Закон об электронной торговле Кыргызской Республики от 22 декабря 2021 года № 154 «Об электронной торговой деятельности»

Что такое маркетплейсы и какова их роль на рынке Казахстана

Электронная торговля все шире применяется в Казахстане. Все большую долю товаров казахстанцы предпочитают покупать онлайн. В этом им помогают электронные торговые площадки –маркетплейсы.

Маркетплейсы – самая популярная бизнес-модель в е-commerce. Сам маркетплейс ничего не производит и не является собственником товара. Но он предоставляет владельцам товаров – производителям, дистрибьютерам, продавцам  – всю необходимую для онлайн-торговли инфрастуктуру:

  • сайт для заказа товаров покупателями;
  • рекламу;
  • систему приема оплаты;
  • склады временного хранения;
  • сеть пунктов выдачи;
  • систему доставки и т.д.

На сегодняшний день крупнейшими маркетплейсами в мире являются:

  • Alibaba;
  • JD.com;
  • Amazon;
  • Pinduoduo.

По данным 2020 г. 86% казахстанцев подключено к интернету, а также зарегистрировано 24,3 млн пользователей мобильной связи (т. у многих казахстанцев не один мобильный номер).

Основными категориями, наиболее популярными среди казахстанцев в сфере e-commerce, являются (в %):

Как видим, покупка на маркетплейсах занимает основную долю в структуре онлайн-покупок казахстанцев. При этом наибольшей популярностью среди наших граждан пользуются такие маркетплейсы, как:

  • Kaspi;
  • Lamoda;
  • Aliexpress;
  • Wildberries;
  • Ozon.

При этом, до настоящего момента электронная торговля в Казахстане проходила вне государственного регулирования и не облагалась какими-либо специальными налогами. маркетплейсы, торгуя на казахстанском рынке и получая платежи от казахстанских покупателей не платили в бюджет страны никаких налогов. Между тем так называемый «цифровой налог» успешно применяется к сфере e-commerce в 130 странах мира. Наконец решение о введении такого налога с 2022 г. принял и Казахстан.

Что такое цифровой налог и как он будет взиматься?

Новый цифровой налог будет введен в Казахстане с 01. 2022 г. В Налоговый Кодекс РК официально введен раздел 25, включающий в себя ст. 777-780, и регулирующий налогообложение иностранных компаний при осуществлении электронной торговли товарами, оказании услуг в электронной форме физическим лицам (закон РК №382-VI от 10. 2020 г. ) Уплачиваться он будет иностранными компаниями при реализации товаров, услуг через электронные сервисы, интернет-сайты.

В НК РК также закрепляется расшифровка основных используемых понятий, таких как:

  • иностранная компания — юрлицо-нерезидент или иная форма иностранной организации предпринимательской деятельности без образования юрлица;
  • интернет-площадка — информационная система, размещенная в Интернете, для организации электронной торговли товарами;
  • электронная торговля товарами — предпринимательская деятельность по реализации товаров физлицам, осуществляемая через интернет-площадку;
  • услуги в электронной форме — услуги, оказываемые физлицам, через сеть телекоммуникаций и Интернет.

Таким образом, с 01. 2022 г. иностранные интернет-компании (в т. маркетплейсы), действующие в Казахстане без образования юридического лица, приобретут налоговое обязательство по уплате НДС по ставке 12%. Уплачивать налог они должны будут при осуществлении ими электронной торговли товарами или оказании услуг в электронной форме физическим лицам – покупателям.

Однако, возникает вопрос, как же заставить иностранные компании платить налог, тем более, если у них нет представительства в Казахстане? Законодатели предусмотрели этот момент.

Во-первых, вводится процедура условной регистрации в качестве плательщика НДС. Иностранным компаниям потребуется только направить в КГД МФ РК письмо-подтверждение по почте на бумажном носителе и этого будет достаточно для прохождения регистрации в качестве плательщика НДС в Казахстане.

Письмо-подтверждение должно содержать:

  • полное наименование иностранной компании;
  • зарубежный номер государственной регистрации (или его аналог);
  • зарубежный номер налоговой регистрации (или его аналог) при наличии;
  • банковские реквизиты, с которых будет производиться уплата НДС;
  • зарубежные почтовые реквизиты (официальный электронный адрес, адрес места нахождения).

Во-вторых, НК РК четко определяет условия, когда могут возникнуть налоговые обязательства у иностранных компаний по уплате цифрового налога.

НДС будет исчисляться при продаже товаров и услуг физлицам онлайн если выполняется одно из следующих условий:

  • местом жительства покупателя является РК;
  • местом нахождения банка, в котором открыт банковский счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денег, через которого покупателем осуществляется оплата услуг, является территория РК;
  • сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РК;
  • международный код страны телефонного номера (в том числе мобильного), используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РК.
Читать также:  Приложения для создания веб-сайтов электронной коммерции

В-третьих, такие компании освобождены от выписки ЭСФ и сдачи налоговой отчетности в казахстанские налоговые органы. Также не обязательно иметь расчетный счет в казахстанском банке -оплату налога можно производить со своих расчетных банковских счетов за рубежом.

Таким образом, встать на учет по НДС в Казахстане иностранная компания будет обязана, если казахстанский покупатель, имеющий мобильный телефон и банковскую карту, зарегистрированные в Казахстане, решит совершить онлайн-покупку на маркетплейсе (например, на Aliexpress или на Wildberries). В этом случае покупка становится объектом налогообложения, а продавец становится условным плательщиком НДС.

Об основных принципах правового регулирования электронной коммерции

В целях обеспечения правовых условий для электронной коммерции, закрепления прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную коммерцию, определения правил совершения сделок с использованием электронных документов,  а также  признания электронных документов в качестве доказательств, Министерством экономики КР при поддержке Программы Содействия региональной торговле Центральной Азии GIZ, был разработан проект Закона Кыргызской Республики  «Об электронной коммерции».

Необходимо отметить, что в настоящее время в Кыргызстане отсутствует законодательная платформа для электронной коммерции. Участники рынка основываются на имеющихся положениях других нормативных актов.

В настоящее время правовой основой регулирования отношений в области электронной коммерции являются Конституция, Гражданский кодекс, Законы КР: «О защите прав потребителей»,  «О рекламе»,  «Об электронной подписи», «Об электронном управлении», «Об информации персонального характера», «О платежной системе», «Об авторском праве и смежных правах» и т. Однако, имеющиеся положения не достаточны для активного развития электронной коммерции. В связи, чем есть потребность в принятии законопроекта об электронной коммерции.

Данный проект закона состоит из 7 глав, в которых содержатся 21 статья.

Законопроект направлен на регулирование отношений, возникающих между сторонами при совершении сделок по продаже, покупке или поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг и иных, связанных с ними, юридических действий, образующих сферу электронной коммерции, включая участие или содействие в продаже покупке или поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг посредством информационных систем и информационно-коммуникационных технологий.

Законопроектом определены основные принципы правового регулирования электронной коммерции:

— обеспечение равенства участников гражданско-правовых отношений, свободы договора, беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, свободного перемещения товаров и финансовых средств,  гарантий судебной защиты прав участников электронной торговли, а также сохранения конфиденциальности и обеспечения безопасности данных;

— определяется круг участников электронной коммерции:

Участниками правоотношений в сфере электронной коммерции являются:

— организаторы аукционов, конкурсов и торгов;

— операторы платежных систем;

— операторы (провайдеры) связи;

— коммерческие банки;

— государственные и негосударственные учреждения и организации;

—  физические или юридические лица.

— устанавливаются общие требования к организации обмена электронными документами, а также порядок, условия и особенности хранения электронных документов, требования к защите персональных данных, а также ответственность участников правоотношений в сфере электронной коммерции за обеспечение безопасности.

— определены международные обязательства Кыргызской Республики при совершении международных электронных сделок и в случаях, когда одна из сторон не является субъектом КР и находится вне ее юрисдикции и ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики об электронной коммерции и рассмотрение споров, требования к участникам электронной коммерции при перевозке грузов.

Принятие Закона КР «Об электронной коммерции» позволит создать:

— безопасность обмена данными, в том числе за счет использования собственных защищенных каналов связи;

— поддержание стандартов и следование признанным международным сообществом процедурам торговой сделки;

— исключение «ухода» от налогов и создание дохода государству сборами с каждой сделки;

— обеспечение возможности сбора информации о сделках для удовлетворения потребностей государственной статистики.

Вместе с тем, данный законопроект требует проведения широкого, активного обсуждения с бизнес-сообществом  и гражданами,  пользователями Интернет, в связи с чем, Минэкономики разместило проект закона на сайте для проведения общественного обсуждения.

В этой связи, приглашаем всех участников электронной торговли принять участие в совместной работе над законопроектом «Об электронной коммерции», затрагивающего широкий спектр услуг посредством информационных систем и информационно-коммуникационных технологий, и выработке качественного НПА.

В настоящее время создается Межведомственная рабочая группа с участием представителей соответствующих министерств и ведомств, бизнес-сообщества страны для проведения Анализа регулятивного воздействия (АРВ) к данному законопроекту  в соответствии с Методикой проведения АРВ нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства КР от 30 сентября 2014 года.

Читать также:  Электронная коммерция и эффективные технологии электронной коммерции, которые помогут увеличить продажи Искусственная реальность, базы знаний и маркетинг

На сегодняшний день электронная торговля набирает большие обороты в нашей стране, но на самом деле построить такой бизнес совсем не просто. В этом материале мы вкратце расскажем, из каких этапов состоит создание интернет-магазина, что нужно сделать для его регистрации и начать легально торговать.

Условия, требования и этапы занятия электронной торговлей

Под электронной торговлей понимается деятельность по реализации товаров через интернет-магазин или интернет-площадку.

  • Составьте бизнес-план;
  • Привлеките инвестиции, найдите первоначальный капитал;
  • Разработайте сайт для вашего интернет-магазина. Распишите свои требования к нему, подберите примерные аналоги и обратитесь в профильные веб-студии, предварительно изучив стоимость их услуг и сопоставив со своим бюджетом на разработку;
  • Зарегистрируйтесь в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) либо юридического лица;
  • Уведомите налоговый орган о начале деятельности в сфере электронной торговли;
  • Продумайте логистику, т.е. закуп товаров, их хранение и доставку;
  • Наймите людей и организуйте их работу;
  • Проведите мероприятия по продвижению интернет-магазина (онлайн и офлайн);
  • Всегда помните о правах потребителей и своих обязательствах в качестве продавца.

Мы намеренно не будем углубляться в вопросы наличия бизнес-плана, первоначального капитала, а также организации работы интернет-магазина, т. это само с собой разумеющиеся требования, и успех бизнеса напрямую зависит от грамотного планирования и объема инвестиций.

Суметь найти свою нишу, подобрав товары, которые действительно заинтересуют людей, а также построить логистику – это весьма непростые задачи, требующие глубокий анализ и подготовку.

Важно учитывать, что при онлайн-торговле должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • товары реализуются физическим лицам;
  • оформление сделок происходит в электронной форме;
  • форма оплаты должна быть безналичная;
  • наличие службы доставки товаров, собственной либо по договору с лицами, осуществляющими услуги по перевозке грузов, курьерскую и (или) почтовую деятельность.

Регистрация в налоговом органе для занятия электронной торговлей

После того, как вы зарегистрировались в качестве ИП или ЮЛ, вам нужно уведомить Управление государственных доходов по месту нахождения (Налоговую) о постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности.

Это можно сделать бесплатно через онлайн-услугу портала электронного лицензирования «Уведомление о начале или прекращении деятельности в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности».

Права потребителей (покупателей)

Потребители имеют право на:

  • свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг);
  • просвещение в сфере защиты прав потребителей;
  • получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе);
  • приобретение безопасного товара (работы, услуги);
  • свободный выбор товара (работы, услуги);
  • надлежащее качество товара (работы, услуги);
  • обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;
  • возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги);
  • получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги);
  • предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша;
  • создание общественных объединений потребителей;
  • возмещение морального вреда;
  • защиту прав и законных интересов;
  • осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (изготовителем), на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца (изготовителя) покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму.

В случае если документ, подтверждающий факт приобретения товара, был утерян или по каким-либо причинам не выдан потребителю, то обмен или возврат товара должен быть произведен, если потребитель докажет факт покупки у данного продавца (изготовителя).

Читать также:  Помогли местному производителю. что такое импортозамещение в России

Продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение 14 календарных дней, если более длительный срок не установлен договором, со дня приобретения товара, за исключением:

  • лекарственных средств и медицинских изделий;
  • нательного белья;
  • чулочно-носочных изделий;
  • животных и растений;
  • метражных товаров, а именно тканей из волокон всех видов, трикотажного и гардинного полотна, меха искусственного, ковровых изделий, нетканых материалов, лент, кружева, тесьмы, проводов, шнуров, кабелей, линолеума, багета, пленки, клеенки;
  • абонентского устройства сотовой связи.

Также вы, как продавец, должны:

  • размещать ссылки на интернет-ресурсы (электронная торговая площадка, интернет-магазин, информационно-рекламная торговая площадка), с содержанием сведений об основных потребительских свойствах товара, наименовании продавца, его юридического адреса и абонентского номера, зарегистрированного у оператора сотовой связи РК;
  • предоставить перед заключением договора купли-продажи потребителю на казахском и (или) русском языках информацию о товаре, его стоимости, процедуре оплаты, условиях и стоимости доставки, гарантийном сроке (при его наличии);
  • при продаже товара по образцу и (или) описанию передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию;
  • иметь в наличии документы, подтверждающие право собственности продавца на товары, исключением являются товары собственного производства.

Часть 1: Общий обзор
Часть 2: Электронные паспорта
Часть 3: Электронные государственные услуги
Часть 4: Электронная цифровая подпись
Часть 5: Электронный документооборот
Часть 6: Электронные выборы
Часть 7: Электронные торги и закупки
Часть 8: Государственные информационные ресурсы и системы
Программа «Информационный Казахстан — 2020» должна быть реализована в два этапа: первый этап реализуется с 2013 года по 2017 год, второй этап – с 2018 по 2020 год. Целевые индикаторы для определения эффективности реализации государственной программы «Информационный Казахстан — 2020» установлены следующие (по задаче «Развитие «Электронного правительства»):

  • индекс «электронного правительства» (по методике ООН) в 2020 году должен находиться в числе первых 25 стран;
  • количество пользователей сети Интернет в 2020 году — 75 %;

Об авторе

Закон об электронной торговле Кыргызской Республики от 22 декабря 2021 года № 154 "Об электронной торговой деятельности"

Digital Report рассказывает о цифровой реальности, стремительно меняющей облик стран Евразии: от электронных государственных услуг и международных информационных войн до законодательных нововведений и тенденций рынка информационных технологий.

Как иностранные компании будут считать и оплачивать цифровой налог?

Помимо условной регистрации в качестве плательщика НДС иностранные компании должны будут исчислять и уплачивать цифровой налог в бюджет Казахстана. Как будет осуществляться контроль и администрирование цифрового налога?

Схема администрирования закреплена в поправках к НК РК. Устанавливается обязанность казахстанских банков и платежных организаций предоставлять налоговой информацию о суммах платежей и переводов, осуществленных физлицами в пользу иностранных компаний. казахстанскому бюджету не придется надеяться на сознательность иностранных интернет-компаний. Обязанность по отслеживанию объема оплат в их адрес ляжет на казахстанские банки –эмитенты платежных карт.

Отметим, что цифровым налогом будет облагаться не только покупка товаров, но и заказ услуг:

  • предоставление прав на использование ПО (включая компьютерные игры);
  • оказание рекламных услуг в сети Интернет;
  • услуги дата-центров;
  • предоставление доменных имен;
  • оказание услуг хостинга;
  • оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов;
  • предоставление доступа к поисковым системам в сети Интернет;
  • ведение статистики на сайтах в сети Интернет;
  • предоставление прав на использование электронных книг, изображений, музыкальных и аудиовизуальных произведений (просмотр или прослушивание).

Платить налог иностранные компании должны будут каждый квартал, не позднее 25 числа второго месяца, следующего за кварталом, по базовой ставке НДС – 12%. Стоимость реализованных товаров и услуг, оплаченных в иностранной валюте, пересчитывается в тенге по рыночному курсу валют, который определяется в последний рабочий день перед датой поступления оплаты за товар или услугу.

Министерство национальной экономики РК оценивает потенциальные поступления от иностранных интернет-компаний примерно в 2 млрд. тенге в год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *