Экономика и управление
- Основная образовательная программа магистратуры «Управление бизнесом в цифровой экономике» построена на концепции цифровой трансформации бизнеса, для которой необходимо не только развитие информационных технологий, но и перестройка бизнес-процессов, новая организация работы с данными, формирование новых моделей и стратегий бизнеса, обучение и адаптация людей, создание цифровой культуры
- Программа включает в себя обучение и исследования во всех ключевых сферах управления бизнесом в цифровой экономике: менеджмент, бизнес-анализ данных, стратегия трансформации, цифровой маркетинг, моделирование бизнес-процессов, управление данными, деловая культура, производственный менеджмент и управление цепочкой поставок
- Актуальность программы: на рынке востребованы специалисты, обладающие не только пониманием технологий, но знанием экономики и управления, способные по-новому организовать бизнес-процессы и вывести компанию на новый виток развития
- Миссия программы: подготовка профессионалов в сфере стратегического менеджмента, маркетинга, экономического анализа, логистики и управления бизнес-процессами, способных реализовать трансформацию бизнеса в условиях цифровой экономики
Программа подойдет
- Выпускники технических и ИТ-специальностей с потребностью знаний в экономике и управлении
- Менеджеры высшего и среднего звена
- Выпускники программ бакалавриата и специалитета в области экономики и менеджмента, планирующие развивать свою карьеру
- Менеджеры различных функциональных областей: маркетинга, логистики, производства, финансов
- Предприниматели
Основные учебные курсы
- Уникальная программа, сочетающая классическое экономическое образование с инновациями в области применения цифровых технологий в экономике и управлении. Цель программы — обучение формированию стратегии цифровой трансформации бизнеса на базе реальных проектов
- Подготовка компетентных специалистов, владеющих знаниями в области экономики, менеджмента, информационных технологий и навыками принятия решений в компаниях, готовых к цифровой трансформации бизнеса
- Акцент сделан на механизмах использования цифровых технологий для трансформации бизнес-процессов и бизнес-моделей
- Программа разработана в сотрудничестве с ведущими российскими и зарубежными вузами, а также Ассоциацией выпускников СПбГУ и бизнес-сообществом
- Сочетает богатые образовательные традиции СПбГУ с проектными и инновационными технологиями обучения, индивидуализацией образовательного процесса. К процессу обучения привлекаются специалисты-практики из российских и международных компаний
- И. А. Аренков — доктор экономических наук, профессор, автор научных, учебно-методических работ, учебников по маркетингу
- В. В. Ковалев — доктор экономических наук, профессор, автор учебников и монографий по финансовому анализу и корпоративным финансам
- В. Б. Наумов — кандидат физико-математических наук, доцент, крупный специалист по информационному праву, автор учебников и научных статьей по информационному праву
- М. К. Ценжарик — кандидат экономических наук, доцент, специалист по стратегическому управлению компанией, имеет большой опыт консультирования бизнесом
- С. А. Смирнов — кандидат экономических наук, доцент, специалист по автоматизации бизнес-процессов, цифровизации бизнеса, операционному менеджменту
Внешние преподаватели и практики
- Е. В. Сидоренко — кандидат психологических наук, приглашенный преподаватель Стокгольмской Школы Экономики в России, бизнес-тренер, коуч, автор ряда книг по мотивационному менеджменту и коммуникациям
- Д. В. Иванов — генеральный директор и основатель SEO агентства, руководитель проекта по таргетированной рекламе, автор и преподаватель онлайн-курса «Прогнозная аналитика в SEO»
- В. И. Стешенко — главный специалист планово-экономического отдела финансово-экономического управления ООО «Газпром переработка Благовещенск»
- С. И. Файбушевич — кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии и управления персоналом Университета экономики и финансов, имеет богатый опыт работы на MBA Газпрома в СПбГЭУ
- Д. А. Титарев — индивидуальный предприниматель, Кандидат технических наук, MBA (The Stockholm School of Economics)
Основные направления исследований
- Стратегии и модели цифровой трансформации на предприятиях различных отраслей
- Маркетинг и электронная коммерция
- Ключевые технологии и механизмы цифровой экономики
- Взаимодействие компаний, государства и людей в цифровой экономик
- Управление компанией на основе данных
- Анализ данных
- Моделирование бизнес-процессов
- Вопросы информационной безопасности
Практика и будущая карьера
Места прохождения практики
- Ассоциация выпускников СПбГУ
- «Корус-консалтинг»
- Группа компаний «БТО»
- ДСТ-Урал
Перечень ключевых профессий
- Менеджеры среднего и высшего звена
- Бизнес-аналитики
- Руководители проектов
- Организаторы стартапов
- Эксперты и консультанты
- Специалисты функциональных служб
Организации, в которых работают выпускники
- Сбербанк
- Росатом
- Ростелеком
Мартынов Л.М.11 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
В связи с этим можем выдвинуть систему
аксиом как исходных положений формируемой теории «Менеджмент цифровой
экономики», которую мы рассматриваем в качестве актуальной основы этой
управленческой новации:
·
Аксиома 2: В основу
этой аксиомы положена ставшая основополагающей вербальная формула: «Любая экономика
эффективна, если эффективно управление этой экономикой», что предполагает
формирование теории соответствующего вида менеджмента, адекватного условиям цифровой
экономики.
·
Аксиома 3: Формирование
теории менеджмента цифровой экономики предполагает обобщение результатов
практики и систематизацию знаний, полученных в исследованиях проблем цифровизации
менеджмента и «трансформации» его систем, процессов, механизмов, функций и
принятия решений в условиях цифровой экономики с освоением виртуальной среды.
·
освоения новых рынков сбыта;
·
инновационных инструментов
управления маркетинговой деятельностью компаний;
·
генерирования дополнительных преимуществ,
например для финансового менеджмента организаций за счет интенсификации
взаимодействия с виртуальными рынками капитала и т.п.
Соответственно, данная модель комплексной цифровизации
деятельности организации (CDM-модель) позволяет системно взаимоувязать различные
процессы цифровизации управления и обеспечить на данной основе достижение
дополнительного положительного синергетического эффекта для развития системы
менеджмента организации и ее деятельности в условиях современной
материально-виртуальной среды цифровой экономики. При этом наряду с
появляющимися новыми цифровыми технико-технологическими возможностями
«прорывного характера», требующими должных компетенций и соответствующих затрат
по их реализации в управленческой практике, еще не в полной мере
актуализированы должные масштабы применения не только инфоком-менеджмента, но и
используемых в его системе, процессах и механизме указанных выше средств и
технологий.
Рисунок 1. Основные составляющие и преимущества предлагаемой CDM-модели
цифровизации системы управления организацией
Основными процессами в рамках предлагаемой CDM-модели
с использованием инфоком-менеджмента, как показано на рисунке 1,
являются:
1. Формирование, развитие и совершенствование
отраслевой ERP-системы управления процессами, функциями и проектами,
реализуемыми организацией, требуют учета некоторых особенностей определенной
специфики.
·
системная автоматизация всех
потоковых процессов, характерных для развития организации (внутрифирменного
движения сырья, комплектующих, готовой продукции, финансовых ресурсов и т.п.);
·
возможность оперативного выявления
«узких мест» и проблемных звеньев в организации и осуществлении операционной
деятельности компании и разработка мероприятий по их наиболее быстрому
устранению;
·
обеспечение возможности
комплексного контроля за осуществлением операционной, финансовой, сбытовой и
иных направлений деятельности компании;
·
формирование в рамках ERP-системы
сбалансированности управления фирмой, рассматриваемой в функциональном,
процессном и проектном разрезах;
·
обеспечение высокого уровня
согласованности стратегического, тактического и оперативного менеджмента
организации на информационно-коммуникационной основе.
При этом в системе координат предлагаемой
организационно-экономической CDM-модели комплексной цифровизации деятельности
организации внедряемая и используемая ERP-система планирования должна
носить в идеале отраслевой характер, системно учитывать отраслевые особенности
осуществления производственной и финансовой деятельности.
1.2. Разумеется, использование интегрированной отраслевой
ERP-системы для управления процессами, функциями и
проектами развития фирмы представляет собой более дорогостоящий вариант
автоматизации управления по сравнению с применением некоторых стандартных
систем автоматизации (1С: Производство и иные программные продукты бренда 1С,
система БЭСТ-офис и др.). Однако в условиях интенсивной цифровизации внешней среды
организации, усилившейся в условиях пандемийного кризиса 2020–2021 гг.,
системные отраслевые информационно-коммуникационные решения, основанные на
использовании интегрированных отраслевых ERP-систем,
могут быть в долгосрочном плане более экономически целесообразными.
2. Системы автоматизации взаимодействия компании с
виртуальными рынками включают в себя следующие наиболее значимые элементы:
2.1. Информационно-коммуникационная система
онлайн-продаж продукции, работ, услуг, производимых компанией. Такого рода
онлайн-продажи при этом могут осуществляться как специалистами в области
маркетинга и сбыта организации непосредственно, например через ресурсы
интернет-сайта компании или ее мобильного приложения, так и с использованием
определенных специализированных цифровых платформ, в первую очередь
маркетплейсов (Ozon, Alibaba, Amazon и
др.).
2.2. Системы удаленного управления трудовыми ресурсами
организации, привлекаемыми на условиях онлайн-занятости как на проектной, так и
на постоянной основе.
2.3. Информационно-коммуникационные технологии,
обеспечивающие оперативное и эффективное взаимодействие компании с виртуальными
рынками капитала, в т.ч. с интернет-банками, виртуальными инвестиционными
компаниями и фондами, биржами криптоактивов по вопросам организации и
осуществления ICO самой
компании или реализуемых ею инвестиционных проектов и стартапов.
3. Информационно-коммуникационные системы
маркетинговой поддержки управленческих, в первую очередь сбытовых, процессов
развития компании, к которым в системе координат разработанной нами CDM-модели
можно отнести такие системы:
3.1. SEO-менеджмент, представляющий собой систему технологий и
мероприятий, ориентированных на повышение индексации организации и реализуемых
ею брендов и проектов в пространстве виртуальных поисковых систем.
Схема «матрицы основных направлений взаимосвязей
элементов CDM-модели» повышения эффективности системы управления
организацией в условиях цифровой экономики
Поясним
указанные на рисунке 2 обозначения элементов CDM-модели:
Э1 – отраслевая ERP-система
управления;
Э2 – онлайн-продажи;
Э3 – инфоком-менеджмент для управления, в частности,
процессами «виртуальной занятости» персонала на основе использования
опосредованных коммуникаций в режиме реального времени с применением
информационно-коммуникационных технологий;
Э4 – взаимодействие с виртуальными финансовыми рынками;
С учетом этих обозначений, например, в клетке 1–2
рассматриваемой «матрицы» можно указать: «Комплексная автоматизация процедур
онлайн-продаж», а в клетках 1–5 и 1–6: «Протоколы комплексной автоматизации
маркетинговых процессов в структуре ERP-системы». И далее аналогично
можно заполнить все остальные клетки данной матрицы (их все мы здесь не
указываем из-за ограниченных размеров данной статьи).
Отдельные элементы предлагаемой CDM-модели
требуют совершенствования механизмов управления современными компаниями и
формирования новых компетенций их менеджмента и персонала их подразделений (табл.
2). Можем также отметить, что разработанная нами CDM-модель комплексной
цифровизации управления организацией позволяет повысить уровень
финансово-экономической эффективности ее развития за счет применения
инфоком-менеджмента с комплексно интегрированной ERP-системой и
процессами взаимодействия компании с различными типами цифровых рынков и
институтов, роста оперативности и результативности разработки и реализации
управленческих решений в цифровой среде, активизации освоения виртуальных
рынков сбыта.
Особое внимание при внедрении указанного механизма
следует уделять не теряющим своей актуальности вопросам:
·
реализации в соответствующем
масштабе современной материально-виртуальной бизнес-среды цифровой экономики
схемы «от контактов к контрактам», которые теперь могут заключаться с
применением электронной цифровой подписи, а также – использования возможностей
коллаборации в достижении общих целей в условиях цифровой экономики;
·
динамики взаимосвязей элементов в
матрице, представленной на таблице 1, которая по оси времени становится
«объемно-многофакторной» вследствие необходимости учета специфических
особенностей «человеческого фактора», эффективных целенаправленных
взаимодействий сотрудников организации, реализующих адаптационные
управленческие решения из-за изменений в социально-экономических,
технико-технологических и организационно-управленческих процессах цифровой
экономики.
Рекомендации по совершенствованию функциональных
обязанностей подразделений организации и компетенций сотрудников в рамках
механизма внедрения предлагаемой CDM-модели
Таким образом, разработанная нами CDM-модель
комплексной цифровизации систем менеджмента организаций направлена на
повышение уровня финансово-экономической эффективности их развития на основе применения
инфоком-менеджмента с комплексной интеграцией ERP-системы и процессов
взаимодействия организаций с различными типами цифровых рынков и институтов, а
также – роста оперативности и результативности разработки и реализации управленческих
решений в цифровой среде для активизации освоения виртуальных рынков. При этом
развитие инфоком-менеджмента в условиях цифровой экономики можно рассматривать
в качестве предпосылки формирования основ теории менеджмента цифровой экономики.
Рисунок 2. Схема «объема» дальнейших исследований по рассматриваемой
тематике
Поясним обозначения на рисунке 2:
В заключение в качестве выводов по данной статье отметим
следующее.
1. Для соответствующих обобщений по рассмотренной тематике
представляется целесообразным выделить некоторые направления дальнейшего развития
и совершенствования предложенной здесь CDM-модели. Ими,
по нашему мнению, могут быть такие направления:
·
интеграция в парадигму модели
процессов корпоративного образования в формате e-learning
– виртуального дистанционного обучения сотрудников компании с целью повышения
уровня их компетенций для эффективного применения инфоком-менеджмента с
соответствующими информационно-коммуникационными технологиями;
·
дифференциация отраслевых
спецификаций и пополнение новыми элементами разработанной автором CDM-модели;
·
формирование системы ключевых
индикаторов эффективности внедрения и использования разработанной модели по
каждому из ее направлений.
2. Практика цифровой экономики актуализирует формирование
теории «Менеджмент цифровой экономики» как управленческой новации, пополняющей
предмет изучения в менеджментологии, а предпосылками этого, в частности, являются
развитие инфоком-менеджмента при использовании цифровых технологий и применение
моделей бизнеса в условиях современной материально-виртуальной бизнес-среды
цифровой экономики.
3. Предметом наших дальнейших исследований по этим
направлениям является получение результатов, которые автор планирует
опубликовать в данном журнале.