Какие решения готовы предложить российские разработчики?
На данный момент в реестре российского ПО – 13 224 программных продукта – всех классов, как отмечают эксперты, – от 4195 разработчиков, в евразийском реестре – 61 программа 19 правообладателей (реестры, напомним, ведет Минцифры России, размещены они на специальном сайте: reestr. digital. gov. ru).
Владимир Ульянов, руководитель аналитического центра компании Zecurion:
«В нашей области – решений в сфере кибербезопасности – процесс импортозамещения действительно почти завершился. Если мы говорим о корпоративных угрозах, утечках информации (для их предотвращения используются DLP-системы), фактически все крупнейшие зарубежные компании уровня, например, McAfee, которые в 2010 году были сильнейшими конкурентами российским разработчикам, к 2015 году минимизировали свои доли на российском рынке. И это было естественное импортозамещение в рамках конкурентной рыночной борьбы – к тому моменту не было приоритета использования российских решений, – обусловленное двумя факторами. Первый – большое количество и отечественных разработчиков, и создаваемых ими продуктов. Второй – качество. Наши продукты котируются не только на российском рынке: крупнейшие мировые аналитики, такие как Gartner, IDC, Forester, признают серьезные позиции российских компаний в сегменте защиты информации от утечек.
Наше существенное конкурентное преимущество – мы ближе к потребителю, чем международные топы с триллионной капитализацией, и гибче: можем быстрее реагировать, быстрее сделать продукт, который интересен рынку прямо сейчас. Фактически победив иностранных конкурентов уже к 2015 году, сейчас начинаем делить рынок между собой. Призываем коллег в других направлениях активизироваться. Важна сама разработка продукта: в процессе можно оперативно понять реальные потребности рынка, чтобы эффективно замещать иностранные продукты. А затем будем активно выходить на мировые рынки».
Таким образом, перед пользователями сейчас стоят две срочных задачи: обеспечить защиту от массовых угроз – причем, учитывая приведенную выше статистику, очевидно, что необходимо использовать не только обеспечивающие превентивную защиту решения, но и технологии противодействия сложным комплексным угрозам, такие как EDR, SIEM, NTA, Anti-APT, Sandbox, XDR и др. , или и вовсе переходить к управляемой защите MDR (разработчик соответствующего решения получает информацию о потенциальных угрозах для инфраструктуры пользователя, анализирует ее и принимает необходимые для предотвращения киберинцидента действия), – и заместить используемые зарубежные программные продукты отечественными аналогами. И этот процесс активно идет: компания «Лаборатория Касперского» отмечает, что за последние месяцы интерес к продуктам, обеспечивающим защиту интернет-шлюзов и почтовых серверов, вырос в пять раз, к защите от DDoS-атак и целевых атак – в три раза. В два раза увеличилось количество обращений по использованию SIEM-систем, а общее число запросов в связи с намерением перейти с решений конкурентов на продукты компании – в 85 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Тем пользователям, которые продолжают использовать для защиты от киберугроз иностранные программы, специалисты по информационной безопасности напоминают, что в даже в случае, когда программа продолжает работать, но при этом обновить ее или зайти в облачную консоль управления нельзя, от ее использования нужно отказываться, так как необновленное ПО уязвимо.
Cтоит отметить, что с 1 января 2025 года органам власти и МСУ, государственным фондам, госкомпаниям и иным организациям, созданным на основании федеральных законов, стратегическим предприятиям, системообразующим организациям и являющимся субъектами КИИ юридическим лицам (далее – органы и организации) будет запрещено пользоваться средствами защиты информации, странами происхождения которых являются иностранные государства, совершающие недружественные действия в отношении России или российских юридических и физических лиц. Соответствующий запрет установлен Указом Президента РФ от 1 мая 2022 г. № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации». А уже сейчас перечисленным органам и организациям предписано создать свои структурные подразделения по обеспечению информационной безопасности, в том числе по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак и реагированию на компьютерные инциденты. Причем на руководителей органов и организаций возлагается персональная ответственность за обеспечение их информационной безопасности.
В течение месяца со дня принятия указа Правительство РФ должно определить перечень ключевых органов и организаций, которым необходимо будет оценить уровень защищенности своих информационных систем с привлечением организаций, имеющих соответствующие лицензии ФСБ России и ФСТЭК России. Провести такую оценку и представить доклад с ее результатами в Правительство РФ включенные в этот перечень органы и организации должны будут до 1 июля текущего года.
Установлено, что ФСБ России будет осуществлять мониторинг защищенности информационных ресурсов, которые принадлежат органам и организациям или используются ими, поэтому последние обязаны обеспечить должностным лицам органов службы беспрепятственный доступ к этим интернет-ресурсам.
Таким образом, необходимость принятия эффективных мер для обеспечения информационной безопасности становится для всех органов власти и МСУ и многих компаний нормативно установленной обязанностью.
По мнению представителей IT-отрасли, не должно возникнуть у российских пользователей проблем и с замещением системного ПО – отечественные разработчики предлагают качественные операционные системы, СУБД и среды разработки. Но если российские операционные системы, например, уже используются органами власти и госкомпаниями, реализующими, в частности, проекты по созданию рабочих мест на основе российских программных продуктов, то от зарубежных систем с большим количеством исходных кодов, таких как ERP, многие пользователи отказаться пока не готовы – они заявляют, что продолжат их использовать, не обновляя. Однако это, по мнению экспертов, чревато потерей данных. Как отметил директор по импортозамещению компании «Диасофт» Дмитрий Гребенщиков, при создании технологии для переноса на отечественную платформу исходных кодов решений для бизнес-процессов SAP (производитель программных продуктов SAP, как отмечалось выше, остановил оказание услуг в России) компания выявила, что решения SAP содержат в себе возможности по удаленному управлению, в том числе по удалению баз данных. «При этом у SAP есть механизм отложенных действий – при тестировании решений они не выявляются, а через несколько месяцев запускаются», – подчеркнул эксперт и призвал пользователей как можно скорее начать процесс замены зарубежных ERP-систем на отечественные аналоги.
По прогнозам представителей сферы IT, сейчас сильно возрастет интерес к открытому или свободному программному обеспечению – ПО с открытыми исходными кодами, которые можно использовать в том числе для создания новых программных продуктов (далее – СПО, OS – от англ. Open Source software). Поэтому они предостерегают пользователей от рисков, связанных с его неправильным использованием. «Использование СПО самого по себе не равно импортозамещению, потому что этот продукт вам не принадлежит. Нужно поддерживать российских разработчиков, которые работают с СПО, разбираются в нем, дорабатывают, вносят созданные на его основе продукты в реестр российского ПО и несут за него ответственность, – считает Ренат Лашин. – Тем же, кто строит или уже построил свои решения на СПО, нужно посмотреть, в какой зоне риска они находятся, возможно, тоже нужно сделать какую-то диверсификацию, чтобы СПО не поменяло в моменте принадлежность и вы не потеряли над ним контроль. Потому что некоторые компании – разработчики такого ПО впоследствии заявляют, что продукт принадлежит им, и не дают его использовать или меняют лицензию».
Консультант практики FinTech юридической фирмы О2 Consulting Иван Галкин в свою очередь рекомендует обращать внимание на то, что лицензии на СПО могут быть разными: они совпадают в части разрешения коммерческого использования соответствующих программных продуктов и их модификаций, но могут различаться, например, тем, установлена или нет обязанность по распространению исходного кода вместе с производной программой, разрешено ли распространение производных программ в независимой части кода на иных условиях. «Когда правообладатели проприетарного софта уходят из России, они заявляют о нежелании предоставлять свои продукты российским пользователям. Правообладатели СПО вроде бы таких заявлений не делают. И у них юридически не так много возможностей отобрать у российских пользователей программы. Но только до тех пор, пока последние не нарушают требования лицензий. Нарушение условий лицензии влечет ее прекращение», – подчеркнул эксперт.
Также, говоря об СПО, представители IT-компаний отмечают важность создания российской базы OS-продуктов. Минцифры России, как сообщается на официальном сайте и в телеграм-канале министерства, уже обсуждает ее разработку: российский аналог GitHub (сервис является крупнейшей базой OS-продуктов) должен заработать до конца текущего года. Кроме того, в ближайшее время планируется запустить эксперимент по публикации под открытой лицензией ПО, находящегося в собственности государства.
Финансирование импортозамещения ПО
В текущих условиях существенно упрощаются условия использования инструментов государственной финансовой поддержки цифровой трансформации на основе преимущественно отечественных IT-решений, которые были запущены в 2019 году в рамках реализации федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Так, с 300 млн до 500 млн руб. увеличен максимальный размер грантов на разработку и внедрение российских IT-решений (в том числе с целью импортозамещения), предоставляемых российским юридическим лицам Российским фондом развития информационных технологий (РФРИТ) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2019 г. № 550. А для реализации особо значимых проектов, разработка которых направлена на устранение рисков и последствий ограничительных мер, предпринятых иностранными государствами в отношении России, и обеспечение ускоренного развития отечественной IT-отрасли – перечень таких проектов будет утвержден Минцифры России, – можно получить до 6 млрд руб. (на каждый проект). Минимальный размер гранта составляет 20 млн руб. При этом доля софинансирования проекта за счет собственных средств получателя гранта снижена с 50 до 20%. Конкурсная документация, содержащая подробную информацию об условиях получения грантов, размещена на сайте РФРИТ в разделе «Конкурсы». Отбор проектов стартовал 27 апреля, и, как сообщает пресс-служба РФРИТ, подано уже более 100 заявок – больше, чем за несколько месяцев с момента старта конкурса в прошлом году.
Михаил Азовцев, советник генерального директора РФРИТ:
Грант размером от 20 млн до 300 млн руб. могут получить в фонде «Сколково» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2019 г. № 555 компании – заказчики проектов по пилотному внедрению отечественных IT-продуктов, сервисов и платформенных решений, направленных в том числе на импортозамещение иностранного ПО или программно-аппаратных комплексов, с целью преобразования своих технологических или бизнес-процессов. Если раньше объем финансирования проекта за счет внебюджетных источников должен был составлять не менее 50%, то с 16 апреля текущего года данный показатель был уменьшен до 20%. Подробная информация об этих грантах и конкурсная документация размещены на сайте фонда (dtech. ru/cifrovye-tehnologii/).
Компаниям, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее – Фонд содействия инновациям) предоставляются гранты на реализацию проектов по разработке, применению и коммерциализации российских цифровых решений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2019 г. № 554. Размер гранта – до 20 млн руб. , объем внебюджетного финансирования – не менее 25% суммы гранта. Подробные условия конкурсного отбора таких проектов и порядок участия в нем размещены на сайте фонда (fasie. ru/press/fund/razvitie-dataeconomy-5/).
В этом году для реализации указанных программ дополнительно – из резервного фонда Правительства РФ – будет выделено 10,8 млрд руб. РФРИТ на поддержку не менее 20 проектов по разработке и внедрению российских IT-решений, 1,2 млрд руб. – фонду «Сколково» на поддержку как минимум четырех проектов первого масштабного внедрения российских решений в сфере IT, 2 млрд руб. – Фонду содействия инновациям на поддержку не менее чем 107 проектов малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации российских цифровых решений (Распоряжение Правительства РФ от 1 апреля 2022 г. № 714-р).
Перечень видов поддержки, которая оказывается государством в рамках антисанкционных мер непосредственно ИТ-компаниям и их сотрудникам, – в тематическом разделе оперативно обновляемой справки «Антисанкционные меры – 2022» системы ГАРАНТ
Говоря о поддержке цифровой трансформации субъектов МСП, нельзя не напомнить о том, что они могут приобретать российское ПО со скидкой 50%. Единственное условие для участия в этой программе, реализуемой РФРИТ, – наличие сведений об организации или ИП в едином реестре МСП. Перечень программных продуктов, которые можно приобрести за полцены, размещен на сайте фонда (рфрит. рф/msp/). На данный момент в нем, по словам Михаила Азовцева, – около 150 продуктов 29 разработчиков, но уже в этом году, как предполагается, перечень будет существенно расширен. Новый отбор правообладателей для включения в него уже запущен и продлится до 31 августа. «На текущий момент объем продаж ПО – 1,5 млрд по номинальной стоимости: 750 млн руб. заплатили покупатели, столько же фонд компенсировал продавцам», – рассказал представитель РФРИТ.
***
Характеризуя процесс импортозамещения ПО в России в целом, эксперты отмечают, что он, безусловно, ускорился, но все еще носит «лоскутный» характер – заменяются отдельные программные продукты, что в принципе понятно, так как в первую очередь организации сейчас стремятся защититься от хакерских атак и не допустить остановки производственных процессов. Но в том, что полный переход к использованию российских платформ и формированию цифровых экосистем компаний исключительно на отечественных решениях пройдут все российские корпоративные пользователи, представители отрасли не сомневаются. Для органов власти и госкомпаний это, как отмечалось выше, будет нормативно установленным требованием, остальные организации к такой полной замене иностранного ПО должна сейчас подтолкнуть позиция его разработчиков, которые отказываются от продажи программных продуктов российским пользователям или перестают обслуживать ранее проданные программы.
В связи с этим перед российскими разработчиками сейчас стоит задача создать или доработать имеющиеся решения так, чтобы они содержали в себе весь необходимый пользователям функционал, были совместимы друг с другом и доступны по цене. На это, конечно, потребуется время, поэтому разработчики просят пользователей не отказываться сразу от решений, которые пока не содержат всех нужных им функций, отмечая, что готовы оперативно их дорабатывать под конкретные запросы.
Какие преимущества дает импортозамещение в России
Развитие импортозамещения в России
пришлось на 2014 год. Тогда против нашей страны западные государства ввели
санкции. С 4 августа 2015 года началось создание правительственных комиссий по
импортозамещению в России. Велось создание пакета нормативных актов,
направленных на поддержку государством российского производителя.
Сейчас экономика в стране переживает не
лучшие времена, поскольку наблюдается серьезный структурный кризис. Данная
ситуация возникла в 2012 году, когда нефть серьезно упала в цене, а вместе с ней
снизился и российский рубль. После того как тенденция стала понятна российскому
правительству, были предприняты попытки увеличить внутреннее производство,
началось составление плана импортозамещения в России, чтобы без особых потерь
пережить кризисный период. В настоящее время российская продукция производится достаточно
быстрыми темпами. Стоит цель достичь наиболее полного импортозамещения в России
и увеличения объемов выпуска товаров.
Экономика любого государства, как
правило, направлена на создание добавленной стоимости. Ранее Россия шла к желаемому
результату, используя разные методы, однако не всегда достигала успеха. Если
вспомнить самый удачный пример политики локализации, можно сказать о
продвижении российского автопроизводства.
В начале 2000-х годов наша страна снизила
таможенные пошлины на ввозимый автопром, поставив условие, что импортеры
переведут часть производственных объемов в Россию. Государство подписало
инвестиционные контракты, в которых были указаны определенные обязательства. Обычно сторона, производящая продукцию или услугу, обещает увеличение местной добавочной
стоимости при условии выпуска товаров ежегодно в указанном объеме. При этом
российское правительство использует нулевую пошлину на продукцию, необходимую
для производственного процесса. Такими льготами сегодня пользуются почти все
отрасли автомобильной промышленности.
С тех пор как Россия вступила в ВТО,
льготная система должна была закончиться, поскольку постепенно таможенные
барьеры стерлись бы. Кроме того, дестабилизация всей системы стимулирования
произошла и в связи с тем, что обвалился российский рубль. Сейчас необходимо,
чтобы отечественные и зарубежные производители пришли к соглашению, укрепив
свои отношения.
Если рассматривать отрасль сельского
хозяйства РФ, здесь выбрали иные методы. Россией было введено эмбарго, закрыт
практически весь рынок продовольственных товаров, поступающих из других стан. Эти меры были приняты в связи с экономическими санкциями США и Евросоюза. При
этом Россией были осуществлены масштабные меры относительно собственной сельскохозяйственной
отрасли. Производители этой продукции получили поддержку во многом благодаря
материальным ресурсам. Сегодня можно с уверенностью сказать, что, несмотря на
экономический кризис, отрасли пищевой промышленности и сельского хозяйства стремительно
растут и развиваются.
В вопросе импортозамещения появились
нововведения, касающиеся зарубежных поставщиков, которые реализуют на
отечественном рынке свою продукцию. Принятые меры являются потенциально
опасными для них с финансовой точки зрения. В связи с вступлением в силу закона
о промышленной политике в РФ (N 488-Ф от 31 декабря 2014 г. ) был отменен ряд
принципов госзакупок, принятых ранее. Если до этого у отечественных и
зарубежных товаров были равные условия конкуренции, то в настоящий момент
российский рынок ставит на первое место свою продукцию. Это может нанести
значительный материальный урон зарубежным участникам, не имеющим на территории
России налаженного производства.
Какую роль играет политика импортозамещения в России
При импортозамещении государство или вытесняет, или замещает
зарубежные товары на российском рынке. Такую политику ведут, чтобы повысить
национальную и экономическую безопасность государства. Здесь можно сказать о
двух направлениях. Это:
- Ситуации, когда в отношении отечественных
экономических отраслей вводятся импортные протекционистские барьеры для
снижения конкуренции с иностранными поставщиками и создания благоприятной среды
для развития импортозамещения в России; - Ситуации, когда к отраслям отечественного
производства, которые выпускают товары импортозамещения в России и конкурируют с
западными аналогами, применяют косвенные и прямые субсидии, чтобы увеличить
уровень конкурентоспособности национальной продукции и добиться сокращения
импорта.
Нередко эти направления используют вместе. Например, чтобы развить
машиностроительную отрасль, страна на 20 % повышает сумму таможенных пошлин на
ввоз в Россию авто зарубежного производства, а также оборудования, чтобы
снизить объем иностранных товаров в машиностроительной отрасли.
Вместе с тем часто используют льготное налогообложение на
определенный промежуток времени для машиностроительной отрасли, а также
различные льготы для компаний, занимающихся выпуском соответствующей продукции. Такие меры приводят к снижению издержек в отечественном производстве, дают
возможность вступать в борьбу с зарубежными конкурентами и достигать в ней
успеха. Как правило, когда внутреннее производство растет и укрепляется,
политику импортозамещения постепенно перестают вести.
Отметим, что импортозамещение в России характеризуют с нескольких
сторон, если учесть, что основная его цель – обеспечить экономическую
безопасность страны. Импортозамещение в России ставит перед собой определенные
задачи, главные из которых:
- Придание отечественной экономике хороших
конкурентоспособных свойств; - Повышение качества отечественной экономики в
вопросе производства товаров для международного рынка по мировым стандартам; - Защита и развитие отечественных
производителей; - Работа в целях ущемить интересы
государства-экспортера; - Беспрепятственное получение запчастей,
материалов, сырья импортного производства.
В современном российском государстве применяют свои инструменты,
позволяющие реализовывать импортозамещающую политику. Речь, в частности идет:
- О введении высоких пошлин;
- О формировании перечня продукции, которую
запрещено ввозить; - О квотировании и лицензировании;
- Об административном и экономическом
стимулировании организации совместного производственного процесса.
Отметим, что «запрет импорта» как инструмент, применяемый для того,
чтобы защитить национальную безопасность, появился довольно давно. Так, в XVIII веке в Англии на время запрещали ввозить
шелковые ткани, ленты и кружева, оружие, обувь, посуду и другие изделия. В XVII–XVII
веках
(эпоха меркантилизма) страна стремилась наладить собственное производство, а
потому относительно некоторых товаров действовали запреты на ввоз. При этом
практически всегда удавалось обойти закон за счет контрабанды или получения
отдельной лицензии в коррупционном обществе.
Запретительные меры стали широко применять в нашей стране примерно
с конца XVII века. Когда появлялась каждая новая
мануфактура, те или иные зарубежные товары исчезали с рынка. В России начали
работать над тем, чтобы производство стало более конкурентоспособным, и это
принесло свои плоды. В 1821 году запретили импорт 167 единиц продукции, в 1867
году под запретом остались только соль и руда.
В эпоху социализма в России трудно было говорить о зарубежных
поставщиках и товарах, поскольку страна избрала тогда в торговой отрасли путь
монополии. Безусловно, связи с другими странами были, но они носили больше
формальный характер и велись из политических соображений.
После распада СССР торговая политика ставила перед собой цель не
защитить национальное производство, а наполнить внутренний рынок. Далее, с 1993
года, когда Россия подала заявку на вступление в ВТО, ведение и внешнеторговой,
и таможенной политики осуществлялось по нормативно-законодательным актам,
адаптированным к требованиям ВТО. Из-за этого наблюдалось снижение конкуренции
фирм, работающих в России, что не улучшало их позиции на международном рынке.
После проведения всех реформ в стране начали оказывать поддержку
отечественному производителю. В 1998 году был принят Федеральный закон от 14
апреля 1998 года, где говорилось о защите экономических интересов России при
ведении внешней торговли. В 2003 году был принят ФЗ о мерах по защите и
антидемпингу при импорте продукции. Было решено создать комиссию Российского Правительства
в отрасли внешних торговых отношений. В период с 2000 по 2007 годы проводились
расследования по 35 продуктам и группам товаров. Относительно множества видов
продукции эксперты выявили нарушения интересов отечественного производителя.
У внешнеторговой сферы применительно к России есть и плюсы, и
минусы. Сырье и энергоресурсы экспортируются, благодаря чему происходит
формирование средств для импорта продовольственной продукции и недорогих
товаров потребления. Наблюдается вытеснение с рыночной отрасли продукции отечественных
производителей, некоторые вынуждены прекращать выпуск товаров.
Можно сказать, что в настоящее время мы не готовы к полному
импортозамещению в России, стратегическая конкурентоспособность экономики
является недостаточной. В данный момент страна занимает на мировом рынке
определенное положение, учитывая которое, нельзя сказать, что получится достичь
высоких производственных объемов.
Как проявляется политика
импортозамещения в России в сфере госзакупок
Среди наиболее эффективных и мощных инструментов для стимулирования
производственного, любого политического и экономического процесса можно
выделить государственный заказ. В данный момент именно этим инструментом
пользуются прогрессивные государства в мире. В нашей стране государство
инициировало массовое импортозамещение, а потому выступает в качестве активного
и крупного закупщика. Импортозамещение в России в государственных закупках
регулируется государственным правом, которое закреплено в Законе о системе
контрактов. Согласно ему у нашей страны есть возможность в любой момент
наложить ограничения на импорт любых услуг и продукции.
Существует постановление Российского Правительства от 24 декабря
2013 года об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, поставляемых
из-за рубежа, для обеспечения обороны и безопасности страны (ред. от
18. 2016). Действие документа понятно. В нем сказано о том, что Россия может
закупать различное импортное оборудование, но только в том случае, если в
стране отсутствуют аналоги. Даже если аналоги в стране есть, закупку можно
осуществить в соответствии с Постановлением, но лишь при условии проведения
дополнительных проверок.
Есть также Постановление Правительства от 14 июля 2014 года (ред. от 09. 2016), где сказано о запрете на допуск отдельных типов продукции в
машиностроительной отрасли, поставляемой из-за рубежа для обеспечения нужд
муниципального и государственного характера. Логика документа проста. На
закупки продукции за рубежом наложен запрет. При этом не важно, есть ли в
России соответствующие аналоги. Если необходимый продукт имеется в списке
Постановления, можно осуществить закупку на территории России или таких стран,
как Белоруссия, Армения, Казахстан. Если же продукции в списке нет, в
соответствии с политикой импортозамещения государство может провести проверки.
Надо сказать и о Постановлении Правительства от 11 августа 2014
года (ред. от 17. 2016), в соответствии с которым установлен запрет на допуск
продукции в сфере легкой промышленности, поступающей из-за рубежа, для
осуществления закупок, удовлетворяющих федеральные нужды. Начало действия
Постановления – 1 сентября 2014 года. С этого дня действует запрет на импорт
всей продукции из списка. В документе есть две части, первая из которых говорит
о запрете на допуск зарубежных продуктов легкой промышленности, а вторая – о
дополнительных требованиях к тем, кто закупает соответствующие товары
импортозамещения в России. Постановления отличаются друг от друга тем, что в
соответствии с первой частью учитываются лишь государственные заказчики на
федеральном уровне, а в соответствии со второй – другие участники программы.
Также существует Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015
года (ред. от 02. 2015, от 22. 2016), где говорится об ограничениях допуска
отдельных видов продукции медицинского типа, поступающих из-за рубежа, для закупки
в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ограничение работает просто. Если, когда выполняется заявка по
закупкам, в торгах присутствуют конкуренты (это могут быть как производители,
так и импортеры), то фирмы с иностранными предложениями не участвуют в сделках,
так как им не дают допуска. При этом в перечне Постановления есть данные о
производителях в сфере медицины и фармацевтики.
Какая поддержка
импортозамещения действует в России
в сфере малого и среднего бизнеса
Чтобы выпускать товары импортозамещения в России, государство
делает ставку в том числе на предпринимателей, работающих в среднем и малом
бизнесе. Чтобы их поддерживать, российское правительство занимается разработкой
ряда программ, основные и наиболее востребованные из которых – это, к примеру,
программа по импортозамещению в сельскохозяйственной отрасли, предусматривающая
субсидирование расходов на покупку специализированной и необходимой для данной
отрасли техники.
Когда отечественные фермеры получают возможность покупать все требуемое
для производственного процесса с 25-30 %-ной скидкой, борьба с иностранными
фирмами и масштабными компаниями-аграриями становится равной. Не стоит забывать
и об эффективных инструментах, позволяющих поддерживать малое
предпринимательство. Здесь следует сказать о федеральных и региональных фондах
по кредитованию, позволяющих выходить на новые уровни и увеличивать квоты для
бизнеса до 15 % в госзакупках.
Перспективы для малого и среднего бизнеса в области
импортозамещения в России
Предпринимая ответные действия на введение санкций со стороны
Запада, наша страна полностью запретила ввоз товаров из таких стран, как США,
Норвегия, Канада, Австралия, государств Евросоюза. Помимо этого, чтобы добиться
более эффективного импортозамещения в России в санкционной обстановке,
потребовалось немного откорректировать ставки по таможенным пошлинам и всю
систему государственных закупок.
Когда Россия предприняла эти действия, малому и среднему бизнесу
предоставили новые возможности для развития импортозамещения в России, так как
предприниматели смогли попробовать свои силы на освободившейся части рынка. У
малого и среднего бизнеса в России есть все шансы выйти на новый уровень,
поскольку перечень продукции, запрещенной к ввозу на территорию нашей страны,
очень и очень обширен.
Большие шансы на успех есть и у предпринимателей, занимающихся
производством строительных и ремонтных материалов. Те, кто выпускает сухие
строительные смеси, добавки в бетон, краски, грунтовки, гидроизоляцию, получает
дополнительные возможности для роста. Если компания является партнером
какой-либо масштабной организации, занимающейся разработкой инновационного
проекта, у нее есть перспективы проводить диагностирование, апробацию и рекламу
образцов новых продуктов.
Отдельно следует сказать о ряде отраслей в сельском хозяйстве. Производители мяса (свинины и говядины), молочных продуктов и сыра, животных
жиров, яблок, овощей и других фруктов получают дополнительные привилегии и
имеют большие перспективы развития в импортозамещении в России. Самое выгодное
положение в данный момент – у предпринимателей южных и центральных российских
регионов (Волгоградская, Астраханская область, Краснодарский край) – словом,
областей, на территории которых природа наиболее благоприятна для развития сельского
хозяйства.
Что представляет собой программа импортозамещения в России до 2020
года
Российское правительство задумалось о развитии сельского хозяйства
и безопасности в данной сфере еще в 2012 году. Одним из ключевых вопросов в
рамках государственной программы развития сельхозотрасли на 2013–2020 годы
стало импортозамещение в России. Но в связи с введением санкций со стороны
Запада Правительство вынуждено было взглянуть на данный вопрос шире и
задуматься о формировании масштабной программы, которая охватила бы множество сфер
импортозамещения в России.
При этом в рамках правительственного плана импортозамещения в
России была выпущена Госпрограмма № 320 о развитии промышленной сферы и
повышении уровня конкурентоспособности в ней, а далее – и другие акты законодательства,
основной задачей которых явилось формирование более четкой позиции государства
в импортозамещении в России. Рассмотрим все документы подробнее.
Создание Госпрограммы № 320 о развитии промышленности и повышении
уровня ее конкурентоспособности от 15 апреля 2014 года велось с целью
регламентирования процессов развития в производственной сфере в России. Государственная программа дает информацию о том, как нужно грамотно распределять
финансовые ресурсы, в которых нуждается отечественная промышленность для своего
роста.
Очень важен следующий момент: в этом документе сказано о правовой
стороне импортозамещения в России. При этом в нем нет сведений о том, что
конкретно нужно делать, чтобы реализовать импортозамещение в России. В основу Госпрограммы
положен перечень задач и целей, а также критериев успешности достижения успеха,
сказано об исполнителях, ответственных за процесс, и тех, кто наблюдает за ним.
1) Цели
импортозамещения в России:
- Создание сбалансированного промышленного
производства в стране с отличными конкурентными качествами; - Разработка и применение передовых технологий в
импортозамещении промышленности в России; - Создание индустрии, целью которой является
обоснование на новых рынках инновационных товаров импортозамещения в России.
2) Ожидаемые
результаты импортозамещения в России к 2020 году:
- Развитие инфраструктуры, которая позволила бы
продуктивно работать различным инновационным производствам; - Формирование и достижение качественной
системы, направленной на поддержку спроса; - Создание новых квалифицированных рабочих мест;
- Окончательная модернизация технологической
базы; - Улучшение эффективности на производствах для
достижения хороших конкурентных качеств на мировом рынке; - Завершение разработки техрегламентов и
нацстандартов для устранения преград в торговой сфере импортозамещения
в России; - Увеличение количества запатентованных
технологий, разработанных с применением мировых стандартов и успешно внедренных
в практическую деятельность.
3) Методы
достижения результатов:
- Создание условий для вывода на рынок
инновационных товаров импортозамещения в России, устранение регуляторных
барьеров; - Создание инновационной инфраструктуры для
развития новых сфер торговли; - Фокусирование государства на вопросе
стимулирования возрастания спроса в потребительской отрасли; - Стимулирование конкурентных свойств,
проведение исследований в промышленной отрасли с опорой на сектор инвестиций; - Сохранение текущих позиций в отрасли
метрологических измерений, создание системы техрегулирования.
3) Методы
измерения достигнутых результатов:
- Показатели индекса производства в промышленной
отрасли к предыдущему году; - Расходы на применение технологических
инноваций в общем количестве отгруженной продукции; - Процент компаний в сфере промышленности,
которые работают с организационными, маркетинговыми и технологическими
инновациями, в общем количестве исследованных компаний; - Вывоз высокотехнологичной продукции
российского производства; - Расходы на проведение исследований и
разработок из внебюджетных и бюджетных средств.
Каким будет импортозамещение
в России в 2017 году
В течение 2017 года показатели импортозамещения в России находятся
в пределах 30 %. Это значит, что все услуги и продукция российского
производства вместе составляют лишь 30 %. Закупка всего остального происходит
за границей. В конце 2017 года показатель может стать ниже, но не благодаря
увеличению выпуска отечественной продукции, а вследствие уменьшения импорта, из-за
чего в России и образуется дефицит.
Аналитики считают, что среди наиболее перспективных отраслей
импортозамещения на сегодняшний день можно выделить:
- Отрасль тяжелого машиностроения;
- Производство текстильной продукции;
- Сферу электронной промышленности;
- Медицину и фармацевтику.
Достичь результативного импортозамещения в России в
вышеперечисленных сферах можно, если производительные мощности будут высокими. Кроме того, необходимо создать предприятия и компании с хорошими
конкурентоспособными качествами, способными разрабатывать качественную
продукцию и вести грамотное ценообразование. Далее импорт может быть снижен,
если новые технологии развивать, и этот процесс будут регулировать и
стимулировать.
Минпромторг РФ считает, что, если грамотно вести политику по
импортозамещению в России, к 2020 году можно достичь снижения импорта в ряде
различных отраслей с 90 % до 50 %. Применительно к некоторым сферам импортозамещения
в России показатели вполне могут быть более высокими.
Надо отметить, что введение санкций стало не угрожающим российской
экономике фактором, а скорее стимулом к развитию импортозамещения в России. Российское правительство отреагировало на действия Запада, введя запрет на ввоз
ряда продуктов из стран Евросоюза и США. На законодательном уровне оказались недопустимыми
поставки мяса коров и другого крупного скота, рыбы, птицы, свинины, некоторых
ракообразных, сыра, колбасы, фруктов и овощей. Как следствие – аграрии смогли
наиболее полно проявить себя и добиться высоких показателей в работе.
Основные направления импортозамещения в России в отрасли сельского
хозяйства – селекция коров (применяется трансплантация эмбрионов), выращивание
и выпуск семян, садоводческая и овощеводческая деятельность, а также
рыбопереработка. Средний и малый бизнес также получил возможность реализовать
себя, поскольку избавился от западных конкурентов.
По мнению экспертов, все шансы на успешное развитие импортозамещения
в России есть у малого и среднего бизнеса. Данные отрасли импортозамещения в
России могут продуктивно работать в тех регионах, где уровень конкуренции
минимален. Так, к примеру, те, кто производят продукты, стали работать с
большим энтузиазмом благодаря возможности размещать свои товары в супермаркетах
– их владельцы быстрее идут навстречу предпринимателям, нежели раньше. Возникает вопрос – способны ли мелкие фирмы к обеспечению необходимого объема и
качества товаров импортозамещения в России?
По предположениям у крупного бизнеса появится желание наладить
сотрудничество с малыми фирмами. Однако ситуацию нужно оценивать объективно. Если рассматривать среднее и малое предпринимательство, здесь наблюдаются более
низкие показатели производства труда. Что касается качества, оно не всегда
находится в соответствии со стандартами. Здесь присутствуют небольшие
производственные объемы, что также важно.
Свыше 80 % работающих в данный момент компаний представляют собой
не очень большие организации, которые можно отнести к малому бизнесу. Следует в
сжатые сроки позаботиться о создании благоприятных условий для развития
небольших компаний и оказывать им помощь на федеральном уровне.
Что сделано у нас в
России по импортозамещению в 2016 году
Тульская область.
Поставка на рынок картофеля, свеклы и
капусты производится сельскохозяйственным угодьем «ЖАК». На рынок поставляется
примерно 1/3 всей продукции фермерского хозяйства. За одиннадцать лет работы на
рынке площадь обрабатываемой земли увеличилась более чем на 80 %.
Исследования показателей урожая помогли
специалистам определить, соответствует ли урожайность среднестатистическим
показателям. Выяснилось, что отрасль фермерского хозяйства развивается с
удивительной скоростью. Производимые продукты хранятся в специальных
хранилищах, оборудованных по европейскому стандарту.
Московская область.
«Русский пармезан» – недавно появившееся
предприятие по производству сыра. Работая всего около двух лет, сыроварня заявила
о себе как о компании, производящей продукты по европейскому стандарту. Фирма
занимается выпуском йогуртов, сыров и других молочных товаров импортозамещения
в России. Цена на продукты устанавливается согласно регламенту компании. Главным мотивирующим фактором при создании сыроварни явилась
конкурентоспособность на отечественном рынке сыров, потому как предпочтение отдавалось
производителям из разных стран мира.
Пензенская область.
Компания «Зеленый дом» – один из ярких
примеров востребованности на отечественном рынке. Данная фирма является
обладателем теплиц по всей стране и имеет возможность снабжения российского
рынка десятками миллионов роз. Санкции по импортозамещению в России никак не
отразились на работе организации. Обучение специалистов происходило в
Голландии. Этот процесс был необходим для улучшения работы сотрудников
компании. В будущем фирма планирует выращивать и другие растения для экспорта в
ряд мировых государств.
Краснодарский край.
«Адлерский чай» — компания, выращивающая
чай со времен СССР. Климат в Краснодарском крае позволяет выращивать и орехи, и
овощи, и фрукты.
Но компания не может гарантировать
большой объем продаж. Сейчас он оставляет порядка 22 млн рублей. Владельцы
планируют увеличение уже имеющейся площади вдвое, что дает определенную
гарантию на увеличение прибыли. Также планируется постройка нового тепличного
комбината.
Ленинградская область.
Влияние западных технологий на
производство отечественных товаров импортозамещения в России крайне
благоприятно сказалась на российской компании «Велле». Продукция для
правильного питания стала визитной карточной этой фирмы. Она занимается
выпуском йогуртов, десертов, коктейлей, готовых завтраков и других не менее
полезных продуктов. Предприятие ежегодно зарабатывает около 44,2 млн рублей,
благодаря чему окупаются всевозможные затраты на производство.
Появление страусиной фермы во многом
повлияло на экономическое положение региона. Продажа яиц страуса, мяса птиц и
сувениров из перьев и кожи приносит прибыль именно благодаря таким фермам. Для
покупки экзотического мяса страуса нужно предварительно записываться. Это
требуется, чтобы контролировать соотношение продукт/покупатель. Цена мяса за 1 килограмм
составляет примерно 1790 рублей. Из-за востребованности страусиного мяса ферма
не находится в убытке, а наоборот, имеет колоссальный успех в продажах.
Агрофирма «Раздолье» специализируется на
выпуске различных сортов клубники. Продается эта ягода по гораздо более
выгодной стоимости, нежели иностранная аналогичная продукция. Фирма отвечает за
хорошее качество продукта и старается устанавливать максимально доступные цены. Но стоит отметить, что низкая цена продукции не отражается на доходах компании. За сезон фирма получает в два раза больше, чем тратит на содержание
производства.
Импортозамещение в России – не лучший
вариант в плане перспектив для молодого предприятия. Развивать и укреплять
бизнес можно благодаря реализации возможностей страны. Правильное использование
имеющихся ресурсов гарантирует продвижение бизнеса на российском рынке.
Импортозамещение в госкорпорациях
В 2014 году обязанностью всех крупных
федеральных компаний стали публикация своих проектов по импортозамещению, представление
перечня импортируемых товаров и продуктов. «Газпром» и РЖД также не остались в
стороне. Эти компании одними из первых начали размещать на своем официальном
сайте список товаров для импортозамещения в России. Это было сделано для того,
чтобы подтвердить готовность производить закупку продукции у отечественных
производителей. С 2014 года компании обновляют списки товаров для последующей
проверки.
Госкомпания заранее предупреждает о своей
финансовой устойчивости, благодаря которой средний и малый бизнес позволяет рассматривать
долгосрочные перспективы на спрос своей продукции и следовать установленным
требованиям качества, предъявляемым крупными закупщиками.
ПАО «Газпром».
После публикации своей программы «Газпром»
произвел огромную по объемам скупку отечественных труб для улучшения
производства. После этого процесса ФАС наблюдает за организацией. «Газпром» дал
обещание и дальше проводить закупку деталей на отечественном рынке, поскольку
это может помочь вывести экономический рынок страны на новый уровень. Также это
способствует улучшению качества производимой продукции на территории Российской
Федерации.
ОАО «РЖД».
Стараясь не отстать от других
предприятий, РЖД опубликовал перечень товаров для импортозамещения в России с
последующими его дополнениями. У имеющейся информации обнаружили недостаток – невозможен
поиск товаров по нужной категории, что в 2015 году казалось странным. Позже
была организована выставка в Москве, на которую были привлечены отечественные
производители товаров, относящихся напрямую к импортозамещению в России.
ПАО «Ростелеком».
Компания «Ростелеком» может обеспечить
себя необходимыми ресурсами для реализации своей деятельности. Поставщики
компании «Ростелеком» выбираются согласно грамотно разработанному алгоритму. Жесткий
отбор гарантирует половину успеха программ импортозамещения в России. Требуется
проведение тщательного анализа кандидата, в том числе посещение будущего
поставщика компании-нанимателя. Оценивание кандидата завершается после выставления
баллов. При наборе определенного их количества компания получается право стать
поставщиком для «Ростелеком».
Какие проблемы импортозамещения существуют в России сегодня
Россия зависит от иностранных технологий,
цены на которые очень и очень высоки. Это основная проблема, из-за которой
достаточно сложно повысить качество и увеличить объемы выпуска продукции. Также
невозможно осуществление программы, разработанной Правительством РФ. Приведем
примеры наиболее проблемных вопросов.
Минпромторг России, оценив продукцию для
импорта, пришел к выводу, что вычислительная техника и оборудование
телекоммуникаций имеют высокий спрос, благодаря чему произошел стремительный
рост их цен. Это говорит о положительном эффекте в деле выпуска товаров
импортозамещения в России. В настоящий момент отечественные компании готовятся
к разработке аналогов в сфере радиоэлектроники. Но высокая стоимость запчастей,
приобретаемых в других странах, предполагает возможный низкий спрос. В этом остается
надеяться только на государственный сектор.
Нефтегазовая отрасль показывает,
насколько зависима наша страна от иностранных технологий. Так как отрасль нефти
и газа развивается очень медленно, из длительного создания программы реализации
становится понятно, почему компании пренебрегают отечественными разработками. Поэтому
мы делаем вывод, что быстрого изменения этих процессов не произойдет.
Одной из главных проблем является также
вложение средств и сил в не вполне современные технологии. Из-за этого
российская экономика развивается медленнее. Использование зарубежных технологий
и производств предполагает уже завершенный цикл продукта на мировом рынке. Для западных
компаний лучшим способом развития своего бизнеса является приобретение
производства, отвечающего всем мировым тенденциям, а не попытка инвестирования
в усовершенствование предприятия. Надежность в этом отношении можно отнести к
совместным предприятиям, позволяющим встраивание в мировые
производственно-технологические цепочки, для которых модернизированные производства
и продвижение на мировом рынке, выпуск конкурентоспособной продукции являются
главными задачами.
По мнению экспертов, основными препятствиями
для экспорта, решения проблем с импортозамещением в России и для роста
конкурентоспособности предприятия являются:
- Отсутствие поддержки
государства в создании проекта для экспорта за рубеж, благодаря чему стимуляция
производства товаров для экспорта и импорта не производится в нужной мере,
приводя к малоэффективности; - Трудный доступ к
существующим мерам государственной поддержки и недостаточная подготовленность
предприятия; - Неспособность продвигать
продукцию для экспорта в России (сырье, материалы комплектующие, запасные части
систем и т. д.); - Трудности кредитования
в производстве и экспорте, противоречия в характере государственной политики о
кредитовании реальных секторов в экономики России; - Отсутствие достаточного
опыта для успешности в сфере внешних экономических деятельностей у большей
части предприятий в отрасли машиностроения на фоне чрезмерных формальностей, разрешительных
и таможенных процедур, неспособности получать информацию (о рыночных
конъюнктурах, о возможных сотрудниках, об ограничении импортозамещения в России
и т. д.); - Слабость в
стимулировании предприятий, работающих в научных и инновационных сферах,
неполное осознание того, как важны патент, обеспечение защиты авторских прав
при экспорте продукции; - Пассивность в
работе над увеличением числа присутствующей отечественной продукции на рынках
развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки; - Нехватка
профессионально обученных сотрудников в различных сферах, подготовка которых требует
от 8 до 11 лет (с учетом получения высшего специального образования и практики
в высокотехнологичных научно-производственных учреждениях).
Государство способствует обеспечению
благоприятных условий, благодаря которым отечественные производители могут
реализовать себя в импортозамещении в России. Важность конкурентоспособности не
уменьшается. Наоборот, предприятия обязаны обратить внимание на качество
выпускаемой продукции, сообщив тем самым, что вхождение продукции на рынок
должно обеспечивать не только государство, но и само предприятие.
После принятия государством политики
импортозамещения в России условия, которые временно создаются, должны предполагать
обязательные работы по модернизации и апгрейду предприятия. Также проводятся
мероприятия по увеличению качества выпускаемой продукции. Результат
представленной политики должен способствовать последующему увеличению
конкурентоспособности, безопасности доступности на российском экономическом
рынке.
Импортозамещение в России подразумевает
положительный эффект, действие которого должно ощущаться производителем,
государством и потребителем.
Грамотность в разработке и реализации
политики импортозамещения в России должна привести к следующим результатам:
- Повышение конкурентоспособности
среди предприятий одной страны; - Стимулирование притока
вложений из других стран; - Создание новых
рабочих мест (также и высокотехнологичных); - Увеличение доходов
и благосостояния населения; - Решение проблем,
связанных с импортом товаров и продуктов; - Обеспечение экономической
и продовольственной безопасности государства.
Знания о самом проекте и о
возможностях и средствах на этот проект помогут вам его успешно реализовать.
Оценивание
статистики рынка товаров и услуг требует изучения большого объема
информации, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к
профессионалам. Наша информационно-аналитическая компания «VVS» является одной
из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной
статистики, собираемой федеральными ведомствами. Компания имеет 19-летний опыт
в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для
стратегических решений, выявляющей рыночный спрос. Основные клиентские
категории: экспортеры, импортеры, производители, участники товарных рынков и
бизнес услуг B2B.
Наибольший авторитет наша компания завоевала в следующих
отраслях:
- Коммерческий транспорт и
спецтехника; - Стекольная
промышленность; - Химическая и
нефтехимическая промышленность; - Медицинское
оборудование; - Производство кормов для
животных; - Электротехника и другие.
Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота
информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко
говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные
стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную
статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация
достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.
Основными
конкурентными преимуществами нашей компании являются:
- Точность предоставления данных. Предварительная выборка
внешнеторговых поставок, анализ которых производится в отчете, четко
совпадает с темой запроса заказчика. Ничего лишнего и ничего упущенного. В
результате на выходе мы получаем точные расчёты рыночных показателей и
долей рынка участников; - Подготовка отчетов «под ключ» и удобство работы с ними.
Информация быстро воспринимается, так как таблицы и графики простые и
понятные. Агрегированные данные по участникам рынка сведены в рейтинги
участников, вычислены доли рынка. В результате сокращается время изучения
информации и есть возможность сразу переходить к принятию решений, которые
«на поверхности»; - Заказчик имеет
возможность получить часть данных бесплатно в форме предварительной
экспресс-оценки рыночной ниши. Это помогает сориентироваться в
ситуации и решить, стоит ли изучать глубже; - Мы не только
рассказываем о рыночной нише заказчика, но и подсказываем, какие близкие
ниши. Даем возможность вовремя найти решение – не замыкаться на своем
товаре, а обнаружить выгодные новые ниши; - Профессиональная консультация с нашими отраслевыми менеджерами на
всех этапах сделки. Мы – создатели данной ниши анализа
экспорта-импорта на основе таможенной статистики, наш почти 20 летний опыт
– залог эффективного сотрудничества.
Уточнить
все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20 или
просто заказать звонок на сайте.
Заказать обратный звонок