Платформы-участники получат безопасные сделки (эскроу), а также налоговые льготы.
Президент Шавкат Мирзиёев 17 ноября подписал постановление о развитии в Узбекистане электронной коммерции (e-commerce). Документ опубликован на портале правительства.
С 1 июля 2022 года полностью заработает Открытая цифровая экосистема — комплекс информационных систем, связанных с электронной коммерцией.
Разработкой экосистемы и управлением ею займётся Центр цифровой трансформации при МИВТ (сейчас — Центр электронного кооперационного портала). Он должен обеспечить равный доступ к своей базе для всех платформ электронной коммерции.
Также Центр будет заведовать эскроу-счётом экосистемы. На него возлагается обеспечение проведения расчётов по аккредитивам, а также гарантированного исполнения сторонами своих договорных обязательств.
Платформы e-commerce, интегрированные в экосистему, обязаны размещать сведения о реализации товаров и услуг с их участием. Не допускается заключение сделок без указания цены товара или услуги.
До 1 января 2024 года для операторов e-commerce, интегрированных в Цифровую экосистему, ставка налога на прибыль снижается на 50%.
Кроме того, в соответствии со статьями 337 и 467 Налогового кодекса все налогоплательщики, занимающиеся электронной торговлей, будут платить налог на прибыль или налог с оборота по пониженной ставке.
Центр цифровой трансформации и ГНК должны интегрировать свои базы данных, чтобы информация об электронных продажах в цифровой экосистеме передавалась налоговым органам в реальном времени.
Ранее Spot публиковал кейсы от основателей интернет-магазинов Asaxiy и Banafa. uz в Узбекистане. Также Spot сообщал, что продавцов в соцсетях планируют признать самозанятыми.
Последние новости
Легализация самозанятых продавцов в соцсетях, список правил для онлайн-торговли и другое.
Законодательная палата Олий Мажлиса в первом чтении приняла законопроект «Об электронной коммерции», сообщил депутат Дониёр Ганиев.
Новая версия закона была разработана с целью развития местной сферы электронной торговли, а также повышения её доли в экономике Узбекистана. В документе отражён ряд дополнительных правовых аспектов, связанных с регулированием отношений в сфере онлайн-торговли.
Так, новая версия закона предусматривает право самозанятых лиц заниматься электронной коммерцией наравне с компаниями-юрлицами. Предложение легализовать индивидуальную онлайн-торговлю (например, продавцов в соцсетях) выдвигалось ещё в 2021 году.
В дополненной версии порядка составления электронных договоров теперь обозначены:
- допустимые требования оферты;
- особенности хранения электронных документов;
- порядок использования электронных систем;
- условия составления электронных документов и их юридическая сила.
Кроме этого, установлены допустимые способы проведения оплаты в электронной коммерции. Сюда входят наличные деньги, банковские переводы, оплата через платёжные системы, а также электронные деньги.
Согласно законопроекту, площадки электронной торговли будут должны создать систему безопасных платежей (эскроу-счета). В ней будут храниться деньги, выплаченные покупателем, до полного выполнения условий со стороны продавца.
Внедряется порядок импорта и экспорта цифровых продуктов (программное обеспечение, онлайн-услуги и др. ), а также их таможенного оформления. Действующее законодательство не охватывает цифровой импорт-экспорт — как считают специалисты, это создаёт барьеры для торговли ими.
Также законопроект устанавливает правила, предотвращающие недобросовестную конкуренцию. В частности, планируется запретить онлайн-продавцам:
- использовать поддельные интернет-ссылки и адреса;
- предлагать товары и услуги с нарушением прав интеллектуальной собственности;
- давать потребителям ложную или вводящую в заблуждение информацию;
- предоставлять неправильные сравнения и аналогии;
- вступать в предварительный сговор с другими предпринимателями.
Наконец, документ устанавливает права покупателей в сфере электронной торговли — до этого были определены только права и обязанности продавцов.
Ранее Spot писал, что ЦБ принял стандарты защиты прав пользователей финтех-сервисов.
Закон Республики Узбекистан от 29 апреля 2004 года № 613-II Об электронной коммерции
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области электронной коммерции.
Статья 2. Законодательство об электронной коммерции
Законодательство об электронной коммерции состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об электронной коммерции, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Электронная коммерция
Электронной коммерцией является купля-продажа товаров (работ, услуг), осуществляемая в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем (далее — договор в электронной коммерции).
Статья 4. Основные принципы электронной коммерции
Основными принципами электронной коммерции являются:
свобода осуществления предпринимательской деятельности в электронной коммерции;
добровольность заключения договоров в электронной коммерции;
равенство условий участия в электронной коммерции;
защита прав и законных интересов участников электронной коммерции.
Статья 5. Государственная политика в области электронной коммерции
Государственная политика в области электронной коммерции направлена на создание правовых, экономических, организационных, технических и иных условий для развития электронной коммерции.
Основными направлениями государственной политики в области электронной коммерции являются:
поддержка и стимулирование предпринимательской деятельности, осуществляемой посредством электронной коммерции;
создание условий для привлечения в сферу предпринимательства, осуществляемого посредством электронной коммерции, инвестиций, современных технологий и оборудования;
обеспечение субъектов предпринимательской деятельности правовой, экономической, статистической, производственно-технологической, научно-технической и иной информацией, необходимой для их деятельности в области электронной коммерции;
стимулирование научно-технических исследований, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области электронной коммерции;
международное сотрудничество в области электронной коммерции.
Статья 6. Государственное регулирование в области электронной коммерции
Государственное регулирование в области электронной коммерции осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан и специально уполномоченным им государственным органом в области электронной коммерции (далее — специально уполномоченный государственный орган).
Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области электронной коммерции
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию государственной политики в области электронной коммерции;
утверждает и реализует государственные программы в области электронной коммерции;
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Текст документа с комментариями экспертов доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm
2004 г.
Электронной коммерцией является предпринимательская деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемая с использованием информационных систем.
Статья 4. Участники электронной коммерции
Участниками электронной коммерции являются юридические и физические лица, осуществляющие электронную коммерцию, а также юридические и физические лица, являющиеся покупателями соответствующих товаров (работ, услуг).
В электронной коммерции могут участвовать и информационные посредники. Информационными посредниками являются юридические и физические лица, оказывающие услуги, связанные с оборотом электронных документов.
Статья 5. Правовое положение участников
Участники электронной коммерции пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом, другими актами законодательства, а также заключенными ими договорами.
Участие в электронной коммерции не может являться основанием для установления в отношении ее участников требований или ограничений, дополнительных по отношению к предпринимательской деятельности, осуществляемой без использования информационных систем, если иное не установлено законодательством.
Статья 6. Информация о юридическом или физическом лице,
осуществляющем электронную коммерцию
Юридическое или физическое лицо, осуществляющее электронную коммерцию, обязано предоставлять покупателю товаров (работ, услуг) информацию либо обеспечивать доступ к информации, которая должна содержать:
полное наименование юридического лица с указанием его организационно-правовой формы или фамилию, имя и отчество физического лица;
почтовый и электронный адрес и сведения о его государственной регистрации;
сведения о наличии лицензии в случаях, предусмотренных законодательством.
Законодательством могут быть установлены и другие требования к информации о юридическом или физическом лице, осуществляющем электронную коммерцию.
Статья 7. Услуги информационных посредников
Услуги информационных посредников оказываются на договорной основе.
Информационные посредники не вправе изменять содержание электронных документов или порядок их использования, если иное не предусмотрено условиями договоров с участниками электронной коммерции.
Статья 8. Условия договора в электронной коммерции
Условия договора в электронной коммерции должны соответствовать требованиям законодательства.
Договор в электронной коммерции может содержать отдельные условия, включаемые в него путем отсылки к электронному документу, размещенному в общедоступном информационном ресурсе. В этом случае участник электронной коммерции, разместивший электронный документ, обязан обеспечить возможность свободного доступа к нему в течение срока, установленного законодательством или договором, а по истечении этого срока — обеспечить хранение данного электронного документа в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 9. Заключение договора в электронной коммерции
Договор в электронной коммерции может заключаться посредством:
обмена электронными документами;
отправления электронного документа о принятии оферты (предложения заключить договор), полученной не в виде электронного документа;
совершения действий по выполнению условий договора, содержащихся в оферте, полученной в виде электронного документа.
Договор в электронной коммерции признается заключенным в момент получения юридическим или физическим лицом, осуществляющим электронную коммерцию, электронного документа, содержащего акцепт (принятие предложения), либо совершения покупателем товаров (работ, услуг) действий, предусмотренных для акцепта в электронном документе, содержащем оферту.
Подтверждение получения электронного документа, содержащего оферту, без указания на согласие с условиями оферты, а равно бездействие покупателя товаров (работ, услуг) не является акцептом, если иное не установлено законодательством.
Если законодательством предусматривается обязанность стороны по договору предоставить другой стороне документ, связанный с заключением или исполнением договора, выполнение указанной обязанности производится независимо от способа заключения договора.
Договор в электронной коммерции не может быть признан недействительным только на том основании, что он заключен с использованием электронных документов, если иное не предусмотрено законодательством.
Статья 10. Приглашение делать оферты
Статья 11. Требования к оферте в электронной коммерции
Оферта, в том числе адресованная неопределенному кругу лиц, направляемая в целях заключения договора в электронной коммерции, должна содержать:
порядок заключения договора с использованием электронных документов;
возможность и порядок внесения изменений при согласовании условий договора;
порядок направления и отзыва акцепта посредством электронного документа;
указания на условия, включаемые в договор путем ссылки на электронный документ, размещенный в общедоступном информационном ресурсе.
Статья 12. Использование электронных документов
в качестве доказательства совершения сделки
Электронные документы могут быть использованы в качестве доказательства совершения сделок.
Статья 13. Разрешение споров
Споры в области электронной коммерции разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 14. Ответственность за нарушение законодательства
Лица, виновные в нарушении законодательства об электронной коммерции, несут ответственность в установленном порядке.
Республики Узбекистан И. Каримов
«Народное слово» N 105 (3458), 21 мая 2004 г.
«Собрание законодательства Республики Узбекистан»,
2004 г. , N 20, ст. 232
Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
2004, N 5, ст
Опубликован проект закона об электронной коммерции в новой редакции
Отличия от действующего закона существенные хотя бы потому, что проект в несколько раз больше. Тут даются конкретные определения понятиям, четно определяется роль государства, права и обязанности участников, порядок заключения сделок и многое другое.
На портале обсуждения нормативно-правовых актов опубликован проект закона «Об электронной коммерции» в новой редакции. Отличия от действующего закона существенные хотя бы потому, что проект в несколько раз больше.
В документе дается четкое определение основным понятиям, таким как акцепт, импорт цифровых продуктов, оператор торговой платформы, система электронных платежей и многое другое.
Так, к примеру, указано, что электронная коммерция это осуществление сторонами сделки, предусмотренных законодательством действий и операций при заключении и исполнения сделок по продаже и поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а также совершение иных действий, в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем, направленных на извлечение прибыли, на основе исполнения электронных процедур.
Для сравнения, сейчас электронная коммерция определяется как купля-продажа товаров (работ, услуг), осуществляемая в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем.
Подробнейшим образом описываются участники электронной коммерции. К примеру, продавцами могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица (если продажа розничная, то надо открыть ИП).
Для сравнения, сейчас продавцом может быть лишь юрлицо или ИП независимо от того, розничная ли это продажа или продажа личных вещей.
Покупателем тоже могут физические и юридические лица, тогда как в действующем законе на этот счет ничего не сказано.
Дается определение бизнес-операторам — юрлицо, участвующее или способствующее совершению электронных сделок, а также оказывающее услуги, связанные с осуществлением электронных операций в электронной коммерции. Закреплено, что электронные операции могут быть реализованы через SMS и другими способами.
Подробно описан порядок оформления сделок с цифровыми продуктами, чего до этого тоже не было, как и расчеты и особенности, включая депонирование средств.
Всего в проекте закона 12 глав и 55 статей, тогда как в действующем законе — 20 статей.
Подробнее ознакомиться с проектом, внести в него свои предложения и замечания можно до 3 января.
- 2 086
- Поделиться
ПРАВИЛА осуществления электронной коммерции
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1к Постановлению КМ РУз от 02. 2016 г. N 185
- Настоящие Правила в соответствии с законами Республики Узбекистан «Об электронной коммерции», «Об электронном документообороте» и другими нормативно-правовыми актами регламентируют осуществление реализации товаров (работ, услуг) в форме электронной коммерции.
- Действие настоящих Правил не распространяется на:
- государственные закупки товаров (работ и услуг), осуществляемые в соответствии с законодательством о государственных закупках;
- сделки, совершаемые на биржах, имеющих лицензии на право осуществления биржевой деятельности, а также в информационных системах информационных посредников;
- реализацию недвижимости, а также на сделку, которая подлежит нотариальному удостоверению или государственной регистрации в соответствии с законодательством.
При реализации товаров (работ, услуг) в форме электронной коммерции применяются отдельные нормы, направленные на упрощение процедур реализации товаров (работ, услуг), указанные в приложении N 1 настоящих Правил.
При этом реализация товаров (работ, услуг) в форме электронной коммерции не исключает получение соответствующего документа разрешительного характера, если необходимость его оформления вне электронной коммерции установлена законодательством.
акцепт — ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии;
информационная система — организационно упорядоченная совокупность информационных ресурсов, информационных технологий и средств связи, позволяющая осуществлять сбор, хранение, поиск, обработку и пользование информацией;
информационный посредник — юридическое лицо, оказывающее услуги, связанные с оборотом электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции;
информационный ресурс — информация, банк данных, база данных в электронной форме в составе информационной системы;
оферта — предложение, адресованное одному лицу, нескольким конкретным лицам или неопределенному кругу лиц, содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение (оферента), заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется;
покупатель — физическое лицо или субъекты предпринимательской деятельности (резиденты и нерезиденты Республики Узбекистан), приобретающие товары (работы, услуги) с использованием информационных систем для конечного потребления, использования в коммерческих целях, собственных производственно-хозяйственных нужд;
продавец — субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий реализацию товаров (работ, услуг) с использованием информационных систем;
участник электронной коммерции — юридическое или физическое лицо, являющееся продавцом или покупателем товаров (работ, услуг) в электронной коммерции;
электронная коммерция — купля-продажа товаров (работ, услуг), осуществляемая в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем;
электронная торговая площадка — программно-аппаратный комплекс организационных, информационных и технических решений, в том числе интернет-магазин, обеспечивающие взаимодействие продавца и покупателя (заказчика) через информационную систему для реализации товаров (работ, услуг);
электронное сообщение — информация, зафиксированная в электронной форме, позволяющая идентифицировать ее отправителя;
электронное средство — компьютер и (или) другое техническое оборудование, а также сети телекоммуникаций, предназначенные для обработки, хранения и обмена информацией в электронной форме;
электронный договор (далее — договор) — договор, заключаемый между продавцом и покупателем с использованием информационных систем на предмет купли-продажи товаров (работ, услуг);
электронный документ — информация, зафиксированная в электронной форме, подтвержденная электронной цифровой подписью и имеющая другие реквизиты электронного документа, позволяющие его идентифицировать.
III. СУБЪЕКТЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
размещать оферту в информационных ресурсах, функционирующих в целях электронной коммерции;
реализовывать товары (работы, услуги) путем заключения договоров;
передавать на хранение информационным посредникам электронные документы и электронные сообщения.
а) соблюдать требования законодательства о конкуренции и о защите прав потребителей при реализации товаров (работ, услуг) в электронной коммерции, в том числе по предоставлению покупателю необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах);
б) обеспечивать хранение в установленном порядке электронных документов и электронных сообщений;
в) обеспечивать другим участникам электронной коммерции соответствующий доступ к достоверной информации о себе в электронной форме на государственном языке, а при необходимости и на других языках, которая должна включать следующие сведения:
полное наименование субъекта предпринимательской деятельности с указанием его организационно-правовой формы — для юридического лица; фамилии, имени, отчества — для физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
сведения о государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика субъекта предпринимательской деятельности;
местонахождение (почтовый адрес), адрес электронной почты, номер контактного телефона;
в случаях, предусмотренных законодательством — сведения о наличии лицензии или документа разрешительного характера (номер лицензии или документа разрешительного характера, срок действия, наименование органа, уполномоченного выдавать лицензию или документ разрешительного характера).
операторы и провайдеры сетей телекоммуникаций, оказывающие услуги по обороту электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции;
банки, оказывающие услуги по обеспечению доступа к платежным системам и проведению платежей участников электронной коммерции;
юридические лица, осуществляющие организацию электронных ярмарок, аукционов и конкурсов;
юридические лица, оказывающие услуги по хранению электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции.
К информационным посредникам могут быть отнесены и иные юридические лица в соответствии с законодательством.
оказывать на договорной основе услуги, связанные с оборотом электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции, в пределах своей компетенции;
определять условия оказания услуг субъектам электронной коммерции.
соблюдать стандарты, нормы и правила в области электронной коммерции;
раскрывать субъектам электронной коммерции информацию о своем полном наименовании, организационно-правовой форме, оказываемых услугах, условиях их оказания и стоимости (тарифах);
не изменять содержания электронных документов и электронных сообщений, порядок их использования, за исключением случаев, предусмотренных заключенными с субъектами электронной коммерции договорами;
обеспечивать мерами защиты от несанкционированного доступа электронные документы, электронные сообщения и персональные данные;
не передавать третьим лицам электронные документы и электронные сообщения, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором;
организовать электронный архив данных, используемых при осуществлении электронной коммерции, обеспечив их хранение в установленном порядке;
обеспечивать целостность и конфиденциальность информации, содержащейся в информационных системах.
Информационный посредник может иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством и договором.
размещения оферты, осуществления акцепта и заключения договора в порядке, предусмотренном настоящими Правилами;
предоставления субъектам электронной коммерции доступа к информации, предусмотренной в соответствии с настоящими Правилами;
обеспечения безопасного обмена электронными документами и электронными сообщениями в соответствии с требованиями настоящих Правил;
хранения в установленном порядке электронных документов и электронных сообщений на серверах, расположенных на территории Республики Узбекистан.
в виде электронного документа, предусматривающего его подтверждение электронной цифровой подписью;
в виде электронного сообщения, текст которого содержит согласие участника электронной коммерции;
посредством совершения действий по выполнению условий, содержащихся в оферте.
основные права и обязанности сторон;
цена и характеристика товаров (работ, услуг) и порядок осуществления расчетов между сторонами;
гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
место и условия доставки (при наличии услуги доставки);
порядок и сроки исполнения обязательств;
возможность и порядок внесения изменений и дополнений в договор;
условия отказа от сделки;
условия и порядок возврата товара и денежных средств;
информацию о языке, на котором составляется договор;
условия, включаемые в договор посредством ссылки на электронный документ и электронное сообщение, и порядок доступа к соответствующей ссылке (при их наличии);
условия прекращения действия договора;
порядок разрешения споров;
местонахождение (почтовый адрес), электронный адрес и банковские реквизиты сторон;
другие условия, согласованные сторонами.
непосредственно участником электронной коммерции;
лицом, наделенным полномочиями действовать от имени участника электронной коммерции, в том числе информационным посредником;
информационной системой участника электронной коммерции или от его имени — системой, работающей в автоматическом режиме.
VII. ДОСТАВКА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
самостоятельно осуществить доставку собственным автомобильным транспортом на территории Республики Узбекистан без получения лицензии на осуществление городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, за исключением случаев, установленных законодательством;
использовать услуги третьих лиц, имеющих право оказывать услуги по доставке товаров;
использовать другие, не запрещенные законодательством способы доставки.
посредством применения расчетного терминала по приему платежей с использованием банковских пластиковых карт;
посредством перечисления средств с банковской пластиковой карты через персональный кабинет или через систему розничных платежей (онлайн-оплата);
посредством перечисления денежных средств с банковского счета.
VIII. ПОРЯДОК ОТКАЗА ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к Правилам
ОТДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ, направленные на упрощение процедур реализации товаров (работ, услуг) в форме
Закон об электронной коммерции (новая редакция)
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
(Новая редакция). N 613-II от 29. 2004 г.
Статья 5. Государственная политика в области электронной коммерции
Статья 6. Государственное регулирование в области электронной коммерции
Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области электронной коммерции
Статья 8. Полномочия специально уполномоченного государственного органа
Статья 9. Юридическая сила электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции
Статья 10. Участник электронной коммерции
Статья 11. Права и обязанности участника электронной коммерции
Статья 12. Информационный посредник
Статья 13. Права и обязанности информационного посредника
Статья 14. Условия договора в электронной коммерции
Статья 15. Заключение и исполнение договора в электронной коммерции
Статья 16. Требования к оферте в электронной коммерции
Статья 17. Осуществление государственных и корпоративных закупок в электронной коммерции
Статья 18. Использование персональных данных в электронной коммерции
Статья 19. Разрешение споров
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства об электронной коммерции
- свобода осуществления предпринимательской деятельности в электронной коммерции;
- добровольность заключения договоров в электронной коммерции;
- равенство условий участия в электронной коммерции;
- защита прав и законных интересов участников электронной коммерции.
- поддержка и стимулирование предпринимательской деятельности, осуществляемой посредством электронной коммерции;
- создание условий для привлечения в сферу предпринимательства, осуществляемого посредством электронной коммерции, инвестиций, современных технологий и оборудования;
- обеспечение субъектов предпринимательской деятельности правовой, экономической, статистической, производственно-технологической, научно-технической и иной информацией, необходимой для их деятельности в области электронной коммерции;
- стимулирование научно-технических исследований, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области электронной коммерции;
- международное сотрудничество в области электронной коммерции.
Статья 6. Государственное регулирование в области электронной коммерции
- обеспечивает реализацию государственной политики в области электронной коммерции;
- утверждает и реализует государственные программы в области электронной коммерции;
- координирует деятельность государственных органов в области электронной коммерции;
- обеспечивает международное сотрудничество в области электронной коммерции.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Специально уполномоченный государственный орган:
- участвует в формировании и реализации государственных программ в области электронной коммерции;
- совместно с другими заинтересованными государственными органами и иными организациями, в пределах своих полномочий, разрабатывает и утверждает стандарты, нормы и правила в области электронной коммерции;
- разрабатывает предложения по созданию условий для развития электронной коммерции;
- принимает меры по защите прав и законных интересов участников электронной коммерции;
- участвует в совершенствовании законодательства об электронной коммерции и обеспечении его исполнения;
- организует исследования и мониторинг в области электронной коммерции.
Специально уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Электронные документы, а также информация, зафиксированная в электронной форме, позволяющая идентифицировать ее отправителя (далее — электронные сообщения), в электронной коммерции приравниваются к документам на бумажном носителе, подписанным собственноручно, и могут быть использованы в качестве доказательства совершения сделок.
Договор в электронной коммерции не может быть признан недействительным только на том основании, что он заключен с использованием информационных систем.
Оферта в электронной коммерции формируется в виде электронного документа.
Ответ участника электронной коммерции о принятии оферты (акцепт) может осуществляться в виде электронного документа или электронного сообщения либо путем совершения действий по выполнению условий, содержащихся в оферте.
Участник электронной коммерции — юридическое или физическое лицо, являющееся продавцом или покупателем товаров (работ, услуг) в электронной коммерции.
Продавцом товаров (работ, услуг) в электронной коммерции является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Участие в электронной коммерции не может являться основанием для установления в отношении ее участника требований или ограничений, дополнительных по отношению к предпринимательской деятельности, осуществляемой без использования информационных систем, если иное не установлено законом.
Статья 11. Права и обязанности участника электронной коммерции
Участник электронной коммерции имеет право:
- размещать (предлагать) оферту в информационных ресурсах, функционирующих в целях электронной коммерции;
- реализовывать или приобретать товары (работы, услуги) путем заключения договоров в электронной коммерции;
- передавать на хранение информационным посредникам электронные документы и электронные сообщения.
- Участник электронной коммерции — продавец товаров (работ, услуг) обязан:
- соблюдать требования законодательства о конкуренции и о защите прав потребителей при реализации товаров (работ, услуг) в электронной коммерции;
- обеспечивать хранение электронных документов и электронных сообщений в соответствии с законодательством;
- соблюдать стандарты, нормы и правила в области электронной коммерции.
Участник электронной коммерции может иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством и договором.
Информационным посредником является юридическое лицо, оказывающее услуги, связанные с оборотом электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции.
К информационным посредникам относятся:
- операторы и провайдеры сетей телекоммуникаций, оказывающие услуги по обороту электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции;
- банки, оказывающие услуги по обеспечению доступа к платежным системам и проведению платежей участников электронной коммерции;
- юридические лица, осуществляющие организацию электронных ярмарок, аукционов и конкурсов;
- юридические лица, оказывающие услуги по хранению электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции.
Статья 13. Права и обязанности информационного посредника
Информационный посредник имеет право:
- оказывать на договорной основе услуги, связанные с оборотом электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции, в пределах своей компетенции;
- определять условия оказываемых услуг участникам электронной коммерции.
Информационный посредник обязан:
- соблюдать стандарты, нормы и правила в области электронной коммерции;
- раскрывать участникам электронной коммерции информацию о своем полном наименовании, организационно-правовой форме, оказываемых услугах, условиях их оказания и стоимости (тарифах);
- не изменять содержания электронных документов и электронных сообщений, порядок их использования, за исключением случаев, предусмотренных договорами с участниками электронной коммерции;
- обеспечивать мерами защиты электронные документы, электронные сообщения и персональные данные от несанкционированного доступа;
- не передавать третьим лицам электронные документы и электронные сообщения, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
Информационный посредник не несет ответственности за правовые последствия, связанные с содержанием передаваемых им электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции.
Договор в электронной коммерции может содержать отдельные условия, включаемые в него путем отсылки к электронному документу, размещенному в общедоступном информационном ресурсе. В этом случае участник электронной коммерции, разместивший электронный документ, обязан обеспечить возможность свободного доступа к нему в течение срока, установленного законодательством или договором, а по истечении этого срока — обеспечить хранение данного электронного документа в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 15. Заключение и исполнение договора в электронной коммерции
Договор в электронной коммерции может заключаться путем осуществления акцепта:
- в виде электронного документа;
- в виде электронного сообщения;
- посредством совершения действий по выполнению условий, содержащихся в оферте.
Договор в электронной коммерции признается заключенным в момент получения участником электронной коммерции, направившим оферту, ее акцепта.
Документы, связанные с исполнением договора в электронной коммерции, могут быть оформлены в виде электронного документа или на бумажном носителе.
Оферта в электронной коммерции должна содержать:
- полное наименование участника электронной коммерции, делающего оферту;
- почтовый и электронный адрес участника электронной коммерции, делающего оферту;
- в случаях, предусмотренных законодательством, сведения о наличии лицензии или документа разрешительного характера (номер лицензии или документа разрешительного характера, срок действия, наименование органа, уполномоченного выдавать лицензию или документ разрешительного характера);
- порядок заключения договора в электронной коммерции;
- возможность и порядок внесения изменений и дополнений в договор в электронной коммерции при согласовании его условий;
- порядок направления и отзыва акцепта;
- условия поставки и оплаты товаров (работ, услуг), а также предлагаемые цены (тарифы) на них;
- указания на условия, включаемые в договор путем ссылки на электронный документ, размещенный в общедоступном информационном ресурсе.
Оферта в электронной коммерции может содержать и иную информацию в соответствии с законодательством.
Статья 17. Осуществление государственных и корпоративных закупок в электронной коммерции
Организация и проведение государственных и корпоративных закупок в рамках электронной коммерции осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Запрещается использование персональных данных в целях, отличных от целей договора в электронной коммерции, и их передача третьим лицам, если иное не предусмотрено соглашением сторон и (или) законодательством.
Не допускается использование персональных данных без согласия их владельца для распространения оферты и (или) рекламы, в том числе путем массовой рассылки электронных документов или электронных сообщений.