К электронной коммерции относят:
- электронный обмен информацией (Electroniс Data Interchange, EDI),
- электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFT),
- электронную торговлю (англ. ),
- электронные деньги (e-cash),
- электронный маркетинг (e-marketing),
- электронный банкинг (e-banking),
- электронные страховые услуги (e-insurance).
- Экономические науки
- Актуальные проблемы электронного бизнеса в эпоху цифровизации
Актуальные проблемы электронного бизнеса в эпоху цифровизации
Председатель: Елисеева Елена Владимировна (кандидат педагогических наук, профессор, профессор РАЕ)
Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Электронная торговля в России как сектор электронно-информационного бизнеса на сегодняшний день содержит проблем и вопросов намного больше, чем ответов и готовых схем и решений, работающих на практике. Поэтому задача выявления особенностей развития электронной торговли на российской почве во всех его сегодняшних несоответствиях классическим бизнес-моделям Запада, а также оценка перспектив российского Интернет-бизнеса, которые связанные с решением и устранением назревших проблем весьма актуальна.
На современном этапе в такой сфере, как Интернет-коммерция, в России можно выявить основные причины, являющиеся важными, на наш взгляд, препятствиями на пути ее развития (рисунок 1).
Рисунок 1- Основные проблемы электронной коммерции в России
Очевидно, что будущее сектора электронных продаж в России, как и во всем мире, во многом зависит не только от того, как быстро будет расти аудитория, но и от того, как быстро здесь удастся решить проблему с проведением платежей в режиме реального времени или хотя бы приучить пользователей регулярно совершать покупки через Сеть.
В рамках данного исследования был произведен Интернет-опрос предпринимателей для выявления и изучения проблем формирования систем электронной коммерции в малом предпринимательстве. В опросе приняло участие 25 предприятий малого бизнеса Брянского региона. Результаты проведенного опроса еще раз подтверждают цифры, встречающиеся в научных источниках и аналитических статьях.
По оценкам большинства представителей малого бизнеса (78,5 %), в настоящее время они работают в условиях усиления конкурентной борьбы. 54% респондентов испытывают на своем рынке сильную конкуренцию, 39 % — умеренную. Об отсутствии какой-либо конкурентной борьбы высказались лишь 9 % предпринимателей.
Результаты опроса показали, что основными проблемами электронной коммерции являются следующими (рисунок 2).
Рисунок 2- Анализ опроса респондентов по основным проблемам
электронной коммерции, %
К числу основных проблем, с которыми сталкиваются организации малого бизнеса, можно отнести проблемы нехватки финансовых ресурсов (на них указали 60 % респондентов), кадрового обеспечения (50 %), проблемы сбыта (44 %).
К основным проблемам предприятий малого бизнеса: нехватка финансовых ресурсов; проблемы нахождения клиентов и рынков сбыта; нехватка нужных работников и специалистов; невыгодные условия кредитования; нехватка оперативной деловой информации; проблема со снабжением; проблемы управления предприятием; нехватка информации по новым технологиям.
Таким образом, развитие электронной коммерции в РФ будет успешней развиваться, если буду учтены следующие группы факторов:
Структурно-экономические факторы. Мировой опыт показывает, что электронная коммерция склонна развиваться и дает максимальный эффект в отраслях и на рынках с определенными характеристиками (большое число участников, фрагментированность, высокий уровень конкуренции при готовности участников рынка к сотрудничеству, высокая степень стандартизации товаров).
Информационно-инфраструктурные факторы. В данный комплекс критериев включены параметры, характеризующие уровень технической готовности экономики к ведению межфирменной электронной коммерции.
Управленческие факторы. Эта группа критериев характеризует адекватность существующих моделей управления предприятиями — «эффективность менеджмента с точки зрения расположенности к освоению новых управленческих методик и приверженности долгосрочному развитию предприятий». Применительно к электронной коммерции она, в том числе, выражается в отношении к автоматизации бизнес-процессов на предприятии.
Ананьев О. Направления развития современного электронного бизнеса / Ананьев О. — Торговля, коммерция, предпринимательство — 2016. – Вып.
Апоп В. Интернет-торговля: проблемы и перспективы развития / Апоп В. — Региональная экономика — 2016. — № 1 – С.
Афанасьев М. Электронная Коммерция. — М. :Л-РИСК — 2015. — № 3 – С. 52-59.
Бабенко Л. Новые технологии электронного бизнеса и безопасности / Л. Бабенко, О Б Макаревич, О Б Спиридонов – М. : Радио и связь 2015. — 376 с.
В нашем мире в условиях всеобщей глобализации экономика получила новые возможности в сети Интернет. Благодаря новейшим информационным технологиям экономическая деятельность становится более эффективней и прибыльней.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в мировой экономике зародился новый сектор — электронная коммерция, которая является одной из составляющих «новой экономики», обретающая все большую практическую значимость.
Слово «коммерция» означает обмен товара или услуги на деньги. Электронная коммерция – это тот же обмен товара на деньги, только посредством компьютера.
Основные причины слабого развития всех форм электронной коммерции в России, следующие:
Отсутствие защиты информации;
Неразвитая инфраструктура связи и бизнеса как такового;
Плохо функционирующая банковская платежная система;
Неразработанная законодательная база и, как следствие – недостаточная открытость и прозрачность бизнеса;
Отсутствие дешевого доступа в Интернет;
Низкая покупательская способность населения;
Недостаточный уровень компьютеризации;
Эти факторы пагубнее всего сказываются на развитии сегмента бизнес-потребитель, так как россияне либо мало знают об Интернете, либо не имеют к нему доступа, либо им неудобна пока еще «несовершенная» российская Интернет-коммерция.
Говоря о перспективах развития B2B в России и его влиянии на экономику, следует помнить, что наша экономика еще не вышла на тот уровень конкурентной борьбы, который существует на Западе. В этом заключается основная причина недостаточно быстрого (по сравнению с развитыми странами) распространения электронной коммерции, которое может быть успешным только тогда, когда участники процесса имеют развитую информационно-технологическую базу у себя на производстве. Понятна все возрастающая активность на нашем рынке компаний-системных интеграторов по автоматизации производственных и информационных процессов. Их услуги пользуются в России относительно большим спросом. Тем не менее, Интернет-проекты начали все более активно развиваться и у нас. Уже сегодня практически все западные модели так или иначе работают в российском Интернете.
Проблемы, стоящие перед электронной коммерцией в России, можно разделить на две группы. К первой – технической – относится ряд факторов, препятствующих внедрению Интернета в сферу бизнеса:
• неразвитые системы телекоммуникаций;
• слабое законодательство, регулирующее электронную коммерцию;
• недостаточное развитие системы оплаты через Интернет (кредитными карточками сегодня пользуется незначительная часть россиян);
• ненадежно работающая почта сдерживает развитие Интернет-магазинов и практически сводит географию их работы к Москве и Санкт-Петербургу.
Но все эти трудности легко преодолимы при наличии значимого спроса на развитие электронной коммерции и необходимого уровня инвестиций. Поэтому наибольшую угрозу ее развитию в России представляют другого рода причины, которые можно назвать психологическими или культурными:
• сегодня Интернет освоила лишь незначительная часть нашего общества. Остальные, с точки зрения отношения к Интернету, – это люди, привыкшие работать по «советским» принципам. Они предпочитают обычную почту электронной, а осуществление сделки в несколько миллионов долларов США или покупка автомобиля через «неподконтрольную» сеть кажется им чем-то неразумным. Перестроить сознание этих людей очень сложно, а без них не будет критической массы, необходимой для развития Интернета;
• другое психологическое препятствие – отсутствие доверия. Большинство Интернет-магазинов работает по принципу: доставил – получил наличные. Немногие покупатели готовы предоставить через Интернет номера своих кредитных карточек. Бесчисленные финансовые пирамиды сильно подорвали доверие нашего общества к финансовым операциям на открытом рынке;
Решения проблем прогнозируют основные тенденции и тренды российского рынка электронной коммерции:
- Электронная коммерция в России переживает стадию активного роста и, по оценкам J’son&Partners фаза роста будет длиться на протяжении 2012—2017 гг.
- Характерные особенности российского рынка электронной коммерции на данном этапе это: развивающееся online-кредитование; развивающаяся многоканальность и взаимное проникновение онлайна и оффлайна; растущий спрос на товары в зарубежных интернет-магазинах.
- Ключевая отличительная черта электронного рынка России — активное использование электронных платежных систем. Это выгодное отличие российского рынка от зарубежных, — создание большой потребительской вариативности.
- Важная тенденция — опережающий рост электронных магазинов на рынке физических товаров.
Таким образом, доля электронной коммерции в российской экономике в ближайшее время будет возрастать, следовательно, будет возрастать ее положительное воздействие на экономику государства и уровень жизни общества, появятся новые выгодные возможности: глобальное присутствие и глобальный выбор; персонализация продаж, реакция на спрос; снижение издержек; новые возможности ведения бизнеса; дальнейшее развитие конкурентной среды.
- Авдеева Е. А. Проблемы развития электронной торговли в России // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 363-365.
- Кобелев О.А.Электронная коммерция: Учебное пособие / под ред. проф. С.В. Пирогова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. — С. 674.
История развития электронной коммерцииПравить
В 1982 году французская система Minitel была представлена France Télécom по всей стране и использовалась для онлайн-заказов.
В 2003 году Amazon. com публикует первую годовую прибыль.
В 2007 году Business. com приобретен R. Donnelley за 345 миллионов долларов.
Постепенно доступ через мобильные устройства начал приобретать всё большую роль в электронной коммерции и составляет более 25 % рынка. Многие компании вложили значительные инвестиции в мобильные приложения.
Виды электронной коммерцииПравить
Некоторые ритейлеры называют свои магазины «оптовыми торговыми точками», предлагая «оптовые цены». Хотя в строгом юридическом смысле магазин, который продает основную часть своих товаров конечным потребителям, считается розничным, а не оптовым. Различные юрисдикции устанавливают параметры соотношения потребительских и коммерческих продаж, которые определяют розничный бизнес.
Схема С2С или потребитель-потребительПравить
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Для организацийПравить
- Глобальный масштаб
- Сокращение издержек
- Улучшение цепочек поставок
- Бизнес всегда открыт (24/7/365)
- Персонализация
- Быстрый вывод товара на рынок
- Низкая стоимость распространения цифровых продуктов
Для потребителейПравить
- Повсеместность
- Анонимность
- Большой выбор товаров и услуг
- Персонализация
- Более дешевые продукты и услуги
- Оперативная доставка
- Электронная социализация
Для обществаПравить
- Широкий перечень предоставляемых услуг (например, образование, здравоохранение, коммунальное обслуживание)
- Повышение уровня жизни
- Повышение национальной безопасности
- Уменьшение «цифрового» разрыва
- Онлайн-продажа/заказ товаров/услуг уменьшает автомобильный трафик и снижает загрязнение окружающей среды
Недостатки электронной коммерцииПравить
- Возможные сомнения сторон по поводу принадлежности того или иного проекта к компании (негативная анонимность)
- Некоторая сложность в ведении и узаконивании деятельности предприятия в интернете
- Невозможность «потрогать» товар руками
- Ожидание доставки приобретенной продукции
- Возможные трудности и расходы при возврате товара
- Дополнительная стоимость за доставку товара
- Необходимость предоставления личных данных
- Большое количество мошенников в интернете
- Привлекательная платформа для мошенничества (снижение уровня сетевой безопасности)
- Вытеснение с рынка коммерческих офлайн-предприятий
Для государстваПравить
Электронная коммерция стала неотъемлемой частью современной экономики. Все больше потребителей приобретают товары посредством сети Интернет, а коммерческие организации так или иначе используют возможности данной сети при осуществлении предпринимательской деятельности. Общий мировой объём продаж в одном только потребительском сегменте электронной коммерции превысил отметку в 1 трлн долл. ещё в 2012 г. и характеризуется устойчивым ростом.
Рынок электронной коммерции в Европе достиг 312 млрд евро в 2012 г.
Электронная коммерция в РоссииПравить
Электронная коммерция позволяет клиентам преодолевать географические барьеры и позволяет им покупать товары в любое время и в любом месте. Онлайн и традиционные рынки имеют разные стратегии ведения бизнеса. Традиционные ритейлеры предлагают меньше ассортимента товаров из-за ограниченного места на полках. Онлайн-ритейлеры зачастую не проводят инвентаризацию, а отправляют заказы клиентов непосредственно производителю.
Безопасность является основной проблемой электронной коммерции в развитых и развивающихся странах. Безопасность электронной коммерции защищает сайты и клиентов от несанкционированного доступа, использования данных. Тип угроз включает в себя: вредоносные коды, нежелательные программы (рекламное ПО, шпионские программы), фишинг, взлом и кибервандализм. Традиционные магазины также используют возможности онлайн-пространства для сохранения данных о покупателях, внедряют программы лояльности и переводят клиентов в онлайн пространство для оповещения об акциях, скидках и донесения рекламной информации с целью эффективного взаимодействия за пределами офлайн-магазина, удержания клиентов и увеличения продаж.
Влияние на рынок трудаПравить
С одной стороны, электронная коммерция помогает создавать новые рабочие места благодаря информационным службам, необходимым программным разработкам и цифровым продуктам. С другой стороны, появление онлайн магазинов также приводит к сокращению рабочих мест. Области с наибольшей прогнозируемой потерей работы — это торговые площадки, почтовые и туристические агентства.
Государственное регулирование электронной коммерцииПравить
- Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. — М.: Горячая линия — Телеком, 2008. — 480 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9912-0013-4.
- Сэмюэл Грингард. Интернет вещей: Будущее уже здесь = The Internet of Things. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 188 с. — ISBN 978-5-9614-5853-4.
- Канев В.С., Шевцова Ю.В.. Основы моделирования и управления операционными рисками в электронной коммерции и телекоммуникациях. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 278 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-9912-0495-8.