Современное образование векторы развития цифровизация экономики и общества

Страница недоступна для просмотра

Сегодня поговорим о цифровом образовании будущего. Каким оно будет уже совсем скоро, чего боятся родители и учителя, какие меры по цифровизации образования государство принимает уже сейчас и что школьников России ждет в ближайшие 10 лет.

Что это? Если говорить упрощенно, то цифровизация экономики представляет собой переход от физических носителей к цифровым, из офлайна в онлайн. Это глобальный процесс, включающий в себя все отрасли и слои населения.

Зачем это нужно? Цифровая экономика способствует повышению производительности труда, росту благосостояния населения, бурному развитию IT-технологий и, как следствие, экономическому процветанию.

В статье рассказывается:

  • Предпосылки цифровизации экономики
  • Что такое цифровая экономика сегодня
  • Плюсы и минусы цифровизации экономики
  • 7 главных инструментов цифровизации экономики
  • Концептуальные направления цифровизации экономики
  • Цифровизация экономики в России
  • Риски цифровизации экономики
  • Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит: айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains

Цель цифрового обучения

Цифровизация образования – это не альтруистическое движение по развитию общества и стремление к киберпанк-будущему. У государства свои выгоды – ему не хватает специалистов, работающих в IT-сфере. Нужны люди, которые могут сделать вклад в цифровую экономику. А таких регулярно не хватает.

Если верить аналитикам при правительстве РФ, то более 60% компаний в России не могут «оцифровать» свой бизнес, потому что им попросту не хватает кадров. И это не самое страшное, ведь по словам Олега Подольского, директора Университета 20.35, в IT трудится лишь 2% всего рабочего населения РФ. Этот показатель скромнее, чем в Румынии и Сербии.

Современное образование векторы развития цифровизация экономики и общества

Правительство наконец сообразило, что нужно что-то срочно менять и поэтому активнее продвигает госпрограммы, направленные на цифровизацию образования. Иначе бизнес так и не сможет на равных конкурировать с представителями стран Европы и США.

Что это такое? Цифровизация образования нередко отождествляется с онлайн-обучением, но такой подход неверен. Дело в том, что понятие цифровизации – гораздо шире, чем просто использование Интернета для проведения занятий. Помимо этого, в него входят все цифровые ресурсы, а также скорректированные методы обучения.

На что обратить внимание? Использование современных технологии в образовании выглядит как несомненное благо, однако не стоит упускать из виду главную цель. Цифровые инструменты имеют и отрицательные стороны, поэтому их внедрение должно быть продуманным и обоснованным.

  • Суть цифровизации образования
  • Составляющие цифрового образования
  • Тренды в цифровизации образования
  • Задачи цифровизации образования в России
  • Польза и риски цифровизации образования
  • Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит: айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains

Концептуальные направления цифровизации экономики

Новой, присущей только цифровой экономике, бизнес-моделью является цифровая платформа. Её содержание заключается в предоставлении населению и компаниям услуги по регулированию деятельности различных участников рынка.

Платформа обеспечивает участникам ряд удобств, в автоматическом режиме составляет рейтинги доверия между ними и, что наиболее важно, помогает продавцу и покупателю товара/услуги быстро найти друг друга, совершить сделку и выполнить расчеты.

Работа цифровых платформ делает процессы производства и обмена быстрее и дешевле, позволяет исключить посредников, значительно увеличивает эффективность рынков и продуктивность труда.

Кроме этого, большинство платформ не ограничены в географическом плане, и пользоваться их услугами можно почти в любом уголке планеты. Примеры таких платформ –Uber, Airbnb, Amazon, Alibaba и многие другие.

«Индустрия 4. 0» и «Умная фабрика»

Платформенная концепция адаптирована в основном для нужд торговли и логистики. Концепция «Индустрия 4.0» и её технологическое ядро «Умная фабрика» стали проводником в цифровую сферу для промышленности.

Современное образование векторы развития цифровизация экономики и общества

Концептуальные направления цифровизации экономики

Особенности «Умной фабрики»:

  • Все отрезки максимально автоматизированы.
  • Вклад и значимость НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) при выпуске серийной продукции почти не отличается от значимости НИОКР для сложных технических изделий по индивидуальным заказам.
  • Производство легко трансформируется, его линии приспособлены к быстрому обновлению и перестройке. Каждое звено и подсистема автономно управляются с помощью промышленного интернета вещей.
  • На всех ступенях цикла производства изделия все звенья «умной фабрики» работают взаимосвязанно и регулируются потоками обратных связей в онлайн-режиме.
  • PLM- управление. Все этапы жизненного цикла изделия являются объектом управления, включая взаимодействие с логистикой, сервисными центрами и получение обратной связи

Концепция «Киберфизической системы»

Эта технологическая концепция приближается по смыслу к «умной фабрике». Представляет собой единую систему вычислительных ресурсов и физических процессов.

В киберфизические системы включаются датчики, оборудование и информационные системы, которые могут охватывать как отдельные предприятия, так и их комплексы, когда включённые в комплекс единицы реализуют последовательные переделы в цепочках создания стоимости.

Риски цифровизации экономики

Процесс цифровизации экономики и примыкающие к нему экономические течения создают риски отрицательных смещений её структуры. Главным образом это выражается в том, что результатом автоматизации и роботизации производства станет потеря большого количество фактических рабочих мест.

В настоящее время уже появились примеры того, как развитие крупных агломераций и увеличение при этом доли IT-индустрии привело к снижению числа рабочих мест и в результате к ухудшению качества жизни значительного количества граждан.

Данные утверждают, что, в частности, в США одно рабочее место в сфере цифровой экономики обусловливает создание рабочих мест в секторе услуг количеством до восьми. В результате такой динамики социальные проблемы возрастают даже в странах с развитой экономикой.

Современное образование векторы развития цифровизация экономики и общества

Риски цифровизации экономики

Что же может сглаживать риски цифровизации экономики? Судя по всему, это должно быть изменение взаимоотношений между бизнесом и государством. Это относится как к развитым, так и к развивающимся странам. Если в результате развития прибыль больших технологических компаний будет увеличиваться, а качество занятости при этом станет снижаться, то напрашивается такой выход – повысить уровень корпоративных налогов и увеличить социальную поддержку населения страны.

Это должно выйти на уровень мировых тенденций. Сегодняшние рассуждения о сокращённой рабочей неделе или о безусловном базовом доходе рисуют утопическую картину идеального мира, в котором удовлетворяются все потребности граждан. Но в реальной действительности существует одна основная проблема: чтобы прийти к полной цифровой перестройке экономики, необходимы огромные вложения средств, которые не могут взяться «ниоткуда».

Для наращивания компетенций в сфере цифровизации экономики ещё имеется время. При выстраивании российской стратегии цифровой экономики необходимо учитывать все имеющиеся возможности и риски. Цифровизация должна стать условием роста экономики в каждом её секторе.

Какие элементы технологий и какую роль играют в образовании

Финский журнал Phenomenal Education поддерживает точку зрения, что всеобщая цифровизация должна непосредственно коснуться образовательного процесса. Более того, в этом журнале был опубликован материал, описывающий значимость различных видов контента в образовательном процессе 21 века.

Медиа

Медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники постепенно заменяют классические источники знаний.

Сейчас проще усвоить что-то, взглянув на красочный ролик, пройдя тест на компьютере или ознакомившись с объектам изучения в виртуальной реальности. Именно контент в разных его формациях станет основой для обучения.

Главное, чтобы преподаватель был достаточно компетентен в использовании современных технологий для построения эффективного учебного процесса в эпоху цифровизации образования.

Коммуникационные ресурсы

Возможность коммуницировать по сети в образовательном процессе становится краеугольным камнем в цифровизации всего образования. Все онлайн-курсы построены на общении по сети, и в школах будущего такой метод взаимодействия определенно будет необходим.

Современное образование векторы развития цифровизация экономики и общества

Сейчас дистанционное обучение практикуется чаще ввиду пандемии. Многие занятия проводятся онлайн: через Zoom, Teams и другие сервисы, где можно создавать «комнаты» для общения большого числа учащихся.

Важную роль играют сервисы в духе Discord, на которых происходит общение между студентами, а также хранятся ссылки на важные учебные материалы.

Информационные ресурсы

Это к вопросу о хранении данных. Интернет – это бесконечное пространство для добычи знаний, но эта бесконечность может стать проблемой. Важно, чтобы в мире существовали доверенные образовательные ресурсы, доступные студентам по всему миру.

Да, есть Википедия, на которой хранится большой стек знаний со ссылками на источники, которые несложно проверить. Кроме нее, есть специализированные онлайн-библиотеки и вебинары от специалистов в разных областях науки.

Но хватает и низкосортных ресурсов с некорректными данными. Поэтому нужны верифицированные сайты, проверенные профессионалами.

Программы для создания контента

Стандартные средства будут отходить на второй план. Дети будут набирать тексты на компьютерах. Этот навык им будет нужнее, чем навык письма от руки. Рисовать будут на Айпэдах, используя различные программы и стилусы, а музыку сочинять в Logic Pro и его аналогах. На практике же творчество целиком и полностью оцифровано не будет. Люди не откажутся от масляных красок и акустических гитар, но решать примеры, писать сочинения и делать чертежи с большей долей вероятности будут в основном на компьютерах.

Программы для создания новых сценариев мышления

IT-технологии позволяют не только быстро находить нужную информацию, но и использовать ее по-новому: организовывать в различных форматах, интерпретировать, визуализировать, делать доступнее для восприятия и популярнее.

Компьютер может выступать в роли бесконечного полотна для категоризации полученных из сети данных и их демонстрации в максимально удобном для восприятия виде. Это как дополнительный мозг с продвинутым набором инструментов для работы с информацией.

Доверив хранение и распределение данных компьютеру, ученики смогут посвятить себя более значимым видам деятельности.

Платформы для кооперативной работы

Уже существуют онлайн-площадки, форумы, приложения наподобие Discord, позволяющие создавать некие сообщества в сети и имитировать в них «живое» общение, дискуссии и обмен информацией.

Современное образование векторы развития цифровизация экономики и общества

Clubhouse – это отличный пример того, как мог бы выглядеть идеальный цифровой учебный класс. В группу по клику присоединяется весь класс, слушает, при необходимости делает запрос и получает право голоса. Никто друг другу не мешает.

Подобные сервисы станут ключевым ПО для организации цифрового обучения.

Мифы о цифровом обучении (в РФ и не только)

Такая благодатная тема, как цифровизация образования, не могла не обрасти десятками мифов от озабоченных родителей и чересчур активных граждан. Причем мифы тут на уровне самых безумных антипривочников.

Существует документ, утверждающий, что дистанционный формат обучения станет основным

Такого нет. Минпросвещения это подтверждает. Никто в одночасье не уничтожит все существующие в РФ школы.

Проект «Цифровая образовательная среда» упразднит очное обучение

Этот миф вытекает из первого. Многие люди почему-то решили, что слово «цифровой» и «дистанционный» – синонимы. На деле ЦОС – это государственная программа по оснащению школ современным оборудованием и средствами для эффективного обучения в реалиях современного общества.

Развитие технологий приведет к полному переходу на онлайн-обучение

Все проекты, связанные с дистанционным обучением, нацелены на тех детей, что не могут посещать школу. Остальных не станут насильно переводить в онлайн. Это станет выбором родителей.

Современное образование векторы развития цифровизация экономики и общества

Проекты в духе ЦОС нужны, чтобы сократить количество учителей и школ

Никто не исключает школу и действующих преподавателей из образовательной деятельности. Роботов-педагогов у нас пока нет.

Читать также:  Национальный проект цифровая экономика российской федерации цифровое государственное управление

Цифровизация сделает детей глупее

Если правильно организовать процесс обучения, то «отупление» никому не грозит. А те индивиды, что учиться не хотят, и без компьютеров справятся с деградацией на всех уровнях.

Цифровизация стоит слишком дорого. Где-то есть подвох

Нет. Просто необходимое оборудование стоит больших денег. Сэкономить тут не получится, ведь в стране больше 40 000 школ, нуждающихся в обновленной технике.

Цифровизация не нужна, потому что раньше нормально учились без гаджетов и интернета

А еще раньше женщин на костре жгли и ездили на гужевых повозках. Никто же не отказывается от авто и не проводит безумные ритуалы?

В интернете хватает онлайн-курсов. Нет надобности в госпрограммах

Нужна централизованная платформа для государственных школ с единой программой, чтобы та могла стать безукоризненной альтернативой для текущей.

Тренды в цифровизации образования

Основные тренды в мировом онлайн-образовании обусловлены развитием компьютерных технологий.

Вот некоторые перспективные тренды:

В настоящее время акцент в образовании сделан на точечное обучение, так как работодатели ценят профессионализм в определённой сфере. Его доказательством могут служить полученные сертификаты. Это избавляет многих людей от необходимости трудоёмкого получения широкопрофильного образования, требующего многомесячного, а зачастую многогодичного освоения.

За последние 5 лет искусственный интеллект значительно развился и стал способен к преподаванию. Конечно, он не может полностью заменить живого компетентного преподавателя, но может быть прекрасным ассистентом для него и дополнением к обучающей программе.

Все большую популярность в сфере цифровизации образования приобретает так называемая модель edutainment (образование + развлечение). Игровые механики позволяют человеку долгое время удерживать внимание на одном предмете с интересом для себя, и таким образом получать знания в увлекательной форме. Чаще всего подобный тренд используется в обучении иностранным языкам, что делает обучение простым и интересным.

7 главных инструментов цифровизации экономики

Современные информационно-коммуникационные технологии все имеют большее или меньшее отношение к цифровой экономике. Наиболее важные из них приведены ниже.

Cloud Computing

Облачные вычисления – это одна из информационно-технологических концепций. Эта модель обеспечивает доступ к фонду конфигурируемых вычислительных ресурсов. Заключив договор с провайдером, пользователь получает доступ в личный кабинет и может обращаться к удалённым ресурсам и серверам. При этом оплачиваются только фактически используемые мощности.

Другими словами, по требованию пользователь получает в нужном ему объёме доступ к удалённым хранилищам данных и вычислительным ресурсам.

Этими ресурсами могут быть сети передачи данных, устройства их хранения, серверы, приложения, сервисы и различные их комбинации. То есть, облачные технологии обработки данных предоставляют пользователю компьютерные ресурсы в качестве онлайн-сервиса.

В сравнении с классической IT-архитектурой облачные технологии выигрывают по следующим позициям:

  • позволяют экономить на вычислительных мощностях;
  • отказоустойчивы;
  • дают высокую скорость обработки данных;
  • экономят на лицензиях и программном обеспечении;
  • дешёвое серверное пространство;
  • доступны (ограничивается лишь наличием интернета);
  • устойчивы к DDOS-атакам.

Нельзя не отметить, что вклад облачных технологий в основу цифровой экономики огромен, можно даже считать его решающим. Этот вклад содержит как технологический, так и экономический и идеологический компоненты.

В результате развития концепции облачных технологий появились новые понятия (например, production on-demand, или производство по требованию), новые виды услуг (software as a service , программное обеспечение как услуга). Это стало идеей многих новых моделей бизнеса и принципом взаимодействия в цифровой экономике.

Big Data

Большие данные – это система подходов, механизмов и методов для обработки массивов структурированных и неструктурированных данных и получения результатов, приемлемых для восприятия человеком. Огромные объёмы, многообразие и постоянное обновление данных требует применения специальных автоматизированных инструментов для их обработки. Стандартные способы работы с информацией здесь неэффективны.

То есть, технология Больших данных – это механизм для статистики, анализа, прогнозов и принятия решений на основе больших объёмов материала.

Современное образование векторы развития цифровизация экономики и общества

Эта концепция информационных технологий начала интенсивно развиваться с 2010 года. Сейчас имеется большое разнообразие методов и программных продуктов для обработки Больших данных, разработанных IBM, Oracle, Microsoft, Hewlett-Packard, EMC, Apache Software Foundation (HADOOP) и другими компаниями.

Методы работы с большими данными необходимы, например, для таких источников информации:

  • логи действий пользователей в сети Интернет;
  • GPS-сигналы от автомобилей для автотранспортного предприятия;
  • сведения о всех транзакциях клиентов, пользующихся услугами банка;
  • информация о всех покупках в большой розничной сети;
  • записи со всего множества городских IP-видеокамер;
  • информация с датчиков крупного предприятия, оборудованного технологией промышленного Интернета, и т.д.

Только до 25.05

Современное образование векторы развития цифровизация экономики и общества

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:

Источники данных постоянно увеличиваются, поэтому востребованность технологий их обработки возрастает.

Интернет вещей

Эта концепция объединяет большое количество технологий. Она основана на оснащённости датчиками и подключении к интернету всех приборов и вещей для удалённого отслеживания, контроля и управления в режиме реального времени, в том числе и в автоматическом режиме.

К настоящему моменту существует два больших направления:

  • IoT– Internet of Things, что по-русски звучит как «интернет вещей»;
  • IIoT – Industrial Internet of Things, то есть Промышленный Интернет вещей.

Эти направления используют схожие инструменты, разница заключается в их предназначении. Интернет вещей применяется для сбора разнообразных данных, которые в дальнейшем будут использованы для прогнозирования и создания моделей. Промышленный Интернет вещей предназначен для автоматизации производства с помощью удалённого управления с использованием показаний датчиков.

Аналитики Ovum, Machina Research и Nokia прогнозируют, что к 2025 году число промышленных соединённых устройств будет составлять от 20 до 200 миллиардов единиц.

Многие страны развивают технологии управления, включая интересы их виртуального использования, в русле государственных программ развития и применения цифровой экономики. Это Industrie в Германии, Advanced Manufacturing Technology в США, стратегическая концепция развития производства в Китае, которая делает упор на качество, инновации и внедрение передовых технологий, Innovate UK в Великобритании, National Digital Economy в Австралии.

В России тоже существуют проекты по формированию и внедрению платформ Интернета вещей и разработке прикладных сервисов для использования этой концепции. Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) разработана дорожная карта развития Интернета вещей и учреждена Ассоциация интернета вещей. В рамках Росстандарта создан технический комитет по стандартизации «Кибер-физические системы». Начата разработка и принятие стандартов в области IoT.

Когнитивные технологии

Это название связано с латинским словом cognitio – «познавать». Таким образом когнитивные технологии работают с нашим познанием: оценивают и анализируют внимание, работу мозга, состояние, то есть стремятся «понять» человека.

Перспективные направления развития этих технологий таковы:

  • разработка когнотропных препаратов, увеличивающих возможности человека, например, стимулирующих память и интеллект;
  • создание когнитивных ассистентов — систем адаптивной помощи в различных ситуациях (например, контроль доступа, автопилот);
  • виртуальные интерфейсы вида «мозг-компьютер» — создание доступных на уровне интуиции способов управления компьютерными системами.

Современное образование векторы развития цифровизация экономики и общества

По мнению аналитической компании IDC, рост мирового рынка когнитивных технологий будет составлять в среднем 55 % в год. Более 40 % рынка займут программные средства, такие как приложения, осуществляющие анализ материалов, машинное обучение, генерацию гипотез, навигацию и т.д., а также когнитивные платформы, которые будут разрабатывать интеллектуальные программы.

Около 20 % мирового объёма закупок когнитивных систем составит доля банковской отрасли. В этой сфере они используются для выявления мошеннических схем, ликвидации угроз, автоматического анализа и разработки рекомендаций. Следующие по величине закупок отрасли – торговля, где с помощью когнитивных систем работают агенты автоматизированного обслуживания клиентов и мерчандайзинг, а также здравоохранение, в котором эти системы применяются для диагностики и лечения.

Развивающиеся когнитивные технологии и знания о системе работы мозга человека могут помочь в создании искусственного интеллекта. Не нужно путать полноценный искусственный интеллект, знакомый нам по фантастическим фильмам и располагающий неограниченными возможностями (ограниченными разве что фантазией автора), с интеллектуализированными системами, которые являются следующей ступенью развития когнитивных систем.

Настоящий искусственный интеллект в данный момент недоступен и является предметом рассуждений о том, возможен ли он в принципе и какие опасности могут возникнуть в случае его создания.

Интеллектуализированные системы существуют уже в наше время. Можно привести как пример суперкомпьютер Watson компании IBM. Облачная когнитивная система Watson используется в США, например, ведёт диалоги с пользователями в автоматическом режиме на сайте компании USAA (финансовые услуги военным), принимает решения в страховой медицинской компании WellPoint.

Виртуальная валюта

Виртуальная, или цифровая, валюта – это денежные средства, которые не имеют материального воплощения, но используются в качестве полноценного денежного знака.

Крипотовалюта

Это тип виртуальной валюты. Её выпуск (так называемый «майнинг») основан на применении криптографичесих алгоритмов (шифров) специфическим образом.

Блокчейн

Блокчейн используется в виртуальных валютных системах для выпуска денежных единиц, их перевода и хранения истории этих операций.

Вскоре конкуренцию на мировом рынке будут иметь те компании и государства, где существует высокий уровень цифровизации. Ведущие компании мира уже в настоящий момент внедряют цифровые механизмы во многих сферах экономики, инвестируют средства в строительство центров обработки данных, вводят системы хранения сведений о клиентах и финансовых операциях.

Использование цифровых инструментов повышает индивидуализацию производства, сокращает время от разработки передовой идеи до сбыта готового продукта, дает возможность эффективно адаптировать продукцию под запросы потребителя.

Составляющие цифрового образования

Финский журнал Phenomenal Education высказывает точку зрения, что всеобщая цифровизация необходима образовательному процессу. Более того, в этом журнале был опубликован материал, описывающий значимость различных видов контента в образовательном процессе 21 века.

Медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники приобретают всё большую популярность и постепенно заменяют классические источники знаний.

Он представляет собой ролики, компьютерные тесты и прочие объекты виртуальной реальности, которые способствуют усвоению знаний.

При использовании этого контента важно, чтобы преподаватель был способен построить учебный процесс, эффективно применяя современные технологии.

Возможность обмениваться данными в сети стала очень важной для учеников и преподавателей, и играет большую роль в цифровизации образования. На ней построена работа всех онлайн-курсов, и этот метод взаимодействия определённо будет актуален в школах будущего.

Сейчас дистанционное обучение приобрело большую популярность ввиду пандемии, во время которой многие занятия проводились онлайн через сервисы, где можно было создавать «классы» для обучения большого количества людей.

При этом очень актуальны стали сервисы в духе Discord, которые включают в себя общение между учащимися, а также ссылки на учебные материалы.

Современное образование векторы развития цифровизация экономики и общества

Они позволяют хранить большое количество данных. Интернет — это огромное пространство для получения знаний, но именно его масштабность иногда может быть проблемой. Для цифровизации образования важно существование проверенных образовательных ресурсов, которые будут доступны учащимся по всему миру.

Есть, например, такие доверенные сайты, как Википедия, онлайн библиотеки и вебинары от специалистов в различных областях.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Читать также:  Как сбалансировать правовые риски при онлайн-покупках

Современное образование векторы развития цифровизация экономики и общества

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Но, кроме этого, существует масса низкосортных ресурсов, которые предоставляют некорректные данные. Поэтому так нужны сайты с высокой репутацией, проверенные профессионалами.

Эти программы также становятся всё популярнее, так как они современны и удобны. Сейчас люди всё чаще набирают текст на компьютере или смартфоне, чем пишут от руки. Рисунки и музыка также создаются с помощью электронных средств и программ.

При этом важно понимать, что творческие аспекты жизни не будут полностью оцифрованы. Люди по-прежнему хотят писать картины с помощью красок и создавать музыку посредством не электронных, а живых инструментов. Но всё же делать чертежи, скорее всего, будут на компьютере.

IT-технологии позволяют использовать информацию по-новому: организовывать в различных форматах, визуализировать, интерпретировать и делать доступнее для восприятия.

Компьютер – это бесконечное пространство для категоризации данных и представления их в наиболее удобном для восприятия виде. Оно как мозг с удобным набором инструментов для поиска и обработки информации.

Если ученики сумеют грамотно хранить и распределять информацию на компьютере, то освободившееся время они смогут посвятить более значимым предметам.

Существует множество онлайн площадок, а также форумов и приложений для создания сообществ в сети. Они созданы для того, чтобы имитировать «живое» общение, а также предоставить возможность обмениваться информацией.

Суть цифровизации образования

Цифровизация образования и дистанционное онлайн-образование — это разные понятия. Понятие цифровизации включает в себя использование различных программ и других цифровых ресурсов для получения электронного обучения в удалённом виде или при получении знаний в школе или вузе. Например, это могут быть такие задания, которые выполняются в классе с использованием электронных средств — как компьютера или планшета.

Современное образование векторы развития цифровизация экономики и общества

Суть цифровизации образования

Цифровизация включает в себя не только непосредственно учебные процессы, а также организационные моменты. Это могут быть электронные дневники и журналы, возможность связаться с учителем дистанционным образом и прочее.

Особенно явной тенденция к цифровизации образования стала в связи с началом пандемии коронавируса. Школы и вузы повсеместно перешли на дистанционное обучение, и это коснулось почти всех учащихся, их родителей и учителей.

Но то, что стало явным с началом пандемии, на самом деле началось гораздо раньше. Цифровизация образования приобретает всё большие масштабы. О них свидетельствует размер рынка образовательных технологий (EdTech). Он стремительно развивается и, по оценке Всемирного экономического форума, к 2025 году его размеры достигнут 342 млрд долларов США.

Современное образование векторы развития цифровизация экономики и общества

По оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики, российская цифровизация образования прошла три стадии. Каждая из них включала в себя разные процессы:

  • Первая волна: в середине 80-х — начале 90-х годов. В это время компьютеры ещё были новинкой, а потому цифровизация в основном представляла собой развитие компьютерной грамотности и появление в учебных заведениях компьютерных классов.
  • Вторая волна: с середины 2000-х годов до 2018 года. Информационно-коммуникационные технологии постепенно начинают внедряться в учебный процесс. Цифровые устройства и программы используются не только на занятиях по информатике, но и для обучения другим дисциплинам.
  • Третья (современная) волна: примерно с 2018 года. Представляет собой цифровую трансформацию, при которой цифровые технологии применяются во всех процессах в образовании.

В процессах, свойственных третьей волне, обновляется всё:

  • Планируемые образовательные результаты и само содержание образования. Современным людям всё больше помогают в жизни цифровые компетенции. Например, взаимодействие с государственными учреждениями теперь в основном происходит через сайт «Госуслуги», управление банковским счётом-через цифровые приложения. Кроме того всё большее количество людей занято на удалённой работе. Всё это приводит к необходимости начинать учить детей правильно пользоваться цифровыми технологиями ещё в школьном возрасте.
  • Педагогические методы и технологии обучения, потому что занятия с применением передовых технологий существенно отличаются от традиционного типа занятий в классе.
  • Организация учебной работы и используемые при этом инструменты, а именно, технические средства для неё, а также управление этим процессом.

Предпосылки цифровизации экономики

В наши дни происходят масштабные изменения в сфере коммуникаций и распространения информации. Все сферы жизнедеятельности в той или иной степени связаны с цифровыми технологиями. Большинство стран в своём развитии сталкивается с необходимостью цифровизации в сферах политики, экономики, культуры, социальных процессов и других.

На каждой ступени своего становления экономика являлась в некотором смысле цифровым пространством: экономическая терминология связана с цифрами, а выразить результаты ведения бизнеса возможно только с помощью чисел. Например, используются такие термины, как прибыль, убытки, доход, расход, налоговая база, рост (снижение) инфляции, объём ВВП и многие другие. При этом мы оперируем цифрами.

Любые цифровые данные обрабатываются и документально фиксируются. Полученные результаты используются для того, чтобы разработать и утвердить план социально-экономической политики страны. Вследствие реализации этого плана происходит развитие финансов государства.

Современное образование векторы развития цифровизация экономики и общества

Предпосылки цифровизации экономики

На сегодняшнем этапе развития цифровых коммуникационных систем происходит формирование прогрессивной информационной среды. Её основа заключается в следующем:

  • используются цифровые валюты;
  • хозяйственные связи переходят на виртуальную основу;
  • падает потребность во внушительной транспортной инфраструктуре;
  • сокращаются издержки бизнеса;
  • исчезают традиционные рынки и т.п.

Первопроходцем, обозначившим теорию цифровой экономики, является Николас Негропонте. Этот информатик из США написал в 1995 году книгу Being Digital. Перевод названия – «цифровое существование». В книге сформулирована концепция электронной экономики.

В последнем десятилетии ХХ века в законодательстве ряда стран стали обширно использоваться цифровые термины. К началу нынешнего века в связи с распространением информационно-коммуникационных технологий появились нормативные правовые акты. Например, были приняты Окинавская хартия глобального информационного общества и План действий Тунисского обязательства.

Эти и другие документы стали определять принципы развития экономической, социально-политической, духовной сфер постиндустриального общества.

Как происходит цифровизация образования в России

Россия предпринимает меры по цифровизации образования. Появляется все больше госпрограмм, грантов и льгот для тех, кто все это дело двигает в массы.

Как я уже отметил выше, страна нуждается в специалистах нового поколения, подкованных в области IT и способных повлиять на развитие различных сфер бизнеса в пределах РФ.

Программа цифровизации образования из отчетов EdCrunch

EdCrunch – это крупная конференция, организованная силами Минобрнауки, Минпросвещения и десятком других организаций. На конференции обсуждаются вопросы цифрового образования. Спикеры рассказывают о том, как можно усовершенствовать процесс обучения с применением современных технологий, сделав его эффективнее.

По данным с EdCrunch 2019, российские специалисты планируют и дальше «уничтожать» преграды в виде возраста, состояния здоровья и местожительства обучающихся. Для этого уже давно в сети размещаются лучшие онлайн-курсы от отечественных преподавателей.

Стандарты «Цифровой школы»

Да, уже есть стандарты школы будущего, и звучат они крайне футуристично. К примеру, у каждого преподавателя должен быть планшетный компьютер на базе отечественной операционной системы. В школах наконец появится система видеонаблюдения, нормально работающий WiFi и телевизоры со Smart TV.

Современное образование векторы развития цифровизация экономики и общества

Документ получился весьма подробным. В нем детально описано необходимое программное и аппаратное оснащение, прописаны необходимые стандарты, а также указаны цели внедрения тех или иных технологий и устройств в образовательный процесс. Ознакомьтесь ради интереса!

Проект ВШЭ и ЦСР

Высшая школа экономики хочет сделать свой вклад и повлиять на цифровизацию образования в России. В проект ВШЭ входят:

  • Разработка и апробация новых цифровых учебно-методических комплексов, замещающих традиционных учебники. В их проектировании даже искусственный интеллект применяется, чтобы тот подстраивались под нужды конкретного ученика.
  • Создание систем автоматической объективной оценки знаний.
  • Создание систем-фильтров для поисковых служб, чтобы обучающиеся могли пользоваться только качественными и безопасными источниками информации в сети.
  • Включение в образовательную программу обучающих игр и цифровых симуляторов, чтобы сильнее вовлечь учеников в процесс обучения.
  • Внедрение в образовательную систему программного обеспечения, которое упростит ведение отчетности и сведет к минимум все бюрократические помехи.

Польза и риски цифровизации образования

Плюсы цифровой системы образования:

  • Приучение к самостоятельности. Система образования будущего построена в основном на самостоятельной работе, поэтому детей с детства нужно приучать к стремлению к знаниям. Такая воспитательная база делает характер человека более твёрдым и целеустремлённым, а также позволяет добиться более высоких результатов в интересующей сфере.
  • Отсутствие бумажной волокиты. Это очень удобно, так как избавляет учеников от необходимости носить с собой большое количество учебников и тетрадей. Давно известно, что тяжёлые школьные сумки, подобранные неправильным образом, плохо влияют на формирование осанки школьников. В будущем эти бумажные носители информации можно будет с лёгкостью заменить личным планшетом ученика и компьютером в школьном классе.
  • Экономия. Так как цифровизация образования предусматривает избавление от бумажных носителей информации, таких как учебники, тетради, дневники и прочее, родителям не придётся их покупать. Также сократятся траты на школьные принадлежности: ручки, карандаши, линейки и т.д. Замены будут требовать только электронные носители, пришедшие в негодность.
  • Упрощение работы педагогов. Профессия педагога считается очень сложной, и в основном именно в психологическом плане. Много времени и нервов учитель тратит на выработку индивидуального подхода к каждому ученику. В цифровом варианте работа учителя будет представлять собой лишь помощь учащемуся, который сам нацелен на результат. Педагогу останется лишь задать направление деятельности и корректировать действия своих подопечных в спорных ситуациях.
  • Шаг в будущее. Цифровизация образования – это существенный этап к внедрению интернет-технологий. Сейчас все направления науки развиваются с огромной скоростью. Ежесекундно появляется новая информация и новые структуры. Цифровое образование поможет всем желающим получить знания быстрее и удобнее ориентироваться в обилии данных.

Современное образование векторы развития цифровизация экономики и общества

Польза и риски цифровизации образования

  • Риск отрицательного результата. Эти изменения будут необратимыми. Сейчас невозможно точно предсказать, будет ли цифровизация образования положительным нововведением. Применение данной системы ново, поэтому отсутствует возможность сравнения с чем-то подобным.
  • Отсутствие творчества. Учёными доказано, что разница в цветовой гамме при оформлении информации помогает лучше запомнить её. Также это способствует развитию творческих способностей. Электронные же версии носят «сухой» характер и исключают возможность проявить индивидуальность. Детская психика очень подвержена влиянию извне, поэтому ребёнок может быстро привыкнуть к скучному изложению информации и не реализоваться в творческом плане.
  • Снижение умственной активности. Мыслительные способности ослабляются из-за того, что все необходимые данные можно добыть в интернете. Нет необходимости самостоятельно обдумывать решения многих вопросов, ведь на них уже есть готовый ответ. Это явление проявляется уже сейчас не только у детей, но и у взрослых.
  • Плохая социализация. Когда ученик попадает в школу, он учится там выстраивать отношения с другими людьми. Он учится обретать друзей и взаимодействовать с обществом. Получение знаний через информационную систему существенно снижает способность человека к социализации, что не может не повлиять на его развитие личности.
  • Проблемы с физическим развитием. В первую очередь, цифровизация образования окажет влияние на зрение и мелкую моторику. Длительное пребывание за экраном компьютера или планшета приводит к глазной усталости и, как следствие, к последующему ухудшению зрения. Из-за этого повышается вероятность того, что в будущем зрение человека станет намного хуже, чем сейчас. Эту проблему можно решить путём создания новых технологий, которые станут более безопасными. Кроме того, постоянная работа с клавиатурой приводит к изменению физиологии пальцев, особенно для формирующегося юного организма.
  • Функция педагогов. Понятие учителя и преподавательской деятельности полностью изменится, ведь педагогов большей частью заменят виртуальные системы. Многие специалисты останутся без работы.
Читать также:  25 книг, написанных экспертами для специалистов по электронной коммерции и маркетингу

Оценить последствия нововведений в полной мере, а также их плюсы и минусы можно будет лишь спустя десятилетия, и время покажет, насколько хорошо или плохо для общества такое глобальное изменение структуры образования.

Задачи цифровизации образования в России

В сентябре 2019 года на базе Высшей Школы Экономики прошла образовательная конференция. Эксперты выступили с докладами о проблемах и перспективах цифровой трансформации обучения.

  • Развитие материальной инфраструктуры, включая постройку дата-центров и создание устройств для изучения учебных материалов.
  • Внедрение цифровых программ, а именно — создание, тестирование и использование учебных материалов с помощью искусственного интеллекта и т.п.
  • Разработка системы управления обучением, то есть программ, которые смогут администрировать и контролировать учебные курсы. Эксперты считают, что это создаст условия для цифровизации образования и даст возможность получения равных и широких знаний.
  • Создание модели учебного заведения. Для цифровизации системы образования нужны новые устройства Четвертой промышленной революции, которую также называют Цифровой Индустрией 4.0. Это массовое внедрение киберфизических систем в быт, труд и досуг.
  • Идентификация учащегося в автоматизированной системе по уникальному признаку, как правило, цифровому коду.
  • Повышение навыков преподавателей в области цифровизации образования в России.
  • Постепенный отказ от бумажных носителей информации.

Цифровизация экономики в России

Если говорить о развитии на государственном уровне, то оно началось после 2016 года. В послании Федеральному собранию 1 декабря президент России В.В. Путин обозначил необходимость формирования новой веб-экономики, чтобы с помощью информационных технологий повысить эффективность экономических отраслей.

Правительству было дано указание исполнить поручения президента. Указание дал Д. Медведев 8 декабря 2016 года. Необходимо было подготовить программу «Цифровая экономика» к маю 2017 года. Утверждена программа была 27 июля.

Задача, указанная в программе – улучшение жизни граждан путём повышения качества товаров и услуг, которые будут производиться при помощи современных цифровых технологий.

В документе отмечается, что для эффективного развития рынков в сфере цифровой экономики необходимо наличие соответствующих технологий. В связи с этим, в программе выделяются два базовых направления. Первое из них – появление институтов для создания условий развития цифровой экономики: система правового регулирования, кадры, образование. Вторым направлением является формирование информационной инфраструктуры и безопасности.

Для цифровизации экономики России внедряются современные технологии. Это большие данные, нейротехнологии, интеллектуализированные системы, системы распределённого реестра. Говорится о квантовых и новых производственных технологиях, промышленном интернете, робототехнике, сенсорике, беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальности.

Основная цель программы, названная в документе, это появление не менее десяти высокотехнологичных предприятий, вышедших на мировой рынок и создающих вокруг себя совокупность исследовательских групп и новых проектов, которые далее будут продолжать развитие цифровой экономики.

Правительство выделяет пять базовых направлений развития цифровой экономики в России до 2024 года:

  • правовое регулирование;
  • кадры и образование;
  • создание исследовательских компетенций и технических наработок;
  • информационная инфраструктура;
  • информационная безопасность.

Программа управляется на трёх уровнях. Стратегический уровень утверждает направления развития, целей и планов цифровой экономики. На оперативном уровне выполняются функции управления реализацией, а на тактическом происходит руководство реализацией проектов и выполнением планов.

Для того чтобы выполнение программы считалось успешным, к 2024 году необходимо достигнуть следующих запланированных показателей:

  • Появление не менее десяти новых высокотехнологичных компаний, разрабатывающих информационные кросс-технологии и управляющие цифровыми платформами.
  • Не менее 500 малых и средних предприятий в России должны иметь причастность к области создания цифровых технологий.
  • По направлениям информационно-телекоммуникационных технологий должно выпускаться вузами не меньше 120 тысяч человек каждый год. Количество выпускников, имеющих компетенции на среднем уровне в этой области, должно быть минимум 800 тысяч в год.
  • Цифровые навыки должны иметься у 40 % граждан страны.
  • Должно быть реализовано не менее 30 проектов в сфере цифровой экономики объёмом 100 миллионов рублей.
  • Не меньше десяти российских организаций должны участвовать в осуществлении значительных проектов в сфере цифровой экономики объёмом 3 миллиона долларов в рамках первоочередных направлений международного сотрудничества.
  • По решению задач исследовательских компетенций и запуска технологических проектов: нужно реализовать не менее 30 проектов и создать не менее 10 организаций, работающих над осуществлением значительных проектов в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества.
  • Обеспечить доступность широкополосного интернета со скоростью 100 Мбит/с для 97 % населения.
  • Работа 5G во всех городах с населением более 1 млн человек.

Согласно статистическим данным, уровень цифровизации экономики России отстаёт от США и стран Европы, но уверенно двигается вперёд. По данным американской компании McKinsey, в России цифровая экономика составляет 4 % от ВВП, а в США – 10 %.

В рейтинге ООН электронных правительств мира наша страна занимает в 2020 году 36-е место (снизившись на 4 позиции) по сравнению с 59-м местом в 2012 году. Поднялась Россия и по индексу E-Participation (это показатель участия населения в принятии государственных решений с использованием IT): с 34 на 23 место.

Плюсы и минусы цифровизации экономики

Процесс цифровизации является прогрессивным. Он положительно влияет на развитие взаимоотношений в обществе и повышает удобство совершения операций для всех участников: рядовых граждан, малого бизнеса, средних и крупных компаний, государственных структур.

Через интернет можно найти многие товары и услуги, оплатить их онлайн и получить в удобном месте. Это позволяет сберечь время и силы. Существуют также и другие преимущества цифровизации:

  • Направленность на потребности покупателя, предоставление выбора наиболее подходящих вариантов товаров и услуг по более низким ценам.
  • Облегчение доступа к получению услуг, как для физических, так и юридических лиц. Поставщик напрямую, без привлечения посредников, взаимодействует с покупателем, используя электронные и информационные технологии. Через интернет возможно как купить продукты, так и оформить документы.
  • Идёт активное создание новых стартапов. В проекты, связанные с развитием цифровых услуг и их программным обеспечением, растут инвестиции. В результате появляются новые рабочие места, растёт производительность труда..
  • У тех компаний, которые перешли на работу в электронном формате, наблюдается снижение расходов. Это происходит благодаря уменьшению трат на маркетинг, сбыт, логистику и транспорт, в то же время идёт рост прямых продаж.
  • Деятельность становится более прозрачной, так как в цифровой экономике операции проводятся онлайн и налоговые органы получают сведения о покупках и продажах. Это препятствует ведению «чёрной бухгалтерии» и способствует борьбе с коррупцией и нечестными схемами.
  • Повышается конкурентоспособность производства страны, и расширяются географические границы ведения бизнеса.

При расширении возможностей неизбежен и рост риска. Главная проблема цифровизации бизнеса – утечка информации и правовые ограничения в ряде отраслей. Если говорить о минусах цифровизации глобальной экономики, они таковы:

  • Новые возможности для мошенничества. Необходимо обеспечить информационную безопасность, защищая данные с правовой, технической, физической и криптографической сторон.
  • Повышение процента безработицы. Несмотря на возникновение новых специальностей и рабочих мест, ряд профессий и целых отраслей оказываются невостребованными и постепенно исчезают.
  • Технологический разрыв. Иногда невозможно обеспечить полный переход на цифровые технологии из-за отсутствия необходимых разработок.
  • Цифровой разрыв. Пока ещё не каждый человек имеет постоянный доступ к интернету, и даже создание учётной записи для получения государственных услуг становится проблемой. О всеобщей цифровизации пока говорить рано.
  • Цифровое рабство. Активное использование интернета ограничивает свободу человека. Его личные данные становятся доступными, отслеживаются действия в сети и интересы. Человек становится объектом бизнеса, используется его малейшее внимание к чему-либо, нередки злоупотребления.

Плюсы цифрового образования

  • Студенты начнут больше работать самостоятельно. Им больше не будут разжевывать информацию в школе. Они будут сами ее искать, учиться применять и распространять.
  • Больше не придется тратить бумагу, таскать учебники, заводить тетради. Во-первых, все это носить нецелесообразно и неудобно. Во-вторых, планета скажет спасибо.
  • Родителям не придется сдавать деньги на шторы, новые парты, бассейн (то есть на машину директору). Даже за учебники вряд ли придется платить, если только государство и школы не захотят продавать электронные учебные материалы по подписке через App Store или Госуслуги.
  • Учебная программа будет развиваться стремительнее. Больше не будет ограничений в виде изданных книг и пособий. Самая актуальная информация будет всегда под рукой, а IT-технологии будущего помогут создавать уроки все более разнообразными и захватывающими.
  • Зумеры и их дети погружены в мир технологий, и новые преподаватели будут подкованы в той сфере, где учащиеся уже чуть ли не с рождения спецы.
  • Мир лишится технологий только в случае ядерной войны или падения метеорита. Если эти события нас не настигнут, то стоит с ними быть «на ты». Даже если не особо и хочется.

Минусы цифрового образования

  • Некоторые преподаватели считают, что технологии будут отвлекать детей от обучения. Исследования подтверждают, что даже взрослых уведомление в смартфоне может сбить с толку. На учителей кладется обязательство сделать уроки интереснее ленты в Тик Токе. И это будет трудно.
  • Технологии могут негативно повлиять на коммуникационные навыки детей. Были проведены различные эксперименты, доказывающие, что смартфоны и другие гаджеты мешают «живому» общению. Но это не повод отказываться от цифровизации. Это повод внедрить другие виды активности, где требуется общение с глазу на глаз в реальности.
  • Онлайн-уроки легче прогуливать. Достаточно отключить веб-камеру в большой «аудитории» и лечь спать. Но разве это проблема? Не хочет ребенок учиться, пусть не учится. Привить ему дисциплину смогут только родители.
  • Умственное и физическое развитие замедлятся. Меньше активности как для мозга (чаще можно обратиться за информацией в сети), так и для тела (меньше прогулок и занятий физкультурой в школе) может негативно сказаться на людях будущего.

Вместо заключения

Избежать цифровизации образования не получится, как и не удалось это провернуть с любой другой сферой деятельности человека. Технологии всех повлекут за собой в будущее, а людям нужно подготовиться к этому и вовремя адаптироваться.

Насколько гладко пройдет процесс и насколько полезен окажется переход в новую эру, зависит от технических средств и компетенции учителей. Нужно проделать большую работу, чтобы уровень образования не пострадал. И эффективные меры в этом направлении уже принимаются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *