В статье автор проводит анализ прогресса в области цифровой трансформации государственного управления и дает основные рекомендации по улучшению этого процесса.
Ключевые слова:
государственное управление, цифровая трансформация, информационная безопасность.
Использование цифровых технологий в сфере государственного управления и предоставления государственных услуг позволяет получить доступ ко всей необходимой информации, а также дает возможность быстро и эффективно получить необходимую государственную услугу.
Цифровая трансформация (далее именуемая ЦТ) — это совокупность изменений в обществе, которые связаны с внедрением и развитием цифровых технологий. Сейчас это явление затрагивает все сферы жизни, что вполне естественно, поскольку цифровые технологии предоставляют множество возможностей, которые раньше можно было использовать лишь довольно экономно. Например, в сфере государственного управления использование цифровых технологий позволяет создать благоприятные условия для получения гражданами доступа ко всей необходимой информации и дает возможность быстро получите необходимую услугу. Действительно, это эффективный инструмент управления, который помогает повысить эффективность и качество предоставляемой информации.
Функциональность органов публичного управления должна поддерживать необходимый уровень регулирования социально-экономических процессов для обеспечения стабильного общественного развития государства. Среди основных факторов, влияющих на процесс цифровизации публичного управления в зарубежных странах, можно выделить:
— активное внедрение новых знаний и глобальных информационных технологий во все сферы общественной жизнь;
— развитие гражданского общества и социального партнерства в цифровой среде;
— особенности созданной в стране модели рыночной экономики, которые выражаются в стимулировании свободы предпринимательства, свободного движения рабочей силы, конкурентности рынков;
— степень децентрализации власти и эффективность проведения структурной и региональной политики для улучшения социально-экономических условий жизни граждан;
— степень развития экономики страны, который определяет материальные возможности людей по использованию современных информационных технических средств;
— реализация социально значимых проектов, способствующих соблюдению принципов социального равенства и справедливости в цифровой экономике.
Преимущества использования цифровых технологий в анализируемой области очевидны: значительное сокращение времени, необходимого для обработки документов, упрощение бюрократических процедур, облегчение координации действий, а также достижение большей открытости и прозрачности деятельности государственного управления для граждан, что повышает их доверие к государственным институтам.
Соответственно, неудивительно, что цифровая трансформация государственного управления (далее именуемая ЦТГУ) является одним из ключевых направлений модернизации экономики как за рубежом, так и в нашей стране. Внедрен федеральный проект «Цифровое государственное управление» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Его основная задача заключается в цифровизации государственного управления, обеспечивая при этом граждан, имеющих прямой доступ к государственным услугам, платформам и суперсервисам посредством цифрового доступа. Цель включает в себя создание успешно функционирующей системы управления данными и развитие инфраструктуры электронного правительства.
ЦТГУ посвящен ряд работ зарубежных и российских ученых. Например, зарубежные исследования определяют этапы цифровизации, оценивают достижения цифровизации на основе платформ производительности, анализируют электронные государственные услуги и описывают последние инструменты цифровизации. Российские авторы обсуждают особенности, принципы и направления цифровизации в государственном секторе. В этой области есть определенные достижения.
В этой сфере активно внедряются цифровые технологии и платформенные решения. Однако такой серьезный вопрос, как проблемы, связанные с внедрением цифровизации, требует более детального рассмотрения. Этому посвящено несколько работ, но трудности, связанные с ЦТГУ, рассматриваются очень схематично, и имеют неполные данные.
На взгляд автора, необходимо создать целостную картину. Четкая классификация проблем ЦТГУ, дополненная рекомендациями, должна быть создана. Действительно, этот вопрос следует тщательно рассмотреть, поскольку только адекватная оценка подобных проблем поможет выработать подробные рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию этой области. Это позволяет нам наметить основные направления исследований: выявление достижений и основных проблем процесса ЦТГУ с целью содействия развитию этого перспективного направления в ближайшем будущем.
Проведенный анализ эмпирических данных показывает, что цифровые технологии активно используются в государственном управлении как в России, так и за рубежом. Лидерами в области ЦТГУ в настоящее время являются США, Великобритания, Южная Корея. Эти страны разработали цифровые платформы, которые предоставляют широкий спектр государственных услуг. В частности, обзор Всемирного банка электронных государственных услуг Великобритании показывает, что, если только треть предоставляемых государственных услуг преобразуется в цифровой форме, то ежегодная экономия составит более 1 миллиарда фунтов стерлингов.
Имеющиеся данные показывают, что цифровизация российского государственного сектора развивается быстрыми темпами. Это доказывается тем, что увеличился объем инвестиций в эту сферу. Например, рентабельность инвестиций в бюджетный сектор в 2018 году составила 83,4 млрд рублей. Рост составил 11 % по сравнению с данными 2017 года. Крупнейшим заказчиком является государство в лице Пенсионного фонда России, Федерального казначейства, министерств и органов государственной власти. Индекс развития электронного правительства в России также достаточно высок. В последние годы он значительно вырос и оценивается ООН как «очень высокий», что позволяет России занимать 32-е место в общем рейтинге развития электронного правительства.
Что касается предоставления государственных услуг, то на начало 2019 года на официальном портале государственных услуг Российской Федерации было зарегистрировано более 85 миллионов человек.
Объем оказанных услуг составляет более 2,6 миллиарда рублей. Более того, ЦТГУ привело к созданию многочисленных многофункциональных центров, Единого портала государственных услуг, системы межведомственного электронного взаимодействия.
Эффективность внедрения цифровых технологий в данном случае обеспечивается за счет достижения высоких скоростей операций по работе с информацией, повышения качества расчетов за счет создания единой информационной базы и за счет ее централизованной обработки, улучшения информационных услуг на разных уровнях, за счет сокращения времени на составление и получение документов.
Все вышеперечисленное показывает возможности, предоставляемые ЦТГУ с точки зрения повышения доступности, качества и функциональности, а также снижения затрат на функционирование государственного управления и минимизации затрат на национальные проекты. Необходимо рассмотреть, что мешает прогрессу в этой области.
На пути динамичного развития этой сферы существует ряд препятствий. Следует отметить несколько проблем: недостаточные нормативные нормы, ограниченное бюджетное финансирование, нехватка квалифицированных кадров в этой сфере, неадекватные технологические стандарты и низкий уровень информационной безопасности.
Вышеупомянутая проблема тесно связана с проблемой неадекватных технологических стандартов. Здесь мы сталкиваемся с очень противоречивой ситуацией. С одной стороны, для России характерна некоторая технологическая отсталость. Это связано с тем, что Россия начала цифровизацию позже других стран, поэтому требуется время, чтобы догнать их. В то же время многие пользователи отмечают отсутствие упрощенного и адаптированного программного продукта для обычных пользователей, в результате чего некоторые слои населения не могут эффективно пользоваться ЦТГУ. Другим аспектом является разнообразие цифровых технологий, используемых в государственном секторе, и, как следствие, трудности в интеграции и работе с различными данными при решении одной задачи требуется создание отдельного инструмента, что увеличивает стоимость выполнения конкретной задачи.
Необходимо утвердить единые технологические стандарты в этой области. В целом решение технологических проблем не лежит на поверхности, но очевидно, что нам следует продолжать работу по объединению отдельных информационных систем в единое целое, что подразумевает разработку платформ. Кроме того, следует продолжить работу по созданию стандартизированного, простого в использовании инструмента для оцифровки государственных услуг, к которому миллионы новых пользователей смогут легко получить доступ.
Проблемы с персоналом включают в себя нехватку высококвалифицированных кадров в этой сфере. Некоторые сотрудники даже имеют низкий уровень компьютерной грамотности, что мешает активному использованию цифровых технологий в своей работе. Не все сотрудники готовы приобретать новые навыки. Для решения этого круга проблем необходимо поощрять сотрудников к активному использованию цифровых технологий, повышать уровень компьютерной грамотности путем участия в семинарах и вебинарах, которые должны регулярно проводиться в организациях государственного сектора.
Проблема недостаточных нормативных норм цифровизации государственного сектора возникает из-за отсутствия координации между текущими усилиями по цифровой трансформации и действующими правовыми актами и административными регламентами. Также стоит отметить несовершенство законодательства и отсутствие единых стандартов при выборе систем цифровизации. Это подводит нас к выводу, что действующее законодательство отстает от темпов развития цифровой экономики, поэтому в качестве решения этой проблемы мы должны привести в соответствие нормативные документы, которые обязаны соответствовать скорости изменений в области ЦТГУ. Кроме того, необходимо внести дополнительные изменения в нормативную базу, чтобы это способствовало более быстрой цифровизации анализируемой области.
Таким образом, необходимо изучить пользовательский опыт во всем мире, требуется проанализировать существующие цифровые системы и разработать общие требования к модернизации, которые учитывали бы лучшие практики. Стоит разработать еще более подробные способы улучшения процесса оцифровки информации для государственного управления и государственных услуг, что повысит эффективность организаций в этой области.
Несомненно применение мировых стандартов на национальную почву будет обусловлено местными особенностями, но сами попытки в этом направлении будут способствовать цифровой трансформаций России.
Необходимо продолжить дальнейшую стандартизацию цифровых систем и утверждение единых технологических стандартов, повысить уровень информационной безопасности и внедрить новые инструменты оцифровки, сочетающие простоту использования с высокой функциональностью.
- Бахтаирова Е. А. Цифровая трансформация государственного управления и новая электронная бюрократия // Креативная экономика. — 2021. — Том 15. — № 6. — С. 2673–2692.
- Москвитина Н. В. Цифровая трансформация государственного управления // Социология. — 2021. — № 4. — С. 114–128.
- Сухарева М. Н. Цифровая трансформация как приоритетный вектор совершенствования механизма государственного управления // В сборнике: Актуальные проблемы развития государства и права. сборник научных статей научно-практического круглого стола. — 2021. — С. 160–162.
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, Россия, услуга, государственный сектор, цифровая трансформация, информационная безопасность, цифровая экономика, дальнейшее развитие, цифровая форма, электронное правительство.
Введение
Исходя из этого, с нашей точки зрения, под «цифровой экономикой» следует понимать современный тип хозяйствования, характеризующегося преобладающей ролью данных и методов управления ими как определяющего ресурса в сфере производства, распределения, обмена и потребления.
Цифровая экономика является базой развития в целом и оказывает воздействие на такие разнообразные отрасли как банковская, розничная торговля, транспорт, энергетика, образование, здравоохранение и многие другие. Цифровые технологии, такие как интернет вещей (IoT), большие данные (big data), использование мобильных устройств и девайсов преобразуют способы социального взаимодействия, экономические отношения, институты. Появляются новые способы кооперации и координации экономических агентов для совместного решения определенных задач (sharing economy).
Хотя роль влияния цифровых технологий на трансформацию социально-экономических систем достаточно очевидна, многие вопросы остаются слабоизученными. Недостаточно внимания уделяется вопросам развития цифрового потенциала с целью достижения инновационного роста отдельных фирм и отраслей, без должного внимания остаются институциональные аспекты цифровой экономики, слабо освещены проблемы и перспективы развития бизнеса в условиях формирования цифровой экономики, не отражено должным образом место цифровой экономики в общей системе современных хозяйственных отношений. Поэтому целью данной работы является рассмотрение основных аспектов развития цифровой экономики и выработка суждений об ее роли в общей системе экономических отношений.
Теоретические аспекты развития цифровой экономики
Существует значительный потенциал использования современных цифровых технологий в деятельности фирм. Важно уделять внимание таким аспектам, как использование современной вычислительной техники, программного обеспечения, наличия квалифицированных специалистов. Необходимо учитывать, что цифровые технологии обладают существенным потенциалом для ускорения инновационных процессов, поэтому показатели инвестиций в развитие цифрового потенциала фирмы являются важным фактором ее конкурентоспособности в современных условиях.
Правительства многих стран, прогнозируя такие изменения, все больше стремятся к развитию цифровой экономики, используя ее преимущества для ответа на ключевые вызовы современности, такие как снижение уровня безработицы, борьба с бедностью, деградация окружающей среды. Современные национальные цифровые стратегии касаются вопросов развития экономики, создания инновационных предприятий, повышения занятости населения, формирования эффективного общественного сектора. О важности развития цифровой экономики все чаще заявляется и в России.
В целом, можно выделить следующий перечень мер, реализуемых государствами и направленных на развитие цифровой экономики: развитие инфраструктуры, представляющей основу для формирования новых моделей ведения бизнеса и построения научных и социальных сетей; снижение барьеров в отраслях цифровой экономики; повышение уровня владения цифровыми технологиями, обучение и переквалификация специалистов; обеспечение доверия к надежности и безопасности цифровой инфраструктуры, оценка рисков; развитие цифрового сектора экономики.
Базовая компонента нынешней экономической организации заключается в работе с данными и использованием информационно-коммуникационных систем в процессе управления. Происходящие трансакции являются обменом данными и их интерпретацией, от которой зависит характер будущих взаимодействий, что в свою очередь приводит к формированию отношений одних участников к другим, выработке правил поведения, изменению мотивов поведения, трансформации системы ценностей. Институциональная теория, используя аппарат теории информации, синтезируя его с методами анализа трансакционных издержек, располагает существенными возможностями по проведению дальнейших исследований экономических отношений.
В современной экономике компании цифрового сектора выходят на первый план и становятся точками роста, обеспечивающими экономику цифровым ресурсом. Если в начале XX века основными локомотивами мировой экономики были крупные нефтяные, металлургические, машиностроительные и горнодобывающие предприятия, то в настоящее время крупнейшими компаниями являются представители сектора цифровой экономики (таблица 1).
Методологические аспекты анализа цифровой экономики
Для измерения развития цифровой экономики странами ОЭСР разработана система индикаторов, характеризующая следующие направления: развитие высокотехнологичного сектора экономики, его удельный вес в продукции обрабатывающей промышленности и услугах; инвестиции в научные разработки, разработку программного обеспечения, расходы на образование и дополнительную переподготовку; разработка и выпуск информационно-коммуникационного оборудования; создание рабочих мест в сфере науки и высоких технологий; показатели кооперации между корпорациями, венчурными фирмами, университетами и научно-исследовательскими организациями; международные потоки знаний, международное сотрудничество в области науки и инноваций; мобильность ученых, инженеров, студентов; динамика распространения интернета; доля высокотехнологичной продукции в международной торговле.
Универсальность воздействия возрастающих потоков данных на развитие общества и экономики позволили говорить о них как о ведущем ресурсе экономического роста современного общества. Эксперты характеризуют данную ситуацию изменениями в экономических отношениях и формированием цифровой экономики, указывая на необходимость поиска новых подходов к решению проблем её развития.
В общих чертах можно выделить четыре критерия анализа цифровой экономики, в той или иной степени рассматриваемые различными исследователями: критерий, связанный со сферой занятости; пространственный критерий; технологический; и, собственно, экономический. При этом возможны дополняющие друг друга критерии, хотя зачастую исследователи выносят на первый план то или иное определение, соответствующее собственным представлениям. Однако основой большинства определений является убеждение в том, что количественные изменения в сфере обработки данных привели к возникновению качественно новых социально-экономических отношений.
Статистические наблюдения показывают об увеличившейся доли людей, занятых в сфере услуг (в Западной Европе, США, Японии эта доля достигает 70% и более), большая часть которых тем или иным образом связана с деятельностью по обработке определенных данных, и потому на этой основе представляется вполне убедительным доказывать существование цифровой экономики. Основная проблема данного подхода заключается в сложности сотрудников, связанных с работой с данными. К примеру, можно считать, что основой формирования цифровой экономики стал процесс роста числа специалистов по компьютерным технологиям, сотрудников телекоммуникационных компаний, аналитиков, главной задачей которых является обработка данных. Однако в настоящее время не существует методики подсчета работников цифровой экономики. В тоже время столь же быстрый рост числа работников сферы торговли, юристов и т.д., имеющих слабую связь с цифровой экономикой, однако все они попадают в одну категорию.
Основная проблема такого подхода заключается в том, что за большим статистическим материалом, свидетельствующем о повышении роли данных в экономической деятельности, их истинное влияние на деятельность компаний изучена достаточно поверхностно, а методики оценки эффективности деятельности сотрудников, связанной с обработкой данных и их интерпретацией, не достаточно разработанными. Например, информационно-аналитический отдел производственного предприятия занимается информационной деятельностью, но вопрос о том, как вычленить для статистических целей его долю в производстве всей компании, остается открытым.
Определенные вопросы возникают тогда, когда исследователи пытаются измерить уровень развития цифровой экономики, опираясь только лишь на технологический критерий. Когда дело касается проведения эмпирических исследований, достаточно сложно отследить, как сильно развиты те или иные цифровые технологии (во-первых, потому что их достаточно много; во-вторых, каждая из них оказывает свое собственное воздействие; в-третьих, они постоянно развиваются) и насколько это позволяет считать экономику цифровой. В стремлении обнаружить разумную единицу измерения, большинство исследователей, делающих упор на технологии, не могут предоставить простых и поддающихся проверке данных. Измерение и связанная с ним сложность нахождения той точки на технологической шкале, достигнув которой экономику можно считать цифровой, является одной из проблем формулирования приемлемого определения цифровой экономики. Этот вопрос обходят многие современные исследователи процессов информатизации, ограничиваясь тем, что в самых общих чертах описывают технологические новации, полагая, что этого достаточно для описания экономики нового типа.
Возникает и другой вопрос, связанный с главенствующей ролью технологических критериев при определении цифровой экономики. Критики не соглашаются с теми, кто утверждает, что в каждую историческую эпоху сначала изобретаются технологии, и лишь потом они оказывают воздействие на социально-экономические отношения. В подобного рода утверждениях технологиям отводится самое привилегированное место, она изменяет потребности социума. Это приводит к чрезмерному упрощению процессов социальных перемен, отделению социально-экономических процессов от технологических инноваций. Однако очевидно, что технологии не отделены от области социального. Напротив, они являются составной частью социального. Решения, принимаемые по поводу тех или иных исследований и разработок, выражают социальные приоритеты. На основе этих оценочных суждений развиваются те или иные технологии. Многие исследователи в своих работах показали, насколько технологии отражают ценности социума.
Если все это принимать во внимание, то достаточно сложно технологический фактор считать определяющим при изменении социально-экономических отношений и формировании цифровой экономики.
После рассмотрения различных подходов к определению социально-экономических отношений, формирующихся на базе цифровых технологий, становится понятным, что в настоящее время не сформулировано достаточно точных, развернутых положений по этому поводу. Большинство исследователей концентрируются на количественных характеристиках и предполагают, что в некоторой точке достижения ряда количественных показателей цифровая экономика начинает доминировать.
Однако количественные показатели, свидетельствующие об увеличении потоков данных, сами по себе не могут означать разрыва с предыдущими системами. Вопросы возникают тогда, когда цифровая экономика определяется исходя из предположения, что качественное изменение может быть определено простым подсчетом циркулирующих данных, людей, занятых их обработкой, количеством аппаратных средств, телекоммуникационного оборудования и т.д. Т.е. здесь мы имеем дело с допущением, что количественное увеличение данных каким-то образом трансформируется в качественное изменение экономической системы.
Поэтому становится очевидным, что наряду с анализом технологического развития, необходимо говорить о качественном анализе увеличивающихся данных. Необходимо понимание того, что возрастающие потоки данных не являются чисто количественным фактором и предметом статистических измерений. Однако при подсчете экономической ценности определенных данных, доли деятельности по их обработке в ВВП, качественные характеристики предмета в расчет не принимаются. Когда все данные, циркулирующие в системе, рассматриваются как однородная масса и становится доступной для количественного измерения, качественная сторона вопроса остается вне поля зрения. Вместе с количественным измерением данных приходит убеждение в том, что их большее количество означает глубокую трансформацию экономических отношений. Между тем, вопрос о качестве самих данных, методах их обработки и принятии на их основе эффективных управленческих решений, возможно, является самым существенным в условиях формирования цифровой экономики. Тем более странно, что исследователи пытаются решить проблему качества с помощью количественного подхода. Теоретики цифровой экономики, исключив критерий полезности тех или иных данных в угоду количественным измерениям их роста, приходят к выводу, что благодаря возрастающему экономическому весу, количеству произведенных данных, экономика должна претерпеть глубокие перемены. Возможность измерить в количественных показателях распространение данных небесполезна, но этого определенно недостаточно. Для понимания формирования цифровой экономики, где главным ресурсом являются данные, необходимо понимание их качества. Интерпретации тех ученых, которые задаются вопросами о смысле и качестве данных, значительно отличаются от тех, кто оперирует несемантическими и количественными измерениями.
Характерной особенностью увеличившихся потоков данных является сложность в их структурировании, подготовке к использованию, управлении. В условиях рыночных отношений излишняя коммерциализация приводит к информационной асимметрии экономических агентов, истощению потоков данных общего доступа, возрастанию трансакционных издержек в сфере обработки данных и другими негативными факторами, являющимися последствием развития цифровой экономики.
Возможность накапливать и создавать огромные запасы данных, развитие все более скоростных и вместительных устройств, сетей связи, облачных хранилищ привело к тому, что единственными ограничениями стали не возможность сохранения и передачи данных, а возможность обработки, способность проанализировать огромные массивы данных.
Цифровые технологии, в частности интернет, повышают степень взаимодействия и творческого обмена между разработчиками продуктов, поставщиками и конечными потребителями, исследователями и учеными и дают возможность непрерывной коллективной работы над созданием и изменением товаров и услуг, в которую включается широкий круг пользователей, которые в процессе участия в такой работе могут находить недостатки, ошибки и выдвигать предложения для дальнейшего развития.
Масштабные технологические изменения, когда люди, используя данные и технологии связи, взаимодействуют с целью производства инноваций, сопровождаются изменением институциональной структуры общества. Для осуществления социально-инновационного развития обществ, необходимо реализация следующих условий:
во-первых, объединение значительного числа членов сообщества для производства и трансляции новых знаний. Неявное, недоступное отдельным индивидам знание, оторванным от социального взаимодействия, необходимо распространять и преумножать.
во-вторых, создание пространства «открытого доступа» для обмена и распространения знаний. Снижение барьеров взаимодействия, географических, языковых и других препятствий и развитие новых возможностей, в виде появления социальных сетей, носящих общий или специализированный характер.
Увеличившееся использование цифровых устройств привело к появлению концепции «больших данных» (big data). Потоки данных постоянно возрастают (их объемы уже достигают терабайты и петабайты), передаются в реальном времени, обрабатываются и используются для принятий решений. Возможности, создаваемые большими данными, характеризуются как беспрецедентные для развития науки и менеджмента. Работа с большими данными является основой развития цифровой экономики. Большие данные обеспечивают новое качество анализа социально-экономических данных. Развитие вычислительных мощностей, облачных технологий обработки данных позволит развитию моделирования и прогнозирования социально-экономического развития.
Заключение
Важное значение имеет развитие цифровых технологий в государственном секторе экономики. Цифровое правительство и сервисы по оказанию государственных услуг все чаще рассматриваются как средство уменьшения расходов, обеспечивающее при этом более эффективные услуги гражданам и бизнесу, а также являющееся частью усилий правительства по сохранению окружающей среды. Цифровое правительство и инновационные технологии могут обеспечить эффективное участие государственного управления в формировании устойчивого развития. Цифровое правительство позволит государственным органам оказывать более качественные услуги и быть более открытыми для населения. Оно может помочь правительствам сократить вред, наносимый окружающей среде, способствовать эффективному управлению природными ресурсами, а также стимулировать экономический рост и способствовать развитию общественного сектора экономики.
Среди предпосылок развития цифровой экономики в России можно выделить несколько аспектов.
Во-первых, система Российского образования имеет высокий потенциал для подготовки специалистов цифровой экономики. Это особенно важно, поскольку в условиях цифровой экономики человек будет сосредоточен в основном на реализации новых возможностей и системной организации взаимодействия в экосистеме людей и машин, а рутинные операции будут выполнять машины.
Во-вторых, имеются оригинальные организационно-технологические решения по созданию эффективной инфраструктуры цифровой экономики.
В-третьих, интеграция и развитие конкретных кейсов на базе современных принципов цифровой экономики создаст синергетический эффект и приведет к общему росту экономики России.