Цифровая экономика и процессное управление предприятием
Старший преподаватель кафедры БИСУП
Разбегин Валентин Петрович
Введение в цифровую экономику
Лекция №1
1.Что такое экономика. предприятие как объект экономики
1.2.Определение понятия «предприятие», внутренняя структура и внешняя среда
Предприятие это организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью
«по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций»
Модель внешней среды предприятия
Модель иерархической структуры корпорации и распределение функций управления
1.3. Экономические показатели эффективности предприятия
Матричная модель показателей эффективности
Прямое поле эффективности (нижний левый сегмент матрицы показателей эффективности)
Если показатель находится в прямом поле эффективности, то увеличение индексов элементов означает рост эффективности
Результаты, деленные на затраты:
P / N — рентабельность продаж,
P / S — рентабельность продукции,
N / M — материалоотдача
N / А — амортизациеотдача
N / U – зарплатооотдача
Результаты, деленные на ресурсы:
N / Е – коэффициент оборачиваемости оборотных средств
N / F — фондоотдача
N / R- производительность труда
Обратное поле эффективности (верхний правый сегмент матрицы показателей эффективности)
Если показатель находится в обратном поле эффективности – снижение индексов элементов означает рост эффективности
Затраты, деленные на результаты (структура продукции):
S / N — затратоемкость
M / N – материалоемкость
А / N – амортизациеемкость
U / N – зарплатоемкость
Ресурсы, деленные на результаты
F / N – фондоемкость
R / N – трудоемкость
Ресурсы, деленные на затраты (структура затрат на производство продукции)
M / S – доля материалов в структуре затрат,
A/ S – доля амортизационных отчислений в структуре затрат,
U / S – доля заработной платы с отчислениями в структуре затрат,
Удельные ресурсы
U / R – средняя зарплата
F / R – фондовооруженность
Показатели использования производственных и финансовых ресурсов
Пример 1 задачи для самостоятельного решения
Пример 2 задачи для самостоятельного решения
Пример 3 задачи для самостоятельного решения
1.4.Эффективность и Жизнеспособность предприятия
Связь эффективности и жизнеспособности предприятия
2. Что такое цифровая экономика
Цифровая экономика – это экономика на основе интеграции физических и цифровых объектов (ресурсов)в сфере производства и потребления, в экономике и обществе.
Цифровая экономика – это экономика на основе интеграции физических и цифровых объектов (ресурсов)в сфере производства и потребления, в экономике и обществе.
Новые технологии сжимают пространство и время реакции на любые действия, которые постоянно уменьшается.
Различие между информатизацией и цифровизацией
Компетенции цифровой экономики
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
ВАШИ ВОПРОСЫ?
Какая организация более эффективна?
Два подхода к совершенству БП:
Постоянное улучшение
В чём разница:
Постоянное улучшение процессов
В 1930-е годы У.Шухарт разработал статистические методы контроля качества производственных процессов
В 1950-е годы Э.Деминг (один из авторов «японского экономического чуда») сформулировал принципы, которые в дальнейшем привели к созданию концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM)
Главная идея TQM — постоянное параллельное усовершенствование:
качества продукции
качества организации процессов
уровня квалификации персонала
В японском языке слово «кайдзен» означает «непрерывное совершенствование»
Больше интеллекта!
Мировой рынок систем контентной аналитики, интеллектуального поиска и когнитивных систем вырастет с $8 млрд в 2016 г. до $47 млрд. в 2020 г., совокупный темп годового роста рынка составит 55%
Рынок базируется на трех сегментах:
растущий сегмент контентной аналитики (content analytics)
молодой развивающийся сегмент когнитивных систем (cognitive systems)
сравнительно медленно растущий сегмент корпоративного интеллектуального поиска и обнаружения данных (discovery)
Рост этого рынка обусловлен:
взрослением и широким распространением технологий доступа к информации, включая контентную аналитику
появлением ряда компаний, развивающих когнитивные системы «Усиления интеллекта» (augmented intelligence) — совокупности средств, обеспечивающих усиление интеллекта человека на базе ИТ
Robot Process Automation (RPA)
Алгоритмические программные роботы заменяют человека в выполнении рутинных операций при взаимодействии с информационными системами
Действия человека записываются и многократно воспроизводятся компьютером
Интеграция ИС через пользовательский интерфейс часто оказывается проще и дешевле, чем заказная разработка программных интерфейсов
Добавление программным агентам технологий искусственного интеллекта позволяет значительно расширить перечень решаемых задач
ИИ в БП – основные операции
Семантические сети и онтологии
Таксономия – иерархический классификатор
Онтология – взаимосвязанные понятия предметной области, типы связей: «причина – следствие», «часть –целое», «род – вид», синонимы
Семантическая сеть – один из вариантов отображения онтологии
Обучение «с учителем»
Проверка требований законодательства
Анализ договоров и госконтрактов
Конструктор НПА и ОРД
Обработка запросов в тех. поддержку
Анализ обращений граждан
Классификация проектной документации
Нормализация и очистка данных
Сверка смет и накладных
Сверка финансовых данных в разных ИС
Презентация, доклад Цифровизация малого бизнеса через франчайзинг
Слайды и текст этой презентации
Агентство «Digital Insight»
Агентство «Digital Insight»
Разработка web-сервисов и приложений
Маркетинговое сопровождение и продвижение проектов
Автоматизация бизнеса – внедрение CRM, LMS, ERP-систем, чат-ботов, автоворонок продаж и пр.
Последовательность цифровизации
Прежде чем малому бизнесу стать цифровым – ему нужно стать системным
Роль франчайзинга
Франчайзинг – это не про старт с минус 500 000, и даже не про старт с нуля.
На старте у предпринимателя есть самое важное – опыт и технологии
Выбор франшизы
В лучшие франчайзинговые модели уже заложено:
CRM-система и обучение
Стандарты подбора кадров
Маркетинговые инструменты привлечения
Отраслевые IT-решения и др.
Выбор франшизы
Несколько критериев подбора (по размеру инвестиций, окупаемости, прибыли и пр.)
19 различных ниш
Перед добавлением франшизы проходят подтверждение
556 франшиз опубликовано
Авторский блог и академия франчайзинга