Российская трансграничная электронная коммерция и ее роль в авиаперевозках

Как показал анализ экспертов, в России, как и в других странах БРИКС, создаются дополнительные ограничения для поставщиков услуг в цифровой сфере. Однако они нередко связаны с защитой конкуренции и безопасностью данных

Российская трансграничная электронная коммерция и ее роль в авиаперевозках

Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ) Министерства экономического развития оценила барьеры для трансграничных потоков услуг, связанные с регулированием цифровой торговли. Проведенное в 2019 году исследование показало, что в России, как и в других странах БРИКС, в этой сфере создаются дополнительные ограничения для российских и иностранных поставщиков услуг. Однако эти барьеры зачастую связаны с необходимостью обеспечить конкуренцию на рынке и безопасность данных.

Специалисты Института Гайдара и Высшей школы экономики оценили последствия различных сценариев администрирования платежей при покупках в зарубежных онлайн-магазинах. Ни государство, ни потребители от обсуждаемых мер не выиграют

Российская трансграничная электронная коммерция и ее роль в авиаперевозках

В 2019 году ученые из Института экономической политики имени Е. Гайдара (Институт Гайдара) и Национального университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) провели два исследования социальных и экономических последствий регулирования трансграничной торговли.

Специалисты Института Гайдара подготовили труд «Регулирование администрирования трансграничной торговли в РФ и ЕАЭС. Установление минимумов для трансграничной торговли», а НИУ ВШЭ — «Оценку социально-экономического эффекта от введения НДС, других налогов и сборов на трансграничную интернет-торговлю».

РБК рассказывает о главных выводах экономистов.

Лавинообразный рост числа трансграничных покупок ставит перед российскими регуляторами новые задачи — соблюсти баланс интересов отечественных компаний и маркетплейсов, не имеющих представительства внутри страны.

E-commerce и появление онлайн-маркетплейсов позволяет продавцам и покупателям из разных стран находить друг друга за один клик. Американский McKinsey Global Institute (MGI) со ссылкой на китайский AliResearch от Alibaba прогнозирует, что уже в следующем году трансграничная электронная торговля в секторе b2c может достичь $1 трлн, а в b2b-сегменте — в пять-шесть раз больше. К 2030 году электронная торговля может стимулировать объем внешней торговли на $1,3–2,1 трлн и увеличит объем торговли промышленными товарами на 6–10%, отмечают аналитики MGI в отчете «Глобализация в переходный период: будущее торговых цепочек и цепочек добавленной стоимости» (2019).

Всем любителям торговли и авиации большой привет. Сегодня я, как и обещал затрону такую популярную тему, как электронная коммерция.

Согласно данным отдела ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), активная стадия e-commerce началась в 2018 году. В тот год почти 1,45 миллиарда человек во всем мире сделали покупки в Интернете. Это на 9% больше, чем в 2017 году, а общесовокупный объем продаж вырос на 8 % и достиг 25,6 триллионов долларов США.

При этом сегмент B2B был оценен в 21 триллион долларов США. Это неплохой кусок пирога, который составил целых 83% всей электронной коммерции. Любимая многими электронная коммерция в сегменте B2C была оценена лишь в 4,4 триллиона долларов США. Конечно, периодически заказываю что-нибудь из Aliexpress, к таким выводам не придёшь и может показаться, что ситуация обратная и сделки между бизнесом до сих пор происходят только на личных встречах, а не на электронных площадках. Если говорить о лидерстве, то вы без проблем узнаете тройку лидеров, это Соединенные Штаты, Китай и Великобритания.

Все про электронную торговлю России и Китая. Как бизнесу выйти на китайский рынок в 2022 году и с помощью cross-border маркетплейсов продавать свои товары.

Электронная торговля в Китае в 2022 году

Волны санкций со стороны стран ЕС и США, обрушившиеся на нашу страну в течение последних дней, показали, что Россия ещё в течение долгого времени может находиться в жёсткой изоляции на западном направлении. И в первую очередь это нанесёт сильный удар по российскому экспорту — причём как по сырьевой, так и не сырьевой его частям. Однако в то же время наш восточный сосед Китай отреагировал на складывающуюся ситуацию очень сдержанно. Он не только не осудил действия России, но также не поддержал отключение России от системы межбанковской коммуникации SWIFT. В связи с этим можно рассчитывать на то, что санкции повлияют на торговлю с КНР в гораздо меньшей степени, чем в случае с другими странами (это уже подтвердили китайские чиновники). В связи с этим российским предпринимателям в своей внешнеторговой деятельности снова придётся сделать упор на Китай. В этом материале мы расскажем вам о механизмах и условиях, которые значительно упрощают работу в Поднебесной и делают Китай самым предпочтительным торговым партнёром ближайших лет.

На международной площадке представлены инициативы ЕЭК по таможенному регулированию трансграничной электронной торговли

Для адекватного и полноценного таможенного регулирования вопросов трансграничной электронной торговли необходимо формирование новой правовой базы.

29 апреля 2022 г.

Инициативы Евразийской экономической комиссии по регулированию трансграничной электронной торговли в ЕАЭС представил директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Сергей Владимиров 28 апреля в рамках 235 и 236 сессий Постоянного технического комитета Всемирной таможенной организации (ВТамО). В презентации Сергей Владимиров осветил основные моменты, связанные с текущим регулированием внешней электронной торговли, комплексной работой по внесению изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС, реализацией пилотного проекта, который позволит апробировать новую технологию совершения таможенных операций в электронной торговле товарами. «В Таможенном кодексе Союза, как и во многих странах мира, пока нет отдельных норм для товаров трансграничной электронной торговли. Поэтому для адекватного и полноценного таможенного регулирования вопросов трансграничной электронной торговли необходимо формирование новой правовой базы, – отметил Сергей Владимиров. – При проведении такой работы мы в полной мере ориентируемся на международные стандарты, которые формируются на площадке ВТамО, прежде всего на Рамочные стандарты трансграничной электронной торговли». Представитель ЕЭК отметил, что для апробации нового регулирования в Союзе реализуется пилотный проект, и об эффективности новых подходов можно будет судить по первоначальным итогам эксперимента. Меморандум о взаимопонимании между Комиссией и ВТамО подписан в 2006 году. Он предполагает укрепление сотрудничества, взаимодействие между организациями и участие Комиссии в рабочих органах и других мероприятиях ВТамО. Постоянный технический комитет (ПТК) образован 15 декабря 1950 года в соответствии со статьёй V Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества, действует под общим руководством Совета ВТамО и Политической комиссии при административной поддержке, предоставляемой Секретариатом ВТамО. ПТК обеспечивает стратегическое направление работы, проводимой ВТамО в отношении продвижения, развития и администрирования инструментов согласно стратегическому плану организации.

Трансграничная электронная торговля:  новые возможности, проблемы и пути решенияАгентство «Событие»
представляет практическую конференцию
«Трансграничная электронная торговля: 
новые возможности, проблемы и пути решения»
26 сентября 2018 г. Москва, отель Шератон Палас, ул. 1-я Тверская-Ямская, 19. Программа:
09. 00 – 10. 00 Регистрация участников
10. 00 – 12. 00 Стратегическая сессия: 
Правовое регулирования: новые возможности или новые ограничения?
Вопросы для обсуждения:

  • Рост объемов трансграничной торговли: потенциальные риски, влияние на внутренний рынок и проблемы администрирования.
  • Международный опыт и практика регулирования интернет-торговли. Налоговое и таможенное регулирование трансграничной торговли в передовых странах.
  • Таможенное администрирование экспресс-грузов и международных почтовых отправлений. Нововведения в праве Евразийского экономического союза.
  • Инициативы Российской Федерации по снижению порога беспошлинного ввоза товаров для личного пользования физическими лицами на национальном уровне, а также опыт других стран ЕАЭС по установлению беспошлинного лимита.
  • Пилотные проекты Федеральной таможенной службы. Как попасть в эксперимент ФТС России?
  • Законодательные инициативы Министерства финансов Российской Федерации.
  • Налоговое регулирование трансграничной электронной торговли. Необходимость регистрации иностранного интернет-магазина в качестве налогоплательщика в России.
  • Инициативы отечественных ритейлеров по установлению таможенных и налоговых сборов в отношении зарубежных конкурентов.

00 – 12. 30 Кофе-брейк
12. 30 – 14. 30 Практическая сессия:
Инструменты стимулирования электронной коммерции. Вопросы для обсуждения:

  • Уплата таможенных платежей в отношении товаров, приобретенных в зарубежных интернет-магазинах. Возможности онлайн-банков и платежных сервисов для физических лиц.
  • Экспорт по каналам электронной коммерции. Инициативы Российского экспортного центра по поддержке выхода российского экспорта на площадки электронной коммерции.
  • Изменения в таможенном регулировании доставки экспресс-грузов как стимул для дальнейшего развития несырьевого экспорта по каналам международной электронной торговли.
  • Инициативы по созданию системы электронного взаимодействия между ФТС и ФНС для автоматического подтверждения права экспортера на 0% НДС.
  • Проблемы возврата невостребованных товаров.
  • Логистические решения для онлайн экспортеров.
  • Сервис Почты России по упрощенному экспорту.

К дискуссии приглашаются:

  • Мукай Кадыркулов, член Коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству, ЕЭК.
  • Василий Осьмаков, заместитель министра промышленности и торговли.
  • Дмитрий Некрасов, директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики, ЕЭК.
  • Дмитрий Сатин, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы.
  • Алексей Скатин, первый заместитель генерального директора по инфраструктуре, Почта России.
  • Никита Золкин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики.
  • Армен Манукян, старший эксперт по электронной торговле Российского экспортного центра.
  • Вадим Козаев, начальник отдела анализа рисков и постконтроля ДТЗиПП ЕЭК.
  • Владимир Саркисов, президент Ассоциации экспресс-перевозчиков.
  • Артем Соколов, генеральный директор, Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ).
  • Сириль Николя Коллин, директор по продажам департамента e-commerce Декатлон.
  • Андрей Павлов, основатель и президент Zenden Group.
  • Алексей Федоров, собственник компании «220 вольт».
  • Флориан Янсен, сооснователь и генеральный директор, Ламода.

E-commerce

На фоне всего информационного потока, связанного с фактической отменой авиасообщения с Европой, пришла и ровно противоположная новость — с 14 марта Китай снова начнёт принимать рейсы из России. Однако, к сожалению, прилететь на них в КНР россияне не смогут — китайцы всё ещё не оформляют иностранцам ни одну из категорий виз. Граница между двумя странами почти наверняка будет оставаться на замке до конца 2022 года, но есть обоснованные надежды на то, что полноценные пассажирские перевозки между двумя странами начнут восстанавливаться уже в начале 2023 года.

Тем не менее, это не означает, что предприниматели из нашей страны не смогут в полной мере вести бизнес с Китаем ещё целый год. Причём это касается даже тех компаний, которые раньше не имели опыта работы с Китаем. Ещё до пандемии китайские власти и технологические корпорации сумели создать систему, которая позволяет иностранным предприятиям «удалённо» вести прибыльную торговлю в КНР.

Основной частью этой системы можно назвать чрезвычайно развитую в Китаю сферу интернет-торговли. Согласно статистике, китайский рынок электронной коммерции является крупнейшим в мире (объём продаж в нём находится на уровне 2 трлн $), на него приходится до половины от всей розничной торговли Поднебесной. У китайских покупателей практически не осталось никаких предрассудков касательно надёжности онлайн-шоппинга — в интернет-магазинах они делают заказы на товары из самых разных продуктовых категорий.

Правда, в обычных условиях для того чтобы иностранная компания могла использовать этот канал продаж, по законодательству КНР ей необходимо зарегистрировать юридическое лицо на территории Китая, а также открыть счёт в китайском банке. Также работа интернет-магазина требует расходов на создание инфраструктуры внутри страны — офис, сотрудники, склад и т. Всё это требует немалых финансовых затрат и усилий даже в обычное время, а в период пандемии и экономической нестабильности это подчас становится довольно трудным для выполнения квестом.

Cross-border

Однако избежать эти сложности всё-таки можно. Это возможно при ведении торговли по схеме cross-border. Она предполагает два варианта отправки продуктов клиентам, заказавшим их на торговой площадке:

  • В первом случае продукция экспортёра доставляется на склад маркетплейса, находящийся за пределами Китая, или в бондовой зоне на территории КНР. Далее, как только пользователь маркетплейса делает заказ на единицу товара на складе, начинается процесс таможенной очистки товара, упаковки и отправки клиенту с помощью курьерской службы.
  • Во втором случае бондовые склады не задействуются, и доставка конкретного заказанного продукта клиенту осуществляется напрямую со склада в стране происхождения товара.

Первый вариант по ряду причин выглядит более привлекательным. Прежде всего потому, что китайские маркетплейсы уже давно приучили своих пользователей к чрезвычайно быстрой доставке товаров — обычно до 3 дней — такие сроки почти невозможны при отправке не из одной из частей России. Более же долгое ожидание оплаченного продукта может негативно повлиять на потребительский опыт клиентов и соответственно на восприятие бренда.

Читать также:  Что такое онлайн-торговля и как она работает

Кроме того, стоит помнить, что при использовании второго варианта заниматься таможенными вопросами экспортёру придётся самостоятельно с помощью сторонней импортной компаниии-посредника из КНР.

В любом случае использование cross-border фактически избавляет иностранные компании от необходимости юридического присутствия предприятия в Китае — это является большим плюсом для брендов, которые только-только начинают торговать в китайском интернете и ещё не имеют точного представления о спросе на свои продукты. Таким образом, им не нужно открывать компанию и банковский счёт в КНР и тратить средства на самостоятельную настройку инфраструктуры. Всю же операционную деятельность магазина могут взять так называемые партнёры маркетплейса.

Кроме того, работа через cross-border позволяет компаниям быть более гибкими, если они продают свои продукты сразу на нескольких азиатских рынках — таможенная очистка каждой купленной единицы продукта происходит только после того, как пользователь маркетплейса оставляет заказ на сайте, а это значит, что предпринимателям не нужно предварительно разделять экспортируемые партии по стране продажи. Это поможет избежать ситуации, когда один и тот же товар реэкспортируются в другую страну и его себестоимость увеличивается из-за повторной уплаты таможенных пошлин.

«Умный склад» компании Cainiao, партнёра маркетплейса Tmall

На сегодняшний день почти каждый крупный китайский маркетплейс имеет отдельный cross-border раздел в своём мобильном приложении (самым известным из них является Tmall — недавно мы опубликовали два материала о способах продвижения на этой платформе Alibaba Group). Есть в Китае и популярные онлайн-платформы (например, Kaola), ориентированные исключительно на трансграничную торговлю.

Китайские покупатели доверяют местным системам проверки качества импортных товаров, поэтому делают заказы на товары через cross-border без лишней настороженности.

Бурному росту cross-border в Китае способствует активная поддержка этого направления со стороны властей Китая. О важности развития такой формы торговли в прошлому году высказывался даже глава Китая Си Цзиньпин. Частично благодаря и этому в последние пять лет объём трансграничной электронной торговли в Китае увеличился в 10 раз. Так, с 2015 года в стране создаются многочисленные Пилотные зоны трансграничной электронной торговли, ориентированные на максимальное облегчение такой формы коммерции. Сейчас в Китае функционируют 132 подобные зоны.

Зоны свободной торговли

Еще одной частью системы, которая облегчает «дистанционное» ведение бизнеса в Китае являются бондовые зоны, также известные как зоны свободной торговли. Они начали постепенно появляться в разных провинциях Китая с 2013 года. Именно на территории этих зон и находятся склады, на которых могут храниться товары до их таможенной очистки.

Также в случае, если западная компания всё же видит необходимость в открытии предприятия на территории Китая, это удобно сделать именно в бондовой зоне. Компании, зарегистрированные в них, могут получать налоговые и таможенные льготы. Кроме того, иностранным предприятиям даже разрешено вести производство в рамках зон свободной торговли.

На сегодняшний день в Поднебесной насчитывается 21 бондовая зона — бóльшая их часть сосредоточена в прибрежных районах Китая, а также в центральных и юго-западных провинциях страны. Но в 2019 году одна из таких зон появилась и на границе между Россией и КНР — в северо-восточной провинции Хэйлунцзян. И, по всей видимости, в ближайшие годы значение этой бондовой зоны для нашей страны будет стремительно повышаться.

Въезд в самую северную зону свободной торговли Китая в провинции Хэйлунцзян

Логистика

Не так давно перевозки через сухопутную границу между двумя странами пользовались популярностью в большей степени либо у крупных экспортёров минеральных ресурсов, либо у мелких китайских челночников, закупающихся русскими продуктами в приграничных городах России. Предприятия же из европейской части России в основном предпочитали отправлять свою продукцию в Китай морскими путями.

Однако коронакризис значительно изменил сложившийся порядок вещей. Радикальное повышение стоимости перевозки контейнеров морём и строгие санитарные проверки в портах заставили российских бизнесменов и логистов искать альтернативные способы доставки продуктов в Китай. Главным из них стала транспортировка товаров по железнодорожным дорогам до северных границ Китая. Ранее такой маршрут часто игнорировался экспортёрами из-за ряда серьёзных недостатков железнодорожных перевозок. Однако обстоятельства заставили изменить отношение к этому виду транспорта. В будущем в условиях санкций и нестабильности морских путей привлекательность такого способа транспортировки в Китай товаров может только увеличиться, т. при отправлении товара грузовыми поездами минимизируется влияние третьих стран и внешних обстоятельств на ход поставки.

К слову, также возможны и автомобильные перевозки грузов. Так что ещё одним преимуществом торговли с Китаем можно смело назвать многообразие способов транспортировки.

Проведение финансовых операций

Что же касается перемещения выручки от продажи товаров в обратную сторону, то здесь законное беспокойство вызывает влияние на бизнес отключение России от системы SWIFT и прекращение работы карт платёжных систем Visa и Masterсard российских банков за рубежом.

Даже осуществление самого худшего прогноза, предполагающего отключение всей банковской системы, по всей видимости, не нанесёт столь серьёзного удара по российско-китайским торговым отношениям. Дело в том, что на восточном направлении у SWIFT существуют альтернативы. Во-первых, это отечественная Система передачи финансовых сообщений (СПФС), с которой работает Банк Китая, а, во-вторых, китайская Система трансграничных межбанковских платежей (CIPS) — к ней уже подключено более двух десятков банков из России.

Что же касается прекращения работы в России платёжных систем Visa и Masterсard, мы можем с высокой долей уверенности говорить, что китайский UnionPay не последует примеру западных конкурентов и продолжит сотрудничать с нашей страной. В то же время со временем всё больше российских банков будут предлагать своих клиентам оформить кобейджинговые карты Мир-UnionPay.

Тем не менее стоит помнить опыт первой волны санкций 2014 года, после которой многие китайские банки, боясь санкций со стороны западных стран, с немалыми перебоями работали с российскими компаниями, хотя публичной отмашки со стороны властей Китая на это никогда не поступало. К сожалению, следует ожидать продолжения и, скорее всего, даже усиления этого тренда.

Таможенные пошлины

В целом, Китай, несмотря на заявления о желании уйти от зависимости от экспортной продукции, проводит довольно лояльную политику в сфере таможенных пошлин. По большинству продуктовых категорий импортные тарифы нельзя назвать очень высокими и, кроме того, Китай регулярно снижает пошлины на широкий спектр иностранной продукции. Так, в 2020 году были уменьшены пошлины на 850 категорий товаров, а в этом году — на 954. Среди них:

  • широкий перечень видов замороженной рыбы, некоторых ракообразных и моллюсков
  • молочная сыворотка и сыры
  • молочные смеси и детское питание
  • орехи
  • сушёная клюква
  • апельсиновый сок
  • ряд алкогольных напитков
  • декстрины и модифицированные крахмалы, продукция корма для животных, протеин в порошке, продукты растительного происхождения для животных
  • широкий перечень минералов
  • фармацевтическая продукция
  • пластмасса, каучук и изделия из них
  • эфирные масла
  • большое количество металлов и металлических изделий
  • широкий перечень видов древесины и изделий из неё
  • и многие другие категории товаров (с полным и подробным списком можно ознакомиться по ссылке — документ на китайском языке)

Новая парадигма мира, новая коммерция

Итак, идём дальше и переносимся в 2020 год. Мир парализован и осознал всю серьёзность COVID-19, однако продажи в электронной коммерции, как росли, так и продолжают расти. Большинство потребителей перешли в Интернет. Несмотря на кризис поставок, компании смогли адаптироваться и представить решения, чтобы оставаться жизнеспособными. И эту жизнеспособность, в период пандемии ускорила именно цифровая трансформация логистики и цепочки поставок. Цифровые транзакции вывели торговлю и логистику на новый уровень.

Логотип организации UNECE (ЮНКТАД)

Несмотря на ограниченные возможности, именно грузовые авиаперевозки продемонстрировали большую способность быстро и эффективно организовать поставки средства индивидуальной защиты (СИЗ), товаров первой необходимости и вакцин. Работа кипела на всех уровнях, и авиакомпаниям удалось переоборудовать пассажирские самолеты для перевозки грузов, а также получить необходимые разрешения для данных операций и внедрить инновационные стратегии погрузки, чтобы сократить расходы и оптимизировать время выполнения работ. Все это происходило в ограниченных временных рамках и заняло буквально несколько недель. Крупный бизнес также положительно отреагировал на это, и в повестке руководящих должностей появился пункт, отвечающий за инвестиции в грузовые перевозки на самолётах. На этом фоне быстрый рост электронной коммерции на авиатранспорте был гарантирован, а продажи в этом сегменте заняли большой объем от обычных торговых взаимодействий.

Это прекрасно видно на примере, таких гигантов, как Amazon, которые усиливают свое присутствие в сфере логистики за счёт появления собственного парка самолетов и другой техники для доставки. Уже есть данные аналитического агентства Gartner, согласно которым «во всем мире на Amazon приходится 3 миллиона продавцов из 7. 1 миллиона интернет-магазинов».

Конечно, мнения в отношение будущего e-commerce расходятся, и есть те, кто отмечает, что традиционная торговля может вернуть часть утраченных позиций. Однако эксперты остаются едиными в том, что всё больше компаний понимают пользу от удалённой работы части своих сотрудников. То есть как минимум, этим сегментом интернет-торговли сможет себя обеспечивать.

Если же мы говорим о сервисе, то вне зависимости от того, кто является покупателем (частное лицо или бизнес), они хотят получить свой груз быстро и без обращения к большому числу посредников. По словам Чака Клоудиса, управляющего директора консалтинговой компании Trans-Logistics Group, авиагрузы сыграли в этом огромную роль и обеспечили рост глобальной электронной коммерции: «Воздушные грузы по важности стали конкурировать с доставкой последней мили и почтой».

Да, согласно IATA в 2021 — 2022 годах сохранится недостаток грузовых мощностей и тарифы на авиаперевозки останутся высокими из-за нехватки и переполнения океанских мощностей, а также неопределенного воздействия вакцины и продолжающегося дефицита пассажирских рейсов. Хотя, как отмечает Тобиас Вельфель из консалтинговой компании McKinsey & Company: «мы видим уже сейчас, что международным перевозкам через электронную торговлю трудности не мешает показывать рост, в отличие от «общих» грузовых авиаперевозок, которые в целом снизились». Вёльфель также заметил, что изменение режима доставки делает авиагрузовые перевозки и трансграничную электронную торговлю все более дополняющими друг-друга: «На рынке, наконец, появился гибридный продукт, расположенный между дорогой экспресс-доставкой и значительно более медленной и менее надёжной, но недорогой почтовой доставкой. Услуга начинает набирать обороты, и это можно увидеть благодаря статистике объемов в страны отправления или назначения, а также в упрощении управления цепочками поставок с помощью взаимодействия торговых площадок».

Международная ассоциация воздушного транспорта

Но там, где взаимодействия бизнеса, там должны возникать большие прибыли. И это действительно так, в специальном отчете IATA о влиянии электронной коммерции на грузовые авиаперевозки говорится, что 10 крупнейших игроков электронной коммерции, извлекают выгоду благодаря слаженной работе с поставщиками, имеющими представителей по всему миру. Китай традиционно является крупнейшим рынком электронной коммерции, а значит самый быстрый рост в секторе онлайн-торговли к 2022 году может наблюдаться и в ближайших к Китаю странах: Индии, Индонезии и России.

Российский опыт

И вот я упомянул Россию, а значит мы поговорим об электронной коммерции в этой стране. В РФ, как и во всем мире бал правит стремление к цифровизации. Этот принцип остаётся единственным способ сохранения конкурентоспособности в условиях производства, основанного на массовом внедрении информационных технологий, больше известного, как Индустрия 4. Большие и неподвижные компании стремятся следовать цифровому тренду, это же даёт импульс малым и средним предприятиям. Так, по данным Российского экспортного центра (РЭЦ) за 2018 год в России e-commerce продала товаров и услуг на $35 млрд. А в 2020 году страна заняла девятое место в мире по объему электронной коммерции, и общий тренд мирового роста позволил наращивать объемы и дальше.

Читать также:  10) Влияние внешней среды на электронную коммерцию, и 11

Старший вице-президент РЭЦ Алексей Кожевников в связи с этим отмечает, что России необходимо перенимать опыт электронной торговли в Китае: «Мы изучаем китайский опыт работы с маркетплейсами, проникновение онлайн-систем в ритейл и привлекаем китайских партнеров с целью проведения тренингов для наших экспортеров, желающих развиваться в e-commerce». И да, у Китая есть очень интересные кейсы. К примеру, один день – 11 ноября 2019 года, в китайский «день холостяков», китайские торговые площадки сделали продажи на $40 млрд, то есть — на $5 млрд больше, чем Россия за весь 2018.

Кроме того, до 2024 года будет реализовываться национальный проект «Цифровая экономика». Главной целью проекта является повышение внутренних затрат (по совокупному ВВП) на развитие e-commerce не менее, чем в три раза по сравнению с 2017 годом. Также стоит необходимость создания устойчивой, безопасной и общедоступной инфраструктуры для больших объемов данных. Важна здесь и финансовая составляющая, где по прогнозам экспертов, через 10 лет в списке самых дорогих компаний мира будут компании, связанные с IT и E-commerce, а банки и добывающие компании будут занимать места во втором и третьих десятках.

Окно возможностей

Таким образом, можно отметить, что электронная платформа — это открытые возможности для продавцов и бизнеса по всему миру. Это шанс расширить в десятки, сотни и даже тысячи раз приток покупателей и доходы.

P2F – пассажирский самолёт, который превратили в грузовой. На период карантина такие самолёты помогали и помогают перевозить множество грузов

Но, чтобы извлечь выгоду из этого значительного потенциала и воспользоваться выгодами, как электронной коммерции, так и быстрой доставки авиатранспортом, отрасли, необходимо сделать акцент на том, что будет определять будущее.

По мере того, как сектор грузовых авиаперевозок будет становиться сильнее, он все больше и больше подходить для обслуживания быстрорастущего рынка электронной коммерции. Цифровым грузоперевозкам, будет важна прозрачность и видимость данных для принятия более разумных решений по всей цепочке поставок.

А поскольку за груз отвечают разные службы необходимо объединять усилия и договариваться друг с другом. У каждого из клиентов в сегменте B2B очень разные запросы, однако необходимо, чтобы все они решались быстро и оперативно. Чтобы у бизнеса была возможность планировать, контролировать и оценивать поставки в соответствии с различными обязательствами и потребностями ключевых для бизнеса клиентов.

В мировой практике уже давно является нормой, когда активная деятельность на электронных площадках, выходит далеко за рамки работы собственного интернет-магазина. Таким образом, если вы отправляете небольшие объёмы, то вам помогут экспресс службы. Однако, если есть необходимость в крупных поставках, будь, то лекарства или модная коллекция одежды, но нет времени на консолидацию грузов, я рекомендую вам обращаться к прямым грузовым агентам. Они не только имеют возможность работать напрямую с авиакомпаниями и тем самым снижать стоимость перевозки, но и предоставят полный наземный и воздушный сервис, включая упаковку груза, оформление документации, складское оформление, а также сдачу и получение груза. Все это упростит логистику и оставим вам возможности для масштабирования и анализа остальных аспектов вашего бизнеса.

Если у вас есть вопросы или предложения, можете задать их здесь или в нашем Telegram-канале!

Список источников: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Стирая границы

Площадки электронной коммерции агрегируют огромные выборки товаров и услуг, делают ценообразование и сравнения более прозрачными. А дальнейшее развитие цифровых платформ, логистических технологий и способов обработки данных будет сокращать трансграничные транзакционные издержки, в том числе таможенное оформление посылок, и стимулировать развитие международной электронной коммерции, отмечают в MGI.

С одной стороны, электронная торговля стирает границы между странами и позволяет, по сути, любому, даже небольшому, бизнесу выйти на международный рынок. С другой — заставляет власти искать новые подходы к регулированию коммерческих потоков, чтобы обеспечить равные возможности для местных и зарубежных игроков, и пересматривать принципы налогообложения компаний, оказывающих заметное экономическое влияние, но при этом не имеющих физического представительства в стране.

В частности, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала «План противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» (BEPS), который в 2015 году одобрили лидеры стран ОЭСР и G20. Он предполагает ряд мер, нацеленных на борьбу с уходом от налогов крупнейших международных компаний, контроль за трансграничными операциями и противодействие схемам налоговых оптимизаций. Например, в рамках реализации этого плана ЕС начиная с этого года обяжет электронные торговые площадки с годовым оборотом поставок свыше €10 тыс. обеспечивать уплату НДС на товары, ввозимые из-за границы Евросоюза. Выработкой собственного подхода к налогообложению трансграничной электронной торговли занимаются и в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), однако пока консенсуса по этому вопросу евразийской пятерке достичь не удалось.

По подсчетам «Яндекса», создавшего собственный маркетплейс для трансграничной торговли, две трети россиян покупают что-то в иностранных интернет-магазинах, причем 90% этих покупок составляют товары из Китая. По данным Банка России, только за первые три квартала 2018 года россияне приобрели в зарубежных интернет-магазинах товаров на сумму $7,5 млрд, до этого рекордный показатель $8,7 млрд был зафиксирован в 2017 году (впрочем, этот показатель учитывает не только товары, но и, например, бронирование жилья на международных онлайн-площадках Booking. com и Airbnb). Официальная статистика об объемах трансграничной электронной торговли отсутствует не только в РФ, но и в других странах ЕАЭС, отмечали в ЕЭК.

В России самая высокая доля населения, совершающего трансграничные покупки, отмечают в международной Ecommerce Foundation.

Учет и контроль

По данным завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Дмитрия Завьялова, в трансграничной торговле в российской электронной коммерции участвуют по меньшей мере 22 млн покупателей, которые получают 350 млн посылок в год. И это, по его словам, является предметом беспокойства как для государства, так и для бизнеса, «рассматривающих зарубежные покупки россиян как очевидную слабо контролируемую конкурентную силу».

Зарубежные интернет-продавцы, как правило, имеют конкурентные преимущества за счет грамотно организованных бизнес-процессов, логистики, говорит Дмитрий Завьялов. Кроме того, иностранные продавцы в отличие от российских не могут предложить покупателям быструю доставку товара и оплату при получении, поэтому низкая цена остается их единственным преимуществом. Иностранные интернет-магазины иногда даже дотируют доставку товара себе в убыток, чтобы зайти на российский рынок, отмечает руководитель кластера «Электронная коммерция» РАЭК Иван Кургузов.

«Границы постепенно стираются, ретейл объединяется с производством, и суровая и срочная необходимость — выравнять условия для компаний, у которых и продавец (юридически и физически), и покупатель находятся в России, и компаний, у которых физического и/или юридического присутствия в России нет», — уверен Иван Кургузов.

По словам первого заместителя ФТС России, вице-председателя совета Всемирной таможенной организации Руслана Давыдова, число международных почтовых отправлений, обрабатываемых российской таможней, выросло с 2011 по 2018 год в 30 раз, с 11 млн до 340 млн. «Отсутствие полноценного контроля в данной сфере делает ее фактически беспошлинной для иностранных государств, что влечет за собой финансовые потери в отечественном секторе», — заявил чиновник.

По словам главы комитета Госдумы по бюджету Андрея Макарова, только в 2017 году неурегулированность трансграничной интернет-торговли принесла России убытков на 130 млрд руб. , а при сохранении существующих тенденций к 2020 году эта сумма может достичь 3 трлн руб.

Дискуссия о несправедливом конкурентном преимуществе иностранных игроков перед российскими, вынужденными уплачивать налоги, и недополученных доходах бюджета в России идет не первый год.

В 2017 году с инициативой введения НДС для зарубежных интернет-магазинов выступила ФАС, Минфин не исключал, что норма может вступить в силу уже в 2018–2019 годах, однако эта инициатива так и осталась под сукном — в отличие от так называемого налога на Google, обязавшего взимать 18-процентный налог с операций, проводимых иностранными ИТ-компаниями в интернете. Изначально эта обязанность ложилась на плечи покупателей — юридических лиц, которые выступали в роли налогового агента, однако с 1 января нынешнего года иностранные компании должны встать на налоговый учет и уплачивать НДС самостоятельно. Впрочем, как пишут «Ведомости» со ссылкой на проект письма ФНС, налоговый орган готов пойти на уступки бизнесу и вернуться к старым правилам.

Опустить планку

Регулирование импорта товаров решено было направить по другому пути: с 1 января 2019 года произошло двукратное снижение порога беспошлинной торговли. Теперь заплатить 30-процентную пошлину придется за зарубежную покупку, стоимость которой превышает €500 (прежний лимит — €1000), а вес — 31 кг. Данное решение было принято всеми странами — членами ЕАЭС. «На наднациональном уровне устанавливается только верхняя граница минимумов, сами страны вольны устанавливать минимумы ниже верхней границы. При этом наиболее активную позицию в данном вопросе занимает Республика Беларусь, что привело к неоднозначным последствиям», — говорит завлабораторией развития налоговой системы Института экономической политики им. Гайдара Наталья Корниенко.

Действительно, Минск несколько лет назад установил планку беспошлинного ввоза на уровне €22, однако в результате бюджетные сборы выросли незначительно (по данным ЕЭК, средняя стоимость посылки из-за границы союза не превышает эту сумму), государственный почтовый оператор «Белпочта» пожаловался на убытки в 4,6 млн белорусских рублей ($2,1 млн по тогдашнему официальному курсу). При этом вырос поток серого импорта, ввозимого через страны Таможенного союза с более высоким порогом беспошлинного ввоза.

С 1 января 2020 года максимальная планка беспошлинного ввоза в ЕАЭС будет снижена до €200. Более радикальным решением на национальном уровне может стать снижение границы до нуля — тогда заплатить придется за любую посылку. Сторонниками столь радикальной меры выступают не только представители российского ретейла, но и ФТС (там полагают, что это может принести бюджету до 25 млрд руб. в год), и Минфин, против — Минпромторг и «Почта России». В Минпромторге заявили, что обязательная пошлина сократит выбор товаров для потребителя, но не будет способствовать развитию отечественного производства. При этом администрирование пошлин и НДС может обойтись государству примерно в €10 на одну посылку, что, учитывая ее среднюю скорость, приведет только к убыткам. В министерстве ссылаются на опыт Канады, которая тратит $160 млн для сбора $40 млн пошлин с ввозимых товаров стоимостью от $20 до $80. Российский почтовый оператор, в свою очередь, опасается резкого снижения объемов зарубежных посылок и негативного влияния на развитие инфраструктуры электронной коммерции внутри страны. Летом 2018 года директор «Почты России» Николай Подгузов в письме вице-премьеру Максиму Акимову предупреждал, что обнуление порога беспошлинного взноса может привести к заморозке совместного проекта с ВТБ по созданию сети логистических центров стоимостью 35 млрд руб. Почтовый оператор также выступал против предложения Минфина о досрочном снижении планки до €200 с 2019 года — пилотный проект по дистанционному взиманию пошлин с зарубежных онлайн-покупок «Почта России» запустила лишь в январе текущего года.

«Нужно не пытаться закрыть внутренний рынок, а помочь развитию отечественных цифровых маркетплейсов, открыв им доступ к зарубежному потребителю. На сегодняшний день наши интернет-продавцы делают только первые шаги по выходу на зарубежные рынки», — говорит Дмитрий Завьялов.

В рамках ЕАЭС этому может способствовать создание открытой платформы для ведения внешнеэкономической деятельности в рамках реализации цифровой повестки союза. Ее создание в декабре поддержала рабочая группа по нормативному регулированию при АНО «Цифровая экономика», сообщил ее глава Дмитрий Тер-Степанов. «Такая платформа позволит клиентам получать в электронном виде любые сервисы по логистике, перевозке, страхованию, таможенным операциям, финансовому обеспечению внешнеторговых сделок, получению разрешительных документов, взаимодействию с госорганами, предоставлению отчетности», — отметил он. Среди других поддержанных инициатив — запуск единого стандарта раскрытия и доступа к информации, необходимой для принятия бизнес-решений и уменьшения рисков. Кроме того, ЕЭК уже приступила к разработке концепции согласованной налоговой политики в сфере электронной торговли стран евразийской пятерки — там рассчитывают, что это поможет бороться с уклонением от налогов и создаст справедливые конкурентные условия для электронной торговли между странами

Отечественные покупатели задают темп

Российский сектор e-commerce, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), остается один из самых динамичных в цифровой экономике страны, несмотря на то что темпы его роста несколько замедлились из-за общего снижения покупательной способности. Его объем в прошлом году вырос на 16% и достиг 2 трлн руб. Число заказов в российских интернет-магазинах за последние пять лет выросло в 2,5 раза и за прошлый год — на 25% по отношению к 2017-му. Таким образом, динамика покупок в отечественных онлайн-магазинах сравнялась с темпом роста числа заказов в иностранных интернет-магазинах (25%). «Опережающий рост кроссбордера закончился», — констатируют в РАЭК.

По данным Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), темпы роста трансграничной торговли продолжают опережать рост внутренней, но разрыв действительно сильно сократился: если в 2016 году зарубежные игроки демонстрировали прирост на 30% в год, а отечественные — только на 6%, в 2018 году — 20 и 16% соответственно. При этом трансграничная торговля демонстрировала те же тренды, что и внутрироссийская, — рост числа заказов при сокращении средней суммы чека. Доля российских интернет-магазинов в объеме рынка электронной торговли, по данным НАДТ, достигает порядка 76%, более 24% приходится на зарубежные.

Оценки объемов рынка и числа покупателей несколько расходятся в зависимости от методик и анализируемых показателей. Однако очевидно, что россияне тяготеют к возможности совершать покупки за рубежом, не выезжая из страны.

Как сейчас регулируется трансграничная торговля

Сейчас от пошлины (30% стоимости заказанных товаров) освобождены посылки стоимостью €500 в месяц. С 1 января 2020 года порог должен снизиться до €200, но уже с каждой отдельной посылки пошлина составит 15% от суммы превышения, но не менее €2 за перевес (максимально допустимый вес посылки — 31 кг).

Читать также:  Показатели растущие с развитием цифровой экономики

Однако на прошлой неделе стало известно, что правительство вернулось к идее радикально снизить порог взимания пошлины — с 2022 года ее начнут взимать с отправлений дороже €20. Соответствующее предложение Минфина одобрил премьер-министр Дмитрий Медведев. Он поручил проработать вопрос для рассмотрения на совете глав правительств Евразийского экономического союза. Минфин уже подготовил и направил на согласование в заинтересованные ведомства проект поручения Совета Евразийской экономической комиссии о проработке предложения российской стороны.

Всего год назад руководитель департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов называл меру о введении порога €20 радикальной.

Как влияет трансграничная торговля на экономику

Трансграничная торговля является не только важным фактором в развитии современного ретейла, но и стимулирует конкуренцию внутри отрасли, отмечают специалисты НИУ ВШЭ в своем исследовании.

Возможность российских потребителей делать онлайн-заказы в других странах позволяет сгладить региональные диспропорции в розничной торговле. Сегодня лидеры по количеству входящих международных посылок на душу населения не только Москва и Санкт-Петербург, но и города в северных регионах и небольшие города в промышленно развитых местах: если в среднем по России этот показатель в 2018 году составил 2,4 посылки на человека, то в Салехарде, например, 14,8 посылки.

Быстрые темпы роста онлайн-торговли и трансграничной онлайн-торговли в России в 2010-е годы были связаны с эффектом низкой базы и по мере насыщения рынка будут замедляться, констатируют в НИУ ВШЭ. По мнению ее специалистов, Россия все еще отстает от европейских стран по количеству посылок на душу населения: например, в Великобритании жители получают в два раза больше посылок, а в Нидерландах — в три раза.

Обработка международных отправлений — один из главных факторов роста рентабельности для международных почтовых операторов. Работа с такими посылками — это 20% выручки «Почты России», указывают в ВШЭ. Наибольший показатель у немецких почтовых операторов — 69%.

Что будет при введении НДС

Исследователи НИУ ВШЭ рассмотрели два обсуждаемых сценария: введение НДС, который будет взиматься уполномоченным лицом (почтовыми операторами) и НДС-регистрация онлайн-магазинов (интернет-площадки с оборотом более $50–100 тыс. регистрируются в специальной системе ФНС).

Введение НДС для зарубежных онлайн-торговцев обсуждается не первый год. За него, в частности, выступала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), представляющая крупнейших российских онлайн-ретейлеров. Обсуждала с заинтересованными ведомствами введение налога и Федеральная налоговая служба. Вновь этот вопрос поднимался в мае 2019 года на совещании, посвященном выравниванию конкуренции в сфере интернет-торговли в ФАС.

Эксперты просчитали варианты при разных уровнях не облагаемого налогами лимита: €0–20–50–100–200–500–1000. В расчетах учитывались прямые затраты, в том числе средние зарплаты, нормативы трудозатрат, время обработки и прочие показатели, влияющие на стоимость администрирования посылки. Международная практика показывает, что почтовые операторы для покрытия расходов, связанных с досмотром посылок, вынуждены устанавливать дополнительные сборы, значительно увеличивая конечную стоимость посылки, отмечают специалисты НИУ ВШЭ.

Основной вывод, к которому пришли эксперты: суммарный экономический эффект, то есть разница между затратами всех участников цепочки от продавца до покупателя и возможными поступлениями в бюджет, а также от введения НДС на импортные посылки вне зависимости от лимита, будет отрицательным.

  • При уплате НДС уполномоченному лицу с нулевым лимитом, когда все посылки облагаются сбором, нетто-экономический эффект составит минус 32 млрд руб. Дополнительные затраты потребителей составят в этом случае более 110 млрд руб., а почтовые операторы на фоне сокращения числа входящих посылок потратят более 30 млрд руб.
  • При лимите €20 суммарный экономический эффект составит минус 36 млрд руб., а только затраты на администрирование НДС оценены в 28,9 млрд руб.
  • В случае с НДС-регистрацией онлайн-магазинов суммарный экономический эффект будет лучше, но все равно останется отрицательным. При безлимитном пороге €20 это минус 9,6 млрд руб., в таком случае интернет-магазины потратят более 10 млрд руб., а потребители заплатят на 36,6 млрд руб. больше.
  • При НДС-регистрации исследователи также отмечают увеличение рисков со снижением собираемости налога — у государства не всегда будет возможность отследить, зарегистрировался ли онлайн-магазин в системе.

«Данный вопрос необходимо рассматривать комплексно, поскольку речь, с одной стороны, идет о регулировании внешнеэкономической деятельности, а с другой — о поддержке российского внутреннего производства. Инструменты, конечно, должны соответствовать техническому развитию страны, и их определит правительство», — прокомментировал результаты исследования президент АКИТ Артем Соколов. Ему расчеты НИУ ВШЭ показались завышенными: модель оператора при интернет-торговле требует только интеграции софта с интернет-площадкой и не предполагает затрат бюджета.

Как повлияет снижение порога беспошлинной торговли

Специалисты Института Гайдара, изучив мировую и российскую практику снижения порога беспошлинной торговли для зарубежных онлайн-магазинов, пришли к выводу, что в мире не существует корреляций, связывающих заградительные меры для ввоза товаров из других стран для частных лиц с защитой местных производителей. Наиболее разумно, считают исследователи, устанавливать подобные пороги в привязке к стоимости самих товаров, как будет с 2020 года, а не к временному интервалу, как сейчас.

Снижение порога беспошлинного ввоза покупок из зарубежных интернет-магазинов, расположенных за пределами ЕАЭС, снижает налоговую и деловую привлекательность страны и одновременно повышает вероятность роста серого и нелегального импорта, предупреждает Институт Гайдара. По мнению его специалистов, при снижении беспошлинного порога вырастает стоимость администрирования посылок: при текущем уровне собираемости и снижении порога до €20 расходы бюджета увеличатся на 10,6 млрд руб.

В случае существенного роста доли налогов в стоимости посылки, например НДС, возможен, по мнению Института Гайдара, такой сценарий: посылки будут приходить в Россию через транзитные каналы стран — членов ЕАЭС, прежде всего Казахстана и Киргизии. Долю серого импорта из Китая там Transparency Kazakhstan в 2017 году оценивал в 60 и 70% соответственно.

Решение о снижении порога беспошлинного ввоза товаров с 1 января 2020 года до €200 было принято на наднациональном уровне Евразийской экономической комиссией еще в 2017 году, напомнил РБК представитель Минфина. И финальное решение по дальнейшему снижению порогов беспошлинного ввоза должно быть принято во всех странах ЕАЭС. Поэтому любые расчеты эффектов решений, которые пока даже не сформулированы в окончательном виде, носят очень гипотетический характер, отметил представитель Минфина.

В ведомстве добавили, что уплата таможенных платежей через уполномоченного оператора не приведет ни к увеличению расходов бюджетных средств на таможенное администрирование, ни к дополнительной нагрузке на сотрудников таможенных органов.

В поисках баланса

Современные цифровые технологии расширяют возможности для международной торговли — онлайн-магазины позволяют потребителям легко приобретать товары со всех концов света. Однако цифровизация международных рынков ставит вопрос о необходимости вмешательства государства, причем и национальное, и глобальное регулирование еще только формируется. Вопросы барьерности регулирования сферы цифровой экономики — предмет острых международных дискуссий. Одни страны, например Россия и Китай, считают необходимым для достижения национальных целей, информационной безопасности, в частности, ввести ограничения в сфере передачи и хранения данных; другие, в первую очередь США, называют подобную позицию торговым протекционизмом.

Действительно, регулирование в цифровой среде часто оказывается достаточно обременительным. Примером может служить китайский проект «Золотой щит» (Great Firewall), позволяющий блокировать иностранные СМИ и цифровые платформы (около 10% из 1000 наиболее популярных глобальных онлайн-сервисов недоступно на территории Китая).

На практике при введении той или иной нормы (пример — требование к ИТ-компаниям раскрывать исходные коды при выходе на национальные рынки) регуляторам часто приходится делать выбор между интересами национальной безопасности и принципом свободы международной торговли.

На фоне других

Россия не является исключением. Однако, согласно оценкам ВАВТ, требования российского законодательства в цифровой сфере, включая регулирование взаимодействия с операторами связи, правила трансграничной передачи данных, вопросы защиты прав интеллектуальной собственности и регулирование электронных транзакций, не являются более обременительными, чем в большинстве стран ОЭСР.

В ряде случаев можно говорить о том, что в других странах, в том числе членах ОЭСР, существуют барьеры, отсутствующие в России. В качестве примеров можно привести ограничения на онлайн-рекламу, требования обеспечить коммерческое или локальное присутствие, а также требования для получения национального доменного имени. Требования, связанные с необходимостью обеспечить физическое присутствие в стране, чтобы получить национальное доменное имя, существуют во многих странах, включая Японию, Республику Корея, США, Австралию, Турцию, Бразилию и Аргентину.

Подобные барьеры на зарубежных рынках препятствуют расширению российского экспорта услуг. Если принять общий уровень нетарифных ограничений в отношении российских услуг, которые сегодня действуют на зарубежных рынках, за 100%, то в случае устранения рассмотренных выше ограничений снижение нетарифных барьеров в транспортных, строительных, страховых и информационно-коммуникационных услугах, поездках и услугах по переработке товаров может достигнуть от 25 до 40%.

С другой стороны, требования о локализации данных, применяемые в России и других странах, означают для российских компаний дополнительные ограничения на импорт услуг в целом ряде секторов, включая страховые и финансовые услуги, плату за пользование интеллектуальной собственностью. В России, в зависимости от сектора, верхняя граница локализационных барьеров составляет от 10,8 до 44,4% от общего уровня нетарифных ограничений в торговле услугами. Аналогичные ограничения в странах — партнерах российских поставщиков в разных секторах могут достигать от 14,2 до 38,4%.

Риск доминирования

Оборотной стороной снижения нетарифных барьеров в условиях распространения цифровых технологий может стать чрезмерный эффект масштаба, когда «победитель получает все». Это значит, что в случае снижения нетарифных барьеров первоначальное усиление конкуренции и выигрыши потребителей могут закончиться быстрым сокращением числа поставщиков и монополизацией рынков. В частности, сейчас серьезные опасения вызывает доминирующее положение на рынке таких технологических гигантов, как Amazon, Alibaba, Google.

Многие правительства уже обращаются к инструментам антимонопольной политики, чтобы решить проблему злоупотребления рыночной силой и обеспечить равные условия для небольших фирм, а также стимулировать развитие отечественных компаний.

Сформировавшееся сейчас цифровое регулирование действительно ставит барьеры для развития международной торговли, однако они часто обоснованы наличием рисков национальной безопасности и ограниченными возможностями становления и развития отечественных отраслей цифровых услуг в условиях доминирующего положения технологических гигантов.

Дополнительное открытие рынков возможно лишь по мере принятия коллективных усилий по формированию международных правил, способных в том числе обеспечить конкуренцию на национальных и международных рынках.

Выводы

В условиях надвигающейся международной изоляции России Китай может стать основным внешним рынком для подавляющего большинства компаний нашей страны. Этому прежде всего способствует сочетание таких важных факторов, как огромный потребительский спрос внутри КНР, стабильные партнёрские отношения между двумя странами и позитивное отношение простых жителей к России.

Также к этому стоит добавить ряд условий, которые значительно облегчают процесс торговли в Китае и делают её возможной практически без физического присутствия компании в стране:

  • Развитая инфраструктура трансграничной электронной торговли (cross-border e-commerce)
  • Большое количество зон свободной торговли (бондовых зон), в том числе одной, созданной с расчётом на развитие сотрудничества между предприятиями из РФ и КНР
  • Разнообразие маршрутов и способов транспортировки продуктов из России
  • Относительная стабильность финансового сообщения между двумя странами
  • Политика снижения таможенных тарифов китайского правительства

В 2021 году товарооборот между Россией и Китаем достиг рекордного показателя — 148 млрд долл $. В феврале этого года председатель КНР Си Цзиньпин выразил надежду на то, что объём торговли между странами вырастет до 250 млрд $. Насколько достижима такая планка в текущих условиях и будет ли велик вклад экспорта из РФ в КНР остаётся большим вопросом. Но, очевидно, что роль китайского направления для российской торговли будет всё более значимой и всё больше отечественных производителей будут открывать магазины на китайских маркетплейсах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *