Платформы-участники получат безопасные сделки (эскроу), а также налоговые льготы.
Президент Шавкат Мирзиёев 17 ноября подписал постановление о развитии в Узбекистане электронной коммерции (e-commerce). Документ опубликован на портале правительства.
С 1 июля 2022 года полностью заработает Открытая цифровая экосистема — комплекс информационных систем, связанных с электронной коммерцией.
Разработкой экосистемы и управлением ею займётся Центр цифровой трансформации при МИВТ (сейчас — Центр электронного кооперационного портала). Он должен обеспечить равный доступ к своей базе для всех платформ электронной коммерции.
Также Центр будет заведовать эскроу-счётом экосистемы. На него возлагается обеспечение проведения расчётов по аккредитивам, а также гарантированного исполнения сторонами своих договорных обязательств.
Платформы e-commerce, интегрированные в экосистему, обязаны размещать сведения о реализации товаров и услуг с их участием. Не допускается заключение сделок без указания цены товара или услуги.
До 1 января 2024 года для операторов e-commerce, интегрированных в Цифровую экосистему, ставка налога на прибыль снижается на 50%.
Кроме того, в соответствии со статьями 337 и 467 Налогового кодекса все налогоплательщики, занимающиеся электронной торговлей, будут платить налог на прибыль или налог с оборота по пониженной ставке.
Центр цифровой трансформации и ГНК должны интегрировать свои базы данных, чтобы информация об электронных продажах в цифровой экосистеме передавалась налоговым органам в реальном времени.
Ранее Spot публиковал кейсы от основателей интернет-магазинов Asaxiy и Banafa. uz в Узбекистане. Также Spot сообщал, что продавцов в соцсетях планируют признать самозанятыми.
Последние новости
Легализация самозанятых продавцов в соцсетях, список правил для онлайн-торговли и другое.
Законодательная палата Олий Мажлиса в первом чтении приняла законопроект «Об электронной коммерции», сообщил депутат Дониёр Ганиев.
Новая версия закона была разработана с целью развития местной сферы электронной торговли, а также повышения её доли в экономике Узбекистана. В документе отражён ряд дополнительных правовых аспектов, связанных с регулированием отношений в сфере онлайн-торговли.
Так, новая версия закона предусматривает право самозанятых лиц заниматься электронной коммерцией наравне с компаниями-юрлицами. Предложение легализовать индивидуальную онлайн-торговлю (например, продавцов в соцсетях) выдвигалось ещё в 2021 году.
В дополненной версии порядка составления электронных договоров теперь обозначены:
- допустимые требования оферты;
- особенности хранения электронных документов;
- порядок использования электронных систем;
- условия составления электронных документов и их юридическая сила.
Кроме этого, установлены допустимые способы проведения оплаты в электронной коммерции. Сюда входят наличные деньги, банковские переводы, оплата через платёжные системы, а также электронные деньги.
Согласно законопроекту, площадки электронной торговли будут должны создать систему безопасных платежей (эскроу-счета). В ней будут храниться деньги, выплаченные покупателем, до полного выполнения условий со стороны продавца.
Внедряется порядок импорта и экспорта цифровых продуктов (программное обеспечение, онлайн-услуги и др. ), а также их таможенного оформления. Действующее законодательство не охватывает цифровой импорт-экспорт — как считают специалисты, это создаёт барьеры для торговли ими.
Также законопроект устанавливает правила, предотвращающие недобросовестную конкуренцию. В частности, планируется запретить онлайн-продавцам:
- использовать поддельные интернет-ссылки и адреса;
- предлагать товары и услуги с нарушением прав интеллектуальной собственности;
- давать потребителям ложную или вводящую в заблуждение информацию;
- предоставлять неправильные сравнения и аналогии;
- вступать в предварительный сговор с другими предпринимателями.
Наконец, документ устанавливает права покупателей в сфере электронной торговли — до этого были определены только права и обязанности продавцов.
Ранее Spot писал, что ЦБ принял стандарты защиты прав пользователей финтех-сервисов.
Закон Республики Узбекистан от 29 апреля 2004 года № 613-II Об электронной коммерции
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области электронной коммерции.
Статья 2. Законодательство об электронной коммерции
Законодательство об электронной коммерции состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об электронной коммерции, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Электронная коммерция
Электронной коммерцией является купля-продажа товаров (работ, услуг), осуществляемая в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем (далее — договор в электронной коммерции).
Статья 4. Основные принципы электронной коммерции
Основными принципами электронной коммерции являются:
свобода осуществления предпринимательской деятельности в электронной коммерции;
добровольность заключения договоров в электронной коммерции;
равенство условий участия в электронной коммерции;
защита прав и законных интересов участников электронной коммерции.
Статья 5. Государственная политика в области электронной коммерции
Государственная политика в области электронной коммерции направлена на создание правовых, экономических, организационных, технических и иных условий для развития электронной коммерции.
Основными направлениями государственной политики в области электронной коммерции являются:
поддержка и стимулирование предпринимательской деятельности, осуществляемой посредством электронной коммерции;
создание условий для привлечения в сферу предпринимательства, осуществляемого посредством электронной коммерции, инвестиций, современных технологий и оборудования;
обеспечение субъектов предпринимательской деятельности правовой, экономической, статистической, производственно-технологической, научно-технической и иной информацией, необходимой для их деятельности в области электронной коммерции;
стимулирование научно-технических исследований, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области электронной коммерции;
международное сотрудничество в области электронной коммерции.
Статья 6. Государственное регулирование в области электронной коммерции
Государственное регулирование в области электронной коммерции осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан и специально уполномоченным им государственным органом в области электронной коммерции (далее — специально уполномоченный государственный орган).
Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области электронной коммерции
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию государственной политики в области электронной коммерции;
утверждает и реализует государственные программы в области электронной коммерции;
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
В Узбекистане с 1 апреля предлагается ввести порядок, согласно которому предприниматели, торгующие через интернет (в том числе соцсети и мессенджеры), будут обязаны уведомить налоговые органы о начале деятельности и получить специальные цифровые коды. Ожидается, что это увеличит собираемость налогов на 196 млрд сумов.
Государственный налоговый комитет Узбекистана вынес на обсуждение проект постановления президента «О создании благоприятных условий для совершенствования администрирования электронной коммерции и её дальнейшего развития».
В ГНК отмечают, что в сфере электронной коммерции существует ряд проблем и недостатков, связанных с нарушением прав потребителей и уклонением от уплаты налогов:
- отсутствие эффективного механизма учёта и контроля сделок, а также лиц, которые их совершают в цифровом пространстве;
- несовершенство инструментов идентификации участников электронной коммерции;
- отсутствие защиты прав потребителей, приобретающих товары (услуги) через электронную торговлю;
- сокрытие налоговой базы в неформальном секторе электронной коммерции.
Предприниматель сможет использовать в операциях виртуальные кассовые аппараты с функцией составления электронных договоров, накладных и доверенностей на получение товаров, а также передачи информации о расчетах в рамках электронной коммерции в налоговый орган в режиме онлайн.
Документ также предусматривает регистрацию продавцом и перевозчиком товарно-сопроводительных документов (счетов-фактур (инвойсов), накладных и других документов) в информационной платформе «Юк ташиш мониторинги».
Предприниматели будут уведомлять о начале деятельности в сфере интернет-торговли в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика. В свою очередь, Агентство госуслуг при Минюсте через автоматизированную систему будет проводить государственную регистрацию и ставить их на учёт, если предприниматель регистрируется в качестве нового хозяйствующего субъекта.
Ведение Национального реестра субъектов электронной коммерции планируется передать ГНК. Сейчас его ведёт Центр развития системы «Электронное правительство».
ГНК до 1 сентября будет поручена модернизация реестра с созданием на его базе единой информационной платформы по управлению электронной коммерцией «E-trade», обеспечивающей регистрацию и учёт участников электронной торговли.
До этого же срока на платформе «E-trade» поручено создать личный кабинет покупателей, позволяющий хранить историю покупок, учётные записи и электронные чеки, а также принять меры по обеспечению конфиденциальности данных.
Участники электронной коммерции смогут бесплатно пользоваться и размещать рекламу о продаже товаров (услуг) на единой платформе E-trade.
В проекте предусмотрены льготы и преференции для следующих участников рынка:
1) иностранные юрлица, реализующие услуги в электронной форме физлицам в Узбекистане, до 1 апреля будут освобождены от ответственности за нарушение сроков постановки на налоговый учет в качестве плательщика НДС;
2) для местных предпринимателей, надлежащим образом уведомивших налоговые органы о начале своей деятельности до 1 января 2023 года, ставки налога на прибыль и налога с оборота будут снижены на 50% независимо от регистрации в Национальном реестре субъектов электронной коммерции;
3) до 1 января 2023 года субъектам предпринимательства, осуществляющим электронную торговлю и зарегистрированные на одно физлицо в возрасте до 30 лет, предоставляется право на беспроцентную отсрочку следующих налоговых платежей:
- по налогу с оборота, налогу на имущество, земельному налогу, налогу на пользование водными ресурсами — без обращения в местные государственные органы, при условии их уплаты равными долями в течение 24 месяцев;
- по социальному налогу и налогу на доходы физлиц, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, — при условии уплаты равными долями в течение 24 месяцев.
Ожидается, что вступление изменений в силу увеличит собираемость налогов на 196 млрд сумов.
Обсуждение проекта документа продлится до 7 марта.
2004 г.
Электронной коммерцией является предпринимательская деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемая с использованием информационных систем.
Статья 4. Участники электронной коммерции
Участниками электронной коммерции являются юридические и физические лица, осуществляющие электронную коммерцию, а также юридические и физические лица, являющиеся покупателями соответствующих товаров (работ, услуг).
В электронной коммерции могут участвовать и информационные посредники. Информационными посредниками являются юридические и физические лица, оказывающие услуги, связанные с оборотом электронных документов.
Статья 5. Правовое положение участников
Участники электронной коммерции пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом, другими актами законодательства, а также заключенными ими договорами.
Участие в электронной коммерции не может являться основанием для установления в отношении ее участников требований или ограничений, дополнительных по отношению к предпринимательской деятельности, осуществляемой без использования информационных систем, если иное не установлено законодательством.
Статья 6. Информация о юридическом или физическом лице,
осуществляющем электронную коммерцию
Юридическое или физическое лицо, осуществляющее электронную коммерцию, обязано предоставлять покупателю товаров (работ, услуг) информацию либо обеспечивать доступ к информации, которая должна содержать:
полное наименование юридического лица с указанием его организационно-правовой формы или фамилию, имя и отчество физического лица;
почтовый и электронный адрес и сведения о его государственной регистрации;
сведения о наличии лицензии в случаях, предусмотренных законодательством.
Законодательством могут быть установлены и другие требования к информации о юридическом или физическом лице, осуществляющем электронную коммерцию.
Статья 7. Услуги информационных посредников
Услуги информационных посредников оказываются на договорной основе.
Информационные посредники не вправе изменять содержание электронных документов или порядок их использования, если иное не предусмотрено условиями договоров с участниками электронной коммерции.
Статья 8. Условия договора в электронной коммерции
Условия договора в электронной коммерции должны соответствовать требованиям законодательства.
Договор в электронной коммерции может содержать отдельные условия, включаемые в него путем отсылки к электронному документу, размещенному в общедоступном информационном ресурсе. В этом случае участник электронной коммерции, разместивший электронный документ, обязан обеспечить возможность свободного доступа к нему в течение срока, установленного законодательством или договором, а по истечении этого срока — обеспечить хранение данного электронного документа в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 9. Заключение договора в электронной коммерции
Договор в электронной коммерции может заключаться посредством:
обмена электронными документами;
отправления электронного документа о принятии оферты (предложения заключить договор), полученной не в виде электронного документа;
совершения действий по выполнению условий договора, содержащихся в оферте, полученной в виде электронного документа.
Договор в электронной коммерции признается заключенным в момент получения юридическим или физическим лицом, осуществляющим электронную коммерцию, электронного документа, содержащего акцепт (принятие предложения), либо совершения покупателем товаров (работ, услуг) действий, предусмотренных для акцепта в электронном документе, содержащем оферту.
Подтверждение получения электронного документа, содержащего оферту, без указания на согласие с условиями оферты, а равно бездействие покупателя товаров (работ, услуг) не является акцептом, если иное не установлено законодательством.
Если законодательством предусматривается обязанность стороны по договору предоставить другой стороне документ, связанный с заключением или исполнением договора, выполнение указанной обязанности производится независимо от способа заключения договора.
Договор в электронной коммерции не может быть признан недействительным только на том основании, что он заключен с использованием электронных документов, если иное не предусмотрено законодательством.
Статья 10. Приглашение делать оферты
Статья 11. Требования к оферте в электронной коммерции
Оферта, в том числе адресованная неопределенному кругу лиц, направляемая в целях заключения договора в электронной коммерции, должна содержать:
порядок заключения договора с использованием электронных документов;
возможность и порядок внесения изменений при согласовании условий договора;
порядок направления и отзыва акцепта посредством электронного документа;
указания на условия, включаемые в договор путем ссылки на электронный документ, размещенный в общедоступном информационном ресурсе.
Статья 12. Использование электронных документов
в качестве доказательства совершения сделки
Электронные документы могут быть использованы в качестве доказательства совершения сделок.
Статья 13. Разрешение споров
Споры в области электронной коммерции разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 14. Ответственность за нарушение законодательства
Лица, виновные в нарушении законодательства об электронной коммерции, несут ответственность в установленном порядке.
Республики Узбекистан И. Каримов
«Народное слово» N 105 (3458), 21 мая 2004 г.
«Собрание законодательства Республики Узбекистан»,
2004 г. , N 20, ст. 232
Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
2004, N 5, ст
Электронной коммерцией является купля-продажа товаров (работ, услуг), осуществляемая в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем (далее — договор в электронной коммерции).
Государственное регулирование в области электронной коммерции осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан и специально уполномоченным им государственным органом в области электронной коммерции (далее — специально уполномоченный государственный орган).
координирует деятельность государственных органов в области электронной коммерции;
обеспечивает международное сотрудничество в области электронной коммерции.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 8. Полномочия специально уполномоченного
Специально уполномоченный государственный орган:
участвует в формировании и реализации государственных программ в области электронной коммерции;
совместно с другими заинтересованными государственными органами и иными организациями, в пределах своих полномочий, разрабатывает и утверждает стандарты, нормы и правила в области электронной коммерции;
разрабатывает предложения по созданию условий для развития электронной коммерции;
принимает меры по защите прав и законных интересов участников электронной коммерции;
участвует в совершенствовании законодательства об электронной коммерции и обеспечении его исполнения;
организует исследования и мониторинг в области электронной коммерции.
Специально уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 9. Юридическая сила электронных документов
и электронных сообщений в электронной коммерции
Электронные документы, а также информация, зафиксированная в электронной форме, позволяющая идентифицировать ее отправителя (далее — электронные сообщения), в электронной коммерции приравниваются к документам на бумажном носителе, подписанным собственноручно, и могут быть использованы в качестве доказательства совершения сделок.
Договор в электронной коммерции не может быть признан недействительным только на том основании, что он заключен с использованием информационных систем.
Оферта в электронной коммерции формируется в виде электронного документа.
Ответ участника электронной коммерции о принятии оферты (акцепт) может осуществляться в виде электронного документа или электронного сообщения либо путем совершения действий по выполнению условий, содержащихся в оферте.
Статья 10. Участник электронной коммерции
Участник электронной коммерции — юридическое или физическое лицо, являющееся продавцом или покупателем товаров (работ, услуг) в электронной коммерции.
Продавцом товаров (работ, услуг) в электронной коммерции является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Участие в электронной коммерции не может являться основанием для установления в отношении ее участника требований или ограничений, дополнительных по отношению к предпринимательской деятельности, осуществляемой без использования информационных систем, если иное не установлено законом.
Статья 11. Права и обязанности участника
Участник электронной коммерции имеет право:
размещать (предлагать) оферту в информационных ресурсах, функционирующих в целях электронной коммерции;
реализовывать или приобретать товары (работы, услуги) путем заключения договоров в электронной коммерции;
передавать на хранение информационным посредникам электронные документы и электронные сообщения.
