Сетевое издание Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 «Перечень» ВАК ИФ РИНЦ = 1,006

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

В статье проведен анализ актуальных проблем и особенностей развития цифровизации образования в условиях становления цифровой экономики, где важным фактором развития инновационной модели экономики является наличие специалистов , имеющих высокий образовательный уровень и обладающих соответствующими профессиональными компетенциями. На современном этапе цифровизация образования становится приоритетным направлением развития государства , что отображается в нормативных документах, представленных в этой статье, таких как национальный проект «Образование». Целью проекта является повышение конкурентоспособности и качества российского образования до уровня ведущих стран мира, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций . Проведен анализ исследований, где показано, что Россия значительно уступает странам-лидерам и многим странам мира, идущим по догоняющему пути развития по цифровизации образования. Выявлены особенности и проблемы процесса трансформации образования, с которыми столкнулась система образования во время пандемии коронавирусной инфекции. Предложены пути решения этих проблем и рекомендации по созданию образовательного пространства для успешного развития цифровизации образования в России.

5. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Издательство «Перо», 2019. 72 с.

11. Андреев А.А. Онлайн-обучение как перспективная форма организации учебного процесса в современной цифровой образовательной среде // Взаимодействие субъектов образования в информационном обществе: опыт стран Европы и АТР: материалы международной научно-практической конференции / Ответственные редакторы М.Н. Туктагулова, М.В. Паршина, 2018. С. 8-10.

12. Магомедов А.М. Проблемы и тенденции развития цифрового образования // Педагогика и просвещение. 2019. № 2. С. 134-142. DOI: 10.7256/2454-0676.2019.2.27084.

13. Андреев А.А. Современная цифровая образовательная среда // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы VI Международной научно-практической конференции / Под ред. С.Л. Иголкина, 2017. С. 185-188.

14. Вайндорф-Сысоева М.Е. Современные подходы к организации превышения квалификации современного педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 16-23.

Мы живем в цифровую эпоху, где процессы цифровизации носят глобальный характер.

Цифровизация затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе образование, и становится базой развития самого общества и общественных отношений.

Образование играет особую роль в процессе цифровой трансформации, выступая как фактор обеспечения необходимых условий, предпосылок и интеллектуального фона для уверенного перехода в цифровую эпоху, где приоритетной задачей становится подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующих «цифровому» времени. Соответственно, это влечет за собой необходимость кардинальных изменений в системе образования, таких как преобразование образовательных программ, методов и организационных форм обучения, широкое внедрение и применение цифровых инструментов и коммуникаций в учебной деятельности посредством цифровой среды, обучение людей по индивидуальному плану в течение всей жизни в удобных для них времени и месте.

В связи с этим изучение вопросов цифровизации образования и ее актуальных проблем, обуславливающих отставание образования нашей страны по качеству, конкурентоспособности и т.д. от ведущих стран мира, представляется весьма актуальным направлением научных исследований.

Цель исследования: дать оценку реального состояния системы образования в процессе цифровизации, выявить основные проблемы, тормозящие ее развитие, и определить перспективы цифровизации в сфере образования.

Материал и методы исследования

В работе использовались методы обобщения, сравнительного и дескриптивного анализа.

Информационной базой исследования являются нормативно-правовые документы РФ, официальные данные: Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства финансов РФ. Исследовательские данные: Всемирного банка, ЮНЕСКО, Института Портуланс (Portulans Institute), Всемирного альянса информационных технологий и услуг (World Information Technology and Services Alliance), научные труды зарубежных и отечественных ученых в области цифровых процессов в сфере образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Министерством науки и высшего образования РФ ведется масштабная работа по реализации национального проекта «Образование», указанного нами ранее, который стартовал в 2019 году, паспорт проекта утвержден 24 декабря 2018 года. Целями проекта являются обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Задачами проекта являются внедрение на всех уровнях образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, системы профессионального роста педагогических работников, формирование эффективной системы, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, непрерывное обновление профессиональных знаний и приобретение новых профессиональных навыков, профессиональных конкурсов для возможностей профессионального и карьерного роста, а также создание безопасной цифровой образовательной среды, условий для развития наставничества.

Также реализуются федеральные проекты в рамках национального проекта «Образование»: «Поддержка семей, имеющих детей»; «Цифровая образовательная среда»; «Современная школа»; «Успех каждого ребёнка»; «Учитель будущего»; «Молодые профессионалы»; «Новые возможности для каждого»; «Социальная активность»; «Экспорт образования».

Ограниченные финансовые возможности тормозят процесс цифровизации образования в России, что выражается в технической отсталости учебных заведений, технических ограничениях, связанных с отсутствием высокоскоростного интернет-покрытия в ряде регионов, отсутствии технических средств у населения и его цифровой неграмотности.

Сетевое издание
	Современные проблемы науки и образования	

                    ISSN 2070-7428
        

                    "Перечень" ВАК
        
                    ИФ РИНЦ = 1,006

По данным рисунка видно, что население РФ недостаточно обеспечено Интернетом, и изменение показателей на протяжении рассматриваемого периода имеет низкие темпы.

Институт Портуланс (Portulans Institute), совместно со Всемирным альянсом информационных технологий и услуг, ежегодно проводит исследования в области инновационного и технологического потенциала стран мира и возможностей их развития в сфере высоких технологий и цифровой экономики. Важнейшим показателем этого исследования является индекс сетевой готовности, характеризующий уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и сетевой экономики в странах мира. Данные рейтинга сетевой готовности стран мира на 2020 г.  представлены на рисунке 2.

Сетевое издание
	Современные проблемы науки и образования	

                    ISSN 2070-7428
        

                    "Перечень" ВАК
        
                    ИФ РИНЦ = 1,006

Согласно рейтингу по индексу сетевой готовности по состоянию на 2020 г. Россия занимает 46-е место.

Сетевое издание
	Современные проблемы науки и образования	

                    ISSN 2070-7428
        

                    "Перечень" ВАК
        
                    ИФ РИНЦ = 1,006

Согласно рейтингу индекса образования по состоянию на 2020 г.  Россия заняла 34-е место, лидирующие позиции занимает Германия, на втором месте Австралия.

Как показывают исследования, несмотря на меры, реализуемые Правительством РФ, Россия сильно отстает от стран-лидеров, а также уступает многим странам, идущим по пути догоняющего развития. Цифровизация образования в нашей стране должна заполнить глобальный пробел цифровой трансформации образования сегодня.

Читать также:  Бум онлайн-аптек, маркетплейсы и «фактор коронавируса»

Таким образом, в нашей стране нет единого образовательного портала для дистанционного обучения, которое позволило бы следить за качеством образования по всей стране.

Но следует отметить, что задачей программы «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование» является создание современной и безопасной электронной образовательной среды, которая, согласно Положению, должна обеспечить доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Реализация данной программы планировалась на сентябрь 2020 г., но была отложена из-за проведения эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды на территории отдельных субъектов Российской Федерации согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды», который стартовал 10 декабря 2020 г. и продлится до 31.12.2022 г. «Цифровая образовательная среда» представляет собой совокупность условий с применением цифровых образовательных технологий, электронной информационно-образовательной среды, цифрового образовательного контента, информационных и телекоммуникационных технологий, технологических средств для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в полном объеме независимо от места проживания учащихся.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что к наиболее актуальным проблемам цифровизации образования в России относятся: недостаточность финансирования; недоработанная законодательная база; ненадлежащее качество уровня образования; отсутствие механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав всех субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в сфере образования; безопасность данных; отсутствие механизмов, исследующих влияние цифровизации на формируемые профессиональные компетенции студентов; кадровая проблема; отсутствие педагогической теории цифрового обучения; недостаточная психологическая готовность педагогов к цифровым изменениям в образовательном процессе; недостаточная информированность изменений в системе образования.

Также хочется подчеркнуть положительные стороны цифровизации образования, применения цифровых технологий в управлении образованием: анализ оценок степени освоения материала, диагностика качества образования, создание цифровой копии учреждения; перевод учебного материала в качественный цифровой формат; рост доступности информации за счет открытия доступа к электронной образовательной среде и онлайн-платформам в различных населенных пунктах РФ и зарубежья.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире и в нашей стране переход на дистанционное образование стал проверкой потенциала, ресурсов системы образования России в процессе цифровизации.

Цифровизация образования — трудный и долгий процесс. Опыт работы в вузе показывает отсутствие готовности к реализации процесса цифровизации образования. Сегодня вузы имеют ненадлежащего уровня финансовое, кадровое, техническое, программное обеспечение. Одной из проблем при создании цифровой образовательной среды в университете является слабая техническая оснащенность вуза и низкая пропускная способность сети Интернет. В вузах не хватает компьютеров и ИКТ-оборудования, а из того, что есть, многое не работает или давно морально устарело. Морально устаревшие компьютеры вузов актуально было бы использовать в школах или СПО-учреждениях.

Особое внимание следует уделить цифровой грамотности научно-педагогического состава университета. Многие преподаватели слабо владеют ИКТ-компетенциями, что отражается на уровне качества образования. Повышение ИКТ-компетенций преподавателей должно стать основным направлением курсов повышения квалификации.

Преподавателям необходимо свободно владеть цифровыми технологиями для подготовки онлайн-лекций, онлайн-тестов, онлайн-курсов и т.д., а при слабом уровне ИКТ-компетенций (это относится не ко всем преподавателям) создаются несоответствующего уровня онлайн-курсы, тестирование и системы оценки. Отсутствует система качественных оценок уровня образовательного процесса в данном направлении. Актуальным было бы применить конкурсную основу среди преподавателей по созданию онлайн-курсов и для здоровой мотивации поощрять материально. А также разработать единый портал или программу дистанционного обучения, где все вузы будут иметь открытый доступ к онлайн-курсам. Что касается программного обеспечения вузов, то лицензированных программ очень мало, а использование демоверсий программ не обеспечит обучение в современной информационно-образовательной среде. Поэтому необходимо увеличить вложения финансовых средств в сферу цифровизации образования, выделяемых средств не хватает для покрытия всех расходов.

Исходя из сделанных выводов, можно отметить, что процесс цифровизации образования необходимо методично реализовывать, учитывая зарубежный опыт, особенности российской системы образования, состояние цифровой экономики нашего государства.

Библиографическая ссылка

Гаирбекова П.И. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30673 (дата обращения: 24.05.2023).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Гусарова О.М.

Балуева А.А.

Долгалло А.Э.

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

В данной статье затронута проблематика цифровизации экономики и ее вызовы. Рассмотрены последствия внедрения инноваций и цифровых технологий в практическую деятельность современных организаций. Раскрыты вызовы и положительные последствия цифровизации экономики. Проанализировано состояние цифровой экономики России. Определены факторы экономического роста на основе изменения технологий производства. Рассмотрены особенности и перспективы цифровизации экономики Российской Федерации с учетом мировых тенденций. Осуществлен анализ изменения принципа хозяйствования организаций в силу реализации их трансформационных преобразований. Проанализирована роль цифровизации экономики в контексте повышения мировой конкурентоспособности предприятий. Рассмотрено применение облачных хранилищ и IT-технологий в производстве. Определены вызовы цифровизации экономики, проанализирована роль цифровой трансформации в развитии промышленных предприятий. Определены ключевые параметры современного производства, широко применяющие цифровые технологии. Внедрение цифровых технологий в производственную деятельность предприятий дает возможности производителям для снижения своих издержек, повышения эффективности производства, выполнения работы качественно и экономично. На сегодняшний день способы уменьшения затрат расширились за счет внедрения цифровых технологий. Выявлены основные направления, которые будут способствовать совершенствованию деятельности организаций за счет перехода к инновациям. Рассмотрены перспективы развития и модернизации технологических процессов предприятий за счет внедрения цифровых технологий. Сделан вывод, что цифровизация является одним из ключевых факторов экономического роста современной экономики.

1. Гусарова О.М., Кузьменкова В.Д., Комаров П.И. Цифровые модели социально-экономического развития региональных субъектов // Фундаментальные исследования. 2018. № 8. С. 42–47.

2. Гусарова О.М., Денисов Д.Э. Моделирование эффективности инновационных проектов развития малого бизнеса // Фундаментальные исследования. 2019. № 11. С. 66–71.

3. Гусарова О.М., Кондрашов В.М., Ганичева Е.В. Мультифакторная модель оценки эффективности государственных затрат на инновационные проекты // Фундаментальные исследования. 2019. № 7. С. 47–52.

4. Земляк С.В., Кондрашов В.М., Комаров П.И. Управление продажами. М.: Вузовский учебник. 2017. 351 с.

Читать также:  E commerce это маркетплейс

5. Гусарова О.М. Мониторинг ключевых показателей эффективности бизнес-процессов. В книге: Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации современной России. Голичев В.Д., Голичева Н.Д. и др. Смоленск, 2015. С. 84–89.

6. Журавлева М.А., Гусарова О.М. Анализ и совершенствование деятельности акционерных обществ // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7–3. С. 10–12.

7. Волкова А.А., Плотников В.А., Рукинов М.В. Цифровая экономика: сущность явления, проблемы и риски формирования и развития // Власть и экономика. 2019. № 4. С. 38–49.

8. Сатынбекова А.С. Цифровая экономика: понятие, перспективы, тенденции развития в России // Теория, практика, инновации. 2018. № 4. С. 43–55.

9. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочеткова Е.Ю. Цифровое общество: Новые вызовы // Экономические стратегии. 2016. № 7 (141). C. 90–91.

10. Куликова Г.А. Итоги и перспективы развития инфокоммуникационных технологий в государственных органах российской федерации, оценка их ИТ-бюджетов // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 12. 944 с.

11. Аверьянов М.А. Цифровое общество: новые вызовы // Экономические стратегии. 2016. № 7 (141). С. 90.

12. Информационные системы и технологии: Научное издание / Под ред. Ю.Ф. Тельнова. М.: ЮНИТИ, 2016. 303 c.

14. Добрынин А.П., Черних К.Ю., Куприяновский В.П. Цифровая экономика – различные пути к эффективному применению технологий // International Journal of Open Information Technologies. 2016. № 1 (4). С. 4–10.

15. Юдина Т.Н. Осмысление цифровой экономики // Теоретическая экономика. 2016. № 3. С. 12–16.

16. Прохоренков П.А. Подготовка специалистов для цифровой экономики // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2017. № 1 (1). С. 30–32.

17. Прохоренков П.А. Этапы формирования электронной информационно-образовательной среды вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 2–2. С. 291–294.

18. Аптекман А., Калабин В., Клинцов В., Кузнецова Е., Кулагин Н.А., Ясеновец И. Цифровая Россия: новая реальность. М.: Знание, 2017. 100 с.

19. Гусаров А.И., Гусарова О.М. Управление финансовыми рисками региональных банков // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7–3. С. 8–10.

20. Кулагина Н.А., Азаренко Н.Ю. Внедрение проектного управления и информационных технологий обеспечения проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти субъектов РФ // Регион: системы, экономика, управление. 2018. № 4 (43). 2014. С. 78–81.

21. Андреева Г.Н., Бадальянц С.В., Богатырева Т.Г., Бородай В.А., Дудкина О.В., Зубарев А.Е., Казьмина Л.Н., Минасян Л.А., Миронов Л.В., Стрижов С.А., Шер М.Л. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения. Нижний Новгород: Профессиональная наука, 2018. 131 с.

22. Черняк В. Популярная история экономики и бизнеса. М.: Вече, 2018. 512 c.

23. Гусарова О.М. Информационно-аналитические технологии прогнозирования деятельности организаций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12–3. С. 492–495.

25. Гимаров В.А., Жутаева Н.А., Крамлих О.Ю., Лаврушин В.М., Сазонова Е.А., Сидоренкова И.В., Чудакова С.А., Борисова В.Л., Тимофеева И.Ю., Лаврова Е.В., Моргун Т.Н. Исследование потенциала приграничного положения региона как фактор развития торговли. М.: Русайнс, 2019. 306 с.

26. Шваб К. Четвертая промышленная революция в производстве. М.: Издательство «Э», 2017. 208 с.

Цель исследования: теоретическое обоснование необходимости цифровизации экономики, вызовы и пути решения.

Материалы и методы исследования

В многочисленных публикациях концепция формирования цифровой экономики занимает центральное место среди множества научных задач, требующих теоретического и практического обоснования. Тематика цифровизации экономики раскрывается и рассматривается в работах отечественных и зарубежных ученых. Теоретической основой для исследования направлений и вызовов цифровизации экономики послужили труды М.А. Аверьянова, Н.А. Кулагина, Е.А. Сазоновой и других авторов.

Термин «цифровизация» в настоящее время рассматривается в узком и широком смысле. «В узком смысле понимается преобразование информации в цифровую форму, что приведет к снижению издержек, появлению новых возможностей и т.п. Цифровизацию в широком смысле рассматривают как тренд эффективного мирового развития только в том случае, если цифровая трансформация соответствует следующим характеристикам:

– охватывает производство, бизнес, науку, социальную сферу и обычную жизнь граждан;

– сопровождается лишь эффективным использованием полученных результатов;

– ее результаты доступны пользователям преобразованной информации, причем не только специалистам, но и рядовым гражданам;

Информация, представленная в цифровом виде, имеет ряд особенностей:

– использование различных форм представления, запоминания и передачи информации, шифрование данных, их передача так, чтобы потом была возможность расшифровки;

– передача данных с применением материальных носителей;

– «копирование и распространение информации без потери ее точности;

Из этого следует, что создается положительная среда для экономического роста и социальных преобразований, так как цифровые технологии повышают потребительский спрос на различного рода продукцию и услуги, следовательно, повышается объем продаж.

Современные развивающиеся компании стараются внедрять цифровые технологии и инструменты во всевозможные секторы экономики. Так, например, в нефтегазовой сфере это способствует выработке единой модели разработки месторождений, позволяет увеличить результативность процесса бурения, осуществлять мониторинг в удаленном режиме за деятельностью отдаленных месторождений и т.д.

Руководство организаций должно быть проинформировано о вызовах, с которыми могут столкнуться предприятия в среде глобальной цифровизации. Цифровизация прогрессирует под влиянием технологического процесса и развития инноваций, что подталкивает руководство предусмотреть преобразования в ведении бизнеса и осуществить прогноз временного интервала, требующегося для полного внедрения инноваций.

В существующих условиях вызовами цифровизации являются:

1. Формирование цифровой экономики. Интернет вызвал новый всплеск капитализма, который трансформирует многие аспекты глобального рынка до современных форм бизнеса. Маневренность, интернет-технологии и социальные сети служат источником цифрового движения, возникающего в развитых и развивающихся странах.

2. Преобразование бизнес-процессов. В результате становления цифровой экономики предприятия в сегментах рынка наткнулись на то, что их модели ведения бизнеса стали не соответствовать условиям глобализации и технологий. В ближайшее время многие секторы, включая технологии, коммуникации, средства массовой информации, банковское дело, торговлю и медицину, осуществят ряд преобразований с использованием цифровизации экономики.

3. Усиление конкурентной борьбы. Успешные предприятия в развивающихся странах вкладывают значительные средства в технологии, часто обходя коллег на развитых рынках. Руководители предприятий в странах с развитой экономической структурой столкнутся с конкурентной проблемой: агрессивные технологические компании из развивающихся стран.

4. Клиентоориентированная стратегия. Клиенты развивающегося рынка будут занимать центральное место. Они предоставляют компаниям огромные возможности для адаптации к их потребностям.

Читать также:  Вакансии в сфере электронной коммерции и удаленные вакансии в сфере электронной коммерции

6. Реорганизация предприятий. Для эффективного функционирования на глобальном цифровом рынке, в обстановке ужесточения конкуренции грамотное руководство предприятий отстраняется от иерархического принятия решений и присоединяется к органичной сетевой структуре.

Принципы цифровой экономики трансформируют общехозяйственный уклад стран и регионов. Ключевым трансформациям подвергается рынок труда, вследствие этого видоизменяется сфера потребления. Организации, осваивая цифровой потенциал, извлекают конкурентные преимущества, повышается уровень достатка граждан.

Несомненным преимуществом современных цифровых платформ является возможность быстрого доступа в сеть Интернет, возможность сбора и анализа информации о потребностях и вкусах пользователей, их потребительских предпочтениях и поведенческих характеристиках. Внедрение цифровых технологий на потребительских рынках способствует уменьшению времени на поиск и приобретение товаров, выбор более широкого ассортимента приобретаемых продуктов и услуг, возможности оплаты товара онлайн, доставки товаров на дом. Экономический рост будет способствовать развитию таких процессов, как автоматизированный анализ данных о производстве и сбыте продукции. Благодаря сети Интернет максимально ускоряется сбыт и адаптация продукции в сфере обращения и потребления. Высококачественная продукция распространяется и продается в онлайн-режиме с высокой скоростью.

Гарантом ускоренного экономического потенциала становится «вирусный» маркетинг компании. В условиях цифровой экономики с помощью Интернета можно найти продукцию, услуги и другую информацию, необходимую потребителю. Помимо этого, пользователи могут внедрять экономическую политику и вносить сведения с целью последующего завоевания рынка. Хозяйственный уклад, опирающийся на цифровую культуру, предусматривает владение информацией, базирующейся на многочисленных данных. Это предрасполагает к возможности подстроиться под требования рынка для сохранения статуса в мировых и национальных отраслях.

Технологическим основанием прорыва является автоматизация производства с введением современных технологий: цифровые платформы и экосистемы, 3D-печать, роботизация. Посредством автоматизированного контроля производственных процессов и логистики наращивается эффективность расходования ресурсов. Грамотное информационное обеспечение менеджмента играет значительную роль и оказывает влияние на оптимизацию бизнес-процессов внутри организации и на конкурентоспособность компании на рынке. Таким образом, цифровизацию можно рассматривать как современный способ адаптации современных организаций к стремительно меняющимся условиям внешней среды, а также способ выживания в глобальной конкуренции.

Современные цифровые технологии широко внедряются в деятельность организаций различных профессиональных сфер и способствуют повышению эффективности бизнеса компаний и их конкурентоспособности. Так, например, 3D-печать позволят предприятиям реализовывать продукцию, создание которой в промышленных масштабах невозможно.

Абсолютный прирост эффективности бизнеса организаций достигается посредством внедрения «умных» IT-систем, анализирующих и контролирующих расход энергоресурсов, автоматизированный мониторинг хода бизнес-процессов, создания цифровых баз данных, цифрового маркетинга, внедрения в деятельность компаний современных цифровых технологий различных направлений применения. Компании, используя цифровые технологии, могут мобильно изменять режим функционирования и технологические процессы производства для оптимизации выпуска конечной продукции.

Первостепенным фактором будет сокращение временных интервалов вывода продукции на потребительский рынок. Современные цифровые технологии способствуют сокращению сроков разработки и модернизации имеющейся продукции. Возрастает товарооборот за счет электронной продажи и интернет-рекламы. Повышается послепродажное обслуживание благодаря информации, сбор которой осуществляется с применением датчиков и исследуется в автоматическом режиме.

Одной из важных черт цифровой экономики является принцип инициализации экономического роста различных профессиональных сфер производства и услуг. «Интеллектуальное общество» посредством цифровизации, гарантирующей заметный рост производительности, может стать весомым компонентом модернизации. Это подкрепляется лидирующими позициями России в международных рейтингах по цифровой культуре и грамотности населения.

Таким образом, цифровая экономика – это современный вид экономических отношений, способствующий повышению эффективности бизнеса, усиливающий конкуренцию на мировом рынке, стремительно развивающийся, который с ростом цифровых технологий станет ведущим видом товарно-денежных отношений на мировом уровне. Формирование и совершенствование цифровых технологий осуществляется быстрыми темпами, старые технологии быстро теряют актуальность. Поэтому именно в настоящий момент необходимо включаться во всемирный информационный и технологический поток обновлений и стремиться результативно их использовать.

Гусарова О.М., Балуева А.А., Долгалло А.Э. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: ВЫЗОВЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2020. – № 2.
– С. 10-14;

URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1037 (дата обращения: 24.05.2023).

Исследование отдельных аспектов цифровизации образовательного процесса в вузе

УДК
37.018.4

DOI
10.24412/2304-120X-2021-11004

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Вакс
В.
Б. Исследование отдельных аспектов цифровизации образовательного процесса в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2021. – № 2 (февраль). – С.
1–13. – URL:
http://e-koncept.ru/2021/211004.htm.

Аннотация. Развитие процессов цифровизации образования, включая образование в высшей школе, приводит к повышению конкурентоспособности выпускников вузов, при этом у обучающихся возникают дополнительные перспективы по реализации своего трудового потенциала в условиях цифровой экономики, поскольку цифровизация образовательной деятельности позволяет адаптировать студентов к специфическим требованиям экономических процессов, протекающих в цифровой сфере. Обучение в условиях цифровизации осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий, информационных систем и систем управления обучением, и необходимость оценить отношение к ним обучающихся определила актуальное содержание исследования, направленного на изучение проблемных аспектов в отношении обучающихся к применению дистанционных технологий в образовании и оценку готовности к участию в образовательных процессах в цифровой среде. В связи с этим цель исследования включает изучение отношения студентов к участию в процессах цифрового обучения, реализуемого при помощи использования информационных образовательных технологий и систем управления обучением, а также внедрения элементов дистанционного обучения. Исследование было проведено на основе изучения личного мнения студентов, зафиксированного и обработанного определенным образом. Исследование предполагало использование комплексного подхода, характеризующегося применением многообразных методов исследования: в частности, были реализованы наблюдение, опрос на основе анкетирования, свод и обобщение результатов, а также была использована графическая визуализация, позволяющая наглядно представить результаты исследования мнения студентов. В статье проводится изучение мнения о применении дистанционных образовательных технологий при реализации системы цифрового образования, позволяющее выявить влияние дистанционного обучения на формирование компетенций у студентов. При проведении исследования все его аспекты были рассмотрены на примере КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева (г. Казань) и реализуемых в университете процессов дистанционного обучения для подготовки студентов к деятельности в условиях процессов цифровизации экономики на основе внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *