МБОУ «Школа № 97»
В статье рассматриваются преимущества и риски цифровизации образовательной среды общеобразовательной школы. Выявляются опасения педагогического и родительского сообщества по поводу тех факторов цифровой трансформации школьного образования, которые могут оказывать негативное влияние на физическое и психологическое состояние обучающихся, способствовать потере мотивации педагогов к профессиональной деятельности, обусловливать снижение качества образования, обучения и воспитания подрастающего поколения. Представлены результаты анкетного опроса учителей и родителей, проведенного на базе региональной инновационной площадки. Выявлены наиболее серьезные – с точки зрения различной целевой аудитории – риски цифровизации образовательной деятельности на разных ступенях общего образования, в том числе когнитивные расстройства, физические и соматические нарушения у школьников младших классов; снижение эмоционального и социального интеллекта у старшеклассников; дефицит непосредственной коммуникации и воспитательного взаимодействия в условиях дистанционного обучения. Предложена перспектива исследований цифровой трансформации образования на основе междисциплинарного подхода с учетом мнения педагогов, психологов, социологов, экономистов, философов образования и представителей других гуманитарных дисциплин. Делается предположение о том, что внедрение смешанного обучения, в противовес дистанционным моделям, может оказаться менее рискозатратным для учителей и обучающихся.
цифровизация школьного образования
2. Духанина Л.Н., Максименко А.А. Вынужденная цифровизация школьного образования в России: родительская рефлексия // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7. № 2. С. 116–131. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-2-0-9.
3. Колыхматов В.И. Новые возможности и обучающие ресурсы цифровой образовательной среды: учебно-методическое пособие. СПб.: ГАОУ ДПО ЛОИРО, 2020. 157 с.
4. Бесшапошников Н.О., Леонов А.Г., Прилипко А.А. Цифровизация образования – новые возможности управления образовательными треками // Вестник кибернетики. 2018. № 2. С. 154–160.
5. Осипова А.А., Лысенко Н.А., Бородин И.А. Цифровизация в начальной школе: психолого-педагогические проблемы // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2020. № 3 (2). С. 125–140.
6. Хрипунова У.В., Кудакова В.С., Тимофеева Э.А. Проблема цифрового слабоумия в XXI веке // Психология личности: актуальные исследования: сб. научных трудов / Под ред. Е.М. Разумовой. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского государственного технического университета, 2020. С. 29–33.
7. Данилова Л.Н. COVID-19 как фактор развития образования: перспективы цифровизации и дистанционного обучения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (68). С. 124–135.
8. Назаров В.Л., Долинер Л.И. Анализ первых результатов цифровой трансформации школьного образования в период мировой пандемии COVID-19: опыт Свердловской области. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2021. 148 с.
9. Бермус А.Г., Сизова Е.В. Методология межкультурной коммуникации с позиций педагогической науки // Актуальные аспекты лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, 28 марта 2020 г.). Краснодар: Издательство КубГУ, 2020. С. 25–33.
10. Шаповалова О.Н. Технологическое обеспечение внутришкольной модели формирующего оценивания образовательных результатов // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 2. С. 29–33.
11. Демидова А.В. Некоторые эффективные модели смешанного обучения для общеобразовательной школы // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: материалы XLV Международной научно-практической конференции (Новосибирск. 14 апреля 2021 г.). Новосибирск: СибАК, 2021. № 4 (43). С. 34–39.
Цель настоящего исследования – опытным путем выяснить отношение к различным аспектам процесса цифровизации школьного образования со стороны учителей общеобразовательной школы, а также представителей родительского сообщества.
Материалы и методы исследования
Результаты исследования и их обсуждение
Автором была разработана методика анкетирования двух целевых групп респондентов (педагогов и родителей школьников) с целью выяснения их личностного и корпоративного (учителя, управленческое звено школы) мнения, касающегося путей совершенствования цифровизации учебного процесса. Респондентам предлагалось выделить из предложенного им списка наиболее актуальные по значимости риски и негативные факторы, оказывающие тормозящее влияние на эффективность процесса цифровизации школьного образования, а также (при желании) расширить данный список, внеся соответствующие дополнения в раздел «Другое». Перечень рисков и «барьеров», препятствующих цифровизации, был составлен нами посредством контент-анализа целевой выборки текстов отечественных интернет-источников (популярные педагогические порталы и сайты, обсуждения в социальных сетях) и научно-педагогической периодики по проблеме исследования за последние три года (2019–2021 гг.). Респондентам обеих групп предлагались одинаковые анкеты, при этом опрашиваемым необходимо было выбрать из общего списка 7 параметров (т.е. примерно половину из всех перечисленных), оказывающих, на их взгляд, наиболее негативное воздействие на качество образования школьников в условиях цифровой образовательной среды. Результаты опроса отражены в таблице.
Оценка рисков и барьеров на пути цифровизации школьного образования
Оценка рисков цифровизации педагогами и родителями школьников
Выделенные респондентами наиболее значимые негативные факторы, риски и барьеры для эффективной цифровизации системы отечественного школьного образования представлены на рисунке.
Согласно результатам анкетирования, к наиболее важным (по мере убывания значимости) аспектам оптимизации процесса цифровой трансформации школьного образования представители родительского сообщества отнесли следующие факторы:
1) уровень физической активности обучающихся;
2) материально-техническую и технологическую оснащенность школ;
3) эффективность системы управления образовательным процессом;
4) организацию контрольно-оценочной деятельности;
5) наличие информационных перегрузок;
6) информационную компетентность педагогов;
7) объем коммуникативного взаимодействия между учителями и обучающимися.
В группе педагогических работников (учителя, представители управленческого звена) приоритет принадлежит таким параметрам, как:
1) информационные перегрузки;
2) материально-техническое оснащение образовательных организаций;
3) уровень цифровой компетентности педагогов;
4) способы мониторинга и контроля результатов образовательной деятельности в цифровой среде;
5) качество организации информационно-образовательной среды;
6) интенсивность учебной коммуникации;
7) уровень физической активности школьников.
Можно констатировать, что в целом респонденты из второй группы (педагогические работники) большую значимость придают наличию информационных перегрузок учителей и учащихся; оптимальному материально-техническому оснащению образовательного пространства; уровню сформированности цифровых компетенций учителя, в то время как для родителей на первый план выходит снижение физической активности школьников и недостаточно высокий уровень организации информационно-образовательной среды школы.
Одновременно выяснилось, что сформированность навыков самостоятельной (автономной) работы обучающихся в целом не выделяется как особо значимый фактор в обеих группах респондентов, что, возможно, говорит о недостаточном понимании актуальности этого компонента в жизненных ситуациях. В группе родителей недооценивается также значимость овладения обучающимися цифровыми умениями и навыками, что, вероятно, можно объяснить достаточно высокой, с точки зрения родителей, компетентностью школьников – представителей поколения Z – в области цифровых технологий, в то время как педагоги понимают, что цифровые навыки, необходимые для обучения, не ограничиваются уровнем владения гаджетами и общим уровнем компьютерной грамотности обучающихся, но требуют специфических навыков, необходимых для осуществления различных типов учебной деятельности.
Процесс цифровизации общего образования только «набирает обороты», при этом потенциальные риски и преимущества цифровой трансформации образования пока недостаточно изучены. Отношение к цифровизации образовательного пространства в условиях общеобразовательной школы со стороны представителей профессионально-педагогического сообщества и родителей обучающихся неоднозначно и во многом выражается достаточно категорично. Как педагоги, так и родители школьников в равной степени опасаются негативных последствий, которые может нести в себе тотальная дигитализация всех компонентов образовательной деятельности, а также влияния многочисленных рисков цифровизации на качество образования, физическое и психологическое состояние школьников, а также профессиональную мотивацию и удовлетворенность педагогов результатами своего труда. Все это ставит перед педагогами-исследователями важную задачу – опираясь на возможности междисциплинарного подхода, выявить, насколько обоснованы опасения педагогов, психологов, социологов, экономистов и представителей других отраслей гуманитарного знания относительно развития сферы цифровых образовательных услуг применительно к ступени общего образования, каковы реальные плюсы и минусы от широкомасштабного внедрения цифровых образовательных технологий и каким образом следует оптимизировать процесс становления цифровой школы в условиях перехода к информационному обществу. Данная проблематика актуальна и представляет широкое поле деятельности для будущих исследований.
Библиографическая ссылка
Шаповалова О.Н. ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАЗАМИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 1.
– С. 49-54;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2419 (дата обращения: 17.05.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Что это такое? Цифровизация образования нередко отождествляется с онлайн-обучением, но такой подход неверен. Дело в том, что понятие цифровизации – гораздо шире, чем просто использование Интернета для проведения занятий. Помимо этого, в него входят все цифровые ресурсы, а также скорректированные методы обучения.
На что обратить внимание? Использование современных технологии в образовании выглядит как несомненное благо, однако не стоит упускать из виду главную цель. Цифровые инструменты имеют и отрицательные стороны, поэтому их внедрение должно быть продуманным и обоснованным.
В статье рассказывается:
- Суть цифровизации образования
- Составляющие цифрового образования
- Тренды в цифровизации образования
- Задачи цифровизации образования в России
- Польза и риски цифровизации образования
- Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит: айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Суть цифровизации образования
Цифровизация образования и дистанционное онлайн-образование — это разные понятия. Понятие цифровизации включает в себя использование различных программ и других цифровых ресурсов для получения электронного обучения в удалённом виде или при получении знаний в школе или вузе. Например, это могут быть такие задания, которые выполняются в классе с использованием электронных средств — как компьютера или планшета.
Суть цифровизации образования
Цифровизация включает в себя не только непосредственно учебные процессы, а также организационные моменты. Это могут быть электронные дневники и журналы, возможность связаться с учителем дистанционным образом и прочее.
Особенно явной тенденция к цифровизации образования стала в связи с началом пандемии коронавируса. Школы и вузы повсеместно перешли на дистанционное обучение, и это коснулось почти всех учащихся, их родителей и учителей.
Но то, что стало явным с началом пандемии, на самом деле началось гораздо раньше. Цифровизация образования приобретает всё большие масштабы. О них свидетельствует размер рынка образовательных технологий (EdTech). Он стремительно развивается и, по оценке Всемирного экономического форума, к 2025 году его размеры достигнут 342 млрд долларов США.
По оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики, российская цифровизация образования прошла три стадии. Каждая из них включала в себя разные процессы:
- Первая волна: в середине 80-х — начале 90-х годов. В это время компьютеры ещё были новинкой, а потому цифровизация в основном представляла собой развитие компьютерной грамотности и появление в учебных заведениях компьютерных классов.
- Вторая волна: с середины 2000-х годов до 2018 года. Информационно-коммуникационные технологии постепенно начинают внедряться в учебный процесс. Цифровые устройства и программы используются не только на занятиях по информатике, но и для обучения другим дисциплинам.
- Третья (современная) волна: примерно с 2018 года. Представляет собой цифровую трансформацию, при которой цифровые технологии применяются во всех процессах в образовании.
В процессах, свойственных третьей волне, обновляется всё:
- Планируемые образовательные результаты и само содержание образования. Современным людям всё больше помогают в жизни цифровые компетенции. Например, взаимодействие с государственными учреждениями теперь в основном происходит через сайт «Госуслуги», управление банковским счётом-через цифровые приложения. Кроме того всё большее количество людей занято на удалённой работе. Всё это приводит к необходимости начинать учить детей правильно пользоваться цифровыми технологиями ещё в школьном возрасте.
- Педагогические методы и технологии обучения, потому что занятия с применением передовых технологий существенно отличаются от традиционного типа занятий в классе.
- Организация учебной работы и используемые при этом инструменты, а именно, технические средства для неё, а также управление этим процессом.
Составляющие цифрового образования
Финский журнал Phenomenal Education высказывает точку зрения, что всеобщая цифровизация необходима образовательному процессу. Более того, в этом журнале был опубликован материал, описывающий значимость различных видов контента в образовательном процессе 21 века.
Медиа
Медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники приобретают всё большую популярность и постепенно заменяют классические источники знаний.
Он представляет собой ролики, компьютерные тесты и прочие объекты виртуальной реальности, которые способствуют усвоению знаний.
При использовании этого контента важно, чтобы преподаватель был способен построить учебный процесс, эффективно применяя современные технологии.
Коммуникационные ресурсы
Возможность обмениваться данными в сети стала очень важной для учеников и преподавателей, и играет большую роль в цифровизации образования. На ней построена работа всех онлайн-курсов, и этот метод взаимодействия определённо будет актуален в школах будущего.
Сейчас дистанционное обучение приобрело большую популярность ввиду пандемии, во время которой многие занятия проводились онлайн через сервисы, где можно было создавать «классы» для обучения большого количества людей.
При этом очень актуальны стали сервисы в духе Discord, которые включают в себя общение между учащимися, а также ссылки на учебные материалы.
Информационные ресурсы
Они позволяют хранить большое количество данных. Интернет — это огромное пространство для получения знаний, но именно его масштабность иногда может быть проблемой. Для цифровизации образования важно существование проверенных образовательных ресурсов, которые будут доступны учащимся по всему миру.
Есть, например, такие доверенные сайты, как Википедия, онлайн библиотеки и вебинары от специалистов в различных областях.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Но, кроме этого, существует масса низкосортных ресурсов, которые предоставляют некорректные данные. Поэтому так нужны сайты с высокой репутацией, проверенные профессионалами.
Программы для создания контента
Эти программы также становятся всё популярнее, так как они современны и удобны. Сейчас люди всё чаще набирают текст на компьютере или смартфоне, чем пишут от руки. Рисунки и музыка также создаются с помощью электронных средств и программ.
При этом важно понимать, что творческие аспекты жизни не будут полностью оцифрованы. Люди по-прежнему хотят писать картины с помощью красок и создавать музыку посредством не электронных, а живых инструментов. Но всё же делать чертежи, скорее всего, будут на компьютере.
Программы для создания новых сценариев мышления
IT-технологии позволяют использовать информацию по-новому: организовывать в различных форматах, визуализировать, интерпретировать и делать доступнее для восприятия.
Компьютер – это бесконечное пространство для категоризации данных и представления их в наиболее удобном для восприятия виде. Оно как мозг с удобным набором инструментов для поиска и обработки информации.
Если ученики сумеют грамотно хранить и распределять информацию на компьютере, то освободившееся время они смогут посвятить более значимым предметам.
Платформы для кооперативной работы
Существует множество онлайн площадок, а также форумов и приложений для создания сообществ в сети. Они созданы для того, чтобы имитировать «живое» общение, а также предоставить возможность обмениваться информацией.
Тренды в цифровизации образования
Основные тренды в мировом онлайн-образовании обусловлены развитием компьютерных технологий.
Вот некоторые перспективные тренды:
В настоящее время акцент в образовании сделан на точечное обучение, так как работодатели ценят профессионализм в определённой сфере. Его доказательством могут служить полученные сертификаты. Это избавляет многих людей от необходимости трудоёмкого получения широкопрофильного образования, требующего многомесячного, а зачастую многогодичного освоения.
За последние 5 лет искусственный интеллект значительно развился и стал способен к преподаванию. Конечно, он не может полностью заменить живого компетентного преподавателя, но может быть прекрасным ассистентом для него и дополнением к обучающей программе.
Все большую популярность в сфере цифровизации образования приобретает так называемая модель edutainment (образование + развлечение). Игровые механики позволяют человеку долгое время удерживать внимание на одном предмете с интересом для себя, и таким образом получать знания в увлекательной форме. Чаще всего подобный тренд используется в обучении иностранным языкам, что делает обучение простым и интересным.
Задачи цифровизации образования в России
В сентябре 2019 года на базе Высшей Школы Экономики прошла образовательная конференция. Эксперты выступили с докладами о проблемах и перспективах цифровой трансформации обучения.
Только до 22.05
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:
- Развитие материальной инфраструктуры, включая постройку дата-центров и создание устройств для изучения учебных материалов.
- Внедрение цифровых программ, а именно — создание, тестирование и использование учебных материалов с помощью искусственного интеллекта и т.п.
- Разработка системы управления обучением, то есть программ, которые смогут администрировать и контролировать учебные курсы. Эксперты считают, что это создаст условия для цифровизации образования и даст возможность получения равных и широких знаний.
- Создание модели учебного заведения. Для цифровизации системы образования нужны новые устройства Четвертой промышленной революции, которую также называют Цифровой Индустрией 4.0. Это массовое внедрение киберфизических систем в быт, труд и досуг.
- Идентификация учащегося в автоматизированной системе по уникальному признаку, как правило, цифровому коду.
- Повышение навыков преподавателей в области цифровизации образования в России.
- Постепенный отказ от бумажных носителей информации.
Польза и риски цифровизации образования
Плюсы цифровой системы образования:
- Приучение к самостоятельности. Система образования будущего построена в основном на самостоятельной работе, поэтому детей с детства нужно приучать к стремлению к знаниям. Такая воспитательная база делает характер человека более твёрдым и целеустремлённым, а также позволяет добиться более высоких результатов в интересующей сфере.
- Отсутствие бумажной волокиты. Это очень удобно, так как избавляет учеников от необходимости носить с собой большое количество учебников и тетрадей. Давно известно, что тяжёлые школьные сумки, подобранные неправильным образом, плохо влияют на формирование осанки школьников. В будущем эти бумажные носители информации можно будет с лёгкостью заменить личным планшетом ученика и компьютером в школьном классе.
- Экономия. Так как цифровизация образования предусматривает избавление от бумажных носителей информации, таких как учебники, тетради, дневники и прочее, родителям не придётся их покупать. Также сократятся траты на школьные принадлежности: ручки, карандаши, линейки и т.д. Замены будут требовать только электронные носители, пришедшие в негодность.
- Упрощение работы педагогов. Профессия педагога считается очень сложной, и в основном именно в психологическом плане. Много времени и нервов учитель тратит на выработку индивидуального подхода к каждому ученику. В цифровом варианте работа учителя будет представлять собой лишь помощь учащемуся, который сам нацелен на результат. Педагогу останется лишь задать направление деятельности и корректировать действия своих подопечных в спорных ситуациях.
- Шаг в будущее. Цифровизация образования – это существенный этап к внедрению интернет-технологий. Сейчас все направления науки развиваются с огромной скоростью. Ежесекундно появляется новая информация и новые структуры. Цифровое образование поможет всем желающим получить знания быстрее и удобнее ориентироваться в обилии данных.
Польза и риски цифровизации образования
- Риск отрицательного результата. Эти изменения будут необратимыми. Сейчас невозможно точно предсказать, будет ли цифровизация образования положительным нововведением. Применение данной системы ново, поэтому отсутствует возможность сравнения с чем-то подобным.
- Отсутствие творчества. Учёными доказано, что разница в цветовой гамме при оформлении информации помогает лучше запомнить её. Также это способствует развитию творческих способностей. Электронные же версии носят «сухой» характер и исключают возможность проявить индивидуальность. Детская психика очень подвержена влиянию извне, поэтому ребёнок может быстро привыкнуть к скучному изложению информации и не реализоваться в творческом плане.
- Снижение умственной активности. Мыслительные способности ослабляются из-за того, что все необходимые данные можно добыть в интернете. Нет необходимости самостоятельно обдумывать решения многих вопросов, ведь на них уже есть готовый ответ. Это явление проявляется уже сейчас не только у детей, но и у взрослых.
- Плохая социализация. Когда ученик попадает в школу, он учится там выстраивать отношения с другими людьми. Он учится обретать друзей и взаимодействовать с обществом. Получение знаний через информационную систему существенно снижает способность человека к социализации, что не может не повлиять на его развитие личности.
- Проблемы с физическим развитием. В первую очередь, цифровизация образования окажет влияние на зрение и мелкую моторику. Длительное пребывание за экраном компьютера или планшета приводит к глазной усталости и, как следствие, к последующему ухудшению зрения. Из-за этого повышается вероятность того, что в будущем зрение человека станет намного хуже, чем сейчас. Эту проблему можно решить путём создания новых технологий, которые станут более безопасными. Кроме того, постоянная работа с клавиатурой приводит к изменению физиологии пальцев, особенно для формирующегося юного организма.
- Функция педагогов. Понятие учителя и преподавательской деятельности полностью изменится, ведь педагогов большей частью заменят виртуальные системы. Многие специалисты останутся без работы.
Оценить последствия нововведений в полной мере, а также их плюсы и минусы можно будет лишь спустя десятилетия, и время покажет, насколько хорошо или плохо для общества такое глобальное изменение структуры образования.
В статье рассматривается анализ влияния цифровизации на систему образования. Проанализирован научный взгляд влияния цифровизации на систему образования. Выявлены плюсы и минусы влияния цифровизации на образование. Описаны перспективы и тенденции влияния цифровизации на систему образования.
Ключевые слова:
цифровизация, система образования, образование, цифровое образование, цифровые технологии.
Вопрос цифрового образования, использования современных информационных технологий в образовании не является чем-то новым. Заинтересованность применения цифровых технологий в образовании начал волновать ученых и преподавателей почти сразу, наряду с тем, как в повседневную жизнь начали внедряться современные технологии связи (интернет) и повсеместное использование компьютеров. Причем, данный интерес появился как у преподавателей высшей школы, так и учителей основного образования.
Если говорить в целом, проанализировав научные труды о цифровизации в образовании, то их можно разделить на две составляющие: первая часть авторов заявляют о многочисленных плюсах данного процесса, активно сами используют цифровые технологии в образовании и всячески продвигают их использование. Здесь можно выделить таких авторов, как Г. Гейбл, Д. Седера, Т. Чан, Г. Гэскел, С. Гхош, Е. Мансур, А. Томшик, М. Веллер. Вторая часть авторов ставят под сомнение активное использование цифровых технологий в образовании, считая, что оно несет больше минусов, чем плюсов. Тут стоит отметить таких авторов, как Р.Мустафаоглы, Я.Алдхамди, Хэй Чу.
Тем не менее, процесс цифровизации в системе образования зарубежом идет активно. Особенно он затронул высшую школу, во многих западных учебных заведениях развита система дистанционного образования (так называемые «открытые университеты»), в том числе получение дополнительного образования и переквалификации.
В России этот процесс стартовал относительно недавно, в конце 2010-ых годов. Причем, в России есть отличия от запада. Если в западных странах цифровизация системы образования началась с высших учебных заведений, то в России в качестве пилотного проекта цифровизация системы образования началась со школьного образования. Таким проектом стоит считать МЭШ (Московская электронная школа), которую в 2016 году запустили в качестве эксперимента, а уже с 2018 года ее внедрили во все московские школы.
1) внедрение информационных технологий в образовательный процесс;
2) повышение уровня ИКТ-компетенции педагогического состава;
3) создание новых форм образовательного контента;
4) обновление IT-инфраструктуры города в части образования.
Так или иначе, цифровизации системы образования является дискуссионным вопросом. Однако, не стоит говорить, что абсолютное благо или абсолютное зло. У цифровизации образование есть как и плюсы, так и минусы. Рассмотрим их поподробнее.
Плюсы цифровизации системы образования:
Переход к цифровизации системы образования позволит значительно снизить количество бумажных документов, учебников, конспектов. Весь документооборот и образовательный процесс (или значительная их часть) перейдет в электронный формат.
Поскольку образовательный процесс перейдет в электронный формат, это позволит сэкономить существенные средства. Образовательным учреждениям уже не нужно будет тратить средства на образовательную инфраструктуру (здание, оборудование аудиторий), студентам не нужно будет тратить средства на учебники, канцелярию. Кроме того, снизятся транспортные издержки как у преподавателей, так и студентов.
Благодаря цифровизации учебного процесса получится существенно сэкономить время. В первую очередь, это касается расходов времени на дорогу до места обучения. Во многих крупных городах студентам и преподавателям приходится тратить в день по несколько часов, чтобы добраться из дома до образовательного учреждения и обратно.
Данный плюсы вытекает из предыдущего. При дистанционном формате не придется каждый день ездить до образовательного учреждения. Это в свою очередь снизит нагрузку на общественный транспорт, на дорожную систему и в целом может позволить снизить вредные выбросы от автомобилей в атмосферу (преподаватели и студенты станут меньше пользоваться своими личными автомобилями и общественным транспортом).
Минусы цифровизации системы образования:
При переходе к цифровизации системы образования есть высокий риск того, что качество образования может упасть. Особенно это касается технических направлений, где в образовательном процессе необходимо проведения лабораторных занятий с применением специализированного оборудования. Как решить данную проблему пока неясно.
Использование современных технологий, в том числе Интернета, могут негативно влиять на когнитивные способности человека. Человек попросту перестает запоминать нужную информацию, записывать ее, проще найти ее в Интернете. Это все приводит к снижению умственных и творческих способностей.
При дистанционном образовании теряется возможность живого общения и взаимодействия между самими студентами, так и между студентами и преподавателем. Человек является существом социальным, ему попросту необходимо живое общение для всестороннего развития личности. Цифровые технологии могут лишить человека подобного взаимодействия.
Переход к цифровому образованию подразумевает то, что учебный процесс будет происходить при помощи компьютера. Длительное пребывание человека за компьютером может привести к проблемам со здоровьем: ухудшение зрения, изменение осанки и так далее.
По мнению автора, процесс цифровизации системы образования России неизбежен. Особенно остро эта проблема проявилась в связи с пандемией COVID-19. Большая часть образовательного процесса перешла в дистанционный формат и зачастую были большие проблемы как у обучающихся, так и у преподавателей. В связи с этим, предлагаются следующие шаги, которые позволят улучшить цифровое образование без потери качества, минимизировав ранее описанные минусы процесса цифровизации системы образования.
Необходимо строительство специализированных дата-центров для хранения большего количества информации, развитие систем связи (мобильная связь и широкополосный интернет).
Создание и применение учебно-методических материалов с использованием технологий нейросетей, искусственного интеллекта. Данные программы могут дополнить преподавателя, а возможно в будущем, частично даже их заменить.
- Разработка новых систем управления обучением (СУО). СУО (система управления обучением) — программа по администрированию и контролю учебных курсов. Данные программы позволяют обеспечить равный и свободный доступ студентов к знаниям, а также гибкость обучения.
- Повышение навыков и умений преподавателей в сфере цифровых технологий.
В настоящее время большой проблемы является цифровая грамотность преподавательского состава. Преподаватели старшего возраста зачастую имеют трудности при обращении с современными цифровыми технологиями. Предлагается повышать навыки преподавателей посредством проведения курсов компьютерной грамотности, которые позволят им работать в цифровой образовательной среде.
Подводя итог, стоит сказать, что процесс цифровизации системы образование неизбежен. Несмотря на имеющиеся минусы и трудности перехода в цифровую среду, сейчас цифровое образование является попросту необходимостью. Конечно, по мнению автора, полностью заменить традиционную систему образование цифровым не получится, но значительная часть образовательного процесса станет цифровым. И данный переход будет стремительным.
Основные термины (генерируются автоматически): система образования, образовательный процесс, цифровое образование, образование, Россия, преподаватель, студент, цифровой университет, высшая школа, Цифровая экономика.
Библиографическое описание
Шумская, О. А. Цифровая трансформация в образовании: вызовы современного общества / О. А. Шумская, И. Г. Придворева, Е. Г. Татарникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 76-77. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78631/ (дата обращения: 17.05.2023).
Данная статья рассматривает вопросы влияния компьютерных технологий на процесс обучения, отдельно останавливаясь на возможных методах и способах внесения изменений в этот процесс в условиях современной школы.
Ключевые слова:
педагоги, образовательные технологии, адаптивное обучение.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что цифровая трансформация, кардинально изменившая жизнь современного общества, оказала влияние на каждый его сегмент. Не осталась в стороне и отрасль образования.
Педагоги всех классов начинают осознавать преимущества технологии в классе. Как правило, образование является одной из последних отраслей, которые претерпевают значительные изменения, придерживаясь устаревших методов и практик. Но благодаря цифровой трансформации и развитию образовательных технологий учителя начали вносить радикальные изменения в свое обучение, оценки, даже физический состав своих классов, причем гораздо быстрее, чем ожидалось.
Прошли те времена, когда учащиеся должны были спокойно сидеть за партами. Образовательные технологии преуспевают в том, чтобы сделать обучение совместным и интерактивным. Дополненная, виртуальная и смешанная реальность являются примерами преобразующих технологий, которые улучшают обучение учителей, одновременно создавая захватывающие уроки, которые являются интересными и привлекательными для ученика. Виртуальная реальность обладает способностью переносить внешний мир в класс и наоборот. Благодаря современным компьютерным программам, учащиеся могут перенестись в Древний Египет, понаблюдать за жизнью диких животных Африки, поделиться своими виртуальными творениями со всем миром. Виртуальная реальность, бесспорно, обладает потенциалом для повышения как визуальной, так и технологической грамотности современных подростков.
Школы уходят от устаревших правил. Учащимся больше не нужно идти в IT-аудиторию за доступом к компьютеру или ноутбуку. Последние годы показали увеличение количества компьютеров в классах, что стало возможным отчасти благодаря федеральному финансированию. По мере того, как это число продолжает расти, растет и необходимость уделять больше внимания программам, обучающим навыкам цифрового гражданства. Сегодняшняя всепроникающая онлайн-среда открывает захватывающие возможности, требующие от учащихся должного образования в области кибербезопасности и индивидуальной ответственности.
Меняется и внешний облик классных комнат по всей стране. Учителя давно начали осознавать, что их классные комнаты должны имитировать творческую рабочую обстановку, что вдохновило их на создание благоприятных для сотрудничества пространств для облегчения обучения учащихся. Внедрение современных компьютерных технологий поддержало их усилия. Учащиеся отправляются на виртуальные экскурсии вместо того, чтобы просто читать текст; они создают медиа вместо того, чтобы просто смотреть на них. Переработанное учебное пространство наполнено интегрированными технологиями, что означает, что ребята не просто используют эти вещи, но и понимают, как их использовать для достижения конкретной цели. Более того, некоторые из этих учебных пространств даже не находятся в классе. Современному учителю сегодня, как никогда раньше, следует понимать важность создания и сотрудничества 24/7, а не только во время занятий.
При этом, современные технологии не ставят своей целью заменить учителей, их задача — помогать и дополнять.
Игра и обучение сталкиваются, когда классы используют игру в качестве учебного инструмента. Игровая технология делает изучение сложных предметов более увлекательным и интерактивным. По мере развития технологии она быстро используется для улучшения обучающих игр в каждой дисциплине. При этом игры отражают реальные жизненные проблемы, требуя от учеников использовать ценный набор навыков для их решения. Эти виртуальные игровые миры предоставляют уникальную возможность применять новые знания и принимать критически важные решения, одновременно выявляя препятствия, рассматривая различные перспективы и репетируя различные ответы. Поскольку эти игры предназначены для обеспечения немедленной обратной связи, учащиеся внутренне мотивированы продолжать играть в них, оттачивая навыки на протяжении всего процесса.
- Joey J. Lee Gamification in education: What, How, Why Bother? // Academia.edu.2015. URL: http://www.academia.edu/570970/Gamification_ in_Education_What_How_Why_Bother
- Duncan Jefferies Making digital schooling work for all children: // September 4, 2020. URL: https://www.raconteur.net/digital/digital-transformation-education/
- Восковская А. С. Применение инновационных стратегий обучения в условиях цифровизации современного образования / А. С. Восковская, Т. А. Карпова // Наука и образование: новое время. — 2019. — № 1 (30). — С. 738–746. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37106458.
Основные термины (генерируются автоматически): процесс обучения, учащийся, цифровая трансформация, адаптивное обучение, виртуальная реальность, игра, класс, обучение, смешанное обучение, ученик.