Темы цифровизация образования статья

Этой весной школам пришлось срочно переходить в онлайн-режим работы, и не все оказались к этому готовы. О том, как учебные заведения переосмыслили подходы к преподаванию, — в материале РБК Тренды

Анализ трендов в школьном образовании в условиях пандемии был проведен образовательной онлайн-платформой «Учи.ру» и Vinci Agency.

Исследователи изучили аналитику и публикации ведущих образовательных организаций и экспертных форумов (UNESCO, OECD, The Open University, ММСО, Национальный центр финансовых исследований и др.), на основе которых составили первичный список трендов, после чего проанализировали в Google Trends связанные с ними поисковые запросы. Для каждой из тенденций был рассчитан сводный индекс силы, который показал интерес целевой аудитории к каждой из них по шкале от 0 до 100.

В результате были выделены десять подходов к школьному обучению, которые успели стать популярными за три месяца (с марта по май 2020 года). Все они показали активный рост именно в период самоизоляции. Для удобства тренды были разбиты на три большие группы.

Цифровизация образования

В период коронавируса произошел резкий рост спроса на цифровые образовательные ресурсы. Второе рождение переживает МООК — формат, который появился еще в 2008 году благодаря международным университетам, популяризировавшим концепцию «обучение для всех».

Переход на дистанционную учебу помог ему стать самым популярным трендом весны 2020 года — об этом говорят и цифры: в 2020 году количество онлайн-курсов достигло 13 тыс., а аудитория только пяти крупнейших МООК составила 100 млн пользователей. В России же интерес к МООК вырос значительно сильнее относительно многих других стран.

Темы цифровизация образования статья

Для освоения знаний мало электронных материалов: многим ученикам было удобнее лично общаться с преподавателем, чтобы лучше и легче воспринимать новую информацию. По данным App Annie, всего лишь за одну неделю с 14 по 21 марта сервисы для видеозвонков скачали более 62 млн раз (на 90% больше, чем год назад). В подмосковных школах уже начали тестировать аналог Zoom, который войдет в разрабатываемую образовательную платформу «Мое просвещение».

Помимо классических сервисов для видеозвонков популярность набирают и виртуальные классы. Их главная особенность — единая экосистема, которая позволяет учителю проводить как индивидуальные, так и групповые уроки с видео. Ученик и учитель взаимодействуют в едином пространстве. При этом учитель может включать демонстрацию презентаций и образовательных материалов, открывать домашние задания и даже использовать виртуальные указку с доской.

Вновь получившие популярность подходы к обучению

В рамках него ведущая роль отдается ученику: он становится более проактивным, а учитель из транслятора знаний/лектора превращается в «проводника» в мире образования, человека, который мотивирует и побуждает к действию. Этот формат предполагает инициативу учащегося во всем, начиная с выбора предмета и заканчивая самостоятельным освоением материала. В пандемию он стал популярен из-за ограниченных возможностей коммуникации с учителями.

Что касается российских реалий, то такое обучение раньше было востребовано в корпоративном секторе. Сейчас же переход на дистанционный режим подтолкнул и представителей вузов и школ к активному обсуждению внедрения этого подхода. 29 апреля этого года в рамках круглого стола ММСО «Трансформация образовательного процесса: от обучения по запросу до академической мобильности» эксперты сошлись во мнении, что элементы этого подхода могут быть интегрированы в образовательный процесс в школах и вузах уже в следующем учебном году.

Темы цифровизация образования статья

В его основе — использование гаджетов. Большинство EdTech-проектов сегодня стараются адаптировать контент для мобильных телефонов, чтобы он был не менее удобен, чем для ПК. По данным РАЭК за 2019 год, со смартфонов и планшетов ежедневно выходит в сеть более 90 млн россиян.

ЮНЕСКО оказывает особую поддержку эффективного внедрения мобильных технологический решений в области образования. Ими была создана онлайн-коллекция ресурсов для реализации общешкольных инициатив по мобильному обучению. А на международной EdTech-конференции EdCrunch эксперты отбирают лучшие образовательные мобильные приложения в рамках конкурсной программы. Обычно в этих приложениях используются VR/AR-технологии, геймификация и интерактив.

Темы цифровизация образования статья

Оно в первую очередь предполагает персонализированный подход, в рамках которого ученик может сам выстраивать свою образовательную траекторию. Эта методика ориентирована на индивидуальное преподавание, отсутствие жестких правил.

Так, в ТюмГУ был запущен и одобрен проект «Единое образовательное пространство», с помощью которого 3,5 тыс. студентов могут частично определять собственную траекторию обучения. В значительной степени персонализировать обучение позволяют и EdTech-проекты.

Темы цифровизация образования статья

Это микс разных форматов: онлайна и офлайна. В итоге ученик и занимается лично с учителем, и пользуется онлайн-сервисами. Серия очных занятий дополняется вебинарами и может предполагать общий чат для учеников и использование других онлайн-платформ. Участники онлайн-конференции ММСО, прошедшей в апреле 2020 года, подтвердили тезис о том, что фокус blended-образования переместился на онлайн, хотя доля традиционного оффлайн-образования, несомненно, велика.

Скорость дальнейшего распространения смешанного обучения в пост-коронавирусном мире зависит от готовности и шагов школ и вузов — в том числе от того, как они адаптируют программы с точки зрения методологии.

Этот формат был придуман в 2000 году педагогами Джонатаном Бергманом и Аароном Сэмсом. Это одна из моделей смешанного обучения, о котором мы говорили выше и, пожалуй, одна из самых легкоорганизуемых образовательных практик. Дома школьники самостоятельно изучают теорию, а уже в классе задают вопросы учителям по ранее освоенному материалу, прорабатывают моменты, которые вызвали у них сложности, выполняют упражнения/лабораторные под руководством преподавателя, проводят практические исследования.

Это образование, основанное на применении междисциплинарного и прикладного подхода, когда целых пять дисциплин внедрены в единую схему обучения:

  • S — science / естественные науки;
  • T — technology / технология;
  • E — engineering / инженерное искусство;
  • A — art / творчество;
  • M — mathematics / математика.

В России появляется все больше проектов, связанных со STEAM-образованием. Так, внедрением проектной деятельности в обучение школьников активно занимаются образовательные центры «Точка роста». Также в рамках инициативы LEGO Education педагоги обучают школьников современным технологиям и инжинирингу, информатике и робототехнике на базе собственной методологии в рамках мастер-классов.

Индекс силы тренда: 24

Новая роль учителя

Сможет ли робот заменить учителя? Сторонники традиционного школьного образования предпочитают видеть «живого» человека, объясняющего материал ребенку. Очевидно, что в мире после пандемии профессия учителя сохранит свою высокую актуальность, но с некоторыми изменениями: дистанционная модель уже сейчас выявила необходимость цифровизации образовательных процессов. Это значит, что учителя сами в какой-то степени станут учениками, начнут активнее прокачивать цифровые навыки и получать новые знания.

Темы цифровизация образования статья

Пандемия показала, что педагогам необходимо осваивать цифровые технологии, используемые в образовательном процессе. Спрос на специалистов с digital-навыками будет расти.

Согласно данным Национального центра финансовых исследований (НАФИ), индекс цифровой грамотности учителей составляет 87 пунктов из 100 возможных — это достаточно высокий показатель. Наиболее низкое значение — у подиндекса «отношение к технологическим инновациям» (76 пунктов). В нем измерялись навыки работы с современными гаджетами и приложениями.

По результатам также видно, что у российских педагогов есть острая потребность в методической поддержке и консультировании в вопросах того, как можно использовать современные EdTech-сервисы максимально эффективно.

Несмотря на ускоренный рост цифровизации, без педагога невозможно представить любой образовательный процесс. Сегодня заметно растет потребность в профессии учителя. Также можно сказать, что карантин значительно ускорил процесс создания учителями учебных материалов и мультимедийного контента в онлайне.

По данным опроса Аналитического центра НАФИ, более 70% педагогов столкнулись с ростом рабочей нагрузки именно в период режима самоизоляции. Организация экономического сотрудничества (ОЭСР) также отметила в своем отчете, что сейчас важно поддерживать учителей и учеников, которые тревожатся из-за трудностей работы в онлайне.

Выводы

Таким образом, сегодня наиболее заметен рост цифровизации образовательных процессов: среди всех групп трендов, приведенных в исследовании, она имеет самый высокий показатель. Очевидно, что будущее — за внедрением новых технологий и сервисов, позволяющих учиться онлайн без потери качества. Популярными станут смешанное обучение и обучение по запросу.

Сегодняшним ученикам важна индивидуальная образовательная траектория, поэтому персональный подход в дальнейшем получит широкое развитие. Учителя после пандемии станут еще активнее осваивать новые инструменты, а сама роль педагога в образовательном процессе также трансформируется: в будущем возрастет значимость преподавателя как наставника, его умения мотивировать учеников, учить их работать с информацией, искать и находить новые решения.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Что это такое? Цифровизация образования нередко отождествляется с онлайн-обучением, но такой подход неверен. Дело в том, что понятие цифровизации – гораздо шире, чем просто использование Интернета для проведения занятий. Помимо этого, в него входят все цифровые ресурсы, а также скорректированные методы обучения.

На что обратить внимание? Использование современных технологии в образовании выглядит как несомненное благо, однако не стоит упускать из виду главную цель. Цифровые инструменты имеют и отрицательные стороны, поэтому их внедрение должно быть продуманным и обоснованным.

В статье рассказывается:

  • Суть цифровизации образования
  • Составляющие цифрового образования
  • Тренды в цифровизации образования
  • Задачи цифровизации образования в России
  • Польза и риски цифровизации образования
  • Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит: айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains

Суть цифровизации образования

Цифровизация образования и дистанционное онлайн-образование — это разные понятия. Понятие цифровизации включает в себя использование различных программ и других цифровых ресурсов для получения электронного обучения в удалённом виде или при получении знаний в школе или вузе. Например, это могут быть такие задания, которые выполняются в классе с использованием электронных средств — как компьютера или планшета.

Читать также:  Рейтинг e commerce разработчиков

Темы цифровизация образования статья

Суть цифровизации образования

Цифровизация включает в себя не только непосредственно учебные процессы, а также организационные моменты. Это могут быть электронные дневники и журналы, возможность связаться с учителем дистанционным образом и прочее.

Особенно явной тенденция к цифровизации образования стала в связи с началом пандемии коронавируса. Школы и вузы повсеместно перешли на дистанционное обучение, и это коснулось почти всех учащихся, их родителей и учителей.

Но то, что стало явным с началом пандемии, на самом деле началось гораздо раньше. Цифровизация образования приобретает всё большие масштабы. О них свидетельствует размер рынка образовательных технологий (EdTech). Он стремительно развивается и, по оценке Всемирного экономического форума, к 2025 году его размеры достигнут 342 млрд долларов США.

Темы цифровизация образования статья

По оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики, российская цифровизация образования прошла три стадии. Каждая из них включала в себя разные процессы:

  • Первая волна: в середине 80-х — начале 90-х годов. В это время компьютеры ещё были новинкой, а потому цифровизация в основном представляла собой развитие компьютерной грамотности и появление в учебных заведениях компьютерных классов.
  • Вторая волна: с середины 2000-х годов до 2018 года. Информационно-коммуникационные технологии постепенно начинают внедряться в учебный процесс. Цифровые устройства и программы используются не только на занятиях по информатике, но и для обучения другим дисциплинам.
  • Третья (современная) волна: примерно с 2018 года. Представляет собой цифровую трансформацию, при которой цифровые технологии применяются во всех процессах в образовании.

В процессах, свойственных третьей волне, обновляется всё:

  • Планируемые образовательные результаты и само содержание образования. Современным людям всё больше помогают в жизни цифровые компетенции. Например, взаимодействие с государственными учреждениями теперь в основном происходит через сайт «Госуслуги», управление банковским счётом-через цифровые приложения. Кроме того всё большее количество людей занято на удалённой работе. Всё это приводит к необходимости начинать учить детей правильно пользоваться цифровыми технологиями ещё в школьном возрасте.
  • Педагогические методы и технологии обучения, потому что занятия с применением передовых технологий существенно отличаются от традиционного типа занятий в классе.
  • Организация учебной работы и используемые при этом инструменты, а именно, технические средства для неё, а также управление этим процессом.

Составляющие цифрового образования

Финский журнал Phenomenal Education высказывает точку зрения, что всеобщая цифровизация необходима образовательному процессу. Более того, в этом журнале был опубликован материал, описывающий значимость различных видов контента в образовательном процессе 21 века.

Медиа

Медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники приобретают всё большую популярность и постепенно заменяют классические источники знаний.

Он представляет собой ролики, компьютерные тесты и прочие объекты виртуальной реальности, которые способствуют усвоению знаний.

При использовании этого контента важно, чтобы преподаватель был способен построить учебный процесс, эффективно применяя современные технологии.

Коммуникационные ресурсы

Возможность обмениваться данными в сети стала очень важной для учеников и преподавателей, и играет большую роль в цифровизации образования. На ней построена работа всех онлайн-курсов, и этот метод взаимодействия определённо будет актуален в школах будущего.

Сейчас дистанционное обучение приобрело большую популярность ввиду пандемии, во время которой многие занятия проводились онлайн через сервисы, где можно было создавать «классы» для обучения большого количества людей.

При этом очень актуальны стали сервисы в духе Discord, которые включают в себя общение между учащимися, а также ссылки на учебные материалы.

Темы цифровизация образования статья

Информационные ресурсы

Они позволяют хранить большое количество данных. Интернет — это огромное пространство для получения знаний, но именно его масштабность иногда может быть проблемой. Для цифровизации образования важно существование проверенных образовательных ресурсов, которые будут доступны учащимся по всему миру.

Есть, например, такие доверенные сайты, как Википедия, онлайн библиотеки и вебинары от специалистов в различных областях.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Темы цифровизация образования статья

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Но, кроме этого, существует масса низкосортных ресурсов, которые предоставляют некорректные данные. Поэтому так нужны сайты с высокой репутацией, проверенные профессионалами.

Программы для создания контента

Эти программы также становятся всё популярнее, так как они современны и удобны. Сейчас люди всё чаще набирают текст на компьютере или смартфоне, чем пишут от руки. Рисунки и музыка также создаются с помощью электронных средств и программ.

При этом важно понимать, что творческие аспекты жизни не будут полностью оцифрованы. Люди по-прежнему хотят писать картины с помощью красок и создавать музыку посредством не электронных, а живых инструментов. Но всё же делать чертежи, скорее всего, будут на компьютере.

Программы для создания новых сценариев мышления

IT-технологии позволяют использовать информацию по-новому: организовывать в различных форматах, визуализировать, интерпретировать и делать доступнее для восприятия.

Компьютер – это бесконечное пространство для категоризации данных и представления их в наиболее удобном для восприятия виде. Оно как мозг с удобным набором инструментов для поиска и обработки информации.

Если ученики сумеют грамотно хранить и распределять информацию на компьютере, то освободившееся время они смогут посвятить более значимым предметам.

Платформы для кооперативной работы

Существует множество онлайн площадок, а также форумов и приложений для создания сообществ в сети. Они созданы для того, чтобы имитировать «живое» общение, а также предоставить возможность обмениваться информацией.

Тренды в цифровизации образования

Основные тренды в мировом онлайн-образовании обусловлены развитием компьютерных технологий.

Вот некоторые перспективные тренды:

В настоящее время акцент в образовании сделан на точечное обучение, так как работодатели ценят профессионализм в определённой сфере. Его доказательством могут служить полученные сертификаты. Это избавляет многих людей от необходимости трудоёмкого получения широкопрофильного образования, требующего многомесячного, а зачастую многогодичного освоения.

За последние 5 лет искусственный интеллект значительно развился и стал способен к преподаванию. Конечно, он не может полностью заменить живого компетентного преподавателя, но может быть прекрасным ассистентом для него и дополнением к обучающей программе.

Все большую популярность в сфере цифровизации образования приобретает так называемая модель edutainment (образование + развлечение). Игровые механики позволяют человеку долгое время удерживать внимание на одном предмете с интересом для себя, и таким образом получать знания в увлекательной форме. Чаще всего подобный тренд используется в обучении иностранным языкам, что делает обучение простым и интересным.

Задачи цифровизации образования в России

В сентябре 2019 года на базе Высшей Школы Экономики прошла образовательная конференция. Эксперты выступили с докладами о проблемах и перспективах цифровой трансформации обучения.

Темы цифровизация образования статья

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:

  • Развитие материальной инфраструктуры, включая постройку дата-центров и создание устройств для изучения учебных материалов.
  • Внедрение цифровых программ, а именно — создание, тестирование и использование учебных материалов с помощью искусственного интеллекта и т.п.
  • Разработка системы управления обучением, то есть программ, которые смогут администрировать и контролировать учебные курсы. Эксперты считают, что это создаст условия для цифровизации образования и даст возможность получения равных и широких знаний.
  • Создание модели учебного заведения. Для цифровизации системы образования нужны новые устройства Четвертой промышленной революции, которую также называют Цифровой Индустрией 4.0. Это массовое внедрение киберфизических систем в быт, труд и досуг.
  • Идентификация учащегося в автоматизированной системе по уникальному признаку, как правило, цифровому коду.
  • Повышение навыков преподавателей в области цифровизации образования в России.
  • Постепенный отказ от бумажных носителей информации.

Польза и риски цифровизации образования

Плюсы цифровой системы образования:

  • Приучение к самостоятельности. Система образования будущего построена в основном на самостоятельной работе, поэтому детей с детства нужно приучать к стремлению к знаниям. Такая воспитательная база делает характер человека более твёрдым и целеустремлённым, а также позволяет добиться более высоких результатов в интересующей сфере.
  • Отсутствие бумажной волокиты. Это очень удобно, так как избавляет учеников от необходимости носить с собой большое количество учебников и тетрадей. Давно известно, что тяжёлые школьные сумки, подобранные неправильным образом, плохо влияют на формирование осанки школьников. В будущем эти бумажные носители информации можно будет с лёгкостью заменить личным планшетом ученика и компьютером в школьном классе.
  • Экономия. Так как цифровизация образования предусматривает избавление от бумажных носителей информации, таких как учебники, тетради, дневники и прочее, родителям не придётся их покупать. Также сократятся траты на школьные принадлежности: ручки, карандаши, линейки и т.д. Замены будут требовать только электронные носители, пришедшие в негодность.
  • Упрощение работы педагогов. Профессия педагога считается очень сложной, и в основном именно в психологическом плане. Много времени и нервов учитель тратит на выработку индивидуального подхода к каждому ученику. В цифровом варианте работа учителя будет представлять собой лишь помощь учащемуся, который сам нацелен на результат. Педагогу останется лишь задать направление деятельности и корректировать действия своих подопечных в спорных ситуациях.
  • Шаг в будущее. Цифровизация образования – это существенный этап к внедрению интернет-технологий. Сейчас все направления науки развиваются с огромной скоростью. Ежесекундно появляется новая информация и новые структуры. Цифровое образование поможет всем желающим получить знания быстрее и удобнее ориентироваться в обилии данных.
Читать также:  Обеспечение кибербезопасности в условиях цифровизации экономики реферат

Темы цифровизация образования статья

Польза и риски цифровизации образования

  • Риск отрицательного результата. Эти изменения будут необратимыми. Сейчас невозможно точно предсказать, будет ли цифровизация образования положительным нововведением. Применение данной системы ново, поэтому отсутствует возможность сравнения с чем-то подобным.
  • Отсутствие творчества. Учёными доказано, что разница в цветовой гамме при оформлении информации помогает лучше запомнить её. Также это способствует развитию творческих способностей. Электронные же версии носят «сухой» характер и исключают возможность проявить индивидуальность. Детская психика очень подвержена влиянию извне, поэтому ребёнок может быстро привыкнуть к скучному изложению информации и не реализоваться в творческом плане.
  • Снижение умственной активности. Мыслительные способности ослабляются из-за того, что все необходимые данные можно добыть в интернете. Нет необходимости самостоятельно обдумывать решения многих вопросов, ведь на них уже есть готовый ответ. Это явление проявляется уже сейчас не только у детей, но и у взрослых.
  • Плохая социализация. Когда ученик попадает в школу, он учится там выстраивать отношения с другими людьми. Он учится обретать друзей и взаимодействовать с обществом. Получение знаний через информационную систему существенно снижает способность человека к социализации, что не может не повлиять на его развитие личности.
  • Проблемы с физическим развитием. В первую очередь, цифровизация образования окажет влияние на зрение и мелкую моторику. Длительное пребывание за экраном компьютера или планшета приводит к глазной усталости и, как следствие, к последующему ухудшению зрения. Из-за этого повышается вероятность того, что в будущем зрение человека станет намного хуже, чем сейчас. Эту проблему можно решить путём создания новых технологий, которые станут более безопасными. Кроме того, постоянная работа с клавиатурой приводит к изменению физиологии пальцев, особенно для формирующегося юного организма.
  • Функция педагогов. Понятие учителя и преподавательской деятельности полностью изменится, ведь педагогов большей частью заменят виртуальные системы. Многие специалисты останутся без работы.

Оценить последствия нововведений в полной мере, а также их плюсы и минусы можно будет лишь спустя десятилетия, и время покажет, насколько хорошо или плохо для общества такое глобальное изменение структуры образования.

Тема: « Цифровизация в образовании»

Развитие информационного общества в современном мире требует соответствующего изменения системы образования. Наше общество и деловая жизнь в высшей степени цифровизированы, но образовательные организации только делают первые шаги по изменению, чтобы стать цифровыми. При этом изменению подлежат не только использующиеся образовательные инструменты (например, замена учебников их электронными копиями), но и сама концепция построения образовательной системы. При этом оцифровка преподавания и обучения не может быть достигнута путём покупки компьютеров, планшетов или интерактивных досок. Каким бы нелогичным это ни казалось, бездумно приобретённое технологическое оборудование часто оказывается препятствием, замедляющим цифровизацию. Информационные технологии могут использоваться, чтобы обогатить преподавание и увеличить его методическое разнообразие, тем самым предоставляя обучающимся предпосылки для изучения нового материала. Тем не менее, цифровая трансформация образования может помочь каждому ученику выбрать, в какой форме он лучше осваивает материал — кому-то лучше подходит тематическая игра, кто-то хочет посмотреть видео, а кому-то проще всего просто прочитать или прослушать объяснения учителя, общаясь на web- платформах.

Переход на цифровое образование обусловлен рядом проблем связанных в первую очередь с резкой сменой обстановки: от посещения учебного учреждения, до дистанционного образовательного процесса. Чем младше ученик и чем раньше он познакомился с современными электронными устройствами, тем больше у него шансов эффективно освоить данное преобразование получения знаний. Обучение в цифровую эпоху — это более глубокая трансформация всего процесса обучения, применение новых цифровых инструментов для переосмысления того, как необходимо обучать, чтобы быть современным. Технологические новшества в информационной среде (развитие мобильных сетей, искусственный интеллект, автоматизация, продвинутая аналитика данных и пр.) позволяют расширять возможности обучения за счет сочетания традиционных методов обучения и современных технологий.

В 2020 году мы почувствовали необходимость скорейшего развития цифровой инфраструктуры нашего образовательного учреждения, подготовки педагогов, владеющих современными цифровыми компетенциями, формирования образовательных программ на основе гибких образовательных траекторий, развития концепции непрерывного образования, а также внедрения в образовательную среду систем искусственного интеллекта.

Необходимо идти от обучения всех к обучению каждого (персонализация образования), пересмотреть и оптимизировать наборы учебно-методических и организационных решений, информационных материалов, инструментов, использовать быстро растущий потенциал цифровых технологий. Суть цифровой трансформации образования в том, чтобы каждым были достигнуты необходимые образовательные результаты за счет персонализации образовательного процесса, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к Интернету, работы с большими данными

Целью обучения становится формирование и развитие у обучающих способности учиться, понимать логику поиска новых решений, которые двигают науку вперед. Цифровая трансформация неизбежно ведет к переменам содержания образования, методов и организационных форм учебной работы. Акценты в обучении цифровой трансформации образования смещаются на освоение новых способностей: способностей к анализу, экспертизе и переносы освоенных знаний и умений в новые ситуации. Персонализированная организация обучения позволят учебному заведению работать без отстающих, формирует учебную самостоятельность студентов, развивает их способности и личностный потенциал.

Цифровые ресурсы прочно вошли в практику управленческой и учебно-воспитательной деятельности системы образования. Надо учесть то, что цифровая трансформация как направление стратегического развития образования определяет приоритетные направления деятельности по расширению масштабов и повышению качества использования информационных технологий на образовательном пространстве. Компьютерные ИТ-технологии не решили проблем климата, экологии, здоровья, безопасности. Но они придают новое качество общественной и личной жизни, как открывая новые возможности, так и одновременно порождая новые вызовы. Почти в каждом классе современной школы можно найти интерактивную доску, многие педагоги используют социальные сети и мессенджеры, чтобы оставаться на связи с учениками и задавать им домашнее задание, консультировать, проводить собрания.

Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию.

Какие же цифровые инструменты, технологии в обучении и преподавании можно использовать?

Медиа. В настоящее время в интернете доступно большое количество готовых материалов, таких как учебные объекты, видеоклипы и онлайн-журналы, которые действуют как средство обучения, например для распространения учебного материала, который может быть создан учителем или доступен в интернете.

Информационный ресурс. Сеть и социальные сети являются обширными источниками информации, и фактически интернет называют «всемирной библиотекой». Там много источников, которые можно найти через службы поиска и базы данных статей. Также в «Википедии», совместно созданной онлайн-энциклопедии, можно найти полезную информацию для преподавания и обучения.

3. Связь. Компьютеры и интернет позволяют нам обмениваться электронными письмами, сообщениями, звонками, а также проводить видеоконференции. Учащиеся могут использовать информационные технологии для общения со специалистами в различных областях. Компьютер больше не просто техника, это ещё и коммуникационная среда.

4. Инструмент для создания контента.  Информационно-коммуникационные технологии наиболее полезны, когда учащиеся используют их для создания собственного контента. Учащиеся могут создавать свои собственные тексты, изображения, звук, музыку и так далее на компьютерах или мобильных устройствах.

5. Канал публикации.  Интернет и социальные сети могут быть использованы для публикации совместных результатов учащихся или всей группы. Публикация результатов учащихся часто имеет мотивирующий эффект — «работа проделана не только для того, чтобы учитель мог с ней ознакомиться».

6. Инструмент для разработки собственных концептуальных артефактов.

Используя информационные технологии, учащиеся могут разрабатывать свои собственные концептуальные артефакты: концептуальные карты, диаграммы или графики. В этом случае ИТ выступают в качестве важного инструмента мышления. Важным является не сам результат, а процесс, когда учащиеся разрабатывают свои собственные информационные структуры и способы мышления.

7. Платформа для совместного создания знаний. Среда онлайн-обучения предлагает инструменты для совместного обучения. Принцип совместного создания знаний заключается в том, что совместное формирование информации — создание знаний — способствует лучшему обучению и лучшему конечному результату, чем работа в одиночку. Совместное построение знаний онлайн важно для обучения, потому что этапы процесса формирования знаний документируются и остаются видимыми. Впоследствии их можно просмотреть повторно, вернуться к представленным мыслям и развить их позже.

8. Думающий спутник. В современном информационном обществе роль компьютера или информационно-коммуникационных технологий приближается к роли мыслящего партнёра. Хотя компьютеры ещё не способны думать самостоятельно, они могут поддержать мыслительные процессы учащихся, например задавая аналитические вопросы и размышления (или отражая мысли). Внедрение цифровых технологий в образование включает оснащение образовательных организаций средствами цифровых технологий; подключение их к высокоскоростному Интернету; обеспечение образовательного процесса цифровыми инструментами и материалами (цифровыми источниками, инструментами и онлайн-сервисами), использование этих цифровых инструментов и материалов в учебном процессе.

Распространение различных форм интернет-общения, а также разработка специализированных интернет-сервисов стимулируют переход на новые формы коммуникаций педагога и учащихся, педагога и родителей. Это еще один фактор, способствующий проникновению цифровых технологий в образование. По мере расширения доступа к цифровым технологиям педагоги стали чаще использовать их для решения рутинных задач. Стремление педагогов уменьшить усилия для решения подобных задач (типа ведения документации) также становится стимулом использования цифровых технологий.

Читать также:  Электронной коммерции москвы

Тем не менее, было бы ошибкой полагать, что цифровые технологии автоматически решают все проблемы в образовании и сами по себе приводят к улучшению условий обучения. Ведь стиль преподавания – будь то метод проектов, фронтальный урок, обучение в сотрудничестве или урок, ориентированный на преподавателя – не зависит от использования технологий. Однако их применение часто приводит к изменению соответствующего стиля преподавания. Только целенаправленное позитивное развитие взаимодействия между преподавателями и обучающимися позволит сделать процесс обучения более гибким и качественным.

Использование информационных технологий в преподавании и обучении должно осуществляться систематически, исходя из стратегических целей учебной программы и учебного заведения.

Основное внимание при использовании технологий в образовании стоит уделять не обучению техническим навыкам, а использованию педагогических информационных и коммуникационных технологий в различных предметах и темах. На самом деле, наибольшее преимущество от использования технологий получают, когда пользуются ими систематически в процессе обучения.

Документы, которые регулируют использование цифровых технологий в образовательных организациях, в большинстве случаев содержат лишь рамку, некоторое общее описание того, как организация должна к этим технологиям относиться и как она будет способствовать работе с ними. Обе области – цифровых технологий и образования – слишком лабильны, изменчивы. Кроме того, имеющиеся различия в цифровых и аналоговых технологиях тормозят прогресс намного больше, чем принято считать. Цифровые средства больше не являются новомодным явлением за пределами привычного аналогового мира. Они проникли во все сферы жизни, и потому помимо знакомства с инструментами и инфраструктурой, необходим анализ контента и методик в образовательном процессе.

Решение этого вопроса в наших руках. Мы сами определяем, как реагировать на вызовы, возникающие в процессе цифровой трансформации. Осознанное обращение к образовательным концепциям может оказаться очень полезным при ответе на многие вопросы, связанные с цифровизацией и медиатизацией и, наконец, поможет поразмышлять о многогранных аспектах работы учебной организации. Цифровая трансформация стремительно изменяет мир и необходимость несколько раз менять профессию в течении жизни становится реальностью для многих людей. В новом цифровом мире человек открыт к изменениям, самоценности в любом возрасте, индивидуализирует образование и свободен в выборе программ и технологий собственного развития.

1.КМК (Конференция министров культуры) (2017): Образование в цифровом мире.

2.Указ Президента РФ от 21 июля № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

3.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4.Указ Президента РФ от 21 июля № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

учитель немецкого языка,

МБОУ «СШ№10 с углубленным

изучением отдельных предметов»

городской округ г. Елец, РФ

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цифровая трансформация образования является одним из трендов ведущих образовательных систем мира и важным ресурсом развития образования в нашей стране. Необходимость активизации процессов цифровизации в России указывается в национальном проекте «Образование»,  в рамках которого запущено  два федеральных проекта – «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего».  Целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

Статья будет полезна административным работникам образовательных организаций, учителям – предметникам, начинающим и реализующим  процессы цифровизации в своих школах.

Новые возможности  развития  образования, цифровизация, цифровая образовательная среда, персонализированная модель обучения, школьная цифровая платформа

В апреле  — мае 2020 года все образовательные учреждения страны во избежание распространения коронавирусной инфекции реализовывали учебные программы в дистанционном формате. Каждое  учреждение, каждый учитель по окончании учебного года подвел итоги работы/ обучения в данном формате, который стал вынужденным и неожиданным.

Работая в «шоковом» режиме, школа в целом и каждый учитель в отдельности столкнулись с массой проблем:

  • выбор формата проведения уроков — нужно было определить,  все ли ученики класса могут перейти на дистанционную форму обучения и готовы ли родители оставить детей наедине с цифровым образовательным пространством;
  • отсутствие у многих учителей  опыта и наработок общения с детьми именно в таком формате  — каждый выбирал собственные площадки для обучения и мессенджеры для контактов с детьми и родителями —  единообразия не было;

С другой стороны, это была  возможность для учителя продумать новые сценарии работы и попробовать разные инструменты.

  • затрудненное планирование работы – у редкого учителя рабочий день получался нормированным;
  • возможность проверки  и оценивания  выполненных  учениками заданий — в более выигрышном положении оказались  преподаватели, которые организовали работу на учебных платформах, где есть автоматическая проверка заданий и  аналитика;
  • получение обратной связь от родителей — данная связь и  подразумевается как  двусторонняя, но, по возможности, не круглосуточная как оказалось в реальности;
  • получение обратной связь от коллег – сотрудничество учителей – предметников, классных руководителей, администрации также проходило в режиме онлайн – марафона.

Но, не смотря на проблемы, с  которыми  столкнулись все участники образовательного процесса во время дистанционного обучения, мы, несомненно, приобрели хороший опыт и знания по работе  в заданных условиях.  А эти условия заставили  нас пересмотреть  возможности развития традиционного образования в иных направлениях, коими на текущий момент и является направление цифровой трансформации  образования.

Т.е., цифровизация является самым важным ресурсом развития образования в нашей стране.

Цифровая трансформация образования является одним из трендов ведущих образовательных систем мира (Сингапур, Финляндия, Корея).

Необходимость активизации процессов цифровизации в России указывается в национальном проекте «Образование».

С цифровизацией в стране связано, собственно говоря, два национальных проекта. И изначально  — это проект «Цифровая экономика». Но поскольку кадры для этого проекта тоже нужны и готовить их нужно заблаговременно, параллельно в рамках нацпроекта «Образование» запущено  два федеральных проекта – «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего».

Таблица 1. Национальные проекты

Согласно целям национального проекта результатом действия федеральных проектов («Точки роста», «Кванториум», IT-куб и др.) становится доступ образовательных организаций региона к технологическим инновациям: новое техническое оборудование, цифровые платформы (образовательные и исследовательские), программные средства и электронные ресурсы для выхода на новый образовательный уровень.

На региональном уровне поставлена задача  реализовать целевую модель цифровой образовательной среды (ЦОС).

Цель достаточно объёмная и в ней прописано то, что будет появляться в ближайшем будущем.

Первое важное условие реализации данной цели – условие безопасности. В настоящее время этому удаляется большое внимание, поскольку зачастую в нефильтрованном Интернет – пространстве дети пребывают без контроля взрослых. Проведение различных акций в сети Интернет в рамках и внеучебной деятельности тоже способствуют навыку ответственного поведения и самоконтроля.

Следующий параметр на который обращается серьезное внимание  в поставленной цели – саморазвитие и самообразованиеДистанционное обучение напрямую связано с самообразованием и саморазвитием. Причем коренным образом меняется роль учителя в таком формате образования. Учитель не является  сейчас носителем уникальной  информации – всё уже создано. Главная задача учителя  — отбирать нужный материал, помогать детям  грамотно ориентироваться в цифровом пространстве, направлять их в достижении образовательных целей. И если учитель в этом компетентен, то сможет легко реализовать электронное обучение, используя различные цифровые платформфы.

Немаловажное условие реализации проекта – подготовка кадров. Сейчас предлагается  огромное количество курсов, связанных с цифровой образовательной средой.

И ещё один компонент достижения цели – создание федеральной цифровой платформы. В рамках дистанционного обучения было перепробовано много различных, а разработчики проекта будут добиваться создания единой платформы.

Мы видим, что цифровизация образования – неизбежный этап развития образования. Этапы  копьютеризации и  информатизации пройдены,  цифровизация –  следующий этап, предполагающий новые модели образования, управления, новые роли учеников и учителей.

Нормативная база цифровизации опирается на основные документа:

  • Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 N 649 «Об  утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
  • Концепция развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования на 2019-2021гг.
  • Методические рекомендации по вопросам внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации от 14 января 2020 г. N МР-5/02

Исходя из данных нормативных документов, для внедрения целевой модели ЦОС в субъекте Российской Федерации создаётся Центр цифровой трансформации образования, который помогает школам реализовывать мероприятия, направленные на информатизацию:

  • планирование финансово -хозяйственной деятельности;
  • электронный дневник и журнал;
  • учет освоения общеобразовательных и дополнительных образовательных программ;
  • учет достижений обучающихся и др.

Проанализирован уровень сформированности цифровой бразовательной среды (ЦОС) в МБОУ «СШ№10 с углубленным изучением отдельных предметов» выявлено, что образовательное учреждение  имеет ряд компонентов, которые уже наполнили цифровую среду ОО.

Таблица 2. Компоненты ЦОС  «МБОУ СШ№10 с УИОП»

Таким образом, цифровая трансформация  представляет собой переосмысление деятельности, обусловленное уникальными возможностями цифровых технологий, где трансформируемая деятельность (образование) является неотъемлемой частью.

Помимо мероприятий, которые уже реализованы и отлажено функционируют  в рамках цифровизации в МБОУ «СШ№10 с углубленным изучением отдельных предметов», с сентября 2020 года запускается новый проект проект персонализированной модели обучения.

Оператором реализации программы является Автономная некоммерческая организация «Платформа новой школы» и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *