Цитировать:Леднева О.В. Статистическое изучение уровня цифровизации экономики России: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 2. – С. 455-470. – doi: 10.18334/vinec.11.2.111963.
Аннотация:В современном мире происходят глобальные процессы усиления информационной составляющей в социально-экономических отношениях. Актуальность системного исследования цифровизации и развития цифровых инноваций является приоритетной на мировом и региональном уровнях. Целью исследования является статистическая оценка уровня цифровизации основных отраслей экономики и инновационного развития России в целом. Для достижения указанной цели были определены следующие исследовательские задачи: оценить современный уровень развития цифровой экономики и перспективы развития диджитализации в отраслевых сферах России, изучить проблемы развития отечественной цифровизации, провести анализ индикаторов измерения цифровой экономики в целях выявления современного развития информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации. Методология проводимого автором исследования базируется на общенаучных методах познания: анализ и синтез, исторический и сравнительный методы, а также на математико-статистических методах изучения. Проведенные автором исследования состояния и развития цифровой экономики позволили выявить и определить мотивационную направленность внедрения цифровых технологий организациями и компаниями, обусловленную в первую очередь с требованиями клиентов, развитием конкуренции на рынках, активизацией новых субъектов рынка. Для реализации развития Российской цифровой экономики в полном объеме на сегодняшний день созданы все условия и возможности. Главным препятствием развития цифровой экономики в России является отсутствие целенаправленной совместной деятельности органов государственного управления, производства, торговли и научной сферы.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, цифровые инновации, цифровая экономика, цифровизация бизнеса, индикаторы цифровой экономики
Методология проводимого
автором исследования базируется на общенаучных методах познания: анализе и
синтезе, историческом и сравнительном методах, а также на
математико-статистических методах изучения. Проведенные автором исследования
состояния и развития цифровой экономики позволили выявить и определить
мотивационную направленность внедрения цифровых технологий организациями и
компаниями, обусловленную в первую очередь требованиями клиентов, развитием
конкуренции на рынках, активизацией новых субъектов рынка.
— системы искусственного
интеллекта и нейротехнологии;
— квантовые технологии и
робототехника;
— промышленный Интернет,
который соединяет в единую систему оборудование производственных линий цехов и
заводов;
— системы распределенного
реестра – блокчейн;
— технологии беспроводной
передачи и обмена данных;
— данные больших объемов
пользователей сети Интернет в поисковых системах и социальных сетях;
— технологии виртуальной
и дополненной реальности.
Современная цифровая
экономика как система социально-экономических отношений между продавцами и
покупателями на основе применения цифровых информационно-коммуникационных
технологий. Цифровые инновации и их составляющие технологии меняют полностью традиционные
модели организации и управления бизнеса, торговли, логистики и
производственно-хозяйственных отношений.
– компания Apple – лидер по производству электроники и
продаж информационных технологий;
– компания Alphabet (Google) – ведущий участник мирового рынка интернет-сервисов,
приложений и видеохостинга;
– компания Microsoft – ведущий разработчик программного
обеспечения в мире;
— компания Amazon – ритейл-компания: продажа и поставки
товаров через интернет по всему миру;
— компания General Electric – мировой лидер в области транспортного машиностроения и
крупный производитель энергетического электро-технического, медицинского
оборудования и бытовой техники.
Аналитические отчеты специалистов
из группы компании The Boston Consulting Group говорят о росте объема мировой цифровой экономики в 16 трлн долл.
США к 2035 году. Самым перспективным в развитии сегментом цифровой экономики являются сфера телекоммуникации, а также деятельность,
связанная с использованием современных компьютеров, планшетов, смартфонов и программного
обеспечения. Происходящие изменения в современном цифровом мире вызывают повышенный
спрос на развитие науки и цифровых технологий. Глобальная трансформация проникает
на мировые рынки под воздействием ключевого фактора производства – данные и
технологии в цифровом виде.
За последние десять лет,
с 2010 года по 2019 год, отечественная аудитория постоянных пользователей
интернета выросла с 26,0% до 72,6%, а количество россиян, когда-либо
использовавших интернет, выросло до 88,6%.
Ежедневная интернет-аудитория прирастает за счет населения старших возрастов 44–64
лет (рис. 2).
Рисунок 2.
Частота
использования интернета населением РФ
Несмотря на предпринятые
существенные действия со стороны Правительства РФ, Россия отстает от стран –
лидеров по уровню и объемам развития цифровой экономики по основным показателям
(табл. 1).
Индикаторы
цифровой экономики Российской Федерации
Главными причинами
отставания развития России от мировых лидеров цифровой экономики являются
следующие:
— ограниченные внутренние
затраты на формирование цифровой экономики в размере 1,9–2,0% от ВВП страны,
что в 2–3 раза ниже, чем в странах Европейского союза и США;
— доля организаций и
компаний, имеющих интернет-сайты, в 2 раза ниже, чем в передовых странах по
развитию цифровых технологий;
— недостаточная
активность граждан в части получения государственных услуг посредством
электронного обращения через интернет;
Рисунок 3.
Индекс состояния и
скорости развития цифрового интеллекта перспективных экономик мира
В целях ускорения
процесса диджитализации и восстановления экономики России после пандемии COVID-19 правительству необходимо:
во-первых, повысить качество и доступность мобильного интернета для
пользователей; во-вторых, усовершенствовать законодательство в области цифровых
технологий; в-третьих, принять меры государственного регулирования хранения и
использования больших данных (в настоящий момент в России практически
отсутствуют средства защиты и обеспечения безопасности обрабатываемой неструктурированной
информации); в-четвертых, создать благоприятные условия для инвестирования в
организации, занятые разработкой и внедрением инноваций; в-пятых, осуществлять
финансирование НИОКР в области ИКТ.
Группировка стран по индексу
цифровизации бизнеса в 2018 г., разработанному НИУ ВШЭ, и среднему удельному
весу организаций, использующих цифровые технологии, в общем числе организаций
Группировка стран по
индексу цифровизации бизнеса и уровню использования цифровых технологий
представлена в таблице 2. По каждому показателю можно назвать как страну-лидера,
так и аутсайдера. Так, по внедрению электронных продаж верхнюю строчку занимает
Ирландия (35% от общего числа организаций), а нижнюю – Болгария (8%).
RFID-технологии наиболее интенсивно используются в Республике Корея (43%), а
наименее интенсивно – в России, Венгрии, Румынии и Греции (по 7% от общего
числа организаций). ERP-системы наиболее развиты в Бельгии (54%) и наименее – в
Турции и Венгрии (по 14% соответственно). Облачные сервисы наиболее распространены
в Финляндии (65% организаций) и наименее – в Болгарии (8% от общего числа
компаний). Стопроцентный охват организаций широкополосным интернетом достигнут
в Дании, Литве, Нидерландах, Финляндии. Россия (86%) и Греция (85%) существенно
отстают от данных стран, находясь на нижней строке по данному показателю.
В России наименее
востребованными из всех перечисленных технологий оказались RFID-технологии (7%)
и электронные продажи (их применяют в среднем только 15% организаций). Наиболее
востребованными среди российских компаний являются облачные сервисы и ERP-системы: их применяют 27% и 22% от
общего числа организаций. Охват широкополосным интернетом в России составляет
86% от общего числа организаций. Максимальная дифференциация стран отмечается по
использованию RFID-технологий и облачных сервисов (в 6 и 8 раза
соответственно).
Анализ результатов
цифровизации и интенсивности использования цифровых технологий в осуществлении
своей деятельности по видам экономической деятельности в России показывает
явное лидерство компаний и организаций из сферы телекоммуникаций и торговли,
индекс цифровизации бизнеса у которых составил 44,5 и 39,2 пунктов
соответственно (рис. 4). Предприятия отрасли информационных технологий и
обрабатывающей промышленности России также показывают значительный интерес и
высокие результаты внедрения цифровых инноваций для осуществления
высокоэффективной деятельности (значение индекса составило 36 пунктов).
Строительные организации (25,3 пунктов), компании сферы коммунальных услуг (24,9)
и организации, занимающиеся операциями с недвижимостью (23,8), имеют низкий
индекс цифровизации бизнеса по итогам 2018 года. Наибольшая вариативность
индекса цифровизации бизнеса по видам экономической деятельности от
интегрального значения по России отмечается в таких отраслях, как
телекоммуникации (+12,5 пунктов), оптовая и розничная торговля (+7,2), операции
с недвижимостью (-8,2), водоснабжение, водоотведение и утилизация отходов (-7,1).
Рисунок 4. Индекс цифровизации бизнеса в
организациях предпринимательского сектора России по видам экономической
деятельности в 2019 г.
Группировка организаций
по индексу цифровизации бизнеса и уровню использования цифровых технологий в
разрезе видов экономической деятельности представлена в таблице 3. По
каждому показателю можно назвать как отрасль-лидера, так и аутсайдера. Так, по
внедрению электронных продаж верхнюю строчку занимают телекоммуникации (28% от
общего числа организаций, что в 1,9 раз выше среднероссийского уровня), а
нижнюю – операции с недвижимостью (7%). RFID-технологии наиболее интенсивно
используются также в телекоммуникации (14% от общего числа организаций, что в
1,7 раз выше среднероссийского уровня), а наименее интенсивно – в операциях с
недвижимостью, водоснабжении и утилизации отходов (4%). ERP-системы наиболее популярны
в телекоммуникации (46% от общего числа организаций, что в 2 раза выше среднероссийского уровня) и наименее – в водоснабжении
и утилизации отходов (7% соответственно). Облачные сервисы наиболее
распространены также в телекоммуникации и в отрасли информационных технологий
(36% организаций) и наименее – в обеспечении энергией (21% от общего числа
компаний). Более 90% охват организаций широкополосным интернетом достигнут по
таким видам экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность
(90%), оптовая и розничная торговля (90%), отрасль информационных технологий
(96%) и телекоммуникации (92%). Предприятия строительства (78%), водоснабжения
и утилизации отходов (79%) и с недвижимым имуществом (79%) существенно отстают как
от данных отраслей, так и от среднероссийского уровня, находясь на нижней
строке по данному показателю.
Группировка организаций
предпринимательского сектора РФ по индексу цифровизации бизнеса в 2019 г. и
среднему удельному весу организаций, использующих цифровые технологии, в общем
числе организаций в разрезе видов экономической деятельности
«Цифровая экономика: 2021».
Среди российских отраслей
экономики самый высокий уровень показателя (86) и умеренная дифференциация
(17,6 п.п.) по доступности широкополосного интернета. Различия максимального и минимального
значений находятся в пределах 12%. Их формируют отрасль информационных
технологий и строительство. Самое низкое среднероссийское значение показателя
(6,8%) и слабая дифференциация (9,8 п.п.) характерна для RFID-технологий. Различия максимального и
минимального значений находятся в пределах 3%. Их формируют отрасль
телекоммуникации и операций с недвижимостью. Существенные различия (в 7 раз) в востребованности ERP-систем наблюдаются
в таких отраслях, как водоснабжение, утилизация отходов и телекоммуникации.
Активное внедрение и
использование результатов цифровых проектов в условиях жесткой конкуренции на
рынках и отраслях связаны с потребностями целевых потребителей товаров и услуг,
которые заставляют по законам маркетинга подчиниться развитию и проникновению
цифровых инноваций во все сферы и отрасли экономики. Основными положительными
факторами структурной отраслевой трансформации на основе цифровых инноваций являются:
способность компаний к осуществлению активных перемен, наличие специалистов высокой квалификации, обоснованные и
взвешенные управленческие решения.
За последние 10 лет
созданы все условия и возможности для реализации российской
цифровой экономики в полном объеме. Процесс развития цифровизации будет иметь
положительный экономический эффект и приведет к общему росту экономических
показателей России. Главным препятствием развития цифровой экономики в России
является отсутствие целенаправленной совместной деятельности органов
государственного управления, производства, торговли и научной сферы.
По результатам
исследования отмечается, что отечественная цифровая экономика нуждается в сильной
и конкурентоспособной индустрии информационных технологий, способной
производить и поддерживать собственные цифровые продукты высокого мирового
качества, которые должны составить конкуренцию зарубежным продуктам. Одним из
главных и необходимых направлений развития цифровой экономики России в настоящее время
является увеличение объемов финансирования и инвестирования в научные
исследования и научно-исследовательские разработки, подготовку специалистов и развитие образования в сфере высоких технологий, развитие
объектов современной информационной инфраструктуры.
Современные процессы
развития цифровых технологий в мире демонстрируют примеры радикальных
трансформаций рынков и целых отраслей, необходимость включения и ускорения
темпов цифровизации России обусловлена получением значительного экономического эффекта
в собственном развитии и конкурентных преимуществ наряду со странами – лидерами
развития цифровых инноваций.