В справочной статье «Электронные государства» на странице 2 описана сфера применения понятий электронной коммерции и электронного правительства

E-commerce — она же электронная торговля или электронная коммерция — объединяет все площадки и сервисы, где оплата происходит онлайн. В первую очередь — интернет-магазины, которые принимают электронные платежи

  • Типология электронной торговли
  • Как развивается e-commerce в России и мире
  • Лидеры рынка и успешные кейсы
  • Будущее электронной торговли

В действительности, e-commerce — это не только финансовые или торговые транзакции, осуществляемые с помощью сетей, но и цепочки глобальных бизнес-процессов, связанных с проведением транзакций.

Сегодня к электронной коммерции относят электронную покупку или продажу товаров через онлайн-сервисы или через интернет, мобильную коммерцию, электронные переводы средств, управление цепочками поставок, интернет-маркетинг, онлайн-обработку транзакций, электронный обмен данными (EDI), системы управления запасами и автоматизированные системы сбора данных.

Первую покупку в интернете совершил американец Фил Бранденбергер в 1994 году. Он заказал на сайте новый альбом Стинга «Ten Summoners’ Tales» и оплатил $12,48 (не считая доставки) своей Mastercard. Чуть позже на рынок пришли Amazon и Alibaba, которые стали его пионерами и монополистами.

Что такое e-commerce сегодня и каким будет завтра?

В понимании большинства электронная коммерция, или e-commerce, — это электронная покупка или продажа онлайн. Те, кто заглядывает дальше, скажут, что e-commerce — это не только финансовые или торговые транзакции, осуществляемые с помощью сетей, но, что важно, цепочки постоянно совершенствующихся, глобальных бизнес-процессов, связанных с проведением транзакций. Те же, кто смотрит в будущее, а возможно, просто хорошо знает статистику, свидетельствующую о значительных темпах роста цифровой экономики за последние годы, ответят, что e-commerce — это ядро стремительно нарождающейся в мире цифровой экономики и результат взрывных темпов развития телекоммуникационных мощностей за последнее десятилетие.

Правы будут все. Доступ к электронной коммерции сегодня возможен с любого смарт-устройства: так, по данным исследовательской компании Juniper Research, сегодня в мире к интернету подключены 7 млрд устройств, а к 2022 году их количество увеличится до 50 млрд. И это при том, что население планеты — около 8 млрд человек. Так глобализация интернета, доступ к которому еще 10 лет назад был менее чем у 20% населения планеты, а сегодня есть почти у 45%, и неотвратимый рост телекоммуникационных мощностей способствуют появлению все новых бизнес-моделей и ломают принципы работы существующих отраслей. Цифровизация — единственный способ сохранения конкурентоспособности в Индустрии 4. И это не только обязывает традиционные компании следовать цифровому тренду, но наделяет новой силой малых и средних предпринимателей по всему миру.

Развитие глобальных маркетплейсов и их растущая доступность позволяет любому человеку практически в любой точке мира не только покупать, но и продавать — без барьеров, как на внутреннем, так и на внешних рынках, снижая издержки на производство и торговлю, а кроме того — экономить время. Немецкий портал Statista оценивает мировой рынок электронной коммерции 2017 года в $1,5 трлн, в 2019 — почти в $2 трлн, а к 2022 прогнозирует его последовательный рост до $2,5 трлн. Сегодня к электронной коммерции относят электронную покупку или продажу товаров через онлайн-сервисы или через Интернет, мобильную коммерцию, электронные переводы средств, управление цепочками поставок, интернет-маркетинг, онлайн-обработку транзакций, электронный обмен данными (EDI), системы управления запасами и автоматизированные системы сбора данных. Электронная коммерция основана на технологических достижениях полупроводниковой промышленности и является крупнейшим сектором электронной промышленности.

Электронная торговля — сделка или совокупность электронных сделок, совершаемых с помощью средств связи и информационных технологий, без составления и собственноручного удостоверения бумажных аналогов электронных контрактов. Такими сделками могут быть купля-продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит

Большинство фирм в Республике Беларусь уже занимаются электронной торговлей в Интернет, так как прямая продажа своей продукции через Интернет является самым привлекательным направлением применения Интернет-технологий в бизнесе. Существует два основных вида электронной торговли в Республике Беларусь, которые характеризуется тем, с кем та или иная компания ведет бизнес. Во-первых, это взаимодействие поставщика и предприятия (Business to Business) — включаются приложения для совместной работы, в частности, улучшение возможностей связи и совместной работы над информацией, возможность взаимодействовать компаниям эффективно. Во-вторых, это взаимодействие производителя (продавца) и потребителя (покупателя) (Business to Consumer) — обеспечивают безопасное проведение коммерческих операций, позволяют улучшить связь с существующими и привлечь новых клиентов.

Согласно Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года, одной из ключевых задач формирования электронной экономики является развитие электронной торговли. В настоящее время происходит гармонизация национальной и международной нормативной правовой базы в области электронной торговли, формируются единообразные подходы для ее регулирования.

Основу правового регулирования электронной торговли в Республике Беларусь составляют Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003 года «О торговле», Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об информации, информатизации и защите информации», Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

Основой функционирования электронной торговли является надежное и безопасное взаимодействие всех ее участников. Повышение безопасности и определенности электронных сделок решается путем применения различных электронных методов подписания и удостоверения подлинности.

Электронный маркетинг — комплекс мероприятий маркетинга компании, связанный с применением электронных средств. Основными видами электронного маркетинга являются Интернет-маркетинг, мобильный маркетинг, телефонные справочные службы.

С развитием сети интернет ведущую роль приобретает интернет-маркетинг. Его основные виды:

поисковый маркетинг в целом и SEO (search engine optimization) в частности

Продвижение в социальных сетях: SMO и SMM

прямой маркетинг с использованием email, RSS и т.

Электронное правительство – система предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство помогает государству стать максимально эффективным и удобным для граждан при небольших затратах.

При этом используются следующие типы взаимодействий:

G2C (government to citizens)

G2B (government to businesses)

G2E (government to employees)

G2G (government to governments)

C2G (citizens to governments).

В рамках программы «Электронная Беларусь» разработан автоматизированный единый регистр юр. лиц и предпринимателей, созданы первая очередь электронного документооборота госорганов, интегрированная информационная система «Электронная оптовая торговля», автоматизированная республиканская телемедицинская система электронного консультирования.

Практическое задание.

Повышение эффективности государственной системы управления обществом на основе использования информационных технологий является структурно-сложной комплексной постоянно обновляемой формой реализации государственной информационной политики.

Одним из самостоятельных ее элементов является создание информационной технологии «электронного правительства».

Основным документом, в соответствии с которым в России формируется электронное правительство, является Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (далее — Концепция), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р (в ред. Постановления Правительства РФ от 10. 2009 N 219).

Вторым документом, в соответствии с которым формируется электронное правительство, является Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р.

Третьим документом, определяющим порядок функционирования информационных систем электронного правительства, является Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697.

Следует отметить, что словосочетание «электронное правительство» вошло в обиход политики и практики информатизации последнего времени наряду с другими терминами, обозначающими комплексное развитие процесса удовлетворения информационных потребностей с помощью применения и использования ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). Придание новой формы обозначения такому процессу связано преимущественно с автоматизированными информационными системами (например, «электронное правосудие»), однако слово «электронное» стали распространять и на крупные проекты реформирования человеческой деятельности и перехода на ИКТ. Например, программы информационного обеспечения социально-экономического развития региона или города стали сокращенно обозначать наименованием «электронный регион», «электронный город».

Следуя названной тенденции, авторы разрабатываемого проекта организации деятельности органов исполнительной власти в условиях широкого применения ИКТ использовали термин «электронное правительство» для сокращенного обозначения названного проекта.

В современных словарях по языкознанию определение термина «электронное правительство» отсутствует, поэтому лингвистически его определить невозможно, поскольку употребление слова «электронное» при сочетании со словом «правительство» выбрано с большой степенью условности, как и другие понятие: «электронная информация», «электронный документ», «электронное правосудие» и все другие видовые названия, обозначающие новые разновидности продукции «цифровой» цивилизации третьего тысячелетия.

В тексте Концепции термина «электронное правительство» определяется как новая форма деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Характерными признаками понятия«электронное правительство» можно выделить следующие ее свойства.

Новая форма организации деятельности органов государственной власти.

Новизна формы деятельности государственных органов связана с широким применением информационно-коммуникационных технологий, в частности, создания автоматизированной информационной системы сбора, обработки, хранения и использования массива информации по различным областям человеческой деятельности. Названная система станет новым инструментом взаимодействия органов государственной власти между собой и гражданами или организациями.

Оперативность предоставления публичных услуг (значительное сокращение сроков) и их удобство будет обеспечиваться за счет автоматизации всех информационных процессов не только получения организациями и гражданами государственных услуг, но и предоставления информации о деятельности государственных органов.

Формирование «Электронного правительства» в Российской Федерации стало возможным благодаря существованию ряда предпосылок.

Во-первых, широкому распространению информационно-коммуникационных технологий во всех сферах человеческой деятельности: социально-экономической сфере, государственном управлении, реальном секторе экономики, бизнесе и электронной коммерции, здравоохранении, образовании и науке, в повседневной жизни. По уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Россия стремительно сокращает отставание от развитых стран. Повышается уровень компьютерной грамотности. Высокими темпами развивается

Во-вторых, достижению определенного уровня информатизации органов государственной власти. Практически завершен этап первоначального оснащения органов государственной власти современной вычислительной техникой и создания соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения их деятельности. Вместе с тем результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.

Читать также:  Каковы семь наиболее важных показателей для владельцев интернет-магазинов?

В-третьих, в настоящее время практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного органа. Не определены приоритеты перевода государственных услуг в электронный вид. Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа граждан к созданным органами государственной власти сайтам в сети Интернет и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания граждан. До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронной форме.

В-четвертых, действующие государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативно-технической базы. Содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных, содержащихся в государственных информационных системах. Использование недокументированных форматов данных, протоколов обмена, иных закрытых информационных технологий и отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, и затрудняют доступ организаций и граждан к государственным информационным системам. Это снижает оперативность подготовки управленческих решений, совместимость информационных систем, что отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам.

В-пятых, инфраструктура информационного взаимодействия государственных органов еще несовершенна и находится в процессе реформирования. Практически отсутствует инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие органов государственной власти между с организациями и гражданами в рамках предоставления государственных услуг. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для определения и контроля целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти.

Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе информационно-коммуникационных технологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем. Получение необходимой информации и государственных услуг в большинстве случаев требует непосредственного обращения организаций и граждан в органы государственной власти, формирования запросов и предоставления необходимой информации на бумажном носителе.

Предоставление услуг, предусматривающих межведомственное взаимодействие или обращение граждан в несколько ведомств, связано с большой потерей времени и длительными задержками из-за отсутствия взаимодействия между соответствующими ведомственными информационными системами, что создает значительные неудобства для граждан. Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности всех государственных органов, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти.

Формирование электронного правительства требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.

Концептуальные основы строительства электронного правительства

Владимир Дрожжинов, Александр Штрик

Электронные правительства из категории экспериментальных технологий постепенно переходят в разряд повседневно используемых, хотя говорить о том, что они раскрыли весь свой потенциал, пока рано (см. European E-Government Scenario. — Gartner Symposium ITxpo 2000, 6-9 Nov. 2000, Palais des Congres, Cannes, France). В настоящее время в различных странах мира реализуется значительное число соответствующих пилотных проектов (см. таблицу).

Строительство э-правительств в различных странах мира

Хотя электронное правительство и электронная коммерция имеют общую инфокоммуникационную инфраструктуру, это различные технологии с разными целями и задачами. Задача э-коммерции — сделать более эффективными бизнес-транзакции. Электронное же правительство — это больше чем только проведение транзакций, в его рамках преобразуются традиционные способы и методы руководства (governance) и управления (management) страной. Правительства, которые обычно структурировали свою деятельность по географическим признакам (о эти властные вертикали!), должны теперь пересматривать свою роль и место в новом полносвязанном коммуникационном мире.

Наряду с позитивным влиянием на общество новые технологии порождают и новые проблемы. Эксперты компании Gartner, анализируя возможные пути строительства электронных правительств в странах Европы, выделяют три группы таких проблем:

— серьезные противоречия между политическими целями внедрения э-правительства, практическими преимуществами, достигаемыми с его помощью, и возможностями предоставления этих преимуществ всем членам общества;

— трансформация традиционных взаимоотношений правительство — граждане;

— необходимость разработки новых подходов к архитектуре поддержки онлайновых взаимоотношений, подготовке кадров, информационному обеспечению и планированию.

Ниже на примере стран Европы рассматриваются особенности организации электронных правительств с точки зрения разрешения перечисленных проблем.

Устранение противоречий между политическими целями, получаемыми преимуществами и возможностями их предоставления

Согласно установившемуся определению доминирующей задачей электронного правительства является трансформация внутренних и внешних взаимоотношений традиционного правительства на основе применения информационных технологий и коммуникационных сетей с целью оптимизации предоставления услуг населению и бизнесу, а также расширения степени участия граждан в процессах руководства и управления страной.

При этом понятие электронное руководство (управление) включает в себя разработку законов и регламентов, необходимых для функционирования цифрового общества и цифровой экономики, а также для обеспечения легитимности и эффективности деятельности э-правительства. В стратегическом плане оно должно охватывать все основные сферы жизни общества: социальную, технологическую, экономическую, экологическую и политическую.

Э-правительство фактически побуждает к трансформации все сферы деятельности общества. При этом в каждой из них существуют стимулы и факторы, способствующие формированию э-правительства, и барьеры, препятствующие этому.

Созданию э-правительств в определенной степени способствовало желание граждан в какой-то мере контролировать выполнение властями своих обязательств. При этом возникли и утверждаются новые реальности, которые связаны, в частности, с появлением новых профессий, возникновением конкуренции на уровне правительство — правительство (G2G) и правительство — бизнес (G2B), с развитием технологий и средств многоканальной доставки информации гражданам (G2C), с использованием новых кадровых стратегий и стратегий финансирования деятельности э-правительства, а также с утверждением новых принципов взаимоотношений общества и власти.

Главной движущей силой формирования э-правительства стал переход к новой или цифровой экономике и к информационному обществу.

Для того чтобы предоставить гражданам наибольшие преимущества, необходимо, чтобы э-правительство было доступно каждому и в любом месте. Именно исходя из этого все европейские страны разрабатывают свои программы и планы по его формированию.

Четыре фазы трансформации правительства. В процессе перехода от традиционного правительства к полностью электронному специалисты выделяют четыре основных фазы.

Первая фаза — организация Web-сайта правительственных органов и его регулярное обновление, что требует соответствующего контента и сопровождения. Поскольку застывший Web-сайт не имеет ценности, необходим персонал и процедуры, которые будут оперативно предоставлять пользователям новую информацию. При этом должны использоваться технологии, работающие в круглосуточном режиме.

Вторая фаза состоит в организации интерактивного взаимодействия правительства с гражданами и бизнесом. Все предоставляемые документы и файлы должны быть проиндексированы. Соответственно, необходимы эффективные инструменты поиска нужных Web-сайтов и данных. На этой фазе необходимо решить проблемы общественных доменов. Одни и те же документы, которые находятся на общественном домене и в бумажном варианте, могут иметь различный правовой статус.

На третьей фазе реализуется обработка транзакций и одной из серьезных проблем становятся платежи и безопасность работы. Важную роль играют интерфейсы со старыми информационными системами, поддержка возможностей самообслуживания граждан, а также распределенные инфраструктуры и обеспечение безопасности работы с ними.

Четвертая фаза характеризуется активным переходом на новые технологии и приложения, поддерживающие возможности использования межведомственной информации и новых видов услуг. Эта фаза фактически завершает процесс перехода от традиционного правительства к электронному.

Э-правительство и приоритеты граждан. Э-правительство должно выдерживать баланс между интересами бизнеса и граждан, а также между государственными и социальными приоритетами.

Проблемы бизнеса включают: налогообложение, конкуренцию, защиту собственности, качество правительственных услуг. Для граждан наиболее важными являются свободный доступ к информации, сохранение персональных данных, ответственность правительства и выполнение им своих обязательств. В странах Европейского союза законодательство традиционно было ориентировано на граждан, однако со временем законы сделались более благоприятными для бизнеса, особенно в таких областях, как мобильная связь, электронная коммерция и телекоммуникации. В США растет интерес к сохранности персональных данных.

Стимулы и факторы в различных сферах жизни общества, способствующие

формированию э-правительства, и барьеры, этому препятствующие

Классификация моделей э-правительства. Модели э-правительства различаются в зависимости от того, ориентированы ли они на его внутреннюю организацию или на его внешнюю деятельность. В настоящее время сформировались четыре основных модели э-правительства. Каждая из них выполняет свою роль и в разной степени приближается к идее полной реализации э-правительства.

Кибернетический офис: начальная стадия трансформации правительства в электронное, когда электронное управление в основном фокусируется на предоставлении гражданам электронных услуг. Модель ориентируется на внутреннюю деятельность и отражает наиболее низкий уровень развития э-правительства. В настоящее время распространяется в Италии, Германии и Японии.

Бюрократическая структура: интеграция различных министерств сопровождается появлением проблем сохранения государственной тайны и поддержки безопасности. Предоставление услуг гражданам остается в руках правительства. Модель также ориентирована на внутреннюю деятельность, но в отличие от предыдущей отражает более высокий уровень развития э-правительства и инициируется сверху.

Сервисное агентство: получение гражданами новых услуг начинает осложняться проблемой их выбора и низким качеством доставки потребителю. Модель ориентируется на внешнюю деятельность, но отражает относительно низкий уровень развития электронного управления. В настоящее время такая модель характерна для Голландии и США.

Полностью электронное правительство: эксперты считают, что на создание такой модели потребуется от двух до пяти лет. При этом необходимо затрачивать постоянные усилия на интеграцию стратегических планов формирования электронного правительства и планов перехода к цифровому обществу. Стремление к подобному наивысшему уровню развития электронного правительства характерно для Великобритании, Австрии и Сингапура.

Читать также:  Федеральные проекты входящие в национальный проект цифровая экономика

По прогнозам аналитиков, к 2005 г. около 80% национальных стратегических планов формирования электронных правительств, которые не интегрированы с планами построения цифрового общества, не оправдают ожидания общества в области предоставления требуемых услуг и будут провалены.

Эффективность стратегии электронного правительства определяется достижением баланса между предоставляемыми гражданам услугами, экономической выгодой и получаемой политической отдачей. Юридические лица рассматривают взаимодействие с ведомствами как коммерческое предприятие, приносящее им преимущества за счет создания прогрессивного имиджа или повышения показателя возврата инвестиций. Для этого ведомства в свою очередь должны предоставлять потребителям удобный доступ к услугам через различные каналы. Взаимоотношения между правительством и гражданами являются более сложными, чем с бизнесом, из-за наличия связи между практической пользой э-услуг и требованием политической отдачи от их внедрения. В зависимости от ценности услуг, предоставляемых гражданам, политическая отдача становится реальным фактором, который способен либо продвигать, либо тормозить инициативы электронного правительства.

Если политическая отдача обеспечивает стабильность и полный консенсус в обществе, если деятельность максимально эффективна, а предоставляемые услуги отличает самый высокий уровень качества, то можно говорить о сбалансированности действий э-правительства и характеризовать его стратегию как успешную и рациональную. В числе основных мер, способствующих успеху стратегии, важное значение имеют: анализ достижений и допущенных ошибок; использование пилотных проектов и эксперименты с новыми финансовыми или кадровыми моделями; привлечение специалистов по ИТ к принятию политических решений; выработка твердых программ во всех трех перечисленных сферах с ясными конкретными целями и объектами и т.

Согласно прогнозу Gartner, к 2004 г. более 70% услуг э-правительства, не имеющих конкретной ценности, высокой эффективности и политической отдачи, не оправдают ожиданий граждан. В то же время эксперты считают, что возможны ситуации, когда стратегия э-правительства в той или иной степени может оказаться успешной, однако вероятность таких ситуаций, по их оценкам, не превышает 0,2.

Конвергенция руководства. Власть является правовой организационной структурой, обеспечивающей принятие решений в области выбора предоставляемых видов услуг, а также применяемых в конкретных организациях типов архитектур, стандартов и пр. Э-руководство в целом охватывает разработку, распространение и поддержку политики, законов и создание регулирующих структур, необходимых для формирования цифровой экономики, э-правительства и информационного общества. При этом в рамках э-руководства выделяются три основных элемента:

1) развитие и внедрение ИТ, необходимых для ежедневного функционирования правительства;

2) глобальное управление, охватывающее деятельность различных департаментов и министерств, на основе унифицированной информационной архитектуры;

3) проведение управляющей политики и регулирования в масштабах всей страны.

Когда эти три элемента будут полностью разработаны и реализованы в рамках единой архитектуры (она получила название “кооперативная архитектура” и будет рассмотрена ниже), можно говорить о едином и унифицированном электронном руководстве. Однако, согласно прогнозу, к 2003 г. не более 10% министерств и ведомств будут задействованы в проектах или структурах, направленных на создание э-правительства, и преодолеют все культурные, финансовые и политические проблемы, необходимые для достижения такой цели.

Версия для печати

23 сентября 2022 г. (пятница), 10:00 — 17:00, онлайн/офлайн, Москва28 октября 2022 г. (пятница), Москва

Какие возможности дает электронная платформа каждому?

Продавать так же просто, как и покупать. Эксперты РЭЦ на сессии, посвященной e-commerce в рамках форума «Сделано в России», отметили, что электронная платформа — это возможность, которая есть сегодня у любого производителя, и неважно — что он производит. Маркетплейс позволяет найти своего клиента с минимальными издержками, снимая границы и барьеры. Продавцы, активно использующие интернет-каналы для расширения сферы своего влияния (международные площадки Amazon, eBay и прочие), получают возможность в десятки, сотни и даже тысячи раз расширить приток покупателей, увеличив доходы. И все это без крупных дополнительных временных и финансовых вложений. Сегодня Российский экспортный центр оказывает предпринимателям активное содействие в выборе бизнес-инструментов электронной коммерции и понимании их эффективного использования. Услуги РЭЦ по экспорту через каналы электронных продаж включают, среди прочего, методические пособия о доступе на международные торговые интернет площадки, консультирование по способам организации экспортной интернет-торговли и непосредственно размещение продукции на электронных торговых площадках с уже упомянутой ранее господдержкой. И если пример российской Wildberries кажется кому-то недосягаемым, то РЭЦ на сессии e-commerce представил гораздо более доступные: например, онлайн-магазин одежды для кукол Elenpriv молодой предпринимательницы Елены Передреевой. Своим звездным часом Елена назвала появление в России Paypal, позволившей студентке превратить хобби в бизнес и получать заказы из Японии, Италии и США. Сегодня Елена продает одежду для кукол в 55 стран мира, в компании заняты 40 человек, а в ближайшей планах — выход на Amazon.

Виды e-commerce

Электронную торговлю можно классифицировать по двум признакам:

  • физические товары — продукты, одежду, мебель, электронику, бумажные книги;
  • цифровые товары — музыка, кино и сериалы, электронные книги, онлайн-курсы;
  • услуги — фотосъемка, уборка, помощь с переездом и т.д.
  • b2c (business to consumer, «бизнес для потребителя») — интернет-магазины, которые продают товары или услуги потребителям напрямую, то есть в розницу;
  • b2b (business to business, «бизнес для бизнеса») — компания продает что-то другим компаниям. Это может быть оптовая торговля — чтобы покупатель потом реализовал эти товары потребителям в розницу. Или же товары и услуги, предназначенные для корпоративных нужд: например, кассовое оборудование, облачные хранилища и сервисы, международная доставка грузов;
  • c2b (consumer to business, «потребитель для бизнеса») — отдельные люди (физлица) предлагают товары и услуги для компаний. Яркий пример — исполнители на аутсорсинге: дизайнеры, программисты, создатели контента;
  • c2c (consumer to consumer, «от потребителя к потребителю») — люди продают друг другу товары и услуги напрямую: няни, репетиторы, кондитеры, дизайнеры одежды;
  • g2b (government to business, «от правительства к бизнесу») — государственные органы поставляют что-то для бизнеса: например, использование радиочастот, воздушного пространства, сервисов для сбора и обработки данных;
  • b2g (business to government, «бизнес для правительства») — обратный процесс: например, товары и услуги в рамках госзакупок, ПО, электроника;
  • c2g (consumer to government, «от потребителя к правительству») — когда потребители оплачивают различные госуслуги.

Два самых распространенных типа — b2c и b2b.

Будущее электронной торговли

Рынок e-commerce продолжит расти. По данным Nasdaq, к 2040 году до 95% всех покупок будут совершать в интернете.

Среди глобальных трендов в развитии электронной торговли стоит выделить:

  • осознанное потребление (экологичные перерабатываемые товары в противовес одноразовым),
  • бесшовный (омниканальный) шопинг,
  • внедрение дополненной и виртуальной реальности,
  • «невидимые» платежи и оплата по лицу.

Другими словами, магазины стремятся сделать процесс покупки не только максимально быстрым и комфортным, но еще и увлекательным. Это, помимо прочего, становится вызовом для классического маркетинга.

Как работают AR-функции в приложениях Amazon, Gap и других

Электронная торговля берет курс на персонализацию: за счет «умного» поиска и подбора товаров, персональных рекомендаций, онлайн-стилистов и прочих инструментов. ИИ сможет анализировать все ваши покупки и предпочтения, составляя личные рекомендации с учетом ваших особенностей. Продуктовые сети уже реализуют подбор товаров на основе генетического теста и базовых медицинских показателей.

Подробнее о том, как будет развиваться онлайн-торговля продуктами и готовой едой — в материале РБК Трендов.

Еще один заметный тренд — гибридные форматы: когда офлайн-супермаркеты и розничные сети переходят в онлайн и открывают целые зоны для самовывоза или оформления покупок через интернет. Другой пример сочетания офлайн- и онлайн-формата — магазины Amazon Go: клиент может купить любой товар без касс и продавцов с помощью приложения и камер с распознаванием лиц.

Среди других трендов:

  • под давлением рынка цифровизацию постепенно воспринимают даже в консервативных сферах потребрынка, завязанных на офлайн-продажи — например, застройщики и автодилеры;
  • мировой рынок b2b e-commerce, который уже превышает обороты b2c, будет расти опережающими темпами, в среднем 17,5% ежегодно до 2027 года;
  • мобильные приложения вытеснят все прочие каналы онлайн-продаж — на помощь потребителям придут «умные» голосовые помощники, AR-приложения для примерок, а также оплата при помощи PayPass.

Как развивается e-commerce в России и мире?

С ростом цифровизации и массовым переходом в онлайн e-commerce стала драйвером ключевых изменений в мировой экономике. Доступ к электронной коммерции сегодня возможен с любого смарт-устройства: к апрелю 2022 года в мире насчитывалось 5 млрд уникальных пользователей интернета, что составляет 63% населения Земли. Соответственно, меняются подходы к тому, как запускать и продвигать новые продукты.

Вот главные цифры на сегодня:

  • В 2021 году число онлайн-покупателей в мире достигло 2,14 млрд человек. В 2019 году их было 2,05 млрд, а в 2018-м — 1,79 млрд.
  • Всего на электронную торговлю в 2021 году пришлось более 18% от всех розничных продаж в мире, а в 2023-м — 22%;
  • Объем интернет-продаж в 2022 году составит $5,5 трлн;
  • Среди главных причин, по которым люди заказывают товары онлайн — бесплатная доставка (53%), акции и скидки (41%), возможность прочитать отзывы (35%), простота возврата (33%) и скорость оформления заказа (30%);
  • 33,6% клиентов перед покупкой сравнивают цены на товары в онлайн-приложении и обычном магазине, 81% подробно изучают информацию в Сети перед крупными покупками.

В справочной статье "Электронные государства" на странице 2 описана сфера применения понятий электронной коммерции и электронного правительства

Сегодня Китай — абсолютный лидер онлайн-торговли: в 2021 году сегмент e-commerce там впервые в мире превысил половину всего рынка розничных продаж. Следом идут Южная Корея с 28,9%, США с 15% и Западная Европа с 12,8%. Объем онлайн-продаж за 2020 год в Китае составил $2,3 трлн, в 2021-м — почти $2,8 трлн, а в 2022-м ожидается около $3,1 трлн.

Для сравнения, в США рынок e-commerce в 2020 году, по данным eMarketer, составил $709,8 млрд и превысит $1 трлн к 2024 году. Почти половина (45%) всей электронной торговли в стране приходится на продажи через мобильные приложения.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, объем рынка электронной коммерции в России за 2021 год составил ₽3,6 трлн. Это на 13% больше, чем годом ранее.

Читать также:  Достижения цифровизации в мире

В справочной статье "Электронные государства" на странице 2 описана сфера применения понятий электронной коммерции и электронного правительства

Поддержка электронной коммерции в России на период до 2024 года регулируется нацпроектом «Цифровая экономика». Основными целями документа являются повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) минимум в три раза по сравнению с 2017 годом, и создание устойчивой, безопасной и общедоступной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных.

Динамично, о чем свидетельствуют многочисленные профильные исследования. По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), в 2018 году в сфере электронной торговли Россия продала товаров и услуг на $35 млрд. В этом году страна заняла девятое место в мире по объему электронной коммерции, а общий тренд мирового роста позволяет уверенно предполагать дальнейшее наращивание объемов e-commerce. В то же время продажи Китая, абсолютного лидера сегмента электронного ретейла в мире, за 2018 год составили $1,5 трлн, а в 2019 году могут достичь $2 трлн. По данным Statista, рынок электронной коммерции США принес в 2017 доход в $421 млрд, Европы — $330 млрд, дальнейший мировой рост также уверенно прогнозируется вместе с неминуемым объединением онлайн и офлайн ретейла.

Возвращаясь к российским реалиям, старший вице-президент РЭЦ Алексей Кожевников отмечает фокус центра именно на китайский опыт электронной торговли: «Мы изучаем китайский опыт работы с маркетплейсами, проникновение онлайн-систем в ретейл и привлекаем китайских партнеров с целью проведения тренингов для наших экспортеров, желающих развиваться в e-commerce». Фокус на Китай не случаен: 11 ноября 2019 года, в китайский «день холостяков», китайские маркетплейсы сделали продажи на $40 млрд, то есть — на $5 млрд больше, чем Россия за весь 2018 год.

С целью поддержки роста объемов e-commerce в РФ в период с 2019 по 2024 год создан нацпроект «Цифровая экономика». Основными целями нацпроекта являются повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее, чем в три раза по сравнению с 2017 годом, и создание устойчивой, безопасной и общедоступной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных. Российским экспортным центром создан целый ряд сервисов для поддержки e-commerce: РЭЦ уже помогает предпринимателям в части подбора инфраструктуры, площадок, образования, регистрации и, что важно, господдержки. Центры поддержки экспорта РЭЦ в регионах субсидируют затраты предпринимателей, желающих регистрироваться и продвигать свою продукцию на маркетплейсах. Форсированная интеграция России в цифровизацию торговли, переход от массового производства к таргетированному клиенту, от крупных производителей к средним и малым компаниям на электронных платформах — актуальные задачи РЭЦ.

Какие самые успешные кейсы е-commerce?

Чтобы понять, как это возможно, достаточно оценить успех Alibaba — одной из крупнейших виртуальных торговых платформ Китая, зарабатывающей исключительно электронной торговлей. Измерить успех Alibaba просто: можно взять топ-100 первых российских компаний по капитализации, сложить их вместе и получить приблизительную цифру капитализации Alibaba — порядка $500-550 млрд. Впрочем, и в России есть прорывные кейсы электронной коммерции. Например, российский онлайн-ретейлер Wildberries Татьяны Бакальчук — это 15 лет на рынке, 27 тыс. сотрудников в штате, 500 тыс. заказов в сутки, пять заказов в секунду и 3 млн артикулов на сайте. По всем параметрам Wildberries сегодня опережает средние темпы роста в e-commerce в России, а Татьяна Бакальчук в 2018 году впервые вошла в список Forbes, став второй в России женщиной-миллиардером после Елены Батуриной.

Монополист китайского рынка e-commerce и одна из крупнейших компаний в мире. Рыночная капитализация Alibaba на июнь 2022 года составляет $282 млрд, что делает ее 26-й в списке самых дорогих компаний мира. Компания основана в 1999 году и работает в трех направлениях: b2c (Tmall и Aliexpress), b2b (Alibaba) и c2c (Taobao). Все три платформы уже вышли на международный рынок (включая Россию), однако основная доля по-прежнему приходится на внутренний. У компании также есть своя платежная система Alipay, которая работает как международная.

Модель Alibaba аналогична eBay: она выступает в качестве агрегатора для продавцов — физлиц, магазинов или производителей — которые сами отправляют товар покупателям.

Главный конкурент Alibaba в Китае. В отличие от Alibaba, JD. com работает по модели Amazon: отгружает товары сторонних продавцов с собственного склада и отправляет через свою службу доставки. На конец 2020 года у компании было более 900 складов общей площадью 21 млн кв. В составе холдинга есть своя социальная платформа — Jingxi, а также сети магазинов у дома Xintonglu и JD New Markets и даже собственное направление коммерческой недвижимости. В ближайшем будущем JD планирует запустить свою цифровую валюту — e-CNY.

Amazon

Amazon — самый крупный розничный продавец в сфере e-commerce в США и один из крупнейших в мире. Компания располагает огромной сетью складов и сортировочных центров, а также собственной службой доставки, которая использует дронов и роботов, а в 2020 году приобрела еще и самолеты Boeing 767. Помимо основной b2c-платформы, есть также Amazon Business для клиентов-юрлиц.

Как устроена логистика в Amazon

Компанию основал в 1994 году Джефф Безос — изначально это был книжный онлайн-магазин. Спустя 25 лет Безос стал самым богатым человеком в мире с состоянием в $191,4 млрд, а сам Amazon — мировым гигантом онлайн-торговли. рыночная капитализация компании на июнь 2022 года достигает $1,07 трлн, а ее выручка за 2021 год составила $470 млрд — на 22% больше, чем годом ранее. Чистая прибыль за тот же период выросла на 57%.

Сейчас 60% дохода Amazon приносят ИТ-решения Amazon Web Services — облачные хранилища и сервисы. Компания регулярно запускает различные продукты и сервисы под своим брендом: электронные читалки Kindle, элементы «умного» дома, голосовой помощник Alexa, онлайн-кинотеатр Amazon Prime. У Amazon есть и офлайн-магазины Amazon Go. Они работают при помощи нейросетей с распознаванием лиц и компьютерным зрением: здесь нет касс и продавцов, а покупки оплачиваются автоматически через приложение.

Выпуск YouTube-канала «РБК Тренды» о магазинах без продавцов

EBay

eBay был создан в 1995 году как сервис онлайн-аукционов c2c: продавцы выставляли на аукцион вещи (часто подержанные), а покупатели делали ставки. Доставка товаров при этом лежит на продавце, а сам сервис берет комиссию за размещение лотов и занимается урегулированием споров. Позже на платформе появились коммерческие аккаунты частных предпринимателей и магазинов, а покупать стало можно и по фиксированной цене.

У eBay, как и у Amazon, есть свои сайты в разных странах — включая Россию. Однако компания не стала развивать дополнительные сервисы и собственную логистику. eBay так и остался онлайн-агрегатором, чья главная особенность — в том, что здесь можно найти редкие коллекционные вещи и даже ценный антиквариат. Выручка за 2021 год составила $10,5 млрд. Число активных пользователей на 31 декабря 2021 года составило 147 млн человек.

ASOS

Компания основана в 2000 году, а ее название расшифровывается как «As Seen On Screen»: «То, что ты видел на экране». Британский маркетплейс также работает по модели Amazon: агрегирует товары от поставщиков на своих складах и доставляет по всему миру. В основном это одежда, обувь и аксессуары брендов массмаркета, а несколько лет назад к ним добавилась еще и косметика. Биржевая капитализация — $1,1 млрд. У магазина есть локальные версии в разных странах Европы.

Wildberries

Один из крупнейших российских онлайн-ретейлеров на рынке уже 15 лет, а его основательница — Татьяна Бакальчук — возглавляет рейтинг богатейших российских бизнесвумен по версии Forbes: ее состояние оценивается в $21 млрд.

Wildberries продает одежду, обувь, аксессуары, бытовую технику и электронику, товары для дома. Все это компания доставляет с собственных складов через пункты выдачи (в 2020-м доля таких заказов составила 93%) или курьеров. В 2020 году оборот компании вырос на 96% по сравнению с 2019-м — до 437,2 млрд рублей, а число заказов — до 323,8 млн, достигнув 1,5 млн в сутки, что вдвое больше прошлогоднего показателя.

Ozon

Еще один гигант российского e-commerce с оборотом продаж почти ₽450 млрд за 2021 год

Компанию основали в 1991 году. Как и Amazon, первый интернет-гипермаркет в России начинал с торговли книгами. Сегодня 24% продаж Ozon приходится на электронику, остальное распределено между книгами, бытовой техникой, одеждой, косметикой, продуктами и прочими товарами. Как и Wildberries, маркетплейс сделал ставку на расширение пунктов самовывоза, причем с 2020 года делает это только под собственным брендом, а не через партнеров. Ozon доставляет товары в собственные постаматы и курьерами. Компания также запустила сервис по продаже авиабилетов Ozon. Travel.

«Яндекс. Маркет»

«Яндекс. Маркет» пришел на рынок 20 лет назад. До 2018 года развивался как агрегатор для интернет-магазинов, с 2018 года параллельно строил маркетплейс «Беру», который в 2020 году стал частью «Яндекс. Маркета». Сегодня это — маркетплейс, где магазины могут продавать свои товары, а пользователи — совершать покупки, выбирая из ассортимента в 4 млн товарных наименования.

Продавцам «Яндекс. Маркет» предлагает четыре модели сотрудничества с маркетплейсом:

  • отгрузка и доставка товаров силами магазина, маркетплейс как витрина;
  • отгрузка и доставка товаров со склада маркетплейса;
  • отгрузка товаров со склада продавца, доставка силами маркетплейса;
  • отгрузка части товаров со склада продавца, части — со склада маркетплейса.

Маркетплейс «Маркета» также предлагает другие сервисы для продавцов и покупателей: поиск по десяткам фильтров, сравнение цен на один и тот же товар, отзывы покупателей, рейтинги магазинов и платное продвижение.

На конец 2020 года на «Яндекс. Маркете» продавали свои товары более 8 тыс. продавцов, по рекламной модели размещалось 25 тыс. магазинов-партнеров, ежедневная аудитория достигла 6 млн уникальных посетителей.

В справочной статье "Электронные государства" на странице 2 описана сфера применения понятий электронной коммерции и электронного правительства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *