Распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 N 431-р (ред. от 08.05.2023) «Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 2 декабря 2021 г. N 3427-р

1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

2. Минпросвещения России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.

Председатель Правительства Российской Федерации М.МИШУСТИН

Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее соответственно — цифровая трансформация, стратегическое направление), являются:

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. N 20-р;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N Пр-1648 по итогам совещания с членами Правительства;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;

Читать также:  Как российское законодательство регулирует онлайн-транзакции

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 5 августа 2021 г. N Пр-1383.

В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

искусственный интеллект в части рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений, перспективных методов и технологий («Цифровой помощник ученика», «Цифровой помощник родителя», «Цифровой помощник учителя»);

большие данные в части использования методов интеллектуального анализа значительных объемов информации для поддержки принятия управленческих решений и повышения качества данных («Создание и внедрение системы управления в образовательной организации»);

системы распределенного реестра («Цифровое портфолио ученика»);

облачные технологии («Библиотека цифрового образовательного контента»).

Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.

Стратегическое направление охватывает все уровни общего образования, а также среднего профессионального образования.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения: 2022 год — 37,5 процента, 2023 год — 39,5 процента, 2024 год — 40,8 процента, 2030 год — 100 процентов.

Предусмотрены создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, а также использование сервисов и создание единых форм услуг, в том числе с применением инфраструктуры федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Реализация стратегического направления предусматривает достижение целевых показателей национальной цели «Цифровая трансформация», установленных подпунктом «д» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»:

Читать также:  Что отличает электронный бизнес от электронной коммерции?

достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года;

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.

Целью цифровой трансформации является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью.

Задачами цифровой трансформации являются:

повышение эффективности процессов функционирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

предоставление равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации всем категориям обучающихся;

формирование набора сервисов с возможностью получить образовательные сервисы посредством единой точки доступа к цифровым образовательным сервисам, направленным на повышение уровня цифровой культуры;

стандартизация взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем Министерства просвещения Российской Федерации, региональных систем и переход на использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия.

Проблемами текущего состояния образования, решаемыми при цифровизации, являются:

повышенная нагрузка на педагогических работников в результате работы с несколькими информационными системами и большим объемом данных, вводимых вручную;

разрозненность верифицированного цифрового образовательного контента, отсутствие единой точки «сборки» верифицированного контента, сопровождающейся едиными требованиями;

слабая интеграция цифровых технологий и продуктов в процесс обучения, воспитания и развития;

проблемы обработки больших данных и объективности данных, на основании которых принимаются управленческие решения, в результате отсутствия интегрированных информационных систем.

Вызовами цифровой трансформации являются:

предоставление доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам участникам образовательных отношений на безвозмездной основе;

предоставление доступа к проактивным сервисам подборки верифицированного цифрового образовательного контента, обеспечивающего высокое качество подготовки по общеобразовательным программам и развитие в соответствии с интересами и способностями;

Читать также:  Платежные приложения теперь должны использовать карты "Мир", сообщает Банк России

организация использования сервисов по автоматизированному планированию образовательных программ и таргетированному подбору соответствующего верифицированного контента;

обеспечение разработки предложений по таргетированному перечню программ повышения квалификации в соответствии с профессиональными дефицитами и интересами педагогических работников;

организация использования образовательными организациями сервисов федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ.

Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимыми являются:

низкий уровень интеграции с едиными региональными информационными системами и ресурсами в сфере образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в субъектах Российской Федерации;

недостаточный уровень цифровой культуры общества;

недостаточное финансирование системы образования на уровне субъектов Российской Федерации.

Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.

Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию стратегического направления, является Министерство просвещения Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:

федеральные органы исполнительной власти;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

иные органы государственной власти Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *