацию товаров (работ, услуг) с использованием информационных систем;
участник электронной коммерции — юридическое или физическое лицо, являющееся продавцом или покупателем товаров (работ, услуг) в электронной коммерции;
электронная коммерция — купля-продажа товаров (работ, услуг), осуществляемая в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем;
электронная торговая площадка — программно-аппаратный комплекс организационных, информационных и технических решений, в том числе интернет-магазин, обеспечивающие взаимодействие продавца и покупателя (заказчика) через информационную систему для реализации товаров (работ, услуг);
электронное сообщение — информация, зафиксированная в электронной форме, позволяющая идентифицировать ее отправителя;
электронное средство — компьютер и (или) другое техническое оборудование, а также сети телекоммуникаций, предназначенные для обработки, хранения и обмена информацией в электронной форме;
электронный договор (далее — договор) — договор, заключаемый между продавцом и покупателем с использованием информационных систем на предмет купли-продажи товаров (работ, услуг);
электронный документ — информация, зафиксированная в электронной форме, подтвержденная электронной цифровой подписью и имеющая другие реквизиты электронного документа, позволяющие его идентифицировать.
III. СУБЪЕКТЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
размещать оферту в информационных ресурсах, функционирующих в целях электронной коммерции;
реализовывать товары (работы, услуги) путем заключения договоров;
передавать на хранение информационным посредникам электронные документы и электронные сообщения.
а) соблюдать требования законодательства о конкуренции и о защите прав потребителей при реализации товаров (работ, услуг) в электронной коммерции, в том числе по предоставлению покупателю необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах);
б) обеспечивать хранение в установленном порядке электронных документов и электронных сообщений;
в) обеспечивать другим участникам электронной коммерции соответствующий доступ к достоверной информации о себе в электронной форме на государственном языке, а при необходимости и на других языках, которая должна включать следующие сведения:
полное наименование субъекта предпринимательской деятельности с указанием его организационно-правовой формы — для юридического лица; фамилии, имени, отчества — для физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
сведения о государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика субъекта предпринимательской деятельности;
местонахождение (почтовый адрес), адрес электронной почты, номер контактного телефона;
в случаях, предусмотренных законодательством — сведения о наличии лицензии или документа разрешительного характера (номер лицензии или документа разрешительного характера, срок действия, наименование органа, уполномоченного выдавать лицензию или документ разрешительного характера).
операторы и провайдеры сетей телекоммуникаций, оказывающие услуги по обороту электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции;
банки, оказывающие услуги по обеспечению доступа к платежным системам и проведению платежей участников электронной коммерции;
юридические лица, осуществляющие организацию электронных ярмарок, аукционов и конкурсов;
юридические лица, оказывающие услуги по хранению электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции.
оказывать на договорной основе услуги, связанные с оборотом электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции, в пределах своей компетенции;
определять условия оказания услуг субъектам электронной коммерции.
соблюдать стандарты, нормы и правила в области электронной коммерции;
раскрывать субъектам электронной коммерции информацию о своем полном наименовании, организационно-правовой форме, оказываемых услугах, условиях их оказания и стоимости (тарифах);
не изменять содержания электронных документов и электронных сообщений, порядок их использования, за исключением случаев, предусмотренных заключенными с субъектами электронной коммерции договорами;
обеспечивать мерами защиты от несанкционированного доступа электронные документы, электронные сообщения и персональные данные;
не передавать третьим лицам электронные документы и электронные сообщения, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором;
организовать электронный архив данных, используемых при осуществлении электронной коммерции, обеспечив их хранение в установленном порядке;
обеспечивать целостность и конфиденциальность информации, содержащейся в информационных системах.
размещения оферты, осуществления акцепта и заключения договора в порядке, предусмотренном настоящими Правилами;
предоставления субъектам электронной коммерции доступа к информации, предусмотренной в соответствии с настоящими Правилами;
обеспечения безопасного обмена электронными документами и электронными сообщениями в соответствии с требованиями настоящих Правил;
хранения в установленном порядке электронных документов и электронных сообщений на серверах, расположенных на территории Республики Узбекистан.
в виде электронного документа, предусматривающего его подтверждение электронной цифровой подписью;
в виде электронного сообщения, текст которого содержит согласие участника электронной коммерции;
посредством совершения действий по выполнению условий, содержащихся в оферте.
основные права и обязанности сторон;
цена и характеристика товаров (работ, услуг) и порядок осуществления расчетов между сторонами;
гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
место и условия доставки (при наличии услуги доставки);
порядок и сроки исполнения обязательств;
возможность и порядок внесения изменений и дополнений в договор;
условия отказа от сделки;
условия и порядок возврата товара и денежных средств;
информацию о языке, на котором составляется договор;
условия, включаемые в договор посредством ссылки на электронный документ и электронное сообщение, и порядок доступа к соответствующей ссылке (при их наличии);
условия прекращения действия договора;
порядок разрешения споров;
местонахождение (почтовый адрес), электронный адрес и банковские реквизиты сторон;
другие условия, согласованные сторонами.
непосредственно участником электронной коммерции;
лицом, наделенным полномочиями действовать от имени участника электронной коммерции, в том числе информационным посредником;
информационной системой участника электронной коммерции или от его имени — системой, работающей в автоматическом режиме.
VII. ДОСТАВКА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
самостоятельно осуществить доставку собственным автомобильным транспортом на территории Республики Узбекистан без получения лицензии на осуществление городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, за исключением случаев, установленных законодательством;
использовать услуги третьих лиц, имеющих право оказывать услуги по доставке товаров;
использовать другие, не запрещенные законодательством способы доставки.
посредством применения расчетного терминала по приему платежей с использованием банковских пластиковых карт;
посредством перечисления средств с банковской пластиковой карты через персональный кабинет или через систему розничных платежей (онлайн-оплата);
посредством перечисления денежных средств с банковского счета.
VIII. ПОРЯДОК ОТКАЗА ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к Правилам
ОТДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ, направленные на упрощение процедур реализации товаров (работ, услуг) в форме
#2 Беседы с Шахло Абзаловой (Радио Ташкент)
Шахло: Что такое электронная коммерция?
Евгения: Электронной коммерцией является купля-продажа товаров, услуг, осуществляемая в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем.
Шахло: Как развивается законодательная основа электронной коммерции?
Евгения: Первая редакция закона была в 2004, в 2015г вышла новая редакция, а также в июне 2016г вышли Правила осуществления электронной коммерции.
Шахло: С чего начать предпринимателю, если он решил заняться электронной коммерцией
Евгения: Думаю, что начать нужно с изучения нормативных документов, а также терминов, например в Правилах осуществления электронной коммерции даются основные определения терминов:
информационный посредник — юридическое лицо, оказывающее услуги, связанные с оборотом электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции. Как правило это банк или платежная система.
оферта — Часто на сайтах есть окошечко где нужно поставить галочку «согласен с условиями оферты», мы ее как правило ставим даже не читая, а там описывают все условия, на которых продавец товара или услуги предлагает свой товар или услугу, то есть это предложение, адресованное одному лицу, нескольким конкретным лицам или неопределенному кругу лиц, содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение (оферента), заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.
электронная торговая площадка – это как правило сайт, в том числе интернет-магазин, обеспечивающие взаимодействие продавца и покупателя
электронное сообщение — информация, зафиксированная в электронной форме, позволяющая определить ее отправителя;
электронный договор — договор, заключаемый между продавцом и покупателем с использованием информационных систем на предмет купли-продажи товаров (работ, услуг);
Шахло: какую силу имеет электронный документ?
Евгения: В соответствие с Законом об электронной коммерции — Электронные документы, а также информация, зафиксированная в электронной форме, позволяющая идентифицировать ее отправителя, в электронной коммерции приравниваются к документам на бумажном носителе, подписанным собственноручно, и могут быть использованы в качестве доказательства совершения сделок.
Хочу также отметить, что договор в электронной коммерции не может быть признан недействительным только на том основании, что он заключен с использованием информационных систем.
Оферта в электронной коммерции также формируется в виде электронного документа.
Ответ участника электронной коммерции о принятии оферты , то есть согласия на условия, может осуществляться в виде электронного документа или электронного сообщения либо путем совершения действий по выполнению условий, содержащихся в оферте. (например поставить плюсик, галочку и тд).
Шахло: Какие особенности в заключении договоров?
Евгения: Самое главное условия договора в электронной коммерции должны соответствовать требованиям законодательства.
Договор в электронной коммерции может содержать отдельные условия, включаемые в него путем отсылки к электронному документу, размещенному в общедоступном информационном ресурсе. В этом случае участник электронной коммерции, разместивший электронный документ, обязан обеспечить возможность свободного доступа к нему в течение срока, установленного законодательством или договором, а по истечении этого срока — обеспечить хранение данного электронного документа.
Договор в электронной коммерции может заключаться путем осуществления акцепта, то есть согласия:
Договор в электронной коммерции признается заключенным в момент акцепта оферты.
То есть как видим возможностей заключения договора достаточно много и уже каждый участник электронной коммерции самостоятельно выбирает что подходит именно ему.
Шахло: Как я поняла оферта является ключевым моментов в электронной коммерции, как правильно ее составить?
Евгения: Да, действительно условия оферты определяют условия всей сделки. Оферта должна содержать:
Шахло: Думаю, что многих будет смущать вопрос распространения личных данных: адреса, номера телефонов, номера пластиковых карт и тд. Как будет регулироваться данный вопрос?
Евгения: В соответствие с Законом об электронной коммерции запрещается использование персональных данных в целях, отличных от целей договора в электронной коммерции, и их передача третьим лицам, если иное не предусмотрено соглашением сторон и (или) законодательством. Не допускается использование персональных данных без согласия их владельца для распространения оферты и (или) рекламы, в том числе путем массовой рассылки электронных документов или электронных сообщений.
То есть если в договоре указано, что продавец может вам присылать смс с уведомлениями о новых товарах – это не является нарушением, однако, если этого не было указано, но все-таки вам звонят – тут явное нарушение. Поэтому необходимо внимательно читать и договор и оферту, чтобы знать на что вы соглашаетесь.
Шахло: А как будет осуществляться доставка товаров например из интернет магазинов?
Евгения: В случае если договор заключен с условием о доставке товара, продавец обязан в установленные договором сроки доставить товар на место, указанное покупателем.
Для доставки товаров на место, указанное покупателем, продавец может:
- самостоятельно осуществить доставку собственным автомобильным транспортом на территории Республики Узбекистан без получения лицензии на осуществление перевозок.
- использовать услуги курьерских компаний или нанимать собственных курьеров.
Шахло: Наверное самый волнующий вопрос – как будет осуществляться оплата?
Евгения: В электронной коммерции платежи осуществляются исключительно следующими способами:
- посредством применения расчетного терминала по приему платежей с использованием банковских пластиковых карт;
- посредством перечисления средств с банковской пластиковой карты через персональный кабинет или через систему розничных платежей (онлайн-оплата);
- посредством перечисления денежных средств с банковского счета.
То есть расчеты наличными денежными средствами запрещены.
Если большую часть проблем можно решить так или иначе, может быть, даже в короткие сроки, то потребительское поведение населения менять очень сложно и тяжело.
Внести правки в законодательство и технически обеспечить платежи можно относительно быстро. Аналогично со скоростью интернета — все это решаемо, а вот на то, чтобы у население выработалась привычка покупать не на рынке, а в интернете, может уйти гораздо больше времени.
Это очень долгий процесс, который требует целого сдвига в сознании людей. Эту проблему, отчасти, можно решить тем, что на рынок зайдет крупный иностранный игрок, корпорация со своими большими бюджетами, которой не столько важны продажи, сколько новый рынок для повышения капитализации.
Если, допустим, зайдет Яндекс. Такси, вокруг которого ходят слухи, то компания смогла бы привить населению новую форму потребительского поведения. К тому же, от вхождения крупного игрока выиграет весь рынок, будет формироваться культура, вырастет «пирог», от которого и другие компании смогут получить свой кусок.
Нужны ли Узбекистану собственные Alibaba и Aliexpress?
Тут нет однозначного ответа. Многие компании, которые пытались занять эту нишу, не справились.
Причем, как такого, на создание самой платформы не потребуется много средств — сайт, хостинг, дизайн, наполнение контентом, это все можно сделать быстро и относительно недорого. Другой вопрос, как не уйти в минус, ведь успешных проектов в онлайн-коммерции в Узбекистане можно пересчитать по пальцам, если они вообще есть.
Нужно и помнить, что размер потребительского рынка в Узбекистане не такой, как у того же Китая. Как известно, в Китае колоссальная емкость рынка, поэтому страна может себе позволить иметь собственные аналоги транснациональных сервисов, даже собственную экосистему.
Возможно, лучше пойти другим путем и вместо того, чтобы создавать свой Alibaba, пытаться привлечь его в Узбекистан и на его базе создать продукт, как было выше сказано с примером Яндекс. Такси. Такой, отчасти местный игрок, быть может, «протопчет тропинку», за которым пойдут все остальные.
С другой стороны, сидеть и ждать, когда сюда придут крупные игроки тоже неверно, потому что пока что они не сильно спешат в Узбекистан. Если они не идут, то надо пытаться самим что-то создать, пусть даже пойти на жертвы.
При этом важно не терять связь с реальностью и не впадать в иллюзии, что получится сходу создать свой Alibaba. К тому же порог входа сейчас низкий и если кто-то запустит успешный проект, связанный с онлайн-коммерцией, вслед за ним сразу появятся сотни клонов, которые будут конкурировать с ним.
Сделать самому или привлечь иностранного игрока — тут однозначного ответа нет.