Актуальность данной темы, определяется тем, что в современной российской экономике процессы цифровизации охватывают различные сферы и области культуры, бизнеса и производства. Цифровая трансформация также коснулась всего современного общества, его управления и развития. По нашему мнению, развитие коммуникационных процессов создает колоссальный потенциал для создания и появления новых идей, внесения вклада в формирование менталитета общества с проявлением признаков его гуманности, объединенности и целенаправленности.
Важное значение в процессе достижения целей, идей, решения задач различного уровня имеет социальная сплоченность участников общества, а также их коммуникационное взаимодействие. Сегодня нет ни одной сферы деятельности человека и общества в целом, которая обходилась бы без коммуникаций.
Цифровая экономика связывает между собой каждую сферу общества. Данная практика действительно охватывает всю человеческую жизнедеятельность, начиная от базовых навыков общения между людьми, заканчивая, пожалуй, крупными переговорами политиков.
Попытки рассмотреть и изучить данную тему исследования предпринимали многие ученые исследователи такие, как Д.С. Денисов, А.С. Клепикова и многие другие. Однако, данные исследования не затрагивают некоторые отдельные вопросы. Считаем, что необходимо продолжить изучение данной темы и сформировать комплексный подход к ее рассмотрению.
Так, например, в современной энциклопедии экономиста дано следующее определение данному понятию.
В целом можно согласиться с представленным определением, однако данный термин нуждается в уточнении и дополнении.
По нашему мнению, под коммуникацией следует понимать процесс активного взаимодействия всех участников процесса посредством различных способов общения, а также практических действий, направленных на объединение совместной деятельности для достижения поставленных целей и задач перед участниками общества.
Основными целями коммуникаций в цифровом обществе являются:
1) создание единого информационного пространства;
2) организация эффективного взаимодействия между участника процесса;
3) повышение эффективности работы производственно-хозяйственной деятельности;
4) формирование нового уровня культуры и менталитета людей;
5) создание нового облика и модели будущего развития экономики, а также поведения участников цифрового общества.
Основными факторами, влияющими на характер коммуникаций между людьми в эпоху цифровизации, являются: доверие друг к другу, совместимость межличностных коммуникаций, компетентность, характер обратной связи, ожидания и полученный результат.
Другим примером страны-лидера может послужить Сингапур. Это небольшое государство развивается довольно быстро именно благодаря грамотному ведению цифровой экономики и использованию цифровых коммуникаций в обществе. Если посмотреть данные статистики, то Сингапур занимает третье место в мире по доходам населения, 1-е место среди стран с наиболее развитой системой информационных технологий — и это далеко не весь список достижений. Сингапур является одним из ведущих центров в мировой экономике по импорту и экспорту машин и оборудования, по транспортной логистике и электронной промышленности. Следовательно, практически вся экономика этого государства основывается именно на информационных технологиях, за счет них оно процветает, добивается успехов на международной арене и считается самым умным городом мира.
Стоит отметить активное использование цифровых коммуникаций и в Китае. Это государство не занимает место в списке стран-лидеров, однако его уровень развития информационных коммуникационных технологий считается достаточно высоким. Крупные китайские компании быстро освоились на мировом рынке, используя различные платформы и программы для объединения продавцов и покупателей и занимаясь крупными инвестициями в сектор цифровых технологий. Кроме того, правительство слабо регулировало эту сферу, что привело к резкому росту развития этого сектора. Важную роль сыграли и опасения за сохранность персональных данных граждан, которые привели к совершенствованию уровня цифровой грамотности.
Не стоит упускать цифровое развитие и Республики Корея. Это государство также входит в топ лидеров благодаря ведению своей цифровой экономики и коммуникаций. Большую роль здесь играет блокчейн — распределение информационных данных между блоками, между которыми обеспечивается связь. Благодаря блокчейну информация находится в большей безопасности. Робототехника, информационные технологии и коммуникации уже давно внедрены во все сферы жизни общества, что облегчает ведение всей экономики и еще больше увеличивает объем ВВП.
В эпоху цифровизации произошла резкая смена различных форм и методов коммуникаций между людьми. Новые средства коммуникации обеспечивают новые возможности взаимодействия, открывают новые перспективы для сотрудничества, а главное создают условия для формирования информационной и медиакультуры.
Появление новых видов и инструментов информационных технологий способствуют образованию современных коммуникаций в обществе таких, как Интернет — коммуникации, смс-сообщения, социальные сети и группы, общение по Скайпу и многие другие виды.
Например, самыми популярными видами коммуникаций в цифровом обществе являются Интернет — коммуникации. Количество пользователей Интернета в цифровой экономике с каждым днем становиться все больше. Следует отметить, что на сегодняшний день именно Интернет заменяет журналы, газеты и радио. Интернет стал средством глобальной массовой коммуникации людей и общества в целом. Виртуальное общение носит характер масштабности и открытости. По длительности коммуникационного взаимодействия такое общение может быть кратковременным (например, обмен сообщениями между участниками процесса), так и длительным (например, установление долгосрочных контактов и деловой связи с помощью отправки почтовых сообщений и ведения переговоров). Отметим основные характеристики, относящиеся к Интернет-коммуникациям:
1) отсутствие препятствий и временных ограничений для осуществления общения в виртуальном пространстве (требуется наличие времени и высокоскоростной Интернет);
2) анонимность общения, которая способствует свободному и открытому общению между участниками процесса;
3) добровольность и желанность выбора контактов по своему усмотрению (выбор собеседников, друзей, пользователей, деловых партнеров для ведения бизнеса и т.д.);
4) равноправие участников цифрового виртуального пространства (право высказать свое мнение, голос);
5) возможность выразить свои чувства и эмоции посредством различных символов, знаков, картинок;
Таким образом, перечисленные характеристики создают несомненные преимущества использования данного средства коммуникаций для участников виртуального общества.
Не менее популярным видом коммуникаций является общение в социальных сетях. Благодаря использованию социальных сетей предоставляется возможность не только общаться, узнавать интересную информацию, но и находить друзей, вступать в группы по интересам. Однако наряду с положительными моментами общения между людьми существуют и отрицательные стороны такого взаимодействия. Например, в социальных сетях часто может распространяться информация запрещенного характера, имеющая экстремистскую направленность, пропагандирование негативных идей, отрицательных взглядов на жизнь и общество. Кроме того, полное погружение в виртуальный мир способствует нарушению адаптации человека в обществе. В целом социальные сети дополняют нашу жизнь, вносят новые краски в общение, помогают быстро решать вопросы и проблемы путем быстрого общения и взаимодействия.
К новым видам коммуникаций относится Intranet — технология, основанная на использовании Интернета и позволяющая создать виртуальное информационное пространство для корпораций и организаций. Основной функцией данной технологии является обеспечение прозрачности ведения деятельности для всех ее участников (в частности, напрямую решения вопросов с руководством, раскрытие информации в сети, защита интересов сотрудников, консультационное обеспечение и взаимодействие).
На основе проведенного анализа в данной работе разработан алгоритм повышения эффективности управления коммуникациями в цифровом обществе, который представлен на Рисунке 1.
Рис.1. Алгоритм повышения эффективности управления коммуникациями в цифровом обществе
В заключении можно сделать вывод о том, что цифровая экономика нацелена на облегчение жизни общества посредством коммуникаций. Развитие информационно-коммуникационных технологий и то, насколько они доступны, позволяет с легкостью постепенно внедрять их в различные сферы жизнедеятельности общества в целом. Это способствует развитию культуры, нравственности, а также открыть новые возможности и сферы для развития людей и общества в целом.
29-30 ноября В СПбГЭУ прошлаVМеждународная научно-практическая конференция «Коммуникации в условиях цифровизации» (CDT21). Организаторами выступили традиционно кафедра коммуникационных технологий и связей с общественностью СПбГЭУ, Европейский институтPR(Париж) и РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Как отметил модератор пленарного заседания проф. А.Д. Кривоносов, «Цифровая среда изменила традиционные парадигмы коммуникации — сегментация коммуникации больше не может осуществляться средствами массовой информации. На конференции мы рассмотрим эффекты современных цифровых коммуникаций в контексте глобальных тенденций и трендов тотальной медиатизации».
Пленарное заседание открыл руководитель Центра маркетинга и PR Университета Любляны д-р Деян Верчич, темой его выступления стали особенности реализации стратегических коммуникаций в «постлитературном» / «постписьменном» обществе». Эта тема была продолжена и в докладе профессора МГУ, РЭУ им. Г.В. Плеханова и СПбГЭУ М.Г. Шилиной. Проф. Шилина говорила об особенностях стратегических коммуникаций в странах Европейского Союза и России в условиях «новой нормальности».
30 ноября на площадке РЭУ прошла панельная дискуссия на английском языке “Virtual digital experience: new visual communication for promotion of territory” (модератор проф. М.Г. Шилина), секция «Теория и практика digital-коммуникаций» (модераторы проф. Кармалова Е.Ю., СПбГЭУ, проф. К.В. Киуру, ЧелГУ). Было представлено более 30 докладов по широкой тематике.
Традиционно конференция предусматривает участие молодых ученых. В этом году более 60 студентов и магистрантов подали заявки, был сформирован пул выступающих на молодежной секции. Как всегда, сами участники определили наиболее интересные и актуальные доклады. 1 место выиграли студенты А. Гончукова и И. Решетникова (СПбГЭУ), второе место члены «народного» жюри отдали студентке СПбГЭУ А. Буковской и магистранту МГУ А. Нефедову, сообщения студентов СПбГЭУ С. Князева и С. Гропяновой были отмечены дипломами III степени.
В этом году участниками конференции стали более 120 специалистов, вузовских исследователей и научной молодежи из 8 стран и 20 российских городов.
Кафедра коммуникационных технологий и связей с общественностью дает старт подготовке следующей конференции – «Брендинг как коммуникационная технология XXI века», которая состоится 1-2 марта в СПбГЭУ.