Участник электронной коммерции — продавец товаров (работ, услуг) обязан:
соблюдать требования законодательства о конкуренции и о защите прав потребителей при реализации товаров (работ, услуг) в электронной коммерции;
обеспечивать хранение электронных документов и электронных сообщений в соответствии с законодательством;
соблюдать стандарты, нормы и правила в области электронной коммерции.
Участник электронной коммерции — продавец товаров (работ, услуг) имеет право осуществлять электронную коммерцию с момента государственной регистрации, а в случае осуществления лицензируемых видов деятельности — с момента получения соответствующей лицензии.
Участник электронной коммерции может иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством и договором.
Статья 11-1. Расчеты в сфере электронной коммерции
Расчеты в сфере электронной коммерции осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан «Об электронных платежах», «Об электронном документообороте», настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 12. Информационный посредник
Информационным посредником является юридическое лицо, оказывающее услуги, связанные с оборотом электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции.
К информационным посредникам относятся:
операторы и провайдеры сетей телекоммуникаций, оказывающие услуги по обороту электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции;
банки, оказывающие услуги по обеспечению доступа к платежным системам и проведению платежей участников электронной коммерции;
юридические лица, осуществляющие организацию электронных ярмарок, аукционов и конкурсов;
юридические лица, оказывающие услуги по хранению электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции.
К информационным посредникам могут быть отнесены и иные юридические лица в соответствии с законодательством.
Статья 13. Права и обязанности
Информационный посредник имеет право:
оказывать на договорной основе услуги, связанные с оборотом электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции, в пределах своей компетенции;
определять условия оказываемых услуг участникам электронной коммерции.
Информационный посредник обязан:
соблюдать стандарты, нормы и правила в области электронной коммерции;
раскрывать участникам электронной коммерции информацию о своем полном наименовании, организационно-правовой форме, оказываемых услугах, условиях их оказания и стоимости (тарифах);
не изменять содержания электронных документов и электронных сообщений, порядок их использования, за исключением случаев, предусмотренных договорами с участниками электронной коммерции;
обеспечивать мерами защиты электронные документы, электронные сообщения и персональные данные от несанкционированного доступа;
не передавать третьим лицам электронные документы и электронные сообщения, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
Информационный посредник не несет ответственности за правовые последствия, связанные с содержанием передаваемых им электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции.
Информационный посредник может иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством и договором.
Статья 14. Условия договора в электронной коммерции
Статья 15. Заключение и исполнение договора
Договор в электронной коммерции может заключаться путем осуществления акцепта:
в виде электронного сообщения;
посредством совершения действий по выполнению условий, содержащихся в оферте.
Договор в электронной коммерции признается заключенным в момент получения участником электронной коммерции, направившим оферту, ее акцепта.
Документы, связанные с исполнением договора в электронной коммерции, могут быть оформлены в виде электронного документа или на бумажном носителе.
Статья 16. Требования к оферте в электронной коммерции
Оферта в электронной коммерции должна содержать:
полное наименование участника электронной коммерции, делающего оферту;
почтовый и электронный адрес участника электронной коммерции, делающего оферту;
в случаях, предусмотренных законодательством, сведения о наличии лицензии или документа разрешительного характера (номер лицензии или документа разрешительного характера, срок действия, наименование органа, уполномоченного выдавать лицензию или документ разрешительного характера);
порядок заключения договора в электронной коммерции;
возможность и порядок внесения изменений и дополнений в договор в электронной коммерции при согласовании его условий;
порядок направления и отзыва акцепта;
условия поставки и оплаты товаров (работ, услуг), а также предлагаемые цены (тарифы) на них;
Оферта в электронной коммерции может содержать и иную информацию в соответствии с законодательством.
Статья 17. Осуществление государственных
и корпоративных закупок в электронной коммерции
Организация и проведение государственных и корпоративных закупок в рамках электронной коммерции осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 18. Использование персональных данных
Запрещается использование персональных данных в целях, отличных от целей договора в электронной коммерции, и их передача третьим лицам, если иное не предусмотрено соглашением сторон и (или) законодательством.
Не допускается использование персональных данных без согласия их владельца для распространения оферты и (или) рекламы, в том числе путем массовой рассылки электронных документов или электронных сообщений.
Статья 19. Разрешение споров
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства
«Народное слово», 23 мая 2015 г.
25 мая 2015 г. , N 20, ст. 250
Текст документа с комментариями экспертов доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm
Опубликован проект закона об электронной коммерции в новой редакции
Отличия от действующего закона существенные хотя бы потому, что проект в несколько раз больше. Тут даются конкретные определения понятиям, четно определяется роль государства, права и обязанности участников, порядок заключения сделок и многое другое.
На портале обсуждения нормативно-правовых актов опубликован проект закона «Об электронной коммерции» в новой редакции. Отличия от действующего закона существенные хотя бы потому, что проект в несколько раз больше.
В документе дается четкое определение основным понятиям, таким как акцепт, импорт цифровых продуктов, оператор торговой платформы, система электронных платежей и многое другое.
Так, к примеру, указано, что электронная коммерция это осуществление сторонами сделки, предусмотренных законодательством действий и операций при заключении и исполнения сделок по продаже и поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а также совершение иных действий, в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем, направленных на извлечение прибыли, на основе исполнения электронных процедур.
Для сравнения, сейчас электронная коммерция определяется как купля-продажа товаров (работ, услуг), осуществляемая в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем.
Подробнейшим образом описываются участники электронной коммерции. К примеру, продавцами могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица (если продажа розничная, то надо открыть ИП).
Для сравнения, сейчас продавцом может быть лишь юрлицо или ИП независимо от того, розничная ли это продажа или продажа личных вещей.
Покупателем тоже могут физические и юридические лица, тогда как в действующем законе на этот счет ничего не сказано.
Дается определение бизнес-операторам — юрлицо, участвующее или способствующее совершению электронных сделок, а также оказывающее услуги, связанные с осуществлением электронных операций в электронной коммерции. Закреплено, что электронные операции могут быть реализованы через SMS и другими способами.
Подробно описан порядок оформления сделок с цифровыми продуктами, чего до этого тоже не было, как и расчеты и особенности, включая депонирование средств.
Всего в проекте закона 12 глав и 55 статей, тогда как в действующем законе — 20 статей.
Подробнее ознакомиться с проектом, внести в него свои предложения и замечания можно до 3 января.
- 2 087
- Поделиться
Депутаты приняли в первом чтении проект закона «Об электронной коммерции» в новой редакции. Документ предусматривает легализацию онлайн-продавцов, порядок импорта и экспорта цифровых продуктов и другое.
Законодательная палата Олий Мажлиса в первом чтении приняла проект закона «Об электронной коммерции» в новой редакции, сообщает Spot со ссылкой на депутата Дониёра Ганиева.
Обновлённая версия закона была разработана с целью развития сферы электронной торговли и повышения её доли в экономике Узбекистана. В документе отражён ряд дополнительных правовых аспектов, связанных с регулированием отношений в сфере онлайн-торговли.
Законопроектом предусматривается право самозанятых лиц заниматься электронной коммерцией наравне с компаниями, а также предлагается легализовать индивидуальную онлайн-торговлю (например, продавцов в соцсетях). Это предложение выдвигалось ещё в марте 2021 года.
Согласно проекту закона, площадки электронной торговли будут должны создать систему безопасных платежей (эскроу-счета). Там будут храниться деньги, выплаченные покупателем, до полного выполнения условий со стороны продавца.
Кроме того, внедряется порядок продажи, импорта и экспорта цифровых продуктов (программное обеспечение, онлайн-услуги и другое), а также их таможенного оформления. Депутат отметил, что действующее законодательство не охватывает импорт-экспорт цифровых услуг и товаров. Как считают специалисты, это создаёт барьеры для торговли ими.
Законопроект также предусматривает правила для предотвращения недобросовестной конкуренции. В частности, предлагается запретить онлайн-продавцам:
- использовать поддельные интернет-ссылки и адреса;
- вступать в предварительный сговор с другими предпринимателями;
- предлагать товары и услуги с нарушением прав интеллектуальной собственности;
- давать потребителям ложную или вводящую в заблуждение информацию;
- предоставлять неправильные сравнения и аналогии.
Документ также устанавливает права покупателей в сфере электронной торговли — раньше были определены только права и обязанности продавцов.