Юридические сложности электронной коммерции и международной электронной коммерции

Юридические сложности электронной коммерции и международной электронной коммерции

Библиографическое описание

Интенсивный темп жизни современного мира позволяет завоевывать дистанционной торговли все большую популярность. Интернет-торговля обладает более некоторыми преимуществами по сравнению с традиционными видами торговли: она экономит время (нет необходимости ходить по магазинам в поисках нужного товара), а зачастую и деньги, т. товары в Интернет-магазине продаются по более низкой цене. Но несмотря на ряд преимуществ, дистанционной торговле, принадлежит значительная доля нарушения прав потребителей.

Актуальность выбранной темы вызвана увеличением объемов электронной торговли, вовлечением все большего числа участников (продавцов и потребителей) в гражданско-правовой оборот при одновременном отсутствии реального законодательства, регулирующего отношения в сфере Интернет-торговли.

Несмотря на высокую популярность Интернет-торговли как в зарубежной, так и отечественной литературе комплексные исследования, отражающие особенности Интернет-торговли, не получили широкое распространение.

Целью данной статьи является анализ правого режима электронной торговли.

В законодательстве Российской Федерации не существует единого закона, регламентирующего торговлю через Интернет. Однако принят ряд законодательных актов, регулирующих частные нормативно-правовые основы продажи товаров дистанционным способом (рисунок 1).

Юридические сложности электронной коммерции и международной электронной коммерции

Рис. Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу торговли

Перечисленные на рисунке 1 нормативно-правовые акты контролируют процесс покупки товаров.

Дистанционная торговля, является самостоятельной формой розничной торговли, должна регулироваться полноценной системой нормативно-правового регулирования. На рисунке 2 отражены основные тезисы нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность дистанционной торговли.

Юридические сложности электронной коммерции и международной электронной коммерции

Рис. Нормативные акты, регламентирующие специфику дистанционных торговых отношений

Для российского законодательства о дистанционной торговли можно обратиться опыту зарубежных стран и подходов (рисунок 3):

Юридические сложности электронной коммерции и международной электронной коммерции

Юридические сложности электронной коммерции и международной электронной коммерции

Рис. Подходы к совершенствованию законодательства об электронной торговле

Проект закона об «Электронной торговле» был внесен на рассмотрение в Госдуму в 2000 году, но не был принят из-за несоответствия текущим потребностям общества. В условиях резко растущих объемов Интернет-торговли его принятие становится актуальным, он бы способствовал развитию Интернет-торговли, закрепил права и обязанности покупателей и продавцов, а также сформировал нормативно-правовую базу защиты интересов сторон.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционная торговля, электронная торговля, акт.

Правовые тонкости электронной коммерции

Файл добавлен05. 2017
Презентация. pdf (220 Кб)

Двенадцатова_эж-Юрист_Правовые тонкости электронной коммерции

Файл добавлен05. 2017
Презентация. pdf (232 Кб)

Ключевые аспекты. Специфика рынка электронной коммерции – его трансграничный характер, так как коммерческая деятельность, по сути, ведется в Интернете, который не знает границ. В связи с этим для бизнес-сообщества, особенно для зарубежного бизнеса, сегодня становится жизненно важным обозначить своего рода красные флажки ведения электронной торговли в России.

Как правило, когда речь идет об интернет-магазинах, ключевыми аспектами, которые необходимо учесть иностранному продавцу, являются:

– размещение онлайн-рекламы;

– защита персональных данных пользователей и вопросы конфиденциальности;

– статус комментариев и отзывов пользователей.

Во-вторых, наличие признаков направленности рекламы на российскую аудиторию (как, например, русскоязычный сайт, возможность оплаты в российских рублях, возможность доставки в Россию) требует дублировать всю информацию на иностранном языке на русский, без изменения содержания, контекста и формы изложения текста. При этом размещенный материал должен быть изложен ясным и понятным языком.

В-третьих, имеет смысл обратить внимание на надлежащий характер рекламы (ст. 5 Закона о рекламе). Значительная часть споров в сфере рекламы и недобросовестной конкуренции в области электронной торговли связана с некорректными сравнениями одного рекламируемого товара с другими (как правило, аналогичными) товарами иных изготовителей или продавцов. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 08. 2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что достоверной должна быть информация не только о товаре рекламодателя, но и о продукции конкурента.

Читать также:  С ША оценивают рост электронной коммерции в мировой торговле

Это означает, что положения Закона о рекламе не распространяются на информацию и сведения, размещаемые на веб-сайте компании с исключительно информационными целями. Безусловно, исключением будет являться информация, размещенная для привлечения внимания к тому или иному товару, к примеру всплывающие рекламные баннеры, размещенный на сайте рекламный мини-ролик. Это объясняется тем, что в данном случае сайт выполняет не только информационную, но и рекламную функцию, то есть информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Защита персональных данных пользователей и вопросы конфиденциальности. Когда речь идет об электронной торговле, защита персональных данных пользователей и вопросы конфиденциальности находятся всегда рядом. Правила обработки персональных данных пользователей – то, о чем необходимо помнить владельцам веб-сайтов и интернет-магазинов, в том числе зарубежных. Несмотря на то что Федеральный закон от 27. 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» допускает обработку персональных данных, если это нужно для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных, или для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных, ключевым правилом обработки персональных данных здесь выступает согласие субъекта на такую обработку. При этом согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным, так как обязанность по доказыванию получения такого согласия лежит на операторе.

Участники электронной торговли, претендующие выйти на российский рынок, должны учитывать и не так давно принятые правила о локализации персональных данных. Новшества законодательства о персональных данных предусматривают, что первичная обработка персональных данных российских граждан должна происходить в России. В связи с чем зарубежные компании, осуществляющие такую обработку первично, должны использовать базы данных, расположенные на территории России. Трансграничная передача персональных данных российских граждан, первичная обработка которых прошла в России, возможна при условии, что в стране, на территорию которой такие данные передаются, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.

Контроль за соблюдением требований о локализации и трансграничной передаче персональных данных осуществляет Роскомнадзор, при этом внимание уделено участникам электронной торговли, где обработка персональных данных потребителя происходит на каждом шагу посредством регистрации на сайте или в интернет-магазине, заполнения формы заказа, введения данных при оплате товара (услуги) и т.

В связи с этим рекомендуется принять ряд предупредительных мер, которые позволят минимизировать риски нарушений российского законодательства о персональных данных, особенно если зарубежная компания юридически не ведет коммерческой деятельности в России. К числу таких мероприятий можно отнести, например, разработку положения об обработке персональных данных, назначение ответственного за обработку, разработку формы согласия на обработку персональных данных, получение согласия субъекта на обработку персональных данных каждый раз, когда это предусмотрено российским законодательством.

Читать также:  Методы оценки эффективности электронной коммерции

Дополнительными обязанностями организаторов распространения информации в сети Интернет являются регистрация в реестре посредством подачи уведомления в Роскомнадзор и сотрудничество с российскими правоохранительными органами. Невыполнение требований, предусмотренных введенными в 2014 году антитеррористическими поправками, может повлечь за собой риски блокировки доступа к такому интернет-ресурсу (ст. 4 Закона № 149-ФЗ) и административную ответственность (ст. 31 КоАП РФ), которую можно будет оспорить только в судебном порядке.

В данной статье на основе изучения различных экономических и юридических исследований зарубежных ученых, сложившейся практики правового регулирования разных стран, а также нормотворческой деятельности международных организаций исследуется понятие «электронная коммерция». На основе изучения более 20 дефиниций данного понятия приводятся различные подходы к его определению в юридической науке.

Ключевые слова: электронная коммерция, электронный бизнес, электронная торговля, интернет-коммерция, унификация.

На современном этапе развития мировой экономике закладываются основы «новой» экономики», базовой отраслью которой являются информационные телекоммуникационные технологии благодаря которым выделилась новая сфера такая как «электронная коммерция». В настоящее время юридическая основа электронной коммерции находится на стадии формирования, однако, сам термин электронной коммерции неоднократно употребляется в официальных международных документах.

В настоящей статье будет предпринята попытка определить основные подходы к правовому регулированию понятия «электронной коммерции» на основе рассмотрения законодательства различных стран, а также нормативно-правовых актов международных организаций.

В настоящее время сложившаяся практика правового регулирования разных стран, а также опыт правотворческой деятельности международных организаций показывают, что дефиниции термина «электронная коммерция» отличаются друг от друга достаточно сильно. В связи с этим, выделим основные подходы к рассматриваемому явлению, сформировавшиеся в современной юридической науке.

Основные подходы к правовому регулированию понятия «электронная коммерция» в разных странах

Наибольшую реализацию нормотворческий процесс регулирования электронной коммерции получил в международных документах благодаря работе по унификации правового регулирования электронной коммерции и разработки единой терминологии в этой области. В данной сфере лидирующая роль принадлежит таким организациям, как Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), Всемирная торговая организация (далее – ВТО) и Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (далее – ЮНСИТРАЛ).

Однако в связи с относительной самостоятельностью разработки дефиниций каждой организацией определения электронной коммерции различаются друг от друга:

Таким образом, в международном праве существуют достаточно разные направления к определению термина «электронная коммерция», а также до сих пор нет унифицированного определения данного понятия ни в российской, ни в зарубежной практике. Неполнота правового закрепления понятия электронной коммерции породила неоднозначность трактовок и вариативность прочтения отдельных норм законодательства. Поэтому при разработке определения термина «электронная коммерция» российскими законодателями необходимо учитывать следующие положения:

— При разработке универсального определения электронной коммерции следует учитывать технологический аспект. С активным развитием информационных и компьютерных технологий появляются все новые способы передачи и обработки данных, поэтому определение термина «электронная коммерция» не должно содержать ограниченный перечень способов передачи данных, а достаточным будет являться указание примерного перечня таких способов с оговоркой их добавления, связанных с развитием технологий в данной области.

— Один из основных правовых принципов электронной коммерции состоит в том, что стороны, заключившие сделку, не вправе ставить под сомнение законность и действительность последней только на том основании, что она заключена электронным способом. Этот принцип, как правило, не закреплен в законе, а действует в качестве обычая делового оборота и исключительно в пределах специального соглашения между сторонами сделки о применении электронных средств.

Читать также:  Что составляет суть использования информационных технологий в системах электронной коммерции?

— При разработке определения понятия «электронная коммерция» необходимо учитывать его международный характер, опыт нормотворчества развитых стран, а также разработанные нормативные акты международных организаций.

На основе предложенных рекомендаций разработанное российскими законодателями определение понятия «электронная коммерция» будет наиболее полным, содержательным и современным.

Типовой закон об электронной коммерции Комиссии ООН по праву международной торговли 1996 г. , утвержденный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 51/162 от 16. 1996 // Издание Организации Объединенных Наций. – 2006. – Ст

Федеральный Закон «Об электронной торговле» (принят Государственной Думой РФ в первом чтении постановлением № 1582-III ГД от 6 июня 2001 года) // Ведомости ФС РФ. – 2001. – №17. – Ст. 988

Закон Республики Узбекистан от 29 апреля 2004 г. N 613-II «Об электронной коммерции» // «Собрание законодательства Республики Узбекистан». – 2004 г. – N 20. – Ст. 232

Ильичев С. Особенности налогообложения в сфере электронной коммерции. / С. Ильичев. – М. : Маркет ДС, 2004. – 188 с.

Мюллер В. Большой англо-русский и русско-английский словарь / Comprehensive English-Russian & Russian-English Dictionary / В. Мюллер. – М. : Эксмо, 2012. – 1008 с.

Попов В. , Маршавин Р. , Ляпунов С. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / Под ред. Попова. : Финансы и статистика, 2001. – 266 с.

Смирнов С. Электронный бизнес. / С. Смирнов – М. : ДМК Пресс; М. : Компания Ай Ти, 2003. – 240 с.

Эвод И. Электронная коммерция. Практическое руководство: Пер. с англ. / Илайес Эвод – СПб. : ООО «ДиаСофтЮП», 2002. – 608 с.

Бабкин Ф. Электронная коммерция и новые организационные формы компаний // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 1

Электронная торговля – «э-торговля» Всероссийская академия внешней торговли // Терминологический справочник по ВТО официальный сайт Всероссийской академии внешней торговли

Boegh-Nielsen, Peter, 2001, «EC-learnings: how to measure e-commerce?» presented at the International Statistical Institute, 2001 August.

Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000 on certain legal aspects of information society services, in particular electronic commerce, in the Internal Market (Directive on electronic commerce) Official Journal L 178 , 17/07/2000 P. 0001 — 0016

2004-575 Loi du 21 juin 2004. Loi pour la confiancedansl’ economienumerique (1) // JORF от 22. 2004.

Sec. 1104 (3) of the Internet Tax Freedom Act, Public Law 105 — 277 of October 21, 1998.

Towards the Age of the digital Economy – For Rapid Progress in the Japanese Economy and World Economic Growth in the 21stCentury. MinistryofInternationalTradeandIndustry, Government of Japan. 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): электронная коммерция, правовое регулирование, EDI, предпринимательская деятельность, международная торговля, сделка, сеть, термин, экономическая деятельность, электронный обмен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *