Национальная программа «Цифровая экономика»
Основная статья: Национальная программа Цифровая экономика Российской Федерации
Основная статья: Нормативное регулирование Цифровой экономики
Основная статья: Информационная инфраструктура цифровой экономики России
Основная статья: Информационная безопасность цифровой экономики России
Кадры и образование
Основная статья: Сквозные технологии цифровой экономики
Сквозные технологии — это ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие новых рынков.
Как цифровая экономика превращает средний класс в прекариат
Основная статья: Прекариат
На 2018 год средний класс, достигший пика своего могущества в 1970-х, медленно, но верно опускается до состояния прекариата. И есть все предпосылки для того, что в недалеком будущем эволюция пролетариата в прекариат продолжится и последний станет «ненужнориатом».
2021
Исполнение расходов федерального бюджета России на реализацию национального проекта «Цифровая экономика» в 2021 году составило 95,8% от планового значения. Такие данные 18 января 2022 года привели в Министерстве финансов РФ.
По оценкам ведомства, к 1 января 2022 года траты бюджета РФ на все нацпроекты составили 2,549 трлн рублей от плановых показателей.
Замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Николай Яцеленко сообщил, что в проекте бюджета на 2022-2024 год на реализацию национальной программы «Цифровая экономика» предусмотрено около 600 млрд рублей. Документом предусмотрено финансирование госпрограммы «Информационное общество» в размере 342,1 млрд рублей в 2022 году, 321,9 млрд рублей — в 2023-м и 314,6 млрд рублей — в 2024-м.
Бюджет «Цифровой экономики» в 2021 году исполнен на 95,8%
По словам Яцеленко, «Цифровая экономика» финансируется не только из средств госпрограммы «Информационное общество», но и из семи других госпрограмм. В частности, это «Развитие образования», «Обеспечение доступным и комфортным жильём», «Содействие занятости населения», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие промышленности» и другие.
На нацпроект «Цифровая экономика», по его словам, в проекте бюджета в 2022 году заложено 210,7 млрд рублей, в 2023 году — 190,5 млрд рублей и в 2024-м — 188,8 млрд рублей.
Правительство определилось с расходами на нацпроект «Цифровая экономика» в 2022-2024 гг.
Как стало известно 21 сентября 2021 года, Правительство РФ планирует в 2022-м выделить 210,7 млрд рублей на реализацию национального проекта «Цифровая экономика». Об этом сказано в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2022-2024 годы.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на это документ, бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации проекта «Цифровая экономика» в 2023 и 2024 годах должны составить 190,53 млрд и 188,84 млрд рублей соответственно.
На реализацию федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» будет направлено в 2022 году 11,58 млрд рублей, в 2023-м — 14,36 млрд рублей, в 2024-м — 18,21 млрд рублей. На финансирование федпроекта «Информационная безопасность» планируется выделить в 2022 году 8,47 млрд рублей, в 2023-м — 8,32 млрд рублей, в 2024-м — 6,54 млрд рублей.
Правительство РФ направит в 2022 году 210,7 млрд рублей на нацпроект «Цифровая экономика»
Федеральный проект «Цифровые технологии» получит из бюджета 31,75 млрд рублей в 2022 году, 26,99 млрд рублей — в 2023 году, 20,11 млрд рублей — в 2024-м. На финансирование федерального проекта «Цифровое государственное управление» в 2022 году, как предполагается, будет выделено 110,771 млрд рублей, в 2023-м — 96,01 млрд рублей, в 2024-м — 90,58 млрд рублей.
Из пояснительной записки к законопроекту также следует, что на федеральный проект «Искусственный интеллект в 2022-2024 гг. будет выделено 6,41 млрд, 5,84 млрд и 5,84 млрд рублей соответственно.
Последние изменения
В апреле 2020 г. для исполнения поручения премьер-министра от 14 марта 2020 г. был разработан и представлен проект «Положения о ведомственных программах цифровой трансформации», а в октябре документ был одобрен Правительством и закреплено внесение изменений в соответствующие правовые акты. Положение предлагает комплексный подход для повышения эффективности процесса цифровой трансформации системы госуправления, вносит изменения и признает утратившими силу некоторые правовые акты. Также нововведениями стали трехлетний горизонт планирования программ с ежеквартальной отчетностью и персональная ответственность руководителей ведомств за заявленные в программах показатели. Но давайте начнем с определений!
Определение цифровой трансформации
Новый документ определяет «цифровую трансформацию» как «совокупность действий, осуществляемых государственным органом, направленных на изменение (трансформацию) государственного управления и деятельности государственного органа по предоставлению им государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения ИТ в свою деятельность.
Планирование
Ранее органы государственной власти должны были ежегодно составлять планы информатизации, который необходимо было согласовать с Минцифры (как писали выше, с этим в 2019 году справились только 10% ведомств). Теперь же процесс планирования будет реализован в рамках ведомственных программ с утверждением целевых показателей по результатам деятельности на три года, программы будут утверждаться ежегодно. Ответственными за их разработку и утверждение назначены профильные руководители цифровой трансформации (CDTO) уровня заместителя руководителя ведомства. Еще до их утверждения госорганами проекты программ будут согласовываться с Минцифры и рассматриваться президиумом правительственной комиссии по цифровому развитию и использованию информационных технологий.
Оценка результатов
Из предшествующих положению публичных обсуждений цифровой экономики было понятно, что новый документ подробно опишет механизм оценки эффективности трансформации. Согласно новому документу, показатели результативности формируются с учетом следующих целей: повышение надежности и безопасности информационных систем, оптимизация управления, повышение удовлетворенности граждан и бизнеса государственными услугами, создание условий для сокращения доли теневой экономики, достижение технологической независимости от иностранного оборудования и ПО, достижение надежности и безопасности инфосистем, уход от избыточной административной нагрузки на предпринимателей.
Теперь руководители цифровой трансформации не реже одного раза в квартал будут представлять в Минцифры информацию о достигнутых государственными органами значений показателей результативности цифровой трансформации и статусе реализации проектов. Минцифры же в свою очередь предоставляет ежеквартальный отчет о статусе реализации проектов и выявленных отклонениях в президиум комиссии по цифровому развитию и использованию ИТ. Новая система предполагает учет по ряду взаимосвязанных показателей результативности ведомств, а постоянный контроль их достижения поможет принять дополнительные меры на ранних этапах в случае возникновения проблем.
Распределение ответственности
Положение закрепляет за Минцифры статус федерального госоргана, уполномоченного «для экспертной оценки документов, используемых при планировании, создании, развитии и использовании ИКТ в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами».
Минфину было поручено заняться обеспечением целевого расходования средств госбюджета и внебюджетных госфондов: теперь бюджетные лимиты на плановый период в сфере ИКТ утверждаются госорганам в рамках бюджетов ведомственных программ. Федеральный бюджет и внебюджетные фонды расходуются только на мероприятия в рамках утвержденных программ цифровой трансформации.
«Трехлетний период планирования позволит более комплексно оценивать детали реализации долгосрочных проектов, а ежеквартальный мониторинг достижения KPI поможет на ранних стадиях выявить отклонения и своевременно принять меры. При помощи контроля со стороны Минфина средства федерального бюджета и внебюджетных фондов будут расходоваться более эффективно. При этом многие параметры Цифровой трансформации все еще прописаны абстрактно, поэтому необходимо напомнить их смыслом совестно с разработчиками. Мы, как компания, непосредственно осуществляющая Цифровую трансформацию, рассчитываем на тесное взаимодействие для реализации планов создания платформенных решений»
– комментирует Николай Подстрелов, директор по маркетингу Digital Design.
Контроль и блокировки сайтов
- Цензура в интернете. Мировой опыт
- Цензура (контроль) в интернете. Опыт Китая, Компьютерная группа реагирования на чрезвычайные ситуации Китая (CERT)
- Цензура (контроль) в интернете. Опыт России, Политика Роскомнадзора по контролю интернета, ГРЧЦ
- Запросы силовиков на телефонные и банковские данные в России
- Закон о регулировании Рунета
- Национальная система фильтрации интернет-трафика (НаСФИТ)
- Как обойти интернет-цензуру дома и в офисе: 5 простых способов
- Блокировка сайтов в России
- Ревизор — система контроля блокировки сайтов в России
Информационная безопасность и киберпреступность
- Киберпреступность в мире
- Требования NIST
- Глобальный индекс кибербезопасности
- Кибервойны, Кибервойна России и США, Кибервойна России и Великобритании, Кибервойна России и Украины
- Locked Shields (киберучения НАТО)
- Киберпреступность и киберконфликты : Россия, Кибервойска РФ, ФСБ, Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ), Центр информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ, Следственный комитет при прокуратуре РФ, Управление К БСТМ МВД России, МВД РФ, Министерство обороны РФ, Росгвардия, ФинЦЕРТ
- Число киберпреступлений в России, Русские хакеры
- Киберпреступность и киберконфликты : Украина, Киберцентр UA30, Национальные кибервойска Украины
- Национальный центр по защите данных системы здравоохранения Норвегии (HelseCERT)
- CERT NZ
- CERT-UZ Отдел технической безопасности в структуре государственного унитарного Центра UZINFOCOM
* Регулирование интернета в Казахстане, KZ-CERT
Информационные технологии в социальной сфере
Отдельная статья — Информационные технологии в социальной сфере (федеральное учреждение)
Затраты на цифровую экономику
Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики в 2021 г составили 4,8 трлн руб., что на 19,3% выше, чем в 2020 г. (в фактических ценах). Основной вклад в динамику обеспечили организации.
2017
Оценка по расходам от Минкомсвязи — 520 млрд рублей
18 декабря 2017 года глава Минкомсвязи РФ Николай Никифоров сообщил, что на реализацию программы «Цифровая экономика» может потребоваться более полутриллиона рублей.
По словам Никифорова, также планируется серьезное внебюджетное финансирование — более 300 млрд рублей, которые предоставят крупнейшие компании отрасли. Министр добавил, что реализацию программы «Цифровая экономика», которая в целом рассчитана до 2024 года, можно будет начать в январе 2018-го.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя «Ростелекома», если расчеты Никифорова верны, самым дорогим мероприятием «Цифровой экономики» может оказаться создание информационной инфраструктуры. Общие затраты по одобренной дорожной карте «Информационная инфраструктура» составят 436,6 млрд рублей.
Создание цифровой инфраструктуры страны оценили почти в полтриллиона рублей
Создание цифровой инфраструктуры в рамках госпрограммы «Цифровая экономика» в ближайшие три года обойдется в 427 млрд рублей. Из бюджета на эти цели потребуется только 98,6 млрд, а основная часть придется на внебюджетные источники. Такие расчеты сделал «Ростелеком», который подготовил план мероприятий программы по направлению «Цифровая инфраструктура», пишут в ноябре «Ведомости».
Основную часть средств разработчики документа предлагают направить на создание группировки спутников связи с глобальным охватом. Финансирование предполагается полностью выделить из внебюджетных источников. Бюджет, в свою очередь, должен будет направить 53,6 млрд рублей на подключение к интернету отдаленных населенных пунктов, социальных учреждений и госорганов.
В плане также предлагается создать цифровые инфраструктурные платформы, консолидирующие базу спутниковых снимков и географических карт России, базу биометрических данных граждан и т.п.
В «Ростелекоме» пояснили, что расчеты основаны на выполненных и заключенных госконтрактах, а также оценках экспертов. Однако план еще не был рассмотрен в правительстве и будет дорабатываться.
Какие направления цифровой экономики недофинансированы. Мнения
В конце 2016 года министр связи Николай Никифоров говорил о недостаточности ИТ-бюджетов федеральных госорганов для развития цифровой экономики. TAdviser узнал, какие направления, по мнению отечественных ИТ-экспертов, недофинансированы, а в каких есть резервы для перераспределения в пользу недофинансированных.
Андрей Бурин, руководитель департамента по работе с государственным сектором, компании «Форс-Центр разработки» (ГК «Форс»), считает, что по некоторым направлениям предусмотренный объем финансирования действительно недостаточен.
Отдельно он отмечает необходимость перевода в цифровой формат культурного наследия – архивных документов, исторических справок, библиотечных фондов, произведений искусства, фильмов, музыки, что в целом должно существенно повысить доступность данной информации в образовательных процессах, которые в настоящее время зачастую протекают дистанционно.
По мнению Андрея Бурина, более правильный путь – не перераспределять финансирование, а сконцентрировать усилия на следующих направлениях:
- систематизация достижений в области информатизации федеральных органов власти с целью выработки единых требований к интеграционным процессам, вопросам информационной безопасности, что должно привести к созданию механизмов повторного использования накопленного опыта для разных категорий заказчиков, а также механизмов оценки применимости проприетарных или свободно-распространяемых программных средств;
- повышение эффективности эксплуатации государственных информационных систем путем выработки типовых требований к уровню предоставления соответствующего сервиса, формирование базы знаний, но самое главное – это безусловное соблюдение жизненного цикла создания автоматизированных систем, включающего процессы проектирования, разработки, апробации, внедрения и тиражирования.
По мнению Евгения Кучика, генерального директора компании «БОСС. Кадровые системы», цифровая экономика требует значительно больших вложений, чем это делается сейчас и для этой цели ИТ бюджеты федеральных госорганов явно недостаточны. Резервов для перераспределения финансирования по большому счёту нет, считает он.
Юрий Мазуров, руководитель коммерческой дирекции группы «Астерос», говорит, что учитывая общую экономическую ситуацию в стране, было бы опрометчиво предполагать, что какие-либо бюджетные сферы сейчас не испытывают проблем с финансами.
Что же касается именно статей расходов внутри программы по переходу к цифровой экономике, то здесь, на его взгляд, «недофинансированы» направления, связанные с информационными хранилищами данных, с обеспечением их информационной безопасности. Также, в силу аскетичного финансирования, слабо развиваются системы биометрической идентификации, мало внимания уделяется внедрению единой шины данных, на базе которой можно многократно расширить существующий перечень госуслуг гражданам, говорит он.
Михаил Алексеев, старший вице-президент Maykor, генеральный директор «ЦРТ Сервис» (входит в Maykor), считает, что объемы существующих ИТ-бюджетов федеральных министерств и ведомств на сегодняшний день являются недостаточными для успешного развития цифровой экономики. Однако о недофинансированности конкретных направлений на сегодняшний день говорить нельзя – скорее виден общий дефицит финансирования в ИТ федеральных госорганов.
Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн», также соглашается с тем, что ИТ-бюджеты федеральных госорганов недостаточны для развития цифровой экономики.
Андрей Богомолов, старший вице-президент компании «Техносерв», напоминает, что по оценкам Минкомсвязи России, на реализацию программы «Цифровая экономика» до 2025 года потребуется ежегодно 100 млрд. руб. Эти расходы включают затраты на модернизацию инфраструктуры – сетей связи и центров обработки данных.
В то же время, по его мнению, проекты, связанные с созданием и модернизацией информационной инфраструктуры (сети связи, дата-центры, цифровые платформы, информационная безопасность), можно и нужно реализовывать на основе механизмов венчурного инвестирования и ГЧП. Объекты цифровой инфраструктуры могут создаваться и эксплуатироваться крупными компаниями (в том числе государственными компаниями и государственными корпорациями), такими как Сбербанк России, «Ростелеком», ГК «Ростех», ГК «Росатом», ФГУП «Почта России», Яндекс, Mail.Ru Group, «Лаборатория Касперского (Kaspersky)», InfoWatch, системными интеграторами.
Высвободившиеся средства, по словам Богомолова, целесообразно перераспределить в сторону создания отраслевых цифровых платформ, создания открытых пилотных площадок в ключевых отраслях экономики, с активным вовлечением будущих потребителей цифровых технологий (здесь показателен опыт создания Центральным банком Российской Федерации экосистемы «Мастерчейн (Masterchain) Российская национальная блокчейн-сеть» – «цифровой песочницы» для тестирования технологии блокчейн участниками финансового рынка). Это позволит не только ускорить процесс внедрения цифровых технологий, но и получать оперативную обратную связь от будущих потребителей еще на стадии создания прототипов. Известно, что одними из первых госорганов для цифровой трансформации уже выбраны Росреестр и Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Тагир Яппаров, председатель Совета директоров группы компаний «АйТи», рассказывает, что последние три года ведомственные бюджеты на ИТ не росли в силу сложной экономической ситуации, с которой страна столкнулась в 2014 г. Поэтому основная часть ИТ-бюджетов ведомств направлялась на поддержку и развитие «старых», созданных ранее систем.
Владимир Кохан, коммерческий директор «Диджитал Дизайн», считает, что для перехода к цифровой экономике есть большая потребность в финансировании НИОКР с целью определения приоритетных путей развития информационных технологий в конкретных госорганах, а также определения способов достижения целей «цифровой экономики».
В то же время, по его словам, многие направления информатизации воспринимаются и финансируются как сервисные, без осознания возможности повышения эффективности работы органа власти в целом за счет развития, к примеру, внешних и внутренних порталов, систем документационного управления, в том числе их развития до отраслевых, контроля исполнения поручений и проектного управления, систем автоматизации аудиторской деятельности, коммуникационных систем.
По мнению Владимира Сизых, директора по маркетингу РДТЕХ, программа Цифровизации явственным образом показывает, что в первую очередь требуется регулирование правового поля.
Виктор Серебряков, вице-президент группы компаний «Ланит», считает, что для стимулирования развития цифровой экономики нужны серьезные реформы и изменения законодательства. Именно в этой части государство должно помочь рынку.
Российским разработчикам ПО предложили поддержку на 30 миллиардов
Хотя это предложение проходит по разделу «Информационная безопасность», оно охватывает поддержку разработчиков ПО различных видов, а не только защитных программ.
По подсчетам CNews, всего на различные меры поддержки разработчиков ПО в 2018-2020 г.г. предлагается направить 29,63 млрд руб. Из этой суммы 11,65 млрд руб. предлагается взять из федерального бюджета, 17,98 млрд руб. — из внебюджетных источников (средств государственных фондов).
Предлагаемые меры можно условно разделить на три направления. Первое из них — создание механизмов стимулирования разработки отечественного ПО. На эти цели планируется направить 21,5 млрд руб., в том числе 5 млрд руб. предлагается взять из федерального бюджета, 16,5 млрд руб. — из внебюджетных источников.
ФРИИ проакселерирует разработчиков ПО
Одно из предлагаемых мероприятий состоит в том, что Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) потратит 900 млн руб. на акселерацию команд-разработчиков отечественного ПО (финансирование будет взято из внебюджетных источников). ФРИИ уже занимается акселерацией (обучение, поддержка, взращивание) команд-разработчиков интернет-проектов, данную модель предлагается использоваться и для команд разработчиков ПО.
Акселератор должен будет в течение трех-шести месяцев финансировать проект по разработке ПО в интересах цифровой экономики и осуществлять его менторскую поддержку. Условием поддержки будет вхождение ФРИИ в уставной капитал стартапа. Это должно способствовать развитию и коммерциализации разработок соответствующих проектов. По истечении указанного периода акселератор должен будет продать долю в проекте его учредителям или сторонним инвесторам, обеспечив получение прибыли.
Гранты от Фонда Бортника
Другое направление поддержки — выделение грантов малым инновационным предприятиям на разработку и коммерциализацию отечественного ПО. На эти цели Фонду содействия инновациям (Фонд Бортника) предлагается потратить 6,5 млрд руб., из которых 5 млрд руб. будут взяты из федерального бюджета, оставшиеся 1,5 млрд руб. — из внебюджетных источников.
Гранты будут выделяться на конкурсной основе, размер одного гранта будет составлять до 20 млн руб. Авторы документа считают, что грантовая поддержка малых инновационных предприятий будет способствовать не только решению отдельных задач, но и коммерциализации разработок.
На программы соинвестирования и инвестирования в уставной капитал разработчиков отечественного ПО из внебюджетных источников предлагается направить 4,5 млрд руб. Данные средства предоставит ВЭБ и его дочернее предприятие — «ВЭБ-Инновации».
Аналогичную сумму, также из внебюджетных источников, планируется направить на создание венчурных фондов для финансирования разработки ПО. Это мероприятие предлагается поручить Российской венчурной компании (РВК).
На льготное кредитование (кредитование с пониженными процентными ставками) разработчиков ПО предлагается направить из внебюджетных источников 2,5 млрд руб. Этим займется Фонд развития промышленности (ФРП). С этой целью в устав ФРП будут внесены необходимые поправки.
Поддержка российского ПО за рубежом и на новых рынках
Еще 1,3 млрд руб. из внебюджетных источников планируется направить на поддержку инновационных отечественных разработок ПО, ориентированных на новые рынки. Этим мероприятием займется Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»).
В рамках данного мероприятия предполагается оказание отечественным разработчикам ПО инфраструктурой поддержки: консультационной поддержки, услуг в области интеллектуальной собственности, доступа к необходимому оборудованию. Также предполагается предоставление налоговых и иных льгот.
На поддержку экспортно-ориентированных разработчиков ПО предлагается направить из внебюджетных источников 1,3 млрд руб. Речь идет о таких мероприятиях, как страховая поддержка экспорта, содействие выходу на новые рынки, развитие системы финансирования экспорта, обеспеченного страховым покрытием и страховании краткосрочной дебиторской задолженности иностранного покупателя.
Стимулирование использования отечественного ПО
Второе направление поддержки отечественных разработчиков ПО заключается в стимулировании использования их разработок. На эти цели предлагается выделить 2,48 млрд руб., в том числе 1 млрд руб. из федерального бюджета.
В рамках данного направления планируется разработать меры по стимулированию использования отечественного ПО промышленными предприятиями. На эти цели Минпромторгу из федерального бюджета предлагается выделить 1 млрд руб. Одной из предлагаемых мер является субсидирование процентной ставки по кредитам, выданным промышленным предприятиям на приобретение и внедрение отечественного ПО.
На реализацию механизмов стимулирования использования ПО за рубежом Российскому экспортному центру (РЭЦ) предлагается потратить из внебюджетных источников 1,3 млрд руб. РЭЦ будет предоставлять финансовые (кредитование, страхование, банковские гарантии) и нефинансовые услуги экспортерам, способствовать преодолению барьеров и снятию «системных» ограничений для стимулирования использования отечественного ПО за рубежом.
Фонд «Сколково» потратит 180 млн руб. из внебюджетных источников на ознакомление крупных компаний с отечественным ПО. В том числе будет осуществлять содействие по доработке существующего ПО под нужды заказчика.
ВЭБ профинансирует цифровую экономику
Согласно сообщению, премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение «разработать предложения по объемам и механизмам финансирования Внешэкономбанком высокотехнологичных и инновационных проектов, реализуемых в том числе в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации», и обеспечить рассмотрение указанных предложений на заседании наблюдательного совета Внешэкономбанка».
Правительство поручило разработать механизмы финансирования ВЭБом проектов «Цифровой экономики»
Также сообщается, что с 1 сентября 2017 года все предложения, внесенные исполнительными органами власти и государственными внебюджетными фондами по поводу развития цифровой экономики и создания информационных систем в сферах госуправления и социально-экономического развития, будут рассматриваться в рамках системы управления реализацией программы «Цифровая экономика».
По словам Медведева, речь идет не только о финансировании программы, но и об устранении административных барьеров для ее реализации.
Предложения министерств будут рассмотрены на заседании наблюдательного совета Внешэкономбанка, которое намечено на октябрь.
Построение цифровой экономики потребует 100 млрд рублей в год
Он добавил, что значительная часть этих средств уже содержится в расходах федерального бюджета, но частично потребуется и дополнительное выделение денег, приводит слова министра «Интерфакс». При этом потребуется принципиально иная модель управления реализации и финансового обеспечения программы.
Министр связи предлагает начать реализацию программы «Цифровая экономика» со здравоохранения, госуправления и технологий «умного города» (источник фото — Life.ru_)
Ранее, проанализировав ИТ-бюджеты федеральных госорганов, TAdviser оценивал их совокупные расходы на информатизацию в 2016 году в сумму немногим более 100 млн рублей (читайте подробнее).
Никифоров также попросил одобрить в целом программу «Цифровая экономика» и поручить правительству ее утвердить.
Министр связи предлагает начать реализацию программы «Цифровая экономика» с таких сфер, как здравоохранение, госуправление и «умный город».
Никифоров пояснил, что эти сферы выбраны потому, что там наиболее высока роль государства, а также социальная значимость. Однако программа не ограничивается указанными направлениями, изменения запланированы и в других отраслях, которых постепенно будет расширяться.
По его мнению, это документ должен утверждаться правительством и ежегодно уточняться.
Структура управления программой
Основная статья: Кто и как управляет развитием цифровой экономики
Для управления программой создана сложная система сдержек и противовесов из различных органов государственной власти.
2019
Из запланированных 64 результатов по национальной программе «Цифровая экономика» в 2019 году достигнуто было всего 36 или 56%. Об этом говорится в отчете Счётной палаты РФ.
Кассовое исполнение расходов по «Цифровой экономике» по итогам 2019 года составило 73,3% (73,8 млрд рублей). Среди причин такого низкого показателя в Счётной палате назвали новую редакцию нацпрограммы, которая была утверждена через полгода с момента ее реализации в 2019 году, многочисленные изменения в программу, а также перераспределения расходов между результатами федеральных проектов (за 2019 год утверждено 33 запроса на изменение программы и 54 запроса на изменение федеральных проектов). Кроме того, повлияло несвоевременное принятие нормативных правовых актов (повлекло позднее заключение соглашений), длительность процедур по размещению закупок и, как следствие, позднее заключение заказчиками госконтрактов.
Из-за низкого кассового исполнения расходов по «Цифровой экономике» Минкомсвязи и подведомственные ему Россвязь, Роскомнадзор и Роспечать потратили лишь 77,1% от выделенных из федерального бюджета средств.
Половина запланированных результатов «Цифровой экономики» в 2019 году не достигнута
Также Счётная палата выявила отставание в реализации госпрограммы «Информационное общество». На выполнение этого проекта Минкомсвязи в 2019 году выделило 240 млрд рублей. Из них ведомство израсходовало 218,4 млрд рублей (91%). Из 74 целевых показателей не были достигнуты 12.
Исполнение бюджета по итогам первых девяти месяцев — на уровне 12,3%
11 ноября 2019 года стало известно, что по итогам первых девяти месяцев 2019 г. уровень исполнения расходов федерального бюджета на национальную программу «Цифровая экономика» составил 12,3%. Это следует из доклада Счетной палаты по исполнению бюджета за указанный период. С учетом того, что в 2019 г. на эту нацпрограмму было выделено 108 млрд руб., к сентябрю 2019 г. из них было израсходовано только 13,3 млрд руб.
Среди национальных программ «Цифровая экономика» занимает по этому показателю 13, то есть последнее, место. По итогам первого полугодия 2019 г. она также была в этом рейтинге на последнем месте.
Средний уровень исполнения расходов по всем нацпрограммам составляет 52,1%. Это на 10,8 процентного пункта ниже среднего уровня исполнения расходов федерального бюджета, который достигает 62,9%.
Пресс-секретарь Минкомсвязи Евгений Новиков заявил, что низкий уровень исполнения бюджета «Цифровой экономики» объясняется ее сложной системой управления. По словам Новикова, специфика нацпрограммы предполагает внесение множества изменений.
Задержки в освоении бюджета
Сокращение финансирования программы «Цифровая экономика» более чем в 2 раза — до 1,6 трлн рублей
11 февраля 2019 года стало известно, что Правительство опубликовало материалы Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам, посвященные 12 национальным проектам. В числе прочих опубликована краткая справка по национальной программе «Цифровая экономика».
Согласно справке, общие расходы этой программы за период 2018-2024 гг. составят 1,634 трлн руб. Из этой суммы 1,1 трлн руб. должен будет выделить федеральный бюджет, а 534 млн руб. должны быть взято из внебюджетных источников. Указанная сумма расходов более чем в два раза меньше той, чем была заложена в последний вариант программы (3,54 трлн руб.)
В том числе значительно были сокращены расходы на федеральный проект «Цифровые технологии и проекты» — до 451,8 млрд руб. (сокращение более чем в три раза) — и на федеральный проект «Цифровое государственное управление» — до 235,7 млрд руб (сокращение более чем в четыре раза).
Из федерального проекта «Цифровое государственное управление» были исключены расходы на сумму 865 млн руб. По всей видимости, это уже включенные в федеральный бюджет расходы на информатизацию органов государственной власти. А расходы федерального проекта «Цифровые технологи и проекты» сократились на 1,04 трлн руб. — по всей видимости, за счет внебюджетного финансирования. Суммарно расходы по обоим федеральным проектам сократились на 1,87 трлн руб.