В программно- аппаратных средствах вычислительной техники всегда видели средство автоматизации учетной и отчетной функции предприятия. До определенных пределов это справедливо. Технические системы действительно позволяют автоматизировать многие процедуры : от складского и транспортного учета до подготовки документов внешней отчетности. Тем не менее, практический опыт хозяйственной деятельности в период ранней информатизации показывает, что повышение производительности труда в учетной и отчетной сфере нередко сопровождается пропорциональным увеличением номенклатуры представляемой документации, что в целом не только не ведет к общему снижению трудозатрат, но и наоборот приводит к их повышению. Наглядный пример того, как частичная, не комплексная автоматизация приводит к увеличению операционных приемов и документооборота, демонстрирует процедура обработки магнитных платежных карт. Если касса получает деньги наличными, то в ходе одной механической операции создаются две копии чека, одна из которых вручается покупателю, а вторая остается на контрольной ленте. Платежные карты считаются более прогрессивным средством исполнения расчетов, но при их использовании и количество операций, и поток документов заметно возрастают:
• в результате механического движения карты через считывающее устройство с неё считываются данные ;
• производится авторизация платежного средства с помощью обычного телефона или сетевого терминала;
• распечатываются три экземпляра чека;
Покупатель расписывается на каждом экземпляре. Весьма неоднозначен эффект от не комплексной автоматизации и в административном аппарате, выполняющем функции учета и контроля. Чиновники тоже повышают производительность своего труда за счет средств вычислительной техники и эффективно используют освобождающиеся при этом ресурсы для наращивания номенклатуры запрашиваемой документации и расширения контролируемых параметров. Несмотря на очевидную информатизацию управленческой деятельности в России, в последние десятилетие налицо не сокращение, а расширение административного аппарата и рост затрат на его содержание. Там, где комплексная автоматизация учетной и контрольной функций могла бы привести к повышению эффективности общественного производства, частичные меры лишь дают аппарату дополнительную возможность для дальнейшего усложнения непроизводительных связей.
Системы интернет-банкинга постепенно начинают обретать поддержку со стороны законодательства. Первым шагом в этом направлении можно считать включение в Гражданский кодекс статьи, допускающей использование аналогов собственноручной подписи — электронной подписи, если об этом между сторонами было достигнуто соответствующее соглашение. При условии заключения договора на обслуживание он становится базой для замены собственноручной подписи определенным набором цифр.
Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи», Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об информации, информатизации, защите информации», Федеральным законом «О связи», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами.
Электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Электронный документ — документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.
Владелец сертификата ключа подписи — физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы).
Средства электронной цифровой подписи — аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций — создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей.
Сертификат средств электронной цифровой подписи — документ на бумажном носителе, выданный в соответствии с правилами системы сертификации для подтверждения соответствия средств электронной цифровой подписи установленным требованиям.
Закрытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи.
Открытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе.
Сертификат ключа подписи — документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи.
Подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе — положительный результат проверки соответствующим сертифицированным средством электронной цифровой подписи с использованием сертификата ключа подписи принадлежности электронной цифровой подписи в электронном документе владельцу сертификата ключа подписи и отсутствия искажений в подписанном данной электронной цифровой подписью электронном документе.
Пользователь сертификата ключа подписи — физическое лицо, использующее полученные в удостоверяющем центре сведения о сертификате ключа подписи для проверки принадлежности электронной цифровой подписи владельцу сертификата ключа подписи.
Следующим шагом к законодательной поддержке электронной коммерции в целом и интернет-банкинга, в частности, стало временное положение ЦБ, в котором оговаривается возможность обмена электронными документами между финансовыми организациями и их клиентами. Это положение распространяет основы Гражданского кодекса на финансовую сферу.
К правовым аспектам электронной торговли, которые необходимо урегулировать при совершении сделок электронным способом, относятся следующие:
· безопасность и удостоверение подлинности сделок;
· защита прав интеллектуальной собственности;
· таможенная деятельность и налогообложение;
· механизмы урегулирования споров;
· ответственность и защита потребителей и т.
Некоторые из них уже решены, другие находятся на разных стадиях урегулирования.
Основная цель разработки законодательных актов в сфере электронной торговли – признание юридической и доказательственной силы электронных документов (сообщений, записей и т. ), формируемых при совершении сделок, а также действительности договоров, заключенных с использованием электронных средств.
Комиссия ЮНСИТРАЛ, как орган, отвечающий в системе ООН за содействие согласованию и унификации права международной торговли, провела серьезную работу по правовым аспектам электронной торговли, в результате которой в июне 1996 года был принят Типовой закон об электронной торговле. Главная цель Типового закона заключается в упрощении процедур электронной торговли путем закрепления свода международных норм, которые могут быть использованы государствами для принятия законодательства по устранению юридических препятствий и факторов неопределенности при использовании электронных технологий в международной торговле.
Основные положения Типового закона можно свести к следующим тезисам:
1) электронное сообщение приравнивается к письменной форме документа;
2) не отрицается доказательственная сила электронных сообщений;
3) признается возможность использования электронной подписи в сообщении;
4) электронное сообщение может быть признано оригиналом документа;
5) в случаях, когда закон требует сохранения определенных документов, допускается сохранение информации в электронной форме.
Три последних тезиса справедливы при соблюдении технических требований к надежности информационной системы.
К сожалению, Типовой закон не содержит каких-либо положений, определяющих ответственность участников передачи электронных сообщений (отправитель, получатель, телекоммуникационная компания). В связи с этим было рекомендовано при создании нормативно-правовой базы использовать Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, конкретизировав его соответствующие положения, исходя из сложившихся условий каждой страны.
В 2001 году ЮНСИТРАЛ разработан Типовой закон об электронных подписях.
Зарубежная практика регулирования электронной торговли.
Для создания мировой системы регулирования электронной торговли на Второй министерской конференции ВТО в Женеве в мае 1998 года была принята Декларация по глобальной электронной торговле, в которой Генеральному совету ВТО было поручено разработать программу по изучению всех аспектов электронной торговли.
Что касается практики регулирования электронной торговли в отдельных государствах, то здесь можно выделить несколько подходов и, соответственно, разбить страны на 5 групп:
1) электронная торговля регулируется общими положениями гражданского права и/или законодательством об информационных технологиях (Индия, страны СНГ и Балтии, за исключением Республики Беларусь и Российской Федерации и др
2) регулируется использование электронных документов (Республика Беларусь, Италия, Болгария и др
3) действуют единые законы, регулирующие электронную торговлю и электронную цифровую подпись (Сингапур, Австралия, Ирландия, Канада, Филиппины, Словения и др
4) приняты раздельные законы, регулирующие электронную торговлю и электронную цифровую подпись (Южная Корея, Российская Федерация и др
Таким образом, среди основных преимуществ электронной торговли по сравнению с традиционной можно выделить следующие:
· снижение издержек на 25-30%;
· реализация глобального присутствия или выбора предприятия;
· сокращение временного пути движения товара от поставщика к заказчику;
· упрощение процессов получения и предоставления информации, ведения переговоров между участниками сделки, а также послепродажного обслуживания;
· предоставление возможности отслеживания контракта в интерактивном режиме;
· снижение трудоемкости при работе с электронными документами.
Контрольные вопросы к теме №2
Назовите основную функцию сети Интернет в контексте электронной торговли.
Какие преимущества во ВЭД дает предприятию Интернет?
Назовите основные преимущества электронной торговли по сравнению с традиционной торговлей.
В чем состоят особенности подготовительного этапа электронной сделки?
Охарактеризуйте преимущества электронной торговли на этапах заключения и исполнения договора.
Что означает совершение сделки электронным способом?
В чем состоит отличие «мягких» товаров от «жестких»?
Назовите основные способы заключения сделки электронным способом.
В чем сущность термина «сообщение данных»?
Назовите основные составляющие третьего этапа совершения сделки и дайте их краткую характеристику.
Какие сферы охватывают правовые аспекты электронной торговли?
Назовите основные положения Типового закона ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле».
Правовое обеспечение электронной коммерческой деятельности определено спецификой электронной среды телекоммуникаций. Один из главных моментов этой специфики заключается в том, что скорость изменения технологий заключения сделки значительно опережает скорость отражения этих технологий в действующем законодательстве. Есть три подхода к решению этой проблемы, которые не исключают, а дополняют друг друга.
Первый подход — это перенос на сделки, заключаемые с использованием новых технологий, норм действующего законодательства по аналогии. При этом используются нормы, применяемые к сделкам, наиболее похожим по свойствам на «новые» сделки. Примером может служить распространение некоторых норм, регулирующих сделки «МоТо» («Mail order, Telephone order» — сделки, осуществленные посредством почтового или телефонного заказа), на электронную коммерцию.
Второй подход заключается в том, что может быть использовано регулирование сделок с помощью обычаев делового оборота, широко применяемое в подавляющем большинстве развитых стран. Именно таким способом оформлен в настоящее время основной принцип правового регулирования электронной коммерции: стороны, заключившие сделку, не вправе ставить ее под сомнение только на том основании, что она заключена в электронной форме.
Третий подход к решению проблемы регулирования сделок, использующих новые технологии, состоит в как можно более широком применении договоров, т. в детальном согласовании сторонами того, что они считают нормой для данной сделки.
Основными проблемами, возникающими при заключении договоров с использованием Интернета, являются:
· трудность определения места заключения договора, устанавливающего, под действие какой юрисдикции подпадает данный договор. Этот вопрос возникает не только, когда контрагенты — резиденты различных государств. Оферент может разместить оферту не только на сервере, который находится на территории государства, резидентом которого он является, но и на сервере, который расположен в любой точке земного шара, подключенной к Интернету. Акцептант может отправить акцепт с портативного компьютера, находясь в пути (с борта самолета, морского судна и т
· доказуемость факта заключения договора, сохранность и неизменность данных, содержащихся в договоре. Недопустимо, чтобы факт заключения договора отрицался правоприменительными органами лишь на том основании, что он представляет компьютерную запись данных. Главный механизм подтверждения достоверности договора — набор используемых сторонами процедур обеспечения подлинности;
· конфиденциальность данных, содержащихся в договоре, обеспечиваемая определенными стандартами безопасности, реализованными владельцами информационной Сети. В этом случае можно говорить о гарантии презумпции сохранения конфиденциальности данных.
Таковы общие проблемы правового регулирования электронной коммерции, характерные для всего мира (табл.
Основные процессы электронной торговли в секторе В2В
Регистрация. Покупатели и продавцы регистрируются в системе, т. указывают свои реквизиты, после чего получают уникальный идентификатор и пароль. Как правило, на этапе регистрации между участником торговой системы и ее провайдером заключается договор на соблюдение установленных в системе правил торговли и проведение платного обслуживания на оговоренных условиях. Заключается договор на этапе регистрации.
Размещение информации. Пользователи, применяя каталог системы, в соответствующих разделах выставляют информацию о потребностях в продукции либо предложения на ее поставку.
Каталог продукции — иерархически структурированный классификатор продукции в форме дерева, ветвями которого являются товарные группы, а листьями — конкретные товары со всеми характеристиками. Каталог реализован на основе многотабличной базы данных с пользовательским интерфейсом построения выборок (списков отобранных по заданным характеристикам товаров) и обычно содержит стандартные поля для описания предложения: название товара, базовая цена, характеристики товара, способ платежа и т.
Поиск информации. Выполняется либо вручную путем перемещения по дереву каталога, либо автоматически пугем задания требуемых характеристик товаров (название, предельная цена и т. ) и получением их списка. Наиболее эффективный способ получения информации — подписка на информацию с доставкой по электронной почте. При этом пользователь задает требуемые характеристики товара и при каждом существенном изменении каталога (появлении или исчезновении товара, соответствующего заданным характеристикам) ему поставляется необходимая информация.
Покупкапродукции. Возможны три принципиально разных варианта: определение приемлемого предложения по каталогу, участие в объявленных продавцами торгах или объявление собственных торгов на закупку. В последнем варианте средствами системы электронной торговли покупатель (заказчик) уведомляет неограниченный (открытые торги) или ограниченный (закрытые торги) круг потенциальных продавцов (поставщиков) о намерении приобрести партию продукции на определенных условиях (срок проведения, минимальная и желаемая цена, прочие условия), после чего (по истечении заданного времени или по достижении требуемых показателей) он принимает наилучшее с его точки зрения предложение.
Продажа продукции. Осуществляется в вариантах, аналогичных рассмотренным при покупке.
Определение сторон сделки. После проведения торгов или иных процедур согласования условий сделки стороны через систему электронных торгов получают координаты друг друга.
Заключение сделки. Осуществляется электронным способом с использованием технологии ЭЦП (электронная цифровая подпись). Таким образом гарантируется и сам факт заключения сделки между сторонами, и соблюдение условий сделки, достигнутых в ходе торгов.
Обеспечение гарантий исполнения договорных обязательств. Реализуется посредством существующих в традиционной экономике механизмов, с той лишь разницей, что документы, подтверждающие сделку, имеют электронную форму. Кроме того, существуют способы снижения риска при заключении сделок: анализ публикуемых рейтингов и отзывов, исключение недобросовестных контрагентов из числа участников торговых систем.
Коммерческий цикл движения товаров отличается от производственного цикла значительным удельным весом трудозатрат на обращение сопроводительной документации и платежных средств. Это явление вытекает из необходимости скрупулезного учета и контроля всех видов ресурсов в ходе коммерческого цикла и в течение длительного периода времени после его завершения. На каждом этапе цикла, в каждом звене системы реализации постоянно возникает некоторое количество первичной документации, которая обрабатывается, транспортируется, хранится, используется в качестве основы для создания учетной и отчетной документации, которая тоже обрабатывается, транспортируется и хранится. Положение усложняется регулярным предоставлением отчетной документации внешним потребителям — административным органам. Даже в тех случаях, когда затраты на учет ощутимо выше его экономической целесообразности, предприниматель не может отказаться от него, не входя в противоречия с действующими нормативно-правовыми актами.
В программно-аппаратных средствах вычислительной техники всегда видели средство автоматизации учетной и отчетной функций предприятия. До определенных пределов это справедливо. Технические системы действительно позволяют автоматизировать многие процедуры: от складского и транспортного учета до подготовки документов внешней отчетности. Тем не менее, практический опыт хозяйственной деятельности в период ранней информатизации показывает, что повышение производительности труда в учетной и отчетной сфере нередко сопровождается пропорциональным увеличением номенклатуры представляемой документации, что в целом не только не ведет к общему снижению трудозатрат, но и наоборот приводит к их повышению.
Наглядный пример того, как частичная, не комплексная автоматизация приводит к увеличению операционных приемов и документооборота, демонстрирует процедура обработки магнитных платежных карт. Если касса получает деньги наличными, то в ходе одной (!) механической операции создаются две копии чека, одна из которых вручается покупателю, а вторая остается на контрольной ленте. Платежные карты считаются более прогрессивным средством исполнения расчетов, но при их использовании и количество операций, и поток документов заметно возрастают:
• в результате механического движения карты через считывающее устройство с нее считываются данные;
• покупатель расписывается на каждом экземпляре.
Весьма неоднозначен эффект от не комплексной автоматизации и в административном аппарате, выполняющем функции учета и контроля. Чиновники тоже повышают производительность своего труда за счет средств вычислительной техники и эффективно используют освобождающиеся при этом ресурсы для наращивания номенклатуры запрашиваемой документации и расширения контролируемых параметров. Несмотря на очевидную информатизацию и автоматизацию управленческой деятельности в России, в последнее десятилетие налицо не сокращение, а расширение административного аппарата и рост затрат на его содержание. Там, где комплексная автоматизация учетной и контрольной функций могла бы привести к повышению эффективности общественного производства, частичные меры лишь дают аппарату дополнительную возможность для дальнейшего усложнения непроизводительных связей.
Затраты на обслуживание документооборота накладываются на каждый этап коммерческого цикла движения товаров и услуг, нарастают, как снежный ком, и могут составлять заметную долю в приращении розничной цены над себестоимостью. В первую очередь это явление сказывается на “вымывании” товаров нижнего ценового диапазона. Поскольку затраты на обслуживание документации, сопровождающей единицу продукции, имеют постоянный характер, слабо зависящий от цены продукции, то существует определенный ценовой минимум, ниже которого товар не может быть продан даже при технологической себестоимости, близкой к нулю. Одна из задач электронной коммерции как раз в том и состоит, чтобы сделать рентабельной массовую продажу товаров и услуг, имеющих предельно низкий для потребителя ценовой уровень. Решается эта задача за счет полной автоматизации документооборота, связанного с реализацией товара, включая финансовый расчет. Упрощенно говоря, электронная коммерция позволяет приблизить эффективность производства и продажи тысячи единиц товара, стоящего копейку, к эффективности изготовления и реализации одной единицы товара, стоящего десять рублей.
Объективные причины, по которым договорный, учетный, отчетный и финансовый документооборот наиболее сильно сопротивляются автоматизации, хорошо известны. Это связано с традиционным использованием бумажных бланков, рукописных подписей и механических печатей в качестве общепризнанных средств аутентификации содержания документов и идентификации лиц, ответственных за них.
В предыдущей главе мы рассмотрели вопросы, связанные с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП), и теперь знаем, что современные информационные технологии предоставляют для электронного документооборота нужное средство как идентификации, так и аутентификации. С помощью средств ЭЦП технически возможна полная автоматизация не только документооборота, но и финансового обращения, и на повестку дня выходит решение юридических и организационных проблем. Прежде всего, необходима правовая база для законодательного признания режима действия электронной подписи, а также для функционирования инфраструктуры электронной цифровой подписи.
К инфраструктуре ЭЦП относятся не только рассмотренные ранее органы сертификации и лицензирования средств ЭЦП и иерархические структуры, удостоверяющие открытые ключи пользователей. В самом общем случае с помощью механизма ЭЦП возможно удостоверение любых информационных объектов: даты и времени совершения сделки, платежных средств, использованных во взаиморасчетах, программных средств, распространяемых в электронных сетях, сообщений информационных агентств. Все эти функции берет на себя инфраструктура ЭЦП. В частности, ее составной частью должны стать новые электронные платежные системы наличных и безналичных расчетов, а также операционные и клиринговые центры, обрабатывающие транзакции с помощью кредитных и дебетовых карт.
Таким образом, правовой основой электронной коммерции являются правовые акты, координирующие и регулирующие использование средств ЭЦП и функционирование инфраструктуры ЭЦП.
Правовые тонкости электронной коммерции
Файл добавлен05. 2017
Презентация. pdf (220 Кб)
Двенадцатова_эж-Юрист_Правовые тонкости электронной коммерции
Файл добавлен05. 2017
Презентация. pdf (232 Кб)
Ключевые аспекты. Специфика рынка электронной коммерции – его трансграничный характер, так как коммерческая деятельность, по сути, ведется в Интернете, который не знает границ. В связи с этим для бизнес-сообщества, особенно для зарубежного бизнеса, сегодня становится жизненно важным обозначить своего рода красные флажки ведения электронной торговли в России.
Как правило, когда речь идет об интернет-магазинах, ключевыми аспектами, которые необходимо учесть иностранному продавцу, являются:
– размещение онлайн-рекламы;
– защита персональных данных пользователей и вопросы конфиденциальности;
– статус комментариев и отзывов пользователей.
Во-вторых, наличие признаков направленности рекламы на российскую аудиторию (как, например, русскоязычный сайт, возможность оплаты в российских рублях, возможность доставки в Россию) требует дублировать всю информацию на иностранном языке на русский, без изменения содержания, контекста и формы изложения текста. При этом размещенный материал должен быть изложен ясным и понятным языком.
В-третьих, имеет смысл обратить внимание на надлежащий характер рекламы (ст. 5 Закона о рекламе). Значительная часть споров в сфере рекламы и недобросовестной конкуренции в области электронной торговли связана с некорректными сравнениями одного рекламируемого товара с другими (как правило, аналогичными) товарами иных изготовителей или продавцов. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 08. 2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что достоверной должна быть информация не только о товаре рекламодателя, но и о продукции конкурента.
Это означает, что положения Закона о рекламе не распространяются на информацию и сведения, размещаемые на веб-сайте компании с исключительно информационными целями. Безусловно, исключением будет являться информация, размещенная для привлечения внимания к тому или иному товару, к примеру всплывающие рекламные баннеры, размещенный на сайте рекламный мини-ролик. Это объясняется тем, что в данном случае сайт выполняет не только информационную, но и рекламную функцию, то есть информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Защита персональных данных пользователей и вопросы конфиденциальности. Когда речь идет об электронной торговле, защита персональных данных пользователей и вопросы конфиденциальности находятся всегда рядом. Правила обработки персональных данных пользователей – то, о чем необходимо помнить владельцам веб-сайтов и интернет-магазинов, в том числе зарубежных. Несмотря на то что Федеральный закон от 27. 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» допускает обработку персональных данных, если это нужно для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных, или для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных, ключевым правилом обработки персональных данных здесь выступает согласие субъекта на такую обработку. При этом согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным, так как обязанность по доказыванию получения такого согласия лежит на операторе.
Участники электронной торговли, претендующие выйти на российский рынок, должны учитывать и не так давно принятые правила о локализации персональных данных. Новшества законодательства о персональных данных предусматривают, что первичная обработка персональных данных российских граждан должна происходить в России. В связи с чем зарубежные компании, осуществляющие такую обработку первично, должны использовать базы данных, расположенные на территории России. Трансграничная передача персональных данных российских граждан, первичная обработка которых прошла в России, возможна при условии, что в стране, на территорию которой такие данные передаются, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.
Контроль за соблюдением требований о локализации и трансграничной передаче персональных данных осуществляет Роскомнадзор, при этом внимание уделено участникам электронной торговли, где обработка персональных данных потребителя происходит на каждом шагу посредством регистрации на сайте или в интернет-магазине, заполнения формы заказа, введения данных при оплате товара (услуги) и т.
В связи с этим рекомендуется принять ряд предупредительных мер, которые позволят минимизировать риски нарушений российского законодательства о персональных данных, особенно если зарубежная компания юридически не ведет коммерческой деятельности в России. К числу таких мероприятий можно отнести, например, разработку положения об обработке персональных данных, назначение ответственного за обработку, разработку формы согласия на обработку персональных данных, получение согласия субъекта на обработку персональных данных каждый раз, когда это предусмотрено российским законодательством.
Дополнительными обязанностями организаторов распространения информации в сети Интернет являются регистрация в реестре посредством подачи уведомления в Роскомнадзор и сотрудничество с российскими правоохранительными органами. Невыполнение требований, предусмотренных введенными в 2014 году антитеррористическими поправками, может повлечь за собой риски блокировки доступа к такому интернет-ресурсу (ст. 4 Закона № 149-ФЗ) и административную ответственность (ст. 31 КоАП РФ), которую можно будет оспорить только в судебном порядке.
Электронная коммерция
Подборка наиболее важных документов по запросу Электронная коммерция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Интернет:
- Cookie
- pravo gov ru
- Pravo.gov.ru
- Адрес электронной почты
- Аренда доменного имени
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое регулирование электронной коммерции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Теория права:
- Административное законодательство
- Алеаторные сделки
- Буквальное толкование закона
- Верховенство права и правовое государство
- Вещи изъятые из оборота