Угрозы финансовой безопасности личности в цифровой экономике

Задачи существуют для того, чтобы их решать
Финансовая безопасность
   Зачем нужна финансовая подушка безопасности и какой размер у нее должен быть?
   Страхование жизни и здоровья
   Инвестиционный план. Что это и как его составлять?

Инвестиционный план. Что это и как его составлять?

Угрозы финансовой безопасности личности в цифровой экономике

О том, что у каждого человека должен быть свой личный инвестиционный план, кажется, сегодня слышали многие. И у опытного инвестора, и у обычного человека. Но что это и для чего он нужен? Разберемся.

Инвестиционный план – это как компас, с которым вам будет проще ориентироваться в своих денежных возможностях и способности копить и откладывать деньги, он поможет правильно рассчитать свои силы, а также даст возможность время от времени сверяться с ориентирами.

Инвестиционный план представляет собой детально разработанную стратегию достижения поставленных целей и ожидаемых результатов инвестиций. Смысл заключается в том, чтобы подробно прописать, куда, когда и сколько вы хотите потратить денег. И тогда, исходя из этого, планировать свои инвестиции и выбирать подходящий прописанному плану инструмент инвестирования.

Чтобы было проще понять, представим ситуацию.

Допустим, вам предстоит крупная трата денег – покупка автомобиля.

  • Первое, что вы должны сделать – это определиться со стоимостью желаемой машины, а также сколько времени остается до запланированной траты. Исходя из этого, вы выбираете сумму и частоту отчислений.
  • Второе – выбрать инструмент, с помощью которого вы планируете собрать необходимую сумму.

Что выбрать? Мы советуем ПИФ или ИИС если речь идет о периоде накоплений более трех лет. Если же срок меньше, то лучше подойдет депозит.

Каждый человек стремится к комфорту и безопасности, в том числе финансовой. Мы все хотим быть уверены, что не наступит того дня, когда на счетах окажется «по нулям», что мы всегда сможем позволить себе вкусно поесть, купить необходимые вещи и съездить в отпуск. А еще хотим уверенности в будущем: в достойной пенсии и комфортной старости, в своей крыше над головой, в хорошем образовании для своих детей.

Финансовая безопасность напрямую зависит от ежедневно принимаемых нами решений. Неверное действие и даже бездействие в той или иной ситуации может привести к неприятным последствиям и ощутимо ударить по кошельку.

Но не переживайте: есть несколько простых правил, которые помогут усилить личную финансовую безопасность и избежать различных неприятных финансовых ситуаций.

Правило 1. Деньги любят тишину.

Старайтесь не рассказывать никому о своих финансовых активах и доходах, даже близким друзьям.

Правило 2. Планы — ничто, планирование — все.

Планировать можно не только покупки в магазине. Личное финансового планирование – это стратегия достижения финансовых целей с учетом оптимизации доходов и расходов. О том, как составить самый эффективный личный план, мы рассказывали здесь.

Правило 3. Постоянно увеличивайте свой доход.

Стремление к повышению качества жизни и уровня дохода актуально для каждого человека. Можно поговорить с начальником о возможностях роста, улучшить квалификацию или поискать новое место работы. А можно найти источник дополнительного дохода.

К примеру, у многих людей есть хобби, которое можно монетизировать. Вязание шарфов, изготовление тортов, монтаж видео – все это можно превратить в финансовый доход. Государство даже предлагает таким людям особый статус – самозанятый. Самозанятые платят налог по сниженный ставке, а в будущем могут рассчитывать на государственную пенсию.

Правило 4. Диверсификация — основа финансовой безопасности.

Не складывать все яйца в одну корзину – простое и, на первый взгляд, очевидное правило. У человека, который все понял про диверсификацию, во время кризиса могут упасть акции на фондовом рынке, но у него останется банковский вклад под стабильный процент, доход от квартиры, которую он сдает в аренду, а стоимость золота, которое он купил на обезличенный металлический счет, еще и вырастет.

Диверсифицируя свои финансовые вложения, вы обезопасите себя от не зависящих от вас обстоятельств.

  • Банковский вклад – один из самых надежных способов сохранить финансовые сбережения. Средства, размещенные на вкладе в банке, застрахованы Государственной корпорацией Агентством страхования вкладов (АСВ). Это означает, что даже если с банком что-то случится, возврат денег в пределах страховой суммы (до 1,4 млн рублей или до 10 млн рублей в отдельных случаях) гарантирует государство.
  • Накопительные счета от срочных вкладов отличаются тем, что их можно пополнять, как и снимать с них деньги, в любой момент. Однако в отличие от срочного вклада, ставки по таким счетам не фиксируются. Банк в любой момент может поменять условия, заранее уведомив об этом клиента. Накопительные счета, как и вклады, застрахованы в АСВ.
  • Инвестиции на фондовом рынке сопряжены с риском, но могут давать большую доходность. Существует несколько видов ценных бумаг, основные из них:
  • Облигация – это долг компании или правительства перед инвестором, по которому выплачивается процент (купонный доход). На фондовом рынке самыми низкорисковыми считаются государственные облигации (ОФЗ и облигации субъектов РФ) и корпоративные облигации высокого качества.
  • Акция – вид долевой ценной бумаги, дающий владельцу право на получение части дохода от деятельности компании в виде дивидендов. Акции можно приобретать ради дивидендов, а можно зарабатывать на колебаниях цены ценной бумаги: покупать дешевле и продавать дороже. О том, как выбрать акции с оптимальной дивидендной доходностью, читайте здесь.
  • Инвестиционный пай – доля в паевом инвестиционном фонде (ПИФ). Управляющая компания объединяет деньги сразу нескольких инвесторов в один паевой фонд и вкладывает их в различные финансовые инструменты (облигации, акции, недвижимость и т.д.). Инвестору принадлежит часть активов фонда в соответствии с его долей, и он может заработать на росте стоимости этих активов.
  • Инвестиции в недвижимость. Существует несколько способов инвестировать в недвижимость. Самый очевидный – купить строящуюся квартиру на этапе «котлована» и продать позже за более высокую цену. Некоторые инвесторы приобретают квартиру под сдачу в аренду: помимо роста стоимости самой недвижимости собственник получает рентный доход. Но есть и более простой способ вложить деньги в «квадратные меры» –  купить паи ЗПИФ (закрытых паевых инвестиционных фондов) недвижимости.
  • Инвестиции в золото. Золото традиционно считается защитным механизмом в периоды кризиса. Обычно, когда весь фондовый рынок падает, котировки золота, как правило, растут. Существует несколько способов вложить деньги в золото: купить золотой слиток, открыть обезличенный металлический счет, купить золотые монеты, инвестировать в «золотые» паевые инвестиционные фонды и/или купить ценные бумаги золотодобывающих компаний.

Существует еще множество инструментов и видов инвестиций, но начинающему инвестору стоит начинать с самых простых и понятных ему. О том, как начать инвестировать, мы подробно рассказывали в этом материале.

Правило 5. Не трогайте финансовую подушку безопасности.

Финансовая подушка безопасности – это обязательный неприкосновенный резерв на случай непредвиденных обстоятельств. Эти накопления помогут справиться с внезапными необходимыми тратами. Будь то поломка холодильника или лечение заболевшего зуба – ваша «заначка на черный день» всегда выручит. Более подробно о грамотном создании накоплений мы рассказывали здесь.

Правило 6. Держите данные карт в сохранности.

Ради безопасности вашей карты не называйте и не отправляйте постороннему три цифры с ее оборотной стороны (СVC или СVV-код), пароли и коды из банковских приложений, кодовое слово (оно устанавливается при открытии карты), ПИН-код или срок действия карты. Зачастую мошенники, чтобы выведать эти данные, используют методы социальной инженерии: например, при звонке с подменного номера представляются сотрудником банка или даже сотрудником полиции. Вам могут сказать, что с вашей карты прямо сейчас списываются деньги, и нужно «немедленно перевести средства на безопасный счет», или что от вашего имени кто-то пытается взять кредит. При любых сомнениях главное правило – положить трубку и самостоятельно перезвонить в банк по номер, который можно найти на обратной стороны карты или на официальном сайте банка.

Будьте внимательны при оплате картой в интернете. Никогда не вводите данные карт на непроверенных сайтах.

В жизни бывают различные ситуации и лучше предусмотреть возможные неприятности, рассказав своим пожилым родственникам о подобных случаях, и таким образом обеспечить безопасность не только своих финансов, но и накоплений членов семьи.

Правило 7. Не «светите» карты.

Носите карты в кошельке или затемненном футляре, чтобы ваш финансовый бюджет не пострадал. Последние несколько лет стало модно носить карты в прозрачных чехлах под телефон. Можно подумать, что если CVC код не виден, то и никакой опасности нет. Но на самом деле, некоторые сайты позволяют проводить оплату с использованием только тех данных, которые расположены на лицевой стороне (номер карты, срок действия и имя владельца).

Правило 8. Не носите с собой много наличных.

Опытный вор за несколько секунд определит интересующий его объем кошелька в наружном кармане брюк или поле пальто. Угроза кражи в общественном месте, особенно в транспорте или местах столпотворения, присутствует до сих пор по всему миру. Поэтому обезопасьте себя – старайтесь не носить много бумажных денег, используйте карты. Количество терминалов для оплаты с каждым годом растет, и наличные деньги начинают терять актуальность. Тем более что при оплате картой можно получать кешбэк и бонусы.

Правило 9. Деньги любят счет без свидетелей.

Не пересчитывайте наличные деньги и не проверяйте остаток на счетах в мобильном приложении на людях. Особенно у кассы в магазине, на рынке, в транспорте, т.к. охотники за чужими кошельками очень часто вычисляют своих будущих жертв именно там. Чем меньше людей знают о вашем финансовом положении, тем жить спокойнее.

Правило 10. Кредиты берите грамотно.

Старайтесь на злоупотреблять займами и кредитами и стремитесь жить по средствам. Если уж необходимость взять в долг есть, всегда внимательно изучайте договор перед подписанием. Лучше заранее подсчитать сумму переплаты, срок погашения суммы долга. Помните? Берешь чужие на время, а отдаешь – свои навсегда.

Читать также:  Казахстан центр электронной коммерции и Центр электронного маркетинга АО

Правило 12. Получайте налоговые вычеты.

Копите чеки за лечение, стоматолога, обучение себя и детей. Если у вас официальная работа и «белая» зарплата с оплатой всех налогов, то раз в год можно через налоговую «вернуть» часть средств, уплаченных в государственный бюджет вашим работодателем. Это называется налоговый вычет. К примеру, в том, как вернуть вычет при инвестировании через Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), мы рассказывали здесь.

Правило 13. Застрахуйте имущество.

Многие пренебрегают страховкой своей собственности, жалея средства на страховой взнос. Но когда случается непредвиденное, приходится выкладывать гораздо больше средств для того, чтобы восстановить целостность автомобиляквартирыздоровья. Со страховыми продуктами Экспобанка и его партнеров можно ознакомиться по ссылке.

Правил финансовой безопасности, на самом деле, гораздо больше. Мы перечислила самые основные из них. Если вы будете их придерживаться, ваша жизнь станет безопаснее, сон спокойнее, а финансовое положение — стабильнее.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Сегодня новые цифровые технологии, инновационные бизнес-модели проникают во все сферы экономической жизни общества, воздействуя на саму сущность экономики, формируя в ней качественные структурные изменения. Можно согласиться с мнением, высказанным многими исследователями что благодаря цифровизации и другим технологическим изменениям человечество вступило в новую эру глобальных изменений. Цифровая Экономика сегодня воспринимается многими как панацея, а ее ускоренное развитие-как способ решения практически всех существующих проблем. Это нашло отражение и в взрывном росте интереса к «цифровым» проблемам в социально-экономических и гуманитарных исследованиях, и в публичном дискурсе, в том числе в высказываниях влиятельных политиков, и в правительственных документах. Но следует понимать, что не существует “лекарства от всех болезней”. И цифровая экономика не может быть панацеей в современной России, да и в мире в целом. Его развитие, на наш взгляд, следует рассматривать в контексте других трансформаций, которые переживают современное общество и экономика, в тесной связи с ними. А для этого — более детально изучить его системные свойства, а также возможности практического использования его инструментов в хозяйственной практике.

Риски и угрозы цифровой экономики, пути их решения.

Следует отметить, что, как и любое другое масштабное явление, развитие цифровой экономики связано не только с положительными последствиями, но и с различного рода рисками и угрозами.

Существует два основных источника этих эффектов.

Во-первых, это появление новых видов рисков и угроз, присущих цифровой экономике и основанных на ее технологических особенностях.

Во-вторых, при переходе к цифровой экономике происходит институциональная трансформация, которая сама по себе, независимо от ее причин и характера, является мощным дестабилизирующим фактором устойчивого и успешного социально-экономического развития.

Рассмотрим некоторые негативные последствия развития цифровой экономики (детальный и полный анализ актуальных и перспективных рисков и угроз является самостоятельной исследовательской проблемой и может стать предметом отдельного научного исследования):

• рост киберпреступности. Например, по данным Microsoft, в первом квартале 2017 года 14,8% компьютеров в России подверглись воздействию вредоносного программного обеспечения (в мире в целом этот показатель составил 9%);

• технологическая уязвимость создаваемой цифровой инфраструктуры. В качестве примера можно привести вышеупомянутый мартовский блэкаут в Венесуэле или типичные (к сожалению) ситуации массовой эвакуации автомобилей для крупных российских городов из-за неработающего сервиса оплаты парковки, возврата в “живую” очередь в случае сбоев в системах электронной очереди в госорганах и др.;

• рост технологической зависимости от зарубежных поставщиков и, как следствие, ослабление технологической и экономической безопасности как на уровне страны в целом, так и на уровне отдельных отраслей и предприятий.

Серьезным сдерживающим фактором для развития цифровой экономики являются кадровые ограничения в Российской Федерации. Так, по данным Фонда развития интернет-инициатив, к 2027 году российская экономика будет испытывать дефицит примерно в 2 миллиона долларов.

IT-специалист. При этом на конец 2016 года в России насчитывалось около 1,9 млн ИТ-специалистов (2,4% трудоспособного населения; аналогичный показатель для США, Германии и Великобритании — 4,3%). Сейчас в нашей стране ежегодно выпускается около 60 тысяч ИТ-специалистов, и чтобы ликвидировать дефицит кадров, необходимо ежегодно набирать на обучение около 40 тысяч человек. Но это нельзя делать “механически”, нужно развивать инфраструктуру образования, готовить новых учителей и т.д. Перечисленные и многие другие риски, угрозы и проблемы развития цифровой экономики требуют принятия мер по их нейтрализации. К сожалению, это невозможно сделать быстро и исключительно за счет ресурсов государства (поскольку задача развития цифровой экономики позиционируется как национально значимая). Необходимы комплексные усилия с использованием как государственных, так и частных ресурсов.

Среди приоритетных задач, определяющих направления деятельности, на наш взгляд, можно выделить:

1) стимулирование создания и развития бизнеса, ориентированного на цифровую экономику. В России уже работает ряд компаний, которые могут быть признаны мировыми лидерами в своих сегментах цифровой экономики («Лаборатория Касперского», ABBYY, Parallels, Luxoft, Яндекс и др.). Государство может оказывать им адресную поддержку: предоставлять гарантии по банковским кредитам, в том числе экспортным, компенсировать часть затрат на патентование, формировать целевые инвестиционные фонды, оказывать поддержку через механизм госзакупок и т.д.;

2) дополнительная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в создании цифровых технологий, платформ и предоставлении цифровых услуг. Это может быть достигнуто, например, путем предоставления определенных стимулов соответствующим компаниям (например, в отношении страховых выплат или налоговых платежей), которые развивают цифровые технологии, создавая здоровую конкуренцию между такими компаниями, обеспечивая их заказами и стандартами, которым должен соответствовать конечный продукт;

3) формирование и масштабирование цифровых платформ по основным направлениям экономики. Сейчас в России и многих других странах появляются порталы предоставления государственных и муниципальных услуг, площадки для осуществления платежей, налоговые органы переходят на получение электронной отчетности, внедряется использование пластиковых карт для социальных выплат и т.д. Следует отметить, что существуют значительные проблемы, связанные с внедрением ИТ в местное самоуправление. Сами муниципалитеты, учитывая субсидирование их большинства, не в состоянии решить эти проблемы, им нужна особая поддержка для их цифровизации со стороны региональных и федеральных властей;

4) увеличение объемов подготовки ИТ-специалистов (мы уже указывали приоритетность этого направления деятельности);

5) формирование отраслевых, региональных и общегосударственных систем обеспечения кибербезопасности. В частности, необходимо доработать законодательство о борьбе с киберпреступностью, создать подразделения защиты в правоохранительных органах, разработать безопасные технологические решения, обеспечить взаимодействие всех участников глобальной цифровой экономики. Однако следует помнить, что безопасность не должна препятствовать росту и развитию технологий. Необходимо укреплять межстрановой обмен информацией в области кибербезопасности.

Цифровая экономика — это новый тип экономических отношений, который уже присутствует во всех секторах мирового рынка и активно развивается. Цифровая экономика в скором времени может стать ведущим сегментом, драйвером роста и развития экономической системы в целом. Это связано с тем, что цифровая экономика имеет некоторые преимущества перед материальными товарно-денежными биржами, такие как скорость доставки товаров или почти мгновенное предоставление услуг. Еще одним преимуществом цифровой экономики является более низкая стоимость производства и выполнения транзакций. Одним из ключевых преимуществ цифровой экономики перед традиционной является то, что электронные товары практически неисчерпаемы и существуют в виртуальном виде, в то время как материальные блага почти всегда ограничены в количестве и получить к ним доступ гораздо сложнее. Сегодня электронная экономика уже выходит за рамки чисто экономических процессов. Цифровизация внедряется в социальные процессы, от нее все больше зависит успешная жизнь людей, кроме того, происходит масштабное внедрение цифровых технологий в работу государственных организаций и структур. Усилия по цифровизации России базируются на стратегии развития информационного общества и положениях государственной программы «Цифровая экономика». В этих документах осуществлялось целеполагание и устанавливались основные механизмы цифровой трансформации российской экономики, а также определялись источники и объемы финансирования планируемых к реализации мероприятий. Если рассматривать ситуацию в целом, то по уровню развития цифровой экономики Россия не занимает лидирующих позиций, но уверенно удерживает себя в группе стран-лидеров, улучшая свои позиции из года в год. В то же время конкуренция в рассматриваемой сфере остается очень жесткой, поэтому нельзя останавливаться на достигнутом, необходима совместная работа государства и бизнеса для дальнейшего развития цифровой экономики. В этой деятельности необходимо учитывать ряд проблем, рисков и угроз, выделенных в статье, чтобы сосредоточить ресурсы и усилия на их нейтрализации.

1. Асаул В. В., Михайлова А. О. обеспечение информационной безопасности в условиях формирования цифровой экономики // теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 4 (38). С. 5-9. 2. Беляков К. С. Цифровая экономика России: проблемы и перспективы // Информационное общество: состояние, проблемы, перспективы: материалы V ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2017, С. 249-250. 8. Кулик А. М., Коряков Д. П. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей по итогам Международной научно — практической конференции. Тюмень, 2018. С. 189-192. 9. Курбанов А. Х., Курбанов Т. Х. Применение современных цифровых технологий в логистике // развитие региональной экономики в условиях цифровизации: сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чеченский государственный университет». Грозный, 2018, с. 683-688. 10. Минаков В. Ф., Шуваев А. В., Лобанов О. С. влияние цифровой конвергенции в экономике // Вестник Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. Дело № 2 (110). С. 12-18. 11. Петриченко О. В., Рукинов М. В. Анализ экономической безопасности страны с учетом функционирования «электронного правительства» // теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 4 (38). С. 10-13. 2019 12. Плотников В. А. цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Вестник Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. Выпуск № 4 (112). С. 16-24. 13. Полянин А. В., Докукина И. А. трансформация социально-экономических отношений на основе цифровизации бизнес-пространства // трудовые и социальные отношения. 2018. Выпуск № 6. С. 16-27. 14. Прокопьева Т. В., Прокопьев А. В., Попова А. Ю. Цифровая экономика — взгляд в будущее // Открытые инновации: СБ. Искусство. V Международная научно-практическая конференция. Пенза, 2018, с. 97-101. 15. Пшеничников В. В. перспективы и риски использования электронных денег в условиях цифровизации экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 1 (109). С. 39-45. 16. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография / Андреева Г. Н., Бадальянц.

Читать также:  Цифровизация молочного производства

Экономическая безопасность — это фундаментальные азы экономически эффективной страны в целом. Финансовая безопасность — важнейшая составляющая экономической безопасности в условиях рыночной экономики.

Мощь и национальная безопасность государства, как гарантии независимости страны, условия стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, характеризуются, прежде всего, состоянием его экономики и защищенностью от угроз финансовой безопасности. Исходя из этого, можно утверждать, что тема работы никогда не потеряет свою актуальность.

Цель работы рассмотреть финансовую безопасность России в современных условиях (2004г.-2010г.). Для достижения данной цели потребуется решить ряд задач:

  • Рассмотреть понятие финансовой безопасности и определить ее место в системе экономической безопасности России.
  • Проанализировать угрозы финансовой безопасности  и систему некоторых показателей финансовой безопасности.
  • Определить правовые основы финансовой безопасности России.
  • Выявить систему органов, контролирующих финансовую безопасность России.
  • Разработать пути совершенствования системы финансовой безопасности.

Финансовая безопасность и ее место в системе экономической безопасности России.

Одной из основных составляющих экономической безопасности России в современных условиях является финансовая безопасность (ФБ).Кратко остановимся на понятие ФБ и начнем решать задачи, поставленные в нашей работе.

Стратегия обеспечения экономической безопасности России строится на основе официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992г. № 2446-1, Государственная стратегия экономической безопасности РФ, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г.

Система финансовой безопасности предполагает создание таких условий функционирования финансовой системы, при которых, во-первых, предельно мала возможность перенаправления финансовых потоков в незакрепленные законодательными нормативными актами сферы их использования; во-вторых, до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми средствами.

Угрозы финансовой безопасности России.

Угрозы финансовой безопасности России (факторы, препятствующие или создающие опасность реализации национальных финансово-экономических интересов) можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы зарождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. В нынешних условиях особенную роль играют внешние угрозы.

К внешним угрозам финансовой безопасности следует отнести интернационализации и глобализации мирового хозяйства. Они оказывают возрастающую интенсивность экономических и хозяйственных связей и усиливающийся процесс существенное влияние на мировую финансовую ситуацию и на изменение содержания финансовых потоков, которые иллюстрируют оторванность финансовых потоков от воспроизводственных процессов и перемещение их в спекулятивный капитал, что затрудняет эквивалентный обмен (рис. 1).

Анализ внутренних и внешних угроз финансовой безопасности важен как с позиции их предотвращения и прогнозирования, так и с позиции разработки стратегии финансовой безопасности. Обеспечение финансовой безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности объективно предполагает разработку ее пороговых значений на федеральном и региональном уровнях, оформление конкретных показателей, способствующих снижению рисков, а также внешних и внутренних угроз финансовой безопасности.

На федеральном уровне в качестве пороговых значений финансовой безопасности выступают две группы пороговых значений, разработанных на базе макроэкономических показателей, отражающих главные, принципиальные национальные интересы, утвержденные на уровне Правительства РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, отраслевыми министерствами.

Система индикаторов финансовой безопасности позволяет определить уровень будущих рисков и угроз, выявить очаги их распространения. В связи с этим появляется возможность выработать и реализовать комплекс упреждающих мер, направленных на снижение уровня угроз в финансовой сфере, а также на повышение ее стабильности, устойчивости и эффективности, что лежит в основе конкурентоспособности.

Порядок использования пороговых значений является следующим. Ежегодно федеральные органы исполнительной власти во главе с Минэкономразвития России разрабатывают прогнозы социально-экономического развития России на предстоящий год, а Минфин России — проект государственного бюджета. В этих документах содержатся показатели, характеризующие степень экономической безопасности страны.

Таблица 1 Динамика некоторых показателей ФБ РФ за период с 2004г. по 2010 г.

Правовые основы финансовой безопасности России.

Детальная регламентация вопросов обеспечения финансовой безопасности выступает: а) как важнейшее условие стабильного функционирования финансовой системы государства и качества действующего нормативного массива; б) как непременное условие эффективного функционирования государственного механизма обеспечения финансовой безопасности.

В правовой основе обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации следует выделить несколько уровней.

Прежде всего, это Конституция РФ, которая установила не только систему государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность страны, но и целый ряд их полномочий и отношений взаимодействия между собой.

Не менее значим «пласт» федеральных конституционных законов и федеральных законов. Данную подсистему правовых основ в свою очередь следует разделить на четыре группы. В первую входят федеральные законы, регулирующие функционирование субъектов хозяйственной деятельности и финансовой системы государства в целом. Вторую группу образуют федеральные законы, регулирующие порядок организации, деятельности и полномочия государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность. Третью группу составляют законы, непосредственно регулирующие вопросы организации обеспечения финансовой безопасности. К четвертой группе относятся законы, устанавливающие ответственность за нарушение (неисполнение) законодательства (в широком понимании) в сфере обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации.

Особо надо отметить Указы Президента РФ, которыми определены Концепция национальной безопасности России, Стратегия экономической безопасности, Концепция национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, система и структура органов, обеспечивающих финансовую безопасность Российской Федерации и ряд других вопросов.

К ним тесно примыкают акты Правительства РФ, которые определили порядок организации, деятельности и полномочия системы государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность в нашей стране.

Значимы акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые на основании и во исполнение законодательства РФ об обеспечении финансовой безопасности России. А так же акты Министерства финансов РФ и Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу.

Велика конкретизируемая роль актов иных государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность России, где особое место занимают акты Центрального банка РФ.

Важным источником обеспечения финансовой безопасности являются международные договоры и соглашения Российской Федерации. Основная часть норм, содержащихся в международных правовых актах, сформулирована таким образом, что не может применяться непосредственно для регулирования отношений в данной сфере.

Система органов, контролирующих финансовую безопасность России.

Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности государства — это законодательно закрепленная система органов и институтов, направленная на создание условий для стабильного функционирования и устойчивого развития финансовой системы государства, а также выявление, предотвращение и противодействие ее угрозам. Данный механизм заключает в себе следующие составляющие:

  • правовая — совокупность нормативных правовых актов в области обеспечения финансовой безопасности;
  • институциональная — система государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность государства;
  • инструментальная — совокупность способов и приемов обеспечения финансовой безопасности.

В общем виде система государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность государства, включает в себя два уровня: федеральный и региональный, а также соответствующий инструментарий обеспечения финансовой безопасности на каждом из них.

Возглавляет систему Президент РФ, призванный обеспечить гармонизацию и повышение эффективности взаимодействия органов публичной власти разных уровней. Условно компетенцию Президента РФ в обеспечении финансовой безопасности РФ можно разделить на две сферы: а) законодательного обеспечения и б) формирования системы органов государственной власти, обеспечивающих финансовую безопасность России. Специальным органом, создающим условия для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий, является Администрация Президента РФ.

Главным координирующим органом обеспечения всех видов национальной безопасности является Совет Безопасности РФ.

Законодательное управление финансами в России осуществляет Федеральное Собрание РФ. Постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему, является Счетная палата РФ.

Руководит работой органов, обеспечивающих финансовую безопасность России, контролирует их деятельность, а также осуществляет текущее финансовое управление высший орган исполнительной власти в Российской Федерации — Правительство РФ.

Непосредственно реализацию функций по обеспечению финансовой безопасности страны осуществляют подотчетные Правительству РФ министерства, службы и агентства: Министерство финансов РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба и др.

Важнейшим органом, обеспечивающим финансовую безопасность нашей страны, является Министерство финансов РФ. Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности органов, обеспечивающих финансовую безопасность, находящихся в его ведении. Среди них: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральное казначейство.

К системе государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность, также относятся Федеральная служба по надзору в сфере связи, Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ, правоохранительные органы, прежде всего, Министерство внутренних дел РФ и Федеральная служба безопасности РФ.

В качестве особого звена в государственно-правовом механизме обеспечения финансовой безопасности государства следует выделять механизм обеспечения финансового контроля. Возрастание угроз состоянию защищенности финансовой системы государства со стороны растущего объема легализации преступных доходов и финансирования терроризма обусловило выделение в механизме обеспечения финансового контроля органов и институтов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Читать также:  В области гражданского права и правового регулирования электронной коммерции

Во исполнение международных договоренностей в России была разработана система мер как законодательного, так и организационного характера по борьбе с отмыванием «грязных» денег, направленных на исключение возможности распоряжаться преступно полученными доходами.

Основной вехой в этом процессе стало принятие 7 августа 2001 года Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ. В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ Президент РФ издает Указ от 1 ноября 2001 года № 1263, предусматривающий образование Комитета РФ по финансовому мониторингу, который стал центральным звеном, связующим все элементы системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность государственных органов и институтов в этой области.

Система органов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в России состоит из двух основных подсистем, отличающихся по своему субъектному составу и решаемым задачам: правоохранительный блок и финансовый мониторинг. При этом финансовый мониторинг можно в свою очередь разделить на два уровня: первичный финансовый мониторинг и государственный финансовый мониторинг.

Основными субъектами первичного финансового мониторинга являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и иные определенные законодательством лица, в чьи обязанности входит, в частности, надлежащая проверка клиентов, выявление подозрительных операций и представление соответствующей информации уполномоченному органу. Государственный финансовый мониторинг осуществляется прежде всего специально созданным уполномоченным органом, обеспечивающим контроль за финансовыми операциями на основании информации, получаемой им от субъектов первичного финансового мониторинга, проверку этой информации и, при наличии достаточных оснований, передачу информации и материалов правоохранительным органам.

В июне 2002 года Комитет РФ по финансовому мониторингу был официально признан членом международного объединения подразделений финансовой разведки — Группы «Эгмонт».

В рамках административной реформы в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314, а затем и Указом Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 20 мая 2004 года № 649 Комитет РФ по финансовому мониторингу преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству финансов РФ.

Национальное подразделение финансовой разведки России с полным основанием может быть отнесено к административному типу. Федеральная служба по финансовому мониторингу полностью отвечает принятым для национальных подразделений финансовой разведки требованиям, но при этом имеет ряд специфических особенностей.

Методы совершенствования финансовой безопасности.

В современных условиях в России  используются следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности :

  • установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;
  • отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социо-культурного развития государства);
  • меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;
  • требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.;
  • разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.

Все эти факторы весьма негативно влияют на состояние защищенности экономики России и в современных условиях требуют внесения серьезных коррективов в организацию системы обеспечения финансовой безопасности России, а также в отечественное законодательство (в частности, необходимо внесение изменений в закон о государственной тайне и принятие закона о коммерческой тайне).

Для обеспечения ФБ России нужно создать и принять Финансовую доктрину, в которой в качестве основной задачи должно фигурировать создание качественной, суверенной финансово-банковской системы, основной функцией которой должно быть обеспечение финансовой самодостаточности и безопасности государства.

Система должна обеспечивать решение следующих задач:

  • создание полноценной национальной валюты и поддержание ее в стабильном и конкурентоспособном состоянии;
  • насыщение экономики и рынка денежной массой в объеме, необходимом для их полноценного функционирования и развития;
  • создание условий обеспечивающих интенсивное образование конкурентоспособного национального финансового капитала номинированного в национальной валюте;
  • обеспечение в среднесрочной перспективе (5-10 лет) финансового паритета с основными конкурентами России, в перспективе — доминирования на мировом рынке капиталов.

Следует отметить, что Россия обладает уникальными возможностями, способными обеспечить ей такое положение. В первую очередь это ее огромные богатства, большинство которых, в отсутствие необходимых для этого правовой базы и инфраструктуры, не вовлечены в процесс экономических отношений и не создают добавленной стоимости, что существенно снижает эффективность национальной экономики в целом.

  • Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992г. № 2446-1
  • Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)».
  • Бурцев, В. В. Факторы финансовой безопасности России//Менеджмент в России и за рубежом. 2001 . N 1. — С. 55-69.
  • Степанков, Д.В. Реализация функций Федеральной службы по финансовому мониторингу в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Банковское право. — 2006. — № 6. — С. 2-5.
  • Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под. ред. Е.А. Олейникова. — М.: Издательство «Экзмен», 2005. — С.168-183.
  • Сайт Российской газеты — http://www.rg.ru/
  • Сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru/
  • Сайт Центрального банка РФ — http://www.cbr.ru

Задачи существуют для того, чтобы их решать

Угрозы финансовой безопасности личности в цифровой экономике

В жизни любого человека возникают ожидаемые или непредвиденные ситуации, которые требуют не только моральных, но и финансовых ресурсов. Они могут быть как позитивные, так и негативные.

Нужно ли к такому готовиться? И если нужно, то как?!

Ответ прост – конечно, нужно! А как – мы вам расскажем.

Основное, что вы можете сделать – это позаботиться о своей финансовой безопасности.

Финансовая безопасность

Финансовая безопасность — это такой порядок, при котором гарантированы условия для защиты жизненных интересов человека, обеспечены возможность социального развития и система его защиты.

То есть это такие условия жизни, когда люди готовы к потенциальным финансовым вызовам и могут с ними справиться.

Существует 2 категории финансовых вызовов:

Таким образом, финансовая безопасность семьи или человека обеспечивается 3 составляющими:

  • Страхование жизни и здоровья;
  • Эффективный инвестиционный план для создания капитала.

Угрозы финансовой безопасности личности в цифровой экономике

И что же можно сделать, чтобы спать спокойно? Единственный верный ответ — формировать финансовую подушку.  И чем раньше, тем лучше.

Финансовая подушка — это заранее накопленная сумма денег, которая серьезно поможет вам в случае потери основного источника дохода или какой-то кризисной ситуации. Проще говоря, — это резерв на чёрный день.

В какихконкретно случаях вас может спасти финансовая подушка?

  • В случае потери дохода;
  • При возникновении проблем со здоровьем;
  • Если произошла крупная поломка.

Какой размер должен быть у вашей подушки безопасности?

Минимально необходимую сумму несложно рассчитать: ваш средний расход в месяц, умноженный на максимальное количество месяцев, которое вам может понадобиться на поиск работы. Но в любом случае мы советуем иметь запас, которого вам хватит хотя бы на 6 месяцев.

Для семьи с детьми, конечно же, размер финансового запаса увеличивается, ведь с появлением детей непредвиденных ситуаций становится ещё больше — маленькие дети нередко болеют, а ещё очень быстро растут, что означает постоянные расходы на одежду и обучение ребёнка.

С размером финансовой подушки разобрались. А что дальше? Дальше вам имеет смысл сделать выбор в пользу разумных инвестиций!

Все средства, которые вы рассматриваете в качестве финансовой подушки, мы рекомендуем размещать в ликвидные финансовые инструменты, то есть те, которые помимо дохода дают возможность при необходимости быстро вернуть хотя бы то, что было вложено. Это могут быть депозиты, облигации федерального займа (ОФЗ) и продукты, сформированные на их основе, например, паевые инвестиционные фонды (ПИФы), инвестирующие в надежные облигации и инструменты денежного рынка.

Страхование жизни и здоровья

Угрозы финансовой безопасности личности в цифровой экономике

Почему страхование жизни и здоровья тесно связано с финансовой стабильностью человека и всей семьи в общем? Все, что вам надо помнить, — это три буквы, и мы сейчас про НСЖ.

Накопительное страхование жизни (НСЖ) — это комбинированный финансовый продукт, сочетающий в себе страхование и инвестирование, то есть он предусматривает одновременно защиту жизни человека и возможность накопить деньги.

Основная идея НСЖ в том, что человек в течение установленного договором времени производит периодические взносы в страховую компанию, а в случае дожития человека до окончания срока действия договора, либо его уход из жизни в течение действия договора страховая компания осуществляет установленные договором выплаты либо самому застрахованному лицу, либо выгодоприобретателям, указанным им в договоре.

Звучит неплохо, учитывая то, что программа совмещает в себе сразу несколько функций, но разберемся по существу – какие основные плюсы и минусы есть у НСЖ?

  • Удобство – одним договором вы одновременно обеспечиваете себе и близким защиту и формируете капитал;
  • Финансовая защита в случае наступления непредвиденных обстоятельств;
  • Возможность обезопасить накапливаемые средства от инфляции;
  • Налоговый вычет в размере 13% для программ сроком от 5 лет;
  • Страховые выплаты имеют льготное налогообложение;
  • Средства, перечисленные по договору НСЖ, не делятся при разводе и не включатся в состав наследства.
  • Сравнительно низкая доходность вложений;
  • Досрочный выход из договора НСЖ в большинстве случаев предполагает штрафные санкции;
  • Риск потери внесенных страховых взносов в случае отсутствия средств на оплату;
  • Взносы пока не страхуются государством, как, например, банковские вклады (программа уже разрабатывается).

Накопительное страхование жизни напрямую связано с финансовой стабильностью человека. Средства инвестируются – накопления увеличиваются. Да, нет высокого дохода, который может быть в других инструментах инвестирования. Зато клиент застрахован и гарантированно получит накопления в конце срока страхования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *