На минувшей неделе под председательством заместителя председателя правительства Максима Акимова прошло заседание президиума правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Помимо вопроса о цифровой трансформации государственных услуг обсуждались положение о подкомиссии по цифровой экономике и порядок разработки «дорожных карт» по направлениям развития «сквозных» цифровых технологий.
Был одобрен перечень из 25 приоритетных жизненных ситуаций для цифровой трансформации госуслуг (разработки «суперсервисов», т.е. комплексных услуг, привязанных к жизненной ситуации), о которых доложил заместитель министра цифрового развития Максим Паршин. Напомним, ранее об этой концепции Паршин рассказал в октябре, в ходе Шестого ежегодного всероссийского форума региональной информатизации «ПРОФ-IT.2018».
Как сказано на сайте правительства, «для реализации каждого из 25 суперсервисов будет сформирована отдельная команда цифровой трансформации, основными задачами которой будут выработка целевого состояния суперсервиса с точки зрения наилучшего пользовательского опыта, оптимизация бизнес-процессов, анализ действующих государственных информационных систем и выработка требований к их модернизации с учётом единых архитектурных требований и лучших мировых практик».
Согласно материалам, подготовленным к заседанию президиума, для каждого из 25 суперсервисов ответственными ведомствами будут формироваться отдельные дорожные карты, которые должны быть одобрены президиумом правкомиссии по цифровому развитию и утверждены руководителем ведомства. Исполнение мероприятий дорожной карты будет фиксироваться в информационной системе мониторинга, ежемесячно рассматриваться на подкомиссии и ежеквартально – на президиуме правкомиссии по цифровому развитию, использованию.
В состав типовых мероприятий дорожной карты предлагается включить, в том числе, такие мероприятия:
Были предложены и типовые целевые показатели оптимизации государственных и муниципальных услуг к 2021 году:
Перечень «суперсервисов», одобренный на заседании президиума правкомиссии по цифровому развитию 31 января
Наименование суперсервисаКраткое описаниеОтветственный орган
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!
Поделиться
Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов».
Напомним, документ разработан Федеральной службой судебных приставов (ФССП) для реализации суперсервиса «Цифровое исполнительное производство». Прототип этого суперсервиса (комплекс госуслуг, предоставляемых в электронном виде в определённой жизненной ситуации) был представлен в июле 2019 года.
ОБНОВЛЕНО: Закон подписан и опубликован 21 декабря 2021 года.
Целями создания суперсервиса «Цифровое исполнительное производство» являются повышение осведомленности сторон исполнительного производства, повышение прозрачности работы судебного пристава по исполнительному производству для сторон исполнительного производства, упрощение процесса предъявления исполнительных документов взыскателями на исполнение, упрощение процесса подачи заявлений, жалоб, ходатайств в ФССП.
Законопроектом предлагается включить в перечень общедоступных сведений, содержащихся в банке данных в исполнительном производстве, идентификационный номер налогоплательщика должника-организации. В заявлении о вынесении судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе должны быть указаны дата и место рождения истца (взыскателя) и ответчика (должника).
Кроме того, законопроектом предусмотрено обязательное указание в заявлении о вынесении судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе одного из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства) ответчика (должника).
При отсутствии у гражданина-взыскателя возможности указать в заявлении о вынесении судебного приказа, исковом заявлении дату и место рождения, один из идентификаторов ответчика (должника) на это указывается в заявлении и такая информация истребуется судом.
Законопроектом предусмотрено, что Федеральной службой судебных приставов в целях установления идентификаторов должника и взыскателя у соответствующих органов могут запрашиваться указанные сведения с использованием государственных информационных систем.
В целях уведомления должника и взыскателя у операторов связи могут запрашиваться номера телефонов должника и взыскателя. Указанные органы и организации предоставляют запрошенные сведения в течение одних суток с момента поступления запроса.
Также законопроектом предусмотрено использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия для информационного обмена с банками и иными кредитными организациями, налоговыми органами, а также органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на имущество.
Законопроектом предусмотрена возможность автоматического принятия решений по вопросам:
- возбуждения исполнительного производства;
- отказа в возбуждении исполнительного производства;
- окончания исполнительного производства;
- приостановления исполнительного производства;
- прекращения исполнительного производства;
- взыскания исполнительского сбора;
- установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов;
- наложения и снятия арестов;
- предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа;
- обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также заработную плату и (иные) доходы должника.
Главная проблема при получении госуслуг — бюрократия. Вам нужно заполнить стопку бумаг и разнести их в несколько инстанций, а потом ждать результата. Решение проблемы — оказание услуг онлайн. В России подход к нему комплексный.
Суперсервисы — это комплексы государственных услуг, сгруппированные по жизненным ситуациям. Здесь услуги предоставляются онлайн в сокращённые сроки. Это и станет решением проблемы.
Задача суперсервисов — избавить людей от бюрократии. Заполнение электронного заявления в них займёт не более десяти минут, затраты на оказание госуслуг снизятся — персонал сократят на 30%, многих чиновников уволят.
— Суперсервис — это возможность получать сервис автоматически фактически без заявления и с минимум документов или даже без них, задача лишь — высказать своё желание, — говорит президент АНО «Умные города» Артём Ермолаев.
Как их разрабатывают и зачем они нужны
Минкомсвязи сформулировало 25 суперсервисов, которые охватывают основные жизненные ситуации граждан и бизнеса и не менее 90% их соприкосновений с государством. Они раскладываются примерно на 200 отдельных услуг федерального, регионального и муниципального уровня, а также негосударственные услуги, например банковские.
Пять первых суперсервисов:
- Рождение ребёнка
- Поступление в вуз онлайн
- Переезд в другой регион
- Утрата близкого человека
- Цифровое исполнительное производство
А вот список суперсервисов, утверждённых на заседании президиума в феврале 2019 года:
По словам президента АНО «Умные города» Артёма Ермолаева, государству важно развивать госуслуги по нескольким причинам:
- Оказание услуг в электронном виде в несколько раз дешевле (минимум в два-три раза), чем через МФЦ или в другой иной очной форме.
- Оказывая госуслуги в электронном виде, проще управлять инфраструктурой, которая их оказывает (видны узкие места, нагрузка, производительность и, главное — качество).
- Борьба с коррупцией.
- Возможность лучше понимать потребности населения и собирать больше данных по жителям для благих целей, а именно — лучше понимать потребности.
В процессе их разработки отбирались те услуги, с которыми наиболее часто сталкиваются миллионы граждан.
Как реализуют суперсервисы?
Минкомсвязи выделило три направления развития. По каждому направлению должно быть достигнуто три больших блока результатов.
Первое — это целевое состояние суперсервиса и обеспечивающих его бизнес-процессов. Второе — это технология, требования к информационным системам, которые обеспечат эти бизнес-процессы. Третье — регулирование: от изменения федеральных законов до новых административных регламентов. Все эти результаты должны быть готовы в июле, дальше уже начнётся реализация.
В рамках нацпроекта «Цифровая экономика» до конца года планируют запустить около 25 разных программ этого типа.
Пять новых суперсервисов, запущенных на портале госуслуг, помогут дистанционно устроиться на работу, оформить право на земельный участок, получить электронные аттестаты и оформить инвалидность.
— Россиян приглашают оценить прототипы пяти новых суперсервисов: «Трудовые отношения онлайн», «Цифровые документы об образовании онлайн», «Моё здоровье онлайн», «Онлайн-помощь при инвалидности», «Имущество онлайн». Страницы новых суперсервисов появились в соответствующем разделе портала госуслуг, — приводит РИА «Новости» сообщение Минкомсвязи РФ.
Благодаря услуге «Трудовые отношения онлайн» россияне смогут заключать и расторгать договор с работодателем, регистрироваться в центре занятости и подбирать вакансии. Сервис «Цифровые документы об образовании» призван помочь соотечественникам с переводом юридически значимых электронных аттестатов и дипломов.
«Моё здоровье онлайн» позволит пользоваться медицинскими услугами в электронном виде, а «Онлайн-помощь при инвалидности» облегчит оформление инвалидности и получение пособий. Суперсервис «Имущество онлайн» в свою очередь даст возможность оформлять право на земельный участок не выходя из дома.
Суперсервисы — новый вид госуслуг, направленный на сокращение бумажных документов и упрощение ряда процедур. В рамках нацпроекта «Цифровая экономика» до конца года планируют запустить 25 разных программ этого типа.
Ранее в Минкомсвязи пообещали запустить два новых суперсервиса до конца года.
Также в следующем году власти будут расширять функционал уже имеющихся суперсервисов.
На портале госуслуг в 2022 году появится ещё три новых суперсервиса. Это «Трудовая миграция онлайн», «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов» и «Цифровое строительство», рассказал ТАСС вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко.
Первый суперсервис поможет в поиске вакансий, прохождении онлайн-собеседований, заключении трудового договора. Второй послужит для оформления электронных транспортных накладных, путевых листов, разрешений на перевозку грузов. Третий поможет получить комплекс услуг от подготовки к строительству до ввода в эксплуатацию объектов.
По словам вице-премьера, также в следующем году власти будут расширять функционал уже имеющихся суперсервисов. Например, планируется подключить почти 100% государственных вузов к сервису «Поступление в вуз онлайн», который позволит перейти на электронную зачётную книжку и электронный студенческий билет. «Моё здоровье онлайн» модернизируют таким образом, чтобы граждане смогли встать на учёт в качестве застрахованного лица в системе ОМС, получить цифровой полис ОМС, выбрать страховую и прикрепиться к поликлинике онлайн.
Изменения ждут и суперсервис «Пенсия онлайн» — он будет заранее уведомлять о предварительном расчёте пенсии мужчин и женщин, достигших 45 и 40 лет. А на суперсервисе «Трудовые отношения онлайн» планируется ввести электронный документооборот и комплекс электронных услуг в области содействия занятости населения.
Напомним, сейчас на сайте «Госуслуги» работает уже 13 суперсервисов. Среди них — «Поступление в вуз онлайн», «Социальная поддержка онлайн», «Цифровое исполнительное производство», «Трудовые отношения онлайн», «Оформление европротокола онлайн», «Пенсия онлайн», «Онлайн-помощь при инвалидности», «Уведомление и обжалование штрафов за нарушение ПДД онлайн», «Правосудие онлайн», «Рождение ребёнка», «Утрата близкого человека», «Трудовая миграция онлайн», «Моё здоровье онлайн».
Пилотные комплексы госуслуг можно будет протестировать уже этой осенью
Электронные услуги решили объединить в блоки, которые назвали суперсервисами. В августе 2019 года пользователям представили первые 10 образцов, остальные 15 появятся до конца года. Пока прообразы таких универсальных моделей можно лишь тестировать, отправляя предложения разработчику. Но уже этой осенью на практике реализуют первые два проекта: «Оформление европротокола онлайн» и «Цифровое исполнительное производство».
ИЗ 200 РАЗРОЗНЕННЫХ 25 КОМПЛЕКСНЫХ
Госуслуги набирают популярность: от пользователей поступает 800 млн запросов в год. Общение граждан и ведомств планируют цифровизировать по максимуму. Ведомства будут получать данные из цифровых профилей, а долю безбумажного взаимодействия планируют довести до 80% к 2021 году.
Разработчики выяснили, что большинство всех случаев общения людей и государства можно разбить на 25 универсальных блоков. Они соотносятся с типовыми жизненными ситуациями.
Список 25 суперсервисов утвержден правительственной комиссией 29 марта 2019 года. Куратор проекта замглавы Минкомсвязи Максим Паршин отмечал, что этот перечень включает в себя около 200 отдельных услуг федерального, регионального и муниципального уровня, в том числе негосударственные, например банковские.
Первые пять прототипов комплексов госуслуг появились 1 августа 2019 года. На страницах суперсервисов представлены основные опции и планы по внедрению.
• «Рождение ребенка» (Минкомсвязь):
– запись в родильный дом;
– заказ комплекта первых документов малыша (свидетельство о рождении, полис ОМС, ИНН и др.) и оформление выплат за 15 минут;
– прикрепление к поликлинике, очереди в детский сад и др.
• «Поступление в вуз онлайн» (Минобрнауки):
– сравнение образовательных программ вузов, проходных баллов ЕГЭ прошлых лет и оценка шансов на поступление;
– формирование пакета документов выпускника и их отправка в любой вуз России;
– отслеживание позиции в списках абитуриентов с уведомлениями и др.
• «Переезд в другой регион» (Мингосуправления Московской области):
– документы для семьи одним заявлением;
– рассылка информации о региональных льготах и их оформление;
– рекомендации выбора работы для родителей, детских садов, школ и кружков детям рядом с домом.
• «Оформление европротокола онлайн» (Банк России):
– быстрая регистрация ДТП его участниками с отправкой фото места аварии в страховую компанию;
– «умное» формирование схемы ДТП;
– возможность покинуть место аварии после получения водителями уведомлений о принятии документов.
• «Цифровое исполнительное производство» (Федеральная служба судебных приставов (ФСПС)):
– появление информации о судебном решении в цифровых профилях сторон;
– удобный перевод средств от должника взыскателю;
– принудительное списание средств с банковского счета в случае уклонения должника;
– отслеживание стадий процесса снятия ограничения выезда за пределы России и т. д.
Еще пять прототипов стали доступны на портале госуслуг 27 августа 2019 года. Это:
• «Обжалование штрафов онлайн» (МВД):
– напоминание о сроках оплаты штрафов со скидкой;
– помощь при обжаловании решения;
– возврат средств по электронному заявлению и т. д.
• «Правосудие онлайн» (Судебный департамент при Верховном суде):
– помощь при составлении и подаче иска;
– автоматический расчет пошлины;
– удаленное участие в процессе и т. д.
• «Подача заявлений в правоохранительные органы» (Генеральная прокуратура):
– оперативное сообщение о происшествии;
– автоматическое определение ответственного ведомства в зависимости от характера случившегося;
– наблюдение за статусом заявления и др.
• «Пенсия онлайн» (Минтруд):
– проверка лицевого счета с любого устройства, управление пенсионными накоплениями;
– дистанционный перерасчет (неучтенные периоды работы засчитываются без личного визита);
– смена способа доставки пенсии и др.
• «Утрата близкого человека» (Минкомсвязь):
– выбор проверенных ритуальных агентств;
– запись на прием к нотариусу и получение наследства на банковскую карту и др.
Проактивное* оказание цифровых услуг гражданам – это важная веха на пути перехода к цифровой экономике, поделился с RSpectr своим мнением директор по цифровой трансформации «Ростелеком Контакт-центра» Андрей Епишкин.
Андрей Епишкин, «Ростелеком Контакт-центр»:
– Запуск суперсервисов позволит миллионам граждан, у которых уже есть доступ к цифровой среде портала госуслуг, получать востребованные сервисы не выходя из дома, а также освободит личное и рабочее время от таких артефактов, как заполнение заявлений от руки, личное посещение ведомств, простои в очередях и прочее. Это, безусловно, позитивно отразится на экономике и позволит оптимизировать бюрократический аппарат, сделать его более производительным.
Для развития каждого суперсервиса при правительственной комиссии были созданы рабочие группы (РГ). Они определили планы развертывания комплексных услуг.
До конца 2019 года в пилотном формате будут запущены два суперсервиса.
«Цифровое исполнительное производство» обещали внедрить в октябре 2019 года и тестировать в Республике Карелия.
Срок получения средств взыскателем при этом уменьшится до двух дней, а нагрузка на ФССП и банки сократится на 50 процентов.
Ключевым новшеством «Цифрового исполнительного производства» станет использование реестровой модели принудительного исполнения.
«Основанием для удержания (списания) средств, возбуждения исполнительного производства будет являться не исполнительный документ (его оригинал, экземпляр и так далее), а запись, сделанная органом, его выдавшим, в реестре», – пояснял главный судебный пристав России Дмитрий Аристов в августе 2019 года.
В ноябре 2019 года в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях начнут развертывать пилот «Оформление европротокола онлайн».
У каждого суперсервиса свой график внедрения. Запуск «Пенсии онлайн», например, ожидается только в 2021 году. Отдельные услуги «Переезда в другой регион» станут доступны с 2020-го, а полностью сервис заработает в 2023 году.
В СТАДИИ РАЗРАБОТКИ
До конца 2019 года появятся прототипы еще 15 суперсервисов. Четыре из них – в компетенции Минтруда. Это:
• «Онлайн-помощь при инвалидности»,
• «Трудовые отношения онлайн»,
• «Социальная поддержка онлайн»,
• «Трудовая миграция онлайн».
Три будут находиться в ведении Минэкономразвития:
— «Разрешения для бизнеса в цифровом виде»,
— «Господдержка бизнеса»,
— «Регистрация бизнеса».
Еще один суперсервис готовит МВД: «Регистрационные и паспортные сервисы онлайн».
У ряда ведомств пока по одному проекту:
– «Регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства» (департамент информационных технологий г. Москвы),
– «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов» (Минтранс),
– «Цифровое строительство» (Минстрой),
– «Мое здоровье онлайн» (Минздрав),
– «Образование в РФ для иностранцев» (Россотрудничество),
– «Имущество онлайн» (Росимущество),
– «Цифровые документы об образовании онлайн» (Минпросвещения).
Все комплексы госуслуг планируется реализовать в течение двух-четырех лет. К примеру, заключительным этапом суперсервиса «Правосудие онлайн» обозначен 2024 год.
ОЦЕНКА ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ
В марте 2019 года, помимо суперсервисов, правительственная комиссия утвердила перечень 34 моносервисов. Эти оптимизированные госуслуги также будут оказываться без личного посещения госорганов и иных организаций, с применением реестровой модели, онлайн, экстерриториально и проактивно.
В их числе: постановка на миграционный учет, выдача водительских удостоверений, кадастровый учет и предоставление сведений из ЕГРН, прием налоговых деклараций, выдача санитарно-эпидемиологических заключений и т. д.
Любую госуслугу или их комплекс теперь будут оценивать по шестибалльной шкале
Она отражает так называемую «цифровую зрелость»: от «минус 1» (используются бумажные документы) до «супер» (решение принимается по алгоритму и автоматически).
У уровня «супер» есть максимум комфортных для потребителя опций:
- возможность добавлять электронные документы в цифровой профиль пользователя;
- доступ к результатам оказания услуги непосредственно сразу после направления онлайн-запроса;
- чат-бот для онлайн-помощи;
- использование расширенных данных пользователя, содержащихся в цифровом профиле единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и др.
УЧЕТ МНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Разработчики сегодня изучают, как универсальные услуги будут совместимы с действующими государственными и муниципальными информационными системами.
Как отмечал вице-премьер Максим Акимов,
Для построения суперсервисов нужна переработка 144 нормативно-правовых актов (НПА) – от федеральных законов до ведомственных приказов
РГ интересно развитие комплексов услуг и с точки зрения пользовательского опыта.
К каждому из представленных 10 суперсервисов прилагается видеопрезентация о том, как он будет работать. После просмотра потенциальные получатели могут вносить идеи по усовершенствованию, предлагать добавить какие-либо функции.
В Минкомсвязи в августе 2019 года сообщали, что
Абсолютное большинство пользователей положительно оценивает будущие универсальные услуги
Граждане хотят получать сообщения от государства, написанные конкретно и понятно, а нюансы документооборота внутри министерств никого не волнуют, считает совладелец клиентского digital-сервиса «Собака Павлова» Ольга Павлова.
По ее словам, хорошо, что прототипы суперсервисов сделаны для мобильного интерфейса. Стоит отметить, что среднемесячная аудитория приложения «Госуслуги» для смартфонов и планшетов только за 2018 год выросла с 5,6 млн до 9,3 млн пользователей.
***Цифровая трансформация госуслуг приведет к тому, что доля отказов при их предоставлении снизится в 2021 году до 10% от уровня 2018-го. Заполнение электронного заявления к этому времени будет занимать не более десяти минут. Сроки предоставления суперсервисов сократят в два раза, а количество нарушений временного регламента не должно будет превышать 4 процентов. В целевых показателях проекта также говорится, что расходы на оплату труда чиновников, работающих в этой сфере, уменьшат на треть.
* без обращения гражданина, портал госуслуг сам рассылает пуш-уведомления, SMS, сообщения в соцсети, информируя граждан о льготах, необходимости оформления каких-либо документов и т.д.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Граждане РФ смогут распоряжаться информацией о себеСистема управления согласием на обработку персональных данных может стать частью «Цифрового профиля»
Суперсервисы – это следующий виток развития госуслуг. Посмотрим на проект глазами руководства страны и рядовых пользователей.
Информационные системы растут и усложняются, углубляется взаимодействие приложений, приложения объединяются в целые сервисы. Эти процессы привели к появлению новой формы IT-продуктов – информационных «суперсистем» и «суперприложений».
Четыре крупных представителя отечественного IT-рынка – Яндекс, Тинькофф, Mail.ru и Сбербанк – заявили о работе над суперприложениями. Государство анонсировало свой особый вид суперприложения – суперсервисы на портале госуслуг.
Функционально суперприложение – это набор отдельных приложений-сервисов. Количество этих сервисов в superapp столь велико, что пользователь может решить практически любую свою задачу, используя лишь одно приложение.
В западной инженерии мы можем встретить и другое название суперсистем – «система систем» (SoS, system of systems). В статье я буду использовать термины «суперсистема», «суперприложение», «superapp», как синонимы с учетом контекста информационных технологий.
Суперприложения коммерческого сектора B2C и государственного G2C схожи в нескольких аспектах:
- Широкий охват потребностей пользователя.
- Группировка сервисов вокруг определенной темы.
Для чего государству собственный superapp
Человек взаимодействует с государством через ряд установленных каналов:
- Физическое посещение госучреждения.
- Физическое посещение МФЦ.
- Единый портал госуслуг и/или отдельные сайты госучреждений.
Многие услуги уже перешли в электронный вид, но сохраняется их разрозненность по отдельным площадкам. Государственные суперсервисы – это цифровой канал взаимодействия жителей страны с госучреждениями. Суперсервисы – закономерный виток развития госуслуг, который должен привести к:
- Объединению всех сервисов на одной площадке.
- Группировке сервисов по жизненным ситуациям.
- Единообразию в интерфейсе и бизнес-процессах.
Для правильных управленческих решений руководству страны нужны актуальные данные. Раньше те сведения, источником которых является гражданин, проходили через прослойку бюрократических инстанций с потерями и искажениями. Теперь эта информация будет собираться через суперсервисы госуслуг и по шине СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия) попадать в целевое ведомство.
Есть государственные услуги, которые нужны только пользователю, например, процедура поступления в ВУЗ или запись к врачу. Есть такие, которые нужны только государству, например, постановка на учет в налоговой.
Испытывать терпение граждан ненужными и неудобными, но при этом обязательными процедурами – уязвимая стратегия. Однако для многих задач взаимодействия с государством исторически сложился бюрократический барьер.
Принципы построения цифровых госуслуг включают в себя борьбу с избыточными документами и лишними взаимодействиями, «проактивное» предоставление услуг. Ожидается, что удобство суперсервисов улучшит общественное мнение о работе государственных органов.
Суперприложение и конечный пользователь
Какие выгоды ожидает пользователь от суперприложений?
Сокращение бюрократического барьера
С бюрократическими процедурами человек регулярно встречается и в бизнесе, как клиент, и в государственных учреждениях, как гражданин. Например, оформление кредита или получение водительских прав. Сложные и затянутые процедуры всегда вызывают у потребителя недовольство.
Многие процедуры сложились исторически. Сейчас появилась возможность их пересмотреть и даже от некоторых отказаться. Так, госорганы не имеют права запрашивать у гражданина сведения, если они уже есть в распоряжении государства.
Удобство
Естественное желание потребителя – купить все продукты в одном магазине, иметь все функции в одном устройстве. Эта «традиция» продолжится и в суперприложениях. В едином интерфейсе госуслуг с единой авторизацией ЕСИА пользователю доступны услуги из самых различных сфер жизни: здоровье, семья, работа, образование и другие.
Важный критерий удобства – доступность услуги онлайн, когда сервис не требует личного присутствия клиента в офисе компании или в госучреждении. И государственные суперсервисы, и коммерческие суперприложения обеспечивают пользователю круглосуточный доступ с любого устройства.
И еще один аспект комфорта – это освобождение пользователя от глубокого изучения процедур и процессов для решения своей задачи. Пользователь/клиент/потребитель знает конечную цель, а суперсервисы и суперприложения через понятный UI подскажут порядок действий. Пример, как это реализовано, мы видим на госуслугах: услуги сгруппированы в наборы по определенным жизненным ситуациям.
Хранение и быстрый доступ к данным и документам
Переход к цифровой экономике предполагает постепенный отказ от бумажных документов. Суперсервисы и суперприложения позволят пользователю хранить важные документы в облаке.
Бесплатное подключение
Пользователь госуслуг не платит за подключение к порталу. Кроме этого в бесплатном доступе имеются информационные ресурсы смежных площадок, например, аналитика по экономическому состоянию регионов страны на сайте «Работа в России».
Риски участников информационных суперсистем
Есть в суперсистемах и уязвимости, которые грозят серьезными рисками для участников. Разберем поподробнее.
Риски государства
- Проблемы с оборудованием и ПО. Среда накладывает высокие требования на производительность, отказоустойчивость, масштабируемость программных и аппаратных средств. Например, сервера не справились с наплывом пользователей. Гражданин, столкнувшись с неработающим сервисом, копит недовольство и теряет доверие к системе.
- Утечка персональных данных. Абсолютно надежных средств защиты от утечки не существует. Причины могут быть как технические – сбой, атака, уязвимость архитектуры, – так и человеческий фактор, например, недостаточная компьютерная грамотность населения. В любом случае, когда персональные данные пользователей госуслуг попадут в сеть, граждане обвинят в этом систему.
- Нарушение собственных сроков. Проект суперсервисов очень масштабный и очень сложный, поэтому риск провала довлел над ним с самого начала. На ранних этапах эксперты высказывали опасения, что реализация будет протекать в отрыве от настоящих пользователей. Еще один риск – сложные коммуникации между рабочими группами, исполнителями и другими участниками разработки. Но проект двигается. И практически все государственные услуги доступны онлайн, а с ноября 2019 года действует первый пилотный суперсервис «Европротокол онлайн» в пяти регионах страны.
- Кадровые проблемы. Средства автоматизации призваны заменить человеческий труд, особенно в части рутинных задач. Там, где раньше требовалось десять сотрудников, теперь достаточно восьмерых, пятерых или даже двоих. Освободившихся специалистов необходимо переобучить и обеспечить рабочими местами. При общей численности государственных служащих в ~2,4 млн человек, по оценке Минфина, освобождение даже 10% сотрудников – это источник социальной напряженности и большая статья затрат для бюджета.
Риски пользователя
- Утечка персональных данных. Надо понимать, что в superapp и на госуслугах данные пользователя хранятся вне контура его влияния: хранение и движение сведений берет на себя платформа. Уязвимость самой платформы ставит под удар и данные пользователей. Завладев доступом к учетной записи, злоумышленники подключаются к платным сервисам. Преступники практикуют и иные способы обмана, используя сведения о водительских правах, паспорте или номере телефона. Для процедур, в которых не требуется личного присутствия, возможны целые мошеннические схемы. В интернете много упоминаний про махинации с электронной подписью. И до сих пор нет надежных мер защиты против таких схем.
- Беспомощность в отрыве от цифровой «экосистемы». Пользователь суперприложения попадает в ловушку удобства. Когда все стороны жизни охвачены автоматическими сервисами, это вводит в зависимость, снижает у человека ситуативную готовность. Человек может оказаться беспомощен в случае технического сбоя системы или при возникновении ситуации, не учтенной в наборе сервисов.
- Цифровое неравенство. Суперсервисы/суперприложение – больше техническая система, чем социальная. Для работы с ней нужно аппаратное средство, например, смартфон, и канал связи. А потому неизбежно проявится категория граждан, которой эта система недоступна – дети, пожилые, тяжелобольные, бездомные, и просто люди, живущие в отдаленных частях страны без доступа к интернету. Это явление называется цифровым неравенством. Устранение цифрового неравенства достигается следующими путями:
- Взаимодействие с уязвимыми категориями частью ляжет на родственников. Это уже демонстрируется в прототипах суперсервисов, а частью, видимо, на социальные службы и МВД.
- Дополнительно руководство страны ставит задачу обеспечить высокоскоростным интернетом всю территорию государства к 2024 году.
4. Человек слабее системы. У суперсервисов нет конкурентов. Государственную услугу способна оказать только уполномоченная инстанция. При этом состав услуги, скорость и качество результата не зависят от пользователя. Некоторое влияние на работу госуслуг пользователь все же способен оказать: на сайте есть кнопка обратной связи. Но такой путь долог даже в коммерческих проектах и гораздо меньшего масштаба. В итоге, пользователь будет взаимодействовать с тем, что есть, даже если уровень обслуживания его не устраивает.
Перспективы государственных суперсервисов
Суперприложения, и госуслуги в том числе, тесно переплетаются с другими высокими технологиями. На уровне руководства страны разрабатываются программы по поддержке и развитию искусственного интеллекта, роботизации, интернета вещей, больших данных.
Через суперсервисы государство интенсивно включается в информационное взаимодействие B2C. Пример мы видим в анонсах суперсервисов «Трудовые отношения онлайн» (поиск работы, заключение договора в электронном виде). Возможно, в каких-то функциях госуслуги будут конкурировать и с коммерческим ПО.
Несмотря на возможные риски для участников, превращение госуслуг в superapp отвечает стратегическим целям развития «цифрового государства». Причем именно государство является «двигателем» этого процесса.
Фото в анонсе: pixabay.com
Под «суперсевисами» подразумеваются услуги, где необходимые документы автоматически подбирает государственная система, а не гражданин (заявитель, истец, абитуриент и т. д.), сайт готовит заявления, которые можно подписать дистанционно.
Минкомсвязи опубликовало на сайте Госуслуг демонстрационные
видеоролики, краткие описания и календарь запуска так называемых
«суперсервисов». Под ними подразумеваются услуги, где необходимые документы
автоматически подбирает государственная система, а не гражданин
(заявитель, истец, абитуриент и т. д.), сайт готовит заявления, которые можно
подписать дистанционно.
В дальнейшем за рассмотрением своего вопроса можно
так же удалённо следить, либо принять участие в его разрешении после
идентификации, вплоть до участия в судебном заседании или сдачи экзамена
в ВУЗ по сети.
Среди первых 10 суперсервисов из запланированных 25 оказались сервисы для оформления:
● Документов
необходимых при утрате близкого человека;
● Оформления
европротокола о ДТП и заявления в страховую;
● «Пенсии
онлайн» (её предполагаемый размер, перерасчёт стажа и т. д.);
● Переезда
в другой регион;
● Подачи
заявлений в правоохранительные
органы;
● Поступления
в вуз онлайн;
● «Правосудие
онлайн» (подача исков, доступ к документам по делу, удалённое
участие в процессе);
● «Рождение
ребёнка» (льготы, пособия, запись в роддом, детский сад и т. д.);
● Цифровое исполнительное
производство без походов к приставам (подача жалоб и ходатайств
онлайн и др.).
Для большинства перечисленных выше суперсервисов
в 2020-м году пройдут, как минимум «пилоты» в избранных регионах или
запуск части обещанного функционала. Самый поздний срок полного развёртывания 7
из 10 суперсервисов — 2022 год. Исключения: «поступление в вуз»
в части сдачи экзаменов по сети; и помощь с документам
необходимыми при переезде — на всю страну полноценный запуск этой
пары систем намечен на 2023-й. Годом позже в полном функционале
развернётся «Правосудие онлайн», с 2024 года участвовать в процессе
можно будет удалённо в любом месте.
Как знают источники «Коммерсанта» «Обжалование штрафов»
в 2019-м протестируют в Тульской области и Карачаево-Черкессии.
До конца года, по словам представителя вице-премьера Максима Акимова,
Госуслуги покажут прототипы 25 новых «быстрых» госуслуг — суперсервисов.
Работа части суперсервисов невозможна без запуска
в России единой базы данных о населении страны, законопроект
о ней Правительство внесло в Думу
в конце июля. И так называемого цифрового профиля человека или
организации и правил их юридически значимого взаимодействия
«в цифре». Законопроект «о профилях» внесён
в Госдуму 5 июля 2019 года.
Как известно, в число приоритетных целей и задач государственной политики, определённых Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», включены такие задачи как:
- внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах госуправления и оказания госуслуг, в том числе в интересах населения и субъектов МСП, включая ИП;
- разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств – членов ЕАЭС при реализации планов в области развития цифровой экономики.
Для их реализации Правительством Российской Федерации разработан федеральный проект «Цифровое государственное управление», входящий в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации».
Согласно оперативным сведениям Минфина об исполнении федерального бюджета в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов, по состоянию на 1 августа 2019 года, исполнение бюджета федерального проекта «Цифровое государственное управление» составляет и вовсе 5,7%.
Стоит отметить, что большая доля лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО) по данному проекту заблокирована. Объем заблокированных ЛБО по состоянию на 1 августа 2019 года составляет 45,4% (13,3 млрд руб.), что связано с невыполнением условий для распределения зарезервированных бюджетных ассигнований установленных Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Как видим, половина расходов направлена на обеспечение функционирования и развития инфраструктуры электронного правительства, а также информационных систем, направленных на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде.
В этой связи следует напомнить, что цифровая трансформация и оптимизация государственных и муниципальных услуг ведется по 2-м направлениям: комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса (далее – суперсервисы) и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг (далее – моносервисы).
ЧТО ТАКОЕ СУПЕРСЕРВИСЫ
Суперсервисы – это комплексные госуслуги, оказываемые в проактивном режиме в связи с распространёнными жизненными ситуациями (например, рождение ребёнка, оформление заявки на кредит и т.д.).
Предполагается, что каждый суперсервис будет состоять из взаимосвязанных госуслуг, услуг бюджетных учреждений, а также негосударственных сервисов (банковских, страховых и пр.).
Согласно показателям федерального проекта «Цифровое государственное управление» доля приоритетных услуг и суперсервисов, оказываемых в целевом виде, к 2020 году должна достичь 15%, а к 2024 году – 100%.
Рисунок 1 – Целевое состояние предоставления государственных и муниципальных услуг
Таким образом, основными характеристиками суперсервисов являются:
- Типизация и стандартизация услуг на основании распространённых жизненных ситуаций.
- Реестровая модель, когда юридическую значимость имеет не бумажный документ с синей печатью, а запись в реестре государственной информационной системе.
- Многоканальность – использование различных средств информирования и получения результатов (мобильные устройства, соцсети, сайты, банковские приложения, e-mail).
- Исключение участия человека из процесса принятия решений, т.е. принятие решения по заданным алгоритмам на основе утвержденных правил, регламентов.
- Проактивность – портал госуслуг сам будет напоминать на основании изменения статусов граждан в ведомственных реестрах пользователям об услугах – по электронной почте, в соцсетях или через push-уведомления на экране телефона.
- Экстерриториальность – услуги будут предоставляться вне зависимости от места нахождения, без привязки к месту регистрации человека.
- Машиночитаемое описание процесса оказания услуг – все документы должны быть переведены в машиночитаемый вид.
ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ СУПЕРСЕРВИСОВ
На федеральном уровне основные решения, связанные с внедрением суперсервисов, были приняты в текущем году. Так:
- 29 марта 2019 года был утверждён перечень из 25 суперсервисов. По оценкам Минкомсвязи России, они охватывают до 90% всех взаимодействий граждан и бизнеса с государством в различных сферах.
- 17 июня 2019 года на рабочей группе по цифровому госуправлению при АНО «Цифровая экономика» были представлены прототипы первых суперсервисов.
- 31 июля 2019 года на портале Госуслуг появился раздел с прототипами суперсервисов. Также было озвучено, что до конца года будут представлены прототипы всех суперсервисов.
На данный момент на портале Госуслуг открыт раздел, где все желающие могут ознакомиться с прототипами 10 суперсервисов (Рис. 2).
ЧТО ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ
Так как разработка суперсервисов идет от целевого состояния, практическое воплощение потребует большой работы. Сейчас в федеральном законодательстве есть много норм, которые препятствуют цифровой трансформации. Например, требование о выдаче только бумажного результата услуги. Соответственно, для предоставления суперсервисов необходимо значительно изменить законодательство. По информации Минкомсвязи для запуска всех суперсервисов необходимо поменять 144 нормативных акта, на сегодня 80% из них не готовы.
КАК ВЫСТРОЕНА РАБОТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
Для реализации каждого суперсервиса сформирована отдельная команда на принципах agile в рамках рабочих групп. В их состав входят представители федеральных, региональных органов власти, эксперты. Всего в этих рабочих группах задействовано более 200 человек.
Основной разработчик суперсервисов – компания «РТ-Лабс» («дочка» «Ростелекома»), в процесс вовлечены НИИ «Восход», Сбербанк, Яндекс, Mail.ru Group.
На данный момент команды решают следующие задачи:
- выработка целевого состояния суперсервиса с точки зрения наилучшего пользовательского опыта;
- оптимизация бизнес-процессов;
- анализ действующих государственных информационных систем и выработка требований к их модернизации с учётом единых архитектурных требований и лучших мировых практик.
КАК БУДУТ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ РЕГИОНЫ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦПРОЕКТА
Таким образом, у регионов есть два пути:
- Дождаться появления типовых федеральных решений, преимущества которых описаны выше.
- Создать собственные решения, максимально учитывающие специфику региона, которые объективно можно реализовать быстрее федеральных сервисов. Эти решения впоследствии могут стать основой для развития федеральной системы.
Учитывая фактический уровень исполнения федерального проекта, полагаем, что второй вариант по ряду суперсервисов в настоящее время является более оптимальным.