Технологии и медиа ,
31 июл 2019, 17:33
0
Вице-премьер Максим Акимов представил первые суперсервисы
До конца года на портале госуслуг появятся прототипы 25 суперсервисов, рассказал вице-премьер Максим Акимов на мероприятии в Москве, передает корреспондент РБК.
По его словам, пять прототипов (суперсервисы «Рождение ребенка», «Поступление в вуз онлайн», «Утрата близкого человека», «Переезд в другой регион» и «Цифровое исполнительное производство») уже размещены на портале. Еще десять появятся на сайте в ближайшие три недели. Пока они будут не кликабельны, а размещены только для демонстрации и общественного обсуждения.
«Мы хотим сделать сервисы удобные не государству, а людям, чтобы они отражали их запросы. Поэтому мы хотим получить от граждан ответ, хорош ли тот продукт, который мы предлагаем», — сказал Максим Акимов. По мере поступления замечаний, сервисы будут дорабатываться.
Суперсервисы — это комплексы оцифрованных госуслуг, сгруппированных по типичным жизненным ситуациям (например, рождение ребенка, оформление ДТП по европротоколу, оформление в вуз, получение и оформление льгот, пенсий и т.п.). Всего к 2021 году заработает 25 суперсервисов, перечень которых был одобрен в феврале на заседании президиума правительственной комиссии по цифровому развитию. Куратором каждого сервиса выступит профильное ведомство.
Как пояснил Максим Акимов, разработкой суперсервисов занимается компания «РТ-Лабс» (дочерняя структура «Ростелекома») при участии ФГБУ «НИИ «Восход». Также в работе участвуют такие технологические компании, как «Яндекс», Mail.Ru Group, Сбербанк.
По словам вице-премьера для входа в систему и управления цифровой средой будет использоваться электронный паспорт.
Электронное удостоверение гражданина должно прийти на смену действующему сейчас бумажному паспорту. Предполагается, что оно будет оформлено в виде пластиковой карты с чипом, на котором помимо данных, которые сейчас включены в паспорт, будет записана и другая информация, например СНИЛС, водительские права и т.п. Пилотный проект по выдаче электронных паспортов гражданам России стартует в 2020 году в Москве, в течение 2022 года власти планируют завершить выдачу паспортов старого образца.
В ближайшие два года должно быть оцифровано 80% ключевых госуслуг для граждан и бизнеса — они будут оказываться без участия человека.
Большая часть коммуникаций с государством для оформления медицинских справок и страховок, регистрации бизнеса, подачи заявлений и получения паспортов и других госуслуг будет оцифрована к 2021 году. К этому времени в стране должны заработать по меньшей мере 25 так называемых государственных суперсервисов, связанных с наиболее распространенными жизненными ситуациями обращения граждан и бизнеса. Регламентное время оказания услуг должно быть снижено в два раза относительно показателей 2018 года. Расходы на оплату труда чиновников сократятся на 30%. Преимущественно госуслуги будут оказываться в автоматическом режиме.
На первом этапе развития цифровых госуслуг стояла задача в популяризации самой концепции, росте числа услуг, доступных онлайн, и наращивании числа их пользователей, говорит управляющий партнер Strategy& (подразделение сети фирм PwC) в странах Центральной и Восточной Европы Максим Ермилов: «Сегодня необходимо переориентировать госсервисы на актуальные потребности граждан, улучшать пользовательский опыт и переводить госуслуги полностью на удаленный формат».
По словам управляющего партнера AT Consulting Сергея Шилова, основные задачи цифровизации госуправления — перевод взаимодействия человека с государством в интернет без посещения МФЦ, обеспечение надежности и безопасности цифровых услуг и повышение качества жизни людей при помощи больших данных, собираемых различными госорганизациями.
Напомним, что в соответствии с национальной программой «Цифровая экономика РФ» 70% всех госуслуг должны быть оцифрованы к 2024 году.
По оценкам международной консалтинговой компании BCG, Россия на начало 2018 года входила в топ-10 стран мира по интенсивности использования цифровых госуслуг. По темпам их роста страна занимает третье место, опережая среднемировой уровень почти втрое: 42 против 15%.
Чаще всего граждане прибегают к госуслугам для оплаты налогов и штрафов, в поисках официальной статистики и данных в режиме реального времени о погодных условиях или дорожной ситуации (84%), а также по вопросам трудоустройства (73,8%) и здравоохранения (68,9%). 92% респондентов BCG из России отметили улучшение качества услуг за последние два года, а 20% оценили их качество выше, чем в случае услуг и решений, предоставляемых частным сектором. Для сравнения: в Швеции отдают преимущество госуслугам 10%, а в Канаде — лишь 1% респондентов, отмечает партнер-эксперт BCG, директор по развитию экспертной практики по работе с госсектором в России Константин Полунин.
Единая цифровая страна
Государству предстоит сократить цифровое неравенство, считает директор по разработке программного обеспечения, исполнительный вице-президент группы ЛАНИТ Александр Морлок: «Доступ жителей к госуслугам в удаленных регионах и мелких поселениях должен быть сравним с возможностями жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Казани».
Например, в Дании (первая позиция в общем рейтинге Digital Economy and Society Index 2017 года и четвертая по цифровизации государства) 95% домохозяйств имеют доступ в интернет, каждый гражданин имеет цифровой паспорт (digital ID), а все госорганы и муниципалитеты связаны в единую сеть, что позволяет взаимодействовать со всеми ведомствами с помощью единого личного кабинета. Подобная система позволяет ежегодно сохранять 10–20% бюджета, ранее расходовавшегося на администрирование госуслуг.
В Великобритании ИТ-трансформация заключалась как в развитии электронных порталов, так и в объединении госорганов в единую систему. Это позволило только в 2015 году сэкономить более $2 млрд, в 2016-м — $4,3 млрд (оценка BCG).
Государство, как правило, принимает на себя роль инвестора, который вкладывается в стратегические направления: образование и переквалификацию кадров, инфраструктуру и здравоохранение, отмечает старший партнер и управляющий директор, председатель «BCG Россия» Владислав Бутенко.
Ключевая ИТ-инициатива государства — нацпрограмма «Цифровая экономика РФ» — направлена как раз на развитие инфраструктуры и цифровизацию в масштабе всей страны, отмечает Александр Морлок.
Развитие высокоскоростного интернета в регионах РФ (в том числе удаленных населенных пунктах) и создание Единой биометрической системы — важные составляющие цифровизации госуправления, считает руководитель направления информатизации в органах государственной и муниципальной власти группы компаний Softline Елена Оголь.
Новый способ идентификации, по ее словам, в том числе решает проблему доступа социально незащищенных групп граждан и людей с ограниченной мобильностью к услугам различного типа. Кроме того, текущий этап цифровизации, когда роботизация процессов сбора и проверки сведений при работе с заявлениями граждан освободит чиновников от выполнения рутинных операций, позволит госслужащим сосредоточиться на более сложных задачах, требующих индивидуального подхода, говорит Елена Оголь.
Ключевые решения
Новые технологии уже достаточно широко применяются в работе государственных организаций, отмечают эксперты. Системы распознавания речи и изображений тестируются в медицинских организациях для автоматического заполнения врачебных документов, электронных медицинских карт и рецептов. В школах на смену традиционным доскам пришли интерактивные, устройства дополненной реальности применяются в музеях и на выставках. Правоохранительные органы распознают лица с помощью изображений высокого разрешения, полученных при помощи новых видеокамер.
По данным отчета BCG «Взгляд населения на использование искусственного интеллекта в работе государства: сравнительный анализ цифровых госуслуг», Россия пока входит в число стран с невысокой поддержкой применения искусственного интеллекта (ИИ) в сфере госуслуг.
Перспективно применение технологии машинного обучения и компьютерного зрения, например, для управления дорожной ситуацией, розыскных мероприятий, говорит Максим Ермилов. Однако, по его мнению, гораздо важнее отдельных технологий развитие культуры быстрого тестирования и прототипирования цифровых идей с обратной связью от бизнеса и граждан как конечных потребителей госсервисов.
Сергей Шилов считает актуальным применение методологии agile для быстрого получения контролируемого результата в проектах гострансформации. Елена Оголь отмечает также своевременность технологий реинжиниринга учетных функций на основе применения принципов ITSM (управления ИТ-процессами).
С точки зрения повышения удобства и качества жизни граждан важно обеспечить эффективные механизмы получения от них обратной связи (причем омниканально) с анализом и обработкой в том числе за счет аналитики больших данных и предиктивного анализа, говорит Александр Морлок.
Жилье
27 дек 2019, 12:10
Суперсервис «Цифровое строительство» запустили в России
Первым этапом проекта станет реализация комплекса услуг под названием «Строительство индивидуального жилого или садового дома»
Суперсервис «Цифровое строительство» запустили в России. Пилотный проект будет реализован в Москве. Запуск сервиса поддержали представители ведущих технологических компаний на заседании рабочей группы по цифровому госуправлению при организации «Цифровая экономика».
Первым этапом суперсервиса станет комплекс услуг под названием «Строительство индивидуального жилого или садового дома», отметила статс-секретарь — заместитель министра строительства России Татьяна Костарева. Планируемый срок его внедрения — с 2019 по 2021 год. Суперсервис позволит запросить все необходимые разрешения и документы онлайн, без личных посещений, включая выбор кадастрового инженера, проекта дома с заключением необходимых договоров.
В рамках второго этапа «Цифрового строительства», который планируется реализовать в 2020–2022 годах, будут запущены услуги под названием «Строительство многоквартирных жилых домов». Третий этап, намеченный на 2021–2024 годы, предусматривает внедрение комплекса услуг «Строительство иных объектов капитального строительства».
«Перевод нескольких услуг, требующих личного присутствия и бумажных заявлений, в единый цифровой комплекс по определенной жизненной ситуации позволяет не только сэкономить время гражданам, но и избавить от живых очередей учреждения», — рассказал заместитель генерального директора организации «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов.
«Для реализации суперсервиса «Цифровое строительство» необходима серьезная работа, прежде всего связанная с изменениями законодательства. Например, присвоение адреса объектам капитального строительства сегодня требует отдельного обращения. По итогам работы процедура их введения в эксплуатацию будет значительно упрощена и ускорена», — прокомментировал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Максим Паршин.
Для «Цифрового строительства» важна омниканальность, чтобы гражданин мог получать доступ к услугам не только через портал госуслуг, но и через другие привычные ему приложения, например банковские, резюмировал руководитель рабочей группы по госуправлению при организации «Цифровая экономика» Олег Фомичев.
Суперсервисы — это комплексы государственных услуг, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям. Например, рождение ребенка, поступление в вуз онлайн или трудовые отношения онлайн.
Рабочая группа рассмотрела суперсервисы «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов», «Пенсия онлайн», «Трудовая миграция онлайн», «Оформление европротокола онлайн», «Имущество онлайн» и «Образование в РФ для иностранцев», «Правосудие онлайн», «Мое здоровье онлайн».
«Мы создаем суперсервисы для граждан и бизнеса. Поэтому и проектируем целевые состояния, то есть то, какими они будут в итоге, фактически совместно с будущими пользователями (пенсионерами, получателями социальной помощи, автолюбителями, малыми предпринимателями и другими категориями). Затем мы готовим прототип и выносим его на обсуждение с профессиональным сообществом и участниками фокус-групп. В финальной версии суперсервисов будут учтены все замечания и предложения», — отметил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максим Паршин.
Суперсервис «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов», представленный заместителем министра транспорта РФ Алексеем Семеновым, предусматривает онлайн-оформление документов для грузовых перевозок на автомобильном транспорте. Члены рабочей группы предложили включить в проект пункт «Международные перевозки», включающий механизм оформления и контроля электронных документов при осуществлении международных перевозок, сформировать «единое окно получения разрешений на въезд в город» и дополнить концепцию механизмами, которые позволят сотрудникам ГИБДД в автоматическом режиме с помощью фото/ видеофиксации выявлять правонарушения.
Замминистра труда и социальной защиты РФ Алексей Скляр представил рабочей группе прототип суперсервиса «Пенсия онлайн», который будет помогать гражданину на протяжении всего периода его участия в пенсионной системе: от начала трудовой деятельности и формирования пенсионных накоплений до оформления пенсии и управления способом ее получения, включая все составляющие пенсионных выплат.
Комплексная услуга «Трудовой миграции онлайн», о которой также рассказал представитель Минтруда, обеспечит легализацию трудовой деятельности мигрантов, прозрачность и упрощение взаимодействия трудового мигранта с органами государственной власти при получении и продлении патента, работодателями в рамках трудовых отношений и, как следствие, контроль миграционных потоков и уплаты налоговых и страховых взносов.
Суперсервис «Оформление европротокола онлайн» разрабатывается для борьбы с заторами на дорогах. Сервис в пилоте запустится уже с этого года и предполагает создание экосистемы, охватывающей все шаги процесса по оформлению ДТП и урегулированию убытков в рамках ОСАГО, а также различные каналы взаимодействия участников ДТП, страховщиков и госавтоинспекции. В частности, станет возможным дистанционно оформить соглашение со страховой компанией о положенной выплате. Кроме того, в рамках суперсервиса разрабатывается помощник на основе искусственного интеллекта, который будет анализировать обстоятельства ДТП на основе фото и видео, загруженных участниками ДТП в приложении, и составлять заключения о повреждениях транспортных средств. По предложению бизнеса аудиторию суперсервиса планируется расширить, позволив им пользоваться не только когда оба участника ДТП зарегистрированы на «госуслугах», но и когда они являются клиентами любого банка или имеют мобильный телефон.
«Имущество онлайн» – суперсервис, представленный Росимуществом, даст возможность удаленного оформления прав на земельные участки: аренды, владения, оформления разрешений, а также продажи недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. Все необходимые для регистрации документы можно будет загрузить онлайн и подписать их электронной подписью.
Суперсервис «Образование в РФ для иностранцев», разработанный Россотрудничеством, будет представлять собой мультиязычную цифровую платформу для подачи заявки, прохождения отбора в российские вузы и последующего сопровождения студентов во время обучения. У абитуриентов будет возможность производить поиск и сравнение образовательных программ всех вузов на родном языке, подать пакет документов в электронном виде, пройти дистанционный конкурсный отбор, следить в режиме онлайн за рассмотрением заявки и в случае необходимости подать апелляцию на решение конкурсной ситуации. По предложению рабочей группы планируется интегрировать в него услугу подачи документов на визу и ее оформление в электронный виде.
Прототип услуги «Правосудие онлайн» представил заместитель генерального директора судебного департамента при Верховном Суде РФ Виктор Агеев. Суперсервис предусматривает удаленную и безбумажную подачу заявления в суд. Сегодня, как следует из доклада, дополнительные ежегодные расходы на бумагу в российских судах составляют 10 миллиардов рублей. По мнению бизнеса, от рутины во всех направлениях судебного разбирательства может стать внедрение искусственного интеллекта, в том числе для автоматического определения подсудности дел.
Суперсервис «Мое здоровье онлайн» будет включать функции получения полиса обязательного медицинского страхования онлайн, прикрепление к поликлинике, запись к врачам, в том числе на прохождение медкомиссии для получения водительских прав с выдачей электронной справки, а также вызов врача на дом.
«Бизнес предложил дополнить концепцию услугой «Диспансеризация». Интегрировать систему с коммерческими сервисами как для того чтобы человек выбирал исходя их своих предпочтений государственную или коммерческую клинику, мог по своему желанию передавать свои сведения, данные своих исследований между медучреждениями, внедрить в систему первичной диагностики наиболее распространённые на рынке носимые устройства и фитнес-браслеты», — отметил заместитель директора организации «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов.
Проекты комплексных автоматических госуслуг (суперсервисов) были рассмотрены 17 июня на рабочей группе по цифровому государственному управлению при АНО «Цифровая экономика». Участники заседания в целом одобрили прототипы онлайн-услуг исполнительного производства и поступления в вузы.
Запуск суперсервиса исполнительного судебного производства, о котором участникам рабочей группы рассказала первый заместитель директора федеральной службы судебных приставов Ольга Помигалова, планируется начать в 2019 году. Для граждан услуга будет представлять личный онлайн-кабинет с оперативными уведомлениями о взысканиях по исполнительному производству с информацией по делу, с функциями погашения долгов и подачи жалоб. Планируется, что к 2022 году суперсервис позволит снимать ограничения с должника, например, на выезд за границу, в течение одного часа с момента оплаты. В настоящее время, по данным ведомства, такая процедура занимает около одного дня.
«Важно, чтобы сервис был мультиканальным, то есть был доступен не только в рамках госуслуг, но и, например, на банковских ресурсах», — предложил руководитель рабочей группы по цифровому госуправлению при АНО «Цифровая экономика» Олег Фомичев.
Суперсервис «Поступление в вузы онлайн», представленный рабочей группе министерством образования РФ, будет включать в себя функцию онлайн-сбора документов, необходимых для поступления, их подачу в выбранный вуз, а также уведомление о результате.
«Мы понимаем, что пользователями суперсервисов станут миллионы граждан, и поэтому в ближайшее время целевые модели суперсервисов будут представлены в открытом доступе. Мы рассчитываем получить обратную связь от конечных пользователей и учесть замечания при реализации продукта. Первыми будут доступны сервисы «Рождение ребенка», «Поступление в ВУЗ онлайн», «Утрата близкого человека», «Переезд в другой регион», «Цифровое исполнительное производство»», — отметил заместитель министра по цифровому развитию, связи и массовым коммуникациям Максим Паршин.
В заседании рабочей группы приняли участие топ-менеджеры Вымпелкома, Мегафона, МТС, Сбербанка, ВТБ и других российских компаний, заместители министров профильных ведомств и представители научного сообщества.
Суперсервисы — комплексные автоматические госуслуги, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям, разрабатываются в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика РФ», курирующее ФОИВ — Министерство по цифровому развитию, связи и массовым коммуникациям. В настоящее время ведется работа по подготовке запуска 25 приоритетных суперсервисов.
Первым этапом суперсервиса, о котором рабочей группе рассказала статс-секретарь – заместитель Министра строительства РФ Татьяна Костарева, станет комплекс услуг по жизненной ситуации «Строительство индивидуального жилого или садового дома». Планируемый срок его внедрения — с 2019 по 2021 гг. Из регионов готовность участвовать в пилотном запуске суперсервиса подтвердила Москва.
По данным Росстата, ежегодно в России вводится в эксплуатацию более 250 тысяч объектов капитального строительства, среди которых 230 тысяч — объекты ИЖС. При этом по подсчетам Минстроя, сегодня путь гражданина от уведомления о начале строительства до присвоения адреса объекту может включать до 21 визита в учреждения, равных примерно 53 часам личного времени. Суперсервис позволит запросить все необходимые разрешения и документы онлайн, без личных посещений, включая выбор кадастрового инженера, проекта дома с заключением необходимых договоров.
«Для реализации суперсервиса «Цифровое строительство» необходима серьезная работа, прежде всего связанная с изменениями законодательства. Например, присвоение адреса объектам капитального строительства, сегодня требует отдельного обращения. По итогам работы процедура их введения в эксплуатацию будет значительно упрощена и ускорена», — прокомментировал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максим Паршин.
Представители бизнеса рекомендовали предусмотреть в рамках суперсервиса постановку жилищных объектов на налоговый учет и интеграцию с государственными информационными системами.
«Как и для других суперсервисов, для «Цифрового строительства» важна омниканальность, чтобы гражданин мог получать доступ к услугам не только через портал госуслуг, но и через другие привычные ему приложения,например, банковские», — отметил руководитель рабочей группы по госуправлению при организации «Цифровая экономика» Олег Фомичев.
В рамках второго этапа «Цифрового строительства», который планируется реализовать в 2020-2022 гг., будут запущены услуги по жизненной ситуации «Строительство многоквартирных жилых домов». Третий этап, намеченный на 2021-2024 гг, предусматривает внедрение комплекса услуг «Строительство иных объектов капитального строительства».
«Перевод нескольких услуг, требующих личного присутствия и бумажных заявлений, в единый цифровой комплекс по определенной жизненной ситуации позволяет не только сэкономить время гражданам, но и избавить от живых очередей учреждения и предотвратить отказы по неправильно оформленным запросам», — прокомментировал заместитель генерального директора организации «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов.
В рамках нацпроекта «Цифровая экономика Российской Федерации» под руководством Минкомсвязи России портал Госуслуг приступил к внедрению суперсервисов — нового вида государственных услуг в электронном виде, которые позволят обойтись без посещения гос учреждений.
Список из 25 суперсервисов, который был утверждён президиумом Правительственной комиссией 29 марта 2019 года, включает в себя около 200 отдельных услуг федерального, регионального и муниципального уровня, в том числе негосударственные, например банковские.
На сегодняшний день на портале Госуслуги размещены 15 прототипов суперсервисов. Пользователи могут протестировать любой из прототипов, пройти небольшой опрос и поделиться своими замечаниями и предложениями. Команда разработчиков проанализирует все поступившие отзывы и доработает суперсервисы с их учётом.
1 ноября 2019 года в пяти регионах — Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ленинградская область, а так же в Республике Татарстан — в тестовом режиме был запущен суперсервис «Европротокол онлайн». До конца 2019 года в Карелии планируется запустить сервис «Цифровое исполнительное производство».
Весь перечень суперсервисов планируется реализовать до 2021 года.
Для работы на портале Госуслуги Вам потребуется квалифицированная электронная подпись, которую Вы можете приобрести у нас. Для этого перейдите по ссылке Заказать ЭП.
Национальный проект «Цифровая экономика»
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июля 2022 года; проверки требуют 4 правки.
Цели и задачиПравить
В состав национального проекта «Цифровая экономика» включены следующие федеральные проекты[3][4]:
- «Информационная инфраструктура»
- «Информационная безопасность»
- «Искусственный интеллект»
- «Кадры для цифровой экономики»
- «Нормативное регулирование цифровой среды»
- «Цифровые технологии»
- «Цифровое государственное управление»
Основными целями национального проекта «Цифровая экономика» являются:
- повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счёт всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом;
- создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;
- использование преимущественно отечественного программного обеспечения (ПО) государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;
Этот национальный проект создан для решения следующих задач:
- создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;
- создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
- обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;
- обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
- создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;
- внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
- преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
- создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития;
- разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств — членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.
ИсторияПравить
Почтовая марка 2021 год. Национальные проекты России. Цифровая экономика
4 марта 2019 года замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис утвердил стандарт федерального проекта «Умный город» — набор базовых и дополнительных мероприятий, которые предстоит выполнять всем городам-участникам проекта цифровизации городского хозяйства до 2024 года, сообщает пресс-служба ведомства. Мероприятия включают восемь направлений: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис.
РеализацияПравить
Куратор национального проекта «Цифровая экономика»,
вице-премьер Д.Н. Чернышенко
В паспорте нацпрограммы «Цифровая экономика» на сайте Правительства РФ указаны объемы и источники её финансирования. Согласно им 1099,6 млрд рублей будут выделены из федерального бюджета, 535,3 — из внебюджетных источников, что в совокупности составит 1634,9 млрд рублей[10]. На заседании правительственной комиссии по цифровому развитию Д. А. Медведев сообщил, что предполагаемый объём финансирования сектора «Информационная инфраструктура» на период до 2024 года составит 772 млрд рублей, из них 413 млрд — это деньги из федерального бюджета[11].
Подводя итоги первого года реализации нацпроекта, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков отметил результаты по федеральному проекту «Информационная инфраструктура» в рамках которого к сети Интернет подключено почти 18 тыс. социально значимых объектов: школ, фельдшерско-акушерских пунктов, пожарных частей; активный рост популярности и посещаемости портала госуслуг, в пилотном режиме в пяти регионах запущен сервис — «Европротокол онлайн»[12].
В рамках проекта «Умный город» в сентябре 2019 Белгородская область первая в России запустила систему комплексной цифровизации сферы ЖКХ — «Дом.Контроль»[13]. Сфера ЖКХ считается самой остро-социальной проблемой, в которой без внедрения современных технологий не обойтись, Белгородская практика показала, что все обращения горожан можно принимать автоматически и на основе собранных данных формировать независимый рейтинг управляющих организаций[14]. А самое главное, как отмечает первый заместитель губернатора Белгородской области Е. В. Мирошников, система позволяет наладить коммуникацию управляющих компаний и их жителей без посредничества административных органов[15].
2020 годПравить
В апреле был разработан проект постановления Правительства РФ о мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов. Документ формирует порядок и методику создания и утверждения ведомственных программ цифровой трансформации, показателей их результативности и эффективности, мониторинга и контроля их реализации. Планирование информатизации будет осуществляться в рамках ведомственных программ цифровой трансформации, устанавливающих показатели результативности и эффективности деятельности госорганов на три года, по которым госорганы будут обязаны ежеквартально отчитываться, а также ежегодно утверждать ведомственную программу цифровой трансформации[16].
В октябре, в рамках Восточного цифрового форума в кампусе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) открыли первую на Дальнем Востоке пилотную зону 5G, и продемонстрирован первый в России стриминг в эфир телеканала с помощью технологии связи пятого поколения[17].
Руководитель нацпроекта «Цифровая экономика»,
министр связи РФ М.И. Шадаев
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации объявило о запуске конкурсов на получение грантовой поддержки для проектов по разработке и внедрению российских цифровых решений, на которые выделено 7.1 млрд рублей. Основной целью конкурсов является привлечение проектов-стартапов по искусственному интеллекту, интернету вещей, блокчейну, новым производственным технологиям и другим направлениям, а также проекты, направленные на разработку программного обеспечения, включая дистанционные сервисы для удаленной работы, платформы для онлайн-образования или здравоохранения. Кроме того, на гранты Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) и Фонда «Сколково» могут рассчитывать и компании: на пилотное внедрение отечественных цифровых продуктов, сервисов и платформенных решений (на базе технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, робототехники и сенсорики, новых производственных технологий и технологий распределенных реестров, а также проекты дистанционных сервисов), а также на цифровую трансформацию производственных и управленческих процессов. Обязательным условием для получения поддержки является соответствие приоритетным направлениям поддержки и отечественные цифровые решения[18].
К концу года в рамках нацпроекта на портале госуслуг было запущено семь суперсервисов: «Поступление в вуз онлайн», «Социальная поддержка онлайн», «Цифровое исполнительное производство», «Трудовые отношения онлайн», «Оформление европротокола онлайн», «Пенсия онлайн» и «Онлайн помощь при инвалидности»[19].
В рамках нацпроекта в 2020 году к интернету было подключено около 22 тысяч социально значимых объектов. В Москве, Екатеринбурге, Зеленограде, Кемерово, Кронштадте, Сочи и республике Хакасия были реализованы пилотные проекты по созданию сетей связи 5G. Создан сервис «Поступление в вуз онлайн», а также масштабирован в рамках РФ сервис «Европротокол онлайн». В сферах здравоохранения, ЖКХ, ТЭК, сельского хозяйства реализованы пилотные проекты по организации узкополосных беспроводных сетей[20].
В декабре вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко заявил, что финансирование федерального проекта «Искусственный интеллект» в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» составит 86,5 млрд рублей, 55 млрд из которых средства «Сбера», 24,6 млрд — госбюджета, 6,9 млрд — привлеченные инвестиции[21].
2021 годПравить
14 апреля 2021 года Министерство цифрового развития сообщило о старте второго этапа программы устранения цифрового неравенства в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национального проекта «Цифровая экономика»[22][23]. По заявлению Минцифры, в этом году мобильная связь стандарта 4G/LTE, которая обеспечит доступ к интернету, будет установлена в 1198 населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек[24]. До 2030 года, согласно планам Министерства, мобильная связь станет доступной более чем в 24 000 населенных пунктах РФ[22].
В апреле 2021 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил о планах Правительства РФ в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» запустить в текущем году на портале госуслуг шесть новых суперсервисов: «Мое здоровье онлайн», «Правосудие онлайн», «Рождение ребенка», «Трудовая миграция онлайн», «Уведомление и обжалование штрафов за нарушение ПДД онлайн», «Утрата близкого человека»[25][26]. Всего на портале должно быть реализовано 25 суперсервисов[27][28]. Вместе с тем, Правительство перенесло утверждение федерального проекта «Цифровой регион», стоимость реализации которого оценивается в 137,3 млрд руб. до 2024 года, на третий квартал 2021 года[29][30].
На апрель 2021 года узнаваемость национального проекта «Цифровая экономика» достигла 76%[31].
В июне 2021 года Дмитрий Чернышенко заявил о том, что в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» нацпроекта «Цифровая экономика» свыше 1200 стартапов смогут получить поддержку по технологиям искусственного интеллекта. Помимо этого планируется создание шести опорных исследовательских центров, а также разработка пятидесяти программ высшего образования в этой сфере[21].
КритикаПравить
- По заявлению Минфина РФ исполнение расходов федерального бюджета на реализацию нацпроекта «Цифровая экономика» за 11 месяцев 2020 года составило 41,2 %. Это стало худшим результатом среди подобных показателей других национальных проектов[32].
ТакжеПравить
ПримечанияПравить
- ↑ Национальные проекты Архивная копия от 23 февраля 2019 на Wayback Machine на февраль 2019 г. На основе паспортов национальных проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.
- ↑ Назначены кураторы национальных проектов. ТАСС. Дата обращения: 24 марта 2020. Архивировано 24 марта 2020 года.
- ↑ Центры управления регионами будут создавать платформы обратной связи. ТАСС. Дата обращения: 16 мая 2021. Архивировано 16 мая 2021 года.
- ↑ «Цифровая экономика РФ» : Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Дата обращения: 16 мая 2021. Архивировано 2 мая 2021 года.
- ↑ Минстрой представил стандарт «Умного города». www.kommersant.ru (4 марта 2019). Дата обращения: 11 марта 2019. Архивировано 5 марта 2019 года.
- ↑ Запущен сайт нацпроекта «Цифровая экономика». www.kommersant.ru (14 марта 2019). Дата обращения: 18 марта 2019. Архивировано 14 марта 2019 года.
- ↑ Цифровая экономика России 2024. data-economy.ru. Дата обращения: 18 марта 2019. Архивировано 9 мая 2018 года.
- ↑ «Известия»: «Роснано» создаст фонд по развитию цифровой экономики за 20 млрд рублей. ТАСС. Дата обращения: 13 декабря 2019. Архивировано 16 декабря 2019 года.
- ↑ Р. И. А. Новости. В Москве обсудили итоги национальной программы «Цифровая экономика». РИА Новости (20201126T1626). Дата обращения: 10 ноября 2022.
- ↑ Паспорт национального проекта «Цифровая экономика» // Правительство РФ.
- ↑ Заседание Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности // Правительство РФ.
- ↑ Константин Носков подвел итоги первого года реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» : Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Дата обращения: 9 января 2021. Архивировано 26 января 2021 года.
- ↑ Сергей Шевченко. Белгородские управляющие компании обяжут ежедневно быть на связи с жителями. БелПресса (13 августа 2019). Дата обращения: 19 мая 2021. Архивировано 31 октября 2020 года.
- ↑ Вячеслав Гладков рассказал об интеллектуальной транспортной системе Белгорода. bel.ru. Дата обращения: 19 мая 2021. Архивировано 19 мая 2021 года.
- ↑ Гусева Т.Н. Цифровизация региона в медицине, в транспортной сфере и в ЖКХ. Белгородские новости (10 апреля 2021). Дата обращения: 19 мая 2021. Архивировано 19 мая 2021 года.
- ↑ Минкомсвязь России подготовила проект постановления Правительства РФ о цифровой трансформации госорганов : Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Дата обращения: 28 декабря 2020. Архивировано 23 января 2021 года.
- ↑ Во Владивостоке открылась первая на Дальнем Востоке пилотная зона 5G. ТАСС. Дата обращения: 9 октября 2020. Архивировано 19 ноября 2020 года.
- ↑ Минцифры России выделяет 7.1 млрд. рублей на гранты для ИТ-проектов : Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Дата обращения: 28 декабря 2020. Архивировано 8 августа 2021 года.
- ↑ Путин заявил, что большинство госуслуг через три года должны предоставляться онлайн. ТАСС. Дата обращения: 22 мая 2021. Архивировано 22 мая 2021 года.
- ↑ Как национальные проекты изменили жизнь россиян в 2020 году. Российская газета. Дата обращения: 27 февраля 2021. Архивировано 3 января 2021 года.
- ↑ 1 2 Чернышенко заявил, что свыше 1200 стартапов получат поддержку по технологиям ИИ. ТАСС. Дата обращения: 22 июня 2021. Архивировано 24 июня 2021 года.
- ↑ 1 2 В России начался второй этап устранения цифрового неравенства : Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 17 мая 2021 года.
- ↑ В Минцифры отчитались об устранении цифрового неравенства. ПРАЙМ (14 апреля 2021). Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 23 мая 2021 года.
- ↑ Наталия Герасимова. Мобильная связь в деревню. Отдаленные уголки страны обеспечат интернетом. aif.ru (27 апреля 2021). Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 23 мая 2021 года.
- ↑ Кабмин запустит шесть новых суперсервисов на портале госуслуг в 2021 году. ТАСС. Дата обращения: 22 мая 2021. Архивировано 22 мая 2021 года.
- ↑ На портале госуслуг до конца года запустят шесть новых суперсервисов. www.dp.ru. Дата обращения: 22 мая 2021. Архивировано 22 мая 2021 года.
- ↑ В правительстве сообщили о планах по 6 «суперсервисам» на «Госуслугах». РБК. Дата обращения: 22 мая 2021. Архивировано 22 мая 2021 года.
- ↑ BFM.ru. Правительство хочет избавить граждан от хождения по инстанциям со сбором бумаг. BFM.ru — деловой портал. Дата обращения: 22 мая 2021. Архивировано 22 мая 2021 года.
- ↑ Запуск федерального проекта «Цифровой регион» перенесен на осень с туманными перспективами. CNews.ru. Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 23 мая 2021 года.
- ↑ «Цифровой регион» доработают на местах // Коммерсантъ. Архивировано 23 мая 2021 года.
- ↑ Нацпроекты «Здравоохранение» и «Образование» стали лидерами по узнаваемости в апреле. ТАСС. Дата обращения: 27 мая 2021. Архивировано 25 мая 2021 года.
- ↑ Нацпроект «Цифровая экономика» принёс худший результат исполнения бюджета. EADaily. Дата обращения: 27 февраля 2021. Архивировано 16 января 2021 года.
СсылкиПравить
- Паспорт нацпроекта «Цифровая экономика» на официальном информационном портале «Будущее России. Национальные проекты»
- Инфографика основных параметров реализации национального проекта «Цифровая экономика»
- «Цифра — не наш враг»: каким видит Мишустин развитие сферы технологий
Цифровизация в России
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 сентября 2022 года; проверки требуют 7 правок.
Цифровизация в России — в узком смысле, цифровая трансформация (ЦТ) системы государственного управления и создание «электронного правительства» в России. В более широком понимании, цифровая трансформация не только госуправления, но всего государственного сектора экономики России. И в самом широком понимании, цифровая трансформация госуправления и всех отраслей экономики России, включая госсектор и частный сектор экономики России.
История создания электронного правительства в РоссииПравить
Создание элементов «Электронного правительства» в России было инициировано ещё в 2002 году во исполнение Федеральной целевой программы «Электронная Россия», действовавшая в Российской Федерации в 2002—2010 годах.
Системная цифровая трансформация государственного управления на высшем уровне в России началась с выступления президента России Д. А. Медведева «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», которое прозвучало на заседании президиума Госсовета 17 июля 2008 года[1]. В итоге Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 года № 1576[2] был образован «Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации» — и он был определён в качестве головного и координирующего органа по всем вопросам, связанным с информатизацией российского государства, которая являлась, с точки зрения президента Д. А. Медведева стратегической задачей на период его президентского правления. И Медведев видел этот Совет как инструмент для реализации этой задачи:
«Ради чего мы создали этот Совет? Нас не устраивает, что по ключевым показателям развития информационного общества мы еще колоссально далеки от большинства развитых государств. В соответствующих международных рейтингах Россия занимает, даже, не 20-30 — , а 70-80-е места! Это при том, что у нас в целом очень высокий исторический интеллектуальный потенциал. Отставание от стран-лидеров не уменьшается, а, как это ни парадоксально, в условиях развития экономики и в целом улучшения жизни, наоборот, нарастает. По индексу развития электронного правительства мы были в 2005-м году на 56-м месте, а в 2007 году достигли 92-го. Это говорит о том, что у нас нет никакого электронного правительства, все это — химера. В рейтинге готовности стран к сетевому миру мы также находимся на „почетном“ 72-м месте. … Важная тема — это информационные технологии в социальной сфере…» Д. А. Медведев[3].
В декабре 2009 года президент Дмитрий Медведев на совместном заседание Государственного совета и Совета по развитию информационного общества напомнил, что в соответствии со Стратегией развития информационного общества все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид к 2015 году. Предполагалось что переход к использованию всех форм электронного правительства может занять 5-6 лет[4].
Затем 20 октября 2010 года распоряжением Правительства России № 1815-р была принята Государственная программа «Информационное общество» на 2011—2020 годы[5] — разработанная для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане получают максимум выгод.
И по этой программе, в частности, по всей России были созданы «Многофункциональные центры» (МФЦ) — бюджетные учреждения предоставляющие государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна» после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом.
Сегодня развитие «Электронного правительства» продолжается правительством Российской Федерации в соответствии с принятым Национальным проектом «Цифровая экономика» реализация которого рассчитанного на 2019—2024 годы.
Список ответственных госорганов за цифровизациюПравить
- Правительство Российской Федерации — реализует национальный проект «Цифровая экономика» (ответственный: вице-премьер Д.Н. Чернышенко);
- Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ — имеет «Департамент развития Электронного правительства» (ответственный: министр М.И. Шадаев);
- Министерство экономического развития РФ — имеет функцию развития «Электронного правительства» (ответственный: министр М.Г. Решетников).
- Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ).
Направления, цели и задачи цифровизации в РоссииПравить
Главная цель цифровизации — это реформирование и улучшение государственного аппарата: оптимизация количества чиновников в госуправлении, борьба с бюрократизмом, казнокрадством, взяточничеством и коррупцией.
«Электронное правительство» в России развивается по следующим направлениям:
Развитие «Электронного правительства» в России предполагает, что должны быть решены следующие проблемы и задачи:
- Информатизация государственного управления с использованием автоматизированных систем управления;
- Межведомственное электронное взаимодействие;
- Внедрение технологий безбумажного документооборота в органах власти и управления;
- Создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры государственных органов;
- Вопросы перехода органов власти и управления на отечественное программное обеспечение;
- Развитие государственной инфраструктуры облачных вычислений;
- Открытые данные.
Для решения этих задач в госуправлении России сегодня внедряются следующие классы ИТ—систем:
- Система электронного документооборота (СЭД) / Управление корпоративным контентом (ECM — англ. Enterprise content management);
- Учётные системы (Системы бухгалтерского учёта и другие Системы управления учётными записями);
- Бизнес-аналитика (BI — англ. );
- Управление бизнес-процессами (BPM — англ. Business process management);
- Планирование ресурсов предприятия (ERP — англ. Enterprise resource planning);
- Видеоконференцсвязь;
- Системы видеонаблюдения;
- Корпоративные порталы (англ. ).
Список цифровых государственных услуг и информационных системПравить
Список примеров в этой статье не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи.
Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае список примеров может быть удалён. (31 августа 2022)
- Межведомственные
- Государственная автоматизированная информационная система ГАС «Управление»[10];
- Единая информационная платформа Национальной системы управления данными (ФГИС «ЕИП НСУД»)[11];
- Система межведомственного электронного взаимодействия;
- Единая цифровая платформа «ГосТех»[12];
- Сбор и обработка персональных данных граждан РФ
- Единая биометрическая система;
- Электронный паспорт гражданина Российской Федерации;
- Цифровой паспорт болельщика (Fan ID);
- Портал государственных услуг Российской Федерации (ЕП Госуслуг);
- Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА)[13];
- Федеральная типовая медицинская информационная система (ФТ МИС);
- Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС);
- ГИС «Похоронно-погребальная деятельность»;
- Выборы, законотворчество и правосудие
- Финансовые, налоговые системы и услуги
- Личный кабинет налогоплательщика — интернет-сервис ФНС России;
- АСК НДС;
- ГИИС «Электронный бюджет»;
- Единая информационная система в сфере закупок;
- Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП);
- Автоматизированная информационная система лицензирования отдельных видов деятельности (АИС ЛОД);
- Градостроительные и градоуправленческие ИС
- Другие
- ИСДМ-Рослесхоз;
- ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»;
- АИС «Безопасность дорожного движения»;
- Система маркировки и прослеживаемости товаров (Россия)
- Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД;
- и т. д.
ТакжеПравить
- Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации (ОГАС) в СССР
- Киберсин в Чили
- Цифровая революция
- Информационная революция
- Электронное правительство
- Киберфизическая система
- Четвёртая промышленная революция
- Работа 4.0