Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Инновационные технологии с каждым днем занимают все большее место в нашей жизни. Используя их, тем самым появляется возможность значительно упростить многие вещи, меньше тратить времени на рутинную работу, отдав предпочтение интеллектуальной деятельности.
Можно смело сказать, что цифровизация изменила базовые принципы офисной работы. Благодаря автоматизации многих операций, больше не требующих использования ручного труда, современным сотрудникам не приходится привязываться к определенному месту работы. В мире существует множество профессий с возможностью удаленного доступа к работе. Таким образом, у персонала появляется больше времени непосредственно для выполнения трудовых функций, а также для личного развития.
Несомненно, цифровизация окружающего мира предполагает изменение человеческой жизни во всех сферах. Людям необходимо адаптироваться к новым условиям, трансформировать свое сознание, соответственно, воспринимать мир и использовать полученную информацию совершенно иным, отличным от предыдущего опыта, образом.
Некоторые компании внедряют различные приложения, дающие возможность удобно и быстро получать информацию и обмениваться ей с коллегами. В качестве примеров таких приложений можно привести:
Resume Matching – находит в базе наиболее подходящего кандидата, сделав запрос на соответствующую вакансию;
ob Standardization – дает возможность найти вакансию с уже существующей должностной инструкцией, названием, зарплатой;
Employee Flight Risk Prediction – прогнозирует вероятный уход сотрудников из организации;
Conversational AI Platform – предоставляет автоматизированных помощников для решения вопросов.
В управлении персоналом цифровизация направлена на создание удобной цифровой среды для сотрудниковглавной целью которой является сокращение затрат времени и усилий для получения результата. Например, с помощью личного кабинета можно оформить отпуск или командировку, используя готовый образец. Еще одним преимуществом использования ИТ-технологий является организация дистанционного обучения, благодаря которому сотрудники могут повысить квалификацию, найти интересные материалы в удобное для себя время.
Говоря о подборе персонала в компанию, следует отметить, что всё чаще в крупные развивающиеся организации требуются гибкие, способные к быстрому обучению и получению новой информации сотрудники. Кандидаты с опытом и различными навыками все больше востребованы. Такие навыки делают специалистов уникальными на рынке. Для работодателей важен релевантный опыт работы соискателя, наличие у него высшего образования, знание иностранного языка. При устройстве на работу, кроме имеющихся знаний, у будущего сотрудника оценивают коммуникативные навыки, способность быстро переучиться, освоить большой объем информации в небольшие сроки. Преимущество будет у тех кандидатов, которые готовы подстраиваться под изменения конъюнктуры рынка, не имеют трудностей с принятием нестандартных решений. Причем получать новые навыки сотрудникам необходимо вне зависимости от отрасли.
Очевидно, востребованы будут те сотрудники, которые могли бы управлять автоматизированными системами. Человек не будет заменен роботами, скорее изменится функционал специалистов. По словам эксперта, Анастасии Овчаренко, цифровые технологии продолжат развиваться, цифровых устройств будет все больше, а в обязанности робота будут включены те функции, которые ранее выполнял сотрудник. Человек будет ориентирован на более интеллектуальные задачи.
Согласно последним исследованиям CEB SHL, цифровая трансформация уже стала причиной серьезных преобразований в таких отраслях, как телекоммуникации, финансовые услуги, ритейл, автопроизводствоОднако приходится сталкиваться с такой проблемой, как отсутствие на рынке специалистов по цифровой трансформации. Поскольку специалистов по цифровой трансформации найти сложно, то часто компании сначала приглашают консалтинг, который пишет digital-стратегию, а затем берут людей, которые ее реализуют. Но такой подход чреват конфликтом: консалт пишет стратегию, собственник соглашается с ней, полагаясь на авторитет консалта, но затем приходят люди, которые говорят, что эта стратегия не работает.
Тем не менее, их необязательно специально, целенаправленно готовить. Можно выбрать из CIO, консалта, бизнес-девелопмента, digital-сферы. В таком случае происходит переход из одной сферы в другую. Например, те, кто занимался цифровой трансформацией в медиа, могут перейти в агропромышленность или сырьевой сектор. Компании готовы покупать опыт цифровой трансформации, а не опыт работы в конкретной отрасли.
Важно учитывать, что специалист цифровой трансформации должен обладать определенными навыками, уметь разрабатывать и внедрять цифровые технологии на производстве. Необязательно быть инженером и создавать программные продукты, однако следует знать, как ими пользоваться и применять в своей работе.
На основании исследования 2017 года, можно выделить 20 наиболее востребованных цифровых навыков:
Исследование 2017. Список составлен на основе наиболее популярных цифровых навыков в США, Великобритании, Австралии, Китае, Германии, Южной Африке.
По мере того, как организации стремительно переходят к цифровой трансформации, одним из главных вопросов является лидерство. Наряду с изменениями в процессах работы компании, происходят также перемены личностных качеств сотрудников. Важно понимать, что лидер цифровой организации должен представлять будущее своей компании, разрабатывать стратегию обучения своих сотрудников с учетом новых требований, внедрять инновации и мотивировать работников. Для современных организаций крайне важно уметь поддерживать подобающий уровень конкурентоспособности в краткосрочной перспективе, что невозможно осуществить без цифровых технологий.
Подводя итоги, можно выделить основные задачи в управлении персоналом с учетом цифровизации:
— организации должны выработать собственную -стратегию. Переход на мобильные платформы и цифровой образ мышления является приоритетным направлением
внутри компании необходимо производить обмен цифровыми стратегиями и опытом для дальнейшего развития;
— расширять и развивать цифровое мышление, а также передавать практический опыт с целью дальнейшего применения.
Список использованных источников
, издательство Ин-т экон. стратегий (ИНЭС) (М.), , с. 30-35.
Источниками цифрового роста экономики являются инновации и человеческий капитал. Исследование процесса развития и трансформации человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики вопрос открытый и слабо исследованный. Переход к цифровой экономике является естественным состоянием развития экономики
Процесс цифровизации можем охарактеризовать как возможность использование онлайн и инновационных цифровых технологий всеми участниками экономической системы, как отдельными людьми, так и крупными компаниями, государствами, для оптимизации хозяйственной деятельности.
Цифровая экономика не только освобождает человека от рутинности и дает ему возможность для развития творческого потенциала, но и вносит определенные коррективы к работающему человеку. Понятно, что цифровой экономике нужны высококвалифицированные работники, готовых к применению цифровых технологий. В современных условиях работники должны иметь высшее образование
Особенность цифровой экономики в том, что ее главным ресурсом являются знания, которые в отличие от всех остальных ресурсов не производятся и не потребляются в обычном понимании, а также не оцениваются с позиции редкости и истощаемости, так как «условием доступа к этому ресурсу являются специфические качества самого человека —его интеллектуальная активность, способность осваивать знания и генерировать новые». В условиях, когда достижение конкурентных преимуществ смещается в нематериальную сферу, а все элементы социально-экономической деятельности связываются в формате единого цифрового пространства, ответом на глобальные вызовы цифровой экономики становится развитие человеческих ресурсов.
Уровень цифровизации российских предприятий пока отстает от уровня лидирующих стран. По уровню цифровизации наибольшее отставание от стран ЕС для России наблюдается в отраслях: добывающей, обрабатывающей промышленности и транспорте
Развитие цифровых платформ и технологий вслед за реорганизацией рынка труда преобразует механизмы занятости, в связи с чем можно выделить следующие ключевые особенности сферы управления человеческими ресурсами в условиях цифровой экономики:
Гибкое управление обучением персонала. Традиционный подход к управлению человеческим капиталом, основанный на принципах традиционного повышения квалификации больше не соответствует современным запросам времени и рынка труда. Ключевой вызов цифровой эпохи как экономики знаний состоит в быстрой смене технологий. Развитие человеческих ресурсов обуславливает конкурентоспособность компании, поэтому особое значение приобрело корпоративное обучение, которое позволяет сотрудникам компании получать непрерывное образование. Кроме того, в настоящее время корпоративное обучение вышло далеко за рамки отдельной компании благодаря объему знаний, накопленных во внешнем мире, особой популярностью стали пользоваться массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses – MOOC) и социальное обучение (Social Learning). Данные тенденции раскрывают новые формы корпоративного обучения
2. Изменение функций и автоматизация HR-подразделения в компании. Один из главных трендов в сфере управления человеческими ресурсами – это автоматизация, которая включает в себя с одной стороны, внедрение рабочих мест, в частности, цифровых, а с другой стороны – появление технологий, меняющих методы работы и взаимодействия между сотрудниками компании. В настоящее на рынке появляется большое количество HR- продуктов и решений, ориентированных на мобильные приложения, облачные сервисы и искусственный интеллект. Например, компания SAP предлагает программы, которые отслеживают показатели текучести и вовлеченности персонала практически в режиме реального времени. Использование искусственного интеллекта ускоряет процесс принятия управленческих решений, помогает проецировать результаты работ и методы их достижения, показывают возможности карьерного роста в компании и минимизируют риски, возникающие при подборе персонала. Преимущество искусственного интеллекта также заключается в возможности оперировать огромным массивом данных
4. Управление талантами. Новая тенденция состоит в том, что лучших сотрудников HR-менеджеры стараются удерживать, а сотрудников с меньшими амбициями – развивать. Растет внимание к сотрудникам с высоким, но нереализованным потенциалом, исходя из предположения, что по отношению к ним целесообразно проводить корректирующие мероприятия, предоставлять им возможность планировать свою карьеру. В HR-IT-системе хранятся «цифровые следы», по которым можно отследить, на какие курсы записывается сотрудник, какой литературой он увлекается и т.д. Эта информация экономит время и положительно отражается на эффективности работы HR-менеджеров.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что настоящее время происходит переход к цифровой экономике, который проявляется в ускорении научно-технического прогресса, потребности в непрерывных инновациях и других коренных изменениях. Человеческий капитал, являясь основным ресурсом цифровой экономики, несомненно, требует применения новых подходов к управлению его развитием с учетом цифровых трендов в социально-экономических отношениях
Человек и общество / Human and Society
Начальная страница/First page:
Особенности управления персоналом в условиях цифровой экономики
Features of Personnel Management in the Conditions of the Digital Economy
Посвящено особенностям управления персоналом в условиях цифровой экономики, которая в настоящее время представляет собой фактор всеобщей конкуренции за человеческий капитал. С каждым днем значимость управления персоналом растет, так как цифровая информация и человеческий капитал становятся высшей ценностью в современном мире. В связи с этим выделены направления, позволяющие компаниям занять лидирующее положение на рынке в условиях нарастающей конкуренции за кадры. Сделан вывод о необходимости повышения профессионального опыта и знаний работников, реализации концепции непрерывного обучения персонала.
Devoted to the peculiarities of personnel management in a digital economy, which is currently a factor in the general competition for human capital. Every day the importance of personnel management is growing, as digital information and human capital are becoming the highest value in the modern world. In this connection, directions have been singled out that enable companies to occupy a leading position in the market under conditions of increasing competition for personnel. The conclusion about the need to improve the professional experience and knowledge of employees, the implementation of the concept of continuous staff training is made.
управление персоналом, цифровая экономика, когнитивные технологии, конкурентоспособность
personnel management, digital economy, cognitive technologies, competitiveness