Состояние розничной торговли через Интернет-магазины в Республике Беларусь, тенденции её развития
Интернет на современном этапе является неотъемлемой частью жизни практически каждого человека. Поэтому рост популярности приобретения товаров через электронные магазины является закономерным следствием влияния всемирной сети, как на коммерческую деятельность отдельного предприятия, так и на общество в целом.
Выделяют 3 уровня электронной коммерции:
— представительский — донесение информации о фирме до потребителя;
— коммерческий — осуществления всего цикла продажи через Интернет;
— «продвинутый» — вся деятельность предприятия происходит с помощью Интернет.
В Республике Беларусь классический тип Интернет-магазина, полностью автоматизированный и интегрированный в бизнес-процессы фирмы, встречается не часто. На сегодняшний день для большинства представителей среднего и малого бизнеса в нашей стране — это слишком дорогое и трудоемкое решение. Поэтому распространена либо смешанная модель бизнеса В2С («коммерческий проект»), либо Интернет-витрина (с элементами автоматизации процессов).
Необходимо отметить, что отечественные предприятия самостоятельно создают свое представительство в сети Интернет (примером могут служить сайты кондитерской фабрики «Спартак» (www. spartak. bу), Минской пивоваренной компании «Оливария» (www. olivaria. com), ОДО «Виталюр» (www. vitalur. nsys. by) и т.
В настоящее время на территории республики зарегистрировано 5817 Интернет-магазинов и внесены в торговый реестр Республики Беларусь, из них 71% или 4140 зарегистрированы в г. Минске. По сравнению с 2010 годом их количество выросло в 1,5 раза. Динамика роста объемов продаж товаров через Интернет-магазины по г. Минску за последние 3 года, позволяют спрогнозировать дальнейший рост продаж не менее чем в 1,5 раза и увеличении доли в товарообороте до 5%.
По данным Национального Статистического Комитета электронная коммерция всё ещё не является успешной для внутреннего рынка (рисунок 3.
Рисунок 3. 1 — Удельный вес розничного товарооборота Интернет-магазинов в розничном товарообороте организаций торговли
На рисунке 3. 1 видно, что удельный вес розничного товарооборота Интернет-магазинов в розничном товарообороте организаций торговли РБ очень мал и составляет 1% в 2011 г. , 1,2% — в 2012 и 1,5% в 2013 г.
Рисунок 3. 2 — Интернет-магазины по типам субъектов хозяйствования (в процентах к итогу)
На вышепредставленном рисунке можно заметить, что основная часть всех виртуальных магазинов приходится на микроорганизации и индивидуальных предпринимателей.
Трудности внедрения электронной коммерции в Беларуси:
— недоверие подавляющей массы населения к Интернет-платежам;
— недостаточный уровень проникновения Интернета;
— не все «зарплатные» карточки имеют возможность оплаты в сети Интернет (около 40% операций — отказ эмитента);
— наличие «серых» схем продаж у Интернет-магазинов.
Перспективы развития электронной торговли в Республике Беларусь:
— в Республики Беларусь, так же как в России и Украине, наиболее высокие темпы роста показывают туристический бизнес (включая авиабилеты) и гостиничный бизнес;
— большой потенциал остается у Интернет-провайдеров и телекоммуникационного сектора.
Для более эффективного внедрения технологий электронной торговли в Республике Беларусь наиболее оптимальными представляются следующие направления ее развития:
— создание полной номенклатуры белорусских товаров в соответствии с международной системой кодификации, привлечение средств инвесторов для создания систем электронной торговли;
— более активное внедрение концепции «открытых ключей», законодательное разрешение заключения документов в электронном виде, без их дублирования на бумажных носителях. Это приведет к сокращению документооборота на 40%, позволит снизить издержки и время на оформление бумаг, обеспечит удобную форму взаимодействия государства, бизнеса, физического лица;
— приведение национальных стандартов в области электронных платежей к международным стандартам. Принимая во внимание наличие на территории Республики Беларусь большого количества банковских пластиковых карточек, для развития электронной торговли необходима разработка и внедрение электронной платежной системы. Внедрение интернет-эквайринга банковских карт позволит увеличить количество покупок через Интернет и подстегнёт развитие электронной торговли в секторе В2С.
Исходя из рисунка 3. 2 видно, что уже на сегодняшний момент 90% всех Интернет-маназинов принадлежат индивидуальным предпринимателям и микроорганизациям. Поэтому перспективы развития электронной коммерции в основном ложатся на эти субъекты хозяйствования. Следовательно, для приобретения положительной тенденции развития электронной коммерции в Республике Беларусь необходимо в первую очередь стимулировать и поддерживать основных представителей этой отрасли торговли.