Цель, судя по всему, — уход от национального образования в сторону глобального
20 сентября 2021 в 16:02
Около 46% родителей, бабушек и дедушек школьников считают, что использование цифровых технологий в обучении влияет на качество обучения положительно, 26% оценивают их влияние негативно, а 12% полагают, что технологии не влияют на качество обучения.
ВЦИОМ провел инициативный всероссийский опрос, касающийся цифровизации школьного образования, 3 сентября. Под цифровыми технологиями подразумевалось использование электронных учебников, дневников, журналов и цифрового учебного оборудования.
По мнению 31% опрошенных россиян, в современных школах необходимо использовать больше цифровых технологий, 27% устраивает нынешний уровень проникновения «цифры» в школу, и еще 16% высказались за его снижение. Около 12% респондентов уверены в том, что цифровые технологии в общем образовании использовать не нужно.
В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Интервьюирование проводилось по стационарным и мобильным телефонам.
Ранее глава Минцифры Максут Шадаев до 2023 года пообещал обеспечить всех российских учителей планшетами. К 2024 году все школы и учебные классы в РФ должны иметь подключение к беспроводному Интернету.
Подписка на рассылку
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, посвященный отношению россиян к реализации национального проекта «Цифровая экономика». Согласно его результатам, о реализации нацпроекта «в той или иной степени» знает каждый второй россиянин (53%).
«Информированность о конкретных программах данного нацпроекта ощутимо выше», — отмечает ВЦИОМ. Так, о переводе социально значимых госуслуг в электронную форму информировано 88% опрошенных, о подключении к интернету социально значимых объектов — 84%, о доступности интернета и мобильной связи в удаленных населенных пунктах — 79%, о поддержке ИТ-бизнеса и ИТ-отрасли — 72%, об обучении цифровым навыкам и профессиям — 69%, об обучении школьников и взрослых в области искусственного интеллекта — 61%.
При этом повышение доступности интернета и мобильной связи в удаленных населенных пунктах не только вошло в тройку самых узнаваемых мер, но продемонстрировало наибольший прирост информированности за последний год. Если в декабре 2021 года об этой мере знал каждый второй (50%), то год спустя — уже 79% (+29 п.п.) Положительная динамика наблюдается и в отношении поддержки ИТ-бизнеса и ИТ-отрасли: доля осведомленных за рассматриваемый период выросла на 13 п.п. (декабрь 2021 г. — 59%).
«Цифровая трансформация отмечена россиянами как наиболее заметная и приоритетная мера среди всех тестируемых изменений прошедшего года. По мнению 66% россиян, в 2022 году внимание государства к развитию цифровой экономики в стране выросло», — говорят во ВЦИОМ. При этом самым заметным изменением в этой сфере стал рост числа онлайн-сервисов в сфере госуслуг — 89%. На втором месте повышение цифровой грамотности населения (75%), чуть меньше россиян отметили увеличение доступности скоростного интернета (73%) и количества студентов по ИТ-специальностям (72%).
Ранее «Телеспутник» рассказывал о том, что почти половина (43 %) россиян верит в возможность восстания машин наподобие сюжета серии популярных фильмов.
Треть жителей РФ считает, что в школе нужна цифровизация — опрос
Цифровые технологии в современной школе нужно использовать больше, считает 31% жителей РФ, следует из данных соцопроса, опубликованных 20 сентября ВЦИОМ.
Большая часть опрошенных (63%) считают, что школа, в которой учатся их дети современная, при этом только 19% из них уверены, что однозначно современная. Однозначно не современной школу считают 9% респондентов, а 17% — скорее не современной.
По мнению 46% граждан используемые в современной школе цифровые технологии скорее положительно влияют на качество обучения. Остальные респонденты считают обратное (26%), затруднились ответить (16%), либо считают, что никак не влияют (12%).
При этом только 31% респондентов считают, что цифровые технологии нужно использовать «скорее больше». Категорично против их применения высказались 12%. Остальные опрошенные уверены, что их нужно использовать так же, как и сейчас (27%), скорее меньше (18%), либо не смогли ответить на вопрос (14%).
Опрос проводился по телефону среди 1600 жителей России старше 18 лет. При этом у 57% из них есть дети или внуки.
Ранее, в июне 2021 года был опубликован опрос АКСИО, посвященный внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) в школы РФ. Только 37% опрошенных ответили, что знают о ЦОС и 60% из них отрицательно отнеслись к ЦОС. Среди тех, кто о ней не знает, 52% относятся к внедрению ЦОС положительно.
Напомним, 5 августа 2020 года замминистра просвещения Васильева заявила, что пандемия способствовала массированному внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) в образование.
9 декабря премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о проведении в регионах РФ эксперимента по внедрению ЦОС.
27 мая 2021 года Шадаев заявил в Госдуме, что ЦОС внедряется из-за того, что у правительства нет средств на содержание сельских школ.
Большинство граждан не знают, что такое ЦОС, не разбираются в вопросах образования и власть имущие этим пользуются, продавливая цифровизацию школ. Тем не менее у родителей есть ощущение, что слишком большая цифровизация вредна — не спроста все чиновники твердят как мантру «цифровые технологии никогда не заменят традиционного обучения».
По сути опрос ВЦИОМ показал, что большинство граждан уверены, что их дети ходят в современные школы. А так как современное для большинства — это цифровое, то неудивительно, что почти половина из них ответили, что это «современное» положительно влияет на детей. Иначе зачем бы они отправляли своих детей в места, которые опасны и вредны? Тем самым им пришлось бы расписаться в своей безответственности по отношению к своим детям.
Однако только треть из них согласились, и то с оговоркой «скорее», что это «современное цифровое» нужно использовать больше. Остальные, по большому счету, ответили отрицательно, хотя составители опроса и попытались «размазать» этот мнение по четырем разным вариантам ответа.
О социальных, культурных и политических последствиях цифровизации образования
Конференция РВС в Уфе. 27 августа 2021 года
Мы продолжаем публиковать материалы конференции «Дистанционное образование: непростые выводы массового социологического опроса граждан», проведенной Родительским Всероссийским Сопротивлением в Уфе 27 августа.
Надо сказать, что РВС не единственная организация, попытавшаяся всерьез анализировать и давать оценки процессу цифровизации образования.
Осенью 2020 года родители уже в полную силу почувствовали всю опасность и вредоносность дистанта и начали достаточно бурно протестовать. Наладить диалог с родителями, понять природу их возмущения, говорить открыто о «темных сторонах» цифровизации и дистанта пытались политики и общественники, специалисты в области тех самых цифровых технологий.
Дистанционное обучение очевидным образом пошатнуло право родителей и детей на получение качественного образования. Специалисты в области детской психологии и физиологии тогда много сообщали о вредном влиянии цифровых и дистанционных технологий на развитие детей. Обращала внимание чиновников на то, что беспокойство родителей имеет под собой серьезные основания, и сенатор Елена Мизулина. В марте 2021 года в Совете Федерации прошел инициированный ею круглый стол «Семья и государство: новые конституционные возможности взаимодействия в обеспечении права детей на образование».
Активно критикует процесс цифровизации образования член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Ашманов. Он, давно занимаясь изучением интернет-пространства и его безопасностью, уверен, что интернет — это очень опасная и малоконтролируемая среда. Цифровизация обучения, которая подразумевает постоянный доступ к цифровому контенту и присутствие детей в интернете (и в соцсетях), несет в себе дополнительные риски для школьников, уверен Ашманов.
Родительскому сообществу хорошо запомнилось его выступление на расширенном заседании Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, посвященном введению в школах уроков «цифровой грамотности».
На нем присутствовали министр просвещения Сергей Кравцов и глава Минцифры Максут Шадаев.
Ашманов задал организаторам мероприятия справедливый вопрос: почему процесс цифровизации образования проходит без обсуждения с обществом? «Это настолько серьезное дело, что хотелось бы референдум, или хотя бы всенародное голосование, или хотя бы опросы ВЦИОМ, чтобы узнать мнение общества. Где опросы ВЦИОМ? Где представители родительских ассоциаций?» — спрашивал он.
Более того, Ашманов заявил о том, что некоторые результаты соцопросов целенаправленно не афишируются чиновниками. «Мы проводили круглый стол по вопросам социальных рейтингов. О том, что это не очень хорошая вещь. Мы попросили сделать опрос: как граждане относятся к цифровому социальному рейтингу, как в Китае. Выяснилось, что граждане против. ВЦИОМ разослал нам этот рейтинг за день до круглого стола, а потом нам позвонили и сказали «публиковать нельзя», — рассказал Ашманов.
И нам тоже очень хотелось бы понять, почему было решено скрыть от общества результаты отношения граждан к социальному рейтингу? Означает ли это, что подобные рейтинги власть намерена ввести в России? Может быть, нас ждет тотальный цифровой контроль на китайский манер?
Что касается опросов об отношении граждан к цифровизации образования, пребывания детей в интернете и соцсетях, то проведенное нами социологическое исследование АКСИО-10 показало: большинство жителей России (68%) отрицательно относятся к тому, что дети в учебных целях намного больше времени будут проводить в социальных сетях. Еще больше (70%) граждан не хотят, чтобы бумажные учебники заменялись цифровыми устройствами.
Может, поэтому наши цифровизаторы не хотят изучать отношение общества к их «реформам» и не зовут на свои «высокие» обсуждения, что догадываются, о чем скажут граждане? Согласитесь, закономерное предположение.
Но цифровизаторы не слушают не только обычных людей, родителей. Они игнорируют и мнение специалистов: медиков, психологов, педагогов. Успешность цифровизации обучения у наших чиновников измеряется количеством школ, снабженных высокоскоростным интернетом, а не тем, насколько у детей повысился или снизился уровень знаний.
Между тем, цифровизация — это фундаментальное изменение не только всей системы образования, это тотальный пересмотр процесса обучения, передачи и получения знаний, это, в конце концов, вмешательство в процессы развития и формирования человека.
Но на конференции в Уфе обсуждались не только проблемы психологии и развития детей в мире цифры.
Помимо психологических и социальных аспектов, цифровизация оказывает огромное влияние на культурную жизнь человека и даже на политическую ситуацию в стране. Эти вопросы также поднимали выступавшие на конференции.
Цифровизаторы постоянно делают акцент на необходимости получения технического образования, обучении детей робототехнике и программированию практически с детского сада. Однако сами они постоянно твердят о том, что эти технические знания быстро устаревают. Детям обещают ввести уроки экологии и финансовой грамотности, но при этом о гуманитарных науках вообще ничего не говорится. Их как будто бы вообще нет в умах наших реформаторов образования.
В этой связи крайне важным видится нам выступление профессора кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ Дмитрия Ивинского, рассказавшего о том, насколько существенна гуманитарная и культурная составляющая образования, и что именно приобщение детей к классической литературе должно выйти на первый план в обучении. Технологии устаревают, а умение сопереживать, умение разбираться в людях и критически мыслить дают только гуманитарные знания.
Выступали на уфимской конференции и представители власти. Одним из немногих в нашей стране политиков, искренне заинтересованных в защите российских детей от опасностей цифровизации, является депутат Госдумы, член Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Инга Юмашева.
В своем выступлении она говорила о том, что цель внедрения Цифровой образовательной среды (ЦОС) в России мало соответствует запросам родителей, обеспокоенных цифровизацией образования, и мало соответствует интересам государства. «Цель, судя по всему, — уход от национального образования в сторону глобального. В таком случае здесь речь идет уже о вопросах национальной безопасности», — отметила депутат.
Чтобы остановить тотальное наступление цифры, несущее в себе множество рисков и проблем, нужно определить принципы, которые должны лежать в основе школьного образования, считает Инга Юмашева. Она предложила четко определить, что образование это не услуга, а благо, и заявила, что права учителей должны быть защищены так же, как права ребенка.
Сейчас наши чиновники постоянно заверяют родителей в том, что дистанционное образование не сможет заменить очное, и что никакого дистанта в школах вводиться не будет. Однако при этом они все больше говорят о смешанном обучении, о дистанте как о дополнении к очной учебе.
У родителей же очень много сомнений в искренности чиновников. Они опасаются, как бы эти «смешивания» и «дополнения» не привели к тому, что очными станут только занятия по физкультуре, а все остальные предметы будут преподаваться дистанционно.
Поэтому нам кажется важным еще одно предложение Инги Юмашевой: живое взаимодействие должно быть в приоритете, а дистант — только при острой необходимости. Также нужно установить допустимый процент дистанта в школьном образовании.
Инга Юмашева также озвучила несколько предложений, которые были разработаны ею вместе с кандидатом юридических наук, членом Экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права Совета Федерации, экспертом Общественного уполномоченного по защите семьи Анной Швабауэр.
Среди них нам хотелось бы упомянуть предложение обеспечить широкое публичное обсуждение проекта ЦОС, дать профессиональную оценку влияния цифровизации на здоровье детей, усвоение ими образовательных программ и на национальную безопасность нашей страны.
Однако нам кажется, что с происходящим ныне с нашим образованием не смогут справиться только эксперты, профессионалы и чиновники. Важна активная роль родителей, общественников.
Именно возмущенные голоса родителей заставили власть имущих притормозить тотальное введение дистанционного обучения.
Именно РВС, будучи общественной организацией, провело масштабный соцопрос, который не смогли или не захотели провести чиновники и эксперты.
О том, как происходило пробуждение и организация родительского протеста, рассказали в своих выступлениях активисты РВС, плотно работавшие с «антидистанционными» движениями в регионах.
Так, например, член «Родительского Всероссийского Сопротивления», доцент Института международных отношений и мировой истории Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского Федор Дорофеев рассказал о том, как родители превращались из недовольных граждан в интернете — в оформленные коллективы, способные не только к уличной активности или к написанию писем чиновникам, но и умеющие профессионально вести дискуссии на круглых столах и конференциях.
О том, как важно не дать протестному движению скатиться в деструктивное русло, говорил в своем докладе член Бердского отделения РВС, председатель регионального общественного движения «Новосибирский комитет по спасению очного обучения» (КСОО Нск), адвокат Александр Болдырев.
Во многом благодаря организованному и конструктивному протесту родителям в регионах удалось защитить своих детей от дистанта.