Проблемы налогообложения цифровой экономики

Проблемы налогообложения цифровой экономики

Библиографическое описание

Маркова, М. С. Налоги и налогообложение: проблемы совершенствования в условиях цифровизации / М. С. Маркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89699/ (дата обращения: 17.05.2023).

Налоги используются государством для перераспределения национального дохода и служат основным источником государственных доходов, необходимых для реализации его основных функций: содержания аппарата управления, силовых и социальных служб, финансирования системы социального обеспечения. В XXI веке все сферы общественной жизни подвергаются цифровизации. Это также касается и налогообложения. Статья посвящена рассмотрению влияния цифровых технологий на систему налогообложения, а именно выявлению плюсов и минусов совершенствования системы в условиях цифровизации.

Ключевые слова:

налоги, налогообложение, цифровизация, цифровая экономика, проблемы налогообложения.

Налоги и налоговая система возникли и развивались вместе с государством. Считается, что самым первым видом налогов на стадии возникновения государственности является жертвоприношение. С тех пор, налогообложение сформировалось в устойчивую систему. Во все времена сбор налогов осуществлялся для поддержания работы государства и государственных служащих, а также для борьбы с чрезвычайными ситуациями и войнами. Если посмотреть на формирование налогообложения в России и обратиться к истории, то нужно упомянуть, что финансовая система Руси начала складываться лишь с объединением Древнерусского государства в конце IX века и с тех пор постепенно менялась под влиянием времени и изменением условий жизни русского человека. Наверное, самый популярный и запоминающийся вид налога из истории России, который все помнят еще со школьных лет, — это «комичный» налог на бороду, введённый Петром I из-за нехватки денежных ресурсов в стране вследствие многочисленных войн и крупных преобразований. С тех пор прошло много времени, во все сферы общественной жизни активно внедряются цифровые технологии, цифровизация становится глобальной, и налоговая система также подвергается изменениям.

Таким образом, внедрение цифровых технологий имеет как положительный, так и отрицательный эффект. Минусы цифровизации, по сути, лежат на поверхности. Главная проблема внедрения цифровых технологий в сферу налогообложения — распределение налоговых прав между государствами в отношении цифровых бизнес-моделей, а также утечки данных налогоплательщиков.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая система, Россия, Российская Федерация, компания, налог, общественная жизнь, финансовая грамотность.

Сейитлиев, К. О. Налогообложение в цифровой экономике / К. О. Сейитлиев, И. Х. Байыев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — URL: https://moluch.ru/archive/466/102464/ (дата обращения: 17.05.2023).

Налоги являются основным источником доходов правительства для финансирования различных государственных услуг и проектов. Поэтому налоговые органы должны научиться корректировать свои возможности, чтобы успевать за быстрыми изменениями в сфере цифровой экономики.

Ключевые слова:

цифровая экономика, налоги, налогообложение, рост, доход.

Цифровая экономика имеет ряд последствий, о которых должны знать налоговые органы. Широко распространено мнение, что он менее регулируется и облагается налогом, чем другие секторы экономики. Это только усугубляется некоторыми скандалами, такими как Панамские документы, и расследованием некоторых цифровых компаний Европейским Союзом. Можно видеть, что среда, которая позволяет компаниям, работающим в цифровой экономике, уклоняться от уплаты минимальных налогов, искажает конкуренцию и создает неравные условия для игры, в которых такие компании имеют несправедливое преимущество. Кроме того, государство рискует своими налоговыми поступлениями, особенно если “богатая налогами” деятельность, действующая в традиционной экономике, сдерживается новой цифровой деятельностью. С другой стороны, цифровая экономика может взаимодействовать с неформальной экономикой и действовать как инструмент для формализации определенных видов деятельности, создавая новые источники налоговых поступлений.

Первый важный вопрос, касающийся налогообложения цифровой экономики, связан с мобильной и нематериальной природой цифровых товаров и услуг.

За последнее столетие традиционная экономика и связанная с ней существующая налоговая политика были основаны на четких юрисдикционных барьерах. Это напрямую связано с предположением о том, что физические местоположения, в которых производятся товары и услуги, могут означать физическое присутствие, и они могут быть использованы для определения того, где должен быть уплачен налог. В цифровой экономике тот же мыслительный процесс неприменим. Почти вся коммерция по цепочке поставок осуществляется практически без значительного физического присутствия в одной или любой другой юрисдикции, хотя у компании все еще могут быть физические магазины, фабрики или склады. Сама природа цифровой экономики означает, что для получения дохода больше не требуется постоянное место жительства в пределах национальной границы, особенно для новых бизнес-моделей, основанных на подписке, доступе или рекламе, а также новых технологиях.

Вторая проблема связана с трудностями, с которыми сталкиваются налоговые органы при сборе налога на добавленную стоимость (НДС) при трансграничной торговле услугами и нематериальными активами.

Эта проблема связана с проблемами, связанными с анонимностью и сложностью идентификации компаний в цифровой экономике, отсутствием бумажного следа, определением суммы налога и возросшей способностью скрывать доходы и активы в оффшорах, используя налоговые убежища.

Другая проблема связана с внутренним правоприменением в одноранговой экономике.

Возникают вопросы о характере налоговых последствий, например, считаются ли работники онлайн-такси, автомобильных перевозок или мобильного приложения для доставки еды, в котором водители пользуются собственными автомобилями, наемными работниками или самозанятыми независимыми подрядчиками. Неясно, как налоговые чиновники должны относиться к этим работникам. Другие актуальные проблемы включают зависимость цифровой экономики от данных, сетевые эффекты, распространение многосторонних бизнес-моделей, тенденцию к монополии или олигополии и волатильность.

Существуют также проблемы с логистикой, поскольку цифровая экономика увеличила трансграничные перемещения людей, товаров и услуг, а также число экономических агентов, работающих в системе.

Такое увеличение численности создает большую нагрузку для налоговых администраторов и вызывает вопросы об их способности эффективно применять налоговое законодательство.

Варианты налоговой политики, рассмотренные Целевой группой по цифровой экономике

.

Несколько вариантов налоговой политики были разработаны и проанализированы Целевой группой по цифровой экономике (ЦГЦЭ), которая отслеживает изменения в цифровой экономике и оценивает влияние мер РБСП (Размывание базы и смещение прибыли —

план, опубликованный ОЭСР

). К ним относятся (рис.1):

Проблемы налогообложения цифровой экономики

Рисунок 1. Варианты налоговой политики

ЦГЦЭ создает платформу, на которой страны по всему миру могут обмениваться опытом в решении налоговых проблем. Поскольку в нем используется подход, основанный на консенсусе, достижение политических соглашений является сложной задачей. Это подчеркивается предложением о новой взаимосвязи, ориентированной на то, как определить “значительное присутствие в экономике” компании, работающей в цифровой экономике. Хотя все согласны с тем, что идентификация организации с цифровым присутствием необходима для того, чтобы надлежащим образом облагать ее налогом, пока нет единого мнения о том, как идентифицировать цифровое присутствие, что все еще является предметом многочисленных дискуссий.

Ведется дискуссия об использовании факторов, основанных на предложении, для определения “значительного присутствия в экономике”, которое может быть идентифицировано как представляющее собой преднамеренное намерение проникнуть в конкретную юрисдикцию и обеспечить устойчивое присутствие. Примерами могут служить локальное доменное имя веб-сайта, факторы, указывающие на локализацию платформы, такие как язык платформы, и доступность местных способов оплаты. В качестве альтернативы можно было бы использовать факторы, основанные на спросе или пользователях. Одним из примеров этого является понятие ежемесячных активных пользователей или значительной пользовательской базы, которое показывает способность организации получать значительную прибыль, например, от людей, которые платят за товары или услуги с платформы, а также от людей, которые вовлекаются в работу и используют платформу.

Читать также:  Особенности развития электронной коммерции в россии

Эти факторы направлены на то, чтобы отразить цифровое присутствие организации в данной стране. Однако все эти факторы в совокупности по-прежнему считаются недостаточно надежными, чтобы провести различие между намеренным или непреднамеренным устойчивым взаимодействием с рынком юрисдикции, и, следовательно, их недостаточно для обеспечения налогооблагаемости. Таким образом, пока нет единого мнения о том, как определить “значительное присутствие в экономике” компании, работающей в цифровой экономике.

Вывод

.

Цифровая экономика выводит нас на новую территорию, является ли справедливое налогообложение фикцией или реальностью? Хотя преодоление многочисленных проблем будет трудной задачей для политиков, справедливое налогообложение цифровой экономики — это реальность. Хорошей новостью является то, что инновационная работа уже ведется, и существует множество возможностей для сотрудничества по всему миру, включая инклюзивную структуру РБСП. Привлечь серьезное политическое внимание и поддержку к международным налоговым вопросам сложно из-за их сугубо технического характера; однако РБСП изменила это. Поскольку в цифровой экономике доминируют лишь несколько крупных игроков, упрощение соблюдения требований для этих крупных игроков, например, с помощью рекомендаций РБСП, потенциально может захватить 60–70 % рынка. Поскольку многие малые и средние предприятия (МСП) используют эти крупные платформы для работы, соблюдение требований крупными игроками окажет негативное влияние на соблюдение требований МСП.

Взаимодействие с бизнес-сектором чрезвычайно важно, поэтому важно предоставить этим крупным игрокам достаточное время для адаптации своих систем для обеспечения соблюдения налогового законодательства. Хотя 100 %-ное соблюдение маловероятно, упрощая соблюдение, разработчики политики могут, по крайней мере, гарантировать, что крупные игроки, доминирующие в цифровой экономике, будут в состоянии соблюдать требования. Каждая страна должна проявить инициативу по взаимодействию с деловым сектором и поощрению соблюдения требований крупными игроками, действующими в их юрисдикции. Речь идет о повышении осведомленности, а также о понимании того, что когда вы пытаетесь изменить основы налоговой системы, которая существовала и развивалась веками, любые изменения потребуют значительного времени.

В статье рассматриваются актуальные вопросы модернизации налогового контроля в условиях цифровой экономики. Выделены проблемы внедрения цифровых технологий в сферу налогового контроля и описаны цифровые риски его осуществления.

Ключевые слова:

налоговый контроль, цифровая экономика, цифровизация, технология больших данных, цифровые риски налогового контроля.

В современном мире — мире цифровых технологий, цифровизация проникла практически во все направления деятельности человека. Этот процесс актуален для всех сфер жизни общества, в том числе и сферы экономических отношений.

Целью исследования, результаты которого представлены в настоящей статье, стало определение ключевых направлений модернизации налогового контроля через применение современных цифровых технологий, а также разработка практических предложений по их реализации.

На данный момент ещё не сформировано какого-либо единого понятия и сущности «цифровой экономики» или «цифровизации экономики», и в различных источниках можно найти различные трактования рассматриваемых терминов.

В докладе НИУ ВШЭ, посвященном исследованию сущности цифровой экономики, выделены следующие ее особенности:

— активная торговля на интернет-площадках (с исп

о

льзованием интернет-ресурсов);

— использование вычислительной техники и программного обеспечения как базовой инфраструктуры предпринимательских структур;

Можно сделать вывод, что независимо от реализуемых авторами подходов, ключевым моментом в интерпретации сущности цифровой экономики является не только сам факт появления цифровых технологий, но и их активное внедрение в различные сферы экономической деятельности.

Внедряются цифровые технологии и в сферу налоговых отношений в обществе.

В условиях цифровизации экономики налоговые органы уже сейчас активно применяют новые информационные технологии. Среди них: АИС «Налог-3», АСК НДС-3, межведомственный обмен сведениям. Реализуются технологии, обеспечивающие передачу, получение и обработку форм налоговой отчетности с использованием телекоммуникационных сетей и интернет-сервисов.

Процесс адаптации и внедрения цифровых технологий представляется исключительны важным для сферы налогового контроля.

Уже сейчас на основе цифровизации успешно начала применяться база автоматизированного контроля за налогом на добавленную стоимость — ПК «НДС-2». Она позволяет проводить полную автоматизацию камеральных проверок налоговых деклараций по НДС. С помощью данного программного комплекса налоговые органы способны быстро выявить необоснованную налоговую выгоду, которые налогоплательщики пытаются получить, нарушая законодательство РФ и скрывая результаты своей реальной деятельности. Данная процедура направлена государственными органами на борьбу с «фирмами-однодневками» и показывает высокую свою эффективность.

Применение ФНС программного комплекса АСК «НДС-3» обеспечивает мониторинг всего пути прохождения товаров (работ, услуг), а также доходов и расходов налогоплательщиков по банковским счетам, выявляет не внесенные в бюджет суммы НДС и взаимозависимых лиц.

Как мы видим, есть значительные достижения в области использования цифровых технологий в сфере налогового контроля. Но нельзя не отметить и наличие ряда проблем в рассматриваемой сфере.

В качестве первой проблемы хотелось бы отметить сложность не только налогового контроля, но и самого налогообложения товаров, работ и услуг, связанных с цифровой сферой. Уже обыденные на бытовом уровне сделки с применением цифровых технологий (интернет-торговля, электронный бизнес, электронная коммерция) с трудом идентифицируются как объекты налогообложения, что приводит к выпадению их из налогооблагаемой базы. В законодательстве России не закреплен перечень критериев отнесения цифровых продуктов к товарам или услугам, не раскрыты особенности их налогообложения, в связи с чем затруднен налоговый контроль за этими объектами. А значит, назрела потребность во внесении поправок в Налоговый кодекс РФ, который должен дополниться определенным списком новых понятий и определений, разъясняющих новые «цифровые» термины. Также необходима глубокая переработка системы налогообложения цифровых продуктов.

Второй немаловажной проблемой является появление новых экономических рисков, которые раньше не встречались и пути борьбы с которыми пока ещё обрели завершенный вид. Данные риски связаны с цифровизацией экономики, и весьма характерны для сферы налогообложения и налогового контроля. Полагаем для их описания можно воспользоваться термином — цифровые риски.

Росту цифровых рисков в сфере налогового контроля способствует появление новых моделей по ведению бизнеса, которые затрудняют идентификацию налоговыми органами денежных потоков хозяйствующих субъектов, а соответственно, делают невозможным как их налогообложение, так и контроль налогообложения.

Также большой проблемой реализации функций налогового контроля на текущий момент является тот факт, что современные информационные технологии открывают возможности покупателям получать возможность просмотреть и приобрести практически любой товар или услугу из любой точки мира, что соответственно также значительно затрудняет осуществление контрольных процедур.

Важнейшими из цифровых рисков в условиях цифровизации налогового контроля являются риски, связанные с внедрением технологий больших данных (Big Data). С одной стороны, применение данных технологий предоставит налоговым органам возможность доступа к полной информации о налогоплательщике (плательщике соборов или страховых взносов), находящихся его распоряжении активах доходах и расходах. Но, с другой стороны, многократно увеличиваются риски раскрытия налоговой тайны через взлом серверных хранилищ налоговых органов, несанкционированный доступ к ним.

Читать также:  Показатели перехода к цифровой экономике

Поэтому на контролирующие органы ложится большая ответственность по обеспечению безопасности любой информации по налогообложению физических и юридических лиц. А это уже требует и модернизации самих налоговых органов.

Таким образом, цифровизация налогового контроля является неотъемлемой частью цифровых процессов происходящих в экономике страны. Вместе с тем для нее характерны особые проблемы и риски, которые необходимо учитывать, предвидеть и искать пути решения.

2. Вайпан, В. А. Основы правового регулирования цифровой экономики / В. А. Вайпан. — Текст: непосредственный // Право и экономика. — 2017. — № 11. — С. 5–18.

3. Майбуров, И. А. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология: монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 279 с. — Текст: непосредственный

4. Международное налогообложение: размывание налоговой базы с использованием офшоров: монография / под ред. М. Р. Пинской. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 192 с. — Текст: непосредственный

5. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; науч. ред. Л. М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 82 с. — Текст: непосредственный.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, цифровая экономика, орган, риск, сфера, данные, добавленная стоимость, программный комплекс, Российская Федерация, традиционная экономика.

Тренды и линия защиты

Своего рода «хитом» налоговых проверок стало применение ст. 54.1 НК, которая установила критерии необоснованной налоговой выгоды. Ее ввели в закон в 2017 году. Александр Лемчик, управляющий партнер

Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)

Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры)

Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)

Банкротство (реструктуризация и консалтинг)

ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование

Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)

Фармацевтика и здравоохранение

Антимонопольное право (включая споры)

Банкротство (споры mid market)

Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)

Ритейл, FMCG, общественное питание

Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)

Интеллектуальная собственность (Консалтинг)

Трудовое и миграционное право (включая споры)

место
По количеству юристов

место

место
По выручке на юриста

Профайл компании

, отмечает, что еще не все разобрались, как выстраивать доказательную линию, когда применяют эту норму. Эксперт отмечает: важно, чтобы в защитной позиции и в самих актах налоговой проверки правильно квалифицировали состав налогового правонарушения. Налоговые органы сначала могут применить один состав из этой статьи, а затем «переобуться» в другой. Такая непоследовательность выводов налоговых органов сбивает налогоплательщика. Он не может понять, в чем его обвиняют. Лемчик обращает внимание, что на практике, когда обжалуют акты региональных налоговых органов, ФНС достаточно скрупулезно следит за тем, чтобы последовательность выводов была правильная.

Проблемы налогообложения цифровой экономики

Стратегию защиты налогоплательщика следует сосредоточить на том, в чем его обвиняют. Мы защищаемся от конкретного состава.

О новых подходах в применении нормы о критериях необоснованной налоговой выгоды рассказала Раиса Алексахина, партнер, руководитель практики по урегулированию споров с государственными органами

Трудовое и миграционное право (включая споры)

Фармацевтика и здравоохранение

Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)

Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)

ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)

Банкротство (реструктуризация и консалтинг)

ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование

Интеллектуальная собственность (Консалтинг)

Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)

Недвижимость, земля, строительство

К ним эксперт относит:

  • Документальное подтверждение обоснованности полученной налоговой выгоды.
  • Проявление коммерческой осмотрительности в хозяйственной деятельности в целом, а не только в работе с контрагентами.
  • Подтверждение налогоплательщиком отсутствия схем по оптимизации налоговых обязательств.

Цифровизация и упрощение налогового регулирования

Эксперты обсудили цифровизацию, которая касается и налогового регулирования. Екатерина Болдинова, партнер, руководитель налоговой практики

Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)

Трудовое и миграционное право (включая споры)

Фармацевтика и здравоохранение

Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)

, говорила о налоге на «Гугл». С 1 января 2017 года услуги, которые оказывают иностранные организации в электронной форме через интернет, облагают НДС по ст. 174.2 НК. Эксперт отмечает, что в статье законодатель приводит существенный перечень таких услуг. Болдинова полагает: когда станут появляться новые виды, их нужно будет добавлять в закон, но пока этого нет. Исходя из нормы, эксперт называет два признака, которым должны соответствовать такие услуги, чтобы их обложили налогом: они автоматизированы и их оказывают с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. «То есть человеческое участие тут как бы не предполагается», — поясняет эксперт.

Болдина обращает внимание, что уже сейчас электронных услуг намного больше, чем указали в законе. Из-за этого Минфин, ФНС и Минцифры постоянно вынуждены отвечать на вопросы пользователей о том, подлежит ли та или иная услуга налогообложению или нет.

Процесс Госдума изменила формулировку цифровых финансовых активов

В контексте новых технологий участники обсудили налоги по сделкам с цифровыми финансовыми активами (ЦФА). Дмитрий Кириллов, советник

Фармацевтика и здравоохранение

Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)

Интеллектуальная собственность (Регистрация)

ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)

Трудовое и миграционное право (включая споры)

Банкротство (споры mid market)

Интеллектуальная собственность (Консалтинг)

Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)

Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)

место

место
По количеству юристов

место
По выручке на юриста

, обратил внимание на поправки в налогообложении цифровых прав, которые внесли в июле этого года Федеральным законом № 324-ФЗ. Изменения претерпели три главы НК: о налоге на прибыль, НДФЛ и НДС. Эксперт отметил, что сделки с ЦФА освободили от НДС (подп. 12.2 ст. 149 НК). Кириллов отметил, что налоговые последствия операций с ЦФА похожи на такие же с ценными бумагами.

Изменения налогового законодательства летом этого года имеют масштабный характер. Еще один июльский Федеральный закон № 263-ФЗ упрощает порядок уплаты обязательных платежей и совершенствует администрирование с 1 января 2023 года: организации и ИП вместо нескольких операций будут вносить один налоговый платеж на единый налоговый счет в Казначействе. Галина Акчурина, партнер департамента налогового и юридического консультирования

Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)

Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)

Банкротство (реструктуризация и консалтинг)

ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование

Недвижимость, земля, строительство

ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)

Трудовое и миграционное право (включая споры)

Фармацевтика и здравоохранение

Антимонопольное право (включая споры)

Интеллектуальная собственность (Консалтинг)

Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)

, говорила о связанных с этим вызовах.

Проблемы налогообложения цифровой экономики

Нужно позаботиться о сохранении переплат для минимизации будущих рисков.

Еще эксперт обратила внимание, что важно обеспечить правильность формирования входящего сальдо на 1 января 2023 года. Для этого следует:

  • провести совместную сверку с налоговым органом;
  • списать безнадежную задолженность по ст. 59 НК;
  • вернуть те переплаты, которые планировались, или сформировать переплату для минимизации будущих рисков;
  • учитывать переплаты по налогу на прибыль в бюджеты субъектов РФ по правилам ст. 4 НК.
Читать также:  Какие методы доставки используются в электронной коммерции

Налоговая поддержка бизнеса в условиях санкций

В контексте санкционных ограничений Владимир Кузнецов, председатель общероссийского профсоюза медиаторов, заместитель руководителя Федерального центра медиации, вице-президент Ассоциации юристов и юридических компаний по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству, рассказал, как государство помогает бизнесу. В частности, продлили срок уплаты налога по УСН. Это помогает направлять деньги на развитие бизнеса, а сам налог платить позже. Кроме того, перенесли сроки уплаты страховых взносов для юрлиц и ИП. По мнению эксперта, эта мера очень поддерживает малое предпринимательство.

Проблемы налогообложения цифровой экономики

Максимальное содействие развитию малого предпринимательства поможет оживить экономику. Именно малый бизнес, стартапы могут придумать то, что еще год назад казалось невозможным.

Налоговые риски и тренды практики

Из-за санкций возникли трудности с налогообложением иностранных холдингов. Связанные с этим проблемы и пути их решения рассмотрела Любовь Старженецкая, кандидат юридических наук, руководитель практики ТЦО и международного налогообложения

Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)

Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)

ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование

Профайл компании

Основные риски связаны с получением денег от зарубежных компаний в России. Иностранные банки отказываются проводить платежи с российскими банками, даже если те не под санкциями. Из-за этого нельзя уменьшить прибыль контролируемой иностранной компании на величину выплаченных дивидендов. Решить эту проблему можно, например, если перевести активы на физлицо. Это распространенная история, когда за холдингом стоит конечный бенефициар — физическое лицо, российский резидент.

Проблемы налогообложения цифровой экономики

Одно из решений — произвести зачет дивидендов против встречного требования контролируемой иностранной компании.

О налоговых рисках дробления бизнеса рассказал Андрей Соломяный, партнер, адвокат

Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)

Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)

Профайл компании

Он отметил, что не всегда изменение структуры бизнеса — это необоснованная налоговая выгода. ФНС сформировала 17 признаков, которые могут говорить о ее получении из-за дробления бизнеса. Тем не менее в последнее время акцент делают на трех основных критериях. Это отсутствие деловой цели, коммерческой деятельности и самостоятельности. На отсутствие дробления тоже указывают некоторые признаки. К ним эксперт отнес самостоятельную деятельность компании, отсутствие необоснованной экономии на налогах и независимость организации в структуре группы.

Среди налоговых трендов в актах Верховного суда Денис Кожевников, советник налоговой практики

Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)

Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)

Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры)

место
По выручке на юриста

место
По количеству юристов

место

Профайл компании

, выделил развитие взглядов на налоговую реконструкцию, в том числе по дроблению бизнеса. Эксперт обратил внимание на подход, согласно которому нужно учитывать уплаченные в рамках упрощенного режима налоги. При этом попытки вернуть излишне уплаченный по УСН налог стали для плательщика неудачными.

Процесс ВС разрешит конфликт между инвестиционным договором и суммой вложения

Нина Гулис, партнер

Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)

Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)

Банкротство (реструктуризация и консалтинг)

ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование

Недвижимость, земля, строительство

ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)

Трудовое и миграционное право (включая споры)

Фармацевтика и здравоохранение

Антимонопольное право (включая споры)

Интеллектуальная собственность (Консалтинг)

Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)

, рассказала об инвестиционных режимах, в которых можно получить налоговые льготы. Среди них она обратила внимание на специальные инвестиционные контракты (СПИК) и соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). СПИК дает инвестору возможность снизить ставку по налогу на прибыль до 0% в зависимости от региона, где реализуют проект. Одна из основных причин, по которой заключают СЗПК, — возможность возместить затраты, которые связаны с реализацией инвестиционного проекта.

Участники обсудили и налоговую оговорку. Ольга Смагина, партнер

Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)

Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)

, отметила, что налоговые органы активно агитируют включать в договоры такое условие. Налоговые оговорки формулируют в виде гарантий или заверений об обстоятельствах. Здесь Смагина рекомендует быть внимательнее в части полноты обстоятельств, которые необходимы, чтобы, возможно, реализовать право на возмещение убытков или компенсацию потерь.

Налоговый комплаенс и смягчение ответственности

Проблемы налогообложения цифровой экономики

Мы должны создать в компании такое окружение, которое будет способствовать соблюдению требований законодательства и поддержке самой системы внутреннего контроля.

То есть необходимо разработать стандарты поведения, этические требования и стандарты найма. Периодически нужно проводить образовательные курсы, которые будут содействовать поддержке этой среды.

Еще под налоговым комплаенсом понимают систему проверки контрагентов. Ее важно проводить на трех стадиях:

  • коммерческое предложение;
  • заключение договора;
  • его исполнение.

Для тех, кто несмотря ни на что нарушает налоговое законодательство, может наступить уголовная ответственность. Но сейчас есть тренд на смягчение наказаний за налоговые преступления. Игорь Ткачев, руководитель налоговой практики

Семейное и наследственное право

Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market)

Корпоративное право/Слияния и поглощения

Налоговое консультирование и споры

место

место
По количеству юристов

, выделил основные направления либерализации:

  • сокращение числа поводов для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 УК (ФЗ от 09.03.2022 № 51-ФЗ);
  • изменение крупного и особо крупного размера деяния (законопроект 01/05/08-22/00130229);
  • сокращение срока максимального наказания за отдельные налоговые преступления (законопроект 01/05/06-22/00128100).

Последний законопроект меняет категории четырех налоговых преступлений. Раньше их относили к тяжким или к категории средней тяжести, а теперь — к средней или небольшой тяжести. Изменение категории влечет изменение сроков давности привлечения к  ответственности. Еще можно будет применить обратную силу уголовного закона по ранее вынесенным приговорам. Далее вступает в силу п. 3 Постановления Пленума ВС от 07.06.2022 № 14. Согласно правилу, если применить обратную силу, то осужденного можно освободить от наказания со снятием судимости.

Проблемы налогообложения цифровой экономики

В итоге мы получим существенное сокращение количества судимых за налоговые преступления.

Никита Филиппов, заведующий

Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)

Банкротство (споры mid market)

Разрешение споров в судах общей юрисдикции

Банкротство (реструктуризация и консалтинг)

Семейное и наследственное право

Недвижимость, земля, строительство

место
По количеству юристов

место

место
По выручке на юриста

Профайл компании

, отметил, что поводом для возбуждения уголовных дел по статьям 198–199.2 УК служат только материалы, которые направляют налоговые органы в соответствии с законом. При этом эксперт обращает внимание на Определение Конституционного суда от 24.11.2016 № 2517-О. Там суд разъяснил, что налоговики не предрешают выводы следственных органов о возбуждении дела.

На практике законодательство нарушают не только плательщики, но и сами налоговые органы. Александра Родионова, партнер, руководитель налоговой практики

Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)

Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)

Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)

, отметила, что налоговики могут отказаться представлять документы и информацию по мероприятиям налогового контроля. Но их можно получить посредством жалоб. Эксперт обращает внимание, что это необходимо. Среди таких данных может быть информация, которую можно использовать для защиты налогоплательщика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *