Влияние цифровой экономики на обеспечение экономической безопасности государства

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что распространение цифровой экономики создает как новые вызовы, так и уникальные условия для повышения эффективности стандартных элементов обеспечения экономической безопасности государства. В Российской Федерации цифровая экономика уже стала реальностью, однако на пути к повсеместной цифровизации предстоит преодолеть еще много проблем. В современных условиях важную роль в развитии экономики занимает переход страны на цифровой формат, который может значительно улучшить положение и помочь выйти на передовой уровень. Важно учитывать, что в отличие от традиционной экономики главным ресурсом в цифровой экономике выступают инновации и неисчерпаема, надежная и своевременная информация.

Произошедшие за последние 10-15 лет изменения в технологиях и переход в «цифру» множества функций произвели значительное влияние на все сферы деятельности. Цифровая экономика обеспечивает конкурентные преимущества инновационного развития экономических систем различных уровней. Информационно-коммуникационные технологии и искусственный интеллект стали двигателями социально-экономического роста и формирования нового качества жизни.

Формирование необходимых социально-экономических условий способствует ускорению процессов цифровизации экономики на всех уровнях, что является приоритетным условием обеспечения экономической безопасности государства.

Бесспорно, цифровизация предоставляет много преимуществ, проявляющихся в форме многочисленных мультипликационных эффектов от включения в единое информационное пространство всех производственных цепочек. Однако ее влияние на общество и экономическую безопасность государства является неоднозначным.

Во-первых, обеспечение ею перехода развития экономики на новый уровень предопределяет разрушение старой системы производства и распределения благ. А это характеризует уже цифровые технологии как «подрывные» (disruptive).

Во-вторых, внедрению новых технологий присущ избыточный оптимизм, то есть когда совокупный эффект от использования цифровых дивидендов намного слабее ожидаемого.

В-третьих, имеет место неравномерность в распределении положительного эффекта от внедрения цифровой экономики как между странами, так и среди групп населения внутри стран.

В-четвертых, цифровизация в большей степени выгодна торговым компаниям и банкам. При этом «сквозные технологии» (роботизация, технология блокчейна, нейросети, искусственный интеллект, квантовая виртуальная и дополненная реальность), которыми оптимизируется производство, происходит роботизация, осуществляется удаленный контроль, приводят к сокращению и ликвидации рабочих мест.

Но кроме положительных моментов, цифровизация несет с собой определенные риски. Здесь следует различать риски цифровой трансформации и риски цифровизации, обусловленные внедрением цифровых технологий в экономике государства.

Главный риск цифровой трансформации для экономической безопасности государства – рост уровня безработицы. Во-первых, автоматизация процессов оставит без работы часть населения. Во-вторых, могут возникнуть новые потребности и запросы со стороны рынка на новые профессии (герокинезиолог, эстетист, специалист по солнечным технологиям, аналитик автотранспорта, ренатурализатор, персональный вебменеджер, посол по культуре компании, городской фермер, аудитор экосистем, консультант по вопросам роботов, цифровой мемуарист, дизайнер игрофикации, эксперт по упрощению, архитектор виртуальной реальности, инженер 3D-печати, консультант по цифровой валюте) и трансформацию имеющихся (учитель, школьный диетолог, библиотекарь).

Частично решить перечисленные проблемы трудоустройства можно путем стимулирования самозанятости, формирования культуры «обучения в течение всей жизни», создания и развития цифровых платформ талантов.

Другим мощным риском является рост киберпреступности (кражи персональных данных, средств со счетов, сбор множества конфиденциальной и коммерческой информации, блокирование деятельности и т.д.), борьбу с которой нужно проводить как на личном, так и на государственном уровне.

Для достижения максимального эффекта от цифровизации нужно, чтобы государство прилагало максимум усилий к информированию населения об этих рисках, обеспечивало консультационной и технологической поддержкой во внедрении и использовании защищенных информационно-коммуникационных систем, инфраструктур, платформ, поощрения к самозанятости.

Систематизировано среди рисков, обусловленных внедрением цифровых технологий, можно выделить следующие:

  • Риски, связанные с применением Интернета вещей: уязвимость (несанкционированный влияние, кибертерроризм) и незаконное применение технологий (управление видеонаблюдением и т. п.).
  • Риски применения искусственного интеллекта в эгоистичных целях некоторых личностей, роботизации, автоматизации: рост социального отчуждения из-за потери рабочих мест, социальная напряженность, тотальное наблюдение за населением, утечка информации и т.п.
  • Риски, связанные с использованием импортной микроэлектроники. Основная доля программного обеспечения (в частности, системного программного обеспечения операционных систем и систем управления базами данных) и компьютерной техники, используемых в различных странах мира, является импортированными. Не исключено, что они могут содержать специальные чипы для шпионажа.
  • Риски, связанные с применением облачных и распределительных вычислений – зависимость от надежности функционирования телекоммуникационной системы; размывание ответственности за обеспечение информационной безопасности и снижение уровня контроля в связи с их распределением между компаниями-пользователями, организацией и владельцем облачной платформы, Интернет-провайдером.
  • Риски, связанные с устойчивостью работы Интернета как основного канала передачи данных.

Следует отметить, что в России развитию цифровой экономики на государственном уровне уделяется особое внимание. При этом несмотря на многие достижения, все еще сохраняется отставание по ряду вопросов от зарубежных стран. Проблемы активного развития цифровой экономики в нашей стране многообразны и основываются преимущественно на местных особенностях реализации правительственных программ и нехватки финансовых ресурсов.

Таким образом, цифровизация несет как преимущества, так и угрозы для экономической безопасности государства. Поэтому дальнейшие цифровые преобразования должны производиться с учетом всех возможных рисков для национальной экономики. Решение имеющихся вопросов в данной сфере должно происходить путем объединения усилий всех ветвей власти, бизнеса и общественности. При этом для развития цифровой экономики в нашей стране требуется осознанное внедрение цифровизации бизнес-процессов отечественными предприятиями, что станет предметом дальнейших научных исследований.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Сегодня новые цифровые технологии, инновационные бизнес-модели проникают во все сферы экономической жизни общества, воздействуя на саму сущность экономики, формируя в ней качественные структурные изменения. Можно согласиться с мнением, высказанным многими исследователями что благодаря цифровизации и другим технологическим изменениям человечество вступило в новую эру глобальных изменений. Цифровая Экономика сегодня воспринимается многими как панацея, а ее ускоренное развитие-как способ решения практически всех существующих проблем. Это нашло отражение и в взрывном росте интереса к «цифровым» проблемам в социально-экономических и гуманитарных исследованиях, и в публичном дискурсе, в том числе в высказываниях влиятельных политиков, и в правительственных документах. Но следует понимать, что не существует “лекарства от всех болезней”. И цифровая экономика не может быть панацеей в современной России, да и в мире в целом. Его развитие, на наш взгляд, следует рассматривать в контексте других трансформаций, которые переживают современное общество и экономика, в тесной связи с ними. А для этого — более детально изучить его системные свойства, а также возможности практического использования его инструментов в хозяйственной практике.

Риски и угрозы цифровой экономики, пути их решения.

Следует отметить, что, как и любое другое масштабное явление, развитие цифровой экономики связано не только с положительными последствиями, но и с различного рода рисками и угрозами.

Существует два основных источника этих эффектов.

Во-первых, это появление новых видов рисков и угроз, присущих цифровой экономике и основанных на ее технологических особенностях.

Во-вторых, при переходе к цифровой экономике происходит институциональная трансформация, которая сама по себе, независимо от ее причин и характера, является мощным дестабилизирующим фактором устойчивого и успешного социально-экономического развития.

Рассмотрим некоторые негативные последствия развития цифровой экономики (детальный и полный анализ актуальных и перспективных рисков и угроз является самостоятельной исследовательской проблемой и может стать предметом отдельного научного исследования):

• рост киберпреступности. Например, по данным Microsoft, в первом квартале 2017 года 14,8% компьютеров в России подверглись воздействию вредоносного программного обеспечения (в мире в целом этот показатель составил 9%);

• технологическая уязвимость создаваемой цифровой инфраструктуры. В качестве примера можно привести вышеупомянутый мартовский блэкаут в Венесуэле или типичные (к сожалению) ситуации массовой эвакуации автомобилей для крупных российских городов из-за неработающего сервиса оплаты парковки, возврата в “живую” очередь в случае сбоев в системах электронной очереди в госорганах и др.;

• рост технологической зависимости от зарубежных поставщиков и, как следствие, ослабление технологической и экономической безопасности как на уровне страны в целом, так и на уровне отдельных отраслей и предприятий.

Серьезным сдерживающим фактором для развития цифровой экономики являются кадровые ограничения в Российской Федерации. Так, по данным Фонда развития интернет-инициатив, к 2027 году российская экономика будет испытывать дефицит примерно в 2 миллиона долларов.

IT-специалист. При этом на конец 2016 года в России насчитывалось около 1,9 млн ИТ-специалистов (2,4% трудоспособного населения; аналогичный показатель для США, Германии и Великобритании — 4,3%). Сейчас в нашей стране ежегодно выпускается около 60 тысяч ИТ-специалистов, и чтобы ликвидировать дефицит кадров, необходимо ежегодно набирать на обучение около 40 тысяч человек. Но это нельзя делать “механически”, нужно развивать инфраструктуру образования, готовить новых учителей и т.д. Перечисленные и многие другие риски, угрозы и проблемы развития цифровой экономики требуют принятия мер по их нейтрализации. К сожалению, это невозможно сделать быстро и исключительно за счет ресурсов государства (поскольку задача развития цифровой экономики позиционируется как национально значимая). Необходимы комплексные усилия с использованием как государственных, так и частных ресурсов.

Читать также:  Новые возможности для бизнеса

Среди приоритетных задач, определяющих направления деятельности, на наш взгляд, можно выделить:

1) стимулирование создания и развития бизнеса, ориентированного на цифровую экономику. В России уже работает ряд компаний, которые могут быть признаны мировыми лидерами в своих сегментах цифровой экономики («Лаборатория Касперского», ABBYY, Parallels, Luxoft, Яндекс и др.). Государство может оказывать им адресную поддержку: предоставлять гарантии по банковским кредитам, в том числе экспортным, компенсировать часть затрат на патентование, формировать целевые инвестиционные фонды, оказывать поддержку через механизм госзакупок и т.д.;

2) дополнительная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в создании цифровых технологий, платформ и предоставлении цифровых услуг. Это может быть достигнуто, например, путем предоставления определенных стимулов соответствующим компаниям (например, в отношении страховых выплат или налоговых платежей), которые развивают цифровые технологии, создавая здоровую конкуренцию между такими компаниями, обеспечивая их заказами и стандартами, которым должен соответствовать конечный продукт;

3) формирование и масштабирование цифровых платформ по основным направлениям экономики. Сейчас в России и многих других странах появляются порталы предоставления государственных и муниципальных услуг, площадки для осуществления платежей, налоговые органы переходят на получение электронной отчетности, внедряется использование пластиковых карт для социальных выплат и т.д. Следует отметить, что существуют значительные проблемы, связанные с внедрением ИТ в местное самоуправление. Сами муниципалитеты, учитывая субсидирование их большинства, не в состоянии решить эти проблемы, им нужна особая поддержка для их цифровизации со стороны региональных и федеральных властей;

4) увеличение объемов подготовки ИТ-специалистов (мы уже указывали приоритетность этого направления деятельности);

5) формирование отраслевых, региональных и общегосударственных систем обеспечения кибербезопасности. В частности, необходимо доработать законодательство о борьбе с киберпреступностью, создать подразделения защиты в правоохранительных органах, разработать безопасные технологические решения, обеспечить взаимодействие всех участников глобальной цифровой экономики. Однако следует помнить, что безопасность не должна препятствовать росту и развитию технологий. Необходимо укреплять межстрановой обмен информацией в области кибербезопасности.

Цифровая экономика — это новый тип экономических отношений, который уже присутствует во всех секторах мирового рынка и активно развивается. Цифровая экономика в скором времени может стать ведущим сегментом, драйвером роста и развития экономической системы в целом. Это связано с тем, что цифровая экономика имеет некоторые преимущества перед материальными товарно-денежными биржами, такие как скорость доставки товаров или почти мгновенное предоставление услуг. Еще одним преимуществом цифровой экономики является более низкая стоимость производства и выполнения транзакций. Одним из ключевых преимуществ цифровой экономики перед традиционной является то, что электронные товары практически неисчерпаемы и существуют в виртуальном виде, в то время как материальные блага почти всегда ограничены в количестве и получить к ним доступ гораздо сложнее. Сегодня электронная экономика уже выходит за рамки чисто экономических процессов. Цифровизация внедряется в социальные процессы, от нее все больше зависит успешная жизнь людей, кроме того, происходит масштабное внедрение цифровых технологий в работу государственных организаций и структур. Усилия по цифровизации России базируются на стратегии развития информационного общества и положениях государственной программы «Цифровая экономика». В этих документах осуществлялось целеполагание и устанавливались основные механизмы цифровой трансформации российской экономики, а также определялись источники и объемы финансирования планируемых к реализации мероприятий. Если рассматривать ситуацию в целом, то по уровню развития цифровой экономики Россия не занимает лидирующих позиций, но уверенно удерживает себя в группе стран-лидеров, улучшая свои позиции из года в год. В то же время конкуренция в рассматриваемой сфере остается очень жесткой, поэтому нельзя останавливаться на достигнутом, необходима совместная работа государства и бизнеса для дальнейшего развития цифровой экономики. В этой деятельности необходимо учитывать ряд проблем, рисков и угроз, выделенных в статье, чтобы сосредоточить ресурсы и усилия на их нейтрализации.

1. Асаул В. В., Михайлова А. О. обеспечение информационной безопасности в условиях формирования цифровой экономики // теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 4 (38). С. 5-9. 2. Беляков К. С. Цифровая экономика России: проблемы и перспективы // Информационное общество: состояние, проблемы, перспективы: материалы V ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2017, С. 249-250. 8. Кулик А. М., Коряков Д. П. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей по итогам Международной научно — практической конференции. Тюмень, 2018. С. 189-192. 9. Курбанов А. Х., Курбанов Т. Х. Применение современных цифровых технологий в логистике // развитие региональной экономики в условиях цифровизации: сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чеченский государственный университет». Грозный, 2018, с. 683-688. 10. Минаков В. Ф., Шуваев А. В., Лобанов О. С. влияние цифровой конвергенции в экономике // Вестник Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. Дело № 2 (110). С. 12-18. 11. Петриченко О. В., Рукинов М. В. Анализ экономической безопасности страны с учетом функционирования «электронного правительства» // теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 4 (38). С. 10-13. 2019 12. Плотников В. А. цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Вестник Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. Выпуск № 4 (112). С. 16-24. 13. Полянин А. В., Докукина И. А. трансформация социально-экономических отношений на основе цифровизации бизнес-пространства // трудовые и социальные отношения. 2018. Выпуск № 6. С. 16-27. 14. Прокопьева Т. В., Прокопьев А. В., Попова А. Ю. Цифровая экономика — взгляд в будущее // Открытые инновации: СБ. Искусство. V Международная научно-практическая конференция. Пенза, 2018, с. 97-101. 15. Пшеничников В. В. перспективы и риски использования электронных денег в условиях цифровизации экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 1 (109). С. 39-45. 16. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография / Андреева Г. Н., Бадальянц.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Овечкина Ирина Владимировна

Студентка 3 курса

ФГОБУВО «Финансовый Университет при Правительстве
Российской Федерации» Липецкий филиал

Россия, г. Липецк

Научный руководитель:  Олег
Николаевич, к.э.н. доц.

В статье
раскрывается значение понятия «цифровая экономика» рассматриваются различные
аспекты влияния цифровой экономики на повседневную жизнь людей, определяется
доля цифровой экономики в ВВП.

цифровая
экономика, цифровые технологии, экономическая система, ВВП, национальная
безопасность, цифровые компании.

В последнее время все чаще приходится
слышать о постоянно растущей роли передовых технологий и инноваций в развитии
экономики. Технический прогресс и новейшие технологии позволяют увеличивать
эффективность производственных и бизнес-процессов.

Существует множество определений, таких как: веб-,
интернет-, электронная экономика, электронный бизнес, электронная коммерция
схожи и часто подменяют цифровую экономику. Данное понятие широко используется
и является неотъемлемой частью экономической системы по всему миру, хотя в экономическом
и научном сообществе нет однозначного определения «цифровой экономики».
Зарубежные и отечественные исследователи определяют цифровую экономику в
различных смыслах. В узком понимании — это международный рынок электронных
товаров и услуг, в широком – хозяйственное
производство, основанное на IT

Вместо термина «цифровая экономика» ( ) можно встретить
также, «интернет-экономика», «веб-экономика», «электронная экономика». И ученые
сводят мнения к тому, что лучше употреблять термин «интернет-экономика», так
как товар или услуга доводится до потребителя с использованием интернета, или
сами компании живут в сети. С одной стороны, это удобно, так как открыть бизнес
стало проще: не нужно арендовать офисы, платить заработную плату рабочим и т.д.
С другой стороны, уменьшается количество рабочих мест. К примеру, в Швеции
распространены тренажерные залы « », в которых нет администраторов, расплачиваться за
вход можно только электронными деньгами. В зале размещены видеокамеры,
изображение с которых направляется напрямую в полицию.

Когда цифровые технологии приходят в какой-то бизнес,
в котором их не было, они «взрывают» этот бизнес, так как повышается спрос на
товары или услуги «нового поколения».

Суверенитет и национальная
безопасность России, в условиях открытой рыночной экономики и, ведущейся против
неё, холодной и войны, становятся крайне
уязвимыми понятиями. Противодействие может заключаться только в предварительном
информационном скачке – развитии собственных, надёжно защищённых от внешнего
воздействия, информационных технологий, основанных на иных базовых принципах.
Оставаться в объятиях IT- технологий враждебно настроенного Запада и,
одновременно, проводить эффективную защиту суверенитета – противоречиво и
крайне затруднительно.

Читать также:  Названы российские города-лидеры в области цифровизации

С внедрением в нашу жизнь цифровых технологий стали
происходить положительные изменения в экономической сфере: повысилась
конкуренция среди продавцов, повысилась производительность труда, возрос спрос
на товары и услуги, снизились издержки при производстве продукции. Все это
говорит о том, что экономика претерпела ряд изменений и вышла на совершенно
другой уровень. Наряду с интернет-магазинами и электронными деньгами появились
и интернет-банки. А это отдельная немаловажная часть экономической системы. Оказание
банковских услуг теперь возможно без длинных очередей и душных помещений, в
дистанционном режиме, ведь кредитование в наше время является важнейшим
инструментом поддержания платежеспособности граждан и юридических лиц. Конечно,
при всех вышеперечисленных достоинствах цифровой экономики стоит отметить и ее
минусы. Главным становится сокращение рабочих мест. Ведь все больше
технологических процессов можно доверить машине.

Цифровая экономика – это форма организации экономической деятельности людей, которая основана на цифровых и электронных технологиях, непосредственно реализуется с помощью электронных технологий, цифровых платформ и сетевого бизнеса.

Данное определение охватывает различные культурные, экономические, деловые операции, которые совершаются в Интернете с помощью цифровых и сетевых технологий. Термин «цифровая экономика» впервые использовал канадский профессор Д. Тапскотт в своей книге «Цифровая экономика: обещание и опасность в эпоху сетевой разведки» а также американский учёный Н. Негропонте. Сейчас же этим термином пользуются во всём мире, он вошёл в обиход предпринимателей, политиков, экономистов.

В настоящее время под цифровизацией понимается процесс введения различных цифровых технологий во многие области жизнедеятельности людей, таких как экономика, культура, образование, индустрия и т. д. На сегодняшний день термин «цифровизация» используется в двух смыслах: в узком и широком. Если рассматривать цифровизацию в узком смысле, то здесь речь идёт о преобразовании различной информации в цифровую форму, за счёт чего идёт снижение издержек, появляются новые возможности и перспективы. Цифровизация в широком же смысле представляет собой можно сказать «драйвер» мирового общественного развития, что обеспечивает повышение уровня эффективности экономики и качества жизни людей. Также следует упомянуть и то, что цифровизация принимает своё значение в широком смысле лишь тогда, когда цифровая трансформация информации отвечает следующим требованиям:

она охватывает различные сферы жизнедеятельности людей: науку, бизнес, производство, социальную сферу или же обычную жизнь граждан;

сопровождается лишь эффективным использованием её результатов;

её результаты доступны пользователям преобразованной информации, ими пользуются не только специалисты этой области, но и обычные граждане;

пользователи цифровой информации имеют определённые навыки работы с ней.

К предпосылкам цифровизации на государственном уровне можно отнести следующие:

активное развитие интернет-технологий

интенсивный рост вычислительной мощности процессоров;

глубокую интеграцию в мир социальных сетей;

функционирование действующих и создание новых экономических зон и единого экономического пространства.

Одной из главных областей интенсивного введения цифровизации в Российской Федерации и ряде других государств считается экономика. Раньше экономика была ориентирована на аграрный сектор, затем перешла в индустриальную и постиндустриальную фазы. Сегодня стоит говорить о цифровой экономике, ведь она является направлением хозяйственной деятельности, где преимущественная доля сведений обрабатывается путём применения цифровых технологий и устройств. Это может быть интернет- торговля, электронные платежи, интернет-обслуживание, безналичный расчёт и т. д. Именно такой способ финансового развития даёт возможность достаточно быстро получать доступ к товарам и услугам.

Цифровизация бизнеса, бухгалтерского учета, бюджетного процесса, логистики, а также других сфер экономики дает следующие возможности:

обрабатывать весь объем данных и получать результат быстро, качественно и с минимизацией ошибок;

уходить в интернет-торговлю, совершая электронные платежи;

применять интернет-рекламу, тем самым расширяя воронку своих потенциальных и постоянных клиентов;

ввести электронный документооборот.

Следует упомянуть и то, что цифровизация может принести как возможные положительные, так и отрицательные последствия для экономики. Обратим внимание на положительные из них

появляется экономический и социальный эффект от цифровых технологий для бизнеса и общества;

растёт производительность общественного труда за счёт его повышения на уровне отдельных производств в компании;

повышается качество жизни населения, в первую очередь за счёт удовлетворения их потребностей;

возникают новые формы бизнеса, которые позволяют повысить доходность и конкурентоспособность деятельности.

Процесс цифровизации для российской экономики связан с серьёзными вопросами, так как формирование цифровой экономики становится для России необходимостью, связанной с её национальной безопасностью и конкурентоспособностью на мировом рынке, а также вопросами, которые непосредственно связаны с уровнем и качеством жизни населения.

Цифровизация – один из главных факторов мирового экономического роста.

По оценкам международной компании, предоставляющей услуги в области управленческого консалтинга – , вероятный экономический эффект от цифровизации экономики России увеличит ВВП страны к 2025 году на 4,1-8,9 трлн. рублей, это примерно составит от 19 до 34% общего ожидаемого роста ВВП.

По мнению экспертов, процесс цифровизации может способствовать улучшению производственных операций, увеличить эффективность рынка труда, а также снизить расход ресурсов.

В противном случае, если Россия будет отставать в темпах цифровизации от развитых стран, то это может привести к тому, что она окажется в стороне от НТП и это принесёт значительные угрозы:

роль России в мировой экономике будет отстающей;

она лишится перспектив в национальном развитии, которые существенно снижают конкурентоспособность всей российской экономики на мировом рынке.

Далее рассмотрим возможные существенные отрицательные последствия цифровизации для российской экономики:

возможный риск злоупотребления технологиями;

сокращение по стране общего количества рабочих мест.

Цифровизация – это один из главных так скажем «толчков» в развитии российской экономики. Она представляет собой переход к цифровому формату представления информации. Данный процесс направлен на повышение результативности экономики и улучшение качества жизни людей. Конечно, следует сказать о том, что важными составляющими функционирования цифровой экономики является то, что она направлена на обеспечение информационной и экономической безопасности государства, защиту персональных данных российских граждан в цифровом формате. Она способствует последовательному улучшению и возрастанию роли автоматизации как основной базы цифровизации.

В наше время термин «цифровизация» используется довольно-таки часто и в узком и в широком смысле. Цифровизация в узком смысле понимается как преобразование информации в цифровую форму, которое в большинстве своем ведет к уменьшению издержек и появлению больших возможностей. Конкретные преобразования информации в цифровую форму привели к таким весомым положительным результатам, которые обусловили применение термина «цифровизации» в более широком смысле, под которым принято понимать общемировое развитие экономики, общества, управления, которое преобразует информацию в цифровую форму и повышает эффективность экономики и качество жизни. Цифровизация в широком смысле должна отвечать следующим требованиям: охватывать производство, науку, бизнес, социальную сферу и жизнь граждан; сопровождаться эффективным использованием своих результатов; результаты цифровизации должны быть доступными для пользователей преобразованной информации; результатами цифровизации должны пользоваться не только специалисты, но и простые граждане; пользователям цифровой информации необходимо иметь навыки работы с ней.

Основой эффективного развития цифровой экономики является цифровизация, под воздействием которой экономика развивается более эффективно, повышается ее конкурентоспособность. Область воздействия новых технологий безгранична – общественная жизнь, производство, наука, бизнес, менеджмент и пр. Цифровая экономика воздействует на национальную экономику посредством использования инновационных цифровых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): интернет, мобильные сети, сенсорные сетей, онлайн режим, электронный документооборот, учет и хранение информации и т. д.

Цифровизация — это основа цифровой экономики, одно из направлений в мировом развитии, определяющее развитие экономики и общества, а также держит курс на повышение эффективности экономики и улучшение качества жизни.

На государственном уровне в РФ к предпосылкам развития цифровизации можно отнести глобализацию экономики, создание новых экономических зон и функционирование действующих, активное развитие интернета, рост вычислительной мощности процессоров; появление и распространение мобильных устройств, развитие социальных сетей, с которыми «классическим» и часто консервативным предприятиям приходится конкурировать. Для реализации данных предпосылок государство создает и совершенствует необходимую нормативно – правовую базу, участвует в электронном взаимодействии с субъектами.

К предпосылкам отраслевой цифровизации относят поступление большого объема информации отраслевого характера в ЖКХ, городском хозяйстве, финансовом секторе и необходимость инновационных решений для оптимизации бизнес – процессов, снижению расходов и появлению новых источников доходов в отраслевой сфере.

К предпосылкам цифровизации в отдельных компаниях понимают необходимость осознания руководством компаний улучшения процессов производственно-хозяйственной деятельности. Необходимо адаптироваться к новым условиям работы, рассматривать ИКТ ключевым фактором в повышении эффективности компаний, повышать корпоративную культуру посредством цифровой трансформации, внедрять электронный документооборот для автоматизации всех процессов в производстве, управлении, коммуникациях, обеспечить доступ в интернет, внедрить корпоративные социальные сети, использовать единую платформу — типа — для управления продажами, маркетингом, сервисом.

Читать также:  Нацпроект «цифровая экономика» — презентация

Пользование персональным компьютером и сетью интернет можно отнести к основной предпосылке цифровизации в обычной жизни граждан. Уровень их использования в России ниже, чем в Европе, но все же наблюдается положительная динамика цифровизации в обычной жизни граждан.

К положительным последствиям цифровизации в целом для всего общества можно отнести повышение качества жизни граждан, рост производительности труда, прозрачность экономических операций, доступность продвижения государственных, коммерческих товаров и услуг внутри страны и на международном уровне, внедрение человекозаменяющего оборудования, систем.

К преимуществам цифровизации на уровне отдельных компаний и производства относят возможность исключения посредников, т.е. цифровизация позволяет компаниям самим создавать себе сайты, привлекать конечных потребителей и продвигать свои товары и услуги. В свою очередь конечные потребители имеют возможность самостоятельно выбирать онлайн необходимые товары и услуги, на сайтах различных компаний, интернет – магазинах. Внедрение цифровизации позволило сократить время реакции на рыночные колебания, сократились сроки разработки новых проектов и их вывода на рынок. Компании стали лучше понимать потребности своих клиентов и это отразилось на качестве выпускаемой продукции и услуг.

К конкретным технологическим преимуществам, обусловленным цифровизацией, можно отнести внедрение баз данных, синхронизацию и аналитику большого объема информации, совместное использование информации посредством базы данных, переход от бумажных документов к электронным носителям (трудовые книжки, больничные листы и т. д.).

К сожалению, помимо преимуществ цифровизации выделяется и ряд отрицательных последствий, вызовов, угроз и рисков.

Развитие цифровизации в российской экономики связано с серьезными последствиями, которые могут привести к угрозам нарушения существующего положения в обществе и экономике. Формирование цифровой экономики в России это главный тренд для сохранности ее национальной безопасности, обеспечении конкурентоспособности на мировом рынке и повышения уровня и качества жизни населения страны.

Отставание нашей страны по темпам и масштабам цифровизации от других развитых стран может привести к отсталости в научно — техническом прогрессе, под вопросом окажется обеспечение национальной безопасности страны, отсутствие перспектив инновационного развития понизит конкурентоспособность российских компаний и экономики в целом на международном рынке.

Переход к цифровым системам обусловлен наличием и необходимостью решения ряда вопросов, в числе которых:

— уже сложившийся менталитет, не доверительное отношение к нововведениям, бизнеса и общества — в России довольно-таки много компаний, считающих информационные технологии несущими угрозу сложившемуся укладу бизнеса;

— зависимость экономики страны от сырьевых рынков;

— недостаточное желание государства участвовать в процессе развития цифровой экономики, нежелание чиновников осваивать и создавать новые технологии, коррупция;

— недостаточное инвестирование в основные средства предприятий, организаций на разработку, приобретение или внедрение новых технологий;

— неблагоприятная экономическая ситуация, отсутствие поддержки развития проектов на всех стадиях его реализации;

— нехватка квалифицированных кадров в сфере ИКТ.

К весомым отрицательным последствиям цифровизации нашей экономики, управления и общества можно отнести:

— сокращение количества рабочих мест в стране. Зачастую внедрение цифровых систем ведет к оптимизации всех рабочих процессов, что влечет за собой сокращение количества рабочих мест и переподготовку оставшихся кадров.

— мошенничество в цифровой среде.

— распространение вирусов, пиратство, киберпреступность.

— злоупотребление и несанкционированное использование чужой информации, и чужих ресурсов.

— атаки на мобильные устройства и финансовые мобильные приложения, платежные системы.

Влияние цифровизации определяет группы рисков и возможные угрозы, отрицательные последствия цифровизации, сложности с переходом к цифровым технологиям. Разработка программ управлениями позволит снизить группы риска, а преимущества цифровизации выведут национальную экономику и социальную сферу России на высокий уровень.

В мировой экономике и обществе цифровизация оказывает разное влияние на различные страны, определяет место стран в мировом сообществе, оценивает степень охвата каждой страны, используя следующие индексы показателей.

Индекс сетевой готовности NRI (Networked Readiness Index) и глобальный инновационный индекс GII (Global innovation index) косвенно оценивают цифровизацию как тренд.

К пяти укрупненным параметрам, отражающим требования цифровизации относят:

1. «Подключение» страны к результатам цифровизации связи (Connectivity).

Человеческийкапитал (Human Capital / Digital skills).

Использованиеинтернетагражданами (Use of Internet by citizens).

Интеграцияцифровыхтехнологийвбизнес (Integration of Digital Technology by businesses).

ДлясравненияцифровизациистранЕвросоюзасдругимистранамимираиспользуютиндексмеждународнойцифровизацииэкономикииобщества I-DESI — International Digital Economy and Society Index, предложенныйЕврокомиссиейДанный индекс оценивает выполнение тех же требований тренда, что и индекс DESI, но с некоторыми отличиями.

По объему охвата цифровизацией страны поделены на два подмножества.

В первое входят Евросоюз — как одна отдельная единица, Япония, Южная Корея, США, Австралия, Канада, Исландия, Норвегия и Швейцария. Для оценки уровня цифровизации стран этого подмножества также используется 5 укрупненных параметров, но в отличие от рассчитываемого на основе 31 показателя индекса DESI, при определении значений этих параметров Индекса I-DESI используется 28 показателей, не всегда совпадающих с теми показателями, которые используются при расчете Индекса DESI.

Во второе подмножество вошли все страны первого подмножества и дополнительно Бразилия, Китай, Израиль, Мексика, Новая Зеландия, Россия и Турция. Но для оценки уровня цифровизации стран, вошедших в это второе подмножество, уже используется не 28 показателей, а только 18.

1. точечное использование цифровых технологий в целях снижения затрат.

2. широкое применение цифровых технологий в рамках действующих бизнес — моделей.

3. применение цифровых технологий, ведущее к смене самой бизнес – модели.

В российской экономике, конечно же, есть сложности, но перспективы на «светлое будущее» все же имеются – разрабатываются новые программные продукты по программному обеспечению кибербезопасности, телекоммуникации, внедряется роботизация, интернет.

Содержание данного документа раскрывает необходимость выполнения условий, требований применения ИКТ, которые, отвечают всем требованиям цифровизации как современного эффективного тренда развития экономики и общества, и учитываются при определении международного индекса цифровизации экономики и общества — DESI.

Также документ определяет национальные интересы РФ в области цифровой экономики и формирует условия их осуществления, описывает приоритетный сценарий развития информационного общества, этапов, показателей, вопросов управления реализацией стратегии.

К целям Программы относят создание такой экономики, при которой данные в цифровой сфере являются ключевыми факторами производства во всех сферах социально — экономической жизни, на основе которых обеспечивается повышение конкурентоспособности на международном рынке, внутри российской экономики и ее отдельных отраслей.

На примере индекса сетевой готовности (Networked Readiness Index) и международного цифрового индекса экономики и общества (I-DESI) в Программе подробно описаны этапы развития цифровизации в России, указано место нашей страны на глобальном цифровом рынке, определены направления развития, обозначены этапы для достижения запланированных результатов, разработана «Дорожная карта» управления развитием цифровой экономики.

Содержание этих документов определяет обязательность выполнения для России всех требований цифровизации как современного тренда эффективного развития мировой экономики и общества.

Анализ состояния цифровизации российской экономики, управления и общества в настоящее время выявил болевые точки, требующие изучения и регулярного мониторинга. Для достижения положительных результатов влияния мирового тренда цифровизации в России необходимо создать благоприятные условия, способствующих ее положительному воздействию на экономическую и социальную жизнь России, составить план для реализации программ управления преимуществами цифровизации и выявить вызовы, угрозы, проблемы, возможные отрицательные последствия цифровизации и программы управления по борьбе с отрицательными последствиями.

1.Анохина Е. М., Косов Ю. В., Халин В. Г., Чернова Г. В. Системные риски управления при реализации государственной политики в области образования и науки: анализ проблемной ситуации, риски и их идентификация // Управленческое консультирование. 2016. № 10.С. 8–26.

2.Электронный ресурс. Козырев А. Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе. URL: http://Medium.comCEMI-RAS, Ноябрь, № 11, 2017 г.

3.Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

4.Электронный ресурс. URL: http://gtmarket.ru/ratings/networkedreadiness-index/networkedreadiness-index-info.

5.Электронный ресурс. : ://../—//.

6.«Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203.

7.Электронный ресурс. Кудряшова Е., Филатова Е. Вызов принят: как цифровизация меняет телекоммуникации. URL: .

9.Электронный ресурс. URL: http://government.ru/docs/all/112831/.

10.«Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203.

11.Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *