В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

Что такое логистика

Это комплекс технологических и управленческих действий для организации четкой и бесперебойной системы движения товаров.

С точки зрения интернет-магазинов логистика является бизнес-процессом, на котором собственно и «держится» вся его работа.

У логистики в сфере e-commerce три основные функции:

  • Поступление товаров от поставщика на склад.
  • Движение товаров до покупателей.

Даже в условиях огромной конкуренции ряд владельцев интернет-магазинов не хотят или не могут наладить идеальную логистику и тем самым отпугивают покупателей, которые идут и покупают в другом месте дороже. В итоге у продавца падает доля рынка и количество заказов.

В ходе этой статьи мы разберем направления логистики и дадим чек-лист, как организовать логистику интернет-магазина.

Глобальное движение в сторону цифровизации трансформирует и логистическую отрасль. «Цифра» меняет каналы движения товаров, форматы поставки и процессы управления. Компании, вкладывающиеся в цифровые технологии, вырываются в лидеры отрасли. Однако в целом уровень диджитализации российской логистики остается невысоким.

Развитие электронной коммерции и возрастающие требования к поставке — многоканальность, оперативность, прозрачность, точность — стимулируют ритейлеров и логистических операторов к повышению эффективности процессов и внедрению новых технологий.

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

Приходится осваивать актуальные каналы и форматы доставки, анализировать большие данные, автоматизировать процессы, внедрять блокчейн и роботов. Логистическая отрасль становится одним из драйверов цифровизации.

Фарид Мадани, генеральный директор ГК «Деловые Линии»

Наблюдается качественный отрыв лидеров отрасли, вкладывающихся в цифровизацию, развитие таких компаний идет быстрее, чем остальных игроков. В целом, логистические компании освоили ряд технологий, таких как система управления складом WMS, управление автопарком TMS, онлайн-сервисы для клиентов, но потенциал к развитию еще далеко не исчерпан. Малые и средние компании с той или иной эффективностью внедряют апробированные технологии, однако часть решений все еще остается недоступной из-за дороговизны

Время на чтение: 15 минут

Стандарты электронной коммерции значительно отличаются от стандартов для более традиционных торговых точек. Кроме того, логистика электронной коммерции сложнее традиционной логистики и требует тщательно спланированного подхода.

Менеджеры по логистике должны трансформировать свои операции, потому что их роли имеют решающее значение для организаций электронной коммерции. Пока покупатель не получил товар, продажа не завершена.

Эта статья представляет собой всеобъемлющее руководство по логистике электронной коммерции, которое отвечает на важные вопросы. Что такое логистика электронной коммерции? Как компании осваивают логистику электронной коммерции?

Рост интенсивности товарооборота стимулирует ритейлеров оперативно реагировать на ИТ-новации в логистике. Модели, которые сегодня кажутся российским ритейлерам еще необязательными к внедрению, через пару лет должны стать привычной рутиной, иначе трудно будет догнать западных и азиатских коллег.

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

Склады ритейлеров имеют довольно высокий уровень автоматизации как с точки зрения оборудования, так и с точки зрения систем управления. Это объясняется особенностями розницы, для которой характерны мелкоштучный и штучный отбор, высокая интенсивность хранения, ASN-приемка, штучный учет продукции из-за необходимости введения обязательной маркировки отдельных категорий товаров.

«Пример автоматизированных складов — распределительные центры ТД «Эра» (управляет сетью дрогери «Улыбка Радуги»), где применяются такие технологии, как отбор посредством автоматизированного конвейера-сортировщика, pick-to-cart, pick-to-light и pick-to-belt, — рассказывает руководитель отдела маркетинга «Солво» Даниил Першин. — Или ритейлера одежды премиум-класса Lady and Gentleman СITY, применяющего RFID-технологию для маркировки и учета шуб, автоматизированную стеллажную систему по организации хранения одежды на вешалках, оборудованную конвейерами и лифтами, управление маршрутизацией грузов».

Ритейлеры, как правило, автоматизируют все основные складские операции — приемку, размещение, внутренние перемещения, пересчет, планирование заказов, отбор, пополнение зоны отбора, упаковку, отгрузку, погрузку в автотранспорт.

Но на более глубокие уровни — применение математических методов для моделирования склада, внедрение систем мониторинга, полная роботизация — выходят пока немногие.

Логистические ИТ-системы и процесс автоматизации склада, по мнению директора продуктового офиса BIA Technologies Антона Рудашевского, можно разделить на несколько уровней:

  • внедрение учетных систем (как правило, ритейлеры применяют ERP или WMS);
  • применение математических методов для построения модели склада и складских процессов;
  • системы мониторинга и трекинга;
  • роботизация склада.

Рассмотрим все по порядку.

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

13 апреля 2021, 15:57

994 просмотра

Практики и эксперты в области логистики примут участие в обсуждении самых актуальных вопросов, касающихся доставки товаров розничной торговли.

Встреча состоится в рамках Ecom Retail Week, тематической площадки ежегодного форума «Неделя Ритейла», посвященной специфическим особенностям электронной коммерции.

На мероприятии ведущими специалистами по организации товарно-материальных систем, будут затронуты аспекты деятельности по использованию таких новых технологий для оптимизации логистики, как последняя миля и фулфилмент.

Также на примере ведущих логистических фирм они продемонстрируют кейсы, за счет которых на сегодняшний день сервисные компании достигают сокращения стоимости и сроков доставки.

В том числе, без внимания не останутся и вопросы об оптимизации логистики через интеграторы, агрегаторы и консолидаторы и вопросы о выборе между собственным складом и передачей на аутсорсинг функций по хранению, распределению и доставке товаров.

Кроме этого, на конференции пройдет обсуждение одной из самых насущных проблем интернет-торговли, который связан с законопроектом о запрете на возврат товаров, приравнивающим онлайн-розницу к офлайну.

Модератором мероприятия выступит генеральный директор PIM Solutions Ольга Сатановская.

К участию в экспертной сессии приглашены:

  • основатель компании PickPoint Надежда Романова,
  • коммерческий директор IML Елена Шутюк,
  • CEO Фулфилмент CDEK Евгений Бахарев,
  • руководитель по развитию и операциям сети внутрироссийского экспедирования грузов Itella Стас Лохнев

и др.

Встреча состоится 1 июня 2021 года и пройдет в Центре международной торговли в Москве.

Представителям розничной торговли, онлайн-ритейла и маркетплейсов регистрация бесплатна.

Материал создан в преддверии мероприятия
Неделя Ритейла 2021

Ecom Retail Week

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

Пять практических советов по электронной коммерции и логистике

Своевременная доставка качественной продукции необходима для успеха в бизнесе. Разочарованные покупатели, у которых возникли проблемы с получением своих товаров, вряд ли снова обратятся к продавцу. Хуже того, эти клиенты могут публиковать негативные отзывы в социальных сетях.

Чтобы предотвратить эту ситуацию, мы определили пять основных советов по улучшению управления логистикой.

Установите строгий контроль запасов

Нет ничего более неприятного, чем когда покупатель покупает товар, а затем понимает, что его нет в наличии. Это указывает на отсутствие организации и создает у людей плохое впечатление о магазине.

Для продавцов крайне важно контролировать свои запасы, чтобы избежать подобных ситуаций. Кроме того, продавцы должны проверять состояние своей продукции.

Еще один совет — сделать несколько дополнительных продуктов доступными для потребителей, сохраняя при этом существующее количество продуктов в максимально возможной степени. Это может помочь, если у торговцев есть поврежденные товары, которые необходимо заменить.

Сделайте бесплатную и быструю доставку главным приоритетом

Предложение бесплатной доставки мотивирует клиентов совершать покупки. Основная мотивация для интернет-покупок — бесплатная доставка. Кроме того, когда покупателей спросили, почему они не совершают онлайн-покупку, 35% из них указали на более длительный срок доставки.

Продавцы могут контролировать стоимость бесплатной доставки. Например, они могут требовать минимальной стоимости заказа или ограничивать бесплатную доставку определенными рекламными акциями или продуктами. Таким образом, ритейлерам необходимо экономичное логистическое решение для электронной коммерции, чтобы предложить бесплатную доставку.

Однако бесплатной доставки уже недостаточно. Понятие «доставка за 10 рабочих дней» исчезло. Клиенты ожидают своевременной доставки своих заказов и разочаровываются, когда это невозможно. Интересно, что только 15% клиентов в США указали, что получили свои заказы достаточно.

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

Предлагайте несколько вариантов

доставки. Дорогая доставка является одной из основных причин отказа от корзины для онлайн-покупателей. Большинство покупателей хотят получать выгоду от каждой покупки, которую они совершают, и покупают товары отличного качества и стоимости по привлекательной цене. Если доставка бесплатная, тем лучше.

Логистика электронной коммерции должна предлагать различные варианты доставки, потому что у каждого клиента разные потребности. Некоторые клиенты нетерпеливы и предпочитают платить больше за доставку вместо того, чтобы ждать, но другие готовы ждать, если они могут получить такую ​​же выгодную сделку.

Найдите перевозчиков и выберите того, который предлагает наибольшую отдачу от ваших денег. Имейте в виду, что процесс не завершен, пока клиент не получит продукт.

Отслеживайте отправления

Отслеживание отправлений — это одна из наиболее востребованных клиентами функций при совершении онлайн-покупок, поскольку она позволяет клиентам определять статус своих заказов.

Обычно курьер предоставляет номер для отслеживания или код при обработке заказа. Вы и ваш клиент можете определить статус и местонахождение посылки, посетив сайт курьера и введя номер или код для отслеживания.

Чтобы оптимизировать вашу электронную коммерцию и увеличить объемы продаж и поставок, вы должны сделать этот инструмент доступным для своих клиентов и включить этот портал на свой веб-сайт. Кроме того, вы должны учитывать показатель открываемости электронных писем, содержащих этот портал. Используйте этот инструмент и добавляйте элементы брендинга и специальные предложения, чтобы напрямую повышать конверсию.

Используйте технологии для автоматизации процессов документирования (и всего, что можно автоматизировать)

Само собой разумеется, что запуск успешного интернет-магазина требует значительной работы и приверженности делу. К счастью, вы можете рассмотреть несколько стратегий и ключевых направлений, которые помогут вам подготовиться к большим нагрузкам.

Технологии ускоряют весь процесс покупки и доставки, что приносит пользу как покупателям, так и компаниям. Это экономит деньги и время и способствует приятному шопингу. Ваш бизнес электронной коммерции достигнет лучших результатов, если вы автоматизируете все операции. Технология позволяет вам сконцентрироваться на других важных обязанностях, поскольку автоматизированная система выполняет большинство аспектов логистики (например, контроль заказов, отгрузок и поставок) за вас.

Тренды в логистике

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

Как вам следует справляться с растущими требованиями и ожиданиями онлайн-покупателей? Рассмотрим основные тенденции в логистике электронной коммерции.

IoT для обеспечения прозрачности и качества

Интернет вещей и технологии больших данных расширяют границы эффективной логистики электронной коммерции

Вы должны обеспечить лучшую гарантию качества в логистике еще до того, как клиент разместит заказ, независимо от того, отправляете ли вы товары от производителей по всему миру на свой склад, сторонний склад или партнера по выполнению или с вашего производственного предприятия на стороннее выполнение. партнер.

Повысив прозрачность и предоставив информацию о доставке в режиме реального времени, вы сможете быстро выявлять и решать проблемы, используя данные о местоположении и состоянии в режиме реального времени. Следовательно, вы повышаете эффективность и сокращаете время простоя.

Фирменная доставка

Для повышения лояльности потребителей и отзыва о бренде важно разработать единую идентичность бренда во всех точках взаимодействия. Тем не менее, многие розничные продавцы по-прежнему не могут предложить фирменную доставку.

Премиум-упаковка — это эффективный способ для предприятий электронной коммерции заявить о своей доставке, поскольку клиенты могут публиковать в социальных сетях фото или видео распакованной доставки. Доставленная упаковка создает первое впечатление, и если упаковка сделана хорошо, она может установить идентичность бренда и стимулировать маркетинг из уст в уста.

Читать также:  Вакансии директора по электронной коммерции и работа в сфере электронной коммерции от прямых работодателей

Поэтому розничные продавцы электронной коммерции вкладывают средства в улучшение упаковки своих продуктов с помощью фирменных изображений, решений для отслеживания в режиме реального времени, этикеток для доставки, персонализированного выбора подарков и других функций, чтобы брендировать их опыт доставки.

Услуги 3PL

По мере роста продаж электронной коммерции будет расти и спрос на сторонние логистические услуги (3PL). Чтобы обеспечить более эффективное выполнение заказов, 3PL расширяют спектр своих услуг, добавляя распределительные центры в нескольких местах.

По прогнозам, в 2022 году появится больше городских микроскладов, обеспечивающих более тесный доступ к покупателю. Розничные продавцы с несколькими распределительными центрами будут лучше оснащены для управления своими запасами, обработки увеличения объема заказов и обеспечения более быстрых сроков доставки.

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

Устойчивое развитие в логистике

Устойчивое развитие в логистике имеет решающее значение для бизнеса. Интернет-компании получают существенное конкурентное преимущество на рынке, когда они успешно реализуют планы устойчивого развития. Согласно недавнему опросу McKinsey, люди теперь выбирают бренды, которые активно реализуют инициативы в области устойчивого развития, чтобы стать более экологичными. На самом деле, более 70% потребителей потратили бы дополнительные 5% на продукты аналогичного качества, если бы они были созданы с использованием более экологически безопасных методов.

Предприятия могут уменьшить свое воздействие на окружающую среду, используя более экономичные автомобили. Кроме того, микроскладирование помогает сократить выбросы углекислого газа и сократить время доставки. Сегодня клиенты ожидают упаковки, которая пригодна для вторичной переработки, эффективна и экономична для доставки.

Потенциал блокчейн

Технология блокчейн обеспечивает механизм организации данных в логистических операциях и позволяет избежать посредников. Цепочки поставок могут быть проверены и задокументированы автоматически, без необходимости участия третьих лиц, с использованием технологии блокчейна для уменьшения сложности цепочки поставок. Эта логистическая технология упрощает для предприятий повышение эффективности, прозрачности и отслеживаемости процессов цепочки поставок.

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

Как известно, традиционные методы логистики устарели. Тем не менее, технология логистики на блокчейне теперь является надежной системой доставки, которая помогает производителям и клиентам понимать потребности друг друга.

Блокчейн считается превосходной технологией для передачи продуктов через международные границы и документирования изменений в хранении этих продуктов, поскольку грузоотправители могут быстро получить доступ к информации, не вмешиваясь в нее, с помощью блокчейна, который представляет собой цифровую книгу, которая хранит данные в облаке. Блокчейн — хороший вариант для управления логистикой, поскольку, среди прочего, он обеспечивает отслеживание данных холодовой цепи и доказательство доставки.

Машинное обучение и искусственный интеллект

Используя алгоритмы машинного обучения, сектор логистики добился больших успехов в выявлении закономерностей в эффективности доставки. Машинное обучение может снизить общую стоимость перевозки и риски для поставщиков. Основное преимущество машинного обучения заключается в том, что оно позволяет участникам цепочки поставок чаще сотрудничать.

Искусственный интеллект (ИИ) используется в логистике для быстрого вычисления данных, связанных с различными аспектами судоходных операций. ИИ можно использовать для оптимизации возвратов, управления отчетами о недоставке и управления отложенной доставкой. ИИ также поддерживает текущие обновления и обновления для различного программного обеспечения и систем.

Заключительные мысли

По-настоящему эффективная стратегия реализации не появляется из воздуха. Примите во внимание требования вашей компании и начните постепенно оптимизировать цепочку поставок. Вы добьетесь успеха, если будете сотрудничать с правильной группой и сосредоточитесь на том, чтобы превзойти ожидания клиентов.

Выберите наши консультационные услуги в области электронной коммерции, чтобы сделать каждый этап вашего логистического процесса максимально эффективным.

Направления логистики интернет-магазина

Логистика заключает в себе информацию об управлении, планировании и мониторинге перемещения финансовых, денежных и информационных ресурсов.

Как правило, выделяют четыре направления:

  • Закупочная. Минимальные затраты на покупку товара и получение от этого максимальной выгоды + совершение сделки в оптимальные сроки.
  • Транспортная. Оптимизация доставки товаров с минимумом расходования временных, материальных и трудовых ресурсов.
  • Складская. Работы по приемке, обработке, хранению и отгрузке товаров со складов.
  • Информационная. Управление потоком информации.

Сейчас мы рассмотрим каждое направление подробно.

Закупочная логистика

Во взаимоотношениях продавцов с поставщиками действуют два основных подхода со своими особенностями, преимуществами и недостатками:

  • товар закупается по частям и хранится на складе;
  • он свободно распространяется;
  • можно легко контролировать продажи;
  • продавец несет расходы по аренде склада;
  • продавец должен иметь свободные средства на закупку больших партий товара;
  • из-за снижения спроса на конкретный товар или категорию у продавца могут быть убытки.
  • по факту получения заказа товар привозят на склад посредника;
  • здесь минимальные вложения;
  • цену на продукцию продавец определяет единолично;
  • производители, работающие по этой схеме, дают право на возврат и обмен товаров;
  • при этом товара может не оказаться на складе;
  • не всегда возможно проверить качество товара;
  • вероятны срывы сроков поставки товаров.

Эти подходы в значительной степени отличаются друг от друга, поэтому нужно сразу понять, по какой схеме будет удобно работать вашему бизнесу. При выборе оптовых закупок лучше иметь большую финансовую подушку, чтобы быть готовым к непредвиденным расходам и форс-мажорам. При выборе дропшиппинга нужно наводить мосты с посредниками, чтобы избежать потери клиентской лояльности.

Складская логистика

Если у вас «молодой» интернет-магазин и вы в сегменте малого бизнеса, скорее всего, товар у вас хранится в квартире, гараже или офисе. Если же интернет-магазин крупный, то точно нужен склад).

У собственников здесь есть три варианта организации хранения:

  • Свой собственный склад.
  • Сотрудничество с оператором фулфилмента.

Первый вариант, что логично, является очень затратным и далеко не всегда приемлемым для начинающих игроков рынка электронной коммерции.

Предпочтительнее оказывается аренда хранилища для своей продукции. Так или иначе, арендная плата и запросы на более просторное помещение постоянно растут и заставляют коммерсантов постоянно же искать новые варианты.

Фулфилмент — третий вариант — недавно появился в нашей стране и уже оценен по достоинству многими площадками. Здесь стоит отметить характерные отличия фулфилмента от аренды складов:

  • оператор сам принимает и размещает товары на своих местах;
  • делает переупаковку, складской учет и выдачу товаров.

Если вам нужно сэкономить на аренде, хранении, информационном обеспечении и сотрудниках, фулфилмент — оптимальное решение.

Транспортная логистика

Доставка товаров от поставщика клиенту в логистике интернет-магазинов предполагает два подхода:

При выборе аутсорса и передачи этой функции посреднику можно избежать нескольких статей расхода, но при этом он потеряет возможность мониторить процесс доставки и качество обслуживания клиентов. Конечно, нужно учесть также цену, которую за свои услуги берут посредники, задержку между моментом передачи денег от покупателя посреднику и от посредника уже владельцу интернет-магазина, а также длительный процесс возвратов товаров.

В случае с собственной службой доставки потребуются затраты на ее работу и программное обеспечение, чтобы:

  • управлять транспортными перевозками;
  • автоматизировать составляющие транспортной логистики;
  • автоматизировать управление техпроцессами складов.

Владельцу интернет-магазина нужно учесть, что аутсорс не принесет пользы, если у него крупногабаритные грузы, но зато с его помощью можно увеличить количество регионов поставок.

Когда вы начинаете простраивать свою логистику, выбирайте оператора по конечной стоимости доставки, включающей все возможные условия и обстоятельства (в тарифах часто не прописываются такие моменты).

Интернет-магазины в среднем сегменте совмещают несколько вариантов доставки:

  • своя курьерская служба;
  • несколько курьерских компаний:  базовая, дублер и специфические для отдаленных регионов;

Курьерская доставка, а точнее ее скорость и качество определяют то, какие доходы получит интернет-магазин. Стоит ошибиться в выборе транспортной компании, и можно будет наблюдать падение процента выкупа товаров.

Информационная логистика

В ее рамках организуется поток данных, который идет рука об руку с физическим перемещением товаров.

Базовая задача информационной логистики — передача информации в CRM предприятия и от нее. Причем на каждом этапе требуется свой пакет информации и в конкретные сроки.

Функции этого направления следующие:

  • Сбор вновь появляющейся информации.
  • Анализ поступивших данных.
  • Перемещение информации между участниками обмена.
  • Накопление, хранение и обеспечение его безопасности.
  • Фильтрация информационного потока и перенаправление его составляющих адресатам.
  • Объединение / разделение информационных потоков.
  • Непосредственно управление информационным потоком.

Платформенное мышление

Один из самых ярких трендов отечественной логистики — переход от отдельных решений к платформенным. Знаковым примером платформенного решения стал сервис по поиску и подбору грузоперевозчиков (аналог Uber для грузового транспорта) и организации мультимодальных перевозок.

«Подобные сервисы способны скорректировать расстановку сил в отрасли, так как клиенты отдадут предпочтение операторам, обеспечивающим максимальное удобство», — считает Фарид Мадани.

При вложениях в разработку платформенных, а не отдельных решений, повышается эффективность использования массивов данных для создания новых сервисов и оптимизации логистики. Если отдельные программы и сервисы позволяют улучшить какой-то определенный бизнес-процесс, то платформа способна решить сразу несколько задач.

Платформы позволяют интегрировать бизнес-процессы участников цепочки, соединять производителей с потребителями, управлять складскими запасами и оказывать целый спектр других услуг. Цифровая трансформация не только меняет отдельные логистические компании, но и становится предметом диалога между государственными органами, ведомствами и бизнесом. В 2018 году было объявлено о создании единой цифровой платформы транспортного комплекса (ЦПТК) России, которую Минтранс планирует запустить к концу 2019 года.

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

Согласно техническому заданию конкурса на разработку концепции ЦПТК исполнитель должен разработать общую организационно-функциональную схему и предложения по взаимодействию с другими системами Минтранса — АСУ ТК (информационно-аналитической системой регулирования на транспорте), ЕГИС ОТБ (единой государственной информационной системой обеспечения транспортной безопасности), ЭРА-ГЛОНАСС и системой взимания платы «Платон».

Государству единая цифровая платформа даст возможность контролировать соблюдение законодательства. Бизнес также получит свои бенефиты.

«Для перевозчиков платформа — инструмент по оптимизации маршрутов и ускорению доставки, — рассказывает Фарид Мадани. — Платформа нужна и для технической реализации безбарьерного транзитного перемещения грузов по территории России. Ее элементами, в частности, являются электронный документооборот, электронные пломбы, а в более глобальном плане – концепция «физического интернета»».

Пилотный проект с использованием электронных пломб был успешно реализован РТИТС (ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», оператор госсистемы «Платон») в конце 2018 года, а первые наработки в области «физического интернета» в грузоперевозках автотранспортом появились у логистической компании «Деловые Линии» в 2017 году».

Максимальное ускорение

В тренде — решения, направленные на ускорение поставки, одну из ключевых задач торговой розницы.

Для офлайн-ритейлера при доставке товаров с нескольких различных складов, как собственных так и арендованных, или напрямую от множества поставщиков выгодно консолидировать все товары на одном складе (или распределительном центре) с последующей развозкой по магазинам сети. Тогда, применяя современные технологии, можно отслеживать и своевременно пополнять запасы продукции.

Ускорить процесс доставки позволяет кросс-докинг — совокупность операций по перегрузу и распределению отправлений из большегрузных автомобилей в малотоннажные для доставки до магазинов. Ускорение происходит за счет оперативной комплектации заказов без хранения на складе.

При работе интернет-магазина доставка чаще всего осуществляется со склада до адреса клиента, и оперативность выполнения заказа является конкурентным преимуществом. В таком случае актуальна передача всей логистики одному 3PL-оператору по принципу фулфилмента – от получения и обработки заказа, до доставки клиенту. Такое решение сокращает время выполнения отдельных операций, в результате чего покупатель получает товар значительно быстрее.

Читать также:  В исследовании рассматриваются 25 тенденций электронной коммерции на 2021-2022 годы, которые важны для предстоящих лет

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

Становится все более явственной необходимость более глубокой автоматизации процессов управления. Например, среди типичных проблем e-commerce-ритейлеров — отсутствие информации об остатках товаров в течение дня у всей цепочки поставок, что грозит сбоями в формировании заказов. Решить эту проблему позволяет автоматизация процесса контроля запасов в рамках всей цепочки поставок.

«Сегодня нет признаков того, что в ближайшее время автоматизация глубоко затронет складские процессы ритейлеров, — говорит директор по логистике и операциям Х5 ОМНИ Артем Холин, — поскольку до сих пор технологии «товар к человеку» не дают должной отдачи от инвестиций. При этом внутренние процессы может затронуть определенная перенастройка — в рамках оптимизации товарного запаса ритейлерам необходимо учитывать товарные запасы, находящиеся в пути, что потребует создания объединенной системы управления всеми источниками поставки в цепочке, включая склады, магазины, сток поставщиков и т. В целом, интеграция, бесшовное взаимодействие и обмен информацией между IT-системами станут необходимыми при управлении многоплечевыми цепочками поставок. В частности, современные локеры и пункты выдачи заказов при реализации такого подхода могут стать своеобразными хабами доставки «до двери» и работать в связке с uber-курьерами».

Сервисы для e-сommerce

Примером интеграции при управлении цепочками поставок стал проект группы X5 Retail Group, вышедшей на рынок транспортно-логистических услуг для e-commerce. Создано подразделение X5 ОМНИ, развивающее инфраструктуру для доставки заказов из интернет-магазинов и маркетплейсов в пункты выдачи и автоматизированные локеры (почтоматы), расположенные в универсамах «Пятерочка», супермаркетах «Перекресток» и гипермаркетах «Карусель».

Планируется открытие сортировочных центров для e-commerce-посылок на базе логистической инфраструктуры X5. Доставка товаров до почтоматов и пунктов выдачи заказов осуществляется с помощью собственного автопарка, обеспечивающего регулярные розничные поставки.

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

Как рассказал Артем Холин, в настоящее время подразделение управляет несколькими десятками сотен локеров во всех регионах присутствия Х5. Доставка посылок осуществляется как с привлечением партнеров, так и с помощью собственной логистики.

В планах — дальнейшее расширение сети почтоматов, что позволит предложить посетителям магазинов группы дополнительный удобный и востребованный сервис.

«Обсуждаем возможность участия в проекте со всеми крупнейшими российскими и иностранными интернет-ритейлерами и маркетплейсами, занимающимися преимущественно непродовольственными товарами, — говорит Артем Холин. — Кроме этого видим в числе потенциальных партнеров небольших локальных онлайн-игроков, для которых участие в проекте – хорошая возможность доставлять товары широкой аудитории практически по всей стране, используя логистические мощности Х5. Ведь магазины Х5 ежедневно посещает более 12,5 млн человек в 64 субъектах РФ».

По мнению эксперта, точки self pickup на рынке в дальнейшем будут все больше автоматизироваться, поскольку несут ощутимое преимущество для покупателя – быстроту и отсутствие необходимости планировать точный момент получения заказа, а для ритейлера – более быстрый выход на безубыточность.

В поиске нестандартных решений

Интернет вещей считается перспективным направлением в управлении цепочками поставок. Использование IoT особенно актуально для ритейлеров, развивающих собственные распределительные центры и логистические сервисы. Технология может снизить затраты на грузоперевозки и повысить прозрачность логистических операций. Подключение автотранспорта к интернету и удаленный мониторинг автопарка сокращают операционные расходы за счет оптимизации ремонта и обслуживания техники. Автоматические системы диспетчеризации управляют товарными и транспортными потоками.

Роботизация внутрискладской логистики вызывает все больший интерес у игроков рынка.

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

Максим Жучков, руководитель проектов компании «НИССА Медиапроект»

Автоматизация внутренних складских процессов — решение, позволяющее сделать качественный скачок в повышении производительности, повысить уровень сервиса и точность. На рынке сложились все факторы роботизации склада — понимание необходимости автоматизации, высокий интерес бизнеса к технологиям, моральная готовность компаний менять и совершенствовать внутренние процессы, большое количество идей для нестандартного подхода к автоматизации. Но процесс внедрения тормозят высокие риски, нестабильная экономическая ситуация, отсутствие 100% успешных примеров. И хотя все понимают, что роботы — наше будущее, дальше интереса дело пока не идет.

Когда же придут роботы?

Несмотря на нарастающий тренд автоматизации, до сих пор не автоматизированы склады даже очень крупных компаний.

«В своей профессиональной деятельности доводилось бывать на складах и наблюдать складские процессы компаний, входящих в топ-15 рейтинга крупнейших, — рассказывает Максим Жучков. — И даже там большое количество операций выполняется вручную. Пока выгоднее использовать дешевую рабочую силу, роботизированные решения продвигаются на рынок тяжело».

Автоматизированный процесс преобладает над ручным трудом по двум основным показателям: производительность и точность.

При ручном труде конечная производительность сильно зависит и от количества людей, занятых в процессе, и от их квалификации: больше людей, выше квалификация — выше производительность. Но простая математика здесь не всегда срабатывает: людей можно поставить в три раза больше, а производительность при этом может увеличиться только в полтора раза.

Второй показатель — точность: количество ошибок, которое делают люди, обрабатывая посылки руками и собирая заказы вручную, в разы выше, чем при автоматизированной обработке. Инициаторами полной автоматизации складских процессов должны быть крупные компании, так как роботизация позволяет получить быструю и заметную выгоду только при крупных масштабах. При небольшом потоке обрабатываемых грузов ручная сборка будет дешевле и эффективнее.

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

«К примеру, можно реализовать проект с роботизированной сортировкой на 100 направлений с объемом сортируемых посылок около 2–3 тыс. в день, но он не будет экономически эффективным, — поясняет Максим Жучков. — Решения роботизации оптимальны при потоке хотя бы от 50 тыс. посылок в сутки. Поэтому позволить себе решения автоматизации могут крупные компании, для которых цена ошибки не является критической. Таких компаний немного. Есть потенциальный запрос от среднего и малого бизнеса, но пока он остается без ответа, так как в нашей стране компании МСБ — сегмент высокого риска. В тех странах, где государство сильнее поддерживает малый бизнес, такие решения есть и находят своего покупателя».

Технологии наступают быстро, и успешный пример заразителен, поэтому в конце концов должен сработать накопительный эффект: компании будут копировать друг у друга лучшие внедрения, что в целом выведет рынок на новый уровень.

Согласно мировым трендам, в ближайшие годы будут развиваться и эффективно работать нестандартные решения автоматизации для всех сегментов — крупного, малого и микробизнеса.

Бесконечность автоматизации

В России уже есть крупные e-commerce ритейлеры, активно занимающиеся автоматизацией своих процессов. В этом ряду выделяется маркетплейс Lamoda, где автоматизированы все основные процессы.

Как рассказали в компании, на складе компании Lamoda хранится и обслуживается более 8 млн товаров, в смену выходит более 300 операторов, которые обрабатывают товар, поступающий из разных стран мира, и собирают заказы для пользователей России, Украины, Белоруссии и Казахстана. При таких масштабах бизнес требует безупречной автоматизации.

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

При этом у ассортимента сегмента fashion есть свои особенности: товар может быть хрупким (очки, часы), нестандартного размера (зимние сапоги или бижутерия), премиальным (в особой упаковке) или обладать другими специфическими характеристиками, которые склад должен учитывать. Поэтому от использования ручного труда в зонах хранения полностью отказаться невозможно. Но все остальные процессы автоматизированы — приемка товаров, перемещение к зоне отгрузки, сортировка, упаковка и подготовка к отправке. Оптимизация процессов и автоматизация склада внедряются в компании уже 5 лет и продолжают развиваться, получая новые вызовы на стыке бизнеса, операционных процессов и технических решений.

Тем компаниям, которые еще недостаточно активно используют в своих логистических процессах цифровые технологии, безусловно, следует очень серьезно пересмотреть свои процессы управления, иначе лидирующие позиции в современном быстро меняющемся мире завоевать не получится. В эру диджитализации по-прежнему остается актуальным формат отраслевой выставки, единой бизнес-платформы, где не только представлены новинки, но и встречаются лицом к лицу грузовладелец и перевозчик, разработчик и пользователь.

С 15 по 17 апреля в «Крокус Экспо» будет проходить крупнейшая Международная выставка транспортно-логистических услуг и технологий TransRussia. Вся «цифра» транспортной отрасли — здесь. Получите бесплатный билет, используя промокод tr19iTALA.

Виктория Максимова, Retail

Первая категория систем — простые учетные системы, отражающие бизнес-события или факты и работающие в полуручном режиме: человек заносит в систему информацию, которая распространяется по другим информационным системам согласно заложенным правилам и настроенным бизнес-процессам. «Эти системы есть почти у всех, — рассказывает Антон Рудашевский. — Сегодня трудно найти склад, не имеющий цифровой таблички, в которую вносятся категории, место их размещения, количество, время приемки и отгрузки».

Функционал и возможности учетных систем постоянно расширяются. Актуальная тенденция развития: интеграция WMS-систем с высокотехнологичным оборудованием, таким как системы оптимизации погрузки палет в автотранспорт, системы измерения ВГХ-груза, системы видеонаблюдения, склады-автоматы и сортировщики палет, AGV, дроны и т.

Отмечается еще одна тенденция — поставщики WMS создают единые платформы уровня «исполнение цепей поставок» (SCE — Supply Chain Execution) и шире — «управление цепями поставок (SCM — Supply chain management). На рынке отмечается появление модели продаж по технологии SaaS (Software as a Service) — программное обеспечение как услуга. В системы управления внедряются новые механизмы.

«В последнее время применяются облачные технологии для управления несколькими распределенными складскими комплексами, например, решение «Удаленный склад», — рассказывает Даниил Першин. — Практикуется управление коммерческой деятельностью склада (Billing), управление человеческими ресурсами (Labor management), включая мотивационные механизмы, интеграция с системами голосового управления складом, применение на складе мобильных устройств гражданского назначения на базе ОС Android, RFID. Появились многочисленные механизмы по автоматизации приемки на склад, как с использованием принтеров-аппликаторов, так и без, механизмы группового отбора, оптимизации хранения, инвентаризации склада с помощью дронов и самоходных штабелеров».

Система управления складом требует учета особенностей и потребностей конкретного ритейлера. Как правило, доработки WMS могут быть существенны в случае необходимости интегрировать систему с узкоспециализированным оборудованием склада — определенными моделями систем хранения или сортировщиками заказов, системами оптимизации погрузки или хранения, мобильными стеллажными системами, не имеющими стандартизированных интерфейсов для интеграции, и так далее. В остальных случаях требуется настройка уже существующего функционала.

Основные критерии выбора WMS: бюджетные ожидания, степень соответствия предлагаемого решения в рамках тендера требованиям RFP в плане функционала, производительности и опыта компании в конкретной области (например, продуктовый ритейл или ритейл одежды и обуви).

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

Даниил Першин, руководитель отдела маркетинга компании «Солво».

Важным параметром выбора WMS является возможность компании-вендора предоставить решение «под ключ», включающее оптимальный микс лицензий на ПО, оборудования и услуг.

В последнее время для ритейлеров становится очень важным опыт вендора WMS в области автоматизации складов e-commerce и fulfillment центров.

В оптимизации и автоматизации складских процессов помимо систем класса WMS могут использоваться системы или модули оптимизации отдельных процессов внутрискладской логистики: система укладки коробов на палете, укладки в автотранспорт с учетом нагрузки на ось, измерения масса-габаритных характеристик груза, низкоуровневые (уровень управления на уровне контроллеров оборудования) системы управления классов WCS и MES.

Читать также:  В области международного налогового права

Методом математического моделирования

Следующий уровень автоматизации — применение математических методов для моделирования, оцифровка топологии и активов склада. Построение модели позволяет создавать идеальную картину склада, предиктивно смотреть на процессы, не только внутренние, но и внешние — складской двор, грузовые потоки между складами, перевозка из центрального хаба на локальные и так далее. «Методами моделирования в России пользуются 10—15% складов, — считает Антон Рудашевский. — Эта категория автоматизации у нас находится в зачатке, так как логисты на местах хотят ограничиться собственной экспертизой и идти по методу проб и ошибок, но практика показывает, что это ведет к рискам и негативным затратам».

Третья категория — системы мониторинга и трекинга. Это технологии, позволяющие оцифровать передвижение объектов (грузы, погрузчики, люди) внутри склада в режиме реального времени, сопоставить идеальную математическую модель с реальными процессами и оценить, насколько они реализуются в рамках составленной модели. Внедряются компаниями, осознавшими, что уровень ручной оптимизации уже не дает им возможности развиваться. Пока этими технологиями пользуются единицы.

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

Четвертый этап — роботизация склада. Отсутствие ручного труда, роботы-тележки, способные перемещать палеты по территории склада, системы, работающие с этажностью стеллажей, и так далее. Движение в сторону роботизации — мировая тенденция, вызванная необходимостью ускорения логистических процессов и повышения точности управления товарными запасами. Особенно актуальна для сегмента e-commerce. Известно, что гигант интернет-торговли — компания Amazon — роботизировала свои склады.

«Роботизация имеет технологические ограничения, — рассказывает Антон Рудашевский. — Робот не может возить сначала арматуру, потом айфоны, поэтому подходит только для работы с однотипными грузами. В этот сегмент попадают многие e-commerce-ритейлеры, продающие однотипные, мелкогабаритные товары, что дает им возможность полностью роботизировать склады. Думаю, пока в России найдется не больше одного десятка компаний, внедривших роботов на складе».

Обязательный этап

Почему не происходит массовое внедрение роботизации даже в компаниях, оперирующих однотипными и одноразмерными товарами? Одна из фундаментальных причин — отсутствие четкого построения бизнес-процессов.

«Во многих компаниях процессы неточно сформулированы, непонятны, поэтому между ними нельзя выстроить взаимосвязь, — поясняет Антон Рудашевский. — Плохо построенный процесс можно оцифровать, но он не будет работать. «Цифру» нельзя «подкрутить», «цифре» нельзя позвонить, с ней нельзя договориться, она работает по заданным правилам и нормам, и если что-то не стыкуется, автоматизация не получится. Я уверен, многие хотят переходить на более высокие уровни цифровизации, но не готовы к подобным внедрениям. Придется сначала заниматься процессами более низкого уровня. И если учетные системы есть у всех, то математическое моделирование и анализ движения объектов на складе применяет минимальное количество компаний».

Внедрение технологий, связанных с моделированием склада и процессов, тормозят отсутствие достаточного предложения и недоверие ритейлеров к сторонним разработчикам.

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

Система услуг построения модели склада в России довольно молодая. Хедлайнеры этого направления начинали с формирования внутри своей компании математических команд для решения конкретных локальных задач. Например, такова история компании «Деловые линии», которая сформировала департамент математиков и успешно решала свои задачи автоматизации. Через 3—4 года успешных решений компания стала выводить услуги на внешний рынок.

Проблема в том, что сами математики — производители решений — обычно люди некоммерческого склада, и из таких коллективов редко получаются предпринимательские команды, которые не только создают, но и упаковывают, и продвигают свое решение на рынок. Поэтому в России временной разрыв между успешным применением математического решения и выводом его на рынок в виде услуги составляет 3–4 года.

С короткими спринтами

Сегмент крупной заказной разработки на российском рынке постепенно сокращается. За годы крупных комплексных ИТ-внедрений у ритейлеров накопился немалый негативный опыт, ставший причиной снижения доверия к компаниям-разработчикам.

Нередко выяснялось, что компании не получили тех возможностей и опций, на которые рассчитывали, стоимость решения оказывалась более высокой, чем планировалось, а внедрение проходит так долго, что за это время успевал измениться сам бизнес.

Нарастает новый тренд — продуктовые разработки в короткие сроки. Компания-разработчик создает минимальный продукт — MVP (minimum viable product), с которым идет к клиенту. Клиент доводит этот продукт до ума силами либо собственных программистов, либо разработчиков продукта. В модели MVP используются гибкие методологии разработки, в том числе agile-подход, разработка части продукта силами выделенной команды (scrum-команда) с недельным сроком исполнения (спринтом) и приемкой работ. При таком подходе уменьшаются риски, имеется возможность сразу попробовать, как решение работает на практике, выявить ошибки и внести корректировки.

Таким образом, ИТ-услуги становятся более понятными и короткими в реализации: если раньше проекты внедрялись 8–14 месяцев, то сейчас 3, максимум 6 месяцев.

«Клиенты стали более требовательными к готовности продукта, — рассказывает Антон Рудашевский. — Разработчики должны предоставить качественную, короткую и приемлемую по деньгам услугу, которая будет объединена с бизнес-эффектом. Если раньше продукт разрабатывался по требованиям клиента, то сейчас — по потребностям: клиент формулирует проблемы и бизнес-потребности, а разработчики адаптируют эти потребности в ИТ-решения и несут ответственность не за выполненное ТЗ, а за конечный результат внедрения».

Обзор актуальных решений

С 15 по 17 апреля в «Крокус Экспо» будет проходить крупнейшая Международная выставка транспортно-логистических услуг и технологий TransRussia. Расскажем о нескольких самых известных, а также инновационных ИТ-решениях в логистике, которые будут представлены в рамках выставки.

Наиболее распространенные программные продукты, внедренные и работающие на многих РЦ, складах и в логистических компаниях сделаны на  «1С». Их можно будет увидеть на стенде компании «1С-Рарус».

«1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» — это комплексное решение для транспортной экспедиции, позволяющее управлять собственным автопарком, контролировать работу наемного транспорта, учитывать различные виды перевозок, в том числе сложные, мультимодальные, LTL- и FTL-перевозки. Продукт актуален для транспортно-логистических компаний, для транспортных подразделений производственных, торговых и прочих организаций с собственной службой доставки, в том числе интернет-магазинов. В основе решения — опыт «1С-Рарус», полученный на проектах в компаниях ПАО «АВТОВАЗ», ГК WETT, «Еврологистик» и других. Сейчас систему успешно используют сотни компаний-клиентов «1С-Рарус»: АО «Милитцер и Мюнх», ООО «ИксПиО Лоджистикс Фреш», ООО «Брозэкс», Star-Cargo Berlin GmbH, ООО «Очаковская логистическая компания» («О. «), ООО «Карго траст», ООО «Агат-Транс», «АЛРОСА-ТЕРМИНАЛ», ООО «РАЙДКАР», ООО «Фреш Фрост Транс» и многие другие.

«1С:Управление Автотранспортом. Проф» — совместное решение фирмы «1С» и компании «1С-Рарус», предназначенное для автоматизации управленческого и оперативного учета работы автопарка: в автотранспортных предприятиях; в транспортных подразделениях торговых и производственных компаний; в прочих компаниях с различной отраслевой спецификой. Программа широко известна в среде российских автотранспортных предприятий, ее успешно используют ПАО «АВТОВАЗ», ФГУП «Почта России», ПАО «РусГидро», ГК «Бавария», ООО «Дикси Транс», ООО «Каршеринг Руссия», УК «Татнефть-ТрансСервис», ООО «Компания Востсибуголь», ООО «ГазпромТрансгаз Югорск», ОАО «Региональные электрические сети» и другие компании, обладающие автопарками более чем из 100 транспортных единиц, и в том числе такие, размер автопарков которых превышает 10 000 транспортных единиц.

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

Компания «Солво» планирует представить новую концепцию управления логистическими объектами — Solvo. SCE. Эта концепция соответствует тренду создания единых платформ уровня SCE (Supply Chain Execution) и SCM (Supply chain management), когда конкретные решения формируют единую интегрированную платформу, в которую по мере развития бизнеса легко встраиваются новые модули и продукты посредством сервисно-ориентированной архитектуры (SOA). Платформа объединяет флагманские решения Solvo. WMS для управления складом, Solvo. TOS для управления портами и контейнерными терминалами, Solvo. Yard для управления складским двором и Solvo. Billing и Solvo. WEB для управления взаиморасчетами с грузовладельцами / заявками от контрагентов.

BIA-Technologies представит на выставке несколько новых для рынка решений.

BIA-Экспертиза — комплекс услуг по адаптации работы систем «1С» к растущему бизнесу компании. BIA-Экспертиза осуществляется компанией BIA-Technologies в рамках проекта фирмы «1С» — Центры корпоративной технологической поддержки (ЦКТП). Как правило, рост компании и увеличение нагрузки на систему влечет за собой ошибки, необходимость изменять настройки или срочно докупать «железо». BIA-Экспертиза решает задачи масштабирования системы, помогает справиться с большинством проблем при работе с системой автоматизации — от «помогите сделать работу быстрее» и до проведения масштабных мероприятий по эмуляции работы продуктовой среды. В рамках экспертизы проводится нагрузочное тестирование, позволяющее определить поведение информационной системы в измененных условиях. Подобная работа была проведена для компании «Деловые линии».

«Тракт» — автомобильный навигатор с картографией, разработанный под нужды водителей грузового автотранспорта. Навигатор действует следующим образом: водитель вводит в приложение параметры своего грузовика, а система прокладывает путь, учитывая все особенности и ограничения для грузовиков (может ли данная фура проехать под мостом, разрешено ли по дороге ехать большегрузу, если можно, то в какое время и т. Приложение запущено в середине 2018 года, к марту 2019 года у него уже свыше 30 000 постоянных пользователей.

BIA Proximity — высокоточное отслеживание объектов в режиме реального времени при помощи технологии iBeacon. Пилот реализован на российском заводе, производящем удобрения: сотрудников отслеживают при помощи Bluetooth-сигнала на мобильные устройства, а местоположение техники и продукции завода определяют по маякам. Такое отслеживание позволяет в реальном времени понять, где находятся активы, когда актив использовался в последний раз, кто или что вступали в контакт с активом и т. В итоге сокращается время на отслеживание, особенно на большой территории, предотвращается воровство, ускоряются сроки инвентаризации и т.

В логистике используется электронная коммерция и четыре уровня автоматизации

Антон Рудашевский, директор продуктового офиса BIA Technologies

Внедрение ИТ-решения обязательно должно иметь бизнес-эффект, снижать потери и приносить прибыль. Иначе это не инновация, а просто исследовательский опыт, R&D.

Выставка TransRussia — это концентрация компаний, связанных с логистикой, платформа, на которой разработчики могут показать свои возможности и получить от бизнеса обратную связь.

С 15 по 17 апреля в «Крокус Экспо» будет проходить крупнейшая Международная выставка транспортно-логистических услуг и технологий TransRussia. Все ИТ-решения транспортной отрасли — здесь. Получите бесплатный билет, используя промокод tr19iTALA.

Первое: аренда помещения:

  • сколько нужно места;
  • где удобнее разместить склад;
  • какие условия хранения предстоит обеспечить.

Второе: создание логистической службы:

  • проанализируйте товарооборот и собственные возможности;
  • для небольшого магазина — несколько курьеров;
  • для большого — полноценная курьерская служба.

Третье: закупка товаров:

  • соблюдайте баланс между ценой товара в связке с объемом заказа и риском нераспродажи товарных остатков;
  • объем закупок зависит  от товарооборота, объема заказов, от установленных сроков хранения, сезонности спроса.

Четвертое: приемка товаров:

  • нанимайте подрядчика на обработку заказов;
  • занимайтесь приемкой самостоятельно с помощью CRM-системы;
  • всегда будьте на связи с клиентом и информируйте его об изменении сроков и условиях доставки товаров.

Пятое: отлаживание процедуры инкассации:

  • работайте только в белую с использованием ККО и в соответствии с 54-ФЗ;
  • если нет денег на покупку и внедрение такого оборудования, арендуйте онлайн-кассу.

Шестое: качество клиентского сервиса:

  • проверяйте, чтобы курьерская служба работала исправно, т.е. доставляла товары надлежащего качества и в срок;
  • мониторьте все возвраты и жалобы клиентов, классифицируйте их. Не бойтесь и не ленитесь периодически звонить клиентам и узнавать у них, что понравилось и чем они остались недовольны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *