Что угрожает заменить классические вузы, как должен трансформироваться университет, чтобы отвечать вызовам будущего и как ему конкурировать за внимание с новыми игроками на рынке — в материале РБК Трендов
⏰ Время на чтение: 4–6 минут
Пандемия погрузила нас в одну из версий будущего — мир тотальной цифровизации. В нем человек не сравнивает цифровой опыт с реальным, а начинает сопоставлять элементы своего цифрового опыта в целом, считает Булат Нуреев
Об авторе: Булат Нуреев, директор программы MOOVE для студентов от бизнес-школы СКОЛКОВО и МТС.
Попадая в цифровое пространство, потребитель, например, уже не соотносит одно банковское приложение с другим — он сравнивает впечатления, которые получил, пользуясь услугами онлайн-банка и покупая онлайн билеты на самолет.
Этот же феномен определяет и ситуацию в мире образования. В короткой перспективе пользователь может сравнивать похожие образовательные онлайн-программы в разных вузах. Но в среднесрочном горизонте он будет смотреть на степень вовлечения в образовательный цифровой опыт и опыт, полученный от других цифровых сервисов.
В 2021 году он может сказать: «EdX не дотягивает до Netflix, мне неинтересно. Я буду выбирать тех, кто сможет обеспечить мне ту же интенсивность вовлечения в образовательный процесс, которую дают игры, сериалы и другие элементы онлайн-экономики переживаний».
Преодолеть этот вызов — критически важно для рынка образования. Не спасет противопоставление «низкого и высокого» — развлечений и образования. Граница уже размыта, компьютерные стратегии подтверждают свою эффективность в развитии интеллектуальных способностей и soft skills у детей, а жанр документального кино переживает «бум» в мире во многом благодаря стриминговым платформам. Это поколенческий сдвиг. Поэтому образованию не остается ничего другого, как отойти от «трансляционной» образовательной парадигмы в сторону action learning, experiential learning, learning by doing, геймификации, управления вниманием аудитории и вовлечения ее в происходящее в новых образовательных форматах.
Цифровая эра требует не только новых умений от выпускников школ и вузов, но и другого подхода к организации самого обучения. Эксперты НИУ ВШЭ выделили семь задач цифровизации обучения в России, решать которые надо сейчас
Цифровизация затрагивает все отрасли экономики, и те, кто уверен, что консервативной сферы образования она не коснется, глубоко ошибаются, уверены авторы доклада «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования». Документ подготовлен к российско-китайской образовательной конференции, которая прошла в Москве на базе НИУ ВШЭ в сентябре 2019 года.
Многие педагоги, пишут авторы доклада, до сих пор уверены, что цифровизация — не более чем очередная «модная тема», которая пройдет, тогда как «вечные ценности» образования как самого стабильного общественного института останутся прежними. «Но современная система образования появилась и менялась под влиянием перемен в обществе, вызванных предыдущими промышленными революциями», — отмечается в докладе. Поэтому неудивительно, что грядущая Четвертая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) оставит на истории образования неизгладимый след. Причем, скорость перемен на этот раз будет еще выше.
Суть цифровой трансформации в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу. Применительно к России авторы доклада выделяют семь задач, которые государство и общество должны решить на пути к этой цели. Все они должны решаться единовременно и скоординированно.
- Развитие материальной инфраструктуры. Сюда входит строительство дата-центров, появление новых каналов связи и устройств для использования цифровых учебно-методологических материалов.
- Внедрение цифровых программ. Другими словами, создание, тестирование и применение учебно-методических материалов с использованием технологий машинного обучения, искусственного интеллекта и так далее.
- Развитие онлайн-обучения. Постепенный отказ от бумажных носителей информации.
- Разработка новых систем управления обучением (СУО). В дистанционном образовании СУО называются программы по администрированию и контролю учебных курсов. Такие приложения обеспечивают равный и свободный доступ учеников к знаниям, а также гибкость обучения.
- Развитие системы универсальной идентификации учащегося.
- Создание моделей учебного заведения. Чтобы понять, куда должно двигаться школьное и университетское образование в плане технологий, нужны примеры того, как это должно работать в идеале: с использованием новых СУО, инструментов и устройств Индустрии 4.0 и так далее.
- Повышение навыков преподавателей в сфере цифровых технологий.
Шэрон Хаг, старший вице-президент подразделения UK Schools компании Pearson
Перспективы онлайн-образования в России и в мире
Несмотря на очевидные преимущества дистанционного обучения, большинство россиян всё ещё относятся к нему с осторожностью. Согласно исследованию Технопарка Mail.ru и компании Smart Start, только 5% россиян одобряют идею образования по интернету, при этом 46% опрошенных оказались ярыми противниками подобных ноу-хау. Однако 26% участников опроса, которые обучались в интернете, две трети высоко оценивают пользу и полученные знания.
Тем временем в США цифровое образование уже нашло своих адептов. 76% студентов проходили онлайн-курсы, причём большинство из них уверены, что по эффективности они не уступают «живым» занятиям. Можно предположить, что в России дистанционное обучение тоже со временем перетянет на себя одеяло. Ведь у него есть два главных козыря в рукаве: свобода места и времени прохождения уроков. Кроме того, согласно тому же исследованию, россияне считают это основными преимуществами цифрового обучения.
Вчера, сегодня, завтра: главные тренды онлайн-образования
Согласно прогнозам, данным в «Исследовании российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», наибольшим успехом в ближайшие годы будут пользоваться проекты, делающие ставку на геймификацию и симуляцию реальных процессов. Кроме того, будут популярны платформы, которые готовят студентов к стандартизированным экзаменам, таким как A Level. Общие образовательные пространства также оказались в тренде. Например, программы Seesaw и HotChalk предложили школьникам отмечать пройденные темы и делиться успехами с одноклассниками, учителями и родителями.
Массовые открытые онлайн-курсы, которые несколько лет назад вышли на международную арену и пользовались большим спросом, сейчас сбавляют обороты. Вместе с ними уходят на второй план программы для самостоятельного обучения. Чего нельзя сказать о сегментах дошкольного и школьного образования, а также об изучении иностранных языков: к этим сферам ожидается наибольший интерес во всём мире.
Среди других трендов авторы исследования отмечают взаимную проверку знаний онлайн, адаптацию к мобильному формату наравне с десктопным и увеличение объёма видеоконтента. На пути глобализации по-прежнему стоит языковой барьер. Но благодаря технологиям машинного перевода и автоматического распознавания речи не за горами тот день, когда этот фактор перестанет быть помехой обучению на любом языке мира.
Известные образовательные учреждения по всему миру активно используют онлайн-формат обучения. Например, ведущие российские вузы создали платформу «Открытое образование», где опубликованы более 400 интерактивных курсов на русском языке. Все они основаны на тех же методиках, которые используются в университетах, но доступны любому желающему.
За рубежом большой популярностью пользуются онлайн-курсы Массачусетского технологического института (MIT), которые он начал выкладывать в Сеть ещё в 2003 году. Этот проект получил название OpenCourseWare. Каждый год в его рамках публикуются новые конспекты лекций, видеозаписи, планы курсов, домашние задания и экзаменационные вопросы для будущих инженеров и программистов.
Впрочем, тенденция затронула не только высшее образование. Например, в «цифру» ушло обучение в одной из самых известных и старейших британских школ, 447-летней Harrow. Совсем скоро ученики со всего мира смогут пройти в новой Harrow School Online обучение по британской программе и международным программам A-Level на базе технологий Pearson. Первый поток начнет обучение в 2020 году. А пока мы расскажем, почему не стоит верить популярным мифам об онлайн-образовании.
Мифы об обучении через интернет
Невысокая популярность онлайн-образования в России связана в первую очередь с мифами, которыми оно окружено. Некоторые из них, пожалуй, когда-то имели под собой реальное основание, но с развитием цифровых технологий утратили свою актуальность. Приведём и развенчаем несколько самых распространённых заблуждений.
Миф 1. Нет контакта с учителем
С падением популярности самостоятельного образования значительно возрастает роль преподавателя в учебном процессе. Возможно, именно с этим связано недоверие студентов и их родителей к онлайн-обучению. Бытует мнение, что отсутствие личного контакта между педагогом и учеником отрицательно влияет на качество получаемых знаний.
Однако наш опыт в США показал, что это не так. Учителя, преподающие на онлайн-платформе, отмечают: уровень взаимодействия со студентами не меняется по сравнению с классической формой обучения. Благодаря технологиям сбора данных об учениках на образовательной площадке, педагоги могут подбирать более индивидуальный подход к каждому из них и намечать индивидуальную траекторию развития. Именно этого зачастую не хватает в традиционных офлайн-школах.
Миф 2. Нет студенческой жизни
Социализация очень важна при воспитании и обучении ребёнка. Неслучайно многие родители опасаются, что её будет недостаточно. В Harrow School Online будут проводиться мероприятия и кружки по интересам в формате онлайн, включая дискуссионный и шахматный клубы, литературный журнал и даже хор. А видео и мобильные приложения наподобие Strava позволят передавать данные о внеурочной активности учеников (например, в спортивных секциях и на благотворительных встречах).
Миф 3. Не каждый способен организовать своё обучение самостоятельно
Речь идёт о самомотивации, которой может оказаться недостаточно: некоторым студентам нужен стимул извне для того, чтобы оставаться дисциплинированным. Мы надеемся решить и эту проблему благодаря тому, что учителя и наставники будут находиться на связи со студентами в режиме нон-стоп, общаясь через чат, электронную почту и видеосвязь, а также за каждым студентом будет закреплён личный тьютор. Он поможет с постановкой целей, мотивацией и дальнейшим построением карьеры.
Наш опыт показывает, что технологии не преграда, а движущая сила. И мы не думаем, что ситуация изменится. Это даст доступ к качественному образованию тем, кто иначе не смог бы его получить. По всей вероятности, со временем всё больше школ и университетов будут переходить на цифровой формат и открывать свои онлайн-двери для студентов со всего мира. А значит, у россиян появится ещё больше возможностей получить качественное школьное и высшее образование, не выходя из дома.
Российские университеты постепенно включаются в цифровую трансформацию, к новому учебному году в вузах должны появиться «цифровые» проректоры, которые вместе со своими командами возглавят процесс. Как организовать работу, какие изменения предполагает цифровая трансформация и что к ней ошибочно относят, рассказывает Дмитрий Корэ, директор по продуктам и маркетингу Университета 20.35, проректор по цифровой трансформации МФТИ.
Образовательный интенсив «Остров 10-22» Артем Ганжа
Не так давно была введена должность проректора по цифровой трансформации. Насколько данная инициатива своевременна и необходима? И насколько активно российские вузы в нее включаются?
Я считаю, что должность проректора по цифровой трансформации для вузов не просто необходима, заместитель первого лица по цифровой трансформации в любой сфере – будь то образование, промышленность, что угодно еще – это насущная необходимость! Почти полтора года назад было распоряжение Правительства РФ о введении такой позиции во всех сферах деятельности. Дело в том, что наш мир давно уже стал цифровым: мы живем в эпоху цифры, даже если не применяем ее в своей рабочей деятельности.
Мы все живем с гаджетами, пользуемся соцсетями и мессенджерами – наше общение давно уже перешло в мир цифры. И не использовать эти возможности для развития бизнеса не только странно – но, как мне кажется, шаг назад. Если мы используем бумагу или даже простые Excel-таблицы – это уже паллиатив.
Поэтому да, такая должность в вузах необходима. И общаясь с коллегами из сферы образования, я вижу, что практически все вузы исполнили полученные указания от руководства страны и активно включаются в этот процесс. Кто-то более активно, кто-то менее – но включаются.
Что входит в зону ответственности проректора по цифровой трансформации в вузах?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для себя понять – и это большая проблема не только образования, а многих сфер – что цифровая трансформация это не про IT. Хоть многие и думают так до сих пор.
IT – это некий базис цифровой трансформации, который, конечно же, нужен. Но сама по себе цифровая трансформация – это изменение сознания всех участников рынка, всех людей, изменение подходов к их обычной деятельности.
Поэтому в область деятельности, в частности, проректора по цифровой трансформации входит не только и не столько внедрение IT-технологий и формирование информационных систем, а, в первую очередь, попытки изменения подходов к рабочим процессам всего вуза и управление этими изменениями.
Чтобы реализовать цифровую трансформацию вузов, необходима команда. Кто в нее должен входить и как распределяются задачи?
В саму команду, естественно, должно входить все руководство образовательного учреждения. Сюда должны входить проректоры и по учебной, и по научной деятельности, также по экономике, финансам и АХО. Вся верхушка управления вузом – директора школ, деканы факультетов – они все должны входить в эту команду.
И, естественно, кроме них, в команду должны входить руководители тех подразделений, чья деятельность должна переводиться в цифру. В том числе и айтишники.
На ваш взгляд, какие 3-5 первоочередных изменений должны произойти в вузах в рамках цифровой трансформации?
Но при этом, одни из первых действий, которые, как мне кажется, необходимо осуществлять – это переход к политике управления данными. Нужно определить людей, структуру, ответственных за тот или иной набор данных. Для примера: за финансы, начисления, выплаты и прочее отвечает бухгалтерия, за кадровые данные – HR-служба. И так далее. Вот первое: это переход к управлению данными и определению зон ответственности.
Второе – моя личная профессиональная точка зрения – если смотреть на цифровизацию любого учреждения, станет понятно, что есть много не сильно связанных между собой областей деятельности, которые так или иначе могут быть автоматизированы. И для того, чтобы они (эти информационные системы) между собой могли общаться, чтобы был единый процесс управления данными, необходимо нечто, называемое «интеграционной шиной».
Я часто привожу в пример инфраструктуру электронного правительства – это близкий к идеальному процесс организации деятельности. Когда есть некая «шина» (система межведомственного электронного взаимодействия), через которую происходит обмен всеми данными. А далее наступает процесс, когда мы строим интеграционную шину и автоматизируем отдельные виды деятельности.
Понятно, что автоматизировать все подряд невозможно – не хватит ни сил, ни возможностей.
Дальше уже каждое образовательное учреждение выбирает для себя ту область деятельности, которую нужно автоматизировать в первую очередь. Мне кажется, что самое основное – учебный процесс. В принципе, в вузе есть 4-5 видов деятельности, которые можно выделить в крупные блоки:
- учебная деятельность,
- внеучебная деятельность,
- АХО (административно-хозяйственная деятельность),
- наука,
- управление кампусом (корпуса, общежития, прочая инфраструктура).
Когда есть интеграционная шина, нужно выбрать один вид деятельности – и начинать спокойно приводить его в цифровой вид. А дальше уже можно расширяться. Почему учебная деятельность первая? Удобно, когда студенты могут через мобильное приложение посмотреть расписание занятий, попасть на лекцию онлайн и так далее. Ведь цифровизация направлена, в первую очередь, на удобство тех, кто ей пользуется.
В России в отличие от других стран процесс цифровой трансформации высшей школы запущен относительно недавно. Остро стоит вопрос подготовки управленческих команд, которые будут способны эффективно проводить необходимые изменения. Есть ли уже какие-то образовательные программы для сотрудников вузов, которые занимаются цифровой трансформацией? Какие возможности в этой части есть у региональных вузов?
Понятно, что они есть на платформе Университета 20.35, они есть в Казани, в «Иннополисе». Есть еще ряд вузов, которые в той или иной степени проводят образовательные программы для команд, занимающихся цифровой трансформацией образовательных учреждений. Но, как лично мне кажется, тут есть проблемы, которые нужно решать.
Первая из них: нет единых правил и стандартов, по которым все бы обучали одному и тому же. Закрепленных, выбитых в камне стандартов сегодня нет – а если они и есть, то не внедрены. Вторая проблема: обучение проходит достаточно разрозненно. Мне кажется, что было бы правильным, чтобы те, кто учат команды, находились в некоей синергии между собой – в рамках нацпроектов, иных направлений. Но чтобы эти учреждения были в альянсе, в консорциуме. То есть, были вместе и распределяли между собой тех, кого нужно учить.
Еще одна банальная проблема: любое обучение стоит денег.
Решить эту проблему могли бы, как ни странно, цифровые технологии: методики удаленного обучения, интенсивы в онлайн пространстве и т. д.
К слову о подготовке команд по цифровой трансформации. Такая программа готовится и в Университете 20.35. Когда она появится и что будет включать?
Программа появится в ближайшее время. Учить Университет 20.35 будет не отдельных людей – а именно команды. Проводить обучение тому, как и что команда должна сделать, чтобы свой вуз привести в современный вид. Мы стремимся к тому, чтобы это появилось как можно быстрее.
Что бы вы могли посоветовать своим коллегам, занимающимся цифровой трансформацией, которые только начинают запускать процесс в своих вузах?
Первое и самое главное: заручиться поддержкой руководителя вуза. Второе: заручиться поддержкой (и объяснить, почему это надо, что из этого получится) членов ректората, членов администрации образовательного учреждения. Надо для себя понимать, что любой переход в цифру – помимо удобства и новых технологий – несет в себе несколько ключевых вещей:
- намного большая прозрачность,
- необходимость заставить себя жить в новом мире.
К сожалению, очень часто сталкиваемся с тем, что люди, свободно пользующиеся смартфонами и соцсетями в жизни – в работе не готовы делать это. По разным причинам. Например, 20 лет назад, когда внедрялись бухгалтерские программы, был целый «бунт бухгалтеров», что им удобнее считать на счетах – а не в Excel или условном 1С. А сейчас к этому все привыкли.
Помимо того, чтобы заручиться поддержкой руководства вуза и коллег-проректоров, третий совет: объясняйте. Очень много объясняйте всем ключевым участникам жизни вуза – почему это надо, как им от этого станет легче, какие плюсы они получат. Пока не сформируется «критическая масса» тех, кто готов к изменениям – они будут проходить с болью, кровью и нежеланием.
Глотова М.И.
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
В статье рассматривается анализ опыта современного отечественного университетского образования в условиях глобальной цифровизации всех сфер деятельности человека. Представлена классификация образовательных практик российских вузов, связанных с цифровой трансформацией. Описаны наиболее эффективные образовательные модели, реализуемые вузами и направленные на персонализацию обучения. Представлен опыт вузов по организации смешанного обучения на основе внедрения онлайн-курсов и МООК (массовые открытые онлайн-курсы). Автор также приводит результаты исследования, посвященного актуальной проблеме соотношения аудиторной и дистанционной работы при смешанном обучении. Показано, что в условиях цифровизации особое внимание уделяется сетевой кооперации с целью достижения различных образовательных результатов, выстраивания индивидуальных и командных образовательных траекторий, представлена классификация образовательных сетей. Ведущую роль в рассматриваемой проблеме автор уделяет вопросам управления образованием на основе больших данных, проблеме сбора цифрового следа и его анализа с целью изменения, дополнения образовательного пространства вуза, построения индивидуальных и командных траекторий, повышения цифровой субъектности обучающегося. В статье автор затрагивает не только проблему цифровой трансформации образовательного пространства студента, но и профессиональную переподготовку научно-педагогических кадров в сложившихся условиях.
1. Уваров А.Ю., Ван С., Канидр Ц. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае // II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» (Москва, 26–27 сентября 2019 г.). М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2019. 155 с.
2. Шваб Д.К. Четвертая промышленная революция. М.:«Эксмо», 2016. 40 с.
3. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ. 2018. 168 с.
4. Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В., Заславский И.М., Карлов И.А., Мерцалова Т.А., Сергоманов П.А.,Фрумин И.Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 344 с.
5. Кузина Г.П. Концепция цифровой трансформации классического университета в «Цифровой университет» // E-Management. 2020. Т. 3. № 2. С. 89-96.
7. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113.
8. Криштал М.М., Пишкова Т. Михаил Криштал: «Нам удалось предугадать тренды» // Стандарты и качество. 2020. № 1. С.88-93.
9. Ольховая Т. А. Новые практики инженерного образования в условиях дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 142-154.
10. Леган М.В., Яцевич Т.А. Комбинированная модель обучения студентов на базе системы дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 136-140.
11. Чучалин А.И. Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики // Высшее образование в России. 2018. № 10. С. 47-62.
12. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Петрова Т.Э., Пырма Р.В., Азаров А.А. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 9-22.
13. Кайбияйнен Д.А. Университетские кластеры как фактор развития сетевой экономики региона // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 164-167.
В отечественном образовании реализация практик персонализированной, результативной организации образовательного процесса на основе цифровых технологий ведется пока лишь отдельными вузами, группами педагогов. Однако список этих практик постоянно растет.
Цель исследования: провести анализ современного состояния отечественной педагогической практики реализации новых образовательных моделей в университетском образовании на основе использования цифровых технологий; выявить наиболее устойчивые тенденции цифровой трансформации отечественного высшего образования.
Материал и методы исследования
В качестве материала исследования использовалось описание результатов практики цифровой трансформации образовательного процесса в российских вузах. В ходе исследования автором применялись теоретические методы исследования (анализ, классификация, синтез, обобщение).
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ существующей на сегодняшний день образовательной практики позволяет заключить, что цифровизация проникает во многие отечественные вузы, этот процесс протекает различными темпами и организуется в образовательной среде университетов по-разному, цифровизация может быть направлена на:
— персонализацию обучения (например, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Тюменский государственный университет, Университет 20.35 и др.);
— организацию смешанного обучения на основе внедрения онлайн-курсов и МООК (например, Уральский государственный педагогический университет, Томский политехнический университет, Тольяттинский государственный университет и др.);
— сетевую кооперацию с целью достижения различных образовательных результатов, выстраивания индивидуальной образовательной траектории (например, Иннополис, Университет 20.35, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, ТГУ, НИЯУ МИФИ, ОГУ и др.);
— управление образованием на основе анализа big date (например, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Университет 20.35).
В 2019 г. в Санкт-Петербурге на базе НИУ ВШЭ на Шестой международной конференции «Образование и мировые города – 2019: новые горизонты университетской репутации» одной из ключевых обсуждаемых проблем была тема новых образовательных моделей в эпоху цифровых трансформаций, а именно «персонально выстроенных образовательных треков». Несомненно, в эпоху цифровых трансформаций за персонализированным обучением будущее, и на сегодняшний день университеты имеют практический опыт создания персонализированных систем обучения.
В Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н.Туполева при организации персонализированного обучения индивидуальная образовательная траектория составляется студентом совместно с ментором и в дальнейшем динамично меняется. Образовательные модули максимально адаптированы под конкретного студента с учетом его начального уровня, временных интервалов обучения, предпочитаемого им типа обучения, формата онлайн или офлайн и т.п. При этом следует отметить, что выбор студентом преподавателя или команды на основе рекомендаций искусственного интеллекта на сегодняшний день пока достаточно сложно реализовать.
В Тюменском государственном университете упор на персонализацию и использование индивидуальных траекторий образования осуществляется за счет деления образовательного пространства на блоки: Core – «ядерная программа», или базовые компетенции, Electives – универсальные компетенции и Major – пространство профилей (профессиональные компетенции). На первом курсе нагрузка студента распределяется следующим образом: Core – 50%, Major – 37%, Electives – 13%. К четвертому курсу на Major приходится уже 87% времени. У каждого обучающегося – свое индивидуальное расписание, в своем профиле ему доступны перечень предметов, описание каждой учебной встречи и состав своей учебной команды. По таким индивидуальным образовательным траекториям учатся на сегодняшний день уже 2200 студентов ТюмГУ. Однако в реализации индивидуальных образовательных траекторий есть определенные проблемы, например выстраивание коммуникаций между студентами разных направлений в одной группе. Решение этой проблемы руководство вуза видит в налаживании междисциплинарного диалога.
Сегодня в рамках мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» осуществляются разработка модели «Цифровой университет» и ее тиражирование на систему высшего образования в РФ.
Так, на сегодняшний день в отечественном университетском образовании уже имеется ряд эффективных практик, успешно реализующих различные модели построения образовательных траекторий. Например, Университет 20.35 имеет опыт такой работы при организации образовательных мероприятий – интенсивов, ориентированных на создание проектов для опережающего технологического развития в приоритетных отраслях экономики, где формируются не только индивидуальные, но и командные траектории. Среди таких мероприятий можно отметить «Остров 10-21», «Остров 10-22», «Архипелаг 20.35» и др.
Однако, несмотря на актуальность электронного обучения, e-learning не сможет полностью вытеснить традиционную форму обучения. В связи с этим многие исследователи, авторы реализуемых практик отдают предпочтение смешанному обучению.
Как одну из лучших практик использования BL-метода в университетском образовании можно выделить реализацию образовательных инженерных программ, которую на сегодняшний день осуществляет Центр инженерного образования 4TU Centre for Engineering Education в составе четырех голландских университетов: TU Delft, University of Twente, Wageningen University & Research и Eindhoven University.
Проблема соотношения аудиторной и дистанционной работы остается особо актуальной, все больше прослеживается тенденция замены лекций на телепрезентации и видеоконференции, а конспектов лекций – на цифровые заметки, снимки, скриншоты, видеозаписи. Однако, как было отмечено экспертами на Всемирном форуме по инженерному образованию WEEF 2014, цифровые технологии необходимо рассматривать как прикладной инструмент для решения образовательных задач, необходим разумный баланс в использовании цифровых и традиционных технологий в обучении, который должен определять преподаватель.
Несомненным трендом образования и надвигающейся необходимостью в условиях цифровизации является процесс управления образованием на основе больших данных. Организован Университетский консорциум исследователей больших данных, представляющий собой объединение научно-образовательных организаций, реализующих фундаментальные и прикладные исследования в области сбора и анализа больших данных (ТГУ, ВШЭ, СВФУ, САФУ, МГУ, ВятГУ, СевГУ, АлтГУ и др.).
В Томском государственном университете стартовали проекты «Новатика», «Открытый молодежный университет», «Территория интеллекта», основная задача которых заключается в управлении образованием на основе больших данных, также реализуется кейс «Рекрутинг абитуриентов», который ориентирован на поиск и привлечение абитуриентов с помощью анализа цифровых следов в социальных сетях, анализируются социальные сети «Вконтакте» с целью проследить жизненные траектории успешных выпускников и создать условия для успешного формирования человеческого капитала в области.
Проблемой сбора цифрового следа и его анализа занимается Университет НТИ 20.35. Университет выстраивает процесс образовательных интенсивов в ряде российских вузов. Так, во второй волне сетевых образовательных интенсивов (осень 2020 г.) приняло участие 49 российских вузов. Интенсивы представляют собой крупные образовательные мероприятия, на которых происходит реализация проектной деятельности в междисциплинарных студенческих командах. В ходе работы специалистами университета осуществляется сбор цифрового следа (с помощью Trello досок) каждого участника и команды в целом, ориентированный на выявление запросов студентов по образовательному контенту, активности в проектной деятельности, характеру загружаемых материалов. Это позволяет дополнять и изменять образовательное пространство, выстраивать индивидуальные и командные траектории, повышать цифровую субъектность студента, выявлять системные проблемы в команде. На сегодняшний день создан проект профессионального стандарта специалиста по моделированию, сбору и анализу цифрового следа, началось использование открытого технологического стандарта цифрового следа, на постоянной основе стала работать школа Education Data Engineer.
В 2020 г. в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» были запущены совместные программы профессиональной переподготовки в области работы с данными в образовании для научно-педагогических работников российских вузов (например, проекты ТГУ и Университета 20.35, НИЯУ МИФИ и Университета 20.35). Следует отметить, что Оренбургский государственный университет в рамках данной национальной программы реализует 8 программ повышения квалификации, слушателями которых являются научно-педагогические работники российских вузов от Калининграда до Владивостока. Данный опыт является весьма положительным, и в дальнейшем он может масштабироваться.
Сегодня многие российские университеты уже поставили перед собой задачи научиться работать с big date цифрового следа обучающихся, использовать для оптимизации процессов университета технологии искусственного интеллекта, блокчейн, нейросети. Для этого необходимы развитие культуры и компетенций преподавателей и студентов, создание стандартов и образовательных программ по работе с цифровым следом и извлечению ценностей из его анализа.
Сегодня, учитывая новую сложившуюся ситуацию, связанную с пандемией, ограничительными мероприятиями в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), работа вузов с цифровым следом становится особо актуальной. Она позволит не только решить проблему управления образованием в целом, но и расширит возможности для каждого обучающегося по реализации персональных траекторий развития в образовательном онлайн-пространстве.
Библиографическая ссылка
Глотова М.И. АНАЛИЗ ОПЫТА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 1.
;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30503 (дата обращения: 17.05.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Угрозы для существования классических вузов
В марте 2020 года Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) и Фонд ВЦИОМ опубликовали результаты исследования о требованиях, которые работодатели предъявляют к квалификации соискателей. Опрос более 13 тыс. руководителей и сотрудников HR-служб показал, что лишь 1,6% предприятий не приходится отдельно восполнять дефицит знаний приходящих к ним работников.
На помощь таким компаниям приходят корпоративные университеты — создаваемые внутри организации структуры, которые помогают руководителям «вырастить» сотрудников с навыками, необходимыми именно на этом рабочем месте. Александр Фадеев, проректор по цифровизации, директор центра цифровых образовательных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ) считает, что такой формат обучения может быть прямым конкурентом традиционному образованию в вузах: «Если они не трансформируются, есть вероятность, что через некоторое время корпоративные университеты смогут вообще вытеснить систему высшего образования».
Проблема кроется в нарушенной коммуникации между вузами и работодателями. Первые зачастую находятся в отрыве от стремительно меняющихся условий на рынке труда, а вторые не могут грамотно оформить свой запрос. «Компании часто говорят на языке, непонятном университету: они не могут сформулировать компетенции и не могут их описать», — говорит Александр Фадеев.
В настоящий момент выпускники высших учебных заведений не в состоянии немедленно встроиться в рабочий процесс. «В человека, который приходит после вуза, работодатели вынуждены дополнительно вкладываться от полугода до пяти лет», — утверждает Юлия Смирнова, первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций.
Это напрямую указывает на то, что системе образования в ближайшем будущем придется пережить серьезные изменения.
Преподаватель становится режиссером
Современному человеку сложно долго удерживать внимание на одном предмете, люди все хуже концентрируются на одной теме в течение продолжительного времени.
Это значит, что современный онлайн-преподаватель не просто готовит содержание лекции, а продумывает, как он будет управлять вниманием студентов на протяжении всего отведенного времени, меняя и чередуя разные режимы работы с учебным материалом.
Например, время лекции составляет 90 минут. Первые 15 минут преподаватель посвящает обсуждению темы, на следующие 20 минут дает задание для работы группами, после проектной работы еще 15 минут обсуждает результат со студентами, затем проводит опрос, показывает видео и так далее. В этом смысле профессорская работа в онлайне все больше становится похожей на режиссерскую работу — с точки зрения управления драматургией процесса.
Пути «выживания» для вузов в новой цифровой реальности
Одна из главных задач современных университетов — передача студентам навыков коммерциализации знаний, которая становится возможна при включении производственных структур в формирование образовательных программ.
Для этого необходимо менять подходы к преподаванию, полагает Александр Фадеев: «Педагогика должна опираться на новые технологии, пришедшие в мир: адаптивное обучение, искусственный интеллект, UX-дизайн, расширенную реальность». Университет 4.0, который отчасти формируется за счет объединения этих компонентов, — важный элемент в установлении экономики знаний. А она, в свою очередь, в сфере потребления проявляется в форме экономики впечатлений: внимание постепенно становится основной валютой, считает Олег Панин.
«Мы живем в эпоху не только цифровых технологий, но и развивающих впечатлений — основная конкуренция идет за внимание людей», — уверен он. Как и любой новый вызов, цифровая трансформация увеличивает количество требований к администрации и преподавателям вузов, отмечает Андрей Лямин, доктор технических наук, начальник Департамента открытого образования Университета ИТМО: «Изменится организационная структура высшего образования, технологии. Надеемся, участвуя в процессе цифровой трансформации, мы будем отвечать современным требованиям, ведь сложность задач постоянно растет».
Есть ли у современных российских университетов ресурс бороться за укрепление своих позиций и оставаться конкурентоспособным участником рынка — покажет только время. Сейчас прогнозы руководителей вузов звучат скорее оптимистично.
Материал подготовлен с помощью платформы «Юрайт».
Студенты меняются
Представим, что цифровое образование внезапно стало массовым и осталось с нами навсегда. Что изменится для студентов?
- Повысятся требования к самоорганизации: онлайн-обучение обострит необходимость большой и самостоятельной подготовки. Если студент хочет учиться онлайн, не теряя качества образования, он должен уделять больше времени подготовке к лекции и домашнему заданию после нее. При условии, что студент структурирует свое время и свои задачи, а образовательный процесс будет посвящен не трансляции материала, а организации понимания и профессионального мышления студентов, качество программ возрастет.
- Мотивация студента приобретет еще больший вес при отборе на качественные образовательные программы. Предметной подготовки или общего интеллектуального развития студента как условия поступления будет недостаточно, чтобы образовательные учреждения могли контролируемо управлять качеством своих выпускников. Методики выбора и оценки талантов, на которые охотятся лучшие школы и университеты, будут еще больше скорректированы именно на оценку мотивации и самоорганизации абитуриентов.
Вовлечение на первом плане
Обычная, записанная заранее онлайн-лекция, конкурирует с книгой или с видеоматериалом: ее всегда можно отложить, а затем вернуться позднее. Лекция, которая проходит в Zoom, теряет магию присутствия, преподавательскую харизму.
Поэтому главный вызов образованию, который был обострен пандемией, — не цифровые инструменты, а образовательные методики, которые должны быть изменены и адаптированы к реальности дистантного взаимодействия. Концентрация на обсуждении и рефлексии уже заранее прочитанного или проделанного, кейс-метод, симуляции, проектная работа — все, что погружает студента не в пассивно-воспринимающую, а активную деятельную позицию — попадет в повестку образовательной трансформации. Во время онлайн-занятий они должны что-то делать, а не просто слушать: играть в онлайн-симуляции, реагировать, взаимодействовать — это ключевое отличие дистантного взаимодействия от физического.
Какие они — Университеты 4
В чем системе высшего образования искать спасения и в каком русле должна происходить трансформация?
Ответ «в цифровизации» на первый взгляд кажется слишком очевидным, но даже в наше время понимание этого термина может быть неоднозначным. «Не надо путать цифровую трансформацию и автоматизацию: в первом случае сначала необходимо поменять мышление и ответить на вопрос «зачем» — утверждает Олег Панин, генеральный директор Center-Game, сооснователь онлайн-акселератора для школьников Pre.inc и конференции Edutainment. Т.е. цифровизация вовсе не равняется слепому внедрению новейших технологий без четкого понимания конечной цели процесса. Наоборот, в ее основе должно лежать изменение парадигмы мышления и поиск новых решений для современных задач и проблем.
Такой подход приближает образовательную систему к созданию вузов принципиально другого типа, так называемых «Университетов 4.0». Каждая из моделей несет в себе ряд назначений.
- Так, «Университет 1.0» реализует функцию образования и подготавливает кадры для традиционных отраслей экономики.
- Классический «Университет 2.0» наравне с образовательной реализует еще и исследовательскую функцию, однако не способен управлять интеллектуальной собственностью.
- К функциям «Университета 3.0» прибавляется функция трансфера технологий и доставки их конечным пользователям, технологии в нем эффективно коммерциализируются, развивается предпринимательская культура.
Александр Фадеев сформулировал определение высших учебных заведений следующего поколения: «Это модель университета, базирующаяся на цифровых двойниках студента, преподавателя и всего, что происходит внутри образовательного процесса». Большую роль в их формировании будут играть цифровые следы.
По оставленным цифровым следам пользователей можно полностью восстановить последовательность их действий и проанализировать процесс. Евгений Патаракин, д.п.н., профессор и академический руководитель образовательной программы «Цифровая трансформация образования» НИУ ВШЭ, образно объясняет это на примере футбольного мяча: «Если бы у него был датчик, который говорил бы, кто и с какой стороны его пнул, мы могли бы по этим данным восстановить структуру всего футбольного поля в момент игры».
Интерпретация накопленных данных может не только способствовать индивидуализации обучения, и, как следствие, подготовке востребованных специалистов, но и стать основой для исследовательских проектов в области доказательного образования.
Социальные связи важны
Любое элитарное образование подразумевает, что студенты не только получают знания, но и устанавливают между собой прочные отношения на всю оставшуюся жизнь. Если учебное заведение выполняет эту функцию, то социальные связи, полученные в его стенах, работают на выпускника в течение целой профессиональной жизни.
Онлайн-обучение подрывает этот важный элемент образовательного опыта, поскольку отсутствует живое общение в классе. Возможно ли воссоздать этот опыт в онлайн-среде — элемент большой дискуссии и локальных экспериментов в образовательном мире.
Zoom-вечеринки, онлайн игры, имплементированные в образовательный процесс — только первая проба пера. Развитие VR и AR инструментов позволят проектировать более интенсивный опыт, например, совместные путешествия.
Пока онлайн-образование, которое могло бы заменить полноценный образовательный опыт, находится на начальной стадии развития. Попытки вырваться в лидеры требуют изменения процессов в самих образовательных учреждениях и образовательных командах. Требования к скорости изменений кратно растут: если раньше школы могли позволить себе долго размышлять над форматами и методиками, то современные образовательные институты должны принимать быстрые решения: проектировать, внедрять экспериментальные форматы, оценивать эффективность — и либо вносить изменения, либо закрывать проект. Идет резкое заимствование практик управления проектами из цифровых компаний, которые умеют реализовывать короткие циклы разработки продукта.
В будущем на рынок могут прийти новые крупные игроки из других сфер.
В любой кризис индустрия становится очень уязвима к угрозе прихода новых игроков из других отраслей, которые могут попытаться использовать преимущество, которое они получили на своем домашнем рынке. Если тренд на цифровизацию образования окажется устойчивым, то тематикой образования могут заинтересоваться цифровые и медийные компании, которые захотят использовать свои наработки в части управления пользовательского опыта.
Думаю, что на глобальном рынке мы сможем увидеть интересные попытки, в том числе, слияний и поглощений, которые не слишком свойственны образованию, но привычны для других индустрий.
Пока российская образовательная индустрия кажется более устойчивой, потому что в большой мере существует на государственные средства. Но и в нашу страну это придет — и тогда те, кто не успел перестроиться, начнут проигрывать игрокам нового типа, в том числе глобальным. Поэтому большая трансформация отрасли все еще впереди.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.