Программа «Цифровая экономика» – это современный План ГОЭЛРО-2

Цифровой путь очерчен

Правительство на днях одобрило Стратегию цифровизации Армении, которую планируется осуществить в два этапа — до 2025 года. В ходе ее разработки были изучены возможности осуществления реформ цифровизации сразу по нескольким направлениям — от инфраструктуры, цифрового управления и цифровой трансформации частного сектора до развития цифровых навыков, формирования институциональной системы и кибербезопасности.

Основной целью нового документа является обеспечение современных технологий, цифровизации предоставляемых услуг и постоянного технологического развития не только в Ереване, но и в областях страны. К примеру, по уровню доступности интернета планируется существенно улучшить качество инфраструктур. Благодаря этому, как отметил в ходе заседания правительства министр высокотехнологической промышленности Акоб Аршакян, показатель доступности, особенно в сельских регионах, предусмотрено увеличить с нынешних 40% до 80% в 2025 году.

В планах также улучшение позиций нашей страны в глобальном рейтинге ООН по развитию электронного правительства. На сегодня Армения по своему индексу занимает 67-е место, а в рамках реализации Стратегии планируется до 2025 года войти в список лучших 25 стран по развитию электронного правительства.  

Наряду с этим, по словам г-на Аршакяна, будет создан Национальный центр превосходства по кибербезопасности, которому надлежит обеспечить защиту персональных данных в сфере госуправления. При этом данные государственного и частного секторов можно будет аккумулировать и хранить в специальных центрах по хранению, обработке и передаче данных на основе применения облачных технологий. Подобный центр, как отметил министр, будет также иметь региональное значение. “Будут оцифрованы около 300 видов услуг, предоставляемых госорганами, а также органами местного самоуправления. В частности, порядка 150 видов лицензий и разрешений можно будет получать в онлайн режиме. К примеру, процесс предоставления разрешений в сфере строительства планируется до 2025 года полностью оцифровать”, — пояснил министр.

Реализация Стратегии, продолжил он, позволит свести на нет необходимость посещения гражданами госорганов и местных органов самоуправления для получения той или иной услуги. Как ожидается, юридические лица будут обмениваться информацией исключительно в электронном виде, а физические лица — преимущественно в электронном виде. В любом случае, госведомства больше не будут требовать от граждан предоставить какой-либо документ или справку, если таковые уже есть в системе иных ведомств, поскольку будет задействована единая система обмена данными.

Цифровая повестка дня Армении 2030

У премьер-министра Карена Карапетяна 29 ноября состоялось совещание, в ходе которого были обсуждены вопросы, касающиеся Цифровой повестки дня Армении.

Был представлен разработанный Центром стратегических инициатив проект долгосрочной стратегии “Цифровая повестка дня Армении 2030”, отмечено, что в ходе его разработки изучены возможности осуществления реформ цифровизации по 6 направлениям: инфраструктура, цифровое управление, цифровая трансформация частного сектора, развитие цифровых навыков, формирование институциональной системы и кибербезопасность. Для каждого направления разработаны видение осуществления реформ, измеримые результаты и предложены новые инициативы в цифровой сфере в части реализации первоочередных программ. Основной целью является обеспечение современных технологий, цифровизации предоставляемых услуг и постоянного технологического развития не только в Ереване, но и в областях.

В ходе обмена мнениями был затронут ряд касающихся реализации Цифровой повестки дня вопросов, в том числе относительно формирования соответствующей бизнес-модели в рамках цифровой трансформации. В этом контексте был рассмотрен вопрос привлечения инвестиций и сотрудничества с компаниями сферы информационно-коммуникационных технологий Армении. Были обсуждены вопросы, касающиеся обеспечения равных налоговых условий с целью вовлечения частных компаний в дело реализации стратегии, разработки и внедрения дополнительных инструментов, стимулирующих непрерывность инвестиций в цифровой сфере, обеспечения в этом поле доступности и досягаемости.

Глава правительства поручил вовлечь в дальнейшие обсуждения также представителей частного сектора и представить оценку объемов необходимых инвестиций. Придавая важное значение развитию в Армении технологий цифровизации, улучшению электронного участия общества и показателей электронного управления, Карен Карапетян поручил совместно со всеми заинтересованными сторонами доработать Цифровую повестку дня и в январе следующего года представить четкую программу действий с “дорожной картой” и конкретными мероприятиями.

Зампред ЕАБР Тигран Саркисян – о сути понятия «цифровая трансформация», решении проблем эффективного управления на пространстве Евразийского экономического союза и о передовой роли государства в этих процессах.

Программа «Цифровая экономика» – это современный План ГОЭЛРО-2

В странах Евразийского экономического союза есть на сегодня достаточно хороший уровень подготовки ИТ-специалистов, которые активно работают в этой сфере, однако подавляющая часть этих специалистов заинтересованы либо непосредственно в работе крупных транснациональных компаний, либо выполняют заказы этих самых компаний, продавая результаты своего интеллектуального труда в Европу или США — констатирует заместитель председателя правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Тигран Саркисян. В беседе с корреспондентом «РА» он пояснил, что тем самым добавочная стоимость, которая создается в сфере ИТ, уходит из стран ЕАЭС в развитые страны, отметив, что эта проблема присуща и Армении, и Беларуси, и, в какой-то степени, России.    

«На самом деле основная проблема сегодня не в наших цифровых компаниях, которые действуют на территории ЕАЭС, а в сфере регулирования, в частности, в том, что касается управления цифровой трансформацией в наших странах. Это означает, что здесь необходимо государственное вмешательство с точки зрения того, что мы должны иметь свои планы по цифровой трансформации.

Ведь если у вас есть большие, амбициозные и далеко идущие планы по цифровизации, то это очень важный сигнал в том числе для разработчиков, программистов относительно того, что они могут самореализовываться в этом пространстве, участвуя в глобальных проектах и получая удовольствие от своей работы. К сожалению, мы пока еще не видим этого на евразийском пространстве. А это значит, что нам предстоит сообща разработать такие подходы, что я называю необходимостью разработки плана ГОЭЛРО- 2», — детально изложил суть дела зампред правления ЕАБР.

Сравнение программы «Цифровая экономика» с проектом электрификации России после Октябрьской революции 1917 года очень важно именно с точки зрения самого подхода к планированию и к управлению заданными целями. По сути, план ГОЭЛРО, принятый в декабре 1920 года, начал реализовываться как раз в то время, когда уже стало понятно, что именно тотальная электрификация может обеспечить серьезный экономический прогресс. Благодаря разработке этого комплексного плана и его реализации был, по словам г-на Саркисяна, осуществлен прорыв, и на десятилетия вперед сформирована своего рода эталонная модель планового подхода к управлению инфраструктурными масштабными проектами СССР.

«Это было действительно очень востребовано и крайне актуально. Именно благодаря такому плану и была заложена основа индустриализации советского государства. Сейчас мы находимся на таком же переломном моменте. Поэтому, если мы не осуществим новый план ГОЭЛРО- 2, то можем попросту потеряться в этой глобальной конкуренции и потерять все возможности конкурировать с другим странами. В этом смысле для реализации нового плана роль государства выходит на первый план», — высказал свою точку зрения г-н Саркисян. 

Еще один важный аспект, на который акцентировал внимание наш собеседник, — сама трансформация государства. По его словам, современные государства больше не могут существовать в старой парадигме, поскольку она не только устарела, но и является своего рода тормозом для развития. Новая же парадигма нового государства, продолжил он, заложена именно в сфере применения результатов научно-технического прогресса, которые должны касаться не только людей и бизнеса, но, прежде всего, системы эффективного госуправления.

В этом смысле все текущие процессы по внедрению разного рода госуслуг на цифровую платформу, как раз и являются одной из форм цифровой трансформации государства. Но здесь возникает вопрос: в чем конкретно заключается трансформация, и чем она отличается от оцифровки?

Оцифровка, поясняет г-н Саркисян, означает, что есть определенные бизнес-процессы, будь то у государства или частного предприятия, и в этом сегменте осуществляется оцифровка имеющихся бизнес-процессов. Цифровая же трансформация заключается в выстраивании платформы, которая фактически «убивает» очень много ненужных бизнес-процессов, но одновременно предоставляет те услуги, которые необходимы гражданам и бизнесу.

«Иначе говоря, суть цифровой трансформации заключается в формировании качественно новой системы предоставления государственных услуг. А это означает, что очень многие ненужные функции государства будут отмирать и вместо этого будут появляться абсолютно новые, которых раньше просто не было. Поэтому необходимо понимание того, что же из себя будет представлять современное государство XXI века. И те страны, которые быстрее поймут разницу между цифровой трансформацией и просто оцифровкой, по своим темпам развития они, безусловно, будут опережать других и сумеют вырваться вперед», — заключил зампред правления ЕАБР.

Три года на разработку новой, но уже существующей стратегии

О ТОМ, КАК ДАЛЕКО ПРОДВИНУЛАСЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ сфера страны за годы его нахождения на посту министра, мы все уже узнали после недавней международной военно-промышленной выставки IDEX-2021 в Абу-Даби, где вместо реальных экспонатов в армянском павильоне были выставлены только буклеты. Что касается местной ИТ-сферы, то она как до него, так и сейчас обеспечивала и продолжает обеспечивать двукратный рост ежегодно. И никакими особыми реформами министерство за все эти годы не отличилось, дабы как-то посодействовать ИТ-компаниям. Разве что в рамках 17-й антикризисной госпрограммы по противодействию экономическим последствиям коронавируса решило предоставить гранты компаниям сферы. Но, как выяснилось потом, эти средства до сих пор так и не дошли до адресатов.

Абсолютно никакого подхода не было выработано ведомством и в сфере отечественной инженерии. Помнится, в период Арцахской войны я встречалась с проект-менеджером Фонда «Инкубатор предприятий» Амалией Егоян, с которой обсуждали актуальный на тот момент и не менее актуальный сейчас вопрос разработки собственных инженерных решений для производства тех же беспилотных летальных аппаратов.

Вопрос в том, говорила она, что для эффективности действий необходима реализация долгосрочной госпрограммы, нацеленной на разработку инженерных решений.

«Мы надеемся, что отныне на государственном уровне будут реализованы инвестиции в этом направлении. И не только надеемся, но полагаю, что после этой войны каждый из нас выступит с требованием, чтобы правительство как финансово, так и в плане своего отношения проявило серьезный подход к сфере инженерии и мы не были бы вынуждены, как раньше, долго убеждать чиновников, почему надо много средств вкладывать сюда», — возмущалась наша собеседница.

Читать также:  Реферат на тему Информатизация электронной коммерции от Vanguard Technologies

Рассчитывать на то, что когда-либо нынешнее правительство сделает хоть один шаг для развития страны, абсолютно бессмысленно. Учитывая, как вполне методично вот уже третий год подряд делается все с точностью до наоборот. И Министерство высокотехнологической промышленности — не исключение.

Ломать — не строить

Весь мир сегодня движется к новому технологическому укладу. Цифровизация экономики стала чуть ли не самым ярким трендом, выступая в качестве одной из форм научно-технического прогресса.

В АРМЕНИИ В СВОЕ ВРЕМЯ ТОЖЕ ПРЕКРАСНО ПОНИМАЛИ, что цифровизация уже затрагивает основы мирового хозяйственного уклада, в котором происходит вымирание целых отраслей, появление новых и резкое сокращение транзакционных издержек в областях, прошедших оцифровку. У нас было четкое понимание того, что игнорировать тенденции цифровой экономики просто нельзя. Иначе страна может оказаться на малозначимых местах (если не сказать — задворках) современной цивилизации.

В итоге в 2017 году правительством Карена Карапетяна была разработана Повестка цифровой трансформации Армении до 2030 года. Это был рамочный долгосрочный документ, определяющий основные направления и цели цифровой трансформации страны. В нем были определены шесть ключевых направлений цифрового развития Армении: цифровое правительство, цифровые навыки, инфраструктура, кибербезопасность, частный сектор и институциональные основы. По итогам реализации этого документа к 2030 году в Армении планировалось достичь 100% цифровизации во взаимоотношении государство — бизнес и 80% — по линии услуг гражданам.

В том же 2017 году правительством был учрежден Фонд «Цифровая Армения», основная цель которого сводилась к эффективной координации продвижения национальной цифровой повестки и генерации новых инициатив. Однако просуществовал он недолго. В октябре 2018 года правительство уже во главе с Николом Пашиняном приняло решение ликвидировать Фонд «Цифровая Армения», поставив тем самым жирный крест на дальнейших развитиях в этом направлении.

Об этой теме вспомнили спустя два года, когда в июле 2020 года на заседании совета по цифровизации вдруг выяснилось, что обсуждается проект стратегии цифровизации Армении на 2020-2025 гг. Зачем вообще нужно было снова писать какую-либо стратегию, если подобный документ ранее уже был разработан и одобрен, никто, конечно, не объяснил. Вместо этого прозвучали высокопарные слова Пашиняна о том, что «цифровизация — революционный процесс и работу необходимо проводить и по содержательному, и по техническому направлению». Ну хоть как-то стало понятным, зачем ему понадобилось на корню уничтожить фонд, созданный бывшим правительством.

Так вот итогом этой работы «по содержательному и техническому направлению» стал новый документ под названием «Стратегия цифровизации Армении», который был одобрен правительством в феврале текущего года.

МИНИСТР ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АКОП АРШАКЯН речитативом доложил, что основной целью нового документа является обеспечение современных технологий, цифровизации предоставляемых услуг и постоянного технологического развития не только в Ереване, но и в областях страны. А дальше он что-то говорил о планах улучшить позиции нашей страны в глобальном рейтинге ООН по развитию электронного правительства, о создании национального центра превосходства по кибербезопасности, оцифровке разного вида услуг, предоставляемых госорганами, и пр.

Одним словом, на протяжении трех лет в Министерстве высокотехнологической промышленности занимались лишь тем, чтобы прочитать и, немного скорректировав, представить ранее разработанную Повестку цифровой трансформации Армении до 2030 года в виде новой Стратегии цифровизации Армении до 2025 года.

А ведь еще несколько лет назад Армения занимала лидирующие позиции по показателю развития электронного правительства и цифровых технологий. Все эти успешно реализованные инициативы могли бы стать хорошей основой для дальнейшей цифровой трансформации нашей экономики. Такой подход позволил бы резко нарастить имеющийся в отечественном ИТ-секторе рост, заодно направив его вектор на создание дополнительной стоимости внутри страны.

Да, темпы роста в сфере высоких и информационных технологий по отношению к ВВП динамично растут у нас из года в год. Проблема в том (и это ни для кого не секрет), что мы практически не потребляем то, что производим. Получается, что сама Армения, если не учитывать рост экспортной составляющей, особенно не пользуется своими же разработками.

— Фактически так и есть, — соглашается специалист по информационной безопасности Самвел Мартиросян. — У нас есть много разработок, которые практически не используются внутри страны. Так что по уровню внедрения технологий Армения далеко не передовая страна, — констатировал наш собеседник.

Однако вся эта добавленная стоимость, которая создается в отечественной сфере высоких и информационных технологий, могла бы (если и не полностью, то хотя бы большей частью) оставаться внутри страны, если бы в Армении был государственный подход к построению цифровой экономики. Ведь именно государство должно выступить здесь в роли субъекта преобразований, посылая бизнес-сообществу, в том числе разработчикам и программистам, важные сигналы о том, как они могут реализовать свои компетенции, участвуя в масштабных проектах по цифровизации тех или иных направлений экономики.

Премьер-министр Никол Пашинян вместе с главами правительств государств-членов Евразийского экономического союза, а также премьер-министром страны-наблюдателя при ЕАЭС Узбекистана принял участие в пленарном заседании форума “Digital Almaty Awards”.

Сначала состоялась церемония совместного фотографирования премьер-министров стран ЕАЭС, затем главы правительств совершили небольшую экскурсию по выставочным стендам, посвященным высокотехнологичному сектору. Армения также представлена на выставке отдельным павильоном.

На открытии форума премьер-министр Пашинян выступил с речью, в которой отметил:

“Уважаемые коллеги,
Уважаемые участники форума!

В первую очередь хочу поблагодарить казахстанскую сторону за организацию форума, который стал эффективной платформой для обсуждения вопросов цифровизации и перспектив цифрового развития.

Для Республики Армения развитие цифровой экономики было и остается одним из важнейших приоритетов. Оборот в IT-сфере Республики Армения за 2022 год увеличился более чем на 50%, а доля сектора информационных технологий и связи в ВВП Армении последовательно растет. Мы, со своей стороны, оказываем секториальную государственную поддержку IT-бизнесу. В прошедшем году более 1000 стартапов получили существенные налоговые льготы.

Вместе с тем, для нас остается важным вопрос формирования единого цифрового пространства на территории евразийской интеграции. В этом контексте, отмечу актуальность и высокую востребованность инструментов системы межгосударственного обмена информацией, создания и развития цифровых проектов с интеграционным эффектом.

Одним из фундаментов цифровой повестки Союза должно стать широкое применение режима «регулятивных песочниц». Благодаря применению специальных правовых режимов «регулятивных песочниц» сократятся сроки реализации проектов цифровой трансформации, и возрастет качество представленных проектов, что в свою очередь ускорит запуск цифровых проектов общеевразийского масштаба.

При этом, важно отметить, что при формировании единого цифрового пространства необходимо не забывать о выстраивании комплексной системы защиты информационных данных.

В этом контексте ускорение работы по заключению международного соглашения об обороте данных видится особенно актуальным.

После нашей встречи в рамках форума в Алмате в 2021-ом году, нашим правительством была принята пятилетняя Стратегия цифровизации Армении, которая определила основные направления формирования цифровой экономики и инновационного развития страны.

Отмечу, что до принятия стратегического документа у нас уже был широкий опыт развития цифровых услуг и сервисов, однако Стратегия обеспечит создание консолидированной цифровой экосистемы в стране.

Основные цели, которых мы добиваемся – это:

1. oбеспечение оперативного и эффективного государственного управления, основанного на максимальном использовании данных информационных систем и большой даты;

2. повышение эффективности и модернизация частного сектора экономики на основе развития платформ и цифровых услуг;

3. поддержка развития цифровых навыков и умений для широких слоев населения.

При этом, все 3 направления взаимосвязаны и являются взаимодополняющими.

События последних лет показали, что современные вызовы мгновенно способны изменить привычное течение нашей жизни в нежелательную сторону, если не предпринять совместных и своевременных мер. Очевидно, что практически не существует страны, способной в одиночку противостоять глобальным вызовам. Это отчетливо показала, к примеру, пандемия коронавируса.

Мы все столкнулись с одними и теми же вызовами, и нам пришлось совместными усилиями преодолевать последствия локдауна и самой пандемии.

Мы стали шире и глубже использовать цифровые механизмы для преодоления как последствий пандемии, так и возможных кризисов подобного характера в будущем.

В этом контексте отмечу, что международное и региональное сотрудничество является одним из критически важных инструментов достижения целей устойчивого цифрового развития Армении.

Правительство Армении взаимодействует на межгосударственном уровне, активно сотрудничает с частным сектором и международными организациями для нахождения новых цифровых решений. Одним из таких решений для Евразийского экономического Союза стало разработанное Фондом цифровых инициатив Евразийского банка развития мобильное приложение «Путешествую без Covid-19», которое обеспечило восстановление свободного передвижения граждан между нашими странами.

5 миллионов тестов, загруженных в приложение – это 5 миллионов поездок: на самом деле, огромная цифра. Приложение состоялось благодаря активной поддержке правительств Российской Федерации и Республики Армения, которые запустили пилот, ставший полноценным проектом с подключением девяти стран.

На мой взгляд, несмотря на ослабление самой пандемии и восстановление свободного передвижения, приложение «Путешествую без Covid-19» создает хорошую основу для развития трансграничной цифровой медицины, обмена информацией и цифровизации «медицинских карточек», в соответствии с национальными требованиями и с полной защитой персональных данных.

Я предлагаю уже сейчас приступить к обсуждению вопросов перспективы использования приложения в качестве инструмента «эпидемиологического щита» и механизма доверия в рамках передачи медицинской значимой информации.

Уважаемые участники форума,

Сегодня я бы хотел обратить наше внимание на другой актуальный цифровой инструмент, который дает возможность гражданам, бизнесу и государственным органам стран ЕАЭС взаимодействовать при организации трудовой деятельности в наших странах. Речь идет о цифровой платформе «Работа в ЕАЭС», разработанной Фондом цифровых инициатив в рамках реализации идеи Михаила Владимировича Мишустина.

Российский сегмент мобильного приложения «Работа в ЕАЭС» начал функционировать с 2022 года, и я хочу сообщить, что сегодня первая полноценная версия национального сегмента Республики Армения также доступна в приложении.

Пользователи приложения уже могут найти вакансии, отзываться на них, пользоваться сервисами «помощник», «ответы на часто задаваемые вопросы», ознакомится с нормативной информацией, находить подразделения уполномоченных органов, контактную информацию и так далее.

Также в армянском национальном сегменте приложения «Работа в ЕАЭС» уже доступны основные действующие государственные цифровые услуги, такие как единый портал e-request, который обеспечивает не только возможность физическим и юридическим лицам направлять обращения более чем в двести государственных органов и подведомственных организаций Армении, но и проводить мониторинг за ходом рассмотрения обращения и получения ответа. Внутри Армении около шестидесяти тысяч пользователей уже воспользовались данной услугой, а общее количество обращений превысило триста тысяч.

Читать также:  ДИРЕКТИВА ЕС ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ И ДИРЕКТИВА ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОДПИСЯХ 1999 ГОДА

Следующий цифровой сервис, интегрированный в приложение «Работа в ЕАЭС» — workpermit.am, с помощью которого предоставляются разрешения на работу и вид на жительство в Армении. Весь процесс происходит на основании одного заявления, поданного на онлайн-платформе.

Цифровой инструмент обеспечивает скоординированное взаимодействие пяти государственных органов, вовлеченных в данный процесс. Также с использованием цифровой услуги можно бесплатно получить карту, удостоверяющую легальность проживания в Республике Армения на основании трудового договора для граждан стран ЕАЭС и членов их семей.

Платформа периодически будет насыщаться иными государственными и коммерческими сервисами.

При этом хочу отметить, что наш национальный сегмент учитывает особенности нашего рынка и не является копией российского сегмента. Тем самым, мы развиваем платформу «Работа в ЕАЭС» с новой добавленной стоимостью.

Армения и Россия были первыми участниками платформ «Путешествую без Covid-19» и «Работа в ЕАЭС». Наше подключение показывает эффективность взаимодействия и кумулятивный эффект от интеграции преимуществ национальных сервисов. И мы поддерживаем предложение правительства России присоединиться к проекту для создания национальных сегментов и поддержки привлечения высококвалифицированных кадров во благо роста наших национальных экономик и экономик ЕАЭС в целом.

Благодарю за внимание”.

Премьер-министр Пашинян и главы правительств других государств также приняли участие в церемонии вручения премий “Digital Almaty Awards”.



Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

10:01 25.02.2022
(обновлено: 17:04 25.02.2022)

https://ria.ru/20220225/pashinyan-1774964155.html

Пашинян заявил о ключевой роли цифровой экономики в развитии ЕАЭС

Пашинян заявил о ключевой роли цифровой экономики в развитии ЕАЭС — РИА Новости, 25.02.2022

Пашинян заявил о ключевой роли цифровой экономики в развитии ЕАЭС

Премьер-министр Армении Никол Пашинян в пятницу на заседании Евразийского межправсовета в Нур-Султане заявил о ключевой роли цифровой экономики в развитии ЕАЭС. РИА Новости, 25.02.2022

2022-02-25T10:01

2022-02-25T10:01

2022-02-25T17:04

экономика

армения

евразийский экономический союз

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0a/0c/1754260453_0:122:3047:1836_1920x0_80_0_0_15921915abfa94f2342858f4984721dc.jpg

ЕРЕВАН, 25 фев – РИА Новости. Премьер-министр Армении Никол Пашинян в пятницу на заседании Евразийского межправсовета в Нур-Султане заявил о ключевой роли цифровой экономики в развитии ЕАЭС.»Сегодня уровень развития цифровых технологий играет определяющую роль в конкурентоспособности стран и экономических союзов. Республика Армения рассматривает переход к цифровой экономике в качестве ключевой движущей силы экономического роста. Традиционно активно участвует и поддерживает процессы формирования и реализации цифровой повестки Союза», — сказал Пашинян.В этом контексте он подчеркнул важность реализации проекта евразийской сети промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий.»Промышленное сотрудничество стран Союза должно быть нацелено на углубление промышленной кооперации в приоритетных отраслях и устранение барьеров во взаимной торговле, развитие импортозамещения, внедрение инноваций, создание новых высокотехнологических производств», — отметил глава армянского правительства.По его словам, Армения обладает компетенциями в сфере микроэлектроники, позволяющими производить сложную электронную продукцию, что может стать еще одним важным шагом в развитии кооперации предприятиями микроэлектроники в рамках Союза.»Помимо этого, считаем важным также расширение промышленного сотрудничества в области гражданского авиастроения. Развитие этого направления позволит сконцентрировать усилия промышленников на собственном производстве наиболее востребованных видов товаров. В связи с этим необходимо расширить инструменты государственной поддержки промышленности в странах союза и возможного направления их поступательного движения», — сказал Пашинян.

https://ria.ru/20220225/eaes-1774958079.html

https://ria.ru/20220225/eaes-1774956064.html

армения

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0a/0c/1754260453_146:0:2877:2048_1920x0_80_0_0_df9c3cc2d71083bd7f9b15b1e010f16d.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

экономика, армения, евразийский экономический союз

Экономика, Армения, Евразийский экономический союз

Пашинян заявил о ключевой роли цифровой экономики в развитии ЕАЭС

Премьер Армении Пашинян заявил о ключевой роли цифровой экономики в развитии ЕАЭС

ЕРЕВАН, 25 фев – РИА Новости. Премьер-министр Армении Никол Пашинян в пятницу на заседании Евразийского межправсовета в Нур-Султане заявил о ключевой роли цифровой экономики в развитии ЕАЭС.

«Сегодня уровень развития цифровых технологий играет определяющую роль в конкурентоспособности стран и экономических союзов. Республика Армения рассматривает переход к цифровой экономике в качестве ключевой движущей силы экономического роста. Традиционно активно участвует и поддерживает процессы формирования и реализации цифровой повестки Союза», — сказал Пашинян.

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин - РИА Новости, 1920, 25.02.2022

Страны ЕАЭС остаются вместе, заявил Мишустин

В этом контексте он подчеркнул важность реализации проекта евразийской сети промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий.

«Промышленное сотрудничество стран Союза должно быть нацелено на углубление промышленной кооперации в приоритетных отраслях и устранение барьеров во взаимной торговле, развитие импортозамещения, внедрение инноваций, создание новых высокотехнологических производств», — отметил глава армянского правительства.

По его словам, Армения обладает компетенциями в сфере микроэлектроники, позволяющими производить сложную электронную продукцию, что может стать еще одним важным шагом в развитии кооперации предприятиями микроэлектроники в рамках Союза.

«Помимо этого, считаем важным также расширение промышленного сотрудничества в области гражданского авиастроения. Развитие этого направления позволит сконцентрировать усилия промышленников на собственном производстве наиболее востребованных видов товаров. В связи с этим необходимо расширить инструменты государственной поддержки промышленности в странах союза и возможного направления их поступательного движения», — сказал Пашинян.

Премьер-министр Республики Казахстан Алихан Смаилов - РИА Новости, 1920, 25.02.2022

Премьер Казахстана назвал геополитическую напряженность вызовом для ЕАЭС

Армения славится гостеприимством, благоприятным климатом и культурой. Но мало кто знает, что в последние годы страна активно развивается как информационный и технологический кластер и стремится к тому, чтобы быть одним из главных IT-хабов в мире. Сейчас в Армении возникает все больше стартапов, связанных с платформой искусственного интеллекта, которая позволяет решать как очень простые бытовые проблемы, так и сложные глобальные задачи.

В 2016 году в Армении появился Фонд науки и технологий Армении (FAST, Foundation for Armenian Science and Technology), основанный Рубеном Варданяном, Нубаром Афеяном и Артуром Алавердяном. Главная идея этой некоммерческой организации — создание экосистемы для развития стартапов. «FAST должен стать платформой для осуществления технологического прорыва в Армении в области информационных технологий, искусственного интеллекта, высокотехнологичных материалов, робототехники, биотехнологий, передового инжиниринга и производственных решений», — прокомментировал Рубен Варданян.

Главный приоритет в работе фонда — это поддержка стартапов, которые работают с технологией искусственного интеллекта. Андре Андонян, один из соучредителей фонда и почетный председатель McKinsey & Company в Сингапуре (он проработал в McKinsey & Company более 30 лет), уверен, что именно искусственный интеллект позволит качественно изменить уровень жизни. Каждый год FAST проводит в Ереване Глобальный инновационный форум (GIF, Global Inovation Forum), в 2022 году он был посвящен технологиям, меняющим жизнь, на что определенно способны эти стартапы.

Новый подход к ретейлу

Один из стартапов, которые поддерживает FAST, называется HopShop. Команда этого сервиса использует искусственный интеллект для распознавания товаров по фото и видео. Платформа позволяет найти нужный продукт, заказать его и быстро оформить доставку. Например, вам понравились кроссовки, но вы не знаете, что это за бренд. Вы можете загрузить фото товара и не только узнать марку, но и сразу заказать эту пару. Причем совершенно неважно, это фотография кроссовок в реальной жизни или скриншот из социальной сети: искусственный интеллект найдет товар по любой картинке.

Фото: HopShop

Команда HopShop окончила программу Berkeley’s SkyDeck Accelerator и уже получила первые инвестиции в объеме $145 тыс. и стратегическую поддержку от нескольких бизнес-ангелов. В 2022 году они победили в международном кубке предпринимателей на национальном уровне и вскоре постараются выйти в лидеры глобального рейтинга.

Сейчас HopShop сотрудничает с 400 ретейлерами из США, Евросоюза и Великобритании, среди их партнеров такие компании, как Adidas, Asos, Marks & Spencer.

Приложение HopShop скачали уже более 5 тыс. раз. Последующие инвестиции позволят команде усовершенствовать функцию распознавания товаров и привлечь новых пользователей. Сейчас точность распознавания фотографий товаров составляет около 75%. И главная задача HopShop — оперативно улучшить этот показатель.

Новый взгляд на музыку

Стартап doodooc — еще одна команда, получившая инвестиции благодаря поддержке FAST. Компания названа в честь народного музыкального духового инструмента, распространенного в Армении и Грузии. Doodooc — платформа для генеративной визуализации музыки, которая позволяет артистам создавать адаптивную анимацию, реагирующую на звук. Искусственный интеллект позволяет глубоко проанализировать трек, чтобы создать визуализацию, которая будет отражать идею артиста.

Первым музыкантом, который использовал технологию doodooc и рассказал об этом, стал Серж Танкян. С помощью платформы он создал визуализацию для трека The Race с нового альбома Perplex Cities. В этом году команда стартапа стала официальным партнером по визуализации музыки на чемпионате мира по футболу в Катаре. Созданную doodooc анимацию показывали на экранах во всех официальных фан-зонах по всему миру.

Команда doodooc разработала программное обеспечение на базе искусственного интеллекта, которое анализирует музыку на уровне 11 слоев и синхронизирует результаты с 300 шаблонами анимации, чтобы затем автоматически создать визуальную концепцию без постороннего участия. Процесс занимает всего лишь несколько минут, и doodooc гарантирует, что сгенерированная анимация позволит улучшить финансовую эффективность любого музыкального продукта. Визуализация будет детально отражать басы, тона и настроения композиции, что позволит слушателям лучше понять артиста.

Изображение адаптируется под любой экран, благодаря чему смотреть визуализацию можно как на смартфоне или телевизоре, так и на большом экране во время концерта.

Новые технологии разработки лекарств

Еще один стартап с армянскими корнями — Denovo Sciences — занимается разработкой лекарств на базе платформы искусственного интеллекта, используя технологию сквозного шифрования. Команда также окончила программу Berkeley’s SkyDeck Accelerator и сейчас находится на этапе привлечения больших инвестиций. В 2021 году Denovo Sciences вошел в список 25 финалистов Кубка мира предпринимателей (Entrepreneurship World Cup), в котором участвовали 400 стартапов.

Фото: Denovo Sciences

По данным Denovo Sciences, в медицине крайне редко используют машинное обучение, потому что в большинстве случаев результат зависит от объема и точности исходных данных. Достаточное количество сведений, которые можно использовать для настраивания машин, собрано по менее чем 5% заболеваний. Denovo Sciences изобрели новую технологию на базе искусственного интеллекта, для которой не нужны обучающие наборы данных. Их платформа способна проектировать и оптимизировать химические структуры самостоятельно, то есть ученые могут создавать лекарства, даже если информации о заболевании недостаточно.

Читать также:  "Безупречная первая миля" и электронная коммерция в Почте России

Сложные заболевания, например неврологические расстройства, имеют многофакторную природу. Поэтому наиболее эффективное лечение подразумевает использование многоцелевых препаратов, которые могут воздействовать сразу на несколько мишеней в организме. Denovo Sciences позиционирует себя как единственный стартап, способный создавать многоцелевые препараты, которые борются с заболеванием сразу на нескольких уровнях.

Команда стартапа сотрудничает с лабораториями и научными учреждениями по всему миру, чтобы изучать заболевания и создавать лекарственные формулы. Например, сейчас они ведут исследования вместе с Университетом Эмори в Атланте (штат Джорджия) и Университетом Сан-Диего в Калифорнии, чтобы разработать противовирусный препарат, способный бороться с мутирующими типами гриппа. Вскоре Denovo Sciences обещают опубликовать результаты этой работы в одном из рецензируемых медицинских журналов.

Как релокация россиян изменила жизнь и экономику Армении

Ожидаемый прирост ВВП на порядок, трехкратный рост прибыли банковского сектора и увеличение человеческого капитала в ИТ-сфере на четверть — все это дал Армении начавшийся в феврале приток россиян. Подробнее — в материале РБК

Вид на Ереван

Вид на Ереван

Массовый приезд россиян в Армению, стартовавший вместе с началом специальной военной операции на Украине, сейчас заметен невооруженным глазом. На улицах Еревана постоянно звучит русская речь, на афишах — все больше русскоязычных артистов. «В результате второй волны (после начала частичной мобилизации. — РБК) мне не удается нормально практиковать армянский язык. Я говорю с местными на армянском, и, видимо, из-за того, что у меня акцент, они все быстро перестраиваются на русский. Немного обидно, но это такой теперь новый феномен текущей жизни Армении», — слегка обиженно рассказывает репатриант Юрий. Он приехал в Ереван в начале марта и работает удаленно в российской компании.

Как сообщили РБК в Миграционной службе Армении, с начала года и по состоянию на конец октября в республику въехали более 786 тыс. россиян, вернулись в Россию 744 тыс. Таким образом, в стране остались более 40 тыс. релоцировавшихся в этом году граждан России, что в 2,5 раза больше, чем за весь прошлый год, когда в Армении остались чуть более 16 тыс. россиян.

В службе также сообщили, что 4230 граждан России и 1332 члена их семей в этом году уже подали заявления на вид на жительство (ВНЖ) в Армении. Получить его достаточно просто: основанием может быть как работа, так и учеба, ведение бизнеса (инвестиции в армянскую экономику), а также воссоединение семьи или армянское происхождение. С ВНЖ можно оставаться в стране непрерывно более полугода. Без него россияне могут беспрепятственно находиться в республике до 180 дней.

«Это может иметь длительный эффект»

Прежде всего в Армению после 24 февраля, а затем и при объявлении частичной мобилизации поехали россияне, которые могли продолжать работать удаленно, или те, кто мог быстро найти работу на месте. Неудивительно, что именно поэтому крайне высок процент переехавших ИТ-специалистов, как отмечали в Министерстве экономики республики.

В начале сентября премьер-министр Армении Никол Пашинян оценил эффект от этого явления: «потоки, прибывшие в Армению, здорово выручили и выручают» республику. 7 сентября на Восточном экономическом форуме Пашинян выразил надежду, что в результате в этом году армянская экономика покажет рост 7%. В октябре Центральный банк Армении пересмотрел прогноз роста ВВП, увеличив его почти на порядок — с 1,6 до 13%. «Мы видим 25-процентный рост человеческого капитала в ИТ-сфере. Талантливые, хорошо образованные люди переезжают в Армению, что может иметь длительный эффект», — сказал глава национального банка Мартин Галстян на годовой конференции Международного валютного фонда.

Сфера услуг уже показала существенный рост. Согласно данным Статистического комитета Армении, только с января по август объем предоставленных услуг в стране увеличился на 27,1% по сравнению с показателем прошлого года. Наибольший вклад в это внесли финансовый и страховой секторы, а также транспорт и связь.

Кроме того, приезжающие россияне, имеющие необходимые навыки и опыт работы, открывают в Ереване кафе, бары, небольшие концертные площадки. Как сообщили РБК в Министерстве экономики Армении, с февраля по август россияне зарегистрировали в стране более 2,7 тыс. компаний. Большая часть из них — ИП (2541).

С другой стороны, в Армении выросли и цены. ЦБ Армении уже увеличил прогноз по инфляции — с 4 до 10%. Власти страны признали: из-за начавшего резко расти спроса появились проблемы на рынке недвижимости. «Я приехал в Ереван в конце февраля. Не сразу, но удалось снять квартиру за $600 в месяц. Это при том, что до 24 февраля она сдавалась за $250. После объявления частичной мобилизации цены на жилье по всему Еревану вновь выросли. Сейчас она стоила бы $1200–1500. Несколько недель назад мой арендодатель сказал, что с 1 ноября повышает цену и я должен буду платить $850», — рассказывает финансовый консультант Егор Степанян, переехавший в Армению с женой и дочкой из Санкт-Петербурга.

Как сообщили РБК в одном из крупнейших агентств недвижимости «Кентрон», с конца февраля ставки на рынке аренды выросли на 100%, свободных квартир в Ереване почти не осталось. Большинство россиян заключают контракт на шесть месяцев с возможностью продления. В несколько меньшей мере приток россиян повлиял на продажи квартир. «Покупателей не очень много. Только около 5% приехавших из России сейчас покупают жилье. Причем в среднем и премиальном секторах — то есть речь идет о центре города, о новостройках. Цены с начала года выросли примерно на 30%», — говорит директор «Кентрона» Ваге Даниелян.

Коснулся рост цен и сферы перевозок. С начала года транспорт в стране подорожал более чем на 10%. В среднем, по словам релоцировавшихся собеседников РБК, общественный транспорт остается дешевле, чем в России. Но за последние полгода тарифы на местное такси уже неоднократно повышались, последний раз — летом.

«Открыть счет все сложнее»

Заработал на «российской волне» и банковский сектор. Только за первые полгода чистая прибыль армянских банков составила 111 млрд драмов ($280 млн), при том что в прошлом году аналогичный показатель был почти в три раза меньше — 40 млрд драмов. Как уточнял приводивший в августе эти данные директор Союза банков Армении Сейран Саркисян, в основном рост прибыли обеспечили туристы и нерезиденты.

В мае этого года глава ЦБ Армении Мартин Галстян также сообщал, что за последнее время около 16 тыс. нерезидентов открыли новые счета в банках Армении и большинство из них — резиденты России. Как сообщили в ответ на запрос РБК в регуляторе, к концу сентября объем средств физлиц-нерезидентов на текущих счетах в местных банках составил около 375 млрд драмов ($933 млн). Это практически втрое больше, чем в прошлом году.

Рекордно вырос и объем денежных переводов из России в Армению. По подсчетам Евразийского банка развития (ЕАБР), за первые восемь месяцев года он составил $1,9 млрд — рост по сравнению с 2021-м почти в 3,5 раза.

При этом открыть счет в армянском банке становится все труднее. С марта кредитные организации неоднократно усложняли процедуру открытия счета и получения карты для нерезидентов. Об этом сообщили РБК сразу несколько россиян, переехавших в Ереван в марте. Также некоторые банки повысили тарифы на обслуживание карт и установили лимиты на переводы.

Карты российской платежной системы «Мир» работают в Армении не везде и с перебоями, пожаловались РБК их держатели. 21 сентября ЦБ Армении сообщил, что местные банки самостоятельно будут решать, обслуживать или нет такие карты. Эту рекомендацию регулятор обнародовал после того, как США заявили о готовности вводить санкции за поддержку российской платежной системы за рубежом.

«Люди в целом начали друг с другом лучше общаться»

В связи с массовым притоком россиян появились в Армении и организации, помогающие им устроить жизнь на новом месте. Одной из таких площадок стал созданный в мае в Ереване фонд Hume. Он занимается интеграцией мигрантов через культуру, образование и социальную сферу. Раз в неделю фонд проводит лекции и публичные мероприятия по истории, культуре, повседневной жизни Армении. В среднем на подобные мероприятия приходили около 100 человек, после 21 сентября аудитория заметно выросла. «Мы делали три лекции подряд по 200+ человек — про деньги, документы, жилье в Армении. Мы звали на них экспертов, и они давали комментарии по конкретным вопросам», — рассказала РБК сооснователь Hume Маруся Лежнева.

Из-за того что многие россияне переезжают в Армению с детьми, актуальным стал вопрос преподавания в школах на русском. В апреле Министерство образования, науки, культуры и спорта предложило увеличить количество классов, где обучение проходит на русском языке. Сейчас такие классы есть более чем в 60 школах Армении, половина из них — в Ереване.

В апреле в Ереване также открылась «Свободная школа». Это платная школа, где обучение ведется исключительно на русском языке. В программе — все обязательные предметы и армянский язык. Все учителя — переехавшие в Армению россияне (при этом набор все еще продолжается). Согласно данным с сайта школы, месяц обучения стоит 70 тыс. драмов ($175).

При этом для армянской столицы стали нормой устраиваемые приехавшими россиянами концерты, выступления комиков стендапа, кинопоказы и даже лекции. «Много лекций, приехало очень много армян из диаспоры (армянской в России. — РБК) с очень хорошим образованием, которые ведут здесь просветительскую работу <…>. В целом приток людей с довольно нетипичным бэкграундом для Еревана и Армении привел к тому, что люди начали друг с другом лучше общаться. И в принципе это легло на очень благодатную почву, потому что здесь нет каких-то стереотипов по отношению к русским», — обобщает живущий в Ереване Юрий.

Автор:
Ника Хуциева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